Роман Головченко: налоговая политика должна стимулировать экономический рост
Налоговая политика должна стимулировать экономический рост. Об этом заявил Премьер-министр Роман Головченко на заседании итоговой коллегии Министерства по налогам и сборам, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – Максим Гучек, БЕЛТА)
«В оценке работы налоговой системы нужно исходить из основных целей, которые определены программой социально-экономического развития государства на текущую пятилетку. Прежде всего налоговая политика должна стимулировать экономический рост. Это главный постулат. Она должна, конечно же, совершенствоваться, становиться более простой, удобной. Консолидация бюджетных доходов должна осуществляться преимущественно без введения новых налогов», – сказал Роман Головченко.
Основные задачи, которые определены программой налоговым органам, – модернизация системы льгот и преференций, их оптимизация, снижение уровня совокупной налоговой нагрузки, создание системы интеллектуальной обработки данных, автоматизация налогового администрирования. «Практически по всем этим направлениям министерством организована соответствующая работа. С основными задачами на 2022 год ведомство справилось. В результате план налоговых поступлений выполнен. Доля налоговых поступлений в бюджете страны сохраняется высокой и составляет три четверти», – сообщил Премьер-министр.
По его словам, ключевая задача налоговых органов – обеспечить собираемость доходов бюджета. «Это функционирование государства, обеспечение социальных гарантий и необходимой инфраструктуры для качества жизни наших граждан. Чтобы налоговые органы могли выполнять свою функцию и собирать налоги, должна работать экономика. И роль налоговых органов в формировании комфортной бизнес-среды достаточно велика, особенно в нынешний период в условиях беспрецедентного санкционного давления», – подчеркнул глава Правительства.
По информации БЕЛТА
На рассмотрении Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь находится финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026 года в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Подробнее о предстоящих изменениях и их значении для экономики страны на расширенном заседании Постоянной комиссии рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов, сообщает БЕЛТА.
Основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы, отметил Юрий Селиверстов. «Мы последовательно реализовывали комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета – это повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие, – рассказал он. – Мы развиваем интеграционные процессы в рамках Союзного государства, постепенно синхронизируем налоговый режим с Россией. Поэтому особенностью белорусской экономики является относительно низкая зависимость от конъюнктурных доходов. У нас нет привязки к нефтегазовым доходам, что дает определенную устойчивость в период глубокой нестабильности».
При корректировке Налогового кодекса в текущем году не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к тем условиям, которые изменяются. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики.
«Первое направление – это базовые меры налоговой политики, которые традиционно заключаются в том, что мы индексируем ставки, которые установлены в белорусских рублях, на прогнозные параметры инфляции, в основном. Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией. Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 %, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные никотинсодержащие изделия на 7 %, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 % в целях исключения перетока в теневую сферу. Особое внимание обращено на вейпы и жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 % для того, чтобы поэтапно выйти на уровень как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Это, конечно, вопрос дискуссионный. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака», – рассказал Министр.
Второе направление – это справедливое налогообложение доходов и имущества граждан. «Повышаем ставки отдельных налогов по принципу «кто больше зарабатывает, тот больше платит». Сохраняем подход по дальнейшей дифференциации подоходного налога в части введения третьей ставки 40 % при доходах свыше Br600 тыс. в год. При доходах до Br350 тыс. в год сохраняется базовая ставка 13 % (это абсолютное большинство наших граждан, более 98 %). Эта ставка сейчас применяется при доходах до Br220 тыс., но с учетом того, что мы расширяем базу для применения повышенных ставок подоходного налога, для расчета теперь будут включаться не только зарплаты, но суммироваться и доходы от продажи долей в компаниях, проценты по займу, под сдачу имущества в аренду, вознаграждения членов наблюдательных советов, доходы адвокатов и нотариусов», – отметил он.
По его мнению, повышение совокупных доходов до Br350 тыс. будет более справедливо и правильно, если сохранится ставка 13 %, то, что сегодня применяется к доходам до Br220 тыс. При доходах от Br350 тыс. до Br600 тыс. применяется ставка 25 % к сумме превышения. «За прошлый год при ставке 25 % в бюджет поступило более Br200 млн. Половина из этих средств поступила в бюджет города Минска. Предлагается в дальнейшем ввести ставку 40 % при доходе свыше Br600 тыс. То есть, опять же, предлагается применять к сумме превышения, – обратил внимание Юрий Селиверстов. – По данным Министерства по налогам и сборам, исходя из того же объема платежей, которые были, туда попадает порядка 1 тыс. человек. У нас сохраняются отдельные режимы в Парке высоких технологий, Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень», и налоги на них, в принципе, не распространяются, и ставка в 25 % на них не распространяется».
Если посчитать с учетом данных 2024 года, при введении налога в 40 % средняя ставка составит 27,5 %.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов. «Когда-то был введен налог на недвижимость для квартир в многоквартирных домах. Когда мы рассматривали вопросы, какие же брать ставки, было много вопросов. Один из вопросов звучал так: какая будет применяться стоимость квартиры для расчета ставок? Было принято решение, что надо брать расчетную ставку исходя из того, что по реальной стоимости, наверное, это будут большие средства и не все смогут их оплачивать. Помним, что пенсионеры освобождены от этого налога. По истечении времени видится, что эти ставки тоже должны быть дифференцированными», – отметил он.
Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв.м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв.м применять коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. Квартир больше 250 кв.м в Беларуси больше тысячи, а 150 кв.м – больше 5 тыс.
По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв.м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв.м – 3. «Таких домов тоже достаточно много. Именно через объем предлагается здесь дифференцировать тот уровень платежей, который существует. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов», – подчеркнул Министр.
Кроме этого, предлагается продолжить работу по дифференциации транспортного налога. «Мы в действующих документах предлагаем в 5 раз повысить налог на новые мощные иностранные мотоциклы по аналогии с автомобилями, где налог мы повысили в 10 раз. То есть это мотоциклы с объемом двигателя 800 куб.см. Мотоциклы, которые выпускает наш «Мотовелозавод», туда не попадут, он таких мотоциклов не выпускает», – уточнил Юрий Селиверстов.
Также выравниваются ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Сегодня ставки для ИП в два раза практически ниже в сравнении с юридическими лицами и фиксируются факты, когда транспортное средство регистрируется на ИП и потом сдается в аренду юридическому лицу. Таким образом, существуют некие схемы ухода или уменьшения налогообложения, обратил внимание Министр.
Предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью.
Третий блок – выравниваются на уровне базовой величины минимальные ставки для индивидуальных предпринимателей – физических лиц и вводятся минимальные ставки для самозанятых в размере Br45 в месяц. «Это позволит исключить формальную регистрацию самозанятых, когда практически деятельность самозанятых регистрируется, а деятельность ими не ведется. При этом вводим ответственность, если три месяца подряд ты не платишь налог на профессиональный доход, то далее полгода применять такой режим не сможешь», – сказал Юрий Селиверстов.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 %. «Лотерейная деятельность осуществляется по большей части в интернете, примерно по своей сути представляет то же, что и игорный бизнес. Поэтому устанавливаем единые ставки», – прокомментировал он.
Предлагается оптимизация налоговых льгот. «Понятно, что мы не идем с достаточно серьезным образом, но наши коллеги из Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам видят те вопросы, где, по сути, льготы практически не применяются, но в законодательстве присутствуют. Существуют у нас льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу для физлиц в отношении объектов с особым статусом историко-культурных ценностей. Предлагается их отменить. Таких объектов за время с момента когда объявили этот статус стало больше только в Минске в 5 раз. Поэтому, по сути, мы создаем неравные условия для тех, кто проживает в обычных домах. Понятно, что сами граждане все равно не восстанавливают историко-культурный вид этих сооружений за свои собственные средства», – сказал Министр.
Уменьшается размер необлагаемых выходных пособий при выходе на пенсию с 9 до 3 среднемесячных зарплат. «Наша зарплата растет, и когда-то мы стимулировали нанимателей, чтобы эти пособия в принципе выплачивались», – подчеркнул Юрий Селиверстов.
В рамках совершенствования налогового администрирования ключевым фактором повышения эффективности налоговой системы станет комплексная модернизация процесса администрирования. При этом будет удобно внедрять систему риск-ориентированного подхода, позволяющую сосредоточить ресурсы на зонах с наибольшим риском нарушений и при этом снижать нагрузку на добросовестный бизнес.
По словам Министра, дальнейшая цифровизация позволит налоговым органам получать подробные данные о транзакциях и финансовых потоках, выявлять схемы неформального обращения реальных денег без необходимости проведения выездных проверок. На данный момент используется мониторинг и чек-листы с формализованными контрольными вопросами, подготовка которых требует больших усилий от контролирующих органов. Кроме того, остаются традиционные выездные проверки.
Также налоговые органы смогут при проведении проверок и выявлении налоговых нарушений ограничивать регистрационные действия с имуществом тех налогоплательщиков, у которых выявлены задолженности по налогам. Замена административной ответственности граждан – должников имущественных налогов повышена.
Налоговые органы получили право на сбор информации о лицах, совмещающих статус индивидуального предпринимателя с другими видами деятельности, с возможностью анализа счетов и операций, открытых на их имя. При этом объем доступной информации не изменился, изменился лишь способ ее получения – с бумажного на электронный формат. «Мы считаем это объективным решением и не ожидаем злоупотреблений, хотя среди сотрудников налоговых органов, а также специалистов Национального банка возникали отдельные возражения по этому вопросу. Вопрос обсуждается, и по результатам будет передан депутатскому корпусу для дополнительной проработки и принятия решения. В рамках работы комиссии эти темы будут еще подробно рассмотрены и, при необходимости, скорректированы вместе с коллегами из Министерства налогов и сборов», – резюмировал он.
По информации БЕЛТА
Льготу по транспортному налогу на электромобили продлят в Беларуси. Об этом сообщила журналистам член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова перед началом расширенного заседания постоянной комиссии, передает корреспондент БЕЛТА.

По словам Натальи Кулешовой, льготу планируется продлить на следующий год. «Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать», – подчеркнула депутат.
Она добавила, что в этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
В Палате представителей проходит расширенное заседание Постоянной комиссии по бюджету и финансам. В заседании принимают участие заместитель Председателя Палаты представителей Вадим Ипатов, руководители Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты.
По информации БЕЛТА
Министерство по налогам и сборам напоминает о том, что 17 ноября – срок уплаты гражданами транспортного, земельного и налога на недвижимость единым имущественным платежом, сообщает БЕЛТА.
В МНС также разъяснили, что делать, если извещение на уплату имущественных налогов не пришло. Во-первых, можно зарегистрировать личный кабинет плательщика на портале налоговых органов и сформировать извещение. Во-вторых, обратиться в налоговый орган и получить копию извещения. В-третьих, ознакомиться с суммой единого имущественного платежа можно в ЕРИП и там же произвести уплату.
Узнать свой учетный номер плательщика (УНП) можно на официальном сайте МНС, воспользовавшись электронным сервисом «Сведения из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц)» либо посмотреть УНП в предыдущем извещении.
По информации БЕЛТА
Объем торговли Беларуси с Казахстаном стабильно высок, но страны могут достичь большего. Об этом заявил Премьер-министр Беларуси Александр Турчин во время переговоров с премьер-министром Казахстана Олжасом Бектеновым в расширенном составе, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
«Объем взаимной торговли между нашими странами стабильно высок – около $1 млрд. Примечательно, что в текущем году растет как белорусский экспорт в Казахстан, так и казахстанский импорт в Беларусь. Важно, чтобы эта динамика сохранялась. Более того, я считаю, что нам под силу и более серьезные цифры с учетом потенциала развития наших стран. Думаю, что в следующую пятилетку мы должны для себя эту планку существенно повысить и доказать, что мы можем достичь еще большего», – сказал Александр Турчин.
На сегодняшних переговорах акцент сделан на продолжении работы по укреплению торгово-экономических связей. Один из главных приоритетов – сотрудничество в сфере промышленности, в особенности машиностроения. «На территории Казахстана уже не первый год работают наши совместные предприятия. Уровень локализации такой, что это уже наш совместный продукт», – отметил Премьер-министр.
Во время официального визита белорусской правительственной делегации в Астану обсуждаются вопросы дальнейшего взаимодействия, налаживания новых связей и реализации перспективных проектов. «Наше сотрудничество не ограничивается экономикой и торговлей, а охватывает также гуманитарную область, есть совместные проекты в сфере образования, культуры, спорта, туризма. На мой взгляд, расширение связей именно в этих направлениях позволит укрепить фундамент наших отношений и обогатить их содержание», – обозначил глава белорусского Правительства.
«Для нас Казахстан является приоритетным партнером в торговых и экономических отношениях, поэтому правительство нашей страны настроено всячески развивать эти связи. Тот уровень диалога, который сложился на уровне глав государств, обязывает нас демонстрировать уверенный рост товарооборота и дальнейшее углубление отношений между странами», – заключил Александр Турчин.
Олжас Бектенов в свою очередь отметил, что отношения между двумя странами поступательно развиваются. «Уверен, что ваш официальный визит в Казахстан придаст дополнительный импульс развитию наших отношений, укрепит партнерство между нашими странами. Наши отношения действительно носят стратегический характер, для них характерен доверительный диалог на всех уровнях. Развиваются не только торгово-экономические и инвестиционные связи, но и культурно-гуманитарные. Наши народы хорошо знают историю, культуру друг друга. Хотелось бы, чтобы и в культурно-гуманитарной сфере наши связи только крепли. Думаю, это очень важно, если мы говорим о долгосрочном характере отношений. Наши люди должны знать друг друга, уважать и ценить, и это серьезный фундамент в том числе для экономики», – акцентировал он.
По словам премьер-министра Казахстана, товарооборот между двумя странами в этом году радует. «У нас традиционно хорошо развивается промышленная кооперация. Общий пул совместных проектов составляет 15 совместных производств. 12 уже реализованы с общим объемом инвестиций более $200 млн. Три проекта сейчас находятся на стадии реализации. Мы работаем с белорусскими партнерами над углублением локализации той линейки продукции, которая производится здесь, в Казахстане, всегда находим взаимопонимание и конструктивный подход к этим вопросам. Сегодня будет принята дорожная карта по развитию сотрудничества в области промышленной кооперации в ближайшие три года. Думаю, это тоже позволит более предметно, целенаправленно идти к достижению тех целей, которые мы себе наметили. Правительство Казахстана готово приложить все усилия для того, чтобы наши торгово-экономические и другие отношения развивались интенсивно и на взаимовыгодной основе», – подчеркнул Олжас Бектенов.
По информации БЕЛТА
Премьер-министр Александр Турчин считает задачу по выполнению важнейших прогнозных параметров развития страны на 2026 год сверхнапряженной. Об этом он заявил журналистам, комментируя утвержденные Президентом Беларуси Александром Лукашенко 3 ноября документы, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Когда мы начинали разрабатывать прогнозные документы, эти параметры были, скажем так, умеренно напряженными. Сегодня эти параметры выглядят сверхнапряженно», – сказал руководитель Правительства. Он объяснил это тем, что ситуация в стране и на внешнем контуре очень динамично меняется. «И, конечно, те параметры, которые утверждены Президентом, очень напряженные. Для того чтобы их выполнить, потребуется слаженная работа всех заинтересованных в нашей стране, начиная от руководителей предприятий и заканчивая государственным аппаратом», – обратил внимание Премьер-министр.
В то же время Правительство, по его словам, благодарно Главе государства за то, что он поддержал предложения по ключевым показателям социально-экономического развития страны. «Документы подписаны в том виде, в котором их вносило Правительство», – сказал Александр Турчин, добавив, что этому предшествовала огромная подготовительная работа. Она включала согласование всех цифр с заинтересованными структурами – не только членами Правительства, но и госорганами, КГК, а также обеими палатами Ппарламента. «Поверьте, что цифры, которые мы предлагаем Президенту, выверены. Но я еще раз хочу сказать, в сегодняшних реалиях они выглядят весьма и весьма напряженно», – заявил Премьер-министр.
Он обратил внимание, что в развитие утвержденных Президентом важнейших прогнозных параметров правительство готовит еще целый ряд нормативных правовых актов, которые «должны позволить, не раскачиваясь, уже с 1 января 2026 года, приступить к реализации намеченных планов».
Как сообщалось, Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год. Основополагающая цель – обеспечение устойчивости экономики и повышение благосостояния населения.
Рост валового внутреннего продукта определен на уровне 102,8 % к уровню 2025 года, чему будут способствовать наращивание инвестиций в основной капитал, опережающий рост экспорта товаров и услуг и стимулирующий рост доходов населения.
Соответствующие прогнозные параметры также устанавливаются указом. Планируется, что на инвестиционные цели в следующем году за счет всех источников финансирования будет направлено на 3,1 % больше, чем в текущем году. Экспорт товаров и услуг увеличится на 3,7 % с преимущественным наращиванием его физических объемов. Для этого намечено расширение сотрудничества с опорными точками в странах дальней дуги и восстановление присутствия на традиционных рынках сбыта стран СНГ.
Целенаправленная работа над качественным развитием и расширение экспортного потенциала позволит обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,8 %.
Для Национального банка и Правительства устанавливается целевая задача по ограничению инфляции на уровне, не превышающем 7 %.
Указом устанавливается требование по утверждению правительством плана социально-экономического развития на 2026 год, который выступит инструментом достижения обозначенных ориентиров.
Перед утверждением всех ключевых параметров они детально обсуждались на совещании у Президента 16 октября этого года. «В отношении прогнозных показателей на 2026 год: нужен реалистичный, но напряженный сценарий», – подчеркнул тогда Глава государства.
Александр Лукашенко не исключил того, что кто-то может предложить темпы выше оценочного роста в 2,8 %. «Кто-то предложит 3–3,5 % – пожалуйста. Где, за счет чего и как сам впряжется в повышение этой динамики. Если кто-то ниже – пусть объяснит, как это будет воспринято нашим обществом и как будет жить Беларусь. А не просто встать и сказать: «Вот, сейчас мало планируем, надо больше». За счет чего?» – обозначил подход Глава государства.
Он констатировал, что российская экономика сжимается, и вообще не учитывать эту ситуацию нельзя, ведь около 67 % экспорта и 56 % импорта приходится на Россию. «Значит, тем более нам нужны подробные оцифрованные товарные планы (матрицы): что и в каких объемах производим, куда продаем и сколько валюты привезем в страну», – отметил Глава государства.
По информации БЕЛТА
