24.01.2023
О нормотворческой деятельности Минприроды в 2022 году и плане на 2023 год
В 2022 году принято (издано) более 80 нормативных правовых актов, в том числе обязательных для исполнения технических нормативных правовых актов, по вопросам, затрагивающим отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Совершенствование законодательства затрагивало область лицензирования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, обращения с отходами, преобразования республиканских заказников, добычи и заготовки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определения перечней диких животных, запрещенных к содержанию в жилых помещениях, а также разрешенных к содержанию в контактных зоопарках и другое.
Проведена работа по актуализации положений о порядке осуществления административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по которым органом-регулятором выступает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Принят Закон Республики Беларусь от 13 октября 2022 г. № 212-З «О ратификации поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой».
Внесены изменения в Водный кодекс Республики Беларусь в части урегулирования вопросов, связанных с благоустройством и содержанием водных объектов.
Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» дополнен нормативными предписаниями в отношении отходов товаров и отходов упаковки, образующихся после утраты ими потребительских свойств.
Внесены дополнения в Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире», касающиеся деятельности контактных зоопарков, а также ограничений к содержанию и (или) разведению диких животных в неволе (в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах и на их придомовых территориях, в садоводческих товариществах, дачных кооперативах).
Закон Республики Беларусь от 4 января 2022 г. № 145-З «Об изменении законов по вопросам охраны окружающей среды» предусматривает изменение положений отдельных законов в части установления такс для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядка его исчисления.
Проведена корректировка Кодекса Республики Беларусь о недрах и Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире» в части определения компетенции ГУ «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» в области охраны и использования недр, обращения с объектами растительного мира.
Минприроды в соответствии с планом подготовки проектов законодательных актов на 2022 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2021 г. № 508, разработаны и внесены в органы, обладающие правом законодательной инициативы, законопроекты, которыми изменяются положения законов Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», «Об обращении с отходами».
В 2023 году нормотворческая работа в Минприроды будет осуществляться согласно плану подготовки проектов нормативных правовых актов на 2023 год, утвержденному приказом от 20 декабря 2022 г. № 410-ОД.
Запланирована работа по подготовке 11 проектов нормативных правовых актов, в том числе предусмотрена разработка Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь и проекта Закона Республики Беларусь «Об обращении с генетическими ресурсами».
По сообщению
официального сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды)
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере. Об этом заявила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Ирина Костевич по итогам заседания Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по труду и социальной политике, передает корреспондент
БЕЛТА.

На сегодняшнем заседании рассматривалось выполнение основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы в социально-трудовой сфере.
«Нашей задачей было рассмотреть, что сделано и что еще предстоит сделать в рамках обеспечения согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений. Хочу отметить, что как в Беларуси, так и в России, на мой взгляд, проделана огромная работа. Проведена инвентаризация трудовых норм, и сегодня обе страны последовательно двигаются в сторону расширения этих совместных норм. Были приняты очень серьезные нормы по дистанционной работе. По диспансеризации обеспечена гармонизация норм для граждан Союзного государства. Важно также заботиться о семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Предоставление возможности суммирования свободных от работы дней – это альтернативная норма, которая позволит им решить свои социально-бытовые вопросы, пройти дополнительную реабилитацию со своими детками. Это норма, которая действительно заслуживает внимания, и, как сегодня доложила белорусская сторона, она предусмотрена в проекте Трудового кодекса», – сказала Ирина Костевич.
Заслуживает внимания также подготовка Беларусью проекта закона об охране труда, тоже проведена серьезная работа по гармонизации с российскими нормами. Это касается прежде всего подходов к работам с повышенным риском. «Изучен опыт Российской Федерации и заложен в проект закона», – отметила депутат.
Кроме того, на заседании рассмотрен вопрос об основных направлениях развития системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями, в том числе системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами в Беларуси и России.
«И в Беларуси, и в России действуют законы о правах инвалидов. Обе страны соблюдают международные стандарты. Сегодня законы, конечно, нужно совершенствовать. Хотела бы отметить позитивный опыт – Россия, на мой взгляд, очень активно продвинулась по стандартизации социальных услуг в таком важном направлении, как реабилитация, поэтому заслуживает внимания. Беларусь на ближайшую пятилетку тоже рассматривает вопрос закрепления в законодательстве такого направления, как стандартизация в сфере реабилитации», – обозначила Ирина Костевич.
Также она обратила внимание, что сейчас век цифровизации. Беларусь стремится к максимальному представлению услуг через «цифру». «Оказание услуг людям с ограниченными возможностями тоже требует цифровизации. Предоставляемые услуги требуют оцифровки, прозрачности, благодаря чему будет обеспечен мониторинг и качество полученных услуг. Долговременный уход – это еще одно направление, которое сегодня рассматривалось с одной и с другой стороны. Важно обеспечить согласованные подходы в этом очень важном направлении. Сегодня рассматривали, как законодательно закрепить эти нормы, чтобы они бесшовно работали на благо человека», – акцентировала депутат.
По информации
БЕЛТА
В Палате представителей рассмотрели законопроект об изменении Водного кодекса Республики Беларусь
12 ноября 2025 г. под председательством Ж.Н.Чернявской состоялось заседание рабочей группы Постоянной комиссии Палаты представителей по экологии и природопользованию по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь».
В мероприятии приняли участие представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национального центра законодательства и правовой информации, депутаты-члены Постоянной комиссии, работники Секретариата Палаты представителей.
Участники заседания обсудили вопросы:
-
использования поверхностных водных объектов (их частей) на безвозмездной основе;
-
особенности аренды поверхностных водных объектов (их частей) для рекреации, физической культуры, спорта и туризма.
В частности, предложено установить ограничение на предоставление в аренду для рекреации, физической культуры, спорта и туризма поверхностного водного объекта, если это единственный водный объект на территории населенного пункта либо в границах территории, находящейся между населенными пунктами, а также части поверхностного водного объекта –– если к ней прилегает единственный (либо единственный благоустроенный) доступ к водному объекту.
По итогам принятых решений соответствующие корректировки будут внесены в Водный кодекс.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
В Беларуси актуализирован реестр в отношении особо охраняемых природных территорий
Национальное кадастровое агентство актуализировало реестр в отношении особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на территорию всей страны. Об этом сообщили
БЕЛТА в агентстве.
Работы проведены во взаимодействии с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси и местными исполнительными и распорядительными органами.
В Беларуси заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы относятся к ООПТ и подлежат регистрации в едином реестре административно-территориальных и территориальных единиц страны (реестр АТЕ и ТЕ).
Уточнены наименования, категории, созданы и (или) упразднены ООПТ. Всего осуществлено более 1,6 тыс. изменений. Из них в Минской области – 404, в Витебской – 351, в Могилевской – 237, в Гродненской – 223, в Брестской – 204, в Гомельской – 177, в Минске – 12.
В агентстве отметили, что актуальные данные позволяют повысить эффективность и прозрачность управления природными территориями, а также обеспечивают интеграцию государственных информационных ресурсов. В 2026 году агентство планирует продолжить работы по наполнению реестра АТЕ и ТЕ геоданными (границами) ООПТ и обеспечить к ним доступ государственных органов и организаций, граждан и всех заинтересованных посредством публичной кадастровой карты Беларуси.
По информации
БЕЛТА
Новый порядок направления на оказание медпомощи. Как это работает
Главный врач учреждения здравоохранения «8–я городская поликлиника», главный внештатный специалист по организации амбулаторной помощи Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Татьяна Комкова рассказала в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, что врачи думают о новом порядке направления пациентов на оказание медпомощи.
Постановлением Министерства здравоохранения №137 определен порядок направления пациентов на консультации, обследования и госпитализацию.
«Если человеку нужна стационарная помощь, а не скорая, то она оказывается по направлению врача–специалиста. Раньше пациенты могли самостоятельно обратиться в приемное отделение без скорой помощи, где им проводили обследование, давали рекомендации, и они уезжали. Сейчас пациент должен обратиться в медицинское учреждение по месту жительства. Врач общей практики осматривает пациента и при необходимости выдает направление на консультацию», – пояснила Татьяна Комкова.
Решение о госпитализации принимает врач–специалист или скорая помощь, что главный врач считает правильным, поскольку именно специалист должен определять необходимость госпитализации.
«Сейчас в поликлинике предусмотрена предварительная запись к врачу на три месяца вперед. В инфекционном отделении прием ведется без талонов, поэтому если утром у вас температура и катаральные явления, вы можете обратиться сразу в эту зону за медицинской помощью», – сказала она.
По информации
БЕЛТА
Законопроект по вопросам нормотворческой деятельности принят в первом чтении
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности», внесенный в Палату представителей Президентом Республики Беларусь, принят в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Законопроект представил депутатам директор Национального центра законодательства и правовой информации Андрей Мательский.
По его словам, принятие закона позволит реализовать поручение Президента по вопросам нормотворческой деятельности, повысить качество подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечить оперативность нормотворческого процесса, обеспечить компактность законодательства, на регулярной основе актуализируя подзаконный массив и не допуская его необоснованного разрастания, систематизировать нормативные правовые акты по нормотворческой деятельности.
(фото – БЕЛТА)
Как пояснила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Марина Ленчевская, законопроект разработан для систематизации законодательства по результатам ревизии нормативных правовых актов, проведенной в соответствии с поручением Главы государства.
«Это следствие масштабной ревизии, которая была проведена в 2024 году по поручению главы государства. На то были веские причины. Национальное законодательство насчитывало более 170 тыс. нормативных правовых актов. Это значительный массив. Многие из них были трудночитаемы, дублировали друг друга, – пояснила Марина Ленчевская. – Данный законопроект направлен на обеспечение эффективности, системности, стабильности и доступности и главное – качества законодательства. Главный посыл законопроекта – законы должны быть простыми и понятными не только для правоприменителей, но и для простых граждан».
Депутат обозначила основные новеллы. Так, исключается частая корректировка нормативных правовых актов, что обеспечит стабильность законодательства. Усиливается значение пакетного принципа. «Важно, чтобы законопроекты вносились в парламент вместе с проектами нормативных правовых актов. Я сейчас говорю о подзаконных актах, которые будут приниматься в развитие основных положений закона. Объективно сегодня затягивается принятие таких подзаконных нормативных правовых актов», – пояснила она.
Исключается необоснованное применение отсылочных и бланкетных норм. Эта новелла направлена на простоту и доступность законодательства.
Кроме того, предусматривается проведение инвентаризации нормативных правовых актов на системной основе. Предполагается, что законы будут инвентаризироваться раз в пять лет, подзаконные акты, в том числе постановления правительства, – раз в три года, акты министерств и ведомств – ежегодно. Это новелла направлена на недопущение увеличения массива законодательства.
Еще одна новелла – передача функции Национального центра законодательства и правовой информации по контролю за реализацией заключительных положений Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. «С инициативой по корректировке в этой части закона выступила Палата представителей, – заметила Марина Ленчевская. – Мы понимаем, что это серьезная дополнительная нагрузка, но это очень важная работа, мы к ней готовы. Главное, что усиление парламентского контроля в этой части позволит обеспечить более эффективную реализацию нашей основной функции по законотворчеству и обеспечить более успешную обратную связь между законодательной и исполнительной властью».
В целом все новеллы законопроекта очень позитивные, они коррелируют с Концепцией правовой политики государства и, безусловно, будут направлены на обеспечение качества законодательства, резюмировала председатель Постоянной комиссии.
По информации
БЕЛТА