На публичной кадастровой карте обновлен слой «Цитадели мужества»
В целях увековечения и сохранения исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, а также патриотического воспитания населения Президентом Беларуси Александром Лукашенко 8 апреля 2025 г. подписан Указ № 144 «Аб узнагароджанні вымпелам «За мужнасць і стойкасць у гады Вялікай Айчыннай вайны».
Вымпелом награждены шесть городов Беларуси, которые являются примером подвига и всенародного сопротивления, проявленных в годы Великой Отечественной войны:
-
г. Кобрин;
-
г. Речица;
-
г. Славгород;
-
г. Слоним;
-
г. Смолевичи;
-
г. Сенно.
Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь на публичной кадастровой карте (ПКК) обновлен информационный слой «Цитадели Мужества», который теперь содержит информацию о 42 населенных пунктах нашей страны.
Подробнее изучить обновленный слой можно на
публичной кадастровой карте.
По сообщению
официального сайта Национального кадастрового агентства
Единый реестр пустующих домов содержит информацию почти о 26 тыс. объектов
С 1 января 2023 года в единый реестр пустующих домов внесена информация примерно о 40 тыс. объектов, часть из них вовлекли в хозоборот, актуальной остается информация о приблизительно 26 тыс. домов. О востребованности ресурса в интервью телеканалу
«Первый информационный» рассказала заместитель начальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра Госкомимущества Виктория Верина, сообщает
БЕЛТА.
Работу с пустующими жилыми домами в Беларуси начали в 2006 году. С тех пор законодательство в области земельных отношений корректировалось не раз. В частности, последние правки, как заметила представитель комитета, вносились в 2021 году. Введенные тогда новшества остаются актуальными по сей день. Так, теперь пустующие жилые дома можно продавать со снижением цены вплоть до одной базовой величины либо со стартовой ценой, равной базовой. Кроме того, упрощен порядок сноса подобных домов – отныне для этого не требуется разработка проектной документации. Еще одним новшеством стало создание единого реестра пустующих домов, функционирующего с 1 января 2023 г.
«Ресурс пользуется достаточно большой популярностью и аккумулирует информацию о жилых домах, соответствующих признакам пустующих. Если ранее такие данные были разрозненными, велись в каждом районном исполнительном комитете, где составлялись отдельные списки пустующих и ветхих домов, то сегодня вся информация по стране собрана на одном ресурсе, – обратила внимание Виктория Верина. – Любой желающий может зайти на портал, просмотреть перечень и выбрать интересующий его дом, который уже продается или находится в стадии признания его пустующим и в последующем будет продан».
С начала функционирования на ресурсе была собрана информация примерно о 40 тыс. пустующих жилых домов. По словам замначальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра, часть из них продана или вовлечена в хозяйственный оборот другим способом. Актуальной же остается информация о 26 тыс. объектов. В течение 2024 года выявлено более 15 тыс. жилых домов, которые соответствуют критериям пустующих, а вовлечено в хозоборот 5340 жилых домов, из них снесено 3945, продано – 1369.
Согласно последним данным Госкомимущества, за три месяца 2025 года вовлечено в хозяйственный оборот и не только почти 1,1 тыс. пустующих домов, что на 34 % выше показателя первого квартала 2024-го. Вовлечено за это время и 247 га земель – плюс 38 % к аналогичному периоду прошлого года. Всего в 2025 году планируется вовлечь 5,5 тыс. пустующих домов и порядка 1180 га земель. С учетом проведения Года благоустройства в сравнении с 2024 годом плановые показатели увеличены на четверть.
По информации
БЕЛТА
В Палате представителей прошел семинар по вопросам применения законодательства Беларуси об охране и использовании земель на современном этапе
31 марта 2025 года под председательством И.П.Сергеенко в Палате представителей прошел семинар на тему «Актуальные вопросы применения законодательства Республики Беларусь об охране и использовании земель на современном этапе».
Целями мероприятия являются изучение проблемных вопросов практики применения действующего законодательства об охране и использовании земель, в том числе отдельных вопросов, возникающих в судебной практике рассмотрения земельных споров и иных дел, связанных с применением законодательства об охране и использовании земель, анализ основных направлений планируемой корректировки законодательства в указанной сфере.
В семинаре приняли участие депутаты, представители Администрации Президента Республики Беларусь, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, Государственного комитета по имуществу, министерств, РУП «Проектный институт Белгипрозем», областных и Минского городского Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, землеустроительных служб.
Со вступительным словом к участникам семинара обратился Председатель Палаты представителей. Он отметил, что тематика семинара обусловлена включением в план подготовки проектов законодательных актов на 2025 год, утвержденный Главой государства, проекта Закона по вопросам регулирования земельных отношений.
Практика применения законодательства в этой сфере и анализ обращений граждан свидетельствуют о наличии ряда вопросов, которые иногда приводят к неправильному применению норм кодекса, сказал И.П.Сергеенко.
Первый блок таких вопросов составляют случаи, когда в подзаконных актах содержатся нормы, которые не соответствуют законам, но активно применяются должностными лицами на практике. Как результат – большое количество жалоб землепользователей на нарушение их прав и законных интересов.
Второй блок вопросов – так называемая земельная амнистия. «Неоднократно заявители обращались с просьбой продлить ее срок. Это было сделано, – обратил внимание Председатель Палаты представителей. – Сегодня люди также просят расширить сферу действия института земельной амнистии в части оснований ее применения и круга лиц, на которых она распространяется».
Третий блок составляют вопросы относительно длительности сроков проведения землеустроительных работ, изготовления материалов по отводу земельных участков, установлению границ, принятию решений на местах по земельным вопросам. «По информации Правительства, определенные шаги для устранения этих проблем уже сделаны, осталось их формализовать в нормативных актах», – заметил И.П.Сергеенко.
Наконец, в четвертый блок вопросов входит высокая стоимость соответствующих процедур.
Отметив, что депутатским корпусом ведется систематизация предложений по совершенствованию земельного законодательства, И.П.Сергеенко призвал участников семинара предметно рассмотреть выносимые на обсуждение вопросы и наметить ориентиры дальнейшей работы в этом направлении.
Затем заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Бобер Н.П. выступил с докладом, в котором привел анализ действия норм законодательства об охране и использовании земель.
О применении земельного законодательства организациями по землеустройству при изъятии и предоставлении земельных участков проинформировал генеральный директор РУП «Проектный институт Белгипрозем» Абрагимович П.П.
Основные направления планируемой корректировки законодательства об охране и использовании земель осветила в своем выступлении заместитель начальника главного управления – начальник отдела регулирования земельных отношений главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Верина В.В.
Далее выступила председатель комитета землеустройства Минского горисполкома Тюптенкова Н.М., которая рассказала о реализации норм законодательства об охране и использовании земель на примере практики Минского горисполкома.
Доклад председателя Витебского областного Совета депутатов Демидова Д.В. был посвящен отдельным аспектам применения земельного законодательства при проведении работ по наведению порядка на земле и благоустройству населенных пунктов Витебской области.
Заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Балашенко А.А. выступил с докладом на тему «Разработка градостроительных проектов – основа для упрощения процедуры изъятия и предоставления земельных участков».
Судья Верховного Суда Республики Беларусь Левкович А.М. проинформировал участников семинара об отдельных вопросах совершенствования земельного законодательства на основе анализа судебной практики.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Как усовершенствуется применение земельного законодательства, рассказал Игорь Сергеенко
На что необходимо обратить внимание при обсуждении возможных изменений в земельное законодательство? На этот вопрос ответил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко во время семинара «Актуальные вопросы применения законодательства Республики Беларусь об охране и использовании земель на современном этапе», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
Тематика семинара об охране и использовании земель на современном этапе выбрана неслучайно, отметил Игорь Сергеенко. «Планом подготовки проекта законодательных актов на 2025 год, утвержденным Главой государства, предусмотрена разработка проекта закона по вопросам регулирования земельных отношений. Напомню, что новая редакция Кодекса о земле была принята относительно недавно, в середине 2022 года, а начала действовать 1 января 2023 года», – отметил он и добавил, что практика применения законодательства в этой сфере и анализ обращений граждан свидетельствует о наличии ряда вопросов, которые иногда приводят к неправильному применению норм кодекса.
Первый блок таких вопросов составляют случаи, когда в подзаконных актах содержатся нормы, которые не соответствуют законам, но тем не менее активно применяются должностными лицами на практике. Как результат – большое количество жалоб землепользователей на нарушение их прав и законных интересов.
Второй блок вопросов – так называемая земельная амнистия. «Неоднократно заявители обращались с просьбой продлить ее срок. Это было сделано, – обратил внимание Игорь Сергеенко. – Сегодня люди также просят расширить сферу института земельной амнистии в части основания применения круга лиц, на которых она распространяется».
Третий блок составляют вопросы относительно длительности сроков проведения землеустроительных работ, изготовления материалов по отводу земельных участков, установлению границ, принятию решений на местах о земельном вопросе. «По информации правительства, определенные шаги для устранения этих проблем уже сделаны, осталось их формализовать в нормативных актах», – заметил Председатель Палаты представителей.
В четвертый блок вопросов входит высокая стоимость соответствующих процедур.
«С прошлого года депутатским корпусом ведется работа по систематизации вопросов, предложений по совершенствованию земельного законодательства. Это не значит, что они все должны найти отражение в возможных изменениях. Такие предложения аккумулированы и направлены в Государственный комитет по имуществу. Также профильная аграрная Постоянная комиссия участвует в разработке проекта закона по вопросам регулирования земельных отношений. Нам необходимо предметно обсудить вопросы, выработать пути решения, наметить ориентиры совместной работы по совершенствованию земельного законодательства», – подытожил Игорь Сергеенко.
В семинаре принимают участие депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, представители Администрации Президента Республики Беларусь, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, Государственного комитета по имуществу, министерств и других организаций.
По информации
БЕЛТА
Может ли садоводческое товарищество стать населенным пунктом? Пояснили в Минэкономики
Садоводческое товарищество по умолчанию населенным пунктом не является, однако при определенных обстоятельствах может получить такой статус. Что необходимо предпринять для преобразования, журналистам объяснила консультант юридического управления Министерства экономики Ирина Скачкова, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Министерство экономики как разработчика законодательства о деятельности садоводческих товариществ поступает значительное количество обращений, связанных с подобной тематикой. Как заметила консультант, часть обращений свидетельствует о том, что граждане, приобретая земельные участки в садоводческих товариществах, не всегда обладают необходимой информацией о правовом регулировании в этой области.
«Первый вопрос, на который стоит ответить, что такое садоводческое товарищество в принципе. Оно представляет собой некоммерческую организацию, юридическое лицо, которое было основано на членстве граждан, – разъяснила Ирина Скачкова. – Садоводческое товарищество создается для выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и других сельскохозяйственных культур, для создания условий для отдыха и досуга».
Приобретая участки, будущие дачники зачастую упускают из виду факт того, что садоводческое товарищество не является населенным пунктом. С правовой точки зрения это очень важный нюанс.
«Членство в товариществе возникает со дня перехода права на земельный участок, предоставленный для коллективного садоводства. Земельные участки могут быть предоставлены гражданам на праве частной собственности, на праве пожизненного наследуемого владения и на праве аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, – раскрыла суть консультант юридического управления. – При этом правовой режим пребывания и ведения хозяйства в садоводческом товариществе значительно отличается, как если бы такой домик был приобретен, допустим, в населенном пункте».
Так, на земельном участке в садоводческом товариществе разрешается строить садовый домик, хозяйственные постройки и другие сооружения. Однако, возводя на своих участках комфортабельные жилые дома под видом садовых домиков, граждане должны помнить, что зарегистрироваться в них по месту жительства и получить социальные гарантии, предусмотренные для жителей населенных пунктов, у них не получится.
«Не секрет, что отдельные товарищества, особенно в пределах Минска и областных центров, похожи сегодня на коттеджные поселки с развитой инфраструктурой. Я говорю о наличии газоснабжения, центрального водоснабжения, канализации, хорошей дороги, – перечислила Ирина Скачкова. – Положением о садоводческом товариществе для таких случаев предусмотрена возможность принимать на общем собрании членов решение об обращении в местные исполкомы с просьбой присоединиться к населенному пункту либо образовать свой на базе садоводческого товарищества».
Вместе с тем консультант подчеркнула, что подобное решение может быть принято только на общем собрании садоводческого товарищества. Затем с просьбой можно обращаться в местный исполком. Решение, возможно ли такое присоединение или образование, находится в компетенции местных властей.
По информации
БЕЛТА