31.01.2023
Официальные переговоры Александра Лукашенко с Президентом Зимбабве Эммерсоном Мнангагвой
Президенты Беларуси и Зимбабве Александр Лукашенко и Эммерсон Мнангагва провели переговоры в Государственном Доме (Стейт-Хаус) – официальной резиденции зимбабвийского лидера.
По завершении переговоров в формате «один на один» стороны встретились в расширенном составе с участием членов делегаций.
Затем состоялась церемония подписания двусторонних документов. В присутствии глав государств были подписаны соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, о создании совместной постоянной комиссии по сотрудничеству. Заключен меморандум о взаимопонимании между Республикой Беларусь и Республикой Зимбабве о взаимном признании документов об образовании.
Подписано межправсоглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество. Еще одно соглашение – об установлении побратимских отношений между городами Минск и Хараре.
«Сегодня у нас с Президентом состоялись предметные переговоры. Мы оценили ход выполнения достигнутых договоренностей, а также обменялись мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня и непростой ситуации, которая складывается в мире», – сказал белорусский лидер по итогам переговоров с Президентом Зимбабве.
«Мы подробно обсудили перспективные направления сотрудничества между нашими странами, которое значительно активизировалось за последние годы», – отметил Александр Лукашенко.
Беларусь открыла посольство в Зимбабве и ожидает, что в скором времени и в Минске появится диппредставительство Зимбабве.
Особо Глава государства акцентировал внимание на договоренности по подготовке специалистов по всем интересующим зимбабвийскую сторону направлениям. Договорились также о реализации инвестиционных и кооперационных проектов в различных сферах, что станет основой для продолжения сотрудничества. «В области промышленности, торговли, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и добычи полезных ископаемых. Мы также условились, что эти контракты и наши договоренности, которых мы сегодня достигли, станут основой для продолжения нашего сотрудничества», – сказал Александр Лукашенко.
«Сегодня мы подписали соглашение о создании совместной постоянной комиссии по сотрудничеству Беларуси и Зимбабве, а также ряд других двусторонних соглашений и меморандумов. Их уже около 20. Потенциал нашего взаимодействия огромный. И я уверен, регулярные прямые контакты различного уровня позволят раскрыть его наилучшим образом. Дополнительно договорились, что мы создаем отдельные группы специалистов по развитию сельского хозяйства и обороны», – сообщил Александр Лукашенко.
«Если зимбабвийской стороне будет интересно создание совместных производств в Зимбабве и в Беларуси, мы готовы на это идти. Получая сырье из Зимбабве, мы будем вместе с вашими специалистами перерабатывать это сырье на предприятиях в Беларуси. И таким образом делить соответствующую прибыль. Также мы приветствуем вхождение зимбабвийского капитала в капитал наших предприятий, – сказал белорусский лидер. – Мы также не исключили с Президентом работу по бартерным схемам. И для этого будет создана специальная группа специалистов, которая определит соответствующие товары».
Президент заверил, что Беларусь всегда в любой ситуации готова подставить плечо Зимбабве.
«Вы должны знать, что там, в центре Европы, есть такая страна – Беларусь, которая всегда готова подставить вам плечо в любой ситуации, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Мы результаты этого визита положим на чашу весов мира и прогресса».
Глава государства обратился к жителям страны, отметив, что сегодня крупнейшие государства планеты – сильные мира сего – пытаются разделить и переделить этот мир. Они пытаются подчинить себе страны, как Беларусь и Зимбабве, получив от этого выгоды.
Александр Лукашенко акцентировал внимание, что Зимбабве богато полезными ископаемыми, а потому спокойной жизни этой стране никто не даст. И в этом в том числе причина санкций. «Санкции американцы ввели против вас не потому, что вы не демократичны. А потому, что вы решили взять под контроль свою страну и полезные ископаемые. Вы не пускаете сюда разного рода международных проходимцев и жуликов, чтобы они пользовались вашими недрами. В этом причина санкций. Вас снова, как это было в прошлые века, хотят поставить на колени. А Президент и власть Зимбабве этого не хотят. Вот отсюда санкции», – сказал он.
«Вас будут усиленно раскачивать, чтобы посеять смуту в вашем обществе, вас будут ставить на колени. Но вы должны выдержать. И вы выдержите, если вы будете едины, если не допустите внутри страны столкновения собственного народа из-за каких-то политических амбиций или иллюзорных обещаний Запада и Америки, – подчеркнул белорусский лидер. – Нам во что бы то ни стало надо пройти этот сложный период в жизни нашей планеты. Берегите мир! Не сумеете это сделать – снова попадете под колониальный гнет».
«Будьте бдительными, аккуратными. Не верьте крикунам, скакунам. Только благодаря вашему труду вы можете достичь собственного благосостояния», – сказал Глава государства, говоря о предстоящей летом этого года электоральной кампании в Зимбабве.
Речь Александра Лукашенко неоднократно сопровождалась аплодисментами.
«Африка давно проснулась. Без Африки не может быть перспективы в мире вообще. Без Африки мир развиваться не может. Будущее за Африкой», – уверен Президент.
«Это наши друзья. Мы с ними договариваемся во имя наших народов. Мы идем с миром. Мы не идем, как когда-то шли колониалисты. Мы несем сюда технологии и обучаем здесь им людей, готовим специалистов», – отметил белорусский лидер, говоря о сотрудничестве со странами Африканского континента.
«Мы с глубоким уважением и признательностью относимся к народу Зимбабве. Мы, и это я хочу отдельно подчеркнуть, идем в Африку не для того, чтобы нести некие иллюзорные демократические ценности. А идем работать вместе с вашими руководителями на благо народа Зимбабве», – сказал Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что в рамках начатой в 2020 году программы по механизации в фермерские хозяйства Зимбабве белорусская сторона поставила более 1,8 тыс. тракторов и около 80 зерноуборочных комбайнов. Эта техника помогла обеспечить продовольственную безопасность страны. «Но это только начало. Мы дали старт третьей фазе этой программы на сумму свыше $66 млн. Она предполагает более 3,7 тыс. единиц тракторной техники, 60 комбайнов для местных аграриев в течение ближайших полутора лет», – отметил он.
Для нужд местных муниципалитетов в Зимбабве начаты поставки пожарных автомобилей белорусского производства. Кроме того, в Зимбабве уже успешно эксплуатируется карьерная техника БЕЛАЗ. «Мы договорились о том, что мы поставим вам в ближайшее время свыше 30 самосвалов БЕЛАЗ, которые будут работать в Зимбабве», – сказал Президент.
При этом, отметил Александр Лукашенко, в Зимбабве обеспечивается и сервисное обслуживание белорусской техники.
Эммерсон Мнангагва во время общения с журналистами по итогам переговоров подчеркнул, что визит Президента Беларуси расширяет и консолидирует двусторонние отношения.
«Мы чрезвычайно счастливы приветствовать Президента Беларуси в Зимбабве. Из-за пандемии мы были вынуждены дважды переносить этот визит. И наконец наш дорогой брат смог осуществить встречный визит. Этот визит укрепляет, расширяет и консолидирует наши двусторонние отношения», – сказал Эммерсон Мнангагва.
Он отметил, что Беларусь оказывает большую поддержку в механизации сельского хозяйства Зимбабве, развивается сотрудничество и в иных сферах.
«Большое вам спасибо!» – сказал зимбабвийский лидер.
Накануне переговоров белорусский лидер посетил мемориальный комплекс «Акр национальных героев» вблизи столицы Зимбабве.
Главу государства встретил Министр иностранных дел и международной торговли Зимбабве Фредерик Шава. Александр Лукашенко возложил венок к Могиле Неизвестного Солдата. Президенту рассказали об истории создания комплекса.
«Акр национальных героев» – место захоронения и национальный памятник, расположенный на горном хребте в семи километрах от столицы. Мемориал создан с целью увековечения памяти о партизанах Патриотического фронта, погибших во время войны в Родезийском буше, а также современных зимбабвийцев, чья преданность и верность своей стране достойны их погребения в этом святилище.
Упорядочивание и определение ключевых подходов. Эксперт о законодательных новациях финансовой поддержки
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке», в соответствии с которым были дополнены виды государственной финансовой поддержки. О том, какие особенности предусматривает новый документ и какие преимущества он предоставляет юридическим лицам, корреспондент
БЕЛТА побеседовала с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой.
Уже в преамбуле Указа отмечается, что он принят в целях упорядочения подходов к принятию решений по оказанию государственной финансовой поддержки юридическим лицам и усилению защиты государственных и общественных интересов. «В нашей стране уже сложилась широкая система государственной поддержки субъектов хозяйствования, инвестиционной деятельности в приоритетных и иных видах деятельности. Принимались различные указы, постановления и прочие нормативно-правовые акты по поддержке определенных направлений, – отметил Денис Муха. – Объективно на сегодняшний день возникла необходимость упорядочивания, чтобы был какой-то единый документ, который бы определял ключевые подходы и принципы к государственной финансовой поддержке. Этим документом стал Указ Президента № 177».
Финансовая поддержка, предусмотренная Указом, может быть оказана любому юридическому лицу, который является коммерческой организацией. Исключениями являются банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, т.е. на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается, что финансовая поддержка может быть оказана индивидуально, подчеркнул директор института.
Среди преимуществ Денис Муха выделил то, что документ конкретизировал виды финансовой поддержки. Определено четыре основных вида. Первый – это предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам. «Условно говоря, инвестор вложил какую-то сумму, и часть может быть компенсирована. Это может быть 10 %, 20 % или 30 %. В Указе это конкретно не прописано, но порядок и условия оказания данного вида поддержки определяются законодательными актами и соответствующим госорганом», – объяснил он.
Второй вид финансовой поддержки – это внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц. «Причем они тоже могут выделяться по решению Президента, и тогда идет внесение этих вкладов за счет средств республиканского бюджета. Если по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то, соответственно, это будет за счет средств местных бюджетов, – пояснил Денис Муха. – Государство объективно не имеет столько ресурсов, чтобы на безвозмездной основе или на очень льготных основаниях давать их всем. Поэтому в мировой практике очень часто используется подход, когда государство оказывает поддержку, но при этом становится частично собственником того бизнеса, которому оказывается поддержка. Это, как правило, делается за счет внесения средств в уставные фонды. По примеру многих стран оказывается, что государство может быть довольно эффективным собственником». Оказание этой финансовой поддержки может производиться за счет средств местных бюджетов либо республиканского. Если, например, ее предоставляют местные бюджеты, то они и определяют условия ее предоставления.
Третий вид финансовой поддержки – это предоставление бюджетных займов за счет средств республиканского и местных бюджетов. Он предоставляется на коммерческой основе и его условия определяются бюджетным законодательством либо законодательством в сфере инвестиций. Может быть определенная градация этих условий.
Четвертый вид поддержки – иной, который возможен по решению Президента. «Грубо говоря, за Главой государства закрепляется возможность создания каких-то иных видов поддержки, которые будут предоставляться по решению Главы государства. Как правило, такое часто бывает, потому что проекты разные и они имеют разную значимость для экономики, для социальной сферы. Какие-то являются более приоритетными, какие-то менее. В тех или иных случаях может оказываться индивидуальная поддержка. Поэтому все это будет взвешиваться и приниматься некое индивидуальное решение», – отметил директор института.
Также преимуществом Указа Денис Муха назвал то, что в нем довольно четко определены особенности при внесении предложений по финансовой поддержке. Например, какие должны быть документы, если организация планирует получить такую поддержку. Прописано, что должно быть заключение Министерства экономики по конкурентоспособности выпускаемой продукции, если поддержка выделяется по решению Главы государства, а также должно быть экономическое обоснование целесообразности оказания финансовой поддержки.
«Организация должна конкретно на расчетах в виде экономического обоснования показать, что эта финансовая поддержка пойдет не впустую, а будет иметь самый непосредственный эффект. Поэтому в этом экономическом обосновании должна содержаться информация о финансовом состоянии юридического лица, о перспективах его развития, о тех мероприятиях, которые планируется реализовать, чтобы повысить эффективность работы и так далее», – сказал он.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, которая получает государственную поддержку, во-вторых – руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий Заместитель Премьер-министра. «То есть видно, с кого спрашивать, если та или иная поддержка будет оказана неправомерно или необоснованно. Раньше во многих документах этого не было прописано. Я бы сказал, что, наверное, впервые введен такой подход жесткой вертикальной ответственности, где каждый понимает, что он отвечает за выделение этой поддержки и рациональное ее использование», – пояснил Денис Муха.
Определены также последствия недостижения основных показателей деятельности. Если, например, юрлицо не достигает определенных показателей, то уполномоченный государственный орган может инициировать решение о привлечении к ответственности юридического лица, которому была оказана финансовая поддержка. «В случае бюджетных займов, размер процентов за пользование увеличивается на один процентный пункт с 1 января года, который следует за годом, в котором не было обеспечено выполнение установленных показателей деятельности юрлица. Если мы говорим о бюджетных трансфертах на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, то уполномоченные государственные органы вносят на рассмотрение Совета Министров предложение о возможности дальнейшего оказания финансовой поддержки, которая была предоставлена на основании решения Главы государства, т.е. определены последствия и перечень индикаторов, по которым можно оценивать эффективность оказания поддержки», – отметил он.
Указом также установлены критерии для оценки эффективности оказания индивидуальной государственной финансовой поддержки: для реализации инвестиционных проектов – срок ввода объекта осуществления инвестиций в эксплуатацию в полном объеме и срок его выхода на проектную мощность, а также на иные цели – темпы роста производительности труда и рентабельность продаж не ниже уровня, сложившегося у получателя до принятия решения Главы государства об оказании ему поддержки.
Кроме того, корректировка значений основных показателей деятельности юридического лица не допускается. Если определили, условно, что рентабельность должна быть не менее 10 %, то изменений быть не может.
В Указе также прописано, на что он не распространяет свое действие: на решения о государственной поддержке, которые были приняты до вступления этого Указа в силу, о государственной поддержке субъектов и инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, на использование средств республиканского централизованного фонда, местных инновационных фондов, внебюджетных централизованных инвестфондов. «В основном это отдельные преференциальные режимы, которые не могут быть как-то по-другому урегулированы, поэтому они идут отдельной статьей», – обратил внимание директор института.
Денис Муха уверен, что в развитие Указа в ближайшее время будет принят ряд других нормативных правовых актов. «Для обеспечения практической реализации данного Указа в ближайшее время правительство подготовит ряд документов, где уже будут конкретно прописаны механизмы того, каким образом юридическое лицо может получить эту поддержку. Будут также прописаны более подробно все организационные вопросы: как подавать, куда подавать, какой полный пакет документов должен быть», – объяснил он.
Указ не имеет каких-то ограничений для организаций по отраслевой и ведомственной принадлежности. «Любая юридическая организация, кроме тех, которые определены из финансового сектора, могут претендовать на данную поддержку. В Указе нет размеров этой поддержки, потому что решения будут приниматься индивидуально, исходя из параметров проектов, которые будут направляться для получения этой государственной поддержки», – заключил Денис Муха.
По информации
БЕЛТА
Завершился рабочий визит Президента Зимбабве Эммерсона Мнангагвы в Беларусь
Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 мая проводил своего коллегу и друга Президента Зимбабве Эммерсона Мнангагву в аэропорту.
Президенты в аэропорту провели встречу, в ходе которой подвели итоги состоявшегося рабочего визита лидера Зимбабве в Беларусь.
Александр Лукашенко подчеркнул, что именно благодаря личному вкладу Эммерсона Мнангагвы между Беларусью и Зимбабве достигнут нынешний высокий уровень отношений.
«Мы очень рады быть здесь. И очень рады динамике отношений, которые развиваются между Зимбабве и Беларусью», – сказал Президент Зимбабве.
В ходе дружеской беседы главы государств не обошли стороной и погоду – нынешний май в Беларуси выдался достаточно прохладным. «Вам придется снова реакклиматизироваться на родине. Но и у вас зима там», – заметил Глава белорусского государства.
Эммерсон Мнангагва подтвердил, что сейчас в Зимбабве действительно зимний период, и порой по местным меркам весьма прохладно. «Но белорусская погода для нас очень комфортная», – заверил он.
«Это говорит о том, что вам надо чаще бывать в Беларуси», – сказал в ответ Александр Лукашенко.
Лидеры стран тепло попрощались. Эммерсон Мнангагва поблагодарил за прекрасную организацию визита и пригласил Александра Лукашенко в ближайшее время совершить ответный визит в Зимбабве. «Большое спасибо! Я увезу самые лучшие воспоминания», – сказал на прощание Президент Зимбабве.
Переговоры Президента Беларуси с Президентом Зимбабве Эммерсоном Мнангагвой
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 мая провел переговоры с Президентом Зимбабве Эммерсоном Мнангагвой во Дворце Независимости.
Главы государств обсудили состояние двустороннего сотрудничества, ход реализации имеющихся и перспективы новых проектов, в том числе в торгово-экономической и инвестиционной сферах.
«Мы очень высоко ценим дружбу с вашей страной, вашим народом. Нас объединяет общность подходов к формированию справедливого миропорядка, основанного на суверенном равенстве всех государств, многосторонности, уважении Устава ООН и международного права», – сказал Александр Лукашенко во время переговоров.
«Еще раз хочу подчеркнуть, что Вы для нас в Беларуси всегда желанный гость, а Беловежская пуща (где лидер Зимбабве побывал со своей супругой в ходе этого визита. – Прим.) для Вас уже стала родным домом. Приезжайте в любой день, в любое время со своей супругой, с семьей. Проведите здесь время в этом климате комфортном, не таком, может быть, жарком, как у вас летом бывает», – пригласил Президент Беларуси.
Что касается двустороннего сотрудничества, он подчеркнул, что зимбабвийскую сторону нет необходимости убеждать в ответственности белорусских партнеров, готовности четко и в срок исполнять заключенные договоренности. «Мы всегда будем верны этому принципу. В этом можете не сомневаться», – заверил Александр Лукашенко.
«Наше двустороннее сотрудничество – это новый стандарт в работе со странами Африки. Учитывая эту высокую планку, мы постарались обеспечить Вам и вашей делегации насыщенную программу. Я абсолютно уверен, что итоги визита придадут мощный импульс отношениям братства и партнерства между народами Беларуси и Зимбабве, – сказал Глава государства. – За последние годы наши страны вывели на новый уровень политические отношения, значительно расширили торгово-экономическое взаимодействие, сформировали прочную договорно-правовую базу сотрудничества».
Александр Лукашенко отметил, что с момента исторических переговоров на высшем уровне в Хараре в 2023 году сделано немало. Создана совместная комиссия, налажен прямой диалог между профильными министерствами и компаниями, расширяются гуманитарные и культурные контакты между Беларусью и Зимбабве.
«Вместе наши страны достигают ощутимых практических результатов», – подчеркнул белорусский лидер.
Один из примеров – совместная программа механизации сельского хозяйства Зимбабве, которую Александр Лукашенко назвал настоящим образцом честного, открытого и продуктивного взаимодействия. Благодаря этой программе сбор пшеницы в Зимбабве уже вырос более чем в три раза. С 2022 года Зимбабве полностью обеспечивает внутренние потребности в пшенице, начат экспорт излишков в соседние страны (Мозамбик, Ботсвана).
«Мы продолжаем работу с фокусом на то, чтобы сохранить такие урожаи и дополнительно укрепить продовольственную безопасность Зимбабве и юга Африки в целом. Это очень важное направление – работа с территории Зимбабве на другие страны. И на этом примере нашей совместной работы другие страны Африканского континента видят, что эксплуатации и диктату Запада и транснациональных корпораций есть реальная альтернатива», – сказал Глава белорусского государства.
Беларусь готова принять на обучение больше студентов из Зимбабве. «Более 60 студентов из вашей страны уже обучаются в белорусских вузах по различным специальностям аграрного, медицинского, технического профилей. Готовы увеличивать их количество при необходимости», – заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко также отметил, что страны активизировали промышленную кооперацию: «Уверен, подписанные в апреле этого года соглашения о создании в Зимбабве совместного производства автобусов будут воплощены в жизнь».
Продолжается реализация договоренностей о взаимных поставках продуктов питания (сухое молоко, соки, фрукты и др.), сотрудничестве в областях здравоохранения и поставок лекарственных средств, науки и технологий.
«Мы готовы масштабировать накопленный опыт. Беларусь может стать надежным партнером Зимбабве во внедрении современных технологий переработки отходов, цифровизации, мирном использовании атомной энергии, взаимодействии в освоении космоса», – предложил Александр Лукашенко.
«У нас, конечно же, есть и вопросы, которые мешают нам продвигаться теми темпами, которыми мы бы хотели, вперед и выйти к 2030 году на устойчивый взаимный товарооборот, приближающийся к $100 млн. Надо найти развязки по этим вопросам. Они есть. Поэтому мы с вами и ведем эти переговоры», – подчеркнул Глава белорусского государства.
Эммерсон Мнангагва в свою очередь заявил, что Беларусь для зимбабвийской делегации стала «домом вдалеке от дома».
«Гостеприимство, которое было оказано мне, превосходит все ожидания. И моя делегация благодарна за такое гостеприимство и такой прием. Это действительно дом вдалеке от дома, – подчеркнул Эммерсон Мнангагва, обращаясь к Александру Лукашенко. – Вы являетесь примером лидерства. Благодарю Вас за ту роль, которую Вы играете в плодотворных дискуссиях и сотрудничестве, которые приводят к укреплению наших отношений и существующей дружбы между Зимбабве и Беларусью. Большое спасибо, дорогой брат!»
Президент Зимбабве также поздравил Александра Лукашенко и белорусский народ с 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Во время визита в Беларусь Эммерсон Мнангагва посетил Брестскую крепость-герой. По его словам, этот мемориальный комплекс напоминает о великом подвиге и жертвах, которые принес белорусский народ ради мира во всем мире. «Мы отдаем дань уважения воинам Беларуси, которые оставили свой след в истории и внесли огромный вклад в мирное существование», – отметил Эммерсон Мнангагва.
Говоря о сотрудничестве с Беларусью, Президент Зимбабве заявил: «Прогресс и рост, который мы наблюдаем в двусторонних отношениях, приносит нам удовлетворение. Мы действительно достигли успехов. Тем не менее есть необходимость использовать эти успехи для того, чтобы двигаться дальше».
Эммерсон Мнангагва отметил огромный вклад Беларуси в программу по механизации сельского хозяйства Зимбабве и обеспечение продовольственной безопасности страны. «Это огромный шаг вперед для нас, и мы благодарим вас за это, – заявил он. – Мы готовы и далее рассматривать механизацию и модернизацию нашей молочной промышленности с поддержкой белорусских партнеров».
«Зимбабве стремится достигнуть прогресса в сотрудничестве по производству техники, поскольку мы получим от этого огромную пользу. В то же время, я считаю, белорусская экономика также может выиграть от этого, потому что она будет присутствовать в нашем регионе – Африке», – добавил Президент.
По его мнению, сторонам также надо развивать взаимодействие в сферах образования, технологий и многих других отраслях.
После переговоров на высшем уровне состоялась церемония обмена текстами международных документов. Стороны подписали дорожную карту стратегического сотрудничества и партнерства на 2026–2030 годы.
«Подписан пакет двусторонних документов. В его основе – дорожная карта на 2026–2030 годы, в которой учтены все ключевые совместные проекты в различных сферах», – заявил по итогам переговоров Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что стороны провели очень насыщенные и результативные переговоры. «Обсудили широкий круг вопросов, рассмотрели, как выполняются уже достигнутые договоренности (в том числе в ходе визита в Зимбабве два года назад). Определили новые совместные проекты. При этом особое внимание уделили развитию перспективных направлений, включая межрегиональное взаимодействие и промышленную кооперацию», – сказал Президент.
«До нас очень эффективно поработали наши специалисты и министры. Обсудили широкий круг вопросов, рассмотрели, как выполняются уже достигнутые договоренности (в том числе в ходе визита в Зимбабве два года назад). Определили новые совместные проекты. При этом особое внимание уделили развитию перспективных направлений, включая межрегиональное взаимодействие и промышленную кооперацию», – сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что в ходе визита Эммерсона Мнангагвы в Беларусь достигнуты значимые результаты. Этому предшествовала большая работа правительств, профильных министерств, региональных властей и компаний.
«Но я хочу выразить искреннюю признательность именно Вам за большой личный вклад в развитие стратегических отношений дружбы и братства между народами Беларуси и Зимбабве. Убежден, с такой поддержкой мы еще активнее будем наращивать товарооборот, создавать совместные перспективные производства, открывать новые рынки как в Африке, так и в Евразии», – подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко пригласил Президента Зимбабве и его супругу Оксилию Мнангагву еще не раз посетить Беларусь. Он заверил, что зимбабвийский лидер будет чувствовать себя даже не как дома, а действительно будет дома – на белорусской земле. «Я очень благодарен Вам за все, что Вы сделали. Отдаю должное тому, что не было бы такого уровня понимания и отношений между Зимбабве и Беларусью, если бы не Вы. Это Вы приехали когда-то, будучи вице-президентом, в нашу страну и предложили выстраивать наши отношения. С этого все и началось», – добавил Президент Беларуси.
«Мы готовы оказать содействие Зимбабве в создании комплексной системы здравоохранения, поставлять из Беларуси медицинские препараты и специальное оборудование, чтобы решить проблему оказания медицинской помощи детишкам, женщинам и всему населению Зимбабве», – сказал Глава государства.
«Вы изучили нашу систему здравоохранения. Она вам понравилась, по моим данным. И вы готовы ее выстроить в Зимбабве с нашей помощью. Мы готовы вам в этом содействовать», – заверил Александр Лукашенко.
«В этом году Беларусь председательствует в Евразийском экономическом союзе, Зимбабве – в Сообществе развития Юга Африки (торгово-экономический союз стран юга Африки. – Прим.). Мы готовы использовать свое особое положение для активизации сотрудничества между этими интеграционными блоками и упрощения условий взаимной торговли. Конечно, в соответствии с действующими правовыми процедурами», – сказал Глава государства.
«Мы договорились создать комиссию на уровне глав государств. Она станет стратегическим механизмом высокого уровня, позволяющим координировать работу уже действующих совместных комиссий и комитетов», – сказал белорусский лидер.
По его словам, соответствующий проект соглашения будет подготовлен к его ответному визиту в Зимбабве.
Эммерсон Мнангагва в свою очередь сказал: «Мы с нетерпением ожидаем продолжения нашего двустороннего сотрудничества. И ожидаем наших партнеров в Африке. У Зимбабве уникальная позиция, которая позволяет стране стать своеобразным хабом, с помощью которого белорусские продукты могут быть реализованы в более широком регионе. Это поспособствует расширению экономического сотрудничества со многими странами Африки».
По его словам, сотрудничество с Беларусью внесет большой вклад в развитие промышленности и экономики Зимбабве в целом. При этом, по словам Президента, зимбабвийская сторона готова рассматривать и новые возможности для расширения сотрудничества, в частности, в области переработки и обращения с отходами, очистки воды.
«Мы признаем важность партнерства, которое сложилось между странами в этой сложной международной ситуации. Мы решительно настроены наращивать наши отношения, в том числе и на базе различных международных площадок», – заявил зимбабвийский лидер.
«Мы видим огромную пользу в том числе в сфере добычи минеральных ресурсов. Вместе мы можем разработать серьезную основу для инвестиций, которая обеспечит рост производительности в этом секторе и позволит нашим экономикам процветать», – сказал Эммерсон Мнангагва.
С какими инициативами выступает Беларусь в год своего председательства в органах ЕАЭС
Евразийский экономический форум в 2025 году пройдет в Минске 26–27 июня. Это предусмотрено соответствующим постановлением Совета Министров. Согласно документу, мероприятие состоится в Минском международном выставочном центре. Что обсудят участники мероприятия, и с какими инициативами выступает Беларусь в год своего председательства в органах ЕАЭС – в нашем материале.
Стратегическая цель
С 1 января Беларусь в третий раз приняла председательство в органах ЕАЭС. Программа белорусского председательства на текущий год в качестве основных направлений совместной деятельности определила развитие технологического потенциала, импортозамещение, стимулирование взаимных инвестиций, формирование бесшовного транспортного пространства, обеспечение безопасности внутреннего рынка и цифровизации экономики. Новый импульс нужен и для развития международного сотрудничества во всех его форматах, создания дополнительных условий для продвижения товаров ЕАЭС на зарубежные рынки.
– Кооперационное взаимодействие, защита прав инвесторов, цифровая трансформация, санитарно-эпидемиологический контроль – эти направления затрагивают инициативные предложения Беларуси для совместной работы с партнерами в ЕАЭС, – отметила заместитель Министра экономики Алеся Абраменко.
По ее словам, в первом квартале года в ЕЭК были внесены предложения нашей страны по ряду ключевых направлений:
– Для усиления кооперационного взаимодействия экономик необходимо активизировать реализацию совместных проектов и программ, особенно в сферах IT, искусственного интеллекта, электротранспорта, микроэлектроники, робототехники. Чтобы эти бизнес-идеи было проще воплотить в жизнь, продолжаем работу по созданию благоприятных условий для взаимных инвестиций, упрощению административных процедур и повышению гарантий защиты прав инвесторов.
Цифровая трансформация включает вопросы гармонизации национальных электронных систем учета и контроля за перемещением товаров, предоставления национального режима поставщикам из других стран союза при оцифровке обязательств и не только.
– Задача работы по этому вектору – исключить появление новых барьеров для бизнеса и торговли. Эти вопросы должны быть на постоянном мониторинге ЕЭК. Считаем важным усилить взаимодействие в области санитарно-эпидемиологического контроля, выработать общую стратегию действий в ответ на возможные эпидемиологические угрозы. В условиях информационного противодействия предлагаем активнее продвигать и тему евразийской интеграции через государственные телевизионные каналы стран ЕАЭС, – добавила замминистра экономики.
Синергетический эффект
Евразийский экономический союз сегодня – это динамично развивающееся интеграционное объединение. Совокупный рост ВВП евразийской «пятерки» в прошлом году составил 4,2 процента. У ЕС, например, аналогичный показатель составил всего 0,8 процента. Устранение нетарифных барьеров в ЕАЭС за счет перехода на единые обязательные требования к товарам ЕАЭС, а также устранение таможенного контроля ежегодно за период 2015–2023 годов обеспечили устойчивую надбавку к темпам роста ВВП ЕАЭС в 14,5 млрд долларов. Взаимная торговля ЕАЭС за счет этих мер была в среднем на 24 процента выше. Также растет потребительская активность, увеличивается загрузка производственных мощностей, развивается новая транспортно-логистическая инфраструктура. Стабильно растет доля взаимной торговли. За 10 лет она удвоилась и по итогам прошлого года составила почти 100 млрд долларов. Эксперты отмечают, все эти цифры свидетельствуют о наличии больших резервов роста экономик государств и ЕАЭС в целом.
– На наднациональном уровне решаются задачи по встраиванию ЕАЭС в мировую архитектуру экономических отношений, увеличению экспорта, привлечению инвестиций и технологий. За время функционирования Евразийской экономической комиссии подписано около ста меморандумов о сотрудничестве с третьими странами и международными организациями, что позволяет обмениваться опытом, в том числе в части передовых инновационных разработок, – отметил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Бакытжан Сагинтаев.
С учетом высоких темпов цифровой трансформации во всех сферах экономики ЕЭК сегодня активно работает над созданием единого цифрового пространства, ориентированного на упрощение взаимодействия между госорганами, бизнесом и гражданами.
– Наша задача – сделать все процессы быстрее, удобнее и безопаснее. В основе реализации технологических решений лежит концепция Digital Union. В настоящее время цифровизация динамично развивается в ряде сфер экономики ЕАЭС. Принимаемые меры в транспортной отрасли позволят обеспечить бесшовность перевозок, создав в рамках союза устойчивый транспортно-логистический каркас. В энергетике одна из важнейших задач – диверсификация структуры выработки электроэнергии. В сфере АПК перспективным является дальнейшее налаживание сотрудничества по производству наукоемких товаров, – сообщил Бакытжан Сагинтаев.
Логистика нового дня
Напомним, что в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС в рамках председательства нашей страны в органах союза Президент Беларуси Александр Лукашенко определил одним из важнейших вопросов формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции, особенно при выполнении воздушных перевозок между странами ЕАЭС. Предстоит продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них. По его словам, важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать безопасные международные транспортные коридоры, связывающие государства – члены ЕАЭС.
В последние годы транспортно-логистическая система в нашем регионе заметно трансформировалась. Геополитические процессы и санкционные ограничения привели к разрыву традиционных цепочек поставок и переформатированию логистики. Из-за дискриминационной политики Запада порты Украины и стран Балтии, через которые раньше доставлялись белорусские грузы, сегодня для нас недоступны. Поэтому активно осваиваются альтернативные маршруты. Один из них – Северный морской путь. Эксперты отмечают, что с учетом выгоды и скорости транзита грузов в страны Азии, в первую очередь в Китай, перспективы на данном маршруте выглядят достаточно серьезными. В частности, аналитики Евразийского банка развития прогнозируют, что к 2030 году грузопоток по международному транспортному коридору «Север – Юг» увеличится почти на 60 процентов к уровню 2023 года и достигнет 30 млн тонн.
В целом, по прогнозам аналитиков ЕАБР, к 2030 году объем железнодорожных перевозок грузов по восточному маршруту МТК «Север – Юг» может вырасти в 4,5 раза и составить 5 млн тонн. Развитию коридора будут способствовать модернизация и электрификация железнодорожных линий, развитие погранпереходов, скоординированная тарифная политика, создание сквозного логистического оператора, цифровизация транспортных документов и процедур.
Ставка на развитие
Еще одним из важнейших вопросов в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил создание новых импортозамещающих производств. Наша страна инициирует в 2025 году подготовку проекта программы импортозамещения в ЕАЭС. Напомним, Высшим Евразийским экономическим советом в конце 2023 года утверждено положение об отборе совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности и оказании финансового содействия при их реализации государствами – членами ЕАЭС. Уже в 2024 году появились заинтересованные бизнес-структуры. В ходе заседания Совета ЕЭК 22 января 2025 года одобрено финансирование первых двух кооперационных проектов. Первый из них – создание производственных мощностей на АО «Муромский стрелочный завод» по выпуску стрелочной продукции для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Второй – организация производства сельскохозяйственной техники на базе частной компании Kazrost Engineering Ltd. В обоих проектах участвуют белорусские производители.
Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 14 мая 2025 г.
Состоялась встреча руководителей палат Национального собрания Республики Беларусь с Генеральным секретарем ЦК Компартии Вьетнама
12 мая 2025 г. состоялась встреча руководителей палат Национального собрания Республики Беларусь И.П.Сергеенко и Н.И.Кочановой с Генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама То Ламом.
Перед началом мероприятия Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама То Лам вместе с И.П.Сергеенко и Н.И.Кочановой посетил Овальный зал, а также оставил запись в Книге почетных гостей Палаты представителей.
Приветствуя высокого гостя, Председатель Палаты представителей заверил его, что белорусские парламентарии придают большое значение его визиту в Республику Беларусь.
Он также отметил символизм того факта, что визит совпадает с празднованием значимых дат в истории двух государств – 80-летия Великой Победы и 50-летия освобождения Южного Вьетнама и воссоединения страны.
И.П.Сергеенко также подчеркнул, что подписание Президентом Беларуси и Генеральным секретарем ЦК Компартии Вьетнама Совместного заявления об установлении стратегического партнерства между Республикой Беларусь и Социалистической Республикой Вьетнам подтверждает большие перспективы.
Он выразил мнение, что задача парламентской дипломатии – беречь, сохранять и развивать добрые традиции белорусско-вьетнамской дружбы.
В числе приоритетных направлений сотрудничества Председатель Палаты представителей назвал наращивание деловых связей, чему способствует использование возможностей Соглашения между ЕАЭС и Вьетнамом о свободной торговле.
И.П.Сергеенко также отметил важность укрепления человеческих, гуманитарных связей и выразил уверенность в том, что дополнительным импульсом в развитии двустороннего туризма станет ратифицированное в прошлом году межправительственное Соглашение об отмене виз для владельцев национальных паспортов.
Н.И.Кочанова также отметила дружеский характер отношений между двумя странами и совпадение позиций Минска и Ханоя на международных площадках. По ее словам, визит То Лама в Беларусь является историческим для развития экономического и продолжения межпарламентского сотрудничества.
В свою очередь То Лам подтвердил, что Беларусь – важный партнер Вьетнама в регионе. «Для нас очень значимы отношения между нашими странами ... и надеемся, что эти отношения будут постоянно развиваться на благо двух народов», – сказал он.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)