/ / Общественно-политические
01.06.2023

На заседании девятой сессии Палаты представителей 31 мая депутаты рассмотрели 10 вопросов

31 мая 2023 года на очередном заседании девятой сессии Палаты представителей депутаты рассмотрели 10 вопросов.

Заседание

В первом чтении были приняты четыре законопроекта.

Министр экономики Республики Беларусь Червяков А.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Насеня А.В. представили проект Закона «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности».

Законопроект направлен на упорядочение предпринимательской деятельности граждан, повышение уровня их участия в государственных расходах, создание справедливой системы налогообложения и конкурентной среды между различными организационно-правовыми формами микробизнеса, недопущение схем незаконной минимизации налоговых обязательств, а также на укрепление доверия в системе «предприниматель – государство», «предприниматель – потребитель».

Законопроектом:

  • изменяются подходы к регламентации предпринимательской деятельности граждан и устанавливается ответственность за нарушение порядка и условий ее осуществления;
  • закрепляются новые критерии отнесения физических и юридических лиц к соответствующей категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и подтверждение их статуса посредством соответствующего реестра;
  • устанавливаются переходные положения, связанные с изменением условий осуществления предпринимательской деятельности, в том числе порядок создания индивидуальным предпринимателем коммерческой организации с одним участником;
  • делегируются Правительству права на определение: порядка предоставления государственной финансовой поддержки субъектам МСП и субъектам инфраструктуры поддержки МСП; порядка формирования и ведения реестра субъектов МСП; перечня видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя и в рамках самостоятельной профессиональной деятельности.

Принятие проекта Закона позволит:

  • трансформировать институт малого предпринимательства, упорядочить условия для деятельности его субъектов и создать в данном сегменте равные конкурентные возможности по видам деятельности независимо от организационно-правовой формы;
  • повысить степень участия обновленного состава субъектов малого предпринимательства в финансировании государственных расходов;
  • создать понятные условия для ведения бизнеса;
  • упростить администрирование бизнес-процессов.

С докладами о проекте Закона «О народном ополчении» выступили Министр обороны Республики Беларусь Хренин В.Г. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Зайцев Е.С.

Законопроект направлен на установление правовых основ реализации гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь, права на добровольное участие в обеспечении военного положения в Республике Беларусь.

В частности, проектом Закона предусматриваются:

  • определения терминов «народное ополчение», «отряд народного ополчения» и «доброволец народного ополчения»;
  • общие вопросы финансового и материального обеспечения народного ополчения;
  • ограничения при зачислении граждан в народное ополчение;
  • порядок руководства народным ополчением, формирования, комплектования и дислокации отрядов народного ополчения, выполнения ими задач;
  • полномочия государственных органов и должностных лиц в сфере деятельности народного ополчения;
  • наделение Совета Министров Республики Беларусь полномочиями по определению мероприятий по подготовке к формированию народного ополчения, проводимых в мирное время местными исполнительными и распорядительными органами, порядка формирования (расформирования) народного ополчения, комплектования и ведения учета добровольцев, зачисления их в народное ополчение и выхода из него;
  • установление прав и обязанностей, гарантий правовой и социальной защиты добровольца, его ответственности.

О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам здравоохранения» доложили Министр здравоохранения Республики Беларусь Пиневич Д.Л. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Макарина-Кибак Л.Э.

Законопроектом предлагается корректировка законов Республики Беларусь «О здравоохранении» и «О государственных минимальных социальных стандартах» с учетом практики их применения.

Положения проекта Закона направлены на совершенствование норм, касающихся оказания медицинской помощи, контроля медицинской деятельности, а также профессиональной подготовки медицинских работников, и предусматривают:

  • наделение Правительства полномочиями на установление особенностей финансирования государственных организаций здравоохранения, не прошедших медицинскую аккредитацию, регулирование вопросов медицинской и социальной реабилитации лиц, страдающих синдромом зависимости от наркотических и иных психоактивных веществ;
  • введение добровольной медицинской аккредитации организаций здравоохранения на соответствие национальным критериям медицинской аккредитации;
  • возложение на государственное учреждение «Госфармнадзор» функций контроля за обращением медицинских изделий;
  • закрепление возможности проведения экспертизы временной нетрудоспособности в организациях, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую;
  • установление особенностей работы университетских клиник;
  • предоставление возможности обеспечения отдельных категорий пациентов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов лекарственными средствами, не включенными в Республиканский формуляр лекарственных средств;
  • совершенствование постдипломной подготовки врачей-специалистов в клинической ординатуре.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об издательском деле в Республике Беларусь» выступил Министр информации Республики Беларусь Перцов В.Б., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Васько М.В.

Законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере издательского дела. Основные положения проекта направлены на расширение:

  • перечня оснований для перерегистрации издателей и производителей печатных изданий;
  • перечня оснований для приостановления и прекращения действия свидетельства о государственной регистрации издателей и распространителей печатных изданий;
  • полномочий Министерства информации Республики Беларусь, в том числе при принятии решений о прекращении действия свидетельства о государственной регистрации издателей печатных изданий.

Во втором чтении рассмотрены два законопроекта.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Семенчук О.А. доложил о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений».

Проект Закона подготовлен в целях совершенствования правового регулирования трудовых, а также связанных с ними отношений и направлен на корректировку Трудового кодекса Республики Беларусь с учетом практики его применения, анализа эффективности последних изменений и выявленных пробелов.

Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» представила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ананич Л.С.

Законопроект направлен на обеспечение конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации, защиты государственных и общественных интересов, национальной безопасности в области массовой информации.

В проекте Закона, в частности, предлагается:

  • определить особенности функционирования новостных агрегаторов и правовой статус их владельцев;
  • расширить перечень оснований для аннулирования свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации и ограничения доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию, новостному агрегатору;
  • детализировать требования к деятельности владельцев интернет-ресурсов, распространяющих продукцию телевизионных и (или) радиовещательных средств массовой информации;
  • уточнить порядок деятельности иностранных средств массовой информации на территории Республики Беларусь;
  • закрепить возможность применения ответных мер в отношении иностранных средств массовой информации, интернет-ресурсов, журналистов иностранных средств массовой информации.

Л.С.Ананич также проинформировала, что в ходе подготовки к рассмотрению во втором чтении в текст проекта Закона внесены правки уточняющего и технического характера.

Кроме того, в ходе заседания депутатский корпус рассмотрел четыре законопроекта о ратификации международных соглашений.

Министр обороны Республики Беларусь Хренин В.Г. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Ганчук А.А. доложили о проекте Закона «О ратификации Протокола между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о внесении изменений в Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере от 19 декабря 1997 года».

Протоколом предусматривается внесение изменений в преамбулу Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере от 19 декабря 1997 года путем включения в нее ссылки на Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, что обусловлено прекращением действия Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года с момента вступления в силу упомянутого Договора о создании Союзного государства (26 января 2000 года).

Протокол также включает в преамбулу Соглашения ссылку на Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о военном сотрудничестве от 19 декабря 1997 года, тем самым юридически и логически увязывая данные международные договоры друг с другом.

Положения Протокола детализируют нормы Соглашения о региональной группировке войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, предусматривая возможность дислокации соединений и воинских частей российской части данной группировки, объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, которые обеспечивают их функционирование.

Протокол изменяет Соглашение, акцентируя обеспечение функционирования региональной группировки вместо оперативной, мобилизационной и боевой подготовки органов управления и войск (сил) данной группировки.

С докладом о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года» выступил Министр здравоохранения Республики Беларусь Пиневич Д.Л., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Гацко В.В.

Протоколом предусмотрено продление до 31 декабря 2025 года переходного периода, в течение которого возможно осуществление регистрации медицинских изделий как по национальному законодательству, так и в рамках Евразийского экономического союза.

Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Авраменко А.Н. выступил с докладом о проекте Закона «О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о судоходстве по внутренним водным путям». С содокладом выступил член Постоянной комиссии Платы представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Струневский А.Н.

Соглашение, разработано во исполнение Плана мероприятий по реализации Союзной программы по унификации регулирования транспортного рынка государств – участников Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.

Документ направлен на укрепление и развитие сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере судоходства по внутренним водным путям обеих стран. Так, Соглашением предусматривается:

  • предоставление судам сторон Соглашения права выполнять перевозки между портами на внутренних водных путях обеих стран, каботажные перевозки, а также транзитные перевозки из портов Республики Беларусь и Российской Федерации в порты третьих стран;
  • определение условий допуска судов к плаванию по национальным внутренним водным путям;
  • взаимное признание судовых документов и документов членов судовых экипажей, а также обмен между уполномоченными органами сторон Соглашения информацией о квалификационных документах членов экипажа судов, осуществляющих плавание по внутренним водным путям.

Документом также установлен запрет на промысловую, гидрографическую, исследовательскую и иную не связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях.

Для обеспечения эффективного выполнения соглашения и проведения консультаций по основным вопросам взаимоотношений в области внутреннего водного транспорта предусматривается создание смешанной комиссии, которая собирается по просьбе любой из сторон. Состав комиссии определяется сторонами из представителей компетентных и уполномоченных органов, а также хозяйствующих субъектов в сфере водного транспорта исходя из вопросов, необходимых для обсуждения.

Ратификация Соглашения будет способствовать углублению интеграции экономик обеих стран, а также созданию новых логистических схем для доставки белорусских грузов.

А.Н.Авраменко также доложил о проекте Закона «О ратификации Конвенции об облегчении условий пересечения границ при международной железнодорожной перевозке пассажиров, багажа, товаробагажа» (содокладчик – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Комаровский И.С.).

Конвенция является базовым правовым документом, который на межгосударственном уровне регламентирует основные направления и современные подходы к пересечению государственных границ в международном железнодорожном сообщении.

Основная ее цель – облегчение процедур пересечения границ, что является неотъемлемым элементом совершенствования пассажирских перевозок в международном сообщении.

Конвенция содержит нормы, позволяющие минимизировать влияние имеющихся барьеров в развитии международных перевозок пассажиров, максимально упростить формальности при пересечении границ за счет сокращения времени проведения контроля и координации действий государственных органов на национальном и международном уровне.

В документе регламентированы вопросы, непосредственно связанные с международными железнодорожными перевозками:

  • организация сотрудничества сторон и координация работы органов государственного контроля по облегчению условий пересечения границ;
  • определение комплекса мер по согласованию условий проведения государственного контроля, в том числе по гармонизации требований к оформлению документов, используемых при проведении государственного контроля, и проводимых процедур государственного контроля;
  • повышение эффективности работы железнодорожных пунктов пропуска и сокращение времени проведения государственного контроля на границах;
  • организация скоординированной работы представителей пограничных, таможенных, иных государственных органов, которые проводят государственный контроль на границах, и заинтересованных перевозчиков.

Реализация Конвенции будет способствовать перспективному развитию железных дорог и внедрению новых эффективных проектов, включая развитие информационных технологий на железнодорожном транспорте, инновационных средств организации контроля международных пассажирских поездов при пересечении границ и решению различного рода вопросов, возникающих в процессе международных пассажирских перевозок, тем самым повышая конкурентоспособность железнодорожного транспорта по отношению к другим видам транспорта.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)