Узнали, за счет чего субъекты малого и среднего предпринимательства увеличат вклад в экономику
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 12 июля 2025 г.
Госстандарт актуализирует пять стандартов в области обеспечения доступной среды
В Беларуси в 2025 году проводятся работы по актуализации пяти стандартов в области обеспечения доступной среды. Об этом рассказала Председатель Государственного комитета по стандартизации Беларуси Елена Моргунова на конференции «Социально ответственный бизнес и общество. Современное построение инклюзивной среды» в ходе проекта «Ресурсы&Возможности», которая проходит сегодня в Витебске, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Госстандарта.
«Госстандарт более 15 лет является одним из заказчиков Государственной программы «Социальная защита», нацеленной на обеспечение комфорта, безопасности и доступной среды для всех граждан нашей страны. В настоящее время в стране для создания инклюзивной среды действует комплекс государственных стандартов, состоящий из более 160 документов. Они устанавливают требования, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, социальной сферы, доступности туризма. Есть стандарты на требования к оборудованию рабочих мест, общественному пассажирскому транспорту, обуви, ассистивным устройствам, тактильным знакам и символам, реабилитационным средствам и оборудованию, местам отдыха, например, пляжам», – сказала Елена Моргунова.
Нормативная база в данной сфере пополняется новыми стандартами, совершенствуются также и действующие. В этой работе учитываются требования международных документов, современные направления в обеспечении доступности. В 2025 году проводятся работы по актуализации пяти стандартов, устанавливающих требования к тактильным указателям на пешеходных поверхностях, устройствам, в том числе подъемным, устанавливаемым в общественных зданиях, сооружениях и средствах общественного пассажирского транспорта.
«Сейчас идет формирование отраслевых программ на следующую пятилетку, и, соответственно, мы бы хотели также участвовать в их реализации с предложениями по решению проблем для различных категорий людей с помощью стандартов. Мы готовы сделать все необходимое, чтобы каждый человек в нашем обществе был социально защищен и получил равные возможности», – подчеркнула Елена Моргунова. В формируемый сейчас Министерством труда и социальной защиты проект Государственной программы «Общество равных возможностей» на 2026–2030 годы Госстандартом предложено включить разработку 43 государственных стандартов.
Цель сегодняшней конференции – создание инклюзивной среды, поддержание ментального здоровья общества, освещение факторов, влияющих на создание в бизнес-среде лояльного отношения, максимальное вовлечение людей с инвалидностью в экономическую и политическую жизнь страны, а также установление равных возможностей для всех групп населения. Данная конференция является эффективной площадкой, которая помогает государственным органам и бизнесу выявить актуальные аспекты в развитии доступной среды для всех.
В числе организаторов форума – Белорусский союз женщин, Министерство экономики, Белорусский союз инвалидов и другие при поддержке Министерства труда и социальной защиты.
По информации
БЕЛТА
Каким быть техническому комитету по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства?
Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев и помощник первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дениса Мантурова Алексей Медников провели 8 июля рабочую встречу с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Тема – обсуждение подходов к созданию технического комитета по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства, а также обмен практическим опытом в сфере технического регулирования.
Встреча прошла на площадке БелГИСС.
Перед ее началом Алексей Медников подробно ознакомился с направлениями деятельности института. Круг интересующих его вопросов был чрезвычайно широк – разработка стандартов, ведение фонда технических условий, повышение квалификации, учреждение Государственного знака качества и критерии оценки, наращивание испытательного и измерительного потенциалов.
Большое внимание Алексей Медников уделил вопросам сертификации и испытаний по параметрам энергоэффективности как инструменту защиты рынка от не соответствующей заявленным свойствам продукции.
Сергей Глазьев и Алексей Медников также посетили выставочную экспозицию «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», функционирующую в БелГИСС.
Напомним, что итог по вопросу создания технического комитета по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства должен быть к декабрю 2025 года. Соответственно, проект положения о комитете предполагается подготовить к сентябрю.
Елена Моргунова выразила гостям благодарность за интерес к работе системы Госстандарта и отметила значительное ускорение работ в сфере технического регулирования на площадке Союзного государства в последнее время. При этом важнейшей задачей создаваемого комитета она обозначила урегулирование спорных вопросов на экспертном уровне.
Госстандарт Беларуси и Росстандарт концептуально согласовали подходы.
Предполагается, что на первом этапе технический комитет будет коллегиальным органом. После наработки определенного механизма и опыта возможно создание постоянно действующего центра в структуре Союзного государства.
Алексей Медников высказал мнение, что данный комитет будет важнейшим инструментом, который поможет показать преимущества стандартизации, более эффективно использовать все элементы инфраструктуры качества (стандартизацию, метрологию, аккредитацию, надзор) для обеспечения конкурентоспособности продукции. При этом крайне важно привлекать к этой работе промышленность для создания отраслевых практических кейсов, в которых показать, каким образом стандартизация может помочь обеспечить преференции для национального производителя, что, разрабатывая стандарты в своих интересах, он обеспечивает себе дополнительные рынки. Это предложение может быть реализовано на уровне двух стран либо в рамках технического комитета, либо взаимодействия профильных структур.
Вовлечение интересов отраслей также важно в решении вопросов недобросовестной конкуренции.
Алексей Медников отметил, что в Беларуси действует мощные надзор и испытательная база, ограничены возможности фальсифицировать результаты оценки соответствия. Это может быть примером действенной системы, которая обеспечивает работу собственной промышленности и с помощью лабораторий отсекает недобросовестных конкурентов.
Подытоживая дискуссию, Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев поддержал то, что комитет должен работать сквозь призму практических проблем, привлекать отрасли, учитывать их интересы. Особое внимание – приоритетным направлениям стандартизации, представляющим общий интерес, включая цифровую трансформацию в области технического регулирования, требования к маркировке продукции как критерию прослеживаемости и идентификации, стандарты для технологической кооперации.
Ведь кто владеет стандартами, тот владеет рынком!
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
В Беларуси для ЦУР в 2025 году разработают более 40 стандартов в области охраны окружающей среды
В 2025 году предусмотрена разработка для реализации Целей устойчивого развития 42 стандартов в области охраны окружающей среды, качества воды, переработки вторичного сырья и не только. Такое заявление сделал директор Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Александр Скуратов, выступая на полях первой конференции ШОС по сотрудничеству в области стандартизации, которая проходит в китайском Циндао, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
В мероприятии участвуют представители восьми стран – Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Китая, Монголии, России, Таджикистана и Узбекистана. Госстандарт представляют директор БелГИСС Александр Скуратов и его заместитель Ольга Ильянкова. Руководители делегаций презентуют потенциал своих стран в области стандартизации, участники также обсудят проект декларации по укреплению отношений между национальными органами по стандартизации Шанхайской организации сотрудничества. 9 и 10 июля белорусская делегация примет участие в V Циндаоском форуме по международной стандартизации.
К слову, в Беларуси Главой государства 2024-й был объявлен Годом качества, а 2025–2029 годы – пятилеткой качества, что существенно повышает значимость всех направлений работы Госстандарта, формирующих национальную инфраструктуру качества.
Александр Скуратов подробно охарактеризовал принципы технической политики, ее основные цели и механизмы, позволяющие обеспечивать современный уровень безопасности и качества выпускаемой и обращаемой на рынке продукции и не создавать излишних барьеров в торговле. В частности, Госстандарт реализует Стратегию развития стандартизации Беларуси до 2030 года, в числе ключевых направлений которой опережающая стандартизация, содействие экспорту продукции и применению стандартов, цифровизация, стандартизация в интеграционных образованиях, вовлечение организаций в работы по стандартизации.
Было отмечено, что эффективной и соответствующей международной практике разработке стандартов содействует функционирование 44 национальных технических комитетов по стандартизации, участие отечественных специалистов в аналогичных работах на межгосударственном и международном уровнях. Для выполнения поставленных на уровне республики задач Госстандарт ежегодно утверждает план государственной стандартизации, а также отдельные целевые программы стандартизации. Среди актуальных разработок директор БелГИСС назвал стандарты в области электротранспорта, цифровой экономики, инновационного менеджмента, туристической инфраструктуры. Высокую социальную значимость имеют стандарты на оборудование и услуги в плавательных бассейнах и аквапарках, доступную среду для людей с ограниченными возможностями, товары и услуги для детей. Кроме того, в этом году предусмотрена разработка для достижения Целей устойчивого развития 42 стандартов в области охраны окружающей среды, качества воды, переработки вторичного сырья и не только.
«Стандартизация – стержень инфраструктуры качества нашей республики. Разработка и применение современных стандартов рассматривается как инновационное направление, реализуемое с учетом международного опыта», – подытожил Александр Скуратов.
Беларусь участвует в ШОС в разных статусах с 2010 года, а 4 июля прошлого года на саммите организации в Астане наша страна стала десятым по счету полноправным членом семьи ШОС.
По информации
БЕЛТА