03.01.2023
Минсвязи: с 2023 года – новый порядок подачи электронных обращений
Изменения в Закон от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» вступили в силу. Как изменится порядок подачи электронных обращений?

Начиная со 2 января 2023 года электронные обращения можно будет подать только с использованием государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. Ответы и уведомления на такие обращения также будут направляться посредством данной системы. При этом по желанию заявителя ответ на электронное обращение, как и прежде, может быть направлен в письменном виде. Очевидным преимуществом внедрения такого инструмента является повышение удобства заявителей при подаче электронных обращений и получения ответов на них.
По сути вместо необходимости заполнения специализированной формы на каждом интернет-сайте государственного органа или иной государственной организации заявителю предоставляется единый интерфейс для оформления электронного обращения и его подачи в любую организацию, подключенную к системе учета и обработки обращений. После его отправки система учета и обработки обращений позволяет настроить получение мгновенного онлайн или SMS-уведомления о том, на какой стадии рассмотрения находится электронное обращение.
При этом вся информация о поданных электронных обращениях и полученных на них ответах (уведомлениях) будет доступна заявителю в одном месте посредством личного электронного кабинета в системе.
А как это возможно сделать?
Доступ к системе учета и обработки обращений будет организован в сети Интернет по адресу https://обращения.бел/.
Перед подачей электронного обращения заявителю необходимо идентифицироваться и авторизоваться в системе. Для этого предусмотрены гибкие инструменты в целях обеспечения охвата широкого круга заявителей. Граждане идентифицируются в системе с использованием:
- логина и пароля, сформированных ими в процессе регистрации в системе, при этом предусматривается обязательное подтверждение факта регистрации по номеру мобильного телефона;
- учетной записи национальной почтовой электронной системы, которую можно получить в любом отделении почтовой связи;
- сертификата открытого ключа либо ID-карты при их наличии.
Для юридических лиц при прохождении процедур идентификации в системе предусматривается использование только сертификата открытого ключа либо ID-карты, принадлежащей руководителю или лицу, уполномоченному подписывать обращения.
После идентификации и аутентификации заявителя в системе учета и обработки обращений ему предоставляется функционал, позволяющий в полном объеме реализовать его право на подачу электронных обращений, предусмотренное законодательством.
Таким образом, при желании подать электронное обращение заявителю потребуется только войти в систему посредством одного из перечисленных способов без необходимости многократного ввода одних и тех же реквизитных данных (ФИО, адрес места жительства и т.п.), которые требуются в настоящее время при подаче каждого электронного обращения.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Цифровые проекты в фокусе внимания – какие инициативы поддержаны?
На очередном заседании Совета по проекта в сфере цифрового развития приняты решения о целесообразности реализации ряда ИТ-проектов по направлениям:
-
здравоохранение – модернизация медицинской информационной системы «Клиника» для создания современного решения для поддержки процессов обслуживания населения при стационарном лечении;
-
торговля – разработка новых ИТ-решений для самых крупных торговых площадок столицы для перехода на новые каналы доставки товаров потребителям;
-
авиаперевозки – формирование передовой экосистемы решений для работы Национального аэропорта в целях повышения оперативности внутренних процессов и качества работы с пассажирами;
-
пограничный контроль – совершенствование сервисов систем пограничного контроля для обеспечения безопасности Государственной границы.
Большинство проектов будут запущены в реализацию в текущем году, их основная задача – повысить эффективность работы национальной инфраструктуры и вывести на новый уровень качество обслуживания населения.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Отвечать актуальным запросам времени. Игорь Сергеенко о модельном законодательстве в ОДКБ
Парламентарии должны максимально эффективно обеспечить реализацию решаемых ОДКБ задач по укреплению безопасности, заявил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко на заседании Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности в Бишкеке (Кыргызстан), сообщает
БЕЛТА.
«Законодательное обеспечение принимаемых решений – важнейшее направление работы ассамблеи. Именно мы, парламентарии, можем и должны максимально эффективно обеспечить реализацию решаемых ОДКБ задач по укреплению безопасности», – сказал Игорь Сергеенко.
Отдельным пунктом в сегодняшнюю повестку дня включено обсуждение Программы деятельности ассамблеи по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2026–2030 годы, отметил спикер. «На наш взгляд, в ней нашел отражение весь спектр проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности – борьба с терроризмом, вопросы военной и информационной безопасности, электорального суверенитета, сохранения исторической памяти, миротворческая деятельность, борьба с нелегальной миграцией», – подчеркнул он.
«Работа по подготовке модельных законов и рекомендаций должна быть своевременной и носить адаптивный характер. Предлагаемые же законодательные нормы – отвечать актуальным запросам времени и решать насущные проблемы», – дополнил Игорь Сергеенко.
Парламентская делегация Республики Беларусь под руководством председателя Палаты представителей Игоря Сергеенко участвует в выездном заседании Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. На мероприятии основное внимание будет уделено вопросам реализации решений ноябрьской (2024 года) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ и мерах, принимаемых по противодействию вызовам и угрозам коллективной безопасности, а также итогам работы по формированию проекта программы деятельности Парламентской ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2026–2030 годы.
В составе парламентской делегации в работе заседания Совета ПА ОДКБ принимают участие заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей, председатель Постоянной комиссии ПА ОДКБ по социально-экономическим и правовым вопросам Руслан Косыгин, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей, член Постоянной комиссии ПА ОДКБ по политическим вопросам и международному сотрудничеству Сергей Рачков.
По информации
БЕЛТА
(фото Палаты представителей)
Законодательство о пожарной безопасности. Кто должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию на арендуемых объектах, рассказали в МЧС
О том, кто должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию на арендуемых объектах, рассказали
БЕЛТА в МЧС.
В спасательном ведомстве разъяснили, арендодатель или арендатор должны обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию и (или) автоматическое пожаротушение на объекте. «В соответствии со статьей 46 Закона от 15 июня 1993 г. №2403-XII «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности в жилых помещениях, капитальных строениях (зданиях, сооружениях) и иных строениях возлагается на их собственников, а в случае предоставления жилых помещений, капитальных строений (зданий, сооружений) и иных строений по договору аренды – в соответствии с договором, если иное не предусмотрено законодательством», – пояснили в МЧС.
Такая же норма предусмотрена пунктом 61 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования. Документ утвержден Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства».
«Таким образом, распределение ответственности между арендодателем и арендатором по обеспечению реализации требований пожарной безопасности на объекте определяется договором аренды. При этом в случае отсутствия в нем указанных положений реализацию требований пожарной безопасности обеспечивает арендодатель. Исключение – требования, касающиеся соблюдения противопожарного режима на арендуемых площадях в объеме деятельности арендатора, касающихся назначения ответственных за пожарную безопасность, организации разработки общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности, подготовки работников по программам пожарно-технического минимума и т.д.», – разъяснили в МЧС.
По информации
БЕЛТА
Согласован проект плана действий стран ШОС в области цифровой трансформации
Согласован проект плана действий стран ШОС в области цифровой трансформации. Об этом
БЕЛТА сообщили в Министерстве связи и информатизации по итогам рабочей встречи первого заместителя Министра связи и информатизации Павла Ткача с руководством Департамента международного сотрудничества Министерства промышленности и информатизации КНР.
На встрече стороны обсудили вопросы подготовки к четвертому совещанию руководителей министерств и ведомств государств – членов ШОС, ответственных за развитие информационно-коммуникационных технологий. Согласованы проекты повестки дня и протокола совещания, а также проект плана действий стран Шанхайской организации сотрудничества в области цифровой трансформации.
Стороны также обсудили вопросы реализации меморандума о взаимопонимании по вопросу стратегического сотрудничества в области информационно-коммуникационных технологий между Министерством связи и информатизации Республики Беларусь и Министерством промышленности и информатизации Китайской Народной Республики.
«Встреча прошла в конструктивном ключе. Договорились о развитии взаимодействия, направленного на дальнейшее укрепление сотрудничества в сфере информационно-коммуникационных технологий», – отметили в Минсвязи.
Планом основных мероприятий Шанхайской организации сотрудничества на 2025 год предусмотрено проведение в первом полугодии в Китае совещания руководителей министерств и ведомств государств – членов ШОС, ответственных за развитие ИКТ. Мероприятие проходит на регулярной основе. Главная цель – реализация концепции сотрудничества государств ШОС в сфере цифровизации и ИКТ.
По информации
БЕЛТА
Какие вопросы развития электронного документооборота разъясняют бизнесу налоговые органы
Заместитель Министра по налогам и сборам Владимир Муквич на форуме PRO.EDO на тему «Развитие электронного документооборота в Беларуси» рассказал журналистам, какие вопросы развития электронного документооборота сегодня разъясняют бизнесу налоговые органы, передает корреспондент
БЕЛТА.
Владимир Муквич рассказал, что на форуме главная тема – развитие электронного документооборота в Республике Беларусь. «Тем не менее спектр тем охватывает практически все процессы деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов. Сегодня хотелось бы больше акцентировать внимание именно на хозяйственной кооперации между субъектами. Это сложная и чувствительная тема, потому что от этого зависит корректное оформление документов. Это требует межведомственного взаимодействия, взаимодействия между информационными системами. В этом вопросе важна юридическая значимость документов и технологическая организация этого процесса», – заметил он.
С 1 октября 2025 г. расширяется количество товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь. 36 новых товарных групп будут прослеживаться с использованием электронных накладных. «Для бизнеса важно предоставить актуальную информацию о том, каким образом производится этот процесс. Осталось мало времени для того, чтобы принять управленческие решения», – обратил внимание он.
По словам замминистра, важно в рамках мероприятия проговорить вопросы, которые есть у бизнеса, выявить проблемы и принять меры. «Уже сегодня прослеживаемость товаров в Республике Беларусь применяется по ряду товарных групп, планируется в следующем году их расширить в рамках функционирования Союзного государства», – сказал Владимир Муквич.
Важность форума также отмечается в Директиве № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины». «Необходимо максимально уходить от бумажных документов, дебюрократизировать процессы. По итогам мероприятия мы обязательно наметим те вопросы, которые необходимо еще регулировать», – подчеркнул замминистра.
Что касается международного опыта, то, по словам Владимира Муквича, Беларусь использует подходы, сформированные ООН. «Учитываем также практику нашего основного торгового партнера – Российской Федерации, – рассказал он. – Для внедрения электронных документов очень важно использовать уже наработанный подход, чтобы электронный документ можно было использовать в последующем с минимальными доработками в трансграничном сообщении. С Россией мы договорились о взаимодействии на основе национальных документов. Зная, какая информация там содержится, мы ее обрабатываем для использования в своих целях. При этом не обязываем наших экспортеров и импортеров переходить на документы других стран. Считаю, что это очень удобная модель. Сейчас стоит задача о том, чтобы наращивать ее использование».
Форум PRO.EDO проводится с участием широкого круга представителей регуляторов Республики Беларусь, представителей ФНС Российской Федерации, членов бизнес-ассоциаций. Практикой перехода на электронный документооборот поделится крупный бизнес. Ключевыми вопросами для обсуждения в ходе мероприятия являются вопросы состояния и перспективы развития электронного документооборота в Беларуси, кибербезопасности и защиты информации при электронном документообороте, трансграничного обмена электронными документами, цифровых технологий в госзакупках в Беларуси и закупках на площадках стран ЕАЭС, опыта Российской Федерации в сфере развития электронного документооборота.
По информации
БЕЛТА