Реализацию Стратегии развития сотрудничества государств – участников СНГ в области физической культуры и спорта обсудили эксперты
Заседание экспертной группы по доработке и согласованию проекта Плана мероприятий на 2024–2026 годы по реализации Стратегии развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области физической культуры и спорта состоялось 19 июля в штаб-квартире СНГ.
Во встрече, которая проходила в онлайн-режиме, участвовали представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Исполнительного комитета Содружества.
В ходе заседания эксперты доработали и согласовали проект Плана. Было решено внести его в установленном порядке на рассмотрение Совета министров иностранных дел СНГ.
Напомним, что Стратегия развития сотрудничества государств – участников СНГ в области физической культуры и спорта рассчитана на 2021–2030 годы. Для эффективного выполнения Стратегии разрабатываются и принимаются соответствующие трехгодичные планы мероприятий. В настоящее время завершается выполнение такого Плана на 2021–2023 годы.
В Стратегии определены цели, задачи, принципы, направления и формы сотрудничества стран Содружества в области физической культуры и спорта, ориентированные на углубление и расширение партнерских отношений между национальными спортивными организациями, укрепление межгосударственного взаимодействия.
Стратегия отражает отраслевую специфику сферы физической культуры и спорта, связанную с особенностями развития физкультурного движения и спорта высших достижений, любительского и профессионального спорта, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта, национальных видов спорта, адаптивной физической культуры, олимпийского, паралимпийского, дефлимпийского (сурдлимпийского) и специального олимпийского движений, а также ключевые аспекты формирования и функционирования объектов спортивной инфраструктуры, проведения спортивных и спортивно-массовых мероприятий, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере физической культуры и спорта, взаимодействия с производителями и поставщиками спортивных товаров и услуг.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Эксперты государств – участников Содружества Независимых Государств доработали и согласовали проект Плана мероприятий по подготовке и проведению в 2026 году в СНГ Года охраны здоровья. Он будет внесен в установленном порядке на рассмотрение Совета глав правительств Содружества. Такое решение было принято на заседании экспертной группы, которое состоялось 12 мая в Минске.
В заседании участвовали представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Секретариата МПА СНГ и Исполнительного комитета Содружества.
Решение об объявлении в СНГ 2026 года Годом охраны здоровья было принято на саммите в 2022 году. Тогда же Совет глав государств Содружества дал поручение правительствам, соответствующим органам отраслевого сотрудничества СНГ и Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества предусмотреть в установленном порядке мероприятия по подготовке и проведению этого тематического года, объединив их в специальный План.
С учетом сложившейся практики проведения в Содружестве тематических годов в проект Плана включаются мероприятия, носящие межгосударственный характер, и важнейшие мероприятия, проводимые на национальном уровне.
Проект документа включает в себя 10 разделов, которые объединяют более 120 мероприятий. Среди них – совершенствование нормативной правовой базы Содружества в области здравоохранения, взаимодействие со Всемирной организацией здравоохранения. Большой блок мероприятий посвящен проведению совместных конференций, съездов и форумов.
Особое внимание в проекте документа уделено теме молодых специалистов: в 2026 году планируется проведение Международного конкурса молодых лидеров – организаторов здравоохранения и реализация ряда международных научно-образовательных проектов для молодых исследователей государств СНГ.
Ожидается также, что в Год охраны здоровья в странах Содружества пройдут выставки новых технологий в сфере охраны здоровья, программы телемедицины, дистанционной диагностики и ряд других мероприятий.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Евразийский экономический форум в 2025 году пройдет в Минске 26–27 июня. Это предусмотрено соответствующим постановлением Совета Министров. Согласно документу, мероприятие состоится в Минском международном выставочном центре. Что обсудят участники мероприятия, и с какими инициативами выступает Беларусь в год своего председательства в органах ЕАЭС – в нашем материале.
Стратегическая цель
С 1 января Беларусь в третий раз приняла председательство в органах ЕАЭС. Программа белорусского председательства на текущий год в качестве основных направлений совместной деятельности определила развитие технологического потенциала, импортозамещение, стимулирование взаимных инвестиций, формирование бесшовного транспортного пространства, обеспечение безопасности внутреннего рынка и цифровизации экономики. Новый импульс нужен и для развития международного сотрудничества во всех его форматах, создания дополнительных условий для продвижения товаров ЕАЭС на зарубежные рынки.
– Кооперационное взаимодействие, защита прав инвесторов, цифровая трансформация, санитарно-эпидемиологический контроль – эти направления затрагивают инициативные предложения Беларуси для совместной работы с партнерами в ЕАЭС, – отметила заместитель Министра экономики Алеся Абраменко.
По ее словам, в первом квартале года в ЕЭК были внесены предложения нашей страны по ряду ключевых направлений:
– Для усиления кооперационного взаимодействия экономик необходимо активизировать реализацию совместных проектов и программ, особенно в сферах IT, искусственного интеллекта, электротранспорта, микроэлектроники, робототехники. Чтобы эти бизнес-идеи было проще воплотить в жизнь, продолжаем работу по созданию благоприятных условий для взаимных инвестиций, упрощению административных процедур и повышению гарантий защиты прав инвесторов.
Цифровая трансформация включает вопросы гармонизации национальных электронных систем учета и контроля за перемещением товаров, предоставления национального режима поставщикам из других стран союза при оцифровке обязательств и не только.
– Задача работы по этому вектору – исключить появление новых барьеров для бизнеса и торговли. Эти вопросы должны быть на постоянном мониторинге ЕЭК. Считаем важным усилить взаимодействие в области санитарно-эпидемиологического контроля, выработать общую стратегию действий в ответ на возможные эпидемиологические угрозы. В условиях информационного противодействия предлагаем активнее продвигать и тему евразийской интеграции через государственные телевизионные каналы стран ЕАЭС, – добавила замминистра экономики.
Синергетический эффект
Евразийский экономический союз сегодня – это динамично развивающееся интеграционное объединение. Совокупный рост ВВП евразийской «пятерки» в прошлом году составил 4,2 процента. У ЕС, например, аналогичный показатель составил всего 0,8 процента. Устранение нетарифных барьеров в ЕАЭС за счет перехода на единые обязательные требования к товарам ЕАЭС, а также устранение таможенного контроля ежегодно за период 2015–2023 годов обеспечили устойчивую надбавку к темпам роста ВВП ЕАЭС в 14,5 млрд долларов. Взаимная торговля ЕАЭС за счет этих мер была в среднем на 24 процента выше. Также растет потребительская активность, увеличивается загрузка производственных мощностей, развивается новая транспортно-логистическая инфраструктура. Стабильно растет доля взаимной торговли. За 10 лет она удвоилась и по итогам прошлого года составила почти 100 млрд долларов. Эксперты отмечают, все эти цифры свидетельствуют о наличии больших резервов роста экономик государств и ЕАЭС в целом.
– На наднациональном уровне решаются задачи по встраиванию ЕАЭС в мировую архитектуру экономических отношений, увеличению экспорта, привлечению инвестиций и технологий. За время функционирования Евразийской экономической комиссии подписано около ста меморандумов о сотрудничестве с третьими странами и международными организациями, что позволяет обмениваться опытом, в том числе в части передовых инновационных разработок, – отметил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Бакытжан Сагинтаев.
С учетом высоких темпов цифровой трансформации во всех сферах экономики ЕЭК сегодня активно работает над созданием единого цифрового пространства, ориентированного на упрощение взаимодействия между госорганами, бизнесом и гражданами.
– Наша задача – сделать все процессы быстрее, удобнее и безопаснее. В основе реализации технологических решений лежит концепция Digital Union. В настоящее время цифровизация динамично развивается в ряде сфер экономики ЕАЭС. Принимаемые меры в транспортной отрасли позволят обеспечить бесшовность перевозок, создав в рамках союза устойчивый транспортно-логистический каркас. В энергетике одна из важнейших задач – диверсификация структуры выработки электроэнергии. В сфере АПК перспективным является дальнейшее налаживание сотрудничества по производству наукоемких товаров, – сообщил Бакытжан Сагинтаев.
Логистика нового дня
Напомним, что в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС в рамках председательства нашей страны в органах союза Президент Беларуси Александр Лукашенко определил одним из важнейших вопросов формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции, особенно при выполнении воздушных перевозок между странами ЕАЭС. Предстоит продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них. По его словам, важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать безопасные международные транспортные коридоры, связывающие государства – члены ЕАЭС.
В последние годы транспортно-логистическая система в нашем регионе заметно трансформировалась. Геополитические процессы и санкционные ограничения привели к разрыву традиционных цепочек поставок и переформатированию логистики. Из-за дискриминационной политики Запада порты Украины и стран Балтии, через которые раньше доставлялись белорусские грузы, сегодня для нас недоступны. Поэтому активно осваиваются альтернативные маршруты. Один из них – Северный морской путь. Эксперты отмечают, что с учетом выгоды и скорости транзита грузов в страны Азии, в первую очередь в Китай, перспективы на данном маршруте выглядят достаточно серьезными. В частности, аналитики Евразийского банка развития прогнозируют, что к 2030 году грузопоток по международному транспортному коридору «Север – Юг» увеличится почти на 60 процентов к уровню 2023 года и достигнет 30 млн тонн.
В целом, по прогнозам аналитиков ЕАБР, к 2030 году объем железнодорожных перевозок грузов по восточному маршруту МТК «Север – Юг» может вырасти в 4,5 раза и составить 5 млн тонн. Развитию коридора будут способствовать модернизация и электрификация железнодорожных линий, развитие погранпереходов, скоординированная тарифная политика, создание сквозного логистического оператора, цифровизация транспортных документов и процедур.
Ставка на развитие
Еще одним из важнейших вопросов в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил создание новых импортозамещающих производств. Наша страна инициирует в 2025 году подготовку проекта программы импортозамещения в ЕАЭС. Напомним, Высшим Евразийским экономическим советом в конце 2023 года утверждено положение об отборе совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности и оказании финансового содействия при их реализации государствами – членами ЕАЭС. Уже в 2024 году появились заинтересованные бизнес-структуры. В ходе заседания Совета ЕЭК 22 января 2025 года одобрено финансирование первых двух кооперационных проектов. Первый из них – создание производственных мощностей на АО «Муромский стрелочный завод» по выпуску стрелочной продукции для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Второй – организация производства сельскохозяйственной техники на базе частной компании Kazrost Engineering Ltd. В обоих проектах участвуют белорусские производители.
Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 14 мая 2025 г.
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации БЕЛТА
12 мая под председательством министра по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбека Кожошева состоялось первое заседание рабочей группы по реализации пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR.
Участниками заседания обсужден ряд организационных вопросов по реализации пилотного проекта, определены сроки и порядок проведения пилотного проекта. Для запуска проекта государствам-членам предстоит определить единый формат электронной международной транспортной накладной e-CMR, решить вопрос с признанием юридической значимости электронных сведений e-CMR при трансграничном информационном взаимодействии и определить порядок информационного взаимодействия операторов электронного документооборота и доверенной третьей стороны.
«От результатов нашей с вами работы зависит не только скорость перехода на юридически значимый электронный документооборот при международных автомобильных перевозках, но и успешность полноценной реализации ряда интеграционных направлений, таких как внедрение механизма прослеживаемости и создание экосистемы цифровых транспортных коридоров», – отметил Арзыбек Кожошев.
В заседании приняли участие представители уполномоченных органов государств-членов в области транспорта, цифровизации, налогового и таможенного регулирования, отраслевых объединений, научных организаций, бизнес-сообществ, а также представители операторов доверенной третьей стороны и электронного документооборота.
Очередное заседание рабочей группы планируется провести в сентябре 2025 года.
Основная цель пилотного проекта – обеспечение практической отработки технологии трансграничного обмена юридически значимыми электронными документами между субъектами различных государств с использованием механизмов цифровой подписи и «доверенной третьей стороны».
Реализация пилотного проекта будет способствовать ускорению процессов получения и проверки транспортных документов, а также снижению издержек при осуществлении транспортно-логистических и контрольно-надзорных процедур.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
12 мая 2025 г. состоялась встреча руководителей палат Национального собрания Республики Беларусь И.П.Сергеенко и Н.И.Кочановой с Генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама То Ламом.
Перед началом мероприятия Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама То Лам вместе с И.П.Сергеенко и Н.И.Кочановой посетил Овальный зал, а также оставил запись в Книге почетных гостей Палаты представителей.
Приветствуя высокого гостя, Председатель Палаты представителей заверил его, что белорусские парламентарии придают большое значение его визиту в Республику Беларусь.
Он также отметил символизм того факта, что визит совпадает с празднованием значимых дат в истории двух государств – 80-летия Великой Победы и 50-летия освобождения Южного Вьетнама и воссоединения страны.
И.П.Сергеенко также подчеркнул, что подписание Президентом Беларуси и Генеральным секретарем ЦК Компартии Вьетнама Совместного заявления об установлении стратегического партнерства между Республикой Беларусь и Социалистической Республикой Вьетнам подтверждает большие перспективы.
Он выразил мнение, что задача парламентской дипломатии – беречь, сохранять и развивать добрые традиции белорусско-вьетнамской дружбы.
В числе приоритетных направлений сотрудничества Председатель Палаты представителей назвал наращивание деловых связей, чему способствует использование возможностей Соглашения между ЕАЭС и Вьетнамом о свободной торговле.
И.П.Сергеенко также отметил важность укрепления человеческих, гуманитарных связей и выразил уверенность в том, что дополнительным импульсом в развитии двустороннего туризма станет ратифицированное в прошлом году межправительственное Соглашение об отмене виз для владельцев национальных паспортов.
Н.И.Кочанова также отметила дружеский характер отношений между двумя странами и совпадение позиций Минска и Ханоя на международных площадках. По ее словам, визит То Лама в Беларусь является историческим для развития экономического и продолжения межпарламентского сотрудничества.
В свою очередь То Лам подтвердил, что Беларусь – важный партнер Вьетнама в регионе. «Для нас очень значимы отношения между нашими странами ... и надеемся, что эти отношения будут постоянно развиваться на благо двух народов», – сказал он.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)