04.07.2023
В БГУ разработали Атлас белорусской государственности, через год он появится в бумажном варианте
Учебное пособие нового поколения «Атлас белорусской государственности» разработали в Белорусском государственном университете в рамках гранта Президента в области образования на 2023 год. Создание учебного пособия обусловлено необходимостью всестороннего обеспечения преподавания учебной дисциплины «История белорусской государственности». Атлас подготовлен с учетом достижений белорусской исторической науки, новых источников и архивных материалов, привлекались также авторские исследования в области исторической географии. Корреспондент
БЕЛТА встретилась с автором издания – профессором кафедры истории России исторического факультета БГУ Степаном Темушевым и выяснила, для кого предназначен новый атлас и что в нем уникального.
«Атлас белорусской государственности является частью учебно-методического комплекса, который призван обеспечить преподавание новой дисциплины «История белорусской государственности», то есть это своеобразное картографическое дополнение к основному учебному пособию, вышедшему в прошлом году на белорусском языке под редакцией Игоря Марзалюка. Но это не просто дополнение, это полноценное учебно-наглядное пособие, поскольку содержит разнообразные задания, в том числе интерактивные – это одна из методических инноваций. В пособии я также предполагаю активную работу с картами: что-то нужно подчеркнуть, обозначить цифрами, подписать, даже сделать надписи на картах. Помимо всего карты учат понимать геополитические факторы, которые влияли на развитие государственности на белорусских землях, на политическую ситуацию: это и внешнее давление, и миграции населения, физико-географические особенности нашей местности, которые влияют на специфику ведения хозяйства, земледелия и так далее, – все это находит отражение именно в картах», – рассказал Степан Темушев.
Пособие состоит из около 70 страниц, содержащих полноцветные карты, иллюстрации, исторические сведения и практические задания. Они структурно распределены по шести тематическим разделам, соответствующим историческим периодам от IV века до нашего времени: расселение славян на территории Беларуси, Полоцкое и Туровское княжества, Великое княжество Литовское, Российская империя, Белорусская Советская Социалистическая Республика и современная Беларусь. В атласе отражена преемственность между разными ее периодами.
Кроме карт в учебном пособии широко используется иллюстративный материал. «Для историка иллюстрация очень важна, она одновременно является и историческим источником. Например, миниатюры Радзивилловской летописи. Вот мы видим визуальное представление, далее эти события нужно локализовать на карте. Тут же даются выдержки из исторических документов, описывающие, например, границы, которые нужно проследить по карте. Атлас – это то учебное пособие, которое позволяет получить достаточно полное пространственное представление о развитии исторических форм государственности Беларуси и формировании национальной государственности. Интереснейшие выводы можно сделать, например, о том, что восточная граница начинает формироваться еще с XVI века, это наглядно можно увидеть после Стародубской войны, здесь возвращение Гомельской волости в состав Великого княжества Литовского. Также мы видим, как формируется западная граница и северо-западная граница с Прибалтикой и так далее. Все это отлично прослеживается визуально именно по картам», – отметил автор пособия.
Атлас содержит много технических инноваций, что делает его абсолютно уникальным. Автор вместе с полноцветными картами тут же дает карты четырех цветов, которые знакомы учащимся по контурным картам. «Предназначено учебное пособие для первокурсников высших учебных заведений для изучения курса учебной дисциплины «История белорусской государственности», а также для всех желающих. Я думаю, что атлас вызовет интерес не только у студентов, но и широкой общественности. Он хорошо иллюстрирован, и опять же сами карты всегда вызывают большой интерес. Пока атлас существует только в электронном виде. В этом я, кстати, вижу преимущество – все преподаватели легко могут использовать его, постранично выводя через проектор на экран или используя интерактивные доски, мультиборды. Его можно масштабировать и замечательно работать с этим материалом. Атлас концептуально продуман - одна его страница, например, предполагает теоретические вопросы, обсуждения, дискуссии, беседы, в то время как вторая страница предполагает самостоятельную работу учащихся и студентов. После каждого раздела, всего их шесть, предусмотрен урок-обобщение. Его я выполнил в оттенках серого, чтобы проще было делать ксерокопии и использовать их в качестве раздаточного материала для студентов. Там содержатся картографические тестовые задания, связанные с обобщением пройденного материала, их можно также использовать для диагностики уровня усвоения знаний учащимися и студентами», – поделился профессор.
Бумажный вариант атласа готовит к изданию республиканское унитарное предприятие «Белкартография». «Это серьезная редакторская работа. Необходимо проверить написание всех населенных пунктов, отследить их правильную локализацию. Кроме того, мы предполагаем получить гриф Министерства образования, а это занимает время. Я предполагаю, что к 2024/2025 учебному году появится бумажный вариант атласа», – проинформировал Степан Темушев.
На данный момент электронная версия учебного пособия апробируется рядом республиканских вузов. Это БГУ, ГГУ им. Франциска Скорины, ГрГУ им. Янки Купалы, ВГУ им. П.М.Машерова.
Во всех белорусских вузах с сентября 2022 года была введена дисциплина «История белорусской государственности». Научный коллектив во главе с Игорем Марзалюком подготовил пособие «Гісторыя беларускай дзяржаўнасці» для обеспечения преподавателей учебно-методической литературой. В авторский состав вошли также пять сотрудников Белорусского государственного университета: это декан исторического факультета Александр Кохановский, декан факультета социокультурных коммуникаций Александр Бурачонок, заведующий кафедрой источниковедения исторического факультета Сергей Ходин, профессор кафедры истории России исторического факультета Степан Темушев и профессор Петр Бригадин.
По информации
БЕЛТА
Республиканская научно-практическая конференция «Развитие белорусской юридической науки в контексте современных идей конституционализма»
13 марта в Минске прошла Республиканская научно-практическая конференция «Развитие белорусской юридической науки в контексте современных идей конституционализма» на базе юридического факультета Белорусского государственного университета.
Мероприятие приурочено 70-летию выдающегося ученого, доктора юридических наук, профессора, член-корреспондента Национальной академии наук Беларуси, Заслуженного юриста Республики Беларусь, заведующего кафедрой конституционного права Григория Алексеевича Василевича.
Исполнительный директор общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов» Орловская Ирина Владимировна на торжественном мероприятии вручила Григорию Алексеевичу приветственный адрес, подписанный Председателем Союза юристов, начальником Секретариата Всебелорусского народного собрания Мицкевичем Валерием Вацлавовичем.

Ключевыми направлениями конференции стали вопросы современной парадигмы властных отношений, современной концепции правового статуса человека и гражданина, конституционализации отраслей права и роли белорусских ученых в развитии конституционного права.
По сообщению
официального сайта Белорусского республиканского союза юристов
(фото – Белорусский республиканский союз юристов)
Белорусская студенческая юридическая олимпиада пройдет в БГУ
Белорусская студенческая юридическая олимпиада пройдет 19–21 марта в БГУ (ул. Ленинградская, 8, ауд. 609). Начало в 10.00. Мероприятие является основным правовым форумом в Беларуси и направлено на стимулирование научно-исследовательской работы студентов, совершенствование национальной системы юридического образования и науки, развитие традиций профессиональных молодежных юридических конкурсов и усиление взаимодействия учреждений образования с заказчиками кадров.
Олимпиаду организуют в личном и командном зачетах. Их участниками станут 40 индивидуальных конкурсантов 2–6 курсов и 12 сборных соответственно, показавших лучший результат в заочном туре олимпиады этой осенью. Это представители БГУ, Академии управления при Президенте Республике Беларусь, Академии МВД Беларуси, МИТСО, БГЭУ, БГСХА, БрГУ им. А.С. Пушкина, ГГУ им. Янки Купалы, МГУ им. А.А. Кулешова, ПГУ им. Евфросинии Полоцкой и др.
Студентам предложат выполнить задания, направленные на проверку всего спектра знаний по вопросам юридической деятельности. Участникам предстоит подготовить устное выступление, экспертное заключение на проект нормативного правового акта, ответ на обращение гражданина, проект правоприменительного акта и др.
Итоги состязания подведут 21 марта, где назовут имена победителей и призеров олимпиады.
Справка
Белорусская студенческая юридическая олимпиада проводится в БГУ с 2005 года. Победители состязания включаются в специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Состязание проводится юридическим факультетом БГУ по поручению Министерства образования. Партнерами являются Верховный Суд, Генеральная прокуратура, Следственный комитет, Государственный комитет судебных экспертиз, Национальный центр законодательства и правовой информации, Министерство юстиции, Государственный комитет по имуществу, Министерство иностранных дел, Национальный центр защиты персональных данных Беларуси, Белорусская нотариальная палата, Белорусская республиканская коллегия адвокатов, Белорусская торгово-промышленная палата, Белорусский республиканский союз юристов, а также ряд субъектов хозяйствования, активно реализующих социальную ответственность бизнеса в нашей стране.
По сообщению
официального сайта Белорусского государственного университета
Акцент на 80-летии Победы. Союзные парламентарии обсудили проекты в сфере образования и науки
Заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по науке и образованию состоялось 28 февраля в Москве, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Собрания.
«Парламентариям была представлена информация об итогах реализации программ и мероприятий Союзного государства по вопросам ведения комиссии в 2024 году. Также был рассмотрен ход подготовки к реализации новых программ и мероприятий Союзного государства, предусмотренных к финансированию в 2025 году», – рассказали в пресс-службе.
Так, всего в 2024 году бюджетом Союзного государства на реализацию мероприятий по линии науки было запланировано 400 млн российских рублей, по линии образования – более 145 млн российских рублей. В 2025 году по вопросам ведения Комиссии Парламентского Собрания по науке и образованию бюджетом Союзного государства предусмотрено финансирование одной программы и семи мероприятий: программа «Разработка перспективных базовых технологических процессов получения функциональных материалов, структур, компонентов и модулей для высокоэффективных изделий фотоники в Союзном государстве»; премия Союзного государства в области науки и техники; Форум вузов инженерно-технологического профиля; олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»; конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века»; гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Союзного государства «За честь Отчизны»; форум Союзного государства «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба»; участие в культурно-образовательной патриотической акции «Поезд Памяти».
«Парламентарии отметили, что в соответствии с постановлением Высшего госсовета Союзного государства от 6 декабря 2024 года № 15 «Об организации и проведении мероприятий по празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне» все мероприятия, предусмотренные бюджетом Союзного государства, в 2025 году должны проводиться с обязательным включением в свои программы военно-патриотической тематики и гражданско-патриотических акций, посвященных 80-летию Победы», – подчеркнули в Парламентском Собрании.
Кроме того, парламентарии рекомендовали повысить эффективность белорусско-российского сотрудничества в сфере науки и образования, в первую очередь на направлениях, поддерживающих импортозамещение и развитие инновационных технологий. Также предложено считать приоритетными мероприятия, направленные на противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны, патриотическое воспитание и единение молодежи Союзного государства, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей.
Помимо союзных парламентариев в заседании приняли участие представители Министерства образования Беларуси, Министерства науки и высшего образования России, Министерства просвещения РФ, Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Министерство образования вводит электронную предварительную запись на проставление апостиля
Прием документов для проставления апостиля, предварительного засвидетельствования для консульской легализации, а также выдача ранее оформленных документов осуществляется Департаментом контроля качества образования Министерства образования по адресу: г. Минск, ул. Козлова, д. 28, кабинет 201.
С 3 марта вводится электронная предварительная запись для подачи документов для проставления апостиля на официальных документах, исходящих из учреждений образования Беларуси.
Запись можно будет осуществить на официальном сайте Министерства образования.
Для предварительной записи необходимо указать вид документа и его номер. Выбор даты и времени посещения осуществляется самостоятельно из доступных дат с учетом графика приема документов. По электронной записи будут приниматься документы только от владельца документа и только те документы, которые указаны в форме предварительной записи. Несоответствие номера документа, указанного в форме предварительной записи, номеру предоставляемого документа для проставления апостиля влечет отказ в приеме документов.
До 31 марта включительно предварительная запись на проставление апостиля будет возможна и в прежнем формате – на базе Департамента в
дни и часы, определенные для предварительной записи.
Запись по телефону или электронной почте не осуществляется.о вопросам введения электронной предварительной записи для проставления апостиля с 26 февраля по 7 марта будет организована работа горячей линии с 11.00 до 13.00 по тел. +375 (17) 320 08 24.
По сообщению
официального сайта Министерства образования Республики Беларусь
Профильные классы, экспорт услуг и учебные мастерские. Андрей Иванец о задачах системы образования на 2025 год
Министр образования Андрей Иванец во время итоговой коллегии Министерства образования рассказал о задачах, которые стоят перед системой образования в 2025 году, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
«Во-первых, в воспитании и идеологической работе с молодежью мы отходим от количества мероприятий и процента охвата общественными объединениями. Формирование гражданской позиции, результативность профилактической работы и сохранение жизни наших детей должно стать главным критерием эффективности этой работы. Во-вторых, демографические прогнозы и тенденция снижения числа воспитанников в детских садах за последние годы неминуемо приводит к необходимости оптимизации сети. Эта работа должна осуществляться не только за счет присоединения в сельской местности детских садов к близлежащим школам, организации перевозки, но и за счет объединения незаполненных групп, приведения норм наполняемости в них к верхней границе, установленной Кодексом об образовании. Органам управления образованием работу в этом направлении необходимо завершить до 1 сентября, а высвободившиеся средства направить на развитие образовательной среды и зарплаты работников», – рассказал Андрей Иванец.
Также должна быть продолжена работа по повышению эффективности профильных классов профессиональной направленности, в которых в этом учебном году обучаются уже более 28 тыс. учащихся 10-11-х классов. «В 2025 году функционирование профильных классов профессиональной направленности должно выйти на новый уровень. Мероприятия на предприятиях и региональных учреждениях высшего образования должны стать системными для учащихся. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник профессионального класса продолжил обучение по своему профилю», – добавил Министр образования.
Еще из задач – работа с детьми с особенностями развития, чтобы они смогли влиться в общество, стать полезными и найти свое призвание в жизни. Отмечено, что равный доступ к образованию для всех – один из главных столпов для системы образования страны. В связи с этим начата работа по обновлению нормативно-правовой базы с учетом реальных потребностей родителей и детей с особенностями психофизического развития. Также предстоит большая работа по изданию линейки учебных пособий для детей этой категории.
Следующая задача – чтобы система профессионального образования и в дальнейшем выступала гарантом подготовки высокопрофессионального уровня специалистов, обеспечивала ускоренную адаптацию молодых профессионалов к реальному производству, формировала у них стремление к постоянному развитию. «В 2025 году нам необходимо активно приступить к созданию учебных мастерских (участков, цехов) на базе предприятий легкой промышленности, сельского хозяйства, машиностроения, строительства, энергетики и иных организаций реального сектора экономики и социальной сферы. В 11 организациях уже действуют такие классы, до конца года необходимо обеспечить открытие не менее 50. Еще из задач – качество подготовки инженерных кадров. Оно является основополагающим фактором устойчивого экономического роста и развития нашей страны, обеспечения ее научно-технологического суверенитета. Проект концепции развития инженерного образования в Беларуси был рассмотрен на совещании у Премьер-министра Романа Головченко. Итоговый документ должен быть принят до 1 апреля, он будет отражать конкретные мероприятия, начиная с содержания учебных планов, кадрового обеспечения, заканчивая развитием материально-технической базы. Взаимодействие с предприятиями должно быть обеспечено, в том числе за счет создания центров компетенций во всех вузах, осуществляющих подготовку инженерного профиля», – отметил Андрей Иванец.
В сфере научно-технической деятельности в 2025 году вузы совместно с заинтересованными предприятиями и областными исполнительными комитетами должны принять активное участие в разработке региональных научно-технических программ на 2026–2030 годы. Это участие позволит вузам органично интегрироваться в реализацию региональной инновационной политики.
Что касается экспорта образовательных услуг, в 2024 году доведенный показатель экспорта услуг в области образования значительно перевыполнен – 124,9 %, он составил рекордные $115 млн. «Но это не позволяет нам спокойно почивать на лаврах. Для развития достигнутого уровня международной кооперации в 2025 году требуется дальнейшее расширение сотрудничества с Китаем, наращивание экспорта в страны Африки, с учетом высокого уровня политических взаимоотношений, продолжение расширения привлечения абитуриентов из стран СНГ, а также принятие мер по диверсификации экспорта в страны дальней дуги, в том числе за счет расширения англоязычной подготовки. Актуальным остается вопрос обеспеченности образовательного процесса педагогическими кадрами, особенно физико-математического профиля. Всего за период с 2020 по 2024 год было принято на работу более 24 тыс. молодых специалистов, из них продолжают работать порядка 70 %. Из этого следует, что более 7 тыс. специалистов, подготовленных только за последние пять лет, могут быть привлечены в профессию. Все необходимые меры по расширению набора на педагогические специальности уже приняты. В этом году расширяем подготовку учителей естественно-научного профиля на базе БГУ. Задача главных управлений по образованию облисполкомов и комитета по образованию Минского горисполкома – принять меры по созданию благоприятных условий для работы молодых специалистов как с использованием нематериальных мер стимулирования (присвоение квалификационных категорий, привлечение к участию в конкурсе профмастерства), так и материальных (арендное жилье, надбавки)», – проинформировал Министр образования.
По информации
БЕЛТА