08.06.2023
О концептуальных положениях законопроекта о предпринимателях
31 мая на заседании девятой сессии Палаты представителей седьмого созыва депутаты приняли в первом чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности». Документ готовится ко второму чтению и активно обсуждался в регионах с представителями республиканских и местных органов власти, субъектов хозяйствования. О концептуальных положениях законопроекта на семинаре-совещании на тему «Правовые и практические аспекты реформирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь» рассказал Министр экономики Александр Червяков, сообщает
БЕЛТА.
Первое концептуальное положение законопроекта – законодательно закрепляется новая структура бизнеса, состоящая из двух категорий.
По словам Александра Червякова, документ нацелен на упорядочение условий деятельности субъектов хозяйствования, создание понятных условий для ведения бизнеса, предоставление стимулов для организаций и масштабирования своего дела. «Данный документ уже глубоко изучен общественностью», – добавил он.
Первая категория – это юридические лица, в структуре которых выделяются малые (с численностью работающих до ста человек) и средние (с численностью до 250 человек) коммерческие организации. «Отказ от категорирования микроорганизаций не означает потерю ныне предусмотренных преференций. Напротив, законопроектом предлагается создать особый режим деятельности для более широкой категории субъектов с численностью рабочих до 50 человек с условиями не хуже, чем для индивидуальных предпринимателей либо микроорганизаций. Таким образом мы повышаем привлекательность бизнес-среды. В том числе по сравнению с Российской Федерацией, где порог гарантированного государством особого режима остается прежним – 15 работающих», – пояснил Министр.
Вторая категория – это физические лица, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, ремесленников, владельцев агроусадеб и самозанятых. «Данные направления уже сегодня существуют в обществе и являются простыми для понимания наших граждан», – отметил Александр Червяков.
Полномочия по определению видов деятельности, разрешенных для физических лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность, кроме агроэкотуризма, делегированы Правительству. Это позволит оперативно реагировать на динамику изменений экономических процессов, запрос рынка и общества, уверен глава ведомства.
После принятия законопроекта в первом чтении правительство поручило всем органам-регуляторам отработать списки видов деятельности и внести обоснованные предложения до 8 июня текущего года. «Если говорить о принципах формирования этих перечней, то во-первых – это создание равной конкурентной среды между физлицами, в первую очередь ИП, и компаниями. Во-вторых – сохранение социальной стабильности, то есть создание инфраструктуры социального обслуживания населения и экономических интересов общества (рабочие места, уровень доходов и так далее). Также в целях защиты жизни и здоровья покупателей товаров законопроектом предусмотрена корректировка закона о защите прав потребителей. На физических лиц, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность, будет распространяться ответственность за качество и безопасность производимых ими товаров, работ и услуг», – рассказал Министр.
Второе концептуальное положение закона является ключевым – это формирование системы стимулов для управляемого перетока граждан в формат юридического лица и укрупнения бизнеса. «Именно на это нацелен наш закон. Для этого вводится особый порядок «день в день» для перехода индивидуальных предпринимателей в коммерческую организацию с преемственностью по всем правам и обязанностям перед бюджетом и контрагентами», – отметил Александр Червяков.
Чтобы трансформационные процессы для субъектов предпринимательства проходили максимально бесшовно и без социальных потрясений, проектом закона предлагается установить переходный период для определения индивидуальными предпринимателями, деятельность которых не войдет в разрешительный перечень, своего юридического статуса. «Этот период будет длиться до 31 декабря 2025 года. Это вполне достаточное время, чтобы определиться куда и в каком направлении двигаться. Таким образом, даже при условии вступления закона в силу с 1 января 2024 года на осмысление и принятие решений у индивидуальных предпринимателей будет практически два полных календарных года», – заверил Министр.
Третье концептуальное положение – развитие института государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. В частности, в целях расширения доступа бизнеса к финансовым ресурсам предусмотрена возможность распространения инструментов государственной финансовой поддержки на субъекты среднего предпринимательства. «Сегодня они доступны только для малого бизнеса. Закрепляем на правовом уровне механизм предоставления Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей поручительства по обязательствам субъектов хозяйствования. Также мы вводим возможность выделения субъектам малого и среднего предпринимательства средств на безвозмездной основе - так называемые гранты», – рассказал Александр Червяков.
Установление порядка и условий предоставления государственной финансовой поддержки предлагается отнести к компетенции Совета Министров. Право на определение направлений и целей господдержки, оказываемой за счет средств местных бюджетов, делегируется областным и Минскому городскому исполнительным комитетам. Такой подход позволит придать государственной поддержке предпринимательства необходимую гибкость и повысить эффективность ее применения, уверен Министр.
С мая текущего года проходит общественное обсуждение законопроекта. Представители Министерства экономики совместно с парламентариями посетили почти все регионы страны и обсудили предлагаемые новеллы с представителями местных деловых кругов и органов власти. «Практически ежедневно в Палате представителей эксперты отрабатывают данный проект. Со всеми заинтересованными государственными органами рассматривается каждое замечание и предложение, прежде всего от представителей бизнес-сообщества. Надеюсь, что мы сможем выстроить рабочую систему предпринимательской деятельности, которая обеспечит простоту и прозрачность требований к ведению бизнеса, исключит недобросовестную конкуренцию граждан с юридическими лицами и создаст своеобразный социальный лифт для развития своего дела за счет возможности трансформации ИП в юрлица», – заключил Александр Червяков.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики: По итогам первого полугодия 2025-го сохраняется высокий темп роста инвестиций и реальных доходов населения
Как ранее сообщал Белстат, темп роста ВВП по итогам 6 месяцев составил 102,1 %. Некоторое замедление связано со снижением темпов производства в ряде отраслей на фоне общего замедления мирового экономического роста. На результаты в сельском хозяйстве оказали влияние неблагоприятные погодные условия: существенно смещены сроки уборки зерновых и заготовки травяных кормов.
Драйверами выступили такие отрасли как строительство (110,8 %) и информация и связь (104,8 %).
Розничный товарооборот за январь–июнь прибавил 9,0 %, что обусловлено ростом реальных доходов населения (10,5 % по итогам января–мая).
В первом полугодии сохраняется тренд на опережающий прогноз рост инвестиций в основной капитал – «плюс» 14 %. Предприятия продолжают активно вкладывать в технологическое развитие и модернизацию: затраты на приобретение машин и оборудования увеличились более чем на 20 %.
Высокая динамика обеспечена в строительной сфере: за 6 месяцев введено в эксплуатацию 1848,5 тыс. кв. метров жилья – 109,5 % к уровню аналогичного периода прошлого года.
Экспорт товаров и услуг в январе–мае 2025 г. превысил уровень прошлого года. Продолжается наращивание поставок в страны «дальней дуги»: в страны Африки – рост в 1,6 раза, в страны Латинской Америки – почти в 1,7 раза, Юго-Восточной и Центральной Азии – на 25 %.
Высокими темпами растет экспорт услуг. По итогам января–мая 2025 г. увеличение на 15,7 %.
Устойчивая работа экономики позволяет обеспечивать рост уровня доходов населения. Заработная плата в январе–мае 2025 г. составила 2546,3 рублей, средний размер трудовых пенсий превысил 916 рублей.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Законопроект о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования обсудили в Палате представителей
16 июля 2025 г. состоялось заседание рабочей группы по доработке проекта Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (второе чтение).
Заседание с участием членов Постоянной комиссии по экономической политике, представителей Министерства юстиции и Министерства труда и социальной защиты, Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь провел председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Николайкин В.П.
В ходе заседания были обсуждены варианты корректировки ряда норм законопроекта, касающихся в том числе урегулирования трудовых отношений при отмене реорганизации юридического лица, прекращения трудовых отношений с руководителем организации при создании ликвидационной комиссии, оснований для обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
«Полная автоматизация процесса». Как ИП будут взаимодействовать с Фондом социальной защиты населения
Как будет строиться взаимодействие индивидуальных предпринимателей и Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), на брифинге сообщила заместитель управляющего ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Екатерина Лихачева, передает корреспондент
БЕЛТА.
Екатерина Лихачева отметила, что новации закона, подписанного Президентом 12 июля, коснулись и индивидуальных предпринимателей. «Во-первых, мы видели, что есть потребность в изменении сроков уплаты взносов. Ранее взносы уплачивались не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Согласно новому закону – до 31 марта года, следующего за отчетным. То есть сдвинут срок вперед на один месяц», – сказала она.
До изменений взносы уплачивались за период осуществления деятельности и составляли 35 % от минимальной заработной платы за каждый месяц деятельности. «Мы понимали, что если у ИП доходы небольшие и нет той минимальной заработной платы, то взносы были несоизмеримо большими по сравнению с получаемым доходом. Мы видели обращения и потребность в изменениях, поэтому, поработав с Министерством по налогам и сборам, немного изменили подходы», – поделилась Екатерина Лихачева.
Теперь ФСЗН будет ежегодно получать данные о чистом доходе. «Если этот доход не превышает 12 минимальных заработных плат в год, взносы будут выплачиваться из фактического дохода. Это та норма, которую просили ряд предпринимателей. При доходе 12 минимальных заработных плат и выше, взносы будут выплачиваться, как и раньше – 35 % от размера 12 минимальных заработных плат», – отметила она.
Рассказывая о том, как будет строиться взаимодействие, Екатерина Лихачева подчеркнула: «Вся информация поступает в фонд, он сам рассчитывает задолженность, индивидуальным предпринимателям не нужно предоставлять документы персонифицированного учета. Мы полностью автоматизируем процесс: рассчитываем задолженность, направляем уведомление индивидуальному предпринимателю, он ее оплачивает, и после этого мы предоставляем за него документы персонифицированного учета. То есть будет полное удаленное автоматизированное взаимодействие с индивидуальным предпринимателем».
Индивидуальные предприниматели могут вносить взносы ежемесячно. «То есть человек всегда может организовывать свою финансовую нагрузку. Это будут авансовые платежи, потому что в законе прозрачно указано, из чего мы берем взносы. Человек, работая в качестве ИП, видит свои доходы и понимает, достигнет ли он 12 минимальных зарплат. Поэтому платить взносы можно всегда, переплату мы вернем», – отметила Екатерина Лихачева.
Управляющий Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Вадим Шепелевич отметил, что основные нормы документа вступают в силу через месяц после его официального опубликования. Целью изменений является повышение социальных гарантий граждан, применение более справедливых подходов для всех участников обязательного государственного социального страхования, а также приведение норм законодательства о государственном социальном страховании в соответствие со смежным законодательством.
По информации
БЕЛТА
Изменения коснутся исключительно физических лиц. Какие корректировки планируются в Налоговый кодекс
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации
БЕЛТА
Корректируются 48 статей. Какие изменения затронут Водный кодекс Республики Беларусь
В Палате представителей идет работа над законопроектом об изменении Водного кодекса Республики Беларусь. Он внесен 8 июля Советом Министров и готовится к рассмотрению в первом чтении. Законопроект нацелен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса и его приведения в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров в феврале 2022 года. О новациях проекта закона корреспонденту
БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей Владимир Бабичев.
По его словам, корректировка Водного кодекса основана на результатах научных исследований и правоприменительной практики. «С учетом десятилетней практики применения Водного кодекса концептуальные изменения затрагивают 48 статей, в том числе 22 статьи предлагается изложить в новой редакции, – рассказал Владимир Бабичев. – В целях обеспечения единства терминологии понятийный аппарат дополнен 19 новыми терминами и их определениями, что позволяет усовершенствовать терминологический словарь, который представлен новой редакцией Водного кодекса».
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
«Вносятся изменения по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройства. На сегодняшний день на практике их обеспечить в полной мере не предоставляется возможным, так как отсутствуют правовые основания для принятия местными исполнительными и распорядительными органами таких решений. Также будет уточнен порядок установления запретов и ограничений на осуществление общего водопользования. Пересмотрен перечень поверхностных водных объектов, на которые распространяется обособленное водопользование, – уточнил депутат. – Принятие закона позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, внесет комплексность в правовое регулирование соответствующей сферы общественных отношений».
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей. 12 июля состоится ее заседание. «Как ожидается в этот день разработчик – Министерство природных ресурсов и окружающей среды – представит депутатам ключевые положения документа, мы определим дальнейшие шаги по работе с ними и по взаимодействию с заинтересованными структурами», – отметил Владимир Бабичев.
Новации коснутся достаточно большого круга лиц. «Если мы говорим о нормативно-правовой базе, то, например, при переработке Водного кодекса затрагивается Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», но понятное дело, основной закон – «Об охране окружающей среды». По этим подзаконным документам работают многие отраслевые организации, предприятия, сферы и т.д. Например, это будет очень интересно для предпринимателей, для тех, кто ведет и развивает сегодня туристический бизнес, где есть лодочные станции, пирсы для купания и так далее. Сегодня люди обращаются с этими вопросами к нам в ходе проведения личных приемов, – пояснил парламентарий. – Конечно, также законопроект затрагивает Закон «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» – будут нормы статей, которые позволяют самостоятельно принимать решения на местах. Будет пересмотрен состав бассейновых советов, которые возглавляют руководители областных исполкомов».
Комплексная переработка Водного кодекса Республики Беларусь продиктована временем, основана на результатах научных исследований и обоснована десятилетней правоприменительной практикой.
«Предлагается более четкое разграничение существующих сфер регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. По результатам инвентаризации поверхностных водных объектов будут изменены подходы к присвоению водным объектам соответствующей классификации. Также уточняется перечень поверхностных водных объектов, в отношении которых не требуется проведение оценки экологического состояния», – пояснил депутат
Владимир Бабичев дополнил, что изменения также обусловлены изменениями климата и природной среды, строительством новых объектов и совершенствованием поверхностных и глубоководных водных ресурсов. Прогресс требует обновления законодательства, и именно поэтому Водный кодекс будет совершенствоваться, что будет способствовать упорядочению законодательных актов в данной области и позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, в том числе комплексность правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По информации
БЕЛТА