Утверждено соглашение между правительствами Беларуси и России о единых правилах конкуренции
Утверждено Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о единых правилах конкуренции, подписанное в Москве 9 ноября 2022 года. Соответствующее постановление Совета Министров Беларуси от 18 января 2022 г. № 42 опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
Согласно постановлению, Министерству иностранных дел необходимо направить уведомление о выполнении Беларусью внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу этого соглашения.
Как сообщалось ранее со ссылкой на пресс-службу МАРТ, соглашение позволит создать единые правила игры для субъектов на рынках Союзного государства. А антимонопольные органы будут совместно реагировать на антиконкурентные практики и вырабатывать единые подходы по их устранению. Документ разработан с целью реализации союзной программы о единых правилах конкуренции Союзного государства и направлен на сближение антимонопольного законодательства.
По информации БЕЛТА
В Пекине (КНР) проходят Министерский учебный семинар ШОС по цифровой экономике и Форум цифровой экономики ШОС, ставшие площадкой для обмена опытом и демонстрации новейших достижений в сфере цифровых технологий. Республику Беларусь на мероприятиях представляют заместитель Председателя Белстата Наталья Тарасюк и начальник управления статистики транспорта и информационно-коммуникационных технологий Белстата Татьяна Максимова, сообщили БЕЛТА в комитете.
В центре внимания – тенденции развития цифровой экономики, системы формирования элементов данных, а также национальные подходы стран-участниц к сбору и распространению данных в этой области.
В рамках форума Беларусь представила свой опыт в области измерения цифровой экономики, приняла участие в тематических семинарах и закрытом заседании министров цифровой экономики стран ШОС.
В своем выступлении Наталья Тарасюк подчеркнула значительные успехи, достигнутые Беларусью в развитии национальной информационной инфраструктуры, создании государственных информационных систем и ресурсов за последние годы. «В рамках выполнения государственных программ реализованы мероприятия по компьютеризации, информатизации, цифровой трансформации отраслей экономики, развитию электронного правительства. Проходит адаптация нормативной правовой базы и методологических подходов к измерению цифровой экономики», – отметила заместитель Председателя Белстата.
Особое внимание было уделено разработанному Белстатом перечню национальных статистических показателей развития цифровой экономики, который включает 35 показателей, сгруппированных в пять ключевых блоков. «Показатели характеризуют деятельность организаций, уровень развития национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также услуг, предоставляемых на ее основе, трансформацию бизнес-процессов. Система показателей не является статичной, она ежегодно актуализируется с учетом изменения международных подходов и стандартов мониторинга развития цифровой экономики», – подчеркнула Наталья Тарасюк.
Она также отметила, что сегодня официальная статистическая информация в Беларуси строится на использовании комбинированного метода наблюдений – как сплошных, так и выборочных. Это дает возможность системной оценки развития экономики страны, уровня цифрового развития ее отраслей, позволяет отслеживать появление новых процессов и явлений, строить прогнозы и определять дальнейшие перспективы. «Кроме традиционных методов сбора информации в рамках государственной статистической отчетности мы в постоянном поиске новых источников данных. Так, Белстатом реализованы проекты по использованию больших данных, активно используются административные данные, внедряется искусственный интеллект для создания интерактивных форматов представления информации и оптимизации коммуникации с респондентами и пользователями», – добавила зампредседателя.
Каждая страна реализует различные методы мониторинга цифровой экономики, но для обеспечения сопоставимости данных на международном уровне необходима выработка единых подходов.
«Участие в мероприятиях ШОС по цифровой экономике подчеркивает стремление Беларуси к развитию цифровой экономики и готовность делиться своим опытом. Мы надеемся, что на основе взаимного уважения и взаимной выгоды будет выстроена модель открытого сотрудничества. Особенно важно углублять практическое взаимодействие в таких областях, как цифровая инфраструктура, сбор и обработка данных, в том числе по новым отраслям экономики, подготовка цифровых кадров, так как высокие темпы цифрового развития влияют не только на стандартные процессы труда, но и на потребности ключевых отраслей экономики в кадрах и компетенциях. Реализация таких подходов позволит совместно решать стоящие перед нами задачи цифровой трансформации», – резюмировала заместитель Председателя Белстата.
По информации БЕЛТА
Стратегию формирования единого информационного пространства Союзного государства до конца года представят президентам Беларуси и России. Об этом на международной конференции «Время Союзного государства: культурное и информационное пространство», которая проходит в рамках «Славянского базара в Витебске», журналистам сообщил Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
Госсекретарь СГ отметил, что проходящая конференция посвящена вопросам взаимодействия государств и участия Союзного государства в формировании единого информационного и культурного пространства. Сергей Глазьев напомнил, что на открытии фестиваля Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, что фронт гибридной войны проходит через сознание каждого человека. «В зависимости от того, как воспитывается наше молодое поколение, какие ценности у людей в голове, устремления, мотивы, зависит все остальное – экономическое процветание, обороноспособность, и смысл жизни определяет позицию человека по всем вопросам», – отметил Госсекретарь СГ.
Сергей Глазьев подчеркнул, что в современном мире большое внимание уделяется техническому развитию. «Мы переходим в новый мирохозяйственный и технологический уклад, где ведущую роль в развитии экономики играет научно-технический процесс и главной ценностью является человеческий интеллект», – сказал он. Госсекретарь СГ добавил, что при всей увлеченности общества искусственным интеллектом ИИ не заменит человеческий, о чем на открытии фестиваля также отдельно упомянул белорусский лидер.
«Обсуждать мы сегодня будем стратегию формирования информационного пространства Союзного государства. Такое поручение дано Высшим госсоветом СГ. Мы должны до конца года такую стратегию предложить нашим главам государств», – отметил Сергей Глазьев.
По словам Госсекретаря, будет обсуждаться и вопрос создания информационно-культурного центра СГ. «Есть проект, который следует дорабатывать исходя из необходимости использования современных цифровых технологий, чтобы это было не просто здание с красивыми буклетами, а удобная информационная среда с приложениями в телефонах, удобная для пользователя, чтобы в каждом месте нашего необъятного Союзного государства туристы могли бы пользоваться такого рода информационными услугами, понимать, где они находятся, что интересно посмотреть. И лучшие гиды могли бы помочь в дистанционном режиме», – пояснил Сергей Глазьев.
Алеся Пушнякова, БЕЛТА
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре БЕЛТА рассказала, что меняется в интернет-торговле с 11 июля.
С 11 июля вступает в силу следующее требование: владелец интернет-площадки или интернет-магазина обязан обеспечить функционирование инфраструктуры, в том числе и техническую возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товара либо выполнение иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправление ошибок до завершения оформления заказа. «Были такие проблемы у потребителей, когда невозможно было внести исправления в заказ. Потом в результате человек получал не то, что ему было нужно. Такая возможность должна быть обеспечена», – рассказала Инна Гаврильчик.
Кроме этого, появляется требование об обязательном принятии обращений покупателей в электронной форме. «Думаю, некоторые удивятся этой норме, ведь учитывая, как отлажена в Беларуси система работы с обращениями граждан и юридических лиц, все уже привыкли, что на все обращения отвечают в установленные законодательством сроки. Тем не менее обязанностей для негосударственных организаций принимать электронные обращения в законодательстве не было. Сейчас она появилась для интернет-площадок и интернет-магазинов, – пояснила она. – Сейчас обязаны обеспечить прием таких обращений. Более того, обязаны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращениях граждан направлять ответы в установленные законодательством сроки».
Ранее на сайтах интернет-площадок и интернет-магазинов появилась информация о лице, ответственном за рассмотрение обращений граждан. «Было очень много жалоб потребителей в чат-боты и так далее, где потребитель или через личный кабинет пишет претензию, но понимает, что ее не читают, либо бот отвечает красиво, вежливо, но ни одного слова по существу, кроме радостной новости о том, что обращение рассматривается. И так могло длиться на протяжении не одного месяца, что, наверное, больше раздражало потребителя. Наверное, с возможностями искусственного интеллекта это все-таки превратится в более или менее адекватное общение, потому рассмотрение обращений – это большие трудозатраты. Тем не менее площадки и магазины обязательно должны будут отвечать по существу и в установленные законодательством сроки», – пояснила начальник управления.
Владелец пункта выдачи заказов также обязан довести до сведения покупателя в доступном для обзора месте и удобной для покупателя форме полное наименование и местонахождение владельца, то есть юридический адрес, а если индивидуальный предприниматель, то место жительства, фамилию, имя, отчество. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы и название интернет-ресурсов, продавца и интернет-площадок, с которыми работает пункт выдачи заказов. Владелец также обязан оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
«Тоже были жалобы потребителей на то, что невозможно найти информацию о том, кому принадлежит эта точка и вообще с кем решать проблему. А сотрудники часто говорили, что они не в курсе, они не знают и так далее», – привела пример Инна Гаврильчик.
По информации БЕЛТА
Заседание экспертной группы по разработке проекта протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения состоялось в штаб-квартире Содружества Независимых Государств. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ.
В заседании участвовали представители Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Исполнительного комитета Содружества и Секретариата МПА СНГ.
Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения было принято в 1992 году и является основополагающим международным договором межгосударственного сотрудничества в области здравоохранения в рамках Содружества Независимых Государств. Практика применения соглашения в течение более 30 лет показала, что ряд его норм требует изменений и дополнений с учетом современных реалий и прогресса в развитии систем здравоохранения.
В ходе встречи эксперты рассмотрели замечания и предложения к проекту протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение, поступившие от ряда государств.
С учетом представленных поправок, которые составляют более половины текста действующего документа, эксперты пришли к пониманию о целесообразности разработки новой редакции соглашения и в целом согласовали его текст. Вместе с тем ряд положений проекта документа требует дополнительного обсуждения с учетом мнений государств – участников СНГ, которое было решено провести в четвертом квартале этого года.
По информации БЕЛТА
МНС информирует о том, что Советом Министров Республики Беларусь 25.07.2024 принято постановление № 537 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» (далее – постановление № 537) и 25.11.2024 постановление № 877 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 877).
Постановлениями № 537 и № 877 с 01.10.2025:
расширяется перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250;
Справочно: В указанный перечень включены 36 товарных позиций, в том числе молоко и молочные продукты, крупы, чай, кофе, макаронные изделия, отдельные виды бакалеи, обувь, пылесосы, утюги, телевизоры, электрический чайники, фены и другие.
из перечня товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, исключаются безалкогольные напитки, соки, мобильные телефоны и ноутбуки с одновременным их включением в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь