11.01.2023
Повышенный уровень социальных гарантий: какие возможности дает персонифицированный учет
В конце 2022 года Правительство приняло постановление № 945, которое внесло изменения в Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. С 1 января 2024 года расчет размера больничного будет делаться на основании данных персонифицированного учета. О том, что это даст гражданам, какие новые инструменты вскоре появятся для удобства пользователей в системе госсоцстрахования, а также насколько защищена информация, содержащаяся в индивидуальных лицевых счетах, мы узнали у Юлии Бердниковой – управляющего Фондом социальной защиты населения (ФСЗН) Министерства труда и социальной защиты.
– Юлия Николаевна, давайте объясним нашим читателям, что такое персонифицированный учет, для чего он нужен и что дает.
– Слово «персонифицированный» говорит само за себя – это значит индивидуальный, соотносящийся к конкретному человеку. В рамках государственного социального страхования на каждого гражданина, работающего на территории Беларуси, в ФСЗН открывается индивидуальный лицевой счет. Он содержит информацию о периодах работы человека, его ежемесячном заработке – то есть все те сведения, которые необходимы, чтобы в будущем при назначении ему пенсии рассчитать ее размер. Гражданин на руки получает свидетельство государственного социального страхования – зеленую карточку, которая является подтверждением того, что в ФСЗН на него открыт индивидуальный лицевой счет.
Информацию мы аккумулируем с 1 января 2003 года, когда был введен Закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Это значит, что именно с этого периода при достижении пенсионного возраста гражданам не нужно подтверждать свой стаж работы и заработок на бумаге посредством справки либо представления трудовой книжки. Сведения напрямую (без участия будущего пенсионера) запрашивают у нас и получают органы по труду, занятости и соцзащиты, которые назначают пенсии. Мы взаимодействуем по принципу «госорган-госорган» и передаем в электронном виде необходимую информацию.
Отмечу, что система персонифицированного учета уникальна. Она единственная в Беларуси вот уже 20 лет ведет учет персонифицированной информации о каждом человеке, осуществляющем трудовую деятельность. И благодаря этому учету каждый гражданин становится активным созидателем своего пенсионного будущего.
– Сколько уже открыто индивидуальных лицевых счетов?
– По состоянию на 1 января 2023 года – 8,3 миллиона. То есть столько граждан с 1 января 2003-го осуществляли хотя бы один день свою трудовую или иную деятельность и на них были представлены сведения в фонд.
Конечно, эта цифра включает в себя и лицевые счета граждан, которые уже умерли, которые оформили себе пенсию и не работают, но данные на их лицевых счетах могут быть востребованы в случаях, предусмотренных законодательством. Например, при назначении пенсии по потере кормильца.
В свою очередь на 1 января этого года в течение 2022-го сведениями пополнялось 4,5 миллиона лицевых счетов. То есть столько граждан осуществляли трудовую деятельность в течение года и, соответственно, в ФСЗН на них поступали сведения.
– Как трансформировалась система персонифицированного учета и как совершенствуется?
– Естественно, мы не стоим на месте. Как я уже обозначила, этот ресурс – один из самых взрослых и емких в стране в части наполнения информацией, характеризующей деятельность гражданина.
С 2019 по 2021 год мы существенно расширили данные, которые накапливаем. Если ранее основой были сведения, которые необходимы для пенсионного обеспечения, то теперь мы формируем полноценную базу данных, характеризующих всю трудовую деятельность человека. То есть ФСЗН получает данные не только о дате приема и дате увольнения, но также по какой профессии и в какой должности он работает, в каком структурном подразделении. При приеме на работу мы также видим номер и дату приказа о приеме на работу, при увольнении – номер и дату приказа об увольнении. Учитываются сведения о присвоении класса, разряда, квалификационной категории, виде заключенного трудового договора, об основании увольнения и многие другие.
Сегодня уже более 53 процентов из 4,5 миллиона активных лицевых счетов содержат в том числе и такие расширенные данные, характеризующие трудовую деятельность человека. Благодаря этому инструменту мы можем анализировать состояние трудовых ресурсов Беларуси.
Еще один шаг на пути совершенствования системы – с 1 января 2024 года фондом будет централизованно рассчитываться среднедневной заработок для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, а также продолжительность уплаты обязательных страховых взносов на социальное страхование для обеспечения на основании данных параметров расчета размера таких пособий. Указанные сведения будут рассчитываться на основании данных персонифицированного учета. Это сделано для того, чтобы более справедливо назначать такие пособия – возмещать утраченный заработок в связи с нетрудоспособностью, а также снизить количество ошибок, допускаемых бухгалтерскими службами. Поясню на одном из примеров. Сейчас больничные назначаются непосредственно по каждому месту работы. Если у человека одно место работы, то при определении размера пособия учитывается его заработок только на этом месте работы. Если их несколько, то он подтверждает свою нетрудоспособность по всем местам работы и там ему рассчитывается пособие. Со следующего года пособие будет назначаться по основному месту работы, но с учетом заработка по остальным местам работы в расчетном периоде. Также расширяется расчетный период. Сегодня это шесть месяцев, будет 1,5 года. Помимо этого, постановлением № 945 предусмотрен и ряд других изменений, позволяющих повысить уровень социальных гарантий гражданам при оплате больничных – минимальный размер больничных теперь будет рассчитываться из размера минимальной заработной платы, также увеличится размер больничных для граждан, работающих 10 и более лет: с первого дня работы он составит 100 процентов утраченного заработка.
– ФСЗН получает огромный объем индивидуальной информации о каждом работающем гражданине. Как эти данные защищены?
– Не стоит беспокоиться по этому поводу, сведения в серьезных руках. У государственного информационного ресурса есть дублирующая база. Две базы данных – основная и дублирующая – еще раз дублируются в хранилище. То есть существуют как минимум четыре точки хранения данных. Это раз. Во-вторых, наш ресурс находится в Республиканском центре обработки данных. Этот центр аттестован по необходимым уровням международной квалификации защиты информации. В-третьих, все каналы связи между плательщиком – организацией, которая нам подает сведения, и нами, фондом, шифруются. Словом, созданы все необходимые условия в части информационной безопасности и сохранности сведений.
– Можно ли получить информацию со своего индивидуального лицевого счета и что для этого нужно?
– Мы всячески способствуем тому, чтобы каждый гражданин имел возможность контролировать свои сведения самостоятельно. Потому что лучший контролер лицевого счета – это владелец этого лицевого счета.
Традиционный способ – это прийти в любой территориальный орган фонда с документом, удостоверяющим личность, с зеленой карточкой, заполнить заявление и получить выписку из своего лицевого счета на бумаге. В прошлом году этим способом воспользовались около 35 тысяч человек.
Также с 2016 года существует электронный способ получения сведений – через Единый портал электронных услуг. Единственное условие – у гражданина должна быть электронная цифровая подпись. В 2022-м на основе такого цифрового способа получения сведений оказано более 5,2 миллиона электронных услуг. Человек мог воспользоваться электронными услугами как самостоятельно, так и путем предоставления своего письменного согласия третьим лицам, например банку, на получение в отношении него сведений из информационного ресурса фонда.
– Недавно вы анонсировали разработку мобильного приложения. Когда оно будет доступно для скачивания?
– Уже завершаем его тестирование и вскоре планируем презентовать пользователям. Согласитесь, мобильное приложение – это такой инструмент, который всегда под рукой. Поэтому ФСЗН и решил сделать шаг навстречу каждому работающему гражданину, чтобы информация, содержащаяся в его индивидуальном лицевом счете, была для него доступна в любой момент.
С помощью приложения человек сможет посмотреть сведения о своей трудовой деятельности за 20 лет, а за последние 3 года – расширенные данные, в том числе характеризующие его трудовую деятельность. Сможет выслать их себе на электронную почту либо, если собирается на собеседование, переслать потенциальному работодателю.
Пользователь получит сведения об уплате обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН – то есть ту информацию, которая значима для назначения пенсии. С 2013 года мы начали учитывать в лицевых листах не только начисленные обязательные страховые взносы, но и уплаченные. Решили открыть эти данные, чтобы граждане лично следили, все ли в порядке с формированием их как социальных, так и пенсионных прав.
Мы также автоматизировали расчет страхового стажа. Эти сведения наиболее часто интересуют наших граждан. Можно будет увидеть, сколько уже сформировано лет, месяцев и дней для страхового стажа для будущей пенсии. Напомню, что этот расчет выполняется за период с 1 января 2003 года – даты начала ведения персонифицированного учета.
Безусловно, в течение года исходя из потребностей и интересов граждан функционал мобильного приложения фонда будет наращиваться.
Юлия Статкевич, «
Рэспубліка», 11 января 2022 г.
Узнали, за счет чего субъекты малого и среднего предпринимательства увеличат вклад в экономику
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 12 июля 2025 г.
Минтруда: доступная среда – необходимый аспект социальной интеграции и активной жизни инвалидов
Доступная среда – необходимый аспект социальной интеграции и активной жизни инвалидов. Таким мнением в пресс-центре
БЕЛТА поделилась начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Виктория Гречиха.
Виктория Гречиха подчеркнула, что проблемы людей с инвалидностью находятся в постоянном поле внимания государства. «Ключевая цель – интегрировать людей с инвалидностью в общество. Необходимый аспект их социальной интеграции и активной жизни – независимый образ жизни. Инклюзия начинается прежде всего с доступной среды», – отметила она.
Работа по созданию доступной среды ведется с 2007 года. «Ратифицировав в 2016 году Конвенцию о правах инвалидов, наша страна взяла на себя обязательства по созданию для людей с инвалидностью условий, равных со всеми. Ведется планомерная работа по воплощению положений этого документа в жизнь. Ежегодно утверждается национальный план действий по реализации и мероприятия, закрепленные в нем, предусматривают работу по совершенствованию законодательства, принятию организационных мер по обеспечению реализации прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности», – рассказала Виктория Гречиха.
Создание условий для инвалидов невозможно без их непосредственного участия. В стране также существует Республиканский межведомственный совет по правам инвалидов, полноправными участниками которого являются председатели общественных объединений инвалидов, поднимающие проблемные вопросы для рассмотрения на совете. «С 2020 года аналогичные советы созданы во всех регионах, и в их составы в обязательном порядке включены представители общественных объединений инвалидов. Создание доступной среды на местах также входит в круг рассматриваемых на советах вопросов», – отметила начальник управления.
Многие из поднимаемых вопросов были учтены в обновленном в 2023 году Законе о правах инвалидов и их социальной интеграции. «Новации закона охватили различные аспекты жизнедеятельности инвалидов. В нем закреплены основополагающие направления конвенции – это в первую очередь обеспечение равенства прав инвалидов и защита от дискриминации по признаку инвалидности, создание условий для интеграции инвалидов во все сферы жизнедеятельности общества, включая расширение доступности для инвалидов среды обитания, услуг и информации. Также закон охватывает получение образования, реализацию права на труд, уважения к правам, свободам и достоинству инвалидов. Отдельные положения закона направлены на организацию окружающего пространства, чтобы люди с инвалидностью могли беспрепятственно получать доступ к услугам, объектам и информации, а также свободно перемещаться по выбранному маршруту», – поделилась Виктория Гречиха.
Касательно результатов она отметила, что на данный момент около 65 % общественного транспорта в Беларуси уже адаптировано для людей с инвалидностью и физически ослабленных лиц. А к 2030 году в Беларуси планируется создать доступную среду на 41 тыс. объектов. И это только часть результатов.
По информации
БЕЛТА
Обновленный портал социальной защиты населения начнет работать в Беларуси с 15 июля
Обновленный портал социальной защиты населения начнет работать в Беларуси с 15 июля. Об этом в пресс-центре
БЕЛТА рассказала начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Виктория Гречиха.
На обновленном портале будет представлена, в частности, расширенная информация о доступности объектов, в том числе по функциональным зонам. По сути, это будет единый интернет-ресурс со всей информацией об услугах и процедурах социальной сферы.
Виктория Гречиха напомнила, что получение общедоступной информации – это одна из составляющих создания доступной среды. «Сегодня широко представлены способы получения инвалидами информации через телевизионные и печатные средства массовой информации, через официальные сайты государственных органов и организаций, а также с использованием переводчиков жестового языка, субтитров, рельефно-точечного шрифта Брайля, тактильной рельефной графики и адаптации сайтов», – рассказала она. Работники организаций, предоставляющих услуги населению, оказывают ситуационную помощь инвалидам при предоставлении им услуг. «Цель – создать условия для независимого образа жизни инвалидов, повысить их мобильность, возможность поддерживать социальные связи и вести активный образ жизни», – отметила начальник управления.
С 1 января текущего года начала работать карта доступности объектов социальной инфраструктуры. «В процессе ведения этой базы данных поставщики информации постоянно вносят и актуализируют сведения об элементах доступной среды, которыми обустроены их объекты. Далее эти сведения передаются Национальному кадастровому агентству для их последующего размещения на публичной кадастровой карте, доступной для всех граждан. Сейчас там порядка 50 тыс. объектов», – рассказала она. При этом карта полезна не только для людей с инвалидностью, но и для любого человека: мам с детьми, пожилых или ослабленных людей. На карте полностью доступные объекты обозначаются кружками зеленого цвета, а частично доступные – желтого.
С целью привлечения внимания широкой общественности к необходимости решения социальных проблем людей с инвалидностью и повышения качества их жизни осуществляется трансляция телерадиопередач и сюжетов, посвященных проблемам инвалидов и направленных на формирование позитивного отношения общества к ним. «В том числе с участием общественных объединений инвалидов разрабатывается социальная реклама. Мы уже более пяти лет занимаемся разработкой социальной рекламы по доступной среде», – добавила Виктория Гречиха.
По информации
БЕЛТА
Вступили в силу изменения в квалификационных требованиях! Объясняем, кого это затронет
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 мая 2025 г. № 41 «Об изменении постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
Постановлением внесены изменения в тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих:
-
аппаратчик получения технического углерода 4-го разряда (содержится в разделе «Производство технического углерода» выпуска 31 ЕТКС), в части дополнения разделов «Характеристика работ» и «Должен знать» оборудованием, работающим под избыточным давлением, газоиспользующего оборудования, входящего в технологическую установку;
-
аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции 4-го разряда (содержится в выпуске 24 ЕТКС «Общие профессии химических производств») в части дополнения раздела «Характеристика работ» сосудами, работающими под избыточным давлением, раздела «Примеры работ» – производством технического углерода;
-
накладчик на печатных машинах 1-го, 2-го разрядов (содержится в разделе «Печатные процессы» выпуска 55 ЕТКС), в части дополнения раздела «Характеристика работ» работами по использованию 3-D принтера и другого печатающего оборудования, раздела «Должен знать» соответствующими знаниями.
Данные изменения внесены в тарифно-квалификационные характеристики в связи с освоением в производстве новых технологий, видов продукции, приобретением современного оборудования, ранее не используемого в деятельности организаций.
Одновременно изложены в новой редакции перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных выпусками 24, 31 и 55 ЕТКС, с указанием их наименований по ранее действовавшим выпускам ЕТКС и перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных ранее действовавшими выпусками ЕТКС, с указанием измененных наименований профессий, разделов и номеров выпусков, включенных в 24, 31 и 55 выпуски ЕТКС.
Постановление вступает в силу с 9 июля 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Председатель правления БУТБ – о перспективах развития биржевой торговли в ЕАЭС
Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы его формирования в странах ЕАЭС. Для ее реализации разработана программа. Эксперты отмечают, что общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. Общий рынок также позволит расширять использование собственных валют для расчетов.
В целом сумма биржевых сделок предприятий Беларуси с субъектами хозяйствования других стран – участниц Евразийского экономического союза в январе – мае 2025 года превысила 408 млн долларов, что на 10 процентов больше прошлогоднего показателя за тот же период. При этом удельный вес экспорта белорусской продукции в общем объеме биржевого товарооборота составил 85 процентов. В результате положительное сальдо биржевой торговли Беларуси со странами ЕАЭС достигло 287 млн долларов.
О перспективах развития биржевой торговли в ЕАЭС поговорили с председателем правления Белорусской универсальной товарной биржи Александром Осмоловским.
Общие принципы
– Александр Григорьевич, евразийская экономическая интеграция, в том числе в сфере биржевой торговли, сейчас в центре внимания. Какие инструменты в свете этого готова предложить Белорусская универсальная товарная биржа и как, на ваш взгляд, будет создаваться общее биржевое пространство ЕАЭС? Если не ошибаюсь, эти вопросы совсем недавно обсуждались в Минске на Международном биржевом форуме.
– Да, вы совершенно правы: интеграционное движение в рамках ЕАЭС набирает обороты, причем не на словах, а на деле. Как известно, есть концепция формирования общего рынка ЕАЭС, утвержденная главами правительств стран союза, а для ее реализации разработана соответствующая программа, которая включает в себя план конкретных мероприятий со сроками их реализации. Ну а Белорусская универсальная товарная биржа выступает здесь как один из операторов цифровой инфраструктуры, на базе которой будет осуществляться торговля на союзном рынке.
Насчет вашего вопроса об инструментах могу сказать, что биржевой механизм, несомненно, играет существенную роль в развитии торговли на просторах ЕАЭС.
В первую очередь это прозрачность и открытость. Биржевая торговля предполагает публичность, что сводит к минимуму возможности для манипуляций и создает условия для справедливого рыночного ценообразования, отражающего реальное соотношение спроса и предложения. Открытости способствует и доступность информации, поскольку биржа предоставляет всем участникам равный доступ к данным о ценах, объемах торгов, условиях поставки и других важных параметрах.
Следующий ключевой аспект – стандартизация и унификация. Ведь предметами биржевых сделок в большинстве случаев являются стандартизированные товары, что делает процесс сравнения предложений от разных поставщиков более удобным и облегчает доступ к рынкам для новых участников. В свою очередь, унификация биржевых торговых процедур обеспечивает применение на всем пространстве ЕАЭС единых правил и схем торговли. За счет этого сокращаются транзакционные издержки и упрощается взаимодействие между участниками из разных стран.
Кроме того, биржевая торговля сокращает финансовые и временные затраты, связанные с выходом на перспективные рынки сбыта и закупок. Это особенно актуально для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые зачастую не имеют собственной товаропроводящей сети за рубежом. В результате усиливается конкуренция и повышается эффективность функционирования рынков.
Также нельзя не упомянуть хеджирование рисков, так как применение биржевых инструментов позволяет участникам внешнеторговых операций страховать ценовые риски, нивелируя негативные последствия волатильности на мировом рынке.
– А каковы преимущества общего биржевого рынка ЕАЭС?
– Создание общего биржевого рынка на просторах ЕАЭС, несомненно, даст странам-участницам целый ряд преимуществ. Перечислю основные из них. В частности, будут сняты все барьеры во взаимной торговле, а взаимодействие между поставщиками и покупателями будет осуществляться по единым правилам, тем самым способствуя формированию справедливых цен. Кроме того, в условиях общего рынка активизируется движение товаров, а также существенно расширятся возможности использования национальных валют при расчетах по трансграничным сделкам. Помимо того, как уже отмечалось, важным моментом является развитие и стимулирование конкуренции, которая положительно скажется на качестве товаров и их стоимости для конечных потребителей.
– С какими странами ЕАЭС на сегодня выстроено наиболее тесное сотрудничество?
– Пожалуй, лучше меня на данный вопрос ответят цифры. Так вот, на сегодняшний день на бирже аккредитованы почти пять тысяч компаний из четырех стран ЕАЭС: Армении, Казахстана, Кыргызстана и России. Это плюс 390 новых участников торгов по сравнению с началом года. Особенно широко у нас представлена Российская Федерация с более чем 4600 участниками. Соответственно, именно на эту страну приходится львиная доля биржевых сделок с государствами союза.
В целом объемы биржевой торговли в рамках ЕАЭС демонстрируют положительную динамику. В частности, биржевой товарооборот Беларуси с Арменией по итогам 1-го полугодия вырос в 1,6 раза, с Казахстаном – на 33 процента, с Кыргызстаном – в 2,6 раза, а с Россией – на 20 процентов
Как видите, со всеми странами нам удалось достичь более высоких показателей взаимной торговли, что свидетельствует о заинтересованности наших зарубежных партнеров в развитии биржевого вектора сотрудничества.
Обоюдный трек
– И в продолжение союзного вектора: на прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме БУТБ и Петербургская биржа заключили соглашение о сотрудничестве. Какова основная цель документа?
– Стратегическая цель сотрудничества БУТБ и Петербургской биржи – создание эффективного механизма взаимодействия между элементами биржевой инфраструктуры, который бы отвечал интересам субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС и стимулировал их участвовать в биржевых торгах.
Соглашение предусматривает взаимодействие между нашими биржами по обмену информацией о востребованных товарных позициях и совместное совершенствование условий межгосударственной биржевой торговли в интересах участников биржевых торгов, которые получат взаимный доступ к товарам, обращающимся на рынках двух стран.
Помимо этого, мы планируем объединить усилия по разработке новых биржевых продуктов, учитывающих особенности трансграничной торговли и механизмы клиринга, а также содействовать концентрации взаимных экспортно-импортных операций с товарами, имеющими значительный биржевой потенциал, в том числе в рамках реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
– Недавно стало известно, что Белорусская универсальная товарная биржа примет участие в создании нового международного биржевого объединения. Что дает нашей стране участие в этой организации и какие страны войдут в ее состав?
– Да, действительно, БУТБ присоединилась к декларации о создании Международной ассоциации товарных и фьючерсных бирж. На начальном этапе ассоциация объединит биржевые платформы Беларуси, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, России и Узбекистана. Ну а цель данного интеграционного проекта – предоставить товарным и фьючерсным биржам стран ЕАЭС+, ШОС и БРИКС+ удобную площадку для взаимодействия. Это позволит проводить скоординированную политику по развитию организованных товарных рынков в соответствии с лучшими мировыми практиками. В частности, особое внимание планируется уделять трансграничной биржевой торговле, а также реализации проекта по созданию международного ценового агентства, на базе которого будет сформирована система справедливых и независимых ценовых индикаторов на ключевые товары.
Для участников биржевых торгов из Республики Беларусь это, безусловно, открывает новые возможности. Устранение торговых барьеров, упрощенный доступ к перспективным рынкам, расширение круга деловых партнеров, дополнительные торговые и маркетинговые инструменты – вот что получат наши клиенты благодаря созданию нового межбиржевого объединения.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 8 июля 2025 г.