24.01.2023
Кому и зачем нужен репетиционный ЦЭ, рассказали в РИКЗ
Все 11–классники страны, а это около 53 тыс. человек, 28 января примут участие в репетиционном централизованном экзамене. В Министерстве образования заявили, что это необходимо для того, чтобы отработать процедуру проведения новой формы аттестации выпускников школ. Кроме того, при выявлении любого рода нюансов будет время оперативно их устранить. А сделать это нужно будет до мая, потому что 14-го стартует ЦЭ с русского или белорусского языка (по предпочтению абитуриента), 21 мая будет сдаваться предмет по выбору. Далее предусмотрена сдача экзаменов в резервные дни, такие же есть в июле и августе. В образовательном ведомстве уверили, что результат, полученный на репетиционном централизованном экзамене, никуда не пойдет и ни на что не повлияет. Кто будет участвовать в репетиции ЦЭ, зачем это нужно и когда станут известны результаты, корреспонденту
БЕЛТА рассказал директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк.
Принципиально новой процедура как репетиции, так и самого ЦЭ не будет. Она будет проходить по отработанной за многие годы технологии централизованного тестирования. «Единственная разница заключается в том, что вопросы регистрации при организации ЦЭ решены несколько по–другому. Поскольку это обязательный экзамен для выпускников, все (кто не освобожден от выпускных экзаменов), для того чтобы получить аттестат, должны пройти процедуру ЦЭ. Регистрацией участников в этом случае занимается пункт проведения ЦЭ совместно с комиссиями школ. Второй отличительный момент – фактически выпускник сам не выбирает, где ему проходить ЦЭ. Все районы, школы закреплены за конкретными пунктами, поэтому выпускник обязан будет прибыть в конкретный пункт проведения испытания. Прибывать туда они будут организованно. Это связано с многими причинами, самая главная – это то, что испытание является обязательным. Школьники будут собираться у себя в школах, там их при необходимости будут кормить и доставлять в пункт проведения ЦЭ. Если это какая–то удаленная школа, подвоз будет организован автобусом. В сопровождении учителей они будут прибывать в пункты. Все остальное, что там будет происходить, это уже стандартная, отработанная технология ЦТ», – рассказал Юрий Миксюк.
Для репетиции ЦЭ будут задействованы все 144 пункта сдачи по стране, в Минске их 12. «Школьникам на место надо прибыть с пропуском и удостоверением личности. Это должен быть документ, на котором есть фотография, печать, то есть это либо паспорт, а если паспорт утерян, то справка из милиции специальной формы. Нужно иметь при себе гелевую ручку черного цвета. Сдающим химию или физику разрешается иметь при себе простейший калькулятор без дополнительных функций. В остальном действуют привычные правила ЦТ», – проинформировал директор РИКЗ.
Со стороны педобщественности 28 января будет задействовано около 8 тыс. человек. В основном это те педагоги, которые будут работать и на самом ЦЭ. «Для этого репетиция и задумана, чтобы люди получили опыт, чтобы все нюансы процедуры были отработаны, устранены узкие места», – добавил руководитель.
Что касается самого теста, то во время проведения ЦЭ – в мае – он будет формироваться точно таким же образом, как и при ЦТ: из банка заданий с помощью специальной программы с учетом спецификации будет осуществляться выборка заданий и формироваться тест. «На репетиции ЦЭ 28 января мы не будем осуществлять такую процедуру, но задания и сам тест будет максимально приближен к тому, что будет на самом ЦЭ в мае. Посмотрев результаты репетиции, у каждого будет возможность и определенное время, чтобы устранить какие–нибудь шероховатости. Для репетиции ЦЭ каждый школьник выбрал для себя интересующий его предмет, поэтому нам предстоит провести репетицию экзамена по всем предметам. Больше всего времени будет выделено для проведения ЦЭ по математике и физике – это 210 минут, чуть меньше отведено на химию – 150 минут, сдавая биологию, придется уложиться в 120 минут, все языки (русский, белорусский, иностранные) – также в 120 минут, на все остальные предметы выделено по 90 минут», – проинформировал Юрий Миксюк.
Технология проверки бланков ответов на ЦЭ будет использоваться такая же, как при ЦТ. Выполненные задания поступят в РИКЗ и подвергнутся компьютерной проверке. В целях максимальной объективности и справедливости проверка будет обезличена. «Результаты репетиционного экзамена появятся где–то, может быть, через недели две или три, учитывая, что одномоментно к нам поступит очень большой объем на проверку. Мы выдадим результаты на сайт РИКЗ и учащиеся в разделе «Результаты ЦЭ» смогут получить их по паспортным данным. Для получения результатов основного централизованного экзамена абитуриентам потребуется вводить еще и номер бланка ответов, который они должны будут выписать себе в пропуск, чтобы помнить. То есть свой результат экзамена сможет увидеть только сам учащийся, всем он доступен не будет», – отметил директор РИКЗ.
«Отметка за репетицию нужна только самим будущим абитуриентам для того, чтобы понять, на каком уровне находятся их знания по данному предмету. Это позволит при необходимости уделить больше внимания отдельным моментам, ведь еще будет время организовать повторение предмета, устранить какие–то пробелы. Эта репетиция предназначена для того, чтобы детям психологически подготовиться и отработать технологию проведения вот такого масштабного единовременного по стране испытания», – подчеркнул руководитель Республиканского института контроля знаний.
В пресс–службе Министерства образования проинформировали, что оценка за репетиционной централизованный экзамен ни на что не повлияет. «Она никуда не пойдет, учителя не будут ее выставлять в журнал или куда–либо еще. Эта оценка нужна только самому учащемуся для определения своего уровня подготовки по предмету», – констатировали в образовательном ведомстве.
Светлана Пекарь,
БЕЛТА
В СНГ продолжается работа по подготовке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства
13 ноября 2025 г. в Москве на площадке Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы состоялось заседание Рабочей группы Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ по доработке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств на период 2027–2035 годов.
В мероприятии приняли участие представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также сотрудники Исполнительного комитета СНГ и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.
Участники встречи обсудили предложения государств и Исполнительного комитета СНГ к проекту Программы и по итогам рассмотрения согласовали проект документа.
Решено направить материалы заседания Рабочей группы членам Совета по сотрудничеству в области образования, в Министерство просвещения Российской Федерации и Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ.
Напомним, что разработка проекта Программы осуществляется в соответствии с Решением Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ от 15 ноября 2023 г. Это Решение было принято по итогам инвентаризации договорно-правовой базы СНГ в сфере образования и связано с истечением срока действия ранее принятой Программы.
Проект новой Программы предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование механизмов развития гармонизированных моделей правового регулирования взаимодействия стран СНГ в сфере образования, а также на реализацию научно-технического и образовательного потенциала национальных систем образования. Особое внимание уделяется согласованию подходов к подготовке и аттестации научных и педагогических кадров.
Кроме того, в рамках Программы запланированы мероприятия по сотрудничеству в области инклюзивного образования, совершенствованию систем мониторинга и контроля качества профессионального образования, а также по расширению совместных проектов в сфере дистанционного обучения с использованием цифровых технологий и аналитики данных, включая искусственный интеллект. Особое значение придается созданию мультимедийных образовательных программ.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Цифровые технологии, стажировки, двойные дипломы: как будет развиваться академическая мобильность в странах СНГ
31 октября состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию.
В мероприятии приняли участие представители парламентов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а также эксперты из стран Содружества.
Председателем комиссии переизбрали председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по науке, образованию и культуре Лилию Гумерову.
«Даже в самых сложных вопросах мы находим точки соприкосновения и не боимся браться за новые задачи и вызовы. Уверена, что и дальше мы будем работать дружной и единой командой. Этот командный дух, без сомнения, станет надежным фундаментом для востребованных и верных законотворческих решений», – отметила сенатор.
Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий поздравил председателя с избранием. «Убежден, что ваши опыт, знания и профессиональный авторитет будут способствовать дальнейшей эффективной работе комиссии», – сказал Генеральный секретарь.
Парламентарии одобрили проект Рекомендаций по нормативному регулированию академической мобильности.
Документ предлагает комплексную, многоуровневую систему поддержки, сочетающую цифровые технологии, гибкие образовательные форматы, финансовые инструменты и социальную адаптацию. Это позволит сделать академическую мобильность доступной, безопасной и эффективной для всех участников.
Рекомендации дают практические примеры того, как может выглядеть академическая мобильность в реальности: от студента, проходящего практику в технопарке, до профессора, читающего лекции в другом государстве, и волонтера, чей опыт засчитывается как учебная практика.
Также на заседании рассмотрели и одобрили проект Рекомендаций по нормативно-правовому регулированию системы развития и поддержки молодых талантов для стран СНГ.
Среди других рассмотренных документов – проекты Рекомендаций по профессиональной ориентации детей и молодежи для государств СНГ и модельного закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».
На заседании подвели итоги конкурса дипломных студенческих проектов, посвященного модельному законотворчеству МПА СНГ.
Участие в интеллектуальном состязании приняли студенты, обучавшиеся юриспруденции и защитившие дипломы в прошлом учебном году.
Как отметил Дмитрий Кобицкий, работы убедительно показали, что тема правотворчества в рамках СНГ остается живой и востребованной среди нового поколения юристов.
«Мы внимательно ознакомились со всеми представленными исследованиями. В них – немало глубоких наблюдений, нестандартных решений и свежих подходов. Такие работы заставляют по-новому взглянуть на привычные вопросы даже тех, кто давно занимается этой темой. За каждой из них чувствуется серьезная подготовка, интерес к праву и стремление понять, как создаются правовые основы взаимодействия между нашими странами», – сказал Генеральный секретарь.
Лауреатами конкурса стали Александра Тараненко, Ислам Шамсиев, Ульяна Яндульская, Залина Дикаева, Полина Яндульская, Анастасия Жильченко, Арина Вавилонская.
Следующее заседание комиссии запланировано провести весной 2026 года.
По сообщению
официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
Что изменилось в ценообразовании: новые правила для физлиц и изъятого имущества
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
С 1 ноября в большинстве региональных вузов стартует регистрация для участия в университетских олимпиадах
Университетские олимпиады – это хорошая возможность для заинтересованных в поступлении одиннадцатиклассников проверить свои знания по конкретному предмету и в случае победы получить почетное звание студента еще до начала основной вступительной кампании. В этом году воспользоваться ею предлагает 21 региональный вуз. Почему университетские олимпиады пользуются популярностью среди учащихся и как они повышают престиж высших учебных заведений, разбиралась корреспондент «Р».
Участников – все больше
Консультант управления высшего образования главного управления профессионального образования Минобразования Наталья Житникова поделилась, что уже определены сроки проведения заключительного этапа университетских олимпиад. В 2026 году заключительный этап пройдет 21 и 22 февраля, а в сельскохозяйственных вузах – 28 февраля.
– Каждый университет разрабатывает положение: утверждается перечень учебных предметов, а также специальностей, по которым устанавливается количество мест для поступления. До 1 ноября на сайтах вузов размещается подробная информация об открытии регистрации и о сроках проведения профильного состязания. А с 1 ноября практически во всех университетах начинается регистрация для участия в олимпиаде. Обращу внимание, что у каждого учреждения свой график, – отметила эксперт.
Главным бонусом, который получают обладатели дипломов I, II, III степени, является право на зачисление без вступительных испытаний в университеты, где они участвовали в олимпиаде и стали победителями. О повышении интереса абитуриентов к данной траектории поступления в региональные вузы свидетельствует статистика: с каждым годом желающих поучаствовать становится все больше.
– В рамках вступительной кампании 2025-го в предварительном этапе приняли участие 8 тысяч ребят. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос. До заключительного этапа дошли более 4 тысяч учащихся, что на 500 человек больше, чем в 2024-м. Всего более 1,3 тысячи школьников стали победителями университетских олимпиад этого года в Беларуси, – привела цифры специалист.
В топ-5 специальностей у абитуриентов вошли медицинские, инженерные (технические), лингвистические и педагогические. В лидерах специальности «Искусственный интеллект» и «Электронные системы и технологии» БрГТУ. «Историю» и «Современные иностранные языки» выбирают абитуриенты-олимпиадники в ГрГУ имени Янки Купалы. В БГСХА интересными и перспективными считают специальности «Водные биоресурсы и аквакультуры» и «Защита растений и карантин».
Наталья Житникова напомнила:
– Основной задачей университетской олимпиады является привлечение в вузы наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов еще до начала основной приемной кампании. В 2025 году по результатам олимпиад было зачислено 496 победителей, из них более 90 процентов имеют средний балл аттестата выше 8,0. Мы видим, что это таланливые, целеустремленные ребята. Кроме того, более 80 процентов от зачисленных победителей учились в школе в тех регионах, где находится вуз, и после его окончания они с большой вероятностью будут трудоустроены в местные ведущие организации. Можно сделать вывод, что такие состязания выгодны для всех: и для абитуриентов, и для университетов, и для организаций-заказчиков.
Комментарии на местах
В Гомельском государственном медицинском университете олимпиада по учебному предмету «биология» пройдет уже в четвертый раз. Победа в ней может гарантировать поступление на одну из трех востребованных специальностей: «Лечебное дело», «Медико-диагностическое дело», «Медико-профилактическое дело».
– В 2025–2026 годах предварительный этап будет организован 23 декабря в дистанционной форме: данный формат хорошо себя зарекомендовал и пользуется популярностью среди абитуриентов. Заключительный этап будет проводиться в очном формате 21 февраля, – рассказал декан медико-диагностического факультета, ответственный секретарь приемной комиссии ГомГМУ Ирина Назаренко. – Для медицинских вузов квота для зачисления без вступительных испытаний победителей в 2026-м составит до 7 процентов от контрольных цифр приема за счет средств республиканского бюджета.
Специалист поделилась, что в этом году было рекордное количество победителей очного тура в истории университета. Обладателями дипломов различной степени стали 49 человек, из которых 38 лучших поступили на выбранную специальность без вступительных испытаний.
– Проведение таких олимпиад позволяет выпускникам стать студентами университета раньше всех и без лишнего стресса провести последнее беззаботное лето, набравшись сил перед получением высшего медицинского образования, – заключила Ирина Назаренко.
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия проведет первый этап олимпиады 8–9 января 2026 года по профильным предметам «математика» и «биология». Обладатели дипломов смогут поступить на одну из восьми специальностей вуза.
– Как показывает практика, самыми привлекательными для наших студентов остаются специальности «Землеустройство и кадастры», «Защита растений и карантин», «Водные биоресурсы и аквакультура». В 2025-м в первом этапе поучаствовал 91 человек, во второй прошли 30 учащихся, из которых 11 завоевали дипломы. Четверо победителей вернулись к нам уже в качестве студентов, – рассказал об условиях проведения олимпиады Андрей Какшинцев, ведущий специалист по научно-исследовательской работе студентов.
Представитель учреждения акцентировал, что подобные инициативы – это возможность для школьников продемонстрировать свои знания в конкретной предметной области, точно определиться с выбором специальности, а вузам привлечь к себе потенциальных абитуриентов и вырастить профессионалов своего дела.
Университетскую олимпиаду организовывает и Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Проверить свои знания и поучаствовать в дистанционном этапе можно будет с 18 ноября по 20 декабря этого года.
Ирина Корлюкова, начальник центра развития карьеры, ответственный секретарь приемной комиссии ГрГУ имени Янки Купалы, пояснила, что учащиеся могут принимать участие в предварительном этапе нескольких профильных олимпиад сразу. Расписание предварительного этапа составляется именно с учетом таких возможностей.
– В прошлом году в дистанционном этапе поучаствовали 429 учащихся, в очном – 328. Чаще всего молодые люди выбирали сразу два профильных предмета вступительных испытаний по интересующей специальности: история Беларуси и биология, история Беларуси и русский (белорусский) язык, к примеру, – объяснила Ирина Корлюкова. – Самым популярным направлением стала математика. В первом этапе решили проверить свои знания 212 участников, до второго тура дошли 97 человек. Всего победителями в 2025 году стали 127 абитуриентов. Дополню, что победителям олимпиады предоставлен выбор из 25 специальностей. Это практически половина всех направлений, которым обучают в Купаловском университете.
Екатерина Курдо, «Рэспубліка», 28 октября 2025 г.
«Излишнего регулирования быть не должно». Что решили у Президента по стимулам для молодых специалистов
Проект указа «О мерах поддержки молодежи», предусматривающий формирование условий для привлечения и сохранения молодых кадров на предприятиях, обсудили на совещании у Президента Беларуси с руководством Совета Министров. Говорили о мерах, которые в основном касались бы нанимателей при распределении и заключении договоров о целевом обучении. Итог обсуждения – излишнего регулирования в этом плане быть не должно, рассказала журналистам Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко, сообщает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Мы говорили о мерах, которые больше касались бы нанимателей при распределении, заключении договоров о целевом обучении. Там, где мы излишне опекать не должны, излишних мер регулирования на правовом уровне быть не должно, – отметила Министр. – Сегодня мы мониторим, работаем в этом русле, продолжаем говорить о том, что эти меры должны быть системными в первую очередь».
В этой связи предложения проекта указа были рассмотрены, но не поддержаны. «Меры стимулирования и предложения по стимулированию молодых специалистов не ограничиваются обсуждавшимся проектом указа. Мы будем вырабатывать и предлагать новые предложения. А в рамках тех, которые сегодня рассматривали, – здесь излишнего регулирования быть не должно. Поэтому эти меры мы пока откладываем», – заявила Наталия Павлюченко.
Она рассказала, что уже сейчас в Беларуси действует серьезная система мер поддержки молодых специалистов, которые приходят на первое рабочее место. Это и единовременная выплата, и ежемесячные выплаты (надбавки). Отдельные меры предусмотрены коллективными договорами организаций и предприятий.
Например, на днях Александр Лукашенко подписал указ о доплатах отдельным категориям работников агропромышленного комплекса. Документом предусматривается увеличение размера ежемесячных доплат молодым специалистам сельхозорганизаций с 0,46 до 1 базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров для оплаты труда работников бюджетных организаций. Такие доплаты полагаются в течение двух лет со дня заключения трудового договора (контракта). Дополнительно введены ежемесячные доплаты в размере 0,81 базовой ставки молодым специалистам этих организаций, отработавшим два года и продолжающим работать в течение последующих трех лет.
Предусмотрены законодательством для молодых специалистов и фискальные меры поддержки. Они имеют право на получение стандартного налогового вычета.
Кроме того, в договор о целевом обучении могут включаться пункты о доплатах к стипендии со стороны организаций-заказчиков.
«Все эти меры системные», – подчеркнула Наталия Павлюченко.
По информации
БЕЛТА