/ / Общественно-политические
31.01.2023

Татьяна Рунец – о законотворчестве, межпарламентском взаимодействии и Форуме регионов Беларуси и России

Как известно, верхняя палата Парламента – орган территориального представительства, абсолютное большинство ее членов работают в Совете Республики не на профессиональной основе, собираясь на сессиях и заседаниях профильных комиссий, выступая в качестве экспертов с мест, одобряя или возвращая на дополнительную доработку проекты законодательных актов, которые призваны совершенствовать нормативно-правовую базу страны. О том, какая работа в этом направлении была проделала в минувшем году членами Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам мы поговорили с ее председателем Татьяной Рунец.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь

(фото – БЕЛТА)

Для содействия росту экономики

– По общему признанию коллег, 2022 год оказался очень насыщенным и непростым для Постоянной комиссии. Из-за беспрецедентного санкционного давления, новых вызовов в экономической сфере, помимо плановых законопроектов достаточно часто обсуждались и чрезвычайные законодательные инициативы. Ряд проектов законов, с которыми мы работали, были необходимы здесь и сейчас, – подчеркивает собеседница. – Лично убедилась в том, насколько синхронно и оперативно работает Правительство, министерства и Парламент. Сильные горизонтальные связи между органами власти очень важны, поскольку позволяют очень быстро актуализировать тот или иной закон.

Председатель профильной комиссии констатирует: в прошлом году проведена системная работа по формированию нормативной правовой базы для построения экономики, способной к устойчивому росту в долгосрочном периоде, повышения привлекательности белорусской юрисдикции для инвестиций, развития комфортной бизнес-среды.

В частности, профильной комиссией Совета Республики одобрено 19 законопроектов, регулирующих инвестиционную, налоговую, финансовую сферы и ориентированных на развитие отраслей реального сектора экономики и сферы оказания услуг. Так, например, одобрены проекты законов «Об урегулировании неплатежеспособности», «О лицензировании», «О платежных системах и платежных услугах».

Расскажем о самых значимых. Например, Закон «Об урегулировании неплатежеспособности» предусматривает усиление ответственности руководителей госорганов за своевременное принятие мер по финансовому оздоровлению и предупреждению несостоятельности и банкротства организаций независимо от их формы собственности. Так, облисполкомам и Минскому горисполкому предоставлено право сопровождать финансовое оздоровление частных предприятий (по их заявлению), определять форму и круг лиц, привлеченных к этой процедуре.

Кроме того, закон предусматривает обеспечение дополнительной социальной защиты трудовых коллективов, в том числе за счет обязательного членства представителя работников в комитете кредиторов и бесспорное взыскание пенсионных взносов.

Стоит сказать, что нормами закона устанавливается максимальный срок санации предприятий – 36 месяцев с возможным продлением на 2 года судом для восстановления платежеспособности или расчета с кредиторами.

Координирующую роль в процессе урегулирования неплатежеспособности законодатели закрепили за Правительством и местными органами власти.

Что касается сферы действия принятого закона, то стоит привести статистику: согласно данным Департамента по санации и банкротству Минэкономики по состоянию на 1 декабря минувшего года процедуры экономической несостоятельности (банкротства) применялись в отношении 1 238 должников (в 2021-м – 1568), в том числе 89 государственных организаций, из них процедура санации – 30, ликвидационного производства – 54, конкурсное производство – 5.

Для эффективного развития

– Еще одним системным документом, подготовленным и одобренным парламентариями, стал Закон «О лицензировании», который направлен на развитие правовых и организационных основ ведения лицензионной деятельности, а также на повышение эффективности государственного контроля в экономике и соцсфере, что в современных условиях приобретает особое значение для укрепления безопасности государства и обеспечения дополнительной защиты национальных интересов, – убеждена Татьяна Рунец.

В частности, документом вводится лицензирование реализации образовательной программы дошкольного и среднего образования, деятельности в области железнодорожного транспорта общего пользования, розничной торговли нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения.

Напомним, что в всего стране 37 лицензируемых видов деятельности. Обладателем хотя бы одной лицензии являются почти 27 тысяч юридических лиц и около 13 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Среди прочих законопроектов, ободренных сенаторами, стоит упомянуть и о Законе «О платежных системах и платежных услугах».

– Это комплексный нормативный правовой акт, предусматривающий совершенствование правового регулирования платежной деятельности, обеспечение эффективного и безопасного функционирования платежных систем, усиление защиты прав и законных интересов граждан – потребителей платежных услуг, оптимизацию системы контроля в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, – акцентирует внимание собеседница.

Стоит сказать, что в развитие положений Закона принято три совместных постановления Совмина и Правления Нацбанка и 10 постановлений Правления Нацбанка. С 1 марта минувшего года заработала автоматизированная система учета базовых счетов. По состоянию на 1 января текущего года открыто 368 836 базовых счетов.

Что предусматривает Закон?

Он определяет базовые понятия платежного рынка, в том числе платежных систем и платежных услуг, а также поставщика платежных услуг, которым может быть любое юридическое лицо, соответствующее требованиям закона.

Устанавливает конкретные права и обязанности поставщиков платежных услуг и их пользователей. Обязывает предоставлять плательщику полную и исчерпывающую информацию об услуге до ее оказания, в том числе о размере вознаграждения. Регулирует все платежные системы, в том числе международные, на которые действие национального законодательства ранее не распространялось.

– Принятие соответствующего закона создало необходимые правовые предпосылки для развития национальных платежных систем и платежных инструментов, что является важным фактором экономической безопасности страны, – подчеркивает собеседница.

И это далеко неполный перечень документов, которые прошли через профильную комиссию. Ежегодно парламентариями рассматриваются назревшие изменения, которые, как говорится, идут от жизни.

Так, например, принятые изменения в Налоговый кодекс направлены преимущественно на актуализацию ставок отдельных налогов с учетом инфляции, пересмотр и отмену ряда налоговых льгот, решение практических вопросов налогообложения, оптимизацию налогового администрирования.

В рамках совершенствования инвестиционного законодательства Советом Республики в прошлом году одобрены поправки в ряд законов.

Так, например, корректировка Закона «О рынке ценных бумаг» создала необходимые условия для развития финансового рынка и дополнительной защиты инвесторов – владельцев ценных бумаг. Законодатели предусмотрели создание института квалифицированного инвестора и внедрение новых видов финансовых инструментов таких как стрип-облигации, депозитарные облигации.

Что касается конкретных цифр, то по данным Департамента по ценным бумагам Минфина по состоянию на 1 декабря минувшего года в нашей стране находилось в обращении облигаций в национальной валюте на общую сумму 14,1 млрд рублей, в иностранной валюте – на 11,8 миллиардов российских рублей, 1,8 миллиардов долларов и 681 миллион евро. Объем выпусков акций составил 45,4 миллиардов рублей, в том числе открытых акционерных обществ – 41,5 миллиардов рублей.

Одним из ожидаемых от парламентариев документов стал Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве», который направлен на увеличение объема инвестиций с использованием механизма государственно-частного партнерства прежде всего в целях устойчивого развития социальной и транспортной инфраструктуры в регионах.

– В отношении проектов, которые реализуются без бюджетного финансирования, предоставлена возможность заключения соглашения о государственно-частном партнерстве путем прямых переговоров между контрагентами, то есть без проведения конкурсов, что существенно сократит подготовительный период и ускорит начало реализации проектов, – пояснила сенатор.

Напомним, что в соответствии с Указом Президента № 411 задание по темпу роста инвестиций в основной капитал на текущий год составляет 122,3 процента. В текущей пятилетке в каждой административно-территориальной единице должно быть реализовано по одному проекту (всего 129 проектов), ориентированному на создание не менее 20 новых рабочих мест.

– Важным фактором улучшения инвестиционного климата в стране является совершенствование нормативной правовой базы в строительной сфере, – продолжает председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам. – В настоящее время мы участвуем в доработке Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, принятие которого обеспечит упрощение норм в строительстве без ущерба для безопасности объектов, исключение избыточных требований и оптимизацию административных процедур с учетом сформированной правоприменительной практики.

Приоритеты государства – неизменны

Традиционно много внимания сенаторы уделяли работе над проектом бюджета на 2023 год, социальная ориентированность которого, безусловно, сохранится. Наиболее бюджетоемкими остались расходы консолидированного бюджета на здравоохранение – 10,4 миллиардов рублей, или 4,4 процента к ВВП, образование – 10,3 миллиарда рублей, или 4,3 процента к ВВП.

– Помимо существенного прироста расходов на оплату труда, дополнительно предусматривается в здравоохранении – увеличить расходы республиканского бюджета более чем на 20 процентов на приобретение лекарственных средств и централизованные закупки медицинского оборудования. Кроме того, сохраняются социальные гарантии по предоставлению возможности проведения для нуждающихся граждан бесплатной процедуры ЭКО. На эти цели предусмотрено порядка 5,9 миллионов рублей, за счет которых планируется провести 2 тысяч процедур, – поясняет Татьяна Рунец.

Она констатирует, что в сфере образования дополнительные средства планируется направить на оснащение и модернизацию учебных лабораторий учреждений высшего образования, а также оборудование ресурсных центров учреждений среднего специального образования.

– Также централизовано за счет средств республиканского бюджета планируется приобрести школьные автобусы на общую сумму 24,8 миллионов рублей с последующей передачей их областям, – рассказала собеседница.

Она отмечает, что для стимулирования экспортного потенциала организаций реального сектора экономики и создания импортозамещающих производств в бюджете на текущий год предусмотрено 1,1 миллиард рублей.

– В целом республиканский бюджет на 2023 год является сбалансированным документом, в полной мере отвечающим актуальным вызовам и ориентированный на реализацию приоритетов государства, – акцентирует внимание председатель профильной комиссии.

Она напомнила, что проекты нормативных правовых актов, направленных на совершенствование условий работы белорусской экономики, регулярно рассматриваются экспертным советом при Совете Республики, созданным по поручению Главы государства. Только в 2022 году на заседаниях экспертного совета обсуждено 32 вопроса, касающихся сферы экономики, инвестиций и финансов. Соответствующие заключения направлены на имя Главы государства.

От разработки модельных законов до диалога в рамках «групп дружбы»

Рассказ о работе профильной комиссии будет неполным, если не затронуть другие направления ее работы. Смягчение антиковидных ограничений в минувшем году позволило членам Постоянной комиссии активизировать международную деятельность. Прежде всего это работа на интеграционном трэке в рамках Союзного государства, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, а также продолжение межпарламентского диалога в рамках «групп дружбы» с зарубежными странами.

Собеседница рассказала, что с учетом текущей ситуации на внешнем контуре на заседании комиссии МПА СНГ по экономике и финансам, которое прошло в мае прошлого года в Санкт-Петербурге как заместитель председателя этой комиссии она выступила с инициативой о разработке модельного закона «Об экономической безопасности государств – участников СНГ» и включении его в перспективный План модельного законотворчества в СНГ на 2023 – 2025 годы. Предложение белорусского парламентария было поддержано.

– В рамках работы Парламентского собрания Союзного государства я и мои коллеги входим в состав различных комиссий. Например, я – в Комиссию по бюджету, налогам и финансовому рынку. Конечно, основная задача нашей Комиссии – подготовка и обсуждение проекта бюджета Союзного государства на очередной год, рассмотрение отчетов о текущем исполнении бюджетных документов, а также разработка предложений по совершенствованию бюджетного процесса в Союзе, – уточняет парламентарий.

Она отмечает, что на текущий год расходы бюджета Союзного государства планируются в объеме 5 миллиардов российских рублей, что на 1,7 миллиардов рублей больше исполнения 2022 года.

– Значительная часть этих средств будет направлена на финансирование 4 программ в сфере фотоники, космических технологий, машиностроения, а также 33 мероприятия, среди которых отдельно хочу отметить культурно-образовательную патриотическую акцию «Поезд Памяти», – подчеркивает собеседница и напоминает. – Впервые она проведена в прошлом году в рамках девятого Форума регионов.

Также в рамках заседаний Комиссии постоянно рассматривается ход реализации союзных проектов, программ и мероприятий, отмечает Татьяна Рунец, формируются рекомендации по их корректировке.

Контакты и контракты

Особое место в двусторонних отношениях с Россией занимает Форум регионов Беларуси и России, который ежегодно организовывается Советом Республики и Советом Федерации.

– В прошлом году в Гродно прошел девятый по счету такой Форум, в рамках которого мы с нашими российскими коллегами-сенаторами провели секцию «Эффективное импортозамещение в Союзном государстве: проекты, стимулы, координация», – напомнила Татьяна Рунец.

По ее мнению, выступления докладчиков на секции стали логичным продолжением диалога о развитии промышленной кооперации Беларуси и России, который сегодня активно ведется на уровне глав государств, правительств, руководителей регионов двух стран.

Среди участников секции были парламентарии, руководители предприятий, которые рассказали об успешном опыте и дальнейших перспективах реализации совместных проектов в сфере импортозамещения. Это МАЗ, БАТЭ, Белфармпром, Белорусская стекольная компания, Ногинский завод топливной аппаратуры.

Логичным завершением работы секции стала подготовка конкретных рекомендаций для заинтересованных госорганов и структур. Например, Постоянному комитету Союзного государства рекомендовано при формировании бюджета Союзного государства на очередной год финансировать программы, ориентированные на выпуск материалов, комплектующих, готовой продукции, которые в значительном объеме импортируются из третьих стран.

В рамках секции также подписано пять двусторонних документов о сотрудничестве между регионами Беларуси и России.

– Всего в ходе подготовки и проведения Форума при координации нашей Постоянной комиссии были заключены коммерческие контракты на общую сумму в 2,5 миллиардов белорусских рублей, или 65 миллиардов российских рублей. Причем, в портфеле контрактов была не только сельскохозяйственные товары и продукты питания, но и продукция машиностроения, товары нефтехимии с высокой добавленной стоимостью и прочее, – подчеркивает Татьяна Рунец.

Что волнует людей?

Работа с обращениями граждан, личные приемы, проведение прямых линий и выезд, как говорится, на место, чтобы детально разобраться с проблемой, волнующей людей, – в приоритете работы членов Совета Республики.

Как уточнила собеседница, в прошлом году в рамках профильной комиссии рассмотрено 562 обращения, проведено 116 личных приема, 51 прямая телефонная линия, 475 встреч с трудовыми коллективами.

– На встречах с трудовыми коллективами в центре внимания были вопросы образования, здравоохранения, социальной поддержки многодетных семей и пенсионного обеспечения, воспитания патриотизма и гражданской ответственности белорусов, уважения к истории, духовным и нравственным ценностям общества, импортозамещение, – сообщила сенатор.

По ее словам, основной темой поступивших обращений ожидаемо стали вопросы жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (27 процентов). Также граждан волновали вопросы финансов и налогообложения – (17 процентов), архитектуры и строительства (16 процентов) и торговли (11 процентов).

– Положительно решено каждое четвертое обращение в Постоянную комиссию, а в Совет Республики неоднократно поступали слова благодарности в наш адрес за решение вопросов, связанных с ремонтом жилых домов, водоснабжения, трудоустройством, выплатой социальных пособий, урегулирование спорных моментов в сфере налогообложения, содействие в оказании медицинской помощи, – отметила председатель профильной комиссии.

Ольга Ануфриева, « Рэспубліка», 31 января 2023 г.