23.01.2023
ЕКСД дополнен квалификационной характеристикой специалиста по внутреннему контролю за обработкой персональных данных
Законом Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99–З «О защите персональных данных» (далее – Закон) в качестве обязательной меры по обеспечению защиты персональных данных как для операторов, так и для уполномоченных лиц предусмотрено назначение структурного подразделения или лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных (абзац второй пункта 3 статьи 17 Закона).
По инициативе Национального центра защиты персональных данных в целях единообразной практики применения в республике института ответственных за осуществление контроля за обработкой персональных данных постановлением Министерства труда и социальной защиты от 31 октября 2022 г. № 62 «Об изменении постановлений Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159 и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1», выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159, дополнен квалификационной характеристикой специалиста по внутреннему контролю за обработкой персональных данных.
Данное постановление вступает в силу с 19 января 2023 г.
Справочно
В соответствии с частью шестой пункта 1 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1, ЕКСД обязателен к применению в организациях независимо от их организационно-правовых форм, в которых трудовые отношения основаны на трудовом договоре (контракте).
Квалификационная характеристика содержит перечень должностных обязанностей, возлагаемых на специалиста по внутреннему контролю за обработкой персональных данных, а также предъявляемые к такому работнику квалификационные требования.
Так, на специалиста по внутреннему контролю за обработкой персональных данных возлагаются следующие функции:
- организационные (изучение и анализ процессов обработки персональных данных, определение рисков, связанных с процессами обработки персональных данных, выработка предложений по их минимизации, разработка и поддержание в актуальном состоянии документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, порядка доступа к персональным данным, иных документов (форм) по вопросам обработки персональных данных, разработка формы реестра персональных данных и координация его ведения, участие в определении и осуществлении мер технической и криптографической защиты персональных данных и т.п.);
- консультативные (консультирование работников и уполномоченных лиц по вопросам обработки и защиты персональных данных, согласование локальных правовых актов, договоров на предмет их соответствия законодательству о персональных данных, ознакомление работников с законодательством о персональных данных, в том числе с требованиями по защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных и т.п.);
- контрольные (осуществление контроля за своевременным внесением работниками изменений в персональные данные, которые являются неполными, устаревшими или неточными, прекращением обработки персональных данных, а также осуществлением их удаления или блокирования при отсутствии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных законодательными актами; проведение проверки по соблюдению требований законодательства о персональных данных в структурных подразделениях организации для выявления нарушений и предупреждения их возникновения, проведение расследования по нарушениям работниками требований обработки персональных данных, внесение предложений по привлечению виновных к ответственности и т.п.);
- информационно-образовательные (организация прохождения обучения работников, осуществляющих обработку персональных данных, по вопросам обработки и защиты персональных данных в порядке, установленном законодательством, поиск оптимальных форм обучения работников, исходя из их трудовых функций и т.п.);
- иные функции, связанные с обеспечением комплексной работы по соблюдению законодательства о персональных данных (рассмотрение (участие в рассмотрении) заявлений и жалоб субъектов персональных данных по вопросам обработки персональных данных, принятие необходимых мер по восстановлению их нарушенных прав, обеспечение взаимодействия с Национальным центром защиты персональных данных, в том числе по вопросам уведомления о нарушениях систем защиты персональных данных, исполнения требований по защите прав субъектов персональных данных об устранении нарушений законодательства о персональных данных и т.п.).
Учитывая, что принимаемые меры по обеспечению защиты персональных данных зависят в том числе от сферы деятельности, объема обрабатываемых персональных данных, требования к наличию у лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, конкретного направления образования Законом не установлены.
В соответствии с квалификационной характеристикой специалист по внутреннему контролю за обработкой персональных данных должен иметь высшее образование. При этом требования к стажу работы не предъявляются.
Вместе с тем, для присвоения второй квалификационной категории наряду с высшим образованием требуется наличие стажа работы в должности служащего «Специалист по внутреннему контролю за обработкой персональных данных» не менее 2 лет, а первой квалификационной категории – стажа работы в должности служащего «Специалист по внутреннему контролю за обработкой персональных данных» со второй квалификационной категорией не менее 3 лет.
По сообщению
официального сайта Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь
Минтруда: доступная среда – необходимый аспект социальной интеграции и активной жизни инвалидов
Доступная среда – необходимый аспект социальной интеграции и активной жизни инвалидов. Таким мнением в пресс-центре
БЕЛТА поделилась начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Виктория Гречиха.
Виктория Гречиха подчеркнула, что проблемы людей с инвалидностью находятся в постоянном поле внимания государства. «Ключевая цель – интегрировать людей с инвалидностью в общество. Необходимый аспект их социальной интеграции и активной жизни – независимый образ жизни. Инклюзия начинается прежде всего с доступной среды», – отметила она.
Работа по созданию доступной среды ведется с 2007 года. «Ратифицировав в 2016 году Конвенцию о правах инвалидов, наша страна взяла на себя обязательства по созданию для людей с инвалидностью условий, равных со всеми. Ведется планомерная работа по воплощению положений этого документа в жизнь. Ежегодно утверждается национальный план действий по реализации и мероприятия, закрепленные в нем, предусматривают работу по совершенствованию законодательства, принятию организационных мер по обеспечению реализации прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности», – рассказала Виктория Гречиха.
Создание условий для инвалидов невозможно без их непосредственного участия. В стране также существует Республиканский межведомственный совет по правам инвалидов, полноправными участниками которого являются председатели общественных объединений инвалидов, поднимающие проблемные вопросы для рассмотрения на совете. «С 2020 года аналогичные советы созданы во всех регионах, и в их составы в обязательном порядке включены представители общественных объединений инвалидов. Создание доступной среды на местах также входит в круг рассматриваемых на советах вопросов», – отметила начальник управления.
Многие из поднимаемых вопросов были учтены в обновленном в 2023 году Законе о правах инвалидов и их социальной интеграции. «Новации закона охватили различные аспекты жизнедеятельности инвалидов. В нем закреплены основополагающие направления конвенции – это в первую очередь обеспечение равенства прав инвалидов и защита от дискриминации по признаку инвалидности, создание условий для интеграции инвалидов во все сферы жизнедеятельности общества, включая расширение доступности для инвалидов среды обитания, услуг и информации. Также закон охватывает получение образования, реализацию права на труд, уважения к правам, свободам и достоинству инвалидов. Отдельные положения закона направлены на организацию окружающего пространства, чтобы люди с инвалидностью могли беспрепятственно получать доступ к услугам, объектам и информации, а также свободно перемещаться по выбранному маршруту», – поделилась Виктория Гречиха.
Касательно результатов она отметила, что на данный момент около 65 % общественного транспорта в Беларуси уже адаптировано для людей с инвалидностью и физически ослабленных лиц. А к 2030 году в Беларуси планируется создать доступную среду на 41 тыс. объектов. И это только часть результатов.
По информации
БЕЛТА
Обновленный портал социальной защиты населения начнет работать в Беларуси с 15 июля
Обновленный портал социальной защиты населения начнет работать в Беларуси с 15 июля. Об этом в пресс-центре
БЕЛТА рассказала начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Виктория Гречиха.
На обновленном портале будет представлена, в частности, расширенная информация о доступности объектов, в том числе по функциональным зонам. По сути, это будет единый интернет-ресурс со всей информацией об услугах и процедурах социальной сферы.
Виктория Гречиха напомнила, что получение общедоступной информации – это одна из составляющих создания доступной среды. «Сегодня широко представлены способы получения инвалидами информации через телевизионные и печатные средства массовой информации, через официальные сайты государственных органов и организаций, а также с использованием переводчиков жестового языка, субтитров, рельефно-точечного шрифта Брайля, тактильной рельефной графики и адаптации сайтов», – рассказала она. Работники организаций, предоставляющих услуги населению, оказывают ситуационную помощь инвалидам при предоставлении им услуг. «Цель – создать условия для независимого образа жизни инвалидов, повысить их мобильность, возможность поддерживать социальные связи и вести активный образ жизни», – отметила начальник управления.
С 1 января текущего года начала работать карта доступности объектов социальной инфраструктуры. «В процессе ведения этой базы данных поставщики информации постоянно вносят и актуализируют сведения об элементах доступной среды, которыми обустроены их объекты. Далее эти сведения передаются Национальному кадастровому агентству для их последующего размещения на публичной кадастровой карте, доступной для всех граждан. Сейчас там порядка 50 тыс. объектов», – рассказала она. При этом карта полезна не только для людей с инвалидностью, но и для любого человека: мам с детьми, пожилых или ослабленных людей. На карте полностью доступные объекты обозначаются кружками зеленого цвета, а частично доступные – желтого.
С целью привлечения внимания широкой общественности к необходимости решения социальных проблем людей с инвалидностью и повышения качества их жизни осуществляется трансляция телерадиопередач и сюжетов, посвященных проблемам инвалидов и направленных на формирование позитивного отношения общества к ним. «В том числе с участием общественных объединений инвалидов разрабатывается социальная реклама. Мы уже более пяти лет занимаемся разработкой социальной рекламы по доступной среде», – добавила Виктория Гречиха.
По информации
БЕЛТА
Вступили в силу изменения в квалификационных требованиях! Объясняем, кого это затронет
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 мая 2025 г. № 41 «Об изменении постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
Постановлением внесены изменения в тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих:
-
аппаратчик получения технического углерода 4-го разряда (содержится в разделе «Производство технического углерода» выпуска 31 ЕТКС), в части дополнения разделов «Характеристика работ» и «Должен знать» оборудованием, работающим под избыточным давлением, газоиспользующего оборудования, входящего в технологическую установку;
-
аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции 4-го разряда (содержится в выпуске 24 ЕТКС «Общие профессии химических производств») в части дополнения раздела «Характеристика работ» сосудами, работающими под избыточным давлением, раздела «Примеры работ» – производством технического углерода;
-
накладчик на печатных машинах 1-го, 2-го разрядов (содержится в разделе «Печатные процессы» выпуска 55 ЕТКС), в части дополнения раздела «Характеристика работ» работами по использованию 3-D принтера и другого печатающего оборудования, раздела «Должен знать» соответствующими знаниями.
Данные изменения внесены в тарифно-квалификационные характеристики в связи с освоением в производстве новых технологий, видов продукции, приобретением современного оборудования, ранее не используемого в деятельности организаций.
Одновременно изложены в новой редакции перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных выпусками 24, 31 и 55 ЕТКС, с указанием их наименований по ранее действовавшим выпускам ЕТКС и перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных ранее действовавшими выпусками ЕТКС, с указанием измененных наименований профессий, разделов и номеров выпусков, включенных в 24, 31 и 55 выпуски ЕТКС.
Постановление вступает в силу с 9 июля 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Минтруда: с 1 июля социальные выплаты перечисляются только на базовый счет
С 1 июля социальные выплаты перечисляются только на базовый счет. Об этом напомнили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
На базовый счет будут переводиться пенсии, пособия на детей (если они выплачиваются через соцзащиту, а не через работу), пособие по безработице, государственная адресная социальная помощь, пособие по уходу за инвалидом I группы или лицом старше 80 лет, выплаты ухаживающим в замещающих семьях, выплаты на близнецов и материальная помощь к школе.
Базовый счет не нужен тем получателям, которые получают выплаты через почту. К ним относятся инвалиды, пенсионеры, проживающие в сельской местности, граждане старше 70 лет, лица с ограниченной способностью к передвижению (функциональный класс 3 и выше), родители, ухаживающие за ребенком-инвалидом до 18 лет и получающие пособие по уходу, а также получатели пособий на детей через работу или учебу, лица без вида на жительство (иностранцы с разрешением на временное проживание) и получатели пособий на погребение.
В Минтруда также напомнили, что базовый счет – это бесплатный банковский счет в белорусских рублях, по которому не взимается плата за зачисление и снятие денежных средств, а также за оплату товаров и услуг через ЕРИП и другие базовые операции. Таким образом, государство предоставляет гражданам возможность получить базовый социальный стандарт бесплатного платежного обслуживания.
По информации
БЕЛТА
Впереди большие выходные. Рассказываем, как белорусы будут работать и отдыхать в июле
3 июля (четверг) – День Независимости Республики Беларусь. Эта дата в нашей стране признана официальным выходным.
Рабочий день с 4 июля (пятница) переносится на 12 июля (суббота). Таким образом, непрерывные выходные дни: 3,4,5,6 июля – 4 дня.
Рабочие дни в июле
В соответствии с производственным календарем у белорусов в июле ️при шестидневной рабочей неделе будет 26 рабочих дней, ️при пятидневной – 22 рабочих.
Расчетная норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составит:
-
для пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье – 175 часов;
-
для шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье – 173 часа.
Если на период больших выходных выпадает отпуск, командировка или обучение
Если 4 июля (переносимый день) приходится на период:
-
отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
-
временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
-
служебной командировки или обучения (повышение квалификации, подготовка, переподготовка) => 12 июля для работника является рабочим днем.
Если работник принят на работу в период с 30 июня по 2 июля => 12 июля для него является рабочим днем.
Если 12 июля (перенесенный выходной) приходится на период:
-
отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля считается днем отпуска (нерабочим по графику);
-
временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля считается днем временной нетрудоспособности.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь