/ / Общественно-политические
02.06.2023

Владимир Андрейченко – об электоральном суверенитете, ближайших избирательных кампаниях, деградации западной демократии

В будущем году нас ждут выборы депутатов местных Советов и в Парламент, а в 2025-м – президентские выборы. Об актуальных вопросах избирательного процесса, волнующих белорусское общество, электоральном суверенитете Беларуси и деградации западной демократии мы беседуем с Председателем Палаты представителей Владимиром Андрейченко.

Владимир Андрейченко

(фото – БЕЛТА)

– Владимир Павлович, в текущем году одна из приоритетных для белорусов тем – безопасность. В новой Концепции национальной безопасности страны предлагается закрепить термин «электоральный суверенитет». Насколько это оправдано сегодня?

– Современный мир сотрясает тяжелейший в истории кризис недоверия и конфронтации. Формирование новых центров силы сопровождается ростом противоречий между ведущими государствами планеты. В этих условиях избирательный процесс используется как средство вмешательства во внутренние дела стран, смены существующих политических систем и векторов развития. Для этого задействуются наработки в сфере теории и практики «цветных революций», активно эксплуатируются пробелы в национальных законодательствах.

Для адекватного и своевременного реагирования в проекте Концепции национальной безопасности, обсуждаемой сейчас белорусским обществом, среди основных угроз выделено «вмешательство извне во внутренние дела, навязывание Республике Беларусь политического курса, не отвечающего ее национальным интересам». В свою очередь, «осуществление действий, направленных на дискредитацию либо срыв электоральных кампаний», отнесено к перечню внутренних источников угроз.

Реальность такова, что проблема существует. Примеров деструктивного влияния на результаты выборов немало. Предпринимались такие попытки и в отношении нашего государства. Целесообразность введения нового термина «электоральный суверенитет» в настоящее время активно обсуждается экспертным сообществом, учеными и практиками. Участвует в этом процессе и депутатский корпус.

Так, 5 декабря 2022 года Парламентской ассамблеей ОДКБ приняты Рекомендации по совершенствованию законодательства в области обеспечения защиты электоральных процессов и суверенитета в государствах – участниках организации. 25 мая 2023 года на площадке Палаты представителей Национального собрания проведена международная научно-практическая конференция «Теория и практика избирательного процесса».

Одно не вызывает сомнения: неотъемлемое право суверенного государства самостоятельно, без вмешательства и указаний извне проводить электоральные кампании. А также право общества делать осознанный, демократический выбор. В этом и заключается народовластие, составляющее основу белорусской государственности.

– Принятие обновленной Конституции страны в 2022 году дало старт совершенствованию законодательной базы, в том числе в части, касающейся избирательных вопросов. Каков вклад депутатского корпуса в этот процесс? И когда планируется завершить корректировку национального избирательного законодательства?

– Перед депутатским корпусом изначально стояла крайне сложная задача, поскольку согласно обновленной Конституции дата единого дня голосования определена в последнее воскресенье февраля, а это 25 февраля 2024 года. Соответственно завершить корректировку избирательного законодательства необходимо до середины текущего года, так как его изучение обществом, организация и проведение электоральной кампании требуют дополнительного времени.

К чести депутатов, в течение 2022 года основной объем работ был выполнен, а 16 февраля этого года Президентом подписан обновленный Избирательный кодекс страны. В нем оптимизирован порядок образования избирательных округов, формирования ЦИК и системы избирательных комиссий, закреплена норма о недопустимости иностранного гражданства (льгот) у кандидатов в депутаты, исключен порог явки избирателей на выборах в Палату представителей, уточнен порядок досрочного голосования и использования фото- и видеосредств. Важнейшей новацией законодательного акта является запрет на финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами, организациями, гражданами, что направлено на устранение предпосылок внешнего манипулирования избирательным процессом.

Параллельно велась разработка новых законов «Об основах гражданского общества», «О Всебелорусском народном собрании», вносились изменения в законы «О национальном собрании Республики Беларусь», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», «О политических партиях», «Об общественных объединениях».

Сегодня в стране завершается формирование отечественной партийной системы, а партии проходят процедуру перерегистрации. Политическая борьба обретает конструктивный вид и применяет адекватные способы отстаивания интересов различных слоев общества.

Существенно усовершенствована национальная избирательная система. В обновленной Конституции закреплено право выдвижения кандидатов в депутаты за политическими партиями, что расширяет их возможности по влиянию на процессы, происходящие в стране.

Понимание необходимости наличия в государственной системе предохранительных механизмов, обеспечивающих поступательное развитие и преемственность избранного народом курса, обусловили закрепление в Основном Законе страны ряда положений. Первое – о том, что «Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, постоянно проживающий в стране не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества». Второе – в части, касающейся изменения социального устройства страны и закрепления статуса Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия, выполняющего стабилизирующую и координирующую функции в обществе. По сути, это обращение к вечевым славянским традициям и демократическим истокам, которые получили свое развитие в Законе «О Всебелорусском народном собрании».

Опыт «цветных революций» и государственных переворотов в разных уголках мира, события 2020 года в нашем государстве обусловили необходимость закрепления в Конституции положений о преемственности власти в особый период, в том числе в случае гибели или невозможности исполнения обязанностей Главой государства. Детализация и механизм реализации нашли отражение в законах, принятых в течение прошлого года.

Корректировка национального законодательства в соответствии с положениями обновленной Конституции должна быть завершена до 15 марта 2024 года. Однако в части, касающейся избирательных норм и механизмов, работа практически выполнена.

За год проделан титанический труд, результаты которого реализованы в десятках законодательных актов, раскрывающих особенности национальной модели развития.

– Западные политические институты и СМИ активно обвиняют Беларусь в отсутствии «демократии» и «свободы слова». Обновление Конституции страны и избирательного законодательства провозглашается «ограничением прав человека». Как, по вашему мнению, следует на это реагировать?

– Международные политические институты в своем большинстве давно не являются независимыми. Демократия в ее западной интерпретации утратила свою суть как власть народа, а превратилась в средство продвижения интересов наднациональных структур.

Для достижения собственных целей «развитые демократии» не брезгуют ничем: обманом, шантажом, подкупом, манипулированием, принуждением, санкциями, использованием силы.

Отсутствие противодействия, контроль финансовых потоков, информационной сферы и международных структур породили у западных политиков уверенность в собственной исключительности и неподсудности, сформировали комплекс всемогущества и превратили Запад в глобального паразита. Страх лишиться права грабить весь мир толкает его на эскалацию противоречий и преступления.

Отсюда и потоки обвинений в адрес государств, проводящих самостоятельную политику, а также попытки присвоить себе право оценивать уровень демократичности в планетарных масштабах.

В свою очередь, согласно недавней оценке Стокгольмского международного института демократии и содействия выборам сами США относятся к категории «деградирующих демократий» и лишь 18 процентов современных европейцев рассматривают их в качестве примера для подражания. Президентские выборы 2020 года в Вашингтоне наглядно продемонстрировали, что американская демократия мертва.

Не лучше с этим вопросом обстоят дела и в других западных странах. Ярким примером полного игнорирования демократических норм и прямого вмешательства в результаты электоральной кампании являются выборы в Венесуэле 2018 года, когда «легитимность» самопровозглашенного президента Гуайдо признали десятки «демократических» государств Запада. Полное попрание основ демократии и народовластия.

В этих условиях особую ценность приобретают главные качества белорусской государственности – честность и социальная справедливость. Власть выполняет все взятые на себя обязательства, действует в интересах народа, а наиболее важные вопросы выносит на всеобщее обсуждение.

Это и есть суть истинной демократии, единство народа и власти, которое позволяет преодолевать все препятствия, успешно противодействовать экономическому и информационному давлению, обеспечивать сохранность национальной самобытности и культуры, создавать условия для развития и процветания государства и его граждан.

Если нас «кусают» интернет-помойки и ангажированные СМИ, обвиняют прозападные международные структуры, это значит, что мы идем верным путем. Не видеть в собственном глазу бревна, а в чужом замечать соринку – излюбленный прием западных политтехнологов. Это необходимо активно разъяснять белорусскому обществу на простых примерах, понятным языком, на всех доступных площадках, пропагандируя наши собственные достижения и ценности.

– Страны коллективного Запада традиционно не признают результаты народного волеизъявления в Беларуси. Чего ждать белорусам от избирательных кампаний 2024–2025 годов?

– Белорусский народ своей историей доказал собственное право на самостоятельное развитие. Беларусь состоялась как суверенное государство, способное отстаивать свои интересы и на практике реализующее принцип верховенства закона.

Мы отдаем себе отчет, что выборы в очередной раз могут быть использованы Западом как повод всколыхнуть общество и попытаться решить собственные задачи. Однако белорусский народ стал мудрее и взрослее. Он осознал глубокий смысл слов нашего Президента о том, что «…беда приходит туда, где ей люди сами открывают дверь». Вера в непогрешимость «светочей демократии» прошла, а появилась уверенность в собственных силах, правильности выбранного страной пути и поддержке друзей. Одобрение заграничного или заокеанского арбитра нам не требуется.

Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ. Его выбор – закон, который страна способна обеспечить имеющимися силами и средствами.

Чего же ждать белорусам от выборов? Быть уверенными, что они состоятся, будут честными и справедливыми, а их результаты дадут новый импульс развитию страны. Жить собственным умом, надеяться на собственные силы, беречь наследие предков и приумножать его, воспитывать новое поколение и делать свой дом лучше – вот на что следует нацелиться белорусскому обществу.

В завершение хочется напомнить народную мудрость: «Все, что нас не ломает, делает только сильнее!» Вся история Беларуси – подтверждение этого постулата. Страна вступает в новый период – возможностей и смелых решений, когда следует «быть готовыми к напряженной работе и нельзя терять время…», а каждый на своем месте вносит свою реальную лепту в наше общее будущее.

Евгений Докторов, « СБ. Беларусь сегодня», 2 июня 2023 г.