24.01.2023
О нормотворческой деятельности Минприроды в 2022 году и плане на 2023 год
В 2022 году принято (издано) более 80 нормативных правовых актов, в том числе обязательных для исполнения технических нормативных правовых актов, по вопросам, затрагивающим отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Совершенствование законодательства затрагивало область лицензирования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, обращения с отходами, преобразования республиканских заказников, добычи и заготовки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определения перечней диких животных, запрещенных к содержанию в жилых помещениях, а также разрешенных к содержанию в контактных зоопарках и другое.
Проведена работа по актуализации положений о порядке осуществления административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по которым органом-регулятором выступает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Принят Закон Республики Беларусь от 13 октября 2022 г. № 212-З «О ратификации поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой».
Внесены изменения в Водный кодекс Республики Беларусь в части урегулирования вопросов, связанных с благоустройством и содержанием водных объектов.
Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» дополнен нормативными предписаниями в отношении отходов товаров и отходов упаковки, образующихся после утраты ими потребительских свойств.
Внесены дополнения в Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире», касающиеся деятельности контактных зоопарков, а также ограничений к содержанию и (или) разведению диких животных в неволе (в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах и на их придомовых территориях, в садоводческих товариществах, дачных кооперативах).
Закон Республики Беларусь от 4 января 2022 г. № 145-З «Об изменении законов по вопросам охраны окружающей среды» предусматривает изменение положений отдельных законов в части установления такс для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядка его исчисления.
Проведена корректировка Кодекса Республики Беларусь о недрах и Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире» в части определения компетенции ГУ «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» в области охраны и использования недр, обращения с объектами растительного мира.
Минприроды в соответствии с планом подготовки проектов законодательных актов на 2022 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2021 г. № 508, разработаны и внесены в органы, обладающие правом законодательной инициативы, законопроекты, которыми изменяются положения законов Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», «Об обращении с отходами».
В 2023 году нормотворческая работа в Минприроды будет осуществляться согласно плану подготовки проектов нормативных правовых актов на 2023 год, утвержденному приказом от 20 декабря 2022 г. № 410-ОД.
Запланирована работа по подготовке 11 проектов нормативных правовых актов, в том числе предусмотрена разработка Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь и проекта Закона Республики Беларусь «Об обращении с генетическими ресурсами».
По сообщению
официального сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды)
«Ничьих интересов не ущемляем». Минприроды о корректировке Водного кодекса
В Палате представителей состоялось заседание Постоянной комиссии по экологии и природопользованию. В центре внимания – проект Закона «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь», передает корреспондент
БЕЛТА.
Проект закона разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса Республики Беларусь. Комплексная переработка кодекса также проводится в целях приведения его в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров от 22 февраля 2022 г.
«Назрела необходимость комплексной переработки данного нормативного правового акта, – отметил заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Галанов. – Мы анализируем обращения в адрес Министерства природных ресурсов, в адрес других государственных органов, общаемся c непосредственными водопользователями, субъектами хозяйствования. То есть уже наработана довольно серьезная, объемная база данных. Ничьих интересов мы новым кодексом не ущемляем. Немного упрощается работа, исключаются три административные процедуры, которые выполнялись территориальными органами Минприроды, облисполкомами, предприятиями, входящими в систему Минприроды. Возникла необходимость ввести одну новую административную процедуру, касающуюся выдачи разрешения на работы на водных объектах по добыче топляковой древесины. Это предложение возникло в реальном секторе экономики. И такие предложения часто поступали в Минприроды из местных органов власти».
Дополнительно усиливается возможность передачи водных объектов. «Не только как ранее – для целей любительского и промышленного рыбоводства, но и с целью рекреации, спорта, туризма. И дополнительно здесь же возникнут обязательства арендатора по поддержанию данного водного объекта и наведению на нем должного порядка», – подчеркнул замминистра.
«Беларусь называют страной голубых озер. У нас очень большое количество водных объектов – более 10 тыс. И задача государства – максимально их сохранить. Во-первых, урегулировать процессы водопользования и рационального использования такого ресурса, как вода. С другой стороны, мы должны рационально вовлечь их в хозяйственное использование», – дополнил Виктор Галанов.
По информации
БЕЛТА
Президент подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности»
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности». Документ предусматривает административную ответственность поставщиков и торговых сетей за невыполнение обязанностей по поставке плодоовощной продукции.
За непоставку (недопоставку) такой продукции по соответствующему договору из стабилизационных фондов товаров для республиканских нужд, за ее отсутствие в торговом объекте в межсезонный период предусматривается штраф в размере от 5 до 200 базовых величин.
Беларусь заявила о готовности подключиться к БРИКС в нейтрализации экологических и биологических угроз
Беларусь готова подключиться к созданию в БРИКС скоординированных механизмов нейтрализации всех видов экологических и биологических угроз. Об этом Министр иностранных дел Максим Рыженков заявил на расширенной сессии XVII саммита БРИКС на тему «Окружающая среда, COP-30 и глобальное здравоохранение» в Рио-де-Жанейро, сообщает
БЕЛТА.
«Беларусь готова делиться своим опытом и новейшими технологиями по всем стратегическим вопросам как климатической повестки, так и общественного здравоохранения, имеющим глобальное значение. Мы готовы подключиться к созданию в рамках БРИКС скоординированных механизмов нейтрализации всех видов экологических и биологических угроз и тем самым минимизировать их негативное воздействие на здоровье населения планеты», – сказал глава внешнеполитического ведомства.
Министр отметил, что один из главных приоритетов Беларуси в области обеспечения национальной безопасности – политика по смягчению последствий изменения климата и адаптации к климатическим изменениям, а также сохранению благоприятной окружающей среды.
13-я цель устойчивого развития «Борьба с изменением климата» уже включена в национальные стратегические и программные документы страны.
«К настоящему времени в Беларуси осуществлены две национальные программы мер по смягчению последствий изменения климата, приняты стратегии по адаптации сельского и лесного хозяйства, по управлению водными ресурсами в условиях изменяющегося климата. Полностью введена в эксплуатацию Белорусская атомная электростанция, позволяющая снижать выбросы парниковых газов более чем на 8 млн т ежегодно. Для поддержания успешной политики по сокращению выбросов парниковых газов сейчас осуществляется подготовка амбициозного плана – Стратегии долгосрочного развития Республики Беларусь с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 года», – рассказал Максим Рыженков.
Он обратил внимание, что в Беларуси значительно возросло использование возобновляемых источников энергии. Активно развивается электротранспорт и расширяется необходимая инфраструктура, растет доля пассажирского городского электрического транспорта в общем объеме перевозок.
«Наша страна занимает одну из лидирующих позиций по восстановлению болот, что играет значительную роль в оказании важнейших экосистемных услуг всему европейскому региону.
В условиях глобальных вызовов, таких как пандемии и экологические угрозы, окружающая среда и здоровье людей неразрывно связаны. Поэтому Беларусь интегрирует усилия в области общественного здравоохранения и охраны окружающей среды для эффективного реагирования на угрозы и обеспечения устойчивого развития», – подчеркнул дипломат.
Министр отметил, что здравоохранение Беларуси функционирует как целостная система, обладает достаточным опытом для диагностики и лечения инфекционных и неинфекционных заболеваний, для эффективного эпидемиологического надзора и реагирования на вспышки болезней.
В стране успешно внедряется Централизованная информационная система здравоохранения. Она представляет собой масштабный проект, направленный на цифровизацию и интеграцию информационных ресурсов в сфере здравоохранения.
«Уверен, что площадка БРИКС является наиболее востребованной и перспективной глобальной платформой для развития взаимодействия в этих областях», – заявил Максим Рыженков.
По информации
БЕЛТА
КС после рассмотрения конституционной жалобы указал на пробел в жилищном законодательстве
Конституционный Суд после рассмотрения конституционной жалобы поручил устранить пробел в законодательстве о праве пользования жилым помещением. Соответствующее решение Конституционного Суда от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В конституционной жалобе гражданка указала, что нарушены ее конституционные права. Она просила проверить конституционность п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса, примененного при рассмотрении гражданского дела с ее участием. В соответствии с указанной нормой переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Заявительнице на праве собственности принадлежит жилое помещение, полученное в наследство по закону. Она обратилась с иском в суд о выселении из этого жилого помещения зарегистрированной в нем сестры прежнего собственника (наследодателя). Решением суда Хотимского района заявительнице отказано в удовлетворении исковых требований.
Гражданка исчерпала все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод при разрешении гражданского дела. Она указала в жалобе, что п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса нарушает нормы Конституции, предусмотренные ч. 2 ст. 21 (о праве на достойный уровень жизни), ч. 2 и ч. 3 ст. 44 (о праве собственности), ч. 1 ст. 45 (о праве на охрану здоровья), ст. 47 (о праве на социальное обеспечение), ст. 58 (о запрете на понуждение к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав).
Проанализировав законодательство, Конституционный Суд пришел к выводу, что исходя из ч .2 ст. 21 ,ч. 6 ст. 44, ч. 1 и ч. 3 ст. 48 во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 23 Конституции, в соответствии с конституционными принципами социального государства, верховенства права, равенства всех перед законом, сохранение права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в рассматриваемом случае отвечает конституционно значимым целям защиты их конституционного права на жилище, принципу соразмерности ограничения прав, учитывая интересы и защиту прав других лиц. Конституционный Суд полагает, что п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса соответствует Конституции.
При этом в Конституционном суде обратили внимание на то, что основания выселения по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением, определены ст. 89 Жилищного кодекса. Так, в соответствии с п. 2 этой статьи бывшие члены семьи собственника жилого помещения, другие граждане, имеющие право владения и пользования жилым помещением и не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, подлежат выселению из него по требованию собственника жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением, а также законодательными актами.
Жилищный кодекс предусматривает также возможность выселения членов семьи бывшего собственника в случае перехода права собственности на жилое помещение к новому собственнику по иным, не связанным с наследованием, основаниям. При этом нормами Жилищного кодекса не установлено право нового собственника жилого помещения, приобретшего право собственности на основании наследования, требовать выселения из этого жилого помещения членов семьи прежнего собственника.
Проанализировав нормы действующего законодательства, Конституционный Суд пришел к выводу о наличии конституционно значимого пробела в правовом регулировании, повлекшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса и ст. 89 Жилищного кодекса, поскольку в системе действующего законодательства не обеспечивается правовая определенность при установлении оснований прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу. Национальному собранию Республики Беларусь надлежит устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом изложенных в решении правовых позиций Конституционного Суда. Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при решении вопросов о сохранении права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в случае перехода права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по наследству необходимо обеспечить соблюдение принципов верховенства права и социальной справедливости.
Решение является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит. Оно вступает в законную силу со дня его принятия.
По информации
БЕЛТА
Игорь Сергеенко: назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов
Предоставление гражданам возможности пользоваться надежными, доступными, экологически устойчивыми транспортными системами на основе повышения безопасности на дорогах приведено в качестве одной из Целей устойчивого развития Беларуси до 2030 года. Об этом Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко заявил в ходе семинара-совещания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь», который проходит в Овальном зале Дома Правительства, передает корреспондент sb.by.
Председатель Палаты представителей отметил, что тема семинара появилась на основании той информации, которую предоставляли депутаты в течение полугода, возвращаясь из избирательных округов, после общения с избирателями, должностными лицами, рядом небезразличных людей, которые обеспокоены этой ситуацией, в основе которой – безопасность и жизнь наших людей.
Игорь Сергеенко обратил внимание, что в нашей стране в целом созданы необходимые правовые организационные основы в дорожной сфере. В их числе – Закон «О дорожном движении», утвержденные Главой государства Правила дорожного движения, Концепция обеспечения безопасности дорожного движения. При Совете Министров действует постоянная комиссия по данному направлению.
– Проводимый комплекс организационных, профилактических, практических мероприятий позволяет минимизировать основные угрозы, связанные с движением на дорогах. Напомню, что в текущем году внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которому уголовные дела с нарушением Правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновника ДТП, будут подлежать возбуждению только по заявлению потерпевших. Также с учетом Указа Президента от 18 марта «О страховании» водители смогут получать страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных, – сказал Игорь Сергеенко.
Спикер подчеркнул, что, несмотря на принимаемые в стране меры, статистика за 2024 год по дорожно-транспортным происшествиям вызывает обеспокоенность. Это связано с ежегодным увеличением количества транспортных средств, в том числе средств персональной мобильности, таких как электросамокаты, гироскутеры, моноколеса.
– Если в 2016 году в собственности граждан находилось 3,5 миллиона единиц транспорта, зарегистрированных в ГАИ, то в настоящее время данный показатель приближается к 3,9 миллиона. В связи с этим одной из задач на ближайшую пятилетку является повышение уровня безопасности дорожного движения, в основе которого профилактика дорожно-транспортных происшествий. Проводимая работа должна строиться на грамотном проектировании дорожной сети, улучшении ее инфраструктуры, совершенствовании организации дорожного движения, постоянном контроле технического состояния транспортных средств и проведении профилактических мероприятий среди детей и молодежи, – заявил председатель Палаты представителей.
Игорь Сергеенко добавил, что безопасности на дорогах также будет способствовать корректировка Правил дорожного движения, предусмотренная планом подготовки законопроектов на 2025 год. Спикер добавил, что эта работа находится в стадии завершения.
– Возможно, назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов.
Анастасия Целюк, «
СБ. Беларусь сегодня», 25 июня 2025 г.