МАРТ – о правовом регулировании вопросов предоплаты товаров
Предварительная оплата товара является условием оплаты товара, а продажа товаров в интернет-магазине на условиях полной предоплаты не противоречит требованиям законодательства.
|
Справочно Законодательством о защите прав потребителей предусмотрена обязанность изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя) предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о цене товара (работы, услуги) и условиях оплаты товара (работы, услуги). Так, согласно подпункту 2.5 пункта 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену и условия оплаты товаров (работ, услуг), если эти условия отличаются от обычных условий оплаты соответствующих товаров (работ, услуг). |
Договором розничной купли-продажи может быть предусмотрен различный порядок оплаты товара: оплата в момент передачи товара потребителю, либо оплата через определенное время после передачи товара (продажа товара в кредит), либо предварительная оплата заказанного товара, т.е. условие о предварительной оплате товара не запрещено законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 456 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено ГК, иными актами законодательства или договором купли-продажи либо не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 457 ГК в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя уплатить цену полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором.
Кроме того, пунктом 2 статьи 470 ГК определено, что в случае, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара, неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере. Об этом заявила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Ирина Костевич по итогам заседания Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по труду и социальной политике, передает корреспондент БЕЛТА.

На сегодняшнем заседании рассматривалось выполнение основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы в социально-трудовой сфере.
«Нашей задачей было рассмотреть, что сделано и что еще предстоит сделать в рамках обеспечения согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений. Хочу отметить, что как в Беларуси, так и в России, на мой взгляд, проделана огромная работа. Проведена инвентаризация трудовых норм, и сегодня обе страны последовательно двигаются в сторону расширения этих совместных норм. Были приняты очень серьезные нормы по дистанционной работе. По диспансеризации обеспечена гармонизация норм для граждан Союзного государства. Важно также заботиться о семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Предоставление возможности суммирования свободных от работы дней – это альтернативная норма, которая позволит им решить свои социально-бытовые вопросы, пройти дополнительную реабилитацию со своими детками. Это норма, которая действительно заслуживает внимания, и, как сегодня доложила белорусская сторона, она предусмотрена в проекте Трудового кодекса», – сказала Ирина Костевич.
Заслуживает внимания также подготовка Беларусью проекта закона об охране труда, тоже проведена серьезная работа по гармонизации с российскими нормами. Это касается прежде всего подходов к работам с повышенным риском. «Изучен опыт Российской Федерации и заложен в проект закона», – отметила депутат.
Кроме того, на заседании рассмотрен вопрос об основных направлениях развития системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями, в том числе системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами в Беларуси и России.
«И в Беларуси, и в России действуют законы о правах инвалидов. Обе страны соблюдают международные стандарты. Сегодня законы, конечно, нужно совершенствовать. Хотела бы отметить позитивный опыт – Россия, на мой взгляд, очень активно продвинулась по стандартизации социальных услуг в таком важном направлении, как реабилитация, поэтому заслуживает внимания. Беларусь на ближайшую пятилетку тоже рассматривает вопрос закрепления в законодательстве такого направления, как стандартизация в сфере реабилитации», – обозначила Ирина Костевич.
Также она обратила внимание, что сейчас век цифровизации. Беларусь стремится к максимальному представлению услуг через «цифру». «Оказание услуг людям с ограниченными возможностями тоже требует цифровизации. Предоставляемые услуги требуют оцифровки, прозрачности, благодаря чему будет обеспечен мониторинг и качество полученных услуг. Долговременный уход – это еще одно направление, которое сегодня рассматривалось с одной и с другой стороны. Важно обеспечить согласованные подходы в этом очень важном направлении. Сегодня рассматривали, как законодательно закрепить эти нормы, чтобы они бесшовно работали на благо человека», – акцентировала депутат.
По информации БЕЛТА
Главный врач учреждения здравоохранения «8–я городская поликлиника», главный внештатный специалист по организации амбулаторной помощи Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Татьяна Комкова рассказала в проекте БЕЛТА «Страна говорит» о том, что врачи думают о новом порядке направления пациентов на оказание медпомощи.
Постановлением Министерства здравоохранения №137 определен порядок направления пациентов на консультации, обследования и госпитализацию.
«Если человеку нужна стационарная помощь, а не скорая, то она оказывается по направлению врача–специалиста. Раньше пациенты могли самостоятельно обратиться в приемное отделение без скорой помощи, где им проводили обследование, давали рекомендации, и они уезжали. Сейчас пациент должен обратиться в медицинское учреждение по месту жительства. Врач общей практики осматривает пациента и при необходимости выдает направление на консультацию», – пояснила Татьяна Комкова.
Решение о госпитализации принимает врач–специалист или скорая помощь, что главный врач считает правильным, поскольку именно специалист должен определять необходимость госпитализации.
«Сейчас в поликлинике предусмотрена предварительная запись к врачу на три месяца вперед. В инфекционном отделении прием ведется без талонов, поэтому если утром у вас температура и катаральные явления, вы можете обратиться сразу в эту зону за медицинской помощью», – сказала она.
По информации БЕЛТА
В Беларуси скорректированы ветеринарно-санитарные правила для организаций, осуществляющих производство, хранение и реализацию молочной продукции. Это предусмотрено постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 сентября 2025 г. № 81, сообщает БЕЛТА.
Как пояснили БЕЛТА в пресс-службе Минсельхозпрода, документ включил в себя требования в области безопасности в ветеринарно-санитарном отношении по всей цепочке производства молочной продукции, начиная от поступления молока-сырья и до выпуска готовой продукции.
«Исключены излишние требования, не относящиеся к области ветеринарии. Актуализированы и детализированы требования, касающиеся условий выпуска молочной продукции, безопасной в ветеринарно-санитарном отношении, включая требования к организации производственного контроля молока-сырья и молочной продукции на предприятии, производственным процессам, обеспечению водой, вспомогательному сырью и материалам, терминологии. При разработке правил также были учтены рекомендации контрольно-надзорных органов стран – импортеров белорусской молочной продукции, высказанные в ходе ранее проведенных аудитов (требования к вентиляции, личной гигиене работников молокоперерабатывающих предприятий и др.)», – пояснили в Министерстве.
Кроме того, включены актуальные требования к проведению мойки и дезинфекции, контролю результативности их проведения, что является важным условием выпуска безопасной продукции.
«Актуальность требований вновь разработанных ветеринарно-санитарных правил обусловлена не только необходимостью приведения в соответствие с действующим законодательством в области ветеринарии, включая Закон о ветеринарной деятельности, но и в связи с постановлением Министерства здравоохранения от 29 сентября 2025 г. № 121», – добавили в пресс-службе.
Утратили силу действующие ветеринарно-санитарные правила для молокоперерабатывающих предприятий, в том числе для предприятий, изготавливающих мороженое, продукцию детского питания. Новая редакция нормативного правового акта будет способствовать выпуску качественной и безопасной молочной продукции, увеличению экспортных возможностей предприятий.
Постановление вступает в силу после официального опубликования.
По информации БЕЛТА
В Беларуси вступили в силу изменения в организацию торговли в сельской местности через передвижные торговые объекты. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 3 ноября 2025 г. № 608 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 294», сообщает БЕЛТА.
В частности, скорректировано наименование админпроцедуры 8.3.1. Она предполагает согласование маршрута движения автомагазина. Однако если ранее такое согласование требовалось только в случае реализации алкогольных напитков, то сейчас – всем, кто торгует на территории сельской местности независимо от ассортимента товаров.
Процедура включает подачу заявления в службу «одно окно», рассмотрение дела и принятие решения уполномоченным органом. Обратиться юрлица могут, подав письменное заявление и предоставив маршрут движения автомагазина.
Маршрут движения – путь следования передвижного торгового объекта или объекта общественного питания с указанием адресных ориентиров мест остановки, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами, – времени прибытия и убытия с этих мест.
По информации БЕЛТА
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, « Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
