12.06.2023
Ключевая цель новых изменений ценового регулирования – стимулирование продаж отечественных товаров
Совет Министров скорректировал постановление о системе регулирования цен. Постановление Правительства № 713 (3) подготовлено на основании предложений рабочих групп по развитию экономики регионов в современных условиях и экспертной рабочей группы, созданной МАРТ для взаимодействия по корректировке законодательства о ценах и ценообразовании. Ключевая задача изменений – создание условий для продвижения на внутреннем рынке товаров отечественного производства. Более подробно о новациях документа рассказал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Последние корректировки в постановление № 713, которым введено ценовое регулирование в Беларуси, выработаны на экспертной рабочей группе, которая действовала в МАРТ по поручению правительства. Ключевая цель изменений – это стимулирование продаж отечественных товаров путем предоставления возможности производителям гибко реагировать на изменения, происходящие на рынке, а также стимулировать продажи своих товаров в торговле», – сказал Иван Вежновец.
По его словам, к ключевым изменениям в первую очередь можно отнести предоставление возможности производителям выплачивать по отечественным товарам стимулирующие выплаты торговле для продвижения своих товаров. «Мы на уровне Министерства антимонопольного регулирования и торговли определим правила, по которым эти стимулирующие выплаты могут выплачиваться, а также перечень товаров, по которым такие выплаты будут запрещены. На текущий момент уже видим, что запрет в первую очередь будет введен по тем категориям товаров, где и без того почти на 100 % на рынке реализуется отечественная продукция. Соответственно этот механизм по данным группам задействовать нет необходимости», – рассказал первый замминистра.
«Стимулирующие выплаты будут четко регламентированы. Мы на текущий момент прорабатываем три направления. Первое – производители смогут платить определенный процент от увеличения объема продаж, причем это будет регламентировано одинаково для всех субъектов торговли для того, чтобы не было злоупотреблений. Проще говоря, берешь определенный объем товара – имеешь возможность получить соответствующую стимулирующую выплату, которая зависит от этого объема. Следующее направление – это стимулирующие выплаты за реализацию товаров на условиях, определенных производителем. Например, это реализация определенного количества товаров на условиях рассрочки либо при проведении определенной совместной акции или индивидуальной в отношении конкретного производителя. И третий вид вознаграждений – вознаграждения за осуществление доставки товаров, когда развоз по торговым объектам берет на себя торговля, а производитель частично эти затраты сможет компенсировать, – пояснил он. – Таких три ключевых направления сейчас заложены в проект, который подготовлен МАРТ, и полномочия по регулированию которых переданы МАРТ. Данные стимулирующие выплаты и этот порядок регламентируется для отечественных производителей и для непродовольственных импортных товаров. По продовольственным импортным товарам таких ограничений не предусматривается».
Кроме того, для производителей предусмотрены упрощения работы. «В первую очередь увеличена норма рентабельности с 10 % до 20 % по новым товарам, цены на которые не требуется согласовывать с государственными органами. Тем самым мы даем большую гибкость производителям при выводе новых продуктов на рынок», – сообщил Иван Вежновец.
Также для производителей предусмотрено изменение подходов по оптовым скидкам, которые они вправе предоставлять. «В предыдущей редакции постановления эта скидка ограничивалась 15 %. В настоящее время мы размер ограничения приравняли к величине надбавки импортера по соответствующей товарной группе. Это значит, что производители поставлены в равные условия с импортерами и смогут предоставлять оптовые скидки торговле для того, чтобы стимулировать продажи своих товаров на рынке», – отметил он.
Помимо этого, постановлением изменены определенные подходы по регулированию интернет-магазинов производителей. «Мы выровняли условия для производителей при продаже товаров в фирменных магазинах, которые не регулировались постановлением № 713. Такие же подходы введены для интернет-магазинов производителей либо интернет-магазинов, где продается продукция только одного производителя. Они также не будут регулироваться, что позволит производителям проводить единую политику в фирменных магазинах и в своих интернет-магазинах», – обратил внимание первый замминистра.
Незначительно откорректированы товарные группы, которые подпадают под регулирование. «Мы исключили те позиции, которые в высоком ценовом сегменте и пользуются незначительным спросом у населения, для того чтобы этот высокий ценовой сегмент не регулировать, а сконцентрироваться именно на товарах повседневного спроса. При этом количество регулируемых товарных групп сохранилось. Корректировки произошли только внутри товарной группы, выведен высокий ценовой сегмент», – сказал он.
Также постановлением предусмотрено выравнивание условий для продажи товаров отечественных производителей и товаров, которые ввозятся торговлей в качестве собственного импорта и реализуются в собственных торговых объектах. «Мы по таким товарам предусмотрели увеличение надбавки на отечественные товары на 10 процентных пунктов и одновременное снижение надбавки в таком же размере для собственного импорта торговли. Тем самым выравниваются условия реализации отечественных товаров и стимулируется их продажа в торговой сети», – отметил Иван Вежновец.
«На текущий момент мы этим постановлением решили главную задачу, которую перед нами обозначали производители. Это выравнивание условий для продажи отечественных и импортных товаров. В дальнейшем, мы, конечно же, продолжим анализ правоприменительной практики ценового регулирования. Экспертная группа, которая создана в министерстве, свою деятельность продолжит. Поэтому при необходимости в дальнейшем готовы рассматривать любые корректировки», – резюмировал первый заместитель Министра.
Как сообщалось, в 2022 году Глава государства по результатам совещания о ценовой ситуации в стране подписал Директиву № 10 «О недопустимости роста цен». Документ был принят в целях незамедлительного и жесткого реагирования на сложившуюся на потребительском рынке ситуацию. Затем постановлением правительства № 713 введена новая система регулирования цен. С тех пор в документ вносились корректировки. Текущие изменения – очередное совершенствование подходов к регулированию цен.
По информации
БЕЛТА
Для привлечения инвестиций. В Беларуси планируют скорректировать закон о потребкооперации
В Беларуси планируется скорректировать Закон о потребительской кооперации. Об этом сообщила председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ Инесса Короткевич на пресс-конференции, посвященной развитию потребительской кооперации, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В этом году мы начали очень большую работу по внесению изменений в этот закон. Это делается для того, чтобы в ближайшем будущем мы могли не только за счет привлеченных кредитных ресурсов или за счет помощи государства инвестировать в нашу систему (в материально-техническую базу, техперевооружение), а могли привлекать частных инвесторов, в том числе зарубежных», – отметила Инесса Короткевич.
По ее словам, потребность в развитии инфраструктуры велика и есть интерес в отдельных видах хозяйственной деятельности (заготовительной, торговле, общественном питании, реальном секторе экономики) создавать совместные предприятия. «Мы будем готовы к этому. Самое главное – заслужить положительную оценку у населения и выполнить нашу социальную функцию. Обслуживание должно быть на очень высоком уровне», – подчеркнула Инесса Короткевич.
Закон о потребительской кооперации определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ, их союзов в Беларуси.
По информации
БЕЛТА
МАРТ: интернет-магазины с 11 июля будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей
Интернет-магазины с 11 июля будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Об этом рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре
БЕЛТА.
Судя по обращениям в МАРТ, а также запросам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые пытаются разобраться, как правильно действовать в рамках законодательства, интернет-магазины в Беларуси пользуются большой популярностью, отметила Инна Гаврильчик. «Мы видим, что это очень популярно, покупок очень много. Об этом же свидетельствует рост количества интернет-магазинов в стране. По состоянию на 1 января 2025 года в Беларуси была зарегистрирована почти 31 тыс. интернет-магазинов – это в 2,6 раза больше, чем в 2020 году», – рассказала Инна Гаврильчик.
С ростом популярности взаимоотношения интернет-площадок с потребителями также начали строиться более активно. Возникла необходимость регулирования этой сферы деятельности. В чистом виде интернет-площадка не являлась до недавнего времени стороной во взаимоотношениях с потребителем. «У нас взаимоотношения такие: потребитель – продавец интернет-торговли. Но площадка – это тоже ресурс, который оказывает потребительские услуги, предоставляет информацию о товарах, возможность оплатить, заказать и так далее», – пояснила начальник управления.
Регулирование этой сферы уже началось: в правила дистанционной торговли были внесены изменения о том, какой ресурс является интернет-площадкой, кто является владельцем интернет-площадки, а также дано определение пунктам выдачи заказов, что тоже актуально для потребителей. «С 11 июля вступают в действие нормы, которые предусматривают обязанность интернет-площадок и интернет-магазинов отвечать на электронные обращения потребителей. До этого времени такой обязанности не было», – сказала представитель МАРТ.
Зачастую на интернет-площадках присутствуют продавцы не из Беларуси, что затрудняет разрешение потребительских споров, восстановление нарушенных прав. В связи с этим в перспективе планируется возложить на интернет-площадку такие же обязанности, как и у продавца. «Если продавца нет в Республике Беларусь, но через интернет-площадку потребитель заказал товары, он пытается обратиться к продавцу – тот не реагирует, значит, он имеет право обратиться к интернет-площадке. Например, сдать некачественный товар, потребовать возврат денег за этот некачественный товар», – пояснила Инна Гаврильчик.
По информации
БЕЛТА
Вступили в силу изменения в квалификационных требованиях! Объясняем, кого это затронет
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 мая 2025 г. № 41 «Об изменении постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
Постановлением внесены изменения в тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих:
-
аппаратчик получения технического углерода 4-го разряда (содержится в разделе «Производство технического углерода» выпуска 31 ЕТКС), в части дополнения разделов «Характеристика работ» и «Должен знать» оборудованием, работающим под избыточным давлением, газоиспользующего оборудования, входящего в технологическую установку;
-
аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции 4-го разряда (содержится в выпуске 24 ЕТКС «Общие профессии химических производств») в части дополнения раздела «Характеристика работ» сосудами, работающими под избыточным давлением, раздела «Примеры работ» – производством технического углерода;
-
накладчик на печатных машинах 1-го, 2-го разрядов (содержится в разделе «Печатные процессы» выпуска 55 ЕТКС), в части дополнения раздела «Характеристика работ» работами по использованию 3-D принтера и другого печатающего оборудования, раздела «Должен знать» соответствующими знаниями.
Данные изменения внесены в тарифно-квалификационные характеристики в связи с освоением в производстве новых технологий, видов продукции, приобретением современного оборудования, ранее не используемого в деятельности организаций.
Одновременно изложены в новой редакции перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных выпусками 24, 31 и 55 ЕТКС, с указанием их наименований по ранее действовавшим выпускам ЕТКС и перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных ранее действовавшими выпусками ЕТКС, с указанием измененных наименований профессий, разделов и номеров выпусков, включенных в 24, 31 и 55 выпуски ЕТКС.
Постановление вступает в силу с 9 июля 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА
Постановлением Правительства в Беларуси внесены важные изменения в законодательство в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Совета Министров.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр.
Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.
При этом изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
«Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств – членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011».
При этом для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства, начиная с 1 января 2026 г.
По информации
БЕЛТА