МАРТ – о введении новой нормы для субъектов торговли в отношении основного ассортимента товаров
Принято постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 22 июня 2023 г. № 43 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 ноября 2020 г. № 74», которым предусмотрено введение прямой нормы, предусматривающей обязанность субъектов торговли обеспечить наличие в продаже количества разновидностей товаров в пределах обязательного минимума, предусмотренного постановлением № 74, за счет товаров отечественного производства и товаров, происходящих из других государств – членов Евразийского экономического союза.
Кроме того, обращаем внимание, что постановлением № 43 корректируются сроки обязательного наличия в продаже свежей плодовоовощной продукции (картофель, морковь, свекла столовая, капуста белокочанная, лук репчатый, яблоки) с учетом сезона урожая и межсезонным периодом, в течение которого обеспечивается использование стабилизационных фондов товаров.
Постановление № 43 вступает в силу через месяц после его официального опубликования.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
9 февраля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января 2025 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 5 апреля 2016 г. № 20».
Данным постановлением:
- требование о том, что обязательства перед кредиторами и по платежам в бюджет должны выполняться в установленные сроки, преобразовано в требование об отсутствии просроченных обязательств (обязательств, срок исполнения которых наступил);
- требование об определенном уровне значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами на конец каждого квартала заменено требованием о наличии на конец каждого квартала низкой степени риска наступления банкротства, определенной в соответствии с законодательством об урегулировании неплатежеспособности, что в целом соответствует подходу в отношении эмитентов облигаций.
- в целях повышения конкурентоспособности отечественных профучастников, в том числе с учетом формирования общего финансового рынка ЕАЭС, снижены требования к минимальному размеру собственного капитала (чистых активов) для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по доверительному управлению ценными бумагами – с 15 тыс. базовых величин до 10 тыс. базовых величин;
- конкретизирован перечень случаев, при которых не требуется получение квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг работниками профессионального участника рынка ценных бумаг при осуществлении ими своих служебных обязанностей;
- установлена возможность отсутствия квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории у работника, являющегося руководителем структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, при наличии квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории у работника, являющегося заместителем этого руководителя;
- конкретизирована возможность признания в качестве квалифицированного инвестора на рынке ценных бумаг физического лица, не являющегося резидентом Республики Беларусь, при наличии у такого лица квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории.
Справочно. Степень риска наступления банкротства будет определяться на основании расчета коэффициентов обеспеченности обязательств имуществом и просроченных обязательств в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 7 августа 2023 г. № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства»;
19 февраля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 3 февраля 2025 г. № 7 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 25 мая 2018 г. № 38».
Данным постановлением:
- расширен перечень действий, не относящихся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, которые вправе совершать фондовая биржа (предоставление фондовой бирже возможности оказания консультационных услуг, связанных с деятельностью на рынке ценных бумаг, включая услуги по подготовке проспектов эмиссии ценных бумаг, размещение и (или) обращение которых будет осуществляться в торговой системе этой фондовой биржи);
- изменен подход к определению условий совмещения профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам с иной деятельностью, не относящейся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. Таким условием является то, что доля доходов профессионального участника рынка ценных бумаг от осуществления им деятельности, не относящейся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, не превышает двадцати процентов от общей суммы полученных этим профессиональным участником рынка ценных бумаг за отчетный период доходов;
- в целях либерализации порядка осуществления деятельности специализированного депозитария инвестиционного фонда, а также учитывая изменение подходов к порядку осуществления схожих видов деятельности на финансовом рынке исключено требование создания отдельного структурного подразделения для осуществления деятельности специализированного депозитария в случае осуществления специализированным депозитарием банковской деятельности, а также в случае совмещения деятельности специализированного депозитария с профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам.
По сообщению официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь
Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта. В эту дату уместно поговорить о том, как же покупателям защитить свои интересы в спорных ситуациях, куда обращаться и что нужно знать, чтобы избежать проблем в следующий раз. Полезными советами поделились в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли и Национальном банке, сообщает БЕЛТА.
Куда лучше обращаться за защитой своих прав?
«В Беларуси выстроена очень хорошая, четкая система, кто, как и на каких стадиях защищает права потребителей. В досудебном порядке это делают государственные органы по компетенции. МАРТ является регулятором и координатором этой сферы. А другие государственные органы, например, в сфере здравоохранения, туризма, транспорта и так далее, в зависимости от того, какие услуги оказываются, защищают права потребителей по своим направлениям. Но первая ступенька, очень важная, это исполкомы на местах. Потому что законодательство и об обращениях граждан, и о защите прав потребителей говорит о том, что первоначально права потребителей подлежат защите на той территории, где было само событие», – отметила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик.
Если потребитель не согласен с итогами рассмотрения обращений на базовом уровне, он может обратиться в облисполком либо в Минский горисполком. На последней стадии уже подключается МАРТ. «Конечно, большую работу проводят общественные объединения потребителей. Это так называемая общественная защита. Минимальный уровень знаний, которыми должны обладать их работники, проходит проверку в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, выполняется аттестация. И именно такие специалисты, прошедшие аттестацию, вправе оказывать помощь потребителям в защите их прав», – отметила представитель МАРТ.
И государственные органы, и общественная защита оказывают помощь потребителям на безвозмездной основе. То есть если потребитель обращается в общественное объединение потребителей, с него не имеют права брать деньги.
«Местные исполнительные органы и общественные объединения потребителей имеют право составлять исковые заявления в суд. Если потребители к ним с такой просьбой обращаются, они это делают и активно отстаивают права в суде. Судебная защита – следующая ступень. Кстати, здесь тоже государство предусмотрело, чтобы потребитель не нес излишние затраты. Подача иска в суд по защите прав потребителей не предусматривает уплату государственной пошлины», – обратила внимание Инна Гаврильчик.
Почему не стоит совершать покупки в соцсетях
«Пока мы не можем достучаться до большинства потребителей на тему того, что не надо совершать покупки в социальных сетях и мессенджерах. Цены там, конечно, очень привлекательные, на контакт до покупки идут тоже прекрасно: и консультируют, и рассказывают, и показывают. А потом потребитель получает вместо товара кота в мешке – он не соответствует фотографии, нет той красоты, из-за которой его покупали. Начинаете писать претензию продавцу, а продавец просто блокирует. Не отвечает, деньги вернуть невозможно. И ведь по смыслу законодательства о защите прав потребителей и торговли это не продавец. И он заключает не договор розничной купли-продажи, а просто договор купли-продажи. Отстаивать свои права по этому договору нужно только через суд. Проблема еще в том, что зачастую найти такого продавца можно только с помощью правоохранительных органов», – обратила внимание представитель МАРТ.
Инна Гаврильчик посоветовала пользоваться зарегистрированными, работающими в правовом поле интернет-магазинами. «С приобретением товара в социальных сетях и мессенджерах вы приобретаете не только товар, но и проблемы», – сделала акцент она.
Как снизить риски оформления кредита мошенниками на ваше имя
Для снижения рисков с 5 января 2025 года физическое лицо имеет право установить запрет на предоставление пользователям своего кредитного отчета независимо от того, сформирована его кредитная история либо отсутствует. «Кредитный отчет представляет собой документ, сформированный на основании сведений, входящих в состав кредитной истории. В него включаются сведения о заключенных договорах и об исполнении обязательств по данным договорам, а также скоринговая оценка кредитной истории – система присвоения баллов, характеризующих способность клиента погасить вновь предоставленный ему кредит», – отметили в Нацбанке.
В случае установления запрета пользователь, запросивший кредитный отчет, получает сообщение о наличии соответствующего запрета. В этом случае кредитный отчет не предоставляется. Но есть и исключения. «Это случаи наличия в кредитной истории на дату запроса действующей кредитной сделки, заключенной между запросившим кредитный отчет пользователем и субъектом, либо действующего денежного требования, права по которому уступлены запросившему кредитный отчет пользователю по договору факторинга или факторинговой операции, по которому субъект является должником», – уточнили в Нацбанке.
Установить (снять) запрет можно следующими способами: в электронном виде посредством веб-портала Кредитного регистра после прохождения авторизации в личном кабинете; при обращении лично с заявлением по установленной форме в бумажном виде в управление «Кредитный регистр» Нацбанка; направить заявление по установленной форме на бумажном носителе в Нацбанк посредством почтовой связи.
Установление и снятие запрета возможно без уплаты вознаграждения неограниченное количество раз, но может быть подано не более одного заявления в течение одного дня.
Что делать, если нарушены права в области финансовых услуг?
Как пояснили в Национальном банке, если у потребителя возникают вопросы по оказанию услуги, он прежде всего должен обратиться в финансовую организацию, которая предоставит необходимые пояснения по условиям оказания, взимаемым комиссиям и другую информацию, которая его интересует. Обратиться можно по телефону, при личном посещении или с помощью письменного обращения, а также иным способом. При этом следует помнить, что финансовые организации, не являясь государственными, не обязаны принимать электронные обращения посредством системы учета и обработки обращений.
Если после консультации выяснилось, что ваши права нарушены, можно сразу обращаться в суд за их восстановлением и защитой. Однако иногда закон или договор может требовать первоначально урегулировать спор без суда. Например, при разногласиях с микрофинансовыми организациями перед обращением в суд потребитель обязательно должен подать претензию. Особенности направления претензий также установлены законодательством о деятельности операторов сервисов онлайн-заимствований.
«Но даже если такой порядок не предусмотрен как обязательный, рекомендуется сначала подать претензию в финансовую организацию и получить официальный ответ. Предъявление претензии дает возможность разрешить спор без суда, сэкономить время и деньги. Перед направлением претензии стоит прочитать условия договора, где описан порядок разрешения спорных ситуаций, процедура урегулирования споров. Как правило, претензия подается в произвольной письменной форме, в ней указываются требования к финансовой организации, например, вернуть уплаченную сумму и возместить причиненные убытки. Лучше отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы факт обращения был зафиксирован», – подчеркнули в Нацбанке.
Регуляторами на финансовом рынке являются Национальный банк и Министерство финансов. Нацбанк рассматривает обращения потребителей в отношении услуг, оказываемых банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, лизинговыми и микрофинансовыми компаниями, а также операторами сервисов онлайн-заимствований, поставщиками платежных услуг. При выявлении нарушений прав потребителей он направляет предписания об их устранении или принимает другие меры. Нацбанк также анализирует действия финансовых организаций и заключенные договоры на соответствие законодательству. Однако он не решает споры, возникающие при исполнении договоров, – это задача судов. Также важно помнить, что банки и другие финансовые организации не подчиняются Национальному банку, соответственно, он не является по отношению к ним вышестоящей организацией. Обращение в Национальный банк не является препятствием для обращения в суд.
Министерство финансов рассматривает обращения граждан в сфере страхования, а также в отношении услуг, предоставляемых на рынке ценных бумаг. Если выявляются нарушения, министерство направляет предписание об их устранении, привлекает к административной ответственности, принимает иные меры. Кроме того, оно может вступить в судебный процесс для защиты прав инвесторов. Обращение в Министерство финансов также не является препятствием для обращения в суд.
Если потребитель полагает, что его права нарушены, он может обратиться за судебной защитой. Однако несоблюдение предусмотренного законодательством порядка досудебного урегулирования спора влечет отказ в возбуждении дела. Для того чтобы понять, куда следует подавать иск о защите прав потребителей, необходимо обратиться к договору с финансовой организацией. Как правило, там указан конкретный суд. В ином случае следует учитывать, что по общим правилам заявление о возбуждении дела подается в суд по месту жительства ответчика. При этом иск о защите прав потребителя может быть предъявлен также по месту жительства или нахождения истца либо по месту исполнения договора или по месту причинения вреда. Суд рассматривает исковые заявления и принимает решения, в том числе о возмещении убытков, компенсации морального вреда.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА
Потребителей защитят от случайного подключения платных услуг мобильных операторов. Об этом сообщила на пресс-конференции начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик, передает корреспондент БЕЛТА.
«Думаю, все наслышаны о проблеме, когда операторы мобильной связи рассылали предложения о подписке на те или иные сервисы. Приходит красивая ссылочка, очень лаконичная, две строчки всего, в которой говорится о том, что есть такой замечательный ресурс и можно подписаться. Абонент открывает посмотреть, что там по этой ссылке, ему неинтересно, закрывает и забывает об этом. Но, оказывается, уже подключился к услуге и деньги списываются. И узнает об этом потребитель только тогда, когда видит, что у него какая-то странная сумма списывается. И потребители жалуются, говорят: мы никаких действий не совершали, получили, посмотрели, закрыли, нам это не нужно. Сейчас мы обрабатываем все обращения, которые у нас есть на эту тему, потихоньку деньги возвращаются, но проблему необходимо было решать системно», – сказала Инна Гаврильчик.
МАРТ направил предложение в Министерство связи и информатизации, которое регулирует эту сферу. «Были скорректированы правила оказания услуг электросвязи. Изменения вступают в силу с 1 апреля 2025 года. Согласие потребителя на услугу должно быть четко зафиксировано. Проставление отметки о согласии должно быть осознанным. Тогда человек будет понимать, на что он подписывается и сколько будет платить. Расцениваю это как очень хорошую новость для потребителей. А то операторы пошли еще дальше и начали предлагать платную услугу по контролю за такими подписками. С нашей позиции это навязывание дополнительных платных услуг. А навязывание у нас не допускается», – отметила представитель МАРТ.
С 1 апреля предусмотрено несколько способов выражения согласия абонента на оказание информационных услуг справочного или развлекательного характера. Это проставление отметки в личном кабинете на официальном сайте или в мобильном приложении оператора электросвязи, направление USSD-запроса или СМС-сообщения, подача заявления в сервисном офисе оператора, электронная цифровая подпись. Только одним из этих способов можно будет подключить платную услугу.
По информации БЕЛТА
Интернет-магазины будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Нововведения вступают в силу с 11 июля 2025 года. Об этом сообщила на пресс-конференции начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик, передает корреспондент БЕЛТА.
«С 11 июля 2025 года устанавливается ряд обязательств для интернет-площадок. Это, во-первых, обеспечение заключения договора путем заполнения покупателем электронной формы заказа. Почему для нас это важно с точки зрения защиты прав потребителей? Потому что фиксируется юридически значимое действие. И обратите внимание – должна быть возможность проверки заказа и исправления ошибок до завершения оформления. А то могло получиться так – оформили заказ, поторопились, нажали кнопку, а там какая-то ошибка была небольшая и приходит не тот товар. Попробуй потом доказать, что ты хотел не это. А если это еще товар, который не подлежит обмену и возврату, то потребитель понес необоснованные затраты», – сказала Инна Гаврильчик.
Также с 11 июля должна быть обеспечена техническая возможность подачи покупателем обращений в электронной форме о нарушении его прав и получения ответа на них. «На сегодня субъекты хозяйствования не обязаны отвечать на электронное обращение, если только они сами не приняли для себя такое решение. Для государственных органов такая обязанность есть, для иных организаций нет. А если офис интернет-магазина находится очень далеко от потребителя, то неудобно поехать оставить претензию. Поэтому субъекты обязаны будут рассматривать и электронное обращение», – отметила представитель МАРТ.
Также владелец интернет-площадки будет обязан предоставлять покупателю подтверждение заключения договора. Он должен будет принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства о торговле и защите прав потребителей, защите информации, в том числе персональных данных, пресекать реализацию на интернет-площадке товаров, ограниченных в обороте, а также не соответствующих требованиям законодательства. Необходимо будет и оказывать содействие потребителям в защите прав, предусмотренных законодательством.
По информации БЕЛТА
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2024 г. № 116.
Так, утверждены 2 профессиональных стандарта, относящиеся к деятельности в области информационных технологий, телекоммуникаций, почтовой деятельности:
- специалист по маркетингу телекоммуникационных услуг;
- техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрооборудования объектов телекоммуникаций.
Справочно. Профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их исполнения.
На основании профессиональных стандартов определяются наименования профессий рабочих (должностей служащих), трудовые функции, наличие у работника соответствующей квалификации (статьи 1, 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Разработка профессиональных стандартов осуществлялась при координации Секторального совета квалификаций в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи при Министерстве связи и информатизации.
Утвержденные профессиональные стандарты содержат характеристики трудовых функций для:
- должностей служащих «Специалист по маркетингу телекоммуникационных услуг» (код должности служащего согласно ОКРБ 014-2017 «Занятия» – 2431-006), «Электромеханик связи» (код должности служащего – 3522-003); «Инженер по ремонту и обслуживанию электропитающих установок связи» (код должности служащего – 2151-017);
- профессии рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок» (3-7 разряды) (код профессии рабочего – 7412-079).
Одновременно постановлением исключены квалификационные характеристики должностей служащих «Инженер по ремонту и обслуживанию электропитающих установок связи», «Специалист по маркетингу телекоммуникационных услуг» и «Электромеханик связи», содержащиеся в выпуске 16 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых предоставлением услуг в области телекоммуникаций и почтовой деятельности», и тарифно-квалификационная характеристика профессии рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок», содержащаяся в выпуске 54 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих «Работы и профессии рабочих связи», с учетом того, что профессиональный стандарт является аналогом квалификационной (тарифно-квалификационной) характеристики.
Постановление вступило в силу 9 марта 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь