24.01.2023
Введены новые должности служащих. Подробный комментарий
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 октября 2022 г. № 62 выпуск 1 ЕКСД дополняется 5 новыми квалификационными характеристиками должностей служащих, относящихся к категории «Специалисты»:
- инженер по защите от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне;
- налоговый консультант;
- секретарь комиссии по делам несовершеннолетних;
- специалист по внутреннему контролю за обработкой персональных данных;
- эксперт по аккредитации.
Введение новых квалификационных характеристик дает право нанимателям вводить в штатное расписание своих организаций новые должности служащих.
При этом если в организации имеются работники, выполняющие только трудовые функции, содержащиеся в новых квалификационных характеристиках, то введение новых квалификационных характеристик обязывает нанимателя ввести в штатное расписание новые должности служащих.
Каждая квалификационная характеристика содержит: должностные обязанности, что должен знать работник, а также предъявляемые квалификационные требования для занятия соответствующей должности служащего и присвоения квалификационных категорий (при их наличии).
Важно!
Должностные обязанности устанавливают только основные, наиболее характерные для конкретной должности служащего трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично служащему, занимающему данную должность служащего.
Конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте определяется нанимателем.
В случае, когда работник выполняет трудовые функции, содержащиеся в новых квалификационных характеристиках, в рамках работы по иной должности служащего, но нанимателем принято решение о введении новой должности служащего правовые действия нанимателя будут заключаться в следующем:
-
если у работника не изменяется трудовая функция, то имеет место приведение в соответствие с законодательством трудового договора (контракта), локальных правовых актов.
Справочно
В случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде (статья 19 ТК).
В данном случае нанимателю следует издать приказ о приведении в соответствии с законодательством о труде наименования должности служащего, привести в соответствие с законодательством локальные правовые акты (штатное расписание, положение об оплате труда и т.д.), трудовой договор (контракт) с работником, заключив дополнительное соглашение, внести соответствующую запись в трудовую книжку в части изменения наименования должности служащего;
-
если у работника изменяется трудовая функция по сравнению с новой должностью служащего, то такие изменения следует рассматривать как перевод (статья 30 ТК).
Справочно
Перевод допускается только с письменного согласия работника (часть вторая статьи 30 ТК).
При переводе на другую постоянную работу у того же нанимателя с работником заключается трудовой договор с соблюдением требований статей 18 и 19 ТК, а в трудовой книжке производится соответствующая запись.
Базовое наименование должности служащего «Специалист» применяется в случаях, когда содержание должностных обязанностей работника не предусмотрено в других квалификационных характеристиках.
Отказ работника от перевода на другую должность служащего следует рассматривать как сокращение численности или штата работников (пункт 1 статьи 42 ТК) с соблюдением порядка и условий, установленных статьей 43 ТК, а также учитывать гарантии для отдельных категорий работников при увольнении по инициативе нанимателя (часть третья статьи 268 ТК, часть вторая статьи 339 ТК, статья 240 ТК,часть пятая статьи 62 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе»).
При переводе работника на другую должность служащего (статья 30 ТК) либо изменении наименования должности служащего в случае приведения ее в соответствие с законодательством (статья 19 ТК) квалификационные категории не сохраняются.
Рассмотрение вопроса о присвоении квалификационной категории производится применительно к занимаемой должности служащего.
Коды должностей служащих для сдачи форм персонифицированного учета:
- инженер по защите от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне – 2149-069;
- налоговый консультант – 2411-007;
- секретарь комиссии по делам несовершеннолетних – 3341-022;
- специалист по внутреннему контролю за обработкой персональных данных – 2422-018;
- эксперт по аккредитации – 2422-019.
Постановление вступило в силу 19 января 2023 г.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Минсельхозпрод установил предельные минимальные цены на реализуемые по внешнеторговым договорам товары
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси установило предельные минимальные цены на товары, реализуемые по внешнеторговым договорам. Соответствующее постановление опубликовано на портале Pravo.by, сообщает
БЕЛТА.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси приняло постановление № 58 от 7 июля 2025 г. «Об установлении предельных минимальных цен». На основании пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2025 г. № 69 «О регулировании цен (тарифов)» подпункта 5.1 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 867, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь постановляет установить предельные минимальные цены на товары, реализуемые по внешнеторговым договорам, согласно приложению, говорится в документе.
Постановление вступает в силу с 8 июля 2025 г. Договоры, заключенные до вступления в силу данного постановления и не прекратившие свое действие, подлежат приведению в соответствие с нормами принятого постановления, за исключением случаев, если оплата произведена в полном объеме либо произведена отгрузка товаров полностью или частично (в части оплаты фактически отгруженных товаров).
По информации
БЕЛТА
Минтруда: с 1 июля социальные выплаты перечисляются только на базовый счет
С 1 июля социальные выплаты перечисляются только на базовый счет. Об этом напомнили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
На базовый счет будут переводиться пенсии, пособия на детей (если они выплачиваются через соцзащиту, а не через работу), пособие по безработице, государственная адресная социальная помощь, пособие по уходу за инвалидом I группы или лицом старше 80 лет, выплаты ухаживающим в замещающих семьях, выплаты на близнецов и материальная помощь к школе.
Базовый счет не нужен тем получателям, которые получают выплаты через почту. К ним относятся инвалиды, пенсионеры, проживающие в сельской местности, граждане старше 70 лет, лица с ограниченной способностью к передвижению (функциональный класс 3 и выше), родители, ухаживающие за ребенком-инвалидом до 18 лет и получающие пособие по уходу, а также получатели пособий на детей через работу или учебу, лица без вида на жительство (иностранцы с разрешением на временное проживание) и получатели пособий на погребение.
В Минтруда также напомнили, что базовый счет – это бесплатный банковский счет в белорусских рублях, по которому не взимается плата за зачисление и снятие денежных средств, а также за оплату товаров и услуг через ЕРИП и другие базовые операции. Таким образом, государство предоставляет гражданам возможность получить базовый социальный стандарт бесплатного платежного обслуживания.
По информации
БЕЛТА
Впереди большие выходные. Рассказываем, как белорусы будут работать и отдыхать в июле
3 июля (четверг) – День Независимости Республики Беларусь. Эта дата в нашей стране признана официальным выходным.
Рабочий день с 4 июля (пятница) переносится на 12 июля (суббота). Таким образом, непрерывные выходные дни: 3,4,5,6 июля – 4 дня.
Рабочие дни в июле
В соответствии с производственным календарем у белорусов в июле ️при шестидневной рабочей неделе будет 26 рабочих дней, ️при пятидневной – 22 рабочих.
Расчетная норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составит:
-
для пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье – 175 часов;
-
для шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье – 173 часа.
Если на период больших выходных выпадает отпуск, командировка или обучение
Если 4 июля (переносимый день) приходится на период:
-
отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
-
временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
-
служебной командировки или обучения (повышение квалификации, подготовка, переподготовка) => 12 июля для работника является рабочим днем.
Если работник принят на работу в период с 30 июня по 2 июля => 12 июля для него является рабочим днем.
Если 12 июля (перенесенный выходной) приходится на период:
-
отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля считается днем отпуска (нерабочим по графику);
-
временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля считается днем временной нетрудоспособности.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Работа без границ. В каких направлениях будет развиваться единый рынок труда ЕАЭС
О направлениях развития единого рынка труда ЕАЭС рассказала глава представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Беларуси Махым Оразмухаммедова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
По словам эксперта, единое пространство труда откроет новые возможности для специалистов и работодателей. «Имея население более чем 180 млн человек и объем ВВП более $2,5 трлн, Евразийский экономический союз имеет огромный потенциал для обеспечения устойчивого экономического развития», – сказала она.
Глава представительства подчеркнула, что за последние годы Евразийский экономический союз добился значительных успехов в реализации стратегии развития, особенно в области трудовой мобильности. «Граждане государств-членов пользуются преимуществами безвизового перемещения, доступа к трудоустройству без необходимости получения разрешения на работу и цифровых платформ, таких как унифицированная система поиска «Работа без границ», которые делают возможности трудоустройства на территории Евразийского союза более доступными», – добавила Махым Оразмухаммедова.
Мобильность рабочей силы играет важную роль в экономическом и социальном развитии как отправляющих стран, так и принимающих, однако на едином рынке труда все равно сохраняются серьезные вызовы. «Неформальная занятость остается распространенным явлением, подвергающим трудовых мигрантов рискам эксплуатации и снижая возможности использования потенциала трудовой миграции для развития взаимного признания навыков и квалификаций. Остается неравномерным признание профессиональных компетенций мигрантов: они сталкиваются с препятствиями при признании своих профессиональных навыков, что ограничивает их способность вносить полноценный вклад в экономику принимающих обществ», – отметила она.
Международная организация по миграции работает с Евразийским экономическим союзом над улучшением управления трудовой миграцией для более эффективного реагирования на потребности работодателей и рынка труда, обеспечивая при этом защиту трудовых мигрантов и усиливая влияние на развитие как стран-происхождения, так и стран-назначения. «Для этого необходимы прочные партнерства, основанные на доверии, общей ответственности и скоординированных действиях», – подчеркнула она.
Глава представительства отметила, что организация поддерживает заинтересованные стороны в разработке более безопасных и эффективных систем трудовой миграции для удовлетворения растущих и меняющихся потребностей правительств, частного сектора и самих мигрантов. «В качестве примера можно привести подход этического найма сотрудников. Существует сеть Международной организации по миграции по содействию этического подбора персонала. Разработаны справочники для государственных органов по вопросам этического рекрутинга и защиты трудовых мигрантов. Эти инструменты помогают правительствам и работодателям создавать справедливые системы найма работников, защищающие их права и сокращающие неформальную занятость», – отметила эксперт.
Среди методов решения вызовов также финансовая инклюзивность, цифровые инструменты и региональное партнерство. «Евразийский союз разработал комплексное стратегическое видение и предпринял конкретные шаги по улучшению мобильности рабочей силы. Задача будущего – обеспечить инклюзивность рамок, основанных на правах человека и практических результатах для мигрантов. Международная организация по миграции готова поддержать Евразийский союз и его государства-члены в реализации этих целей – опираясь на мировой опыт, региональное взаимодействие и общую приверженность безопасной, упорядоченной и регулярной иммиграции», – сказала глава представительства.
По информации
БЕЛТА
Подключение ИИ и автоматизация процессов. Как в Беларуси проходит цифровизация социально-трудовой сферы
На каком этапе находится цифровизация социально-трудовой сферы и о планах на будущее сообщила заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Юлия Бердникова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
Одним из приоритетов председательства Республики Беларусь в органах Евразийского экономического союза в текущем году является активизация взаимодействия государств-членов в области устранения существенных цифровых барьеров. «В контексте развития экономик стран пятерки цифровизация выходит на первый план – она позволяет значительно упростить, ускорить и оптимизировать практически любые процессы», – отметила замминистра.
Она пояснила, что стратегической целью цифровизации социально-трудовой сферы является повышение качества жизни граждан, оперативная адаптация к потребностям бизнеса и современным технологиям, включая предоставление различных своевременных, быстрых и доступных услуг.
По словам Юлии Бердниковой, цифровой фундамент был заложен еще в 1990-е годы, когда активно началась цифровизация органов государственного управления и организаций. «Далее идет интеграционный уровень: углубление цифровизации через сбор данных, автоматизацию процессов обмена информацией и внедрение электронного документооборота. Следующий этап – трансформационный период – он еще не завершен, но его ключевым этапом стала пятилетка 2019–2024 годов. За это время мы не просто цифровизировали отдельные процессы и интегрировали их, но и приступили к созданию цифровых платформ», – поделилась замминистра.
Уже сегодня в Беларуси успешно функционирует цифровая платформа социально-трудовой сферы, которая объединила все информационные ресурсы отрасли. «В эту пятилетку мы плотно подошли к отказу от бумажного документооборота, поскольку большая часть процессов уже цифровизирована. Безусловно, предстоящая пятилетка пройдет под эгидой не просто трансформации, а проактивности и внедрения ИИ в нашу деятельность. В этом году также завершаются работы по переходу на проактивное назначение пенсий по инвалидности и другим социальным выплатам. И в последующую пятилетку все возможные проактивные процессы мы переведем в этот режим», – рассказала Юлия Бердникова. Также запланировано расширение объема цифровых документов для создания «супер-сервисов», чтобы граждане не заботились о получении или предъявлении документов – все данные будут доступны проактивно – через автоматизированные системы. «Внедрение ИИ поможет повысить качество обработки данных и анализа информации, что позволит поднять уровень предоставляемых услуг», – подчеркнула замминистра.
«На сегодняшний день 100 % наших организаций интегрированы в цифровое пространство социально-трудовой сферы. С бизнесом достигнут стопроцентный электронный документооборот. 60 % отраслевых электронных услуг уже переведены в «цифру», к 2030 году планируется довести этот показатель до 90 %. Цифровая платформа социально-трудовой сферы охватывает целый спектр информационных систем, такие как занятость населения, экспертиза условий труда, государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная поддержка населения и семейная политика», – поделилась она.
По словам Юлии Бердниковой, основные ресурсы для предоставления электронных услуг – это единый портал электронных услуг, который объединяет все госорганы, а также отраслевые порталы. С 15 июля 2025 г. запускается обновленный портал социальной защиты. Также работает портал службы занятости и единая платформа по социальному страхованию.
«Ключевые элементы цифрового развития за последние пять лет включают переход на электронный учет сведений о трудовой деятельности (в 2019 году), где сегодня фактически 98 % работающих граждан имеют цифровой аналог трудовой книжки. Также в 2020 году в стране цифровизировали учет сведений о многодетных семьях. В 2021 году по инициативе Главы государства было внедрено добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. Если человек изъявляет желание копить дополнительно на свою вторую пенсию, то к нему подключается государство, которое фактически удваивает его накопления из общей пенсионной системы и перечисляет их на его индивидуальный лицевой счет для последующего накопления», – рассказала Юлия Бердникова.
В 2024 году Беларусь перейдет на централизованный расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Это значит, что пособия будут назначаться и выплачиваться Фондом социальной защиты населения, а не работодателями. Также был автоматизирован учет объектов доступности среды для инвалидов с помощью интерактивной карты доступности на новом портале соцзащиты.
Кроме того, в 2023 году был внедрен мобильный кабинет застрахованного лица, которым сегодня пользуется более 2 млн граждан. «Это цифровой аналог трудовой книжки и средство для проактивного контроля за своим работодателем: сведения о приеме на работу, поступлении в фонд соцзащиты населения отчислений, информация о страховке на рабочем месте и т.д.», – отметила замминистра.
По информации
БЕЛТА