27.02.2023
Минтруда: приоритет 2023 года – реальный рост доходов населения
Несмотря на санкционные ограничения в республике в 2022 году были приняты меры по обеспечению роста заработной платы бюджетников. Обеспечен рост базовой ставки, увеличены размеры отраслевых стимулирующих выплат учителям, врачам, воспитателям, работникам культуры, физкультуры и социального обслуживания, в два раза увеличен размер единовременной выплаты на оздоровление.
На выплату заработной платы работникам бюджетной сферы в 2022 г. направлено 13 млрд. руб.
В результате, заработная плата работников бюджетной сферы в декабре составила 1 416,3 руб., увеличившись к декабрю прошлого года на 11,7 процента. В среднем за 2022 год ее размер – 1 263,3 руб., темп роста – 110,6 процента.
При этом у отдельных категорий работников бюджетной сферы заработная плата выросла более значительно. Например, у учителей в среднем за 2022 г. – на 20 процентов, у работников сферы социального обслуживания и сферы культуры – на 21 процент. Реальное содержание заработной платы данных категорий работников было обеспечено на уровне 104-105 процентов.
В целях поддержания низкооплачиваемых работников обеспечено сохранение реального содержания минимальной заработной платы на уровне 102,2 процента.
В текущем году рост зарплат бюджетников будет обеспечен за счет повышения размера базовой ставки. С 1 января размер базовой ставки увеличился на 7,5 процента, с 212 до 228 рублей.
Как и в прошлом году, повышение базовой ставки в 2023 году будет осуществляться в несколько этапов. В связи с чем, ее среднегодовое значение увеличится на 10 процентов.
Поскольку к базовой ставке привязаны иные стимулирующие и компенсирующие выплаты, то их размеры также увеличатся.
Кроме этого, с 1 января возросли размеры отраслевых стимулирующих выплат отдельным категориям работников практически по каждой отрасли социальной сферы. Это учителя, профессорско-преподавательский состав, медицинские работники, работники спорта. При этом работникам культуры и сферы социального обслуживания отраслевые стимулирующие выплаты были увеличены с опережающим графиком с октября и ноября прошлого года соответственно.
На эти цели из бюджета будет направлено более 900 млн. рублей, из них 350 млн.рублей - это дополнительные расходы по отношению к 2022 году.
По оценке, заработная плата этих категорий работников в 2023 году увеличится в среднем на 16 %.
Каждый четвертый житель республики – пенсионер.В 2022 году были трижды перерассчитаны трудовые пенсии: с 1 марта – на 7 процентов; с 1 августа – на 10 процентов; с 1 декабря – на 5 процентов.
Средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в 2022 году составил 602,69 рубля, в декабре – 670,49 рубля.
Как результат, номинальный темп роста за 2022 г. к соответствующему периоду прошлого года – 115,3 процента, декабрь – 123,1 процента. Реальный темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил за 2022 г. – 100 процентов, за декабрь 2022 г. – 109,1 процента.
Главой государства поставлена задача в 2023 году поддержать пенсионеров, как и в прошедшем. На повышение пенсий запланировано на 2,5 млрд. рублей больше, чем в 2022 г. В целом на выплату пенсий на этот год предусмотрено 18,8 млрд. рублей.
С 1 октября 2022 г. введен дополнительный вид пенсионного страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. Введение данного вида страхования расширяет для граждан возможности формирования дополнительных сбережений на старость.
В рамках программы государством предоставлены весомые финансовые стимулы – государственное софинансирование, возможность наследования пенсионных сбережений и гарантия их сохранности, налоговые льготы.
Для обеспечения успешного старта программы в 2022 году проведена широкомасштабная разъяснительная работа. Органами фонда соцзащиты населения совместно со страховой компанией «Стравита» проведено более 7 тысяч встреч с трудовыми коллективами.
На сегодняшний день заключено более 13,4 тысяч договоров по новому страхованию.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Как определяют размер доплаты и какие условия совмещения? Минтруда пояснило нюансы дополнительной работы
Условия дополнительной работы, размер доплаты и другие нюансы разъяснило Министерство труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
В Беларуси выделяют три вида дополнительной работы: совмещение должностей служащих (профессий рабочих) – речь о работах по другой вакантной профессии или должности; расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) – работы по такой же вакантной профессии или должности; исполнение обязанностей работника, который временно отсутствует, – работы как по другой, так и по такой же профессии или должности.
За дополнительную работу обязательно устанавливается доплата. Ее размер определяется нанимателем по соглашению с работником. Для работников бюджетных организаций размер доплаты определен постановлением Правительства.
Дополнительная работа должна производиться в течение установленной продолжительности рабочего дня работника. Она выполняется наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной/рабочей инструкцией).
Для оформления всех видов дополнительной работы необходимо письменное согласие работника и издание приказа (распоряжения) нанимателя. В этом документе должен быть указан срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, а также размер доплаты. При этом дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не заключается.
Отказаться от дополнительной работы можно в любой момент: работник имеет право сделать это досрочно, а наниматель – досрочно отменить поручение о выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.
По информации
БЕЛТА
ЕЭК провела мониторинг законодательных инициатив в сфере трудовой миграции в странах Союза
Коллегия Евразийской экономической комиссии согласовала результаты
мониторинга национальных законодательных актов государств Евразийского экономического союза в сфере трудовой миграции за 2023–2024 годы.
Согласно исследованию в 2024 году количество трудовых мигрантов в рамках ЕАЭС увеличилось на 2,98 % по сравнению с 2023 годом. Также отмечено, что страны Союза продолжают совершенствовать миграционное регулирование, уделяя особое внимание правам граждан ЕАЭС и мерам по противодействию нелегальной миграции.
«Важно, чтобы законодательные инициативы государств-членов не противоречили нормам Договора о ЕАЭС и четко разделяли права граждан Союза и третьих стран. Проведенный мониторинг подтверждает, что страны активно работают над созданием комфортных условий для трудовых мигрантов внутри Союза, включая цифровизацию госуслуг», – отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов.
Мониторинг показал, что государства-члены реализуют меры для привлечения высококвалифицированных специалистов и упрощения пребывания граждан стран ЕАЭС. Среди основных изменений: либерализация правил пребывания для трудовых мигрантов из государств Союза, а также усиление контроля за нелегальной миграцией и безопасностью.
Наиболее существенные изменения произошли в законодательстве Российской Федерации, где в 2024 году усилен контроль за пребыванием иностранных граждан, повышена ответственность за нарушения миграционных правил и скорректирован порядок приема детей мигрантов в общеобразовательные учреждения.
В рамках мониторинга стороны отметили необходимость проведения на постоянной основе анализа национального законодательства государств ЕАЭС в сфере трудовой миграции с ежегодным предоставлением отчетов компетентным органам стран Союза.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Новации в госсоцстраховании и пенсионном обеспечении: Минтруда разъяснило на конкретных примерах
Министерство труда и социальной защиты на конкретных примерах пояснило основные нововведения закона по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Согласно закону для плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) предусмотрено право (при изъявлении желания) доплатить взносы в бюджет Фонда социальной защиты населения для формирования пенсионных гарантий.
Например, доход плательщика с 1 января 2025 года составляет Br20 тыс. В ФСЗН уплачено Br1,2 тыс., то есть 60 % от налога. При этом минимальный взнос для стажа должен составлять Br2 526,48 (29 % от 12 МЗП = 726 х 12 х 29 %). В итоге будет предложено доплатить Br1 326,48 (2 526,48 – 1200).
Для индивидуальных предпринимателей (ИП) – плательщиков подоходного налога законом вводится дифференцированный порядок уплаты взносов в ФСЗН (35 %) в зависимости от размера годового чистого дохода ИП (доход минус расходы).
Так, для ИП с доходом до 12 МЗП (Br8712) взносы рассчитываются с фактического чистого дохода. Например, годовой доход – Br6 тыс. Взносы составят Br2,1 тыс. (Br6 тыс. х 35 %).
Для ИП с доходом от 12 МЗП и выше взносы рассчитываются с суммы 12 МЗП (Br8712). Допустим, чистый доход – Br25 тыс. Взносы равны Br3049,2 (Br8 712 х 35 %).
В Минтруда уточнили, что для ИП – плательщиков единого налога сохраняется действующий порядок: взносы уплачиваются в размере 35 % от МЗП за каждый месяц, в котором уплачивался единый налог. Например, за 12 месяцев это будет Br3049,2 (Br726 х 12 х 35 %).
Кроме того, по новому законодательству упрощается взаимодействие ИП с ФСЗН. Фонд самостоятельно рассчитывает взносы на основе данных МНС. ИП получают готовый платеж, а фонд вносит данные в персонифицированный учет. Заполнение формы ПУ-3 фонд берет на себя.
При установлении серых схем выплаты заработной платы для работодателей устанавливается особый порядок уплаты взносов в ФСЗН. Для работодателя уплата взносов будет производиться из фактических сумм выплат заработной платы в конвертах, но не ниже 1/30 пятикратной величины средней заработной платы за каждый день выплаты заработной платы в конвертах. Для работника в страховой стаж засчитывается доход в размере минимальной заработной платы (Br726), а не фактический.
Закон вступает в силу через месяц после официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
С 15 июля запущен в эксплуатацию обновленный портал социальной защиты Беларуси
Министерство труда и соцзащиты сегодня запускает в эксплуатацию обновленный портал социальной защиты Республики Беларусь – psz.gov.by. Теперь это единый интернет-ресурс со всей информацией об услугах и процедурах соцсферы.
Любой запрос под ваши нужды
Портал социальной защиты работает уже более 10 лет. За это время потребности и запросы граждан расширились, а технологии и уровень сервисов усовершенствовались. Настало время предоставить пользователям информацию в более качественном виде, адаптировав ее под жизненные ситуации или статус гражданина, рассказывает заместитель Министра труда и социальной защиты Юлия Бердникова.
Обновленный портал адаптирован для всех возрастных категорий населения. Здесь содержится актуальная и исчерпывающая информация об административных процедурах, выплатах, пособиях, пенсиях, государственной адресной социальной помощи, порядке рассмотрения вопросов и т.д., координаты и контакты профильных учреждений и организаций. Важно: на главной странице есть интерактивный помощник, с помощью которого можно выбрать свою социальную категорию (юрлицо, госслужащий, человек с инвалидностью, иждивенец, безработный, семья с детьми, человек пенсионного возраста и т.п.) либо жизненную ситуацию (утрата кормильца, рождение и воспитание ребенка, достижение пенсионного возраста, беременность и роды, установление группы инвалидности и др.). Портал автоматически подберет спектр услуг, которыми можно воспользоваться на данном жизненном этапе, в том числе в привязке к месту проживания.
В считаные секунды
Одно из главных изменений, произошедших на портале, – появление новых онлайн-сервисов. О некоторых из них подробнее.
Онлайн-заявки на оказание социальных услуг
Сегодня в республике функционирует 146 территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), и все они оказывают широкий спектр услуг: например, сиделки, социального работника, няни. Все это можно на договорной основе заказать в ТЦСОН при личном визите, а с середины июля – и в онлайн-режиме, отмечает Юлия Бердникова:
– Нужно войти в личный кабинет, выбрать ТЦСОН в соответствии с местом своего проживания, перечень услуг, оставить контактные данные и отправить заявку. Она будет обработана в течение двух рабочих дней, после чего с гражданином свяжется специалист и приступит к оформлению договора. Еще одно ноу-хау – человек сможет заказать услугу как в отношении себя, так и в отношении третьих лиц – родителей или соседей: мы понимаем, что не каждый владеет современными технологиями и может воспользоваться личным кабинетом.
Запись на прием
В онлайн-режиме можно записаться на прием к профильным специалистам в любом ТЦСОН, управлении либо отделе по труду, занятости и социальной защите, органах Фонда социальной защиты населения, Департамента государственной инспекции труда – словом, во всех учреждениях системы соцзащиты.
Можно выбрать удобные дату и время, а также необходимого специалиста. В министерстве убеждены, что сервис будет очень востребован и расширит зону комфорта по организации коммуникаций с гражданами.
Чат-бот для экстренных сообщений о невыплатах пособий и зарплаты
В Министерстве расширяют каналы информационного взаимодействия для оперативного решения острых проблем. В новой версии портала предусмотрен чат-бот для информирования органов Департамента госинспекции труда либо органов ФСЗН по вопросам несвоевременной выплаты зарплаты и пособий.
– Если работодатель не выполняет свои обязательства по выплате зарплаты или не вовремя выплачивает, допустим, пособие по уходу за ребенком до 3 лет, не оплачивает больничный лист, в чат-боте нужно указать наименование организации, что именно не выплачено, за какой период, а также оставить свои контактные данные. Специалисты, получив сообщение, оперативно свяжутся с гражданином, выяснят необходимые детали и приступят к взаимодействию с субъектом хозяйствования.
ВАЖНО
Вход в личный кабинет на портале социальной защиты осуществляется через межбанковскую систему идентификации (МСИ). Это привычный инструмент для большинства белорусов – тех, кто дистанционно взаимодействует с банковской системой.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 15 июля 2025 г.
Минтруда: доступная среда – необходимый аспект социальной интеграции и активной жизни инвалидов
Доступная среда – необходимый аспект социальной интеграции и активной жизни инвалидов. Таким мнением в пресс-центре
БЕЛТА поделилась начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Виктория Гречиха.
Виктория Гречиха подчеркнула, что проблемы людей с инвалидностью находятся в постоянном поле внимания государства. «Ключевая цель – интегрировать людей с инвалидностью в общество. Необходимый аспект их социальной интеграции и активной жизни – независимый образ жизни. Инклюзия начинается прежде всего с доступной среды», – отметила она.
Работа по созданию доступной среды ведется с 2007 года. «Ратифицировав в 2016 году Конвенцию о правах инвалидов, наша страна взяла на себя обязательства по созданию для людей с инвалидностью условий, равных со всеми. Ведется планомерная работа по воплощению положений этого документа в жизнь. Ежегодно утверждается национальный план действий по реализации и мероприятия, закрепленные в нем, предусматривают работу по совершенствованию законодательства, принятию организационных мер по обеспечению реализации прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности», – рассказала Виктория Гречиха.
Создание условий для инвалидов невозможно без их непосредственного участия. В стране также существует Республиканский межведомственный совет по правам инвалидов, полноправными участниками которого являются председатели общественных объединений инвалидов, поднимающие проблемные вопросы для рассмотрения на совете. «С 2020 года аналогичные советы созданы во всех регионах, и в их составы в обязательном порядке включены представители общественных объединений инвалидов. Создание доступной среды на местах также входит в круг рассматриваемых на советах вопросов», – отметила начальник управления.
Многие из поднимаемых вопросов были учтены в обновленном в 2023 году Законе о правах инвалидов и их социальной интеграции. «Новации закона охватили различные аспекты жизнедеятельности инвалидов. В нем закреплены основополагающие направления конвенции – это в первую очередь обеспечение равенства прав инвалидов и защита от дискриминации по признаку инвалидности, создание условий для интеграции инвалидов во все сферы жизнедеятельности общества, включая расширение доступности для инвалидов среды обитания, услуг и информации. Также закон охватывает получение образования, реализацию права на труд, уважения к правам, свободам и достоинству инвалидов. Отдельные положения закона направлены на организацию окружающего пространства, чтобы люди с инвалидностью могли беспрепятственно получать доступ к услугам, объектам и информации, а также свободно перемещаться по выбранному маршруту», – поделилась Виктория Гречиха.
Касательно результатов она отметила, что на данный момент около 65 % общественного транспорта в Беларуси уже адаптировано для людей с инвалидностью и физически ослабленных лиц. А к 2030 году в Беларуси планируется создать доступную среду на 41 тыс. объектов. И это только часть результатов.
По информации
БЕЛТА