Наталья Кочанова: система здравоохранения Минска имеет все возможности для оказания эффективной помощи
С участием Председателя Совета Республики, уполномоченного представителя Президента Республики Беларусь в г. Минске Натальи Кочановой 6 июля прошло заседание Мингорисполкома, основная тема которого – устранение недостатков в системе здравоохранения Минска, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – Татьяна Матусевич, БЕЛТА)
Наталья Кочанова акцентировала внимание на важнейших вопросах в системе здравоохранения столицы. Первый из них – предоставление арендного жилья медицинским работникам. «Как вы будете закреплять врачей на местах при наличии 4,5 тыс. работников, проживающих в общежитии?» – спросила Наталья Кочанова.
Второй важный вопрос – эффективность проведения диспансеризации. «Как проходит диспансеризация? Справится ли наша система здравоохранения?» – такие вопросы адресовала участникам заседания Председатель Совета Республики.
Не менее важный вопрос – наличие вакцин и проведение профилактических прививок. «Мы увидели, насколько «эффективно» проводится прививочная кампания: завели уголовные дела», – акцентировала внимание Наталья Кочанова.
На контроле уполномоченного представителя Президента в г. Минске и очередь на эндопротезирование суставов. «Президент четко сказал: удовлетворить всех людей, которые нуждаются в замене суставов. Вы решите эту задачу? Нет. Что будем делать?» – задала вопрос спикер.
«Система здравоохранения Минска имеет все возможности, чтобы оказывать эффективную медицинскую помощь нашим гражданам», – подчеркнула Наталья Кочанова.
Председатель Совета Республики напомнила, что Президентом установлен срок – 1 января 2024 года, до которого в системе здравоохранения должны быть устранены все недостатки, выявленные мониторинговой группой, в том числе и в столице.
В конце года необходимо провести еще одно заседание Минского горисполкома для окончательного подведения итогов выполнения поставленных задач, констатировала Наталья Кочанова.
По информации БЕЛТА
В Беларуси началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минздрава.

Испытания будут проходить в течение ноября. Результаты должны подтвердить проектные показатели информационной системы, ее надежность и выполнение заявленных функциональных характеристик. Во время опытной эксплуатации будут проведены мероприятия по проверке работоспособности системы в аварийном режиме.
Опытная эксплуатация распространяется на 60 объектов по всей стране, включая всю вертикаль госсистемы от Минздрава до РНПЦ, больниц и поликлиник.
В Минздраве напомнили, что Централизованная информационная система здравоохранения создается по распоряжению Главы государства. В стране будет единое информационное пространство, автоматизированы процессы, связанные с процедурами регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации о состоянии здоровья граждан.
По информации БЕЛТА
На очередном заседании сессии Совета Республики, которое состоялось 29 октября под руководством Председателя Натальи Кочановой, сенаторы ратифицировали пять соглашений и один протокол к соглашению, которые позволят укрепить сотрудничество с такими странами, как Гвинея-Бисау, Зимбабве, Колумбия, Лаос, Уганда и Турция.
На заседании члены Совета Республики ратифицировали соглашения с Гвинеей-Бисау, Угандой и Зимбабве об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов, с Колумбией – о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания, с Лаосом – об отмене виз для владельцев обычных паспортов.
Теперь владельцы дипломатических, официальных и служебных паспортов Беларуси могут пребывать в Гвинее-Бисау и Зимбабве без визы до 90 дней в год с даты первого въезда. В Уганде также до 90 дней в течение календарного года. Владельцы национальных паспортов Беларуси освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда, пребывания и транзита по территории Колумбии на срок не более 90 дней в календарном году с даты первого въезда. В Лаосе белорусы смогут находиться без визы в течение 30 дней с даты въезда. При этом общая продолжительность пребывания не должна превышать 90 дней в календарном году.
Протокол о внесении изменений в соглашение между Беларусью и Турцией по большей части затронет международных перевозчиков. Так, водители и члены экипажей грузовых автотранспортных средств, автобусов, поездов, воздушных судов гражданской авиации и морских судов освобождаются от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государства другой стороны в течение периода, не превышающего 90 дней в любом из периодов в 180 дней.
Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, говоря об одобренных законопроектах, отметила, что это хорошие решения, которые позволят более эффективно выполнять поручения Президента по торгово-экономическому и гуманитарному сотрудничеству с другими странами.
Юлия Демешко, « Рэспубліка», 30 октября 2025 г.
29 октября 2025 г. в соответствии со статьей 103 Конституции Республики Беларусь в Палате представителей состоялось совместное заседание палат Национального собрания для заслушивания вопросов парламентариев и ответов Правительства.
Открывая заседание, со вступительным словом выступил Председатель Палаты представителей Сергеенко И.П.
Сегодняшнее заседание палат Национального собрания посвящено вопросам обеспечения устойчивой работы промышленного комплекса в текущем году.
Глобальное геополитическое противостояние четко демонстрирует, что наличие собственной развитой индустриальной базы – один из значимых факторов обеспечения безопасности и независимости государства, социально-экономической стабильности.
Промышленность Беларуси является ключевой отраслью экономики, формируя почти третью часть валового внутреннего продукта, три четверти экспорта.
Поэтому функционирование промышленного сектора находится на особом контроле у Президента нашей страны.
В ходе недавних совещаний и кадровых назначений руководителей ряда министерств, промышленных предприятий Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко обозначил ряд проблемных вопросов развития экономики в завершающий пятилетку год.
Сегодня важно не только услышать о результатах деятельности промышленности, но и совместно обсудить возможные пути решения имеющихся проблем.
Может, есть необходимость дополнительной подготовки и оперативного принятия законопроектов, нацеленных на развитие данной сферы?
В этом плане отмечу, что только на прошлой сессии мы приняли целый ряд соответствующих законов.
Так, ратифицированы белорусско-российские соглашения:
- о разработке и организации серийного производства двухдвигательного легкого многоцелевого самолета «Освей»;
- о порядке признания электронной подписи в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии;
- по вопросам урегулирования торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов;
- рассмотрено соглашение с Азербайджаном о взаимном применении электронных систем сертификации происхождения товаров.
Приняты законы об аккредитации в Национальной системе аккредитации, об обеспечении единства измерений, об аудиторской деятельности.
Сейчас ко второму чтению подготавливаются законопроекты «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», об энергосбережении, к первому чтению – о лизинговой деятельности.
На ближайших сессионных заседаниях будет ратифицирован ряд международных договоров, среди которых белорусско-российский договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства. Это важный шаг по созданию единого энергетического пространства двух стран, который ждут наши субъекты хозяйствования.
Ожидается внесение в Палату представителей законопроектов о промышленной безопасности, о перевозке опасных грузов, о товарных биржах, о лицензировании. Все они должны обеспечить повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, содействовать наращиванию промышленного потенциала нашей страны.
Но промышленность – это не только товары. Это, прежде всего, люди. Предприятия промсектора предоставляют рабочие места четверти экономически активного населения республики и во многих случаях являются градообразующими организациями в регионах. Поэтому за цифрами нужно видеть проблемы работников: уровень зарплат, квалификацию кадров, причины нежелания трудиться на тех или иных производствах, наличие стимулов для закрепления молодых специалистов на местах и так далее. Все вопросы промышленной сферы следует рассматривать обязательно через призму решения проблем людей.
Далее И.П.Сергеенко передал слово для доклада Заместителю Премьер-министра Каранкевичу В.М., который проинформировал парламентариев об обеспечении устойчивой работы промышленного комплекса в 2025 году.
По данным за 8 месяцев прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг в промышленности выросла в сравнении с аналогичным 2024 года на 6,4 процента, чистая прибыль – на 11,1 процента и достигла почти 7,1 млрд. рублей, рентабельность продаж в промышленности составила 9 процентов.
Вице-премьер отметил, что основная задача в сегодняшних условиях – повышение эффективности работы промышленности и обеспечение ее сбалансированного роста. Для этого определены несколько направлений деятельности, по которым организована системная работа.
Первое – обеспечение роста объемов промышленного производства и выпуск новой востребованной продукции. В реализации 80 проектов по замещению импорта продукции отечественными товарами, интеграционные проекты с Российской Федерацией на общую сумму более 150 млрд. российских рублей. С участием китайских партнеров реализуется порядка 60 проектов на общую сумму заявленных инвестиций около 1,6 млрд. долларов США. Правительством сформирован также перечень критических технологий (товаров), имеющих системное значение для функционирования экономики и решения социально-экономических задач. Большинство разработок перечня уже находятся в стадии реализации.
Второе – создание условий по увеличению поставок промышленной продукции на внутренний рынок. В рамках существующих механизмов поддержки организована работа по обновлению парка техники отечественных предприятий, прежде всего нашим аграрием. Всего в этом году будет поставлено более 9 тысяч единиц техники на общую сумму 2,3 млрд. рублей. Дополнительно Правительством принято решение о поддержке реализации крупногабаритной современной техники, произведенной на территории Республики Беларусь. На эти цели в 2025–2026 годах планируется направить порядка 200 млн. рублей. Продолжается программа кредитования «На родныя тавары». За 9 месяцев Беларусбанком выдано кредитов населению на сумму более 370 млн. рублей для покупки отечественных товаров.
Третье – развитие экспортных поставок. Организована работа по максимальному использованию потенциала стран СНГ. Планируется до конца года нарастить положительную динамику экспортных поставок товаров в страны СНГ за счет выполнения новых контрактов по поставкам в Казахстан, Узбекистан, Азербайджан сельскохозяйственной и грузовой техники производства МТЗ, Гомсельмаш, МАЗ.
Продолжаем наращивать свое присутствие в странах дальней дуги. Неплохие результаты приносит реализация Программ действий по развитию сотрудничества Республики Беларусь со странами Африки и Латинской Америки на 2024–2026 годы. Так, поставки в Африку растут второй год подряд. Экспорт продукции машиностроения на этот континент вырос на 6,6 процента, в частности в 11,3 раза выросли отгрузки тракторов, в 4,7 раза – грузовых автомобилей. В страны Центральной и Южной Америки приросли в 1,5 раза, Юго-Восточной Азии – в 1,6 раза.
Для выстраивания долгосрочного сотрудничества создаем совместные сборочные производства. В этом году открыты сборочные производства тракторов в Узбекистане и лифтового оборудования в Азербайджане. Прорабатываем вопрос организации сборочных производств техники на территории Алжира, Монголии, Мьянмы, Вьетнама, Ирана.
В Российской Федерации продолжаем развивать мультибрендовые центры. В этом году такие центры открыты в Рязанской и Орловской областях, в Республике Башкортостан и Приморском крае. До конца текущего года планируется открытие еще двух центров в Краснодарском крае и Ростовской области. Всего на конец года в России будет функционировать 11 мультибрендовых центров.
В совокупности перечисленные системные меры в большей степени позволили снивелировать внешние негативные факторы и обеспечить работу промышленных организаций в штатном режиме.
Вице-премьер проинформировал также о важнейших задачах, стоящих перед легкой промышленностью, деревообработкой, нефтехимией и энергетикой и принимаемых мерах по их решению.
По окончании доклада В.М.Каранкевича парламентарии задавали вопросы Заместителю Премьер-министра.
Так, депутат Вегера Р.Н. спросил о том, насколько инфраструктура белорусской энергосистемы готова к увеличению объемов вырабатываемой и потребляемой электроэнергии?
Потом на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики отвечали присутствующие руководители министерств и других государственных органов.
Министру лесного хозяйства Кулику А.А. вопрос задал депутат Ушацкий Д.И. Он поинтересовался, как учитываются интересы граждан при реализации ветровальной низкокачественной древесины в период отопительного сезона?
Депутат Жук О.Н. поинтересовалась у первого заместителя Министра промышленности Конюшко А.В., какова доля белорусских составляющих в отечественном машиностроении и какие перспективы снижения импортных компонентов на предстоящую пятилетку?
Депутат Михеенко А.Н. попросила А.В.Конюшко обратить внимание на необходимость пересмотра ряда решений Правительства, касающихся предоставления преференций отечественным производителям в части ускорения процедуры подтверждения производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь.
Депутат Карась Д.Н. спросил у заместителя Министра энергетики Долгого В.А., что поменяется для населения после внедрения единой информационной платформы Министерства энергетики? И какой экономический эффект прогнозируется?
Депутат Михно А.М. попросил председателя концерна «Беллегпром» Лазаревич Н.А. поделиться своим видением дальнейшего развития легкой промышленности.
Депутат Хлебович Г.Е. обратил внимание Н.А.Лазаревич на несовременный дизайн продукции, выпускаемой АО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», и отметил необходимость привлечения молодых художников и дизайнеров для актуализации дизайна продукции.
Обращаясь к председателю концерна «Беллегпром», депутат Гайдукевич О.С. отметил важность повышения качества обслуживания в магазинах, реализующих товары отечественной легкой промышленности.
Всего депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики задали в ходе заседания 13 вопросов.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики прошло в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Это первое в рамках нынешней сессии совместное заседание палат Национального собрания для заслушивания вопросов парламентариев и ответов правительства. Заседание посвящено вопросам обеспечения устойчивой работы промышленного комплекса в текущем году.
Как было отмечено на заседании, глобальное геополитическое противостояние четко демонстрирует, что наличие собственной развитой индустриальной базы – один из значимых факторов обеспечения безопасности и независимости государства, социальной экономической стабильности. Промышленность Беларуси является ключевой отраслью экономики, формируя почти третью часть валового внутреннего продукта, три четверти экспорта. Поэтому функционирование промышленного сектора находится на особом контроле Президента.
В ходе недавних совещаний и кадровых назначений руководителей ряда министерств и промышленных предприятий Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил ряд проблемных вопросов развития экономики в завершающий пятилетку год. Парламентариям важно не только услышать о результатах деятельности промышленности, но и совместно обсудить возможные пути решения имеющихся вопросов. Возможно, есть необходимость дополнительной подготовки и оперативного принятия законопроектов, нацеленных на развитие данной сферы.
Обращалось внимание, что сейчас ко второму чтению готовятся законопроекты «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», по вопросам энергосбережения, к первому – «О лизинговой деятельности». В ближайшее сессионное заседание будет ратифицирован ряд международных договоров, среди которых белорусско-российский договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства, что станет важным шагом по созданию единого энергетического пространства двух стран, чего ждут субъекты хозяйствования.
Ожидается внесение и других важных законопроектов, которые должны обеспечить повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, содействовать наращиваю промышленного потенциала страны.
По информации БЕЛТА
Министерство здравоохранения утвердило в новой редакции инструкцию о порядке проведения обязательного медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Беларуси. Соответствующее постановление Минздрава № 142 от 8 октября 2025 г. опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
Документ вносит изменения в постановление Минздрава № 49 от 7 мая 2009 г.
Согласно постановлению, освидетельствование иностранцев проводится бесплатно в госорганизациях здравоохранения по месту их временного пребывания, месту временного проживания или месту жительства в Беларуси для оценки здоровья и выявления заболеваний на основании клинических протоколов, а также иных нормативных правовых актов Минздрава.
Проводится оно в течение одного месяца со дня представления в госорганизацию здравоохранения письменного направления подразделения по гражданству и миграции.
Освидетельствование проводится комиссией, созданной и функционирующей в порядке, установленном инструкцией о порядке создания и деятельности врачебно-консультационных и иных комиссий, утвержденной постановлением Минздрава № 93 от 10 декабря 2014 г., с учетом особенностей, установленных этой инструкцией.
По результатам освидетельствования оформляется протокол в трех экземплярах. Первый выдается иностранцу, прошедшему освидетельствование, или его законному представителю, второй при согласии иностранца (его законного представителя (опекуна или попечителя) направляется в подразделение по гражданству и миграции, направившее иностранца на освидетельствование, третий хранится в государственной организации здравоохранения.
В случае освидетельствования иностранца, не достигшего возраста 18 лет, который не приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с законодательством и прибывшего в Беларусь без сопровождения законных представителей, первый экземпляр протокола вручается его опекуну или попечителю.
В случае выявления у иностранца в ходе освидетельствования заболевания, включенного в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, либо иного заболевания, требующего лечения в стационарных условиях, государственная организация здравоохранения, в которую был направлен указанный иностранец для освидетельствования, в письменной форме информирует подразделение по гражданству и миграции, выдавшее соответствующее направление, о предварительных сроках и месте лечения.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
По информации БЕЛТА
