Валерий Мицкевич: более 1,5 тыс. предложений поступило от белорусов по Кодексу об архитектурной и строительной деятельности
Более 1,5 тыс. предложений поступило от белорусов по Кодексу об архитектурной и строительной деятельности. Об этом журналистам рассказал заместитель Председателя Палаты представителей Валерий Мицкевич во время семинара-совещания «Проект Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» в Полоцке, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Валерий Мицкевич отметил, что в Беларуси максимально широко обсуждаются правовые акты, которые затрагивают интересы субъектов хозяйствования и граждан. «Получив этот проект, мы его отработали и разместили в интернете, чтобы все заинтересованные могли ознакомиться с ним. Нам прислали более 1,5 тыс. предложений и замечаний», – рассказал он.
Проект кодекса – важнейший, потому что каждый гражданин так или иначе сталкивался с этой сферой. «Строительная отрасль – огромная и важная для экономики. В проекте кодекса собраны и все законодательные акты, которые действуют сейчас, и нововведения. Мы в одном документе собрали все правовое регулирование, чтобы правоприменителям было легко и просто руководствоваться законами и находить ответы на вопросы, которые могут возникать во время работы», – отметил вице-спикер.
Что касается нововведений, то среди них много специфичных, подчеркнул Валерий Мицкевич. «Одно из самых главных – приемка объекта в эксплуатацию с оценкой его на соответствие проектной документации. Сейчас, когда объект построен, он проверяется комиссией на соответствие всем действующим актам. В процессе строительства часто могут меняться требования из-за чего возникает ряд проблем, о которых многие специалисты говорили. Скорее всего, мы поддержим это предложение правительства», – сказал он.
Вице-спикер отметил, что экономика Беларуси должна быть гибкой, конкурентоспособной и легко подстраиваться под новые условия. «Для этого нужно понятное и простое правовое регулирование, соответствующее реалиям сегодняшнего дня», – заключил Валерий Мицкевич.
По информации БЕЛТА
Развитие районов Припятского Полесья и реализация соответствующей программы стали темами совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко.
«Повестка нашего совещания определена давно – вопрос развития Полесья до 2030 года, – сказал Глава государства. – Напомню, что данная программа – одно из ключевых предвыборных обещаний Президента полешукам. Выборы состоялись давно. Это не значит, что мы там ничего не делали. Очень много сделано».
Президент отметил, что в этом году в работе на Полесье чувствуются результаты. «Но это только маленькие первые шаги. Работы море», – предупредил белорусский лидер.
Глава государства рассказал, что недавно осмотрел все районы Полесья и имеет полное представление, как полешуки хозяйствуют на земле.
Программа до 2030 года охватывает девять районов, где живут 350 тыс. человек.
«Касаясь программы, мы должны знать и понимать, какие надо провести мероприятия в рамках программы и вне ее, чтобы полешуки заметили, да и вся Беларусь, что мы серьезно занимаемся Полесьем. С одной стороны. С другой – мы всегда должны помнить, а есть ли у нас на это деньги для того, чтобы эти мероприятия осуществить», – заметил белорусский лидер.
В этой связи он попросил в докладах уйти от «излишней советскости», чтобы в итоге не получилось так, что деньги выделили под какие-то задумки и планы, а результатов в итоге не заметили. «Как раз для этого нужны конкретные мероприятия, предприятия, которые будут способствовать появлению новых рабочих мест (хотя это сегодня не самое главное), развитию Полесья на века, навсегда», – подчеркнул Александр Лукашенко.
«Все должно быть точно просчитано, выверено и главное – в перспективе приносить экономическую отдачу. Особенно когда речь идет о бюджетных средствах. Лишних денег в стране нет, – сказал Президент. – Мероприятия программы должны быть конкретными, укладываться в простой алгоритм: мы должны видеть цель, поставить перед собой определенные задачи и действовать на результат. Об этом я вас предупреждал. Как мне докладывают, в целом вы их оптимизировали. Однако по-прежнему они не обеспечены в полном объеме деньгами. И финансовый разрыв приличный».
Глава государства обратил внимание, что не хватает порядка Br400 млн, или 6 % общего объема средств, выделенных на программу (около Br6,5 млрд). В связи с этим Президент попросил дать конкретный ответ на главный вопрос: за счет каких финансовых источников планируется реализовать соответствующие мероприятия и что это будут за мероприятия.
Александр Лукашенко отметил, что курировать работу по выполнению программы будет истинный полешук Михаил Русый – уполномоченный представитель Главы государства в Брестской области и председатель Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Президент коснулся ряда конкретных аспектов в развитии Полесья. Один из них – природные вызовы, которые требуют комплексных, системных решений и, возможно, крупных инвестиционных проектов. Сегодня Брестчина и Гомельщина – яркий пример того, что происходит с климатом. В этом плане стало принято ссылаться на постоянные засухи, обмеление рек и мелиоративных каналов, чего три-четыре десятка лет назад не наблюдалось в принципе. «Это как раз и есть эта «советскость» – вот по-старому мы все: «Обмелело, то плохо, это плохо…» – заметил Глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание на возможности и имеющиеся водные ресурсы, главный из которых – Припять: «Куда уходят эти воды? Ладно бы Украина пользовалась сполна днепровскими водами… В море уходят эти воды. Так почему же мы сегодня не думаем о том, что эту воду надо «повернуть вспять» тогда, когда нужно, и туда, куда нужно?»
В связи с этим Глава государства упомянул, что руководство Гомельской области предлагало ему вернуться к теме Днепро-Бугских каналов. Александр Лукашенко поручал председателю облисполкома Ивану Крупко внести предложение. «Он мне как внес предложение – у меня в глазах потемнело. Потому что таких огромных денег у нас просто нет», – сказал Президент.
Александр Лукашенко тем не менее отметил, что по поводу этой идеи надо еще посоветоваться со знающими и понимающими людьми, которые прониклись данной темой: «Если надо этим путем идти и это окупится и принесет результат Гомельской области – перекрестимся и начнем делать. Поэтому надо довести все до ума. Не то что где-то идею услышали хорошую и «бабахнули»: «Давайте деньги!». Надо понимать. Есть у нас деньги или нет, будут или нет, даст результат или нет. Если даст – будем искать деньги».
«Мы этот задел – системы Днепро-Бугских каналов – не загубили. И сегодня, когда нужна влага на полях, он может сильно пригодиться. Но мы не должны идти вслепую. Надо серьезнейшим образом этот вопрос проработать. Подумайте над формулой цены вопроса», – добавил Глава государства.
Александр Лукашенко напомнил и о задачах по мелиорации, которая в нынешних условиях должна быть ориентирована не только на осушение, но и в том числе на обводнение территорий: «У нас часто засушит в Гомеле (почвы мы знаем гомельские), и нам нужна была бы водичка. Но об этом надо сегодня думать. Не осушать, а мелиорация – обводнение должно быть. Кстати, мы же и строили так эти мелиоративные системы. Просто надо восстановить это и работать. Это направление наших действий. От земли надо идти».
Президент ориентирует с учетом всех этих факторов выстраивать стратегию и тактику развития районов, включенных в программу развития районов Припятского Полесья, не забывая в то же время про обустройство территорий, прилегающих к Припяти, сохранение экологии реки и уникальнейшей природы.
«Природа уникальная, своеобразная. В мире нигде природы такой нет. И почвы весьма своеобразные. И я бы не сказал, если в целом взять, что они богатые. Песчаные почвы в основном. Но если по уму, то и на них можно получать соответствующие урожаи», – уверен Глава государства.
Президент также обратил внимание на туристический потенциал региона, который вообще не раскрыт, – от нацпарка до агроусадеб. «А это хорошие деньги, – заметил Александр Лукашенко. – Нам надо самим этим заниматься. Где-то что-то строить. Ведь для туристов сегодня важны не дворцовые эти интерьеры. Им хочется что-то из дерева, приехать отдохнуть с детишками. А это мы умеем делать. У нас для этого есть все. И делать это надо не то что быстро, а мгновенно. Потому что эта золотая жила уходит. Поэтому надо делать мгновенно, чтобы окупить недорогой проект и заработать на этом деньги».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Депутатам на рассмотрение поступил финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026-го в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Для консолидации доходов бюджета планируется реализация ряда базовых мероприятий.
Привести в норму
Стоит отметить, что основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы. В Беларуси последовательно реализовывался комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета: повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие. При корректировке Налогового кодекса на 2026 год не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к изменяющимся условиям. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики. В первую очередь планируется проиндексировать налоговые ставки, установленные в абсолютных величинах, на прогнозный уровень инфляции. Это ставки земельного налога, налога на недвижимость, транспортного налога, экологического налога, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Также будут проиндексированы критерии выручки, позволяющие перейти на применение и применять упрощенную систему налогообложения.
– Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией, – рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов. – Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 процентов, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные изделия на 7 процентов, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 процента. Особое внимание обращено на жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 процентов для того, чтобы поэтапно выйти на уровень, как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака. Увеличение ставок акцизов в размере 3 процентов затронет и автомобильное топливо.
Справедливость в основе
Изменения в Особенную часть затрагивают практически все налоги и особенные режимы налогообложения. В частности, устанавливаются единые ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и организаций с целью исключения создания условий для минимизации налоговых отчислений. Предусматривается увеличение ставки транспортного налога в пять раз для владельцев люксовых мотоциклов с объемом двигателя от 800 кубических сантиметров и сроком эксплуатации не более пяти лет с даты их выпуска. Ранее в 10 раз был увеличен транспортный налог для люксовых автомобилей.
При этом предполагается, что льгота по транспортному налогу на электромобили будет продлена.
– Ее планируется продлить на следующий год. Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать, – отметила член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова. – В этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
– Также рассматривается расширение подходов по прогрессивному налогообложению доходов и имущества физических лиц: введение повышенной ставки подоходного налога с физических лиц. В отношении более высоких доходов граждан – это свыше 600 тысяч рублей в год. Первый шаг – 25 процентов, следующие шаги пока обсуждаются, – отметил Министр финансов Юрий Селиверстов.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов.
– Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв. м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв. м – коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв. м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв. м – 3. Таких объектов недвижимости в стране немало. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов, – подчеркнул Министр.
Кроме того, предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью. Также ожидается повышение единого имущественного платежа для физических лиц – должников. Физическим лицам, допустившим неуплату (неполную уплату) единого имущественного платежа по состоянию на 1 января года, следующего за годом, на который приходится срок уплаты единого имущественного платежа, в размере, превышающем 1 базовую величину, исчисление налогов за истекший налоговый период будет производиться с увеличением на 15 процентов от неуплаченной на 1 января суммы единого имущественного платежа.
Индивидуальный подход
Законопроектом также предлагается внести изменения в порядок исчисления налога на профессиональный доход. Устанавливается, что сумма исчисленного налога с профессионального дохода, подлежащая уплате за месяц, не может быть ниже 45 рублей. Так, в проекте предусмотрено, что сумма налога на профессиональный доход исчисляется налоговым органом как произведение налоговой базы и ставки налога, но не менее 45 рублей в месяц. При этом отменяется вычет по налогу на профессиональный доход в размере 2 тысяч рублей. Такие новации призваны увеличить долю участия граждан, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность в финансировании государственных расходов, а также исключить фиктивную регистрацию в качестве плательщиков налога на профессиональный доход без намерения осуществлять такую деятельность.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 процентов.
– Изменения являются результатом работы по дальнейшему совершенствованию налоговой системы с целью обеспечения понятности восприятия норм законодательства, установления баланса интересов бизнес-сообщества, граждан и государства. Планируемый уровень налоговой нагрузки – не более 25,7 процента к ВВП, – уверена член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2026 год». Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе Палаты представителей.
Доходы бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения рассчитаны в сумме Br39 014,4 млн (темп роста – 110,8 %), расходы – Br38 495,4 млн (117,3 %).
Профицит составит Br519 млн за счет средств профессионального пенсионного страхования.
Сумма субвенции из республиканского бюджета – Br1 977,7 млн.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по бюджету и финансам Палаты представителей.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 ноября собрал совещание о результатах работы БелАЭС, увеличении электропотребления и предложениях о строительстве новых атомных мощностей.
«Пять лет назад, торжественно запуская в работу первую белорусскую атомную электростанцию в Островце, страна вступила в новую эру. Сооружение АЭС не только укрепило нашу энергетическую безопасность, но и определило дальнейшее развитие Беларуси как высокотехнологичного государства. Если хотите, наличие у страны собственной атомной станции – это в определенном смысле способ обеспечения суверенитета и независимости», – заявил белорусский лидер.
Он подчеркнул, что во главе угла на каждом этапе строительства и эксплуатации станции были и остаются безопасность и надежность.
Александр Лукашенко отметил, что пятилетка – это достаточный период, чтобы подвести промежуточные итоги: «Мы обеспечили себя источником доступной, экологически чистой энергии на десятилетия вперед, получили экономический и экологический эффект».
Президент привел ряд фактов о результатах работы БелАЭС. Сокращены выбросы парниковых газов на более чем 26 млн т. За все время работы станция выработала более 53 млрд кВт.ч электроэнергии, что позволило полностью отказаться от ее импорта. Также удалось снизить зависимость от природного газа (на 14,5 млрд куб.м), доля которого в генерации энергии доходила до 95 % (сейчас около 65 %), и сэкономить бюджетные средства (более $1,6 млрд).
Кроме того, атомная станция кардинально изменила облик белорусской энергетики. В рамках интеграции БелАЭС в энергосистему реализована масштабная программа модернизации электросетей – реконструировано более 1,7 тыс. км, построены современные подстанции, внедрены прорывные цифровые технологии, повышающие надежность электроснабжения потребителей.
«В стране сформирована новая отрасль экономики, созданы необходимая инфраструктура и современная система подготовки кадров. Всего этого мы не имели. За годы реализации национальной ядерной энергетической программы нами накоплены уникальные компетенции по вопросам проектирования, сооружения, эксплуатации и обслуживания объектов атомной энергетики», – подчеркнул белорусский лидер.
БелАЭС также придала импульс росту энергопотребления. В 2024 году достигнут его исторический максимум – 43,3 млрд кВт.ч. За последние 5 лет прирост составил около 6 млрд кВт.ч.
«Поменялось отношение белорусов к мирному атому. По данным социологов, в начале строительства БелАЭС его поддерживало 60 % населения, а сегодня, с учетом работы и иных положительных факторов, – уже более 80 %», – заявил Глава государства.
Он констатировал, что новые возможности для экономики с атомной энергетикой видят не только в Беларуси. Это уже глобальный тренд. Сегодня в мире эксплуатируется 416 ядерных реакторов, еще 63 находится на этапе строительства. «Все строят, кто может», – заметил Президент.
По прогнозам МАГАТЭ, общая мощность АЭС в мире в ближайшие 25 лет увеличится более чем в два раза, а доля атомной генерации в мировом производстве электроэнергии вырастет до 12 %.
«Но еще вчера многие западные политики пытались сделать ставку исключительно на возобновляемую энергетику. Сегодня там уже рассказывают о преимуществах сооружения АЭС, даже термин новый появился – «ренессанс атомной индустрии». Это касается и соседних стран – Польши и Литвы, которые рьяно противодействовали строительству нашей атомной станции, – заметил белорусский лидер. – Все это подтверждает правильность выбранного нами пути».
«У нас 100 процентов населения имеет доступ к электроэнергии. При этом в рейтинге стран Европы Беларусь занимает 3-е место, где самая низкая цена на электричество. По данным рейтинга, опубликованного в июне 2025 года, самая низкая стоимость электроэнергии в Казахстане, России и Беларуси», – сказал Президент.
Александр Лукашенко отметил, что за счет использования электричества для отопления и горячего водоснабжения, строительства электродомов повышается комфортность проживания сотен тысяч людей. В 2021–2025 годах возведено более 2 млн кв.м такого жилья. На электроотопление переходят и жители частных домов – за прошлый год подано более 160 тыс. заявок.
«Нам надо людям строить комфортное жилье. Чтобы отопление было электрическим. Это вообще чудо для человека», – подчеркнул белорусский лидер.
В стране также развивается электротранспорт, причем не только в крупных городах. «Пилотные проекты по переводу общественного транспорта на электрический внедрены в Жодино, Новополоцке, Шклове. А в целом на сегодняшний день в стране эксплуатируется более 44 тысяч электромобилей и насчитывается свыше 1870 зарядных станций», – привел данные Глава государства.
В этой связи вызывает удивление, почему есть недостаток общественных видов транспорта в пригородном и междугороднем сообщении, заметил Президент. Эта тема, по его словам, поднимается людьми в том числе в социальных сетях. «Люди обижаются: стоят, особенно в часы пик, по 150 метров, как они пишут, в очередях, чтобы втиснуться в эту маршрутку вонючую, – сказал Александр Лукашенко. – Слушайте, чего вы над людьми издеваетесь?!»
«Мы что, не можем заменить эти маршрутки, Александр Генрихович, автобусами? – заметил Президент, обращаясь к Премьер-министру Александру Турчину. – Надо поставить, вплоть до того, что не только на двигателях внутреннего сгорания автобусы, но и электробусы поставить. И пусть идут. С удовольствием люди поедут. Комфортно, воздухом дышат в этом автобусе, не сидят там (как в маршрутках. – Прим.) зажавшись». По словам Президента, это был бы и более безопасный вид транспорта: «Ну, потеряем мы 2–3 минуты, но живы будем и здоровы».
«Александр Генрихович, ну что это, опять мои указания нужны? Надо видеть, чем люди живут. Мы запросто это можем сделать, и это окупаемый проект», – подчеркнул Глава государства.
Президент попросил доложить о принятых мерах по увеличению электропотребления, их результатах и предложениях по дальнейшему развитию электроэнергетики и связанных с ней отраслей.
«Например, майнинг криптовалют, электротранспорт, строительство жилья с электроотоплением. Акцент – на перспективах загрузки действующих и новых мощностей, – сказал Глава государства. – Я тут всякие записки прочитал и мнения. В одной из записок пишут, что майнинг криптовалют может быть нестабильным. Где-то выше, где-то ниже. У нас сейчас весь мир болеет глобальной проблемой – уйти от зависимости от одной валюты – доллара. И этот процесс будет нарастать. И криптовалюта является, наверное, одним из вариантов ухода».
«Так почему ж мы уже так переживаем? Волатильность какая-то… Ну, наверное, будет. Но волков бояться – в лес не ходить», – подчеркнул белорусский лидер.
«Электромобили. Уже сегодня все ринулись. Тоже кусок большой. Ну и экономику надо ж развивать. А без электрической энергии какая экономика? Мы же машиностроительная страна. Да и в сельском хозяйстве. Мы практически везде можем перевести наш транспорт в сельском хозяйстве, вообще по стране, на электричество», – сказал Президент.
Он напомнил, что руководитель Национальной академии наук обещал разработать в Беларуси отечественную электробатарею, что в случае успеха позволило бы не закупать соответствующие комплектующие за рубежом.
«Вот это будет прорыв. Вот пусть наши ученые покажут свою прыть. Получите неимоверные деньги за это. Тем более, это ж не новинка», – сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что Правительству было поручено проработать вопрос о сооружении второй АЭС или как минимум дополнительного третьего энергоблока на действующей станции. В связи с этим он предложил обсудить существенные особенности, преимущества и недостатки этих вариантов.
«С Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным мы обсуждали наше сотрудничество в ядерной энергетике в ходе встречи на Мировой атомной неделе в конце сентября этого года. Понимание и поддержка с российской стороны есть, очередь за нами. Мы прежде всего должны определиться, будем или не будем. Если будем, то когда, где, – отметил Глава государства. – Это чудо для Беларуси – атомная энергетика».
Первый вариант – строительство нового энергоблока на станции в Островце как второй очереди БелАЭС. Там есть все условия и специалисты: площадка для размещения, производственная, технологическая, социальная инфраструктура. Значит, есть возможность построить дешевле. «И грунты там уже исследованы от а до я, и там ничего уже не надо доисследовать», – констатировал Александр Лукашенко.
Второй вариант – сооружение новой станции на востоке страны, где это позволяют грунты. Соответствующая площадка рассматривалась еще при принятии решения о строительстве уже действующей АЭС. Строительство с нуля на новом месте потребует в большем объеме финансовых вложений и организационных решений, но даст мощный импульс для развития восточного региона. «Тоже из медвежьего угла превратим восточный регион в высокоразвитую территорию Беларуси. Это новые рабочие места, привлечение инвестиций, реализация инновационных проектов и внедрение новых технологий», – сказал Президент.
В своем вступительном слове на совещании Глава государства напомнил, что Островец, где построена АЭС, приобрел статус современного и перспективного города. Численность населения в нем увеличилась почти вдвое – с 8 тыс. до 15 тыс. человек. На станции работают около 3 тыс. человек, 30 % из них – молодежь в возрасте до 32 лет, а средний возраст коллектива – 38 лет. «Выпускники энергетических факультетов мечтают попасть туда на работу. Прекрасный город. Не надо никого агитировать. По любым специальностям люди туда едут. По благоустройству, инженерной инфраструктуре, уровню доходов (в тройке лидеров по всем регионам) мы считаем Островец золотым стандартом для развития районных центров», – отметил Александр Лукашенко.
Таким образом, заметил Президент, атомная станция – важнейший драйвер регионального развития на десятилетия вперед. Этот фактор он предложил особо учитывать в контексте нынешнего разговора.
Итог обсуждения – принято решение о развитии Островецкой атомной электростанции, реализации второй очереди – сооружения третьего энергоблока. Однако это не означает, что от идеи строительства еще одной отдельной АЭС в Беларуси отказались в принципе. Параллельно со строительством третьего энергоблока на БелАЭС будет организована работа по исследованию площадок на территории Могилевской области, где в дальнейшем в условиях роста электропотребления может быть принято решение о создании дополнительных атомных мощностей.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
13 ноября 2025 г. под руководством И.С.Маркевича состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике на тему «Актуальные вопросы практики применения законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
Участие в заседании приняли представители Министерства юстиции, Государственного комитета по имуществу, Белорусской нотариальной палаты, республиканского унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство», республиканских унитарных предприятий «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» и «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру», депутаты Палаты представителей, сотрудники Секретариата Палаты представителей и др.
Предметом обсуждения явились вопросы практики применения Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», основные положения которого вступили в силу с 11 июня 2025 г.).
На заседании была заслушана информация о способах возможного разрешения возникающих на практике у граждан, нотариусов и регистраторов вопросов, необходимости принятия дополнительных законодательных, организационно-технических, управленческих и иных мер, направленных на повышение эффективности действующего регулирования в указанной сфере.
Согласно информации, представленной заинтересованными, между нотариусами и регистраторами налажено очень хорошее взаимодействие, гражданами высказываются положительные отзывы о новом формате оказания услуг, новации оказались весьма востребованными, необходимыми и эффективными.
За достаточно непродолжительный пятимесячный период действия новой редакции Закона по состоянию на ноябрь текущего кода:
- нотариусами направлено около 86.000 уведомлений в государственную информационную систему «Единый реестр имущества»;
- по направленным уведомлениям получено более 82.000 свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации, уведомлений о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Вместе с тем, как в любом новом механизме, при его реализации на практике на первоначальном этапе возник ряд вопросов, причем в данном случае в абсолютном большинстве своем организационно-технического характера.
В частности, это вопросы несовпадения в ряде случаев временного режима работы нотариусов и регистраторов, наличия у граждан желания взаимодействовать по поводу оплаты за совершаемую по его заявлению процедуру не только с нотариусом, но и непосредственно с регистратором, наличия запроса на возможность получения гражданином информации о точном времени получения сведений о размере платы за осуществление государственной регистрации и реквизитах для ее внесения, а равно запроса на возможность получения итогового документа о государственной регистрации не только у нотариуса, к которому обратился гражданин за совершением нотариального действия, но и у регистратора.
Участники заседания обсудили вопросы, обменялись мнениями, наметили ориентиры в работе по дальнейшему повышению эффективности регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
