Более 60 обращений поступило на горячую линию КГК по вопросам нарушения природоохранного законодательства
В течение трех дней в Комитете государственного контроля работал телефон горячей линии по вопросам нарушения природоохранного законодательства. За это время поступило более 60 сообщений, которые касались свалок в лесах, на землях общего пользования, в самовольно разрабатываемых карьерах и на сельскохозяйственных землях.
Часть поступивших вопросов была связана со сбором и вывозом твердых бытовых отходов. Заявители сообщали об отсутствии контейнеров для крупногабаритных и строительных отходов, несвоевременном вывозе мусора.
Граждан беспокоит сброс канализационных стоков на рельеф местности, в водные объекты, а также вырубка деревьев и кустарников при строительстве объектов. Например, жители Ивьевского района Гродненской области рассказали о сливе канализационных стоков из деревень Жемыславль и Шаркути в реку Гавья. Житель Солигорского района Минской области обратился по вопросу размещения несанкционированной свалки отходов в водоохранной зоне Солигорского водохранилища.
Комитет госконтроля проведет анализ поступившей информации, по результатам которого будут приняты соответствующие меры реагирования.
По сообщению официального сайта Комитета государственного контроля Республики Беларусь
В Палате представителей состоялось заседание Постоянной комиссии по экологии и природопользованию. В центре внимания – проект Закона «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь», передает корреспондент БЕЛТА.
Проект закона разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса Республики Беларусь. Комплексная переработка кодекса также проводится в целях приведения его в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров от 22 февраля 2022 г.
«Назрела необходимость комплексной переработки данного нормативного правового акта, – отметил заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Галанов. – Мы анализируем обращения в адрес Министерства природных ресурсов, в адрес других государственных органов, общаемся c непосредственными водопользователями, субъектами хозяйствования. То есть уже наработана довольно серьезная, объемная база данных. Ничьих интересов мы новым кодексом не ущемляем. Немного упрощается работа, исключаются три административные процедуры, которые выполнялись территориальными органами Минприроды, облисполкомами, предприятиями, входящими в систему Минприроды. Возникла необходимость ввести одну новую административную процедуру, касающуюся выдачи разрешения на работы на водных объектах по добыче топляковой древесины. Это предложение возникло в реальном секторе экономики. И такие предложения часто поступали в Минприроды из местных органов власти».
Дополнительно усиливается возможность передачи водных объектов. «Не только как ранее – для целей любительского и промышленного рыбоводства, но и с целью рекреации, спорта, туризма. И дополнительно здесь же возникнут обязательства арендатора по поддержанию данного водного объекта и наведению на нем должного порядка», – подчеркнул замминистра.
«Беларусь называют страной голубых озер. У нас очень большое количество водных объектов – более 10 тыс. И задача государства – максимально их сохранить. Во-первых, урегулировать процессы водопользования и рационального использования такого ресурса, как вода. С другой стороны, мы должны рационально вовлечь их в хозяйственное использование», – дополнил Виктор Галанов.
По информации БЕЛТА
Первый заместитель Председателя Комитета госконтроля Беларуси Дмитрий Баско принял участие в панельной сессии на тему «Взгляд в будущее государственного аудита: приоритеты в развитии», которая прошла сегодня на полях XXVIII Петербургского международного экономического форума, сообщает БЕЛТА.
Дмитрий Баско рассказал о внедрении современных технологий в контрольную деятельность. По его словам, в условиях стремительного роста информационных потоков важнейшей задачей становится модернизация информационных ресурсов и выработка подходов к осуществлению контрольной деятельности с их эффективным задействованием цифровых технологий.
Комитет госконтроля имеет доступ к самым передовым имеющимся в стране информационным системам и базам данных, аккумулирующим сведения, используемые контролерами при планировании и осуществлении контрольно-аналитической деятельности. «Это и анализ исполнения бюджета, формирование комплексного портрета субъекта хозяйствования, включая его налоговую дисциплину и другие. Интеграция с различными системами позволяет осуществлять целевой контроль в таких областях, как государственные закупки, транспортный и лесохозяйственный комплексы, многие другие», – отметил первый заместитель Председателя КГК.
На протяжении последних лет Комитет госконтроля активно внедряет в работу собственные информационные ресурсы, включая современные инструменты обработки большого массива данных. Это – аналитические дашборды, алгоритмы финансового мониторинга, созданные на базе современных информационных платформ, различные иные системы визуализации, существенно повышающие прозрачность и качество аналитических выводов.
«Это позволяет нам довольно оперативно формировать оценку ситуации в той или иной отрасли экономики, видеть ее уязвимые места, фиксировать скрытые резервы повышения эффективности ее функционирования либо пресекать финансовые правонарушения. К примеру, только в рамках анализа сферы пассажирских перевозок, проведенного с использованием технологии Big Data, нами были зафиксированы миллионы рублей, недополучаемые государством, в том числе из-за несовершенства законодательства», – рассказал Дмитрий Баско.
Перспективное направление – использование нейросетевых технологий, включая как открытые, так и специализированные закрытые модели.
«При грамотном применении нейросетей можно в значительной степени автоматизировать множество процессов и сэкономить время на рутинных задачах. Однако вместе с большими возможностями «нейронок» имеются и определенные риски в этой сфере: потенциальные ошибки в работе моделей, вопросы безопасности данных, зависимость от качества обучающих выборок и необходимость постоянного контроля за корректностью выводов», – подчеркнул Дмитрий Баско.
Также он добавил, что аудиторы будущего должны обладать не только финансовыми и юридическими знаниями, но и компетенциями в области анализа данных и работы с интеллектуальными системами.
Мероприятие организовано Счетной палатой Российской Федерации. В панельной сессии в числе основных спикеров приняли участие представители высших органов финансового контроля (аудита) Беларуси, Египта, России, Саудовской Аравии, представители государственных органов Российской Федерации. XXVIII Петербургский международный экономический форум проходит 19–21 июня. В этом году его посетит более 20 тыс. гостей из 140 стран.
По информации БЕЛТА
В Указе «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» учтены интересы субъектов хозяйствования и проверяющих органов. Об этом заявил журналистам Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Последние изменения в законодательство о контрольной деятельности вносились 8 лет назад. Конечно, практика показала определенные шероховатости, которые надо было устранить. С 2020 года количество контрольных мероприятий уменьшилось в два раза. Акцент смещен в сторону профилактики. Но при этом есть жесткое требование Главы государства: все, что касается жизни и здоровья граждан, налогов и других серьезных нарушений, – ответственность должна быть та, которая предусмотрена законом», – сказал Василий Герасимов.
По его словам, мониторинги детально урегулированы новым указом. «Для того, чтобы мониторингами не подменяли проверки, – отметил Председатель КГК. – Что касается мероприятий технического характера, то если раньше правила устанавливал каждый орган, то сейчас такого не будет. Будут единые правила. При этом мы должны понимать, что мониторинги и мероприятия технического характера (а это проверки лифтов, оборудования, машин) занимают 96 % всех контрольных мероприятий. То есть этот пласт сейчас будет урегулирован. Есть и другие изменения. Например, сроки для устранения нарушений должны быть адекватные. К сожалению, были случаи, когда давали на устранение нарушений, где объективно требуется несколько недель, к примеру, два дня. Есть масса других технических правок, которые внесены Указом в контрольную деятельность».
«Это сбалансированный документ. Он готовился не только контролирующими (надзорными) органами, но в том числе учитывалось мнение субъектов хозяйствования. Поэтому то, что изменяется в плане мониторингов, мероприятий технического характера, для субъектов, конечно, лучше с точки зрения защиты их интересов. Но есть вещи, которые ужесточают требования. Ранее был мораторий на проверки субъектов в течение двух лет после образования предприятия. Сейчас, например, что касается ценообразования, если мы видим, что субъект систематически нарушает, то такие проверки будут возможны. Поэтому в данном случае учтены интересы всех», – резюмировал Василий Герасимов.
По информации БЕЛТА
Заседание Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по культуре, информации, туризму и спорту прошло 30 мая в Санкт-Петербурге. Об этом БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
Парламентариям рассказали о ходе работы над модельным законом о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Актуальность разработки связана с тем, что в последнее время значительно возросло влияние массовой культуры. Например, мультипликации, которая все чаще создается не только для детей, но и для взрослой аудитории – в сатирической или пародийной форме.
Кроме того, широкое распространение получили цифровые платформы, основанные на пользовательском контенте и другие. Такие площадки активно используются детьми, что ставит вопрос о защите их интересов и обеспечении соответствующего правового регулирования.
Также члены комиссии обсудили ход работы над проектом модельного закона об обеспечении государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах. Отмечалось, что проблемы охраны культурного наследия на водных объектах недостаточно отражены в законодательстве стран СНГ. Документ поможет предотвратить утрату культурных ценностей из-за хозяйственной деятельности; урегулировать отношения при проведении исследований и спасательных работ; установить ответственность за повреждение объектов; гармонизировать нормы разных отраслей права и стран СНГ. Таким образом, этот документ необходим для системного подхода к защите подводного и прибрежного культурного наследия в интересах текущего и будущих поколений.
Участники встречи обсудили проект новой редакции модельного закона «О меценатстве и благотворительной деятельности». На заседании предложено включить в перспективный план модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2026–2028 годы разработку модельного закона о туризме на особо охраняемых территориях. Эксперты также обсудили ход подготовки к международной конференции «Русский язык – основа интеграционного диалога в регионе Содружества Независимых Государств», которая пройдет 19 и 20 октября с участием членов комиссии.
Следующее заседание комиссии запланировано на октябрь-ноябрь 2025 года.
По информации БЕЛТА
Необходимо развивать инфраструктуру переработки отходов, заявила корреспонденту БЕЛТА председатель Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей Жанна Чернявская.
«Экологическая ситуация в стране, состояние окружающей среды – во многом зависит от того, как мы управляем отходами потребления и производства. К сожалению, с каждым годом количество отходов, образуемых человеком в процессе жизнедеятельности, растет. И совещание, проведенное Президентом Беларуси, – важный шаг на пути совершенствования системы управления отходами. И это зависит от каждого из нас, личного отношения к своей земле, придомовой территории, сбору и сортировке мусора, – отметила Жанна Чернявская. – Совершенно правильно сказано, что в целях повышения эффективности управления отходами, снижения объемов их образования и захоронения, необходимо решать задачи по развитию системы сбора, сортировки и обработки отходов, расширения сферы применения вторичных материальных ресурсов. Возможно формирование государственных промышленных парков экономики замкнутого цикла, интегрирующих предприятия, использующие отходы одной отрасли в качестве сырья для другой».
Необходимо развивать инфраструктуру переработки отходов, включая создание государственной цифровой платформы «Карта отходов», отражающей потоки отходов и вторичных материальных ресурсов, подчеркнула депутат. «И конечно, 100 % верно – должен быть один регулятор, который будет устанавливать, регулировать и контролировать правила игры, – отметила парламентарий. – В нашей стране есть достаточно хорошие наработки по переработке различных видов отходов – пластика, битумосодержащих и растительных отходов. Более того, умельцы в частном бизнесе разработали целые модули, которые помогают сортировать, мыть, перерабатывать многие виды вторресурсов. Почему бы не привлечь их в государственные проекты и использовать в работе по модернизации и установке необходимых модулей - линий на наших сортировочных и перерабатывающих предприятиях. Опять же, не нужно будет закупать втридорого китайское или итальянское оборудование».
«Нам есть над чем поработать и максимально обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот производственных и коммунальных отходов. А это позволит надолго сохранить в чистоте наши природные системы. Но в этом мы должны участвовать все, превращая отходы в доходы», – дополнила Жанна Чернявская.
По информации БЕЛТА