Россия и Беларусь планируют подготовить перечень нуждающихся в восстановлении памятных мест и мемориалов
Россия и Беларусь планируют подготовить перечень нуждающихся в восстановлении памятных мест и мемориалов, связанных с Великой Отечественной войной. Об этом во время видеомоста Москва – Минск «Развитие совместной деятельности Беларуси и России по увековечению памяти погибших при защите Отечества» заявил председатель Комиссии Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму, заместитель председателя Комитета Государственной думы Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Артем Туров, передает корреспондент БЕЛТА.
«Большую работу по сохранению исторической памяти проводят наши поисковики. Я сам в студенческие годы работал в поисковом отряде в Смоленске и до сих пор по возможности продолжаю участвовать в этой работе на территории своего региона. Отмечу, что ежегодно наши поисковики во время межрегиональных, региональных и муниципальных раскопок находят тысячи бойцов Красной армии. Кроме того, среди важных направлений сохранения исторической памяти можно выделить реконструкцию мемориалов», – рассказал Артем Туров.
По его словам, сейчас важна передача исторической памяти следующим поколениям и активное участие молодежи в этих мероприятиях.
«Думаю, что человек, который хоть раз ездил на Вахту Памяти (поисковое движение России. – Прим. БЕЛТА) уже никогда не сможет как-то по-другому оценивать события Великой Отечественной войны. Такие люди никогда не предадут память своих отцов, дедов, прадедов и свою Родину. Поэтому России и Беларуси важно вместе вырабатывать такие программы и новые мероприятия для молодых людей. Так, председатель Молодежной палаты при Парламентском собрании Союза Беларуси и России, а также его первый заместитель сейчас очень активно включились в процесс подготовки перечня мемориалов и памятных мест, связанных с ВОВ, нуждающихся в восстановлении. Надеемся, что в июне по этому вопросу все будет утверждено», – отметил председатель Комиссии Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму.
Он добавил, что подобные программы уже реализуются как на территории России, так и в Беларуси. При этом необходимо умножать их количество. «Важно сохранить нашу общую историческую память для того, чтобы сохранить народы России и Беларуси, а в дальнейшем – передать память об этих событиях следующим поколениям», – заключил Артем Туров.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Премьер-министр Александр Турчин считает задачу по выполнению важнейших прогнозных параметров развития страны на 2026 год сверхнапряженной. Об этом он заявил журналистам, комментируя утвержденные Президентом Беларуси Александром Лукашенко 3 ноября документы, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Когда мы начинали разрабатывать прогнозные документы, эти параметры были, скажем так, умеренно напряженными. Сегодня эти параметры выглядят сверхнапряженно», – сказал руководитель Правительства. Он объяснил это тем, что ситуация в стране и на внешнем контуре очень динамично меняется. «И, конечно, те параметры, которые утверждены Президентом, очень напряженные. Для того чтобы их выполнить, потребуется слаженная работа всех заинтересованных в нашей стране, начиная от руководителей предприятий и заканчивая государственным аппаратом», – обратил внимание Премьер-министр.
В то же время Правительство, по его словам, благодарно Главе государства за то, что он поддержал предложения по ключевым показателям социально-экономического развития страны. «Документы подписаны в том виде, в котором их вносило Правительство», – сказал Александр Турчин, добавив, что этому предшествовала огромная подготовительная работа. Она включала согласование всех цифр с заинтересованными структурами – не только членами Правительства, но и госорганами, КГК, а также обеими палатами Ппарламента. «Поверьте, что цифры, которые мы предлагаем Президенту, выверены. Но я еще раз хочу сказать, в сегодняшних реалиях они выглядят весьма и весьма напряженно», – заявил Премьер-министр.
Он обратил внимание, что в развитие утвержденных Президентом важнейших прогнозных параметров правительство готовит еще целый ряд нормативных правовых актов, которые «должны позволить, не раскачиваясь, уже с 1 января 2026 года, приступить к реализации намеченных планов».
Как сообщалось, Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год. Основополагающая цель – обеспечение устойчивости экономики и повышение благосостояния населения.
Рост валового внутреннего продукта определен на уровне 102,8 % к уровню 2025 года, чему будут способствовать наращивание инвестиций в основной капитал, опережающий рост экспорта товаров и услуг и стимулирующий рост доходов населения.
Соответствующие прогнозные параметры также устанавливаются указом. Планируется, что на инвестиционные цели в следующем году за счет всех источников финансирования будет направлено на 3,1 % больше, чем в текущем году. Экспорт товаров и услуг увеличится на 3,7 % с преимущественным наращиванием его физических объемов. Для этого намечено расширение сотрудничества с опорными точками в странах дальней дуги и восстановление присутствия на традиционных рынках сбыта стран СНГ.
Целенаправленная работа над качественным развитием и расширение экспортного потенциала позволит обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,8 %.
Для Национального банка и Правительства устанавливается целевая задача по ограничению инфляции на уровне, не превышающем 7 %.
Указом устанавливается требование по утверждению правительством плана социально-экономического развития на 2026 год, который выступит инструментом достижения обозначенных ориентиров.
Перед утверждением всех ключевых параметров они детально обсуждались на совещании у Президента 16 октября этого года. «В отношении прогнозных показателей на 2026 год: нужен реалистичный, но напряженный сценарий», – подчеркнул тогда Глава государства.
Александр Лукашенко не исключил того, что кто-то может предложить темпы выше оценочного роста в 2,8 %. «Кто-то предложит 3–3,5 % – пожалуйста. Где, за счет чего и как сам впряжется в повышение этой динамики. Если кто-то ниже – пусть объяснит, как это будет воспринято нашим обществом и как будет жить Беларусь. А не просто встать и сказать: «Вот, сейчас мало планируем, надо больше». За счет чего?» – обозначил подход Глава государства.
Он констатировал, что российская экономика сжимается, и вообще не учитывать эту ситуацию нельзя, ведь около 67 % экспорта и 56 % импорта приходится на Россию. «Значит, тем более нам нужны подробные оцифрованные товарные планы (матрицы): что и в каких объемах производим, куда продаем и сколько валюты привезем в страну», – отметил Глава государства.
По информации БЕЛТА
Председатель Правления Национального банка и руководитель рабочей группы по доработке проекта программы социально-экономического развития до 2030 года Роман Головченко рассказал в эфире телеканала «Беларусь 1» о ключевых приоритетах программы соцэкономразвития до 2030 года, сообщает БЕЛТА.
«Одна из самых сложных задач в любом прогнозировании – сделать так, чтобы программа была вертикализирована, или, как говорят, каскадирована, чтобы верхнеуровневые приоритеты раскрывались через задачи, цели и механизмы их реализации и завершались системой оценки достижимости того или иного параметра. Здесь на первое место мы все-таки ставим человека. Это, во-первых, улучшение демографической ситуации, которая является серьезным вызовом для экономики. Второе направление – развитие человеческого потенциала», – отметил Роман Головченко.
Демографический блок связан со здоровьем населения, рождаемостью, планированием. «Поддержка семей с детьми, на наш взгляд, должна играть ключевую роль. Потому что главная наша ценность – это трудовые ресурсы. Перелом складывающихся негативных демографических тенденций, на наш взгляд, должен стать одной из ключевых задач», – подчеркнул глава Нацбанка.
Мир вокруг очень быстро меняется, и новые технологии появляются крайне быстро, обратил внимание он. «Взять тот же самый искусственный интеллект, насколько быстро он развивается и насколько быстрыми темпами развивается цифровая экономика и ее вклад в общеэкономическое развитие. Все это невозможно делать без подготовки человека не только к жизни, но и к работе в этом мире. Поэтому фокус на практико-ориентированное образование, повышение профессиональной компоненты в образовании тоже очень важен. Об этом говорили многие члены рабочей группы. Модернизация нашей системы образования тоже заложена в программе», – поделился Роман Головченко.
Руководитель рабочей группы подчеркнул, что никуда не уйти от повышения конкурентоспособности и уровня технологичности нашей экономики. «Я вижу ключевым приоритетом рост затрат на науку и разработки. К сожалению, пока мы еще не достигли оптимального уровня, и здесь речь не только о бюджетных инвестициях в науку, здесь речь о выращивании, взращивании инновационно активных предприятий. То есть тех, которые непосредственно на производстве делают инновации, внедряют их в производство и получают добавленную стоимость, – сказал он. – Государство должно не просто поставить такие задачи, но и должно сделать привлекательным саму модель такой работы и создать необходимые стимулы».
По информации БЕЛТА
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации БЕЛТА
Председатель Правления Национального банка и руководитель рабочей группы по доработке проекта программы социально-экономического развития до 2030 года Роман Головченко рассказал на финальном заседании группы, как был доработан проект по поручению Президента, передает корреспондент БЕЛТА.
Роман Головченко отметил, что во исполнение поручения Президента рабочей группой был доработан проект программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы. «В итоге в проекте программы, по нашему мнению, первое – учтены требования законодательства в области государственного планирования и прогнозирования развития страны. Второе – учтена необходимость донесения до делегатов Всебелорусского народного собрания четкого видения ключевых направлений развития страны. Третье – учтены принципы обоснованности, измеримости и реализуемости целей и задач. Четвертое – учтены рациональные предложения делегатов ВНС, участвовавших в работе над проектом программы, а также общественности в рамках общенационального проекта «Народная пятилетка», – обозначил он.
Определены восемь стратегических всеобъемлющих приоритетов с описанием задач, механизмов и индикаторов их достижения. «Эти приоритеты тесно сопряжены с приоритетами Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года, предвыборной программой Президента Республики Беларусь, других программных выступлений и заявлений Главы государства, посвященных предстоящей пятилетке, а также определены направления системного развития страны для достижения ключевой цели пятилетки – перехода к новому качеству жизни каждого белоруса», – подчеркнул глава Нацбанка.
Роман Головченко добавил, что в доработанном проекте оптимизированы перечни задач. «Из проекта программы исключены традиционные задачи, процедурные задачи, текущая работа, а также формальные, малоинформативные и недостаточно напряженные индикаторы, которые зачастую не в полной мере отражают выполнение приоритетов и задач. Такой подход, учитывающий в том числе ограниченность объемов финансирования, позволяет сосредоточить усилия на действительно важных направлениях социально-экономического развития и исключить размывание ресурсов», – подчеркнул он.
С учетом рациональных предложений делегатов Всебелорусского народного собрания и общественности проект программы дополнен рядом новых верхнеуровневых задач, в том числе обозначенных членами рабочей группы в рамках своей индивидуальной работы. «Преимущественно они связаны с инновационным развитием страны – это рост эффективности, качество, инвестиции, наукоемкость, инновационность и технологичность экономики, повышение практикоориентированности образования, создание условий для реализации творческого потенциала молодежи и патриотического воспитания молодого поколения», – обратил внимание глава Нацбанка.
С введением новых задач изменились и оцифрованные индикаторы. Проект программы дополнен показателями рождаемости, вовлечения молодежи в общественно-политическую и управленческую деятельность, повышения возможностей для реализации потенциала граждан старшего трудоспособного возраста и так далее.
Также дополнены основные индикаторы прогноза и перечень крупных инвестиционных проектов в промышленности, в том числе связанных с углубленной переработкой производства новых материалов и инновационных технологий.
«Определенные в проекте программы задачи и индикаторы во многом потребуют серьезного напряжения кадров и мобилизации ресурсов. Но это осознанный наш выбор, потому что ориентация только на «сбалансированный рост» не приведет к сокращению технологического и демографического отставания от ведущих экономик и не нацеливает органы власти на поиск эффективных моделей опережающего развития», – уверен руководитель рабочей группы.
Роман Головченко отметил, что доработанный рабочей группой проект программы имеет четко выстроенную структуру. «Приоритеты, направления и задачи совпадают, содержательная часть имеет конкретные задачи и показатели их достижения, которые далее вертикализируются и детализируются в отраслевых государственных и региональных программах», – заключил он.
По информации БЕЛТА
