Ирина Старовойтова: развитие безопасной информационной среды приобретает все большее значение
Развитие безопасной информационной среды и информационного общества в соответствии с национальными интересами приобретает все большее значение, заявила БЕЛТА председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию Ирина Старовойтова.
«Непрекращающиеся попытки активного использования методов манипулирования общественным мнением через целенаправленное информационное давление могут наносить существенный ущерб национальным интересам. В таких условиях именно информационное преимущество является способом противодействия подобным попыткам и является важнейшей силой, обеспечивающей стабильное развитие государственного устройства. Этому будет способствовать механизм принятия симметричных мер в отношении иностранных СМИ, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, в случае проявления недружественных действий иностранных государств, предусмотренный в Законе «Об изменении закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации», – сказала Ирина Старовойтова.
Как отметила сенатор, мы все были свидетелями агрессивного информационного давления со стороны ряда западных стран, которое, по сути, является попыткой дестабилизировать наше общество. «Нововведения в законе относятся и к регулированию функционирования новостных агрегаторов и правового статуса их владельцев, а также установлению требований к деятельности владельцев интернет-ресурсов, распространяющих продукцию телевизионных и радиовещательных СМИ, – подчеркнула она. – Сегодня молодежное сообщество предпочитает черпать информацию из интернета, а технологии информационного влияния основаны в том числе на отсутствии критического анализа информации. Да и в целом интернетом охвачены не менее 87 % населения, поэтому необходимо уметь различать фейк от правды, а также иметь реальные механизмы противодействия деструктивным и экстремистским интернет-каналам. Принятый закон усовершенствует государственное регулирование деятельности средств массовой информации, что будет способствовать информационной безопасности общества».
По информации БЕЛТА
В Беларуси готовят документ для регулирования выпуска токенов банками. Об этом сообщил Председатель Правления Национального банка Роман Головченко в программе «Актуальное интервью» на «Первом информационном», сообщает БЕЛТА.
Ранее Роман Головченко заявил, что Национальным банком совместно с заинтересованными вырабатывается системный подход к регулированию сферы токенов (цифровых знаков). В частности, предлагается предоставить банкам право через резидентов ПВТ создавать и размещать собственные токены, исполнять обязательства по ним.
«В чем мы видим перспективность этого инструмента? Во-первых, это важная составляющая привлечения инвестиций. Во-вторых, полноценное использование токенов – это возможность перехода впоследствии к смарт-контрактам, в которых алгоритмически зашиты определенные действия, и они будут выполняться автоматически. Их можно использовать абсолютно в различных сферах договорных отношений», – отметил он.
Сейчас токены могут приобретать субъекты хозяйствования через структуры ПВТ, но банки этот инструмент не используют. «Национальным банком ведется работа по подготовке комплексного правого акта, который бы регулировал две вещи. Первое – формы использования токенов для банков, второе – определенное ограничение, которое мы будем использовать для работы с этим еще достаточно новым финансовым инструментом. Это сфера так называемых децентрализованных финансов, и законы, по которым обращаются токены, не должны вступать в противоречие с классическими элементами платежной инфраструктуры», – объяснил глава Нацбанка.
Роман Головченко считает, что в сфере обращения токенов надо двигаться достаточно осторожно, выверяя все шаги и смотря, каким образом на практике реализуется законодательное регулирование. «В целом я уверен, что у токенов большое будущее, и Нацбанк делает, на мой взгляд, правильные шаги для того, чтобы стать регулятором именно этой сферы», – сказал он.
По информации БЕЛТА
Заместитель директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Александр Цай в проекте БЕЛТА «Страна говорит» пояснил новшества законодательства о летнем отдыхе и оздоровлении детей.
В прошлом году было подготовлено два основных нормативно-правых акта касательно летнего отдыха детей. Один из них вступил в силу с 1 сентября 2024 г. – это постановление Совета Министров № 509 «Об организации оздоровления детей в образовательно-оздоровительных центрах, воспитательно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях». Параллельно еще был подготовлен проект, который вступил в силу с 1 февраля этого года, – постановление Совмина № 6 от 3 января «О порядке подтверждения готовности лагерей к работе в период каникул». Основная цель этих нормативно-правовых актов – повышение доступности услуг отдыха и оздоровления для детей и приведение в соответствие с законодательством об образовании.
Александр Цай отметил, что необходимость принятия этих документов заключается в том, что до сих пор виды и перечни таких лагерей не были упорядочены. «В постановлении № 509 определены основные виды и типы лагерей, даны им понятия, в том числе и по срокам. То есть это теперь уже стационарный лагерь, воспитательно-оздоровительный, спортивно-оздоровительный лагерь, палаточный лагерь и дневной лагерь, – рассказал он. – Ряд лагерей у нас раньше выпадал, то есть были только лагеря оздоровительные, которые были созданы как учреждения образования. Другие виды лагерей тоже функционировали, но не было понятийного аппарата. Поэтому на сегодняшний день все уже урегулировано».
Был и ряд обращений от родителей по поводу того, что раньше путевки выдавались в комиссиях по оздоровлению. Далеко не все предприятия хотели создавать эти комиссии, тем самым ограничились права ребенка на отдых и оздоровление.
«Особенно это касается организаций частной формы собственности. Они не всегда были заинтересованы создавать комиссии по оздоровлению, а численность детей, которые не могли воспользоваться удешевленной путевкой, было немалое. Поэтому мы изменили механизм – теперь физлицо может приобрести путевку для родителей. При этом нанимателю не запрещают заключать договоры о сотрудничестве и таким же образом организовывать работу – назначать ответственного работника, который соберет необходимый пакет документов за родителей, который организует заключение договоров с организатором лагеря. Сегодня это можно урегулировать так же, как и раньше. Через комиссию по оздоровлению тоже можно организовать приобретение путевок для родителей», – пояснил Александр Цай.
По стоимости, естественно, ничего не изменится. «Никаких изменений нет. Стоимость лагеря, она контролируется областными и Минским городским исполнительными комитетами и, как правило, не превышает уровня макроэкономических показателей на очередной год», – заявил он.
Кроме того, документами определено, сколько и в каком лагере должны пребывать дети, чтобы это считалось воспитательно-оздоровительным или спортивно-оздоровительным лагерем. Продолжительность смены может регулироваться, но не во всех типах лагерей, подчеркнул эксперт.
По информации БЕЛТА
В стране активно применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах экономики. Среди них машиностроение, сельское хозяйство, банковский сектор, медицина и многие другие. В Национальной академии наук прогнозируют, что в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в работу предприятий, бизнеса и в нашу жизнь. Вместе с тем законодательно определения использования такой стратегической технологии пока еще нет. Сегодня в стране ведется активная работа по созданию закона об искусственном интеллекте. Подробности узнали у генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова.
Широта сфер внедрения
Искусственный интеллект становится ключевой технологией, с применением которой планируется автоматизировать основные отрасли мировой экономики. В идеале их использование сулит сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономию времени. Очередное соревнование за место на рынке подразумевает существенные инвестиции в развивающуюся технологию в ближайшем будущем. Предприятия нашей страны также понимают необходимость сохранения своих конкурентных преимуществ, поэтому активно внедряют ИИ в самых разных направлениях.
Белорусские ученые констатируют, что технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение ИИ для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде предприятий агропромышленного комплекса страны используют ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Применяются беспилотники для сбора данных, которые помогают найти оптимальные решения для полива, внесения удобрений и защиты растений.
В белорусских клиниках ИИ помогает в диагностике заболеваний, в поиске новых лекарств. В свою очередь, отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций. Аналитические системы помогают обеспечивать безопасность в общественных местах.
Беларусь делает ставку на цифровизацию экономики, и искусственный интеллект становится ключевым инструментом в этом процессе. Как отметил Сергей Кругликов, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности для бизнеса и граждан.
– Стоит отметить, что определения ИИ с точки зрения законодательства пока нет. Беларусь активно развивает данную сферу, однако такой рост требует грамотного регулирования. Вместе с тем в стране необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития, чтобы обеспечить его безопасное и эффективное внедрение. Также необходим государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями, – подчеркнул собеседник.
ИИ – на законном пути
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об ИИ, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии ИИ на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
– В ходе мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий ИИ в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам. Стоит отметить, что каждая из стран СНГ имеет свои взгляды на вопрос развития искусственного интеллекта. Поэтому модельный закон будет обобщающим и не будет ущемлять права и возможности стран, – пояснил Сергей Кругликов.
При этом ученый подчеркнул, что сейчас весь мир стоит перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту для становления новой цифровой экономики. Сегодня десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
– Накануне в ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте мы обсудили создание белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства. Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – рассказал Сергей Кругликов.
– Кроме того, рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в этом году глоссарий в сфере ИИ. Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – резюмировал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Илья Крыжевич, « Рэспубліка», 12 апреля 2025 г.
Депутатам следует более принципиально подходить к рассмотрению законопроектов, отметил заместитель Председателя Палаты представителей Вадим Ипатов на заседании Совета Палаты представителей Национального собрания, где рассмотрены в том числе задачи депутатов и работников Секретариата Палаты представителей по усилению исполнительской дисциплины, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
Соответствующий вопрос рассмотрен в связи с Директивой № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины», вступившей в силу 3 апреля. Как отметил Вадим Ипатов, это системный комплексный документ, нацеленный на работу как государственных органов, так и организаций, независимо от форм собственности, и граждан, то есть распространяется на всех по своему содержанию.
Главный посыл Директивы № 11 – реализация поставленных на пятилетку качества задач требует кардинального повышения эффективности функционирования системы органов государственной власти, управленческой дисциплины, усиления исполнительской дисциплины, социально-ответственного отношения каждого к труду.
Документ расставляет наиболее важные акценты. В плане законодательной власти в Директиве отмечено, что зона ответственности Национального собрания – качественное и эффективное законотворчество, отвечающее актуальным запросам государства и общества, требованиям стабильности правового регулирования. «Обеспечение такого законотворчества – одна из главных наших с вами задач», – сказал Вадим Ипатов.
«Безусловно, все законопроекты, которые вносятся в Палату представителей, проходят все стадии законотворческого процесса и получают необходимые согласования, экспертизы, обсуждаются с экспертами, – отметил зампредседателя Палаты представителей. – Но как показывает практика, не всегда предлагаемые инновации глубоко проработаны разработчиком, просчитаны последствия их принятия. Один из основополагающих принципов деятельности всех госорганов – всестороннее прогнозирование социально-экономических, политических и иных последствий принимаемых решений, что для принятия законов, конечно же, архиважно».
Вадим Ипатов подчеркнул, что нельзя допустить ситуацию, когда норма не только не достигнет цели принятия, но и вызовет обратный эффект: негативный общественный резонанс, социальную напряженность в обществе.
«Поэтому законопроекты должны рассматриваться депутатами как новые, всесторонне прорабатываться на заседаниях постоянных комиссий, рабочих групп, диалоговых площадках, – сказал он. – Нужно более принципиально подходить к рассмотрению проектов. Не надо стесняться задавать вопросы, высказывать свои мнения. Ведь обсуждая норму с разных сторон, вырабатываются наиболее выверенные решения. При введении новаций очень важно понимать, как они будут реализовываться на практике, какие подзаконные механизмы для этого предусматриваются».
Вадим Ипатов обратил внимание на важность пакетного принципа подготовки законопроектов. Также он указал на некоторые позиции Директивы, которым необходимо следовать при работе над законопроектом. Необходимо избегать включения в проект бланкетных и отсылочных норм, не допускать принятия правовых актов, требующих дальнейшего толкования и разъяснений, исключить факты нахождения и рассмотрения в госоргане документов, в том числе проектов правовых актов, сверх сроков, определенных законодательством.
По информации БЕЛТА
Белорусы выражают высокий уровень доверия государственным СМИ в последние четыре года. Об этом на пресс-конференции рассказал заместитель директора по научной работе Института социологии НАН Беларуси Александр Посталовский, сообщает БЕЛТА.
Институт социологии НАН занимается исследовательским проектом, который реализуется по заданию Министерства информации. Он посвящен изучению факторов доверия государственным средствам массовой информации в условиях трансформации медиапространства. «Доверие к СМИ – это прежде всего убежденность потребителей информации в достоверности формируемого информационного контента, который оказывает влияние на сознание и поведенческие установки. То есть структурными элементами доверия являются социальное одобрение, частота обращения к этому информационному контенту. Если человек доверяет, скажем, какой-то общественно-политической передаче или информации, то он будет периодически вновь обращаться к просмотру данной передачи, – отметил Александр Посталовский. – Важный элемент доверия – это востребованность. То есть если информационному контенту доверяют, то он является востребованным среди аудитории».
Проект реализуется с 2021 года и, по словам замдиректора, он фундаментальный. Для него была разработана большая анкета с вопросами о востребованности телевидения, печатных СМИ, радиовещания, социальных медиа, видеохостингов и отдельным блоком – вопросами по доверию к средствам массовой информации. «Объем выборочной совокупности у нас составляет 1,3 тыс. респондентов. Это республиканская репрезентативная выборка. В нее входят непосредственно крупные города, столица, средние города и сельская местность. То есть это микромодель нашего общества, чтобы именно вот эта выборка репрезентировала мнение всего населения», – пояснил Александр Посталовский.
Согласно опросу института осенью прошлого года, в течение последних четырех лет (2021–2024 годы) население Беларуси выражает высокий уровень доверия государственным СМИ – 60 % респондентов. Социолог обратил внимание, что в 2021 году этот показатель составлял 38,4 %, что говорит о поступательном и конструктивном росте доверия к госСМИ. Александр Посталовский подчеркнул, что в этом, в частности, заслуга самих средств массовой информации и их активной работы. «Нашу белорусскую отечественную информационную повестку формируют именно государственные средства массовой информации, и это находит отклик у аудитории. В то время как зарубежные СМИ не пользуются доверием у нашей аудитории, в нашем информационном поле», – сказал он.
Также для проверки достоверности актуального информационного события 62,6 % обратятся к государственным СМИ. То есть абсолютное большинство людей доверяют и обратятся при изучении вопроса по политическим аспектам именно к государственному информационному контенту.
К слову, большинство опрошенных белорусов (57 %) выбирают телевидение как основной источник получения информации. Доверие к этому виду СМИ также из года в год растет.
Интернет-СМИ в соцопросе сегментизировали с учетом того, что видов таких источников информации много (соцсети, сайты, порталы, видеохостинги и др.). Александр Посталовский обратил внимание, что в исследовании приняли участие респонденты, в том числе без высшего образования, проживающие в сельской местности, поэтому они могут не знать обо всех этих источниках. «Согласно опросу, абсолютно доверяют общественно-политической информации, публикуемой в белорусском сегменте интернета, около 50 % респондентов. Отмечается тенденция увеличения», – отметил он.
Также наблюдается тенденция и к увеличению показателей доверия к печатному сегменту информационного поля – доверие газетам оказывают 71,5 % респондентов.
По информации БЕЛТА