18.01.2023
С 1 января вступили в силу постановления Минфина по вопросам ведения бухучета
С 1 января 2023 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2022 г. № 64 «О бухгалтерском учете запасов» (далее – постановление № 64), которым утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы» (далее – Национальный стандарт), определяющий порядок признания запасов, их классификации, первоначальной и последующей учетной оценки, прекращения признания.
Постановлением № 64 также внесены изменения в следующие постановления Министерства финансов:
- от 22 апреля 2011 г. № 23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов» ‒ в части упрощения документального оформления приема-передачи инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструментов, специальной оснастки (специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования);
- от 29 июня 2011 г. № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» ‒ в части приведения в соответствие с Национальным стандартом порядка применения отдельных счетов бухгалтерского учета и корреспонденции счетов;
- от 12 декабря 2016 г. № 104 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», внесении дополнения и изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 46 и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111 и отдельных структурных элементов некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь», от 6 марта 2018 г. № 16 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)» и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь» ‒ в части приведения в соответствие с Национальным стандартом терминологии, определения условной оценки, чистой стоимости реализации токенов.
Постановлением № 64 признается утратившим силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
С 1 января 2023 г. также вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2022 г. № 61 «О бухгалтерском учете курсовых разниц» (далее ‒ постановление № 61).
Постановлением № 61 утверждается Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», в котором определен порядок отражения в бухгалтерском учете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте (далее – иностранная валюта), активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов, а также курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости монетарных активов и монетарных обязательств в белорусские рубли по официальному курсу на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату, в организациях (за исключением Национального банка, банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций).
Постановлением № 61 признаются утратившими силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 октября 2014 г. № 69 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» и постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 августа 2017 г. № 23 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета курсовых разниц».
По сообщению
официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь
Меняется ли что-то в соцстандартах в области транспорта? Поинтересовались в Минтрансе
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент
БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации
БЕЛТА
Какие задачи вошли в программу деятельности Правительства на 2025–2029 годы
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин подписал постановление «Об утверждении программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2025–2029 годы», сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
Программа состоит из трех разделов. Первый – повышение устойчивости экономики. Основные задачи – сокращение (ликвидация) субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг и транспорта, введение дифференцированной оплаты за сверхпотребление коммунальных услуг, обеспечение долговой устойчивости (поэтапное снижение долговой нагрузки), создание благоприятных условий для инвестирования и улучшение бизнес-среды.
Второй раздел – приоритетные направления социально-экономической политики. В направлении развития человеческого потенциала основными задами стали пересмотр системы поддержки семей (акцент на ее адресность), сохранение и укрепление репродуктивного здоровья (две бесплатные попытки ЭКО), модернизация системы образования, повышение доступности и качества здравоохранения. В направлении новых стандартов качества жизни – обеспечение населения доступным арендным жильем (в том числе его выкуп), улучшение транспортного сообщения между регионами, реновация территорий населенных пунктов. Для развития сферы услуг правительство будет заниматься укреплением сферы туризма (создание 70 региональных туристических информационных центров, переформатирование гостиниц и санаториев под мировые требования), повышением качества бытового обслуживания, продвижением товаров отечественного производства. В направлении цифровизации основные задачи – развитие цифрового государства, создание и использование программного обеспечения. Для технологической самодостаточности перед Правительством стоят задачи по обеспечению опережающего развития производств с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичных видов деятельности, повышению уровня локализации промышленной продукции.
Кроме того, в направлении «уникальность каждого региона» основными задачами стали – развитие внутриобластных агломераций и городов-спутников, расширение применения технологий точного земледелия, а в направлении «экология и рациональное природопользование» – цифровая трансформация лесного хозяйства, обеспечение безопасности ядерных отходов, развитие системы обращения с отходами, расширение сферы применения вторичных материальных ресурсов.
Третий раздел – развитие экспортного потенциала. Основные задачи здесь – качественный рост и диверсификация экспорта, финансовая и нефинансовая поддержка экспортеров.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
7 мая программа деятельности Правительства на 2025–2029 годы одобрена Палатой представителей.
По информации
БЕЛТА
Правительство одобрило создание совместного комитета по сотрудничеству и инвестициям Беларуси и Омана
Совет Министров одобрил проект соглашения между Правительством Республики Беларусь и правительством Султаната Оман об учреждении совместного комитета по сотрудничеству и инвестициям в качестве основы для проведения переговоров. Это предусмотрено постановлением Совмина от 7 мая 2025 г. № 251, сообщает
БЕЛТА.
Министерство иностранных дел уполномочено на проведение переговоров по проекту соглашения. Ведомству разрешено при необходимости вносить в документ изменения, не имеющие принципиального характера. При достижении договоренности в пределах одобренного проекта МИД уполномочен подписать его.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
По информации
БЕЛТА
Минфин: увеличения тарифов с вступлением в силу Указа «О страховании» не произошло
Увеличения страховых тарифов по договорам обязательного страхования ответственности водителей транспортных средств с вступлением в силу с 23 апреля Указа № 108 «О страховании» не произошло. Об этом заявил на заседании круглого стола в пресс-центре
БЕЛТА начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Беларуси Сергей Осенко.
Нововведение касается перевода сумм, в пределах которых страховая компания обязана произвести страховую выплату за вред, причиненный в ДТП, в национальные денежные единицы.
«С принятием Указа тарификация исчисляется не в евро, а в базовых величинах, – пояснил специалист. – Увеличения страховых тарифов не произошло. Они были пересчитаны исходя из курса иностранной валюты и величины базовой ставки на 1 января текущего года. То есть произведен технический перерасчет. При этом проанализировали статистику выплат в интересах граждан, пересмотрели лимиты ответственности в сторону увеличения».
Страховой тариф – это ставка страхового взноса, по которой рассчитывается плата за услуги страхования. Размер страхового взноса устанавливается дифференцировано в зависимости от типа транспортного средства, его технических характеристик, сроков страхования и страховых рисков. Учитывается размер базовой величины, установленный на момент заключения договора страхования.
По информации
БЕЛТА
БЖД и Белкоопсоюз могут покупать технику определенных производителей в лизинг без уплаты аванса
Белорусская железная дорога и потребительские общества Белкоопсоюза могут покупать технику определенных производителей в лизинг без уплаты аванса. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 25 апреля 2025 г. № 238, сообщает
БЕЛТА.
Согласно документу, в 2025 году государственное объединение «Белорусская железная дорога» и организации, входящие в его состав, вправе приобретать грузовой железнодорожный подвижной состав, производимый Могилевским вагоностроительным заводом и Осиповичским заводом транспортного машиностроения, по договорам финансовой аренды (лизинга) у лизингодателей без уплаты авансового платежа.
Также потребительские общества, их союзы и созданные ими организации, входящие в систему Белорусского республиканского союза потребительских обществ, могут приобретать в лизинг без уплаты аванса современную технику и оборудование, производимые на территории Евразийского экономического союза.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
По информации
БЕЛТА