/ / Общественно-политические
28.07.2023

Алексей Богданов – о том, как складывается ситуация и в каком направлении развивается торговая сфера

Накануне профессионального праздника – Дня работников торговли – Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов рассказывает, как складывается ситуация и в каком направлении развивается торговая сфера.

– Несмотря на непростую экономическую и геополитическую ситуацию в сопредельных государствах, нам удалось сохранить стабильность на потребительском рынке. В январе – мае текущего года розничный товарооборот составил 29,1 миллиарда рублей и увеличился к аналогичному периоду 2022-го на 2,9 процента в сопоставимых ценах.

По ряду товаров спрос покупателей практически полностью удовлетворяется за счет изделий белорусских производителей: мясной и молочной продукции, овощей (например, картофеля) и яблок, куриных яиц, детского питания, овсяной крупы, муки, сахара, моторного топлива, пиломатериалов, цемента и других. Чтобы не допустить сужения ассортимента и перебоев, МАРТ постоянно отслеживает наличие запасов. В частности, на наиболее востребованные продукты ежедневного спроса – сахар, гречневую крупу, мясо птицы, рапсовое масло – утверждены планы ежемесячных поставок в торговые сети.

– Какие новые товары появились на рынке страны за последний год?

– Сегодня Беларусь не зависит от внешних поставок основных продовольственных групп. Освоено производство новых видов продуктов, например сыров с плесенью, мясных деликатесов (хамона, прошутто, пармской ветчины) и других. Только в кондитерской отрасли за последние годы реализовали более 30 импортозамещающих проектов. Выпустили свыше 100 новых наименований шоколада, включая аналоги известных торговых марок, а также мучного, конфет, мармелада. Доля продажи отечественных сладостей постоянно растет. Удельный вес продажи шоколадных изделий местного производства уже составляет 60 процентов, мучных кондитерских – 72. Активно модернизируем тепличное хозяйство. Минсельхозпроду направили перечень овощных и зеленных культур, чтобы проработать возможность их выращивания в рамках импортозамещения.

– Наращивание экспорта всегда актуально. Как сегодня переориентировано деловое партнерство?

– Спрос на белорусские изделия на внешних рынках, особенно в странах‑партнерах, всегда был стабильно высоким, ведь наша продукция заслуженно ассоциируется с качеством и доступными ценами. На экспорт поставляем полуфабрикаты, колбасы, сыры, молоко, творог, рыбные консервы и пресервы, сахар, шоколадные изделия, декоративную косметику, обои и другое.

За период с января по май поставки за рубеж потребительских товаров выросли на 28,3 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года и составили в денежном выражении 4,8 миллиона долларов.

– Каковы перспективы развития торговли?

– Ретейл предлагает широчайший ассортимент на любой вкус и уровень дохода – продукцию как повседневного спроса, так и деликатесную. Существует около 30 процентов товаров из категории критического импорта – в Беларуси они не производятся или производятся в недостаточных объемах. Это мороженая рыба и рыбное филе, рис, бананы, цитрусовые, кофе и чай, пряности и специи, макаронные изделия из твердых сортов пшеницы. Несмотря на введенные санкции, покупатели не ощутили отсутствия перечисленного, поскольку нам удалось обеспечить поставки аналогичной продукции из стран‑партнеров. Стоит заметить, что продажа товаров в стране возможна только при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Пищевая продукция, выпускаемая в обращение на территории Таможенного союза, должна соответствовать Техническому регламенту «О безопасности пищевой продукции», другим установленным регламентам.

В этом году перед отраслью стоит задача обеспечить рост розничного товарооборота на 4,5 процента в сопоставимых ценах в сравнении с прошлым годом. Уже в январе – мае этот показатель вырос на 2,9 процента. Развитие торговли – системная работа субъектов хозяйствования, государственных органов и организаций. Мы видим, что бизнес активно использует каналы дистанционной торговли, составляя конкуренцию традиционной стационарной. В рознице активно используются программы и современное оборудование, позволяющие подсчитывать и анализировать поведение посетителей, повышать производительность труда и операционной деятельности, логистики и контроля поставок. Современные технологии позволяют получать и использовать объективные данные для формирования отчетов, планирования маркетинговых стратегий. Используя аналитику, можно оценить эффективность новой рекламной кампании, выявить направления, где требуется оптимизация, спрогнозировать спрос. Напряженная геополитическая ситуация, возникшие экономические трудности ускорили развитие торгово‑промышленной сферы страны. Впереди нас ожидают новые проекты, реализация передовых технологичных идей, цель которых – обеспечить комфортную жизнь людей.

Алла Мартинкевич, « СБ. Беларусь сегодня», 28 июля 2023 г.