Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в Минтруда
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.

В ведомстве пояснили, что изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, установление или отмена дистанционной работы и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Трудовым кодексом (ТК). В то же время изменение последовательности чередования работников по сменам не является изменением существенных условий труда.
В случае существенных изменений условий труда наниматель обязан предупредить работника об этом письменно не позднее чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
В Минтруда также представили алгоритм изменения существенных условий труда работников. Необходимо наличие оснований для изменения этих условий. Кроме того, наниматель обязан письменно предупредить работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за один месяц до введения новых условий. Работник продолжает работать по прежней профессии или должности в период уведомления и до введения новых условий, если он не отказывается от продолжения работы.
В случае отказа работников от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда увольнение работников происходит на основании п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. В то же время работодатель должен выплатить при увольнении выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом в случае прекращения трудового договора по основанию, указанному в п. 5 ч. 2 ст. 35 (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) ТК, по причине установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.
По информации
БЕЛТА
Александр Турчин: прогнозные параметры развития страны на 2026 год сверхнапряженные
Премьер-министр Александр Турчин считает задачу по выполнению важнейших прогнозных параметров развития страны на 2026 год сверхнапряженной. Об этом он заявил журналистам, комментируя утвержденные Президентом Беларуси Александром Лукашенко 3 ноября документы, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Когда мы начинали разрабатывать прогнозные документы, эти параметры были, скажем так, умеренно напряженными. Сегодня эти параметры выглядят сверхнапряженно», – сказал руководитель Правительства. Он объяснил это тем, что ситуация в стране и на внешнем контуре очень динамично меняется. «И, конечно, те параметры, которые утверждены Президентом, очень напряженные. Для того чтобы их выполнить, потребуется слаженная работа всех заинтересованных в нашей стране, начиная от руководителей предприятий и заканчивая государственным аппаратом», – обратил внимание Премьер-министр.
В то же время Правительство, по его словам, благодарно Главе государства за то, что он поддержал предложения по ключевым показателям социально-экономического развития страны. «Документы подписаны в том виде, в котором их вносило Правительство», – сказал Александр Турчин, добавив, что этому предшествовала огромная подготовительная работа. Она включала согласование всех цифр с заинтересованными структурами – не только членами Правительства, но и госорганами, КГК, а также обеими палатами Ппарламента. «Поверьте, что цифры, которые мы предлагаем Президенту, выверены. Но я еще раз хочу сказать, в сегодняшних реалиях они выглядят весьма и весьма напряженно», – заявил Премьер-министр.
Он обратил внимание, что в развитие утвержденных Президентом важнейших прогнозных параметров правительство готовит еще целый ряд нормативных правовых актов, которые «должны позволить, не раскачиваясь, уже с 1 января 2026 года, приступить к реализации намеченных планов».
Как сообщалось, Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год. Основополагающая цель – обеспечение устойчивости экономики и повышение благосостояния населения.
Рост валового внутреннего продукта определен на уровне 102,8 % к уровню 2025 года, чему будут способствовать наращивание инвестиций в основной капитал, опережающий рост экспорта товаров и услуг и стимулирующий рост доходов населения.
Соответствующие прогнозные параметры также устанавливаются указом. Планируется, что на инвестиционные цели в следующем году за счет всех источников финансирования будет направлено на 3,1 % больше, чем в текущем году. Экспорт товаров и услуг увеличится на 3,7 % с преимущественным наращиванием его физических объемов. Для этого намечено расширение сотрудничества с опорными точками в странах дальней дуги и восстановление присутствия на традиционных рынках сбыта стран СНГ.
Целенаправленная работа над качественным развитием и расширение экспортного потенциала позволит обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,8 %.
Для Национального банка и Правительства устанавливается целевая задача по ограничению инфляции на уровне, не превышающем 7 %.
Указом устанавливается требование по утверждению правительством плана социально-экономического развития на 2026 год, который выступит инструментом достижения обозначенных ориентиров.
Перед утверждением всех ключевых параметров они детально обсуждались на совещании у Президента 16 октября этого года. «В отношении прогнозных показателей на 2026 год: нужен реалистичный, но напряженный сценарий», – подчеркнул тогда Глава государства.
Александр Лукашенко не исключил того, что кто-то может предложить темпы выше оценочного роста в 2,8 %. «Кто-то предложит 3–3,5 % – пожалуйста. Где, за счет чего и как сам впряжется в повышение этой динамики. Если кто-то ниже – пусть объяснит, как это будет воспринято нашим обществом и как будет жить Беларусь. А не просто встать и сказать: «Вот, сейчас мало планируем, надо больше». За счет чего?» – обозначил подход Глава государства.
Он констатировал, что российская экономика сжимается, и вообще не учитывать эту ситуацию нельзя, ведь около 67 % экспорта и 56 % импорта приходится на Россию. «Значит, тем более нам нужны подробные оцифрованные товарные планы (матрицы): что и в каких объемах производим, куда продаем и сколько валюты привезем в страну», – отметил Глава государства.
По информации
БЕЛТА
На первом месте – человек. Глава Нацбанка о ключевых приоритетах программы соцэкономразвития до 2030 года
Председатель Правления Национального банка и руководитель рабочей группы по доработке проекта программы социально-экономического развития до 2030 года Роман Головченко рассказал в эфире телеканала
«Беларусь 1» о ключевых приоритетах программы соцэкономразвития до 2030 года, сообщает
БЕЛТА.
«Одна из самых сложных задач в любом прогнозировании – сделать так, чтобы программа была вертикализирована, или, как говорят, каскадирована, чтобы верхнеуровневые приоритеты раскрывались через задачи, цели и механизмы их реализации и завершались системой оценки достижимости того или иного параметра. Здесь на первое место мы все-таки ставим человека. Это, во-первых, улучшение демографической ситуации, которая является серьезным вызовом для экономики. Второе направление – развитие человеческого потенциала», – отметил Роман Головченко.
Демографический блок связан со здоровьем населения, рождаемостью, планированием. «Поддержка семей с детьми, на наш взгляд, должна играть ключевую роль. Потому что главная наша ценность – это трудовые ресурсы. Перелом складывающихся негативных демографических тенденций, на наш взгляд, должен стать одной из ключевых задач», – подчеркнул глава Нацбанка.
Мир вокруг очень быстро меняется, и новые технологии появляются крайне быстро, обратил внимание он. «Взять тот же самый искусственный интеллект, насколько быстро он развивается и насколько быстрыми темпами развивается цифровая экономика и ее вклад в общеэкономическое развитие. Все это невозможно делать без подготовки человека не только к жизни, но и к работе в этом мире. Поэтому фокус на практико-ориентированное образование, повышение профессиональной компоненты в образовании тоже очень важен. Об этом говорили многие члены рабочей группы. Модернизация нашей системы образования тоже заложена в программе», – поделился Роман Головченко.
Руководитель рабочей группы подчеркнул, что никуда не уйти от повышения конкурентоспособности и уровня технологичности нашей экономики. «Я вижу ключевым приоритетом рост затрат на науку и разработки. К сожалению, пока мы еще не достигли оптимального уровня, и здесь речь не только о бюджетных инвестициях в науку, здесь речь о выращивании, взращивании инновационно активных предприятий. То есть тех, которые непосредственно на производстве делают инновации, внедряют их в производство и получают добавленную стоимость, – сказал он. – Государство должно не просто поставить такие задачи, но и должно сделать привлекательным саму модель такой работы и создать необходимые стимулы».
По информации
БЕЛТА
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА
Какие услуги может оказать социальный работник, рассказали в Минтруда
Какие услуги может оказать социальный работник, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
В Минтруда отметили, что перечень оказываемых социальных услуг зависит от индивидуальных потребностей, состояния здоровья – функционального класса по самообслуживанию, указанного в медицинской справке, и наличия близких родственников и их места жительства. Функциональные классы отражают степень выраженности ограничений категории жизнедеятельности человека и способности к самообслуживанию. Определяют класс врачи.
Так, «ФК1» означает ограничение способности к самообслуживанию легкое, незначительное. В таких случаях соцработник, как правило, не требуется. В тоже время «ФК2» – умеренно выраженное нарушение. В таком случае положен минимальный перечень услуг: покупка и доставка на дом продуктов питания, товаров первой необходимости, лекарственных средств, горячего питания, оплата ЖКУ, услуг связи и других платежей. А также оказание помощи в поддержании порядка в жилых помещениях, стирке, сушке, глажке белья, пользовании услугами телефонной и почтовой связи (уточнение и набор номера, написание и отправка отправлений письменной корреспонденции и другое).
Одиноким и одиноко проживающим с ФК2 дополнительно оказываются услуги по доставке воды, топлива из хранилища, помощь в растопке печей, доставке, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт и их доставка на дом, мытье окон, смене штор и гардин, уборке пыли со стен и потолков.
Категория «ФК3» – выраженное нарушение, а «ФК4» – резко выраженное нарушение, когда человек обездвижен и вообще не в состоянии что-либо делать. Поэтому им, помимо вышеперечисленного, окажут помощь в одевании, снятии одежды, переодевании, в смене (перестилании) постельного белья, приеме пищи, в выполнении ряда санитарно-гигиенических процедур, организации прогулки на свежем воздухе в течение 30 минут.
Одиноким и одиноко проживающим с «ФК3» и «ФК4», помимо вышеперечисленного, положено больше услуг по уборке жилых помещений и придомовых территорий. Это, например, подметание и мытье пола, чистка ванны (умывальника) и унитаза, чистка газовой (электрической) плиты и мытье раковины, холодильника и другие. Кроме того, социальные работники помогают приготовить пищу или готовят ее самостоятельно, но только простые блюда. Также в списке – доставка овощей из хранилища и подготовка к растопке и растопка печей.
Кстати, в среднем часовой тариф услуг социального работника – 80 копеек. Количество его визитов определяется исходя из пожеланий человека, а также перечня оказываемых ему социальных услуг – от одного до пяти раз в неделю.
По информации
БЕЛТА