22.02.2023
Генеральный прокурор выступил в Парламенте с ежегодной информацией о деятельности органов прокуратуры
Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед выступил перед депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь с ежегодной информацией о деятельности органов прокуратуры.
Справочно. Решением республиканского референдума от 27 февраля 2022 года Конституция Республики Беларусь дополнена нормами о ежегодном информировании Генеральным прокурором Палаты представителей и Совета Республики о результатах деятельности прокуратуры.
В своем выступлении Андрей Швед проинформировал об основных результатах надзорной работы, привел примеры выявленных нарушений, рассказал о принятых мерах реагирования и инициативах ведомства.
Освещены такие темы, как криминогенная обстановка в стране, борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, киберпреступностью, противодействие коррупции, экстремизму, а также состояние законности в отдельных сферах.
Как сообщил Андрей Швед, в результате принятых правоохранительными органами мер в стране на должном уровне обеспечены общественная безопасность, защита граждан от преступных посягательств. Число зарегистрированных в 2022 году преступлений осталось практически на уровне 2021 года.
Удалось добиться на 13 % снижения количества лиц, погибших от преступлений. Меньше на 15,8 % зарегистрировано убийств, на 5,6 % – фактов причинения тяжких телесных повреждений.
Вместе с тем на 10,7 % увеличилось число тяжких и особо тяжких преступлений, в основном за счет мошенничеств в крупном и особо крупном размерах.
Количество лиц, пострадавших от мошеннических действий, увеличилось более чем в 2 раза. Данными преступлениями причинено почти 17 % от всей суммы ущерба.
Особую обеспокоенность у прокуроров вызвал существенный рост числа пострадавших пенсионеров, а также лиц старше 70 лет.
Остались актуальными проблемы профилактики и пресечения киберпреступлений несмотря на их снижение в 2022 году на 13 %.
В истекшем году количество преступлений, совершенных лицами, имеющими судимость, сократилось на 7,6 %. При этом возросло число совершенных такими лицами тяжких и особо тяжких преступлений.
Результаты прокурорских проверок указали на недостаточную эффективность работы субъектов профилактики правонарушений в сфере предупреждения рецидивной преступности.
Отмечено уменьшение количества наркопреступлений на 4 %. При этом почти наполовину сократилось число фактов сбыта наркотиков, повлекших смерть человека. Акцент в работе правоохранительного блока сделан на выявление распространителей наркотиков более высокого звена.
Незначительно снизилось число несовершеннолетних, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, в том числе с целью сбыта.
Информируя о результатах борьбы с наркопреступностью, Андрей Швед остановился на новой форме совершения преступлений: «Интернет-магазины по продаже наркотиков активно вовлекали молодых людей в свою противоправную деятельность, в том числе по «выбиванию» долгов с наркокурьеров, в 2022 году возбуждены уголовные дела о таких преступлениях в отношении 16 лиц».
«Фактически при преступных группах создавались службы безопасности из молодых людей, которые за деньги готовы совершить любое преступление», – дополнил Андрей Швед.
Он подчеркнул, что подобные формирования могут создаваться и впоследствии привлекаться и для совершения преступлений экстремистского характера. Этим фактам дается жесткая и принципиальная оценка.
Говоря об общественной опасности коррупции, Генеральный прокурор отметил, что в нашей стране данное явление рассматривается как одна из угроз национальной безопасности: «Мы руководствуемся требованиями Президента Республики Беларусь о том, что борьба с коррупцией на всех уровнях должна быть решительной и бескомпромиссной».
В 2022 году количество учтенных коррупционных преступлений осталось на прежнем уровне. К уголовной ответственности привлечено 819 лиц, из них 21 занимало ответственное положение.
Наиболее распространенными названы факты хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, злоупотреблений властью или служебными полномочиями, получения взятки.
По-прежнему распространены злоупотребления, связанные с осуществлением закупок. «Установлены факты приобретения товаров по завышенной стоимости, лоббирования интересов поставщиков при заключении и исполнении договоров, необоснованного посредничества, а также нерационального расходования бюджетных средств, получения незаконных вознаграждений», – констатировал Андрей Швед.
По требованию прокуроров в 2022 году отменены процедуры закупок на более 12 млн рублей.
Надзорные мероприятия за исполнением законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности свидетельствовали о том, что организации-экспортеры не во всех случаях обеспечивали надлежащий контроль за осуществлением субъектами товаропроводящей сети финансово-хозяйственной деятельности.
Органы прокуратуры продолжили работу по противодействию экстремизму для поддержания правопорядка и спокойствия граждан.
«Правоохранительные органы нацелены на обеспечение неотвратимости ответственности организаторов, координаторов и участников экстремистской деятельности», – подчеркнул Генеральный прокурор.
В результате скоординированных мер количество экстремистских преступлений в прошлом году значительно уменьшилось и продолжает снижаться.
Значительный объем работы выполнен в сфере надзора за предварительным следствием и дознанием. Регулярно выявлялись нарушения процессуального законодательства.
В суды республики прокуроры направили 36 тысяч уголовных дел. Для производства дополнительно предварительного расследования возвращено свыше 700 дел.
Государственное обвинение поддержано по более чем 30 тысячам уголовных дел.
При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам прокуроры опротестовали в апелляционном порядке судебные решения в отношении 2 тысяч лиц. Протесты в отношении полутора тысяч лиц признаны судами этой инстанции обоснованными.
С участием прокуроров рассмотрено 18 тысяч гражданских дел. Принесено 720 апелляционных протестов, более половины удовлетворено. В порядке надзора принесено 250 протестов, из которых 90 % удовлетворено.
По гражданским и экономическим делам прокуроры предъявили в суды свыше 9 тысяч исков на почти 800 млн рублей.
«Общенадзорная деятельность органов прокуратуры была сосредоточена на выполнении поручений Главы государства, обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, прав и свобод граждан, а также детского благополучия», – проинформировал Генеральный прокурор.
В порядке надзора за исполнением законодательства проведено более 8 тысяч проверок. Внесено 7 тысяч представлений, принесено 3 тысячи протестов, вынесено 6,5 тысячи предписаний, 5 тысяч постановлений, объявлено 9 тысяч официальных предупреждений.
К дисциплинарной, административной и материальной ответственности привлечено более 32 тысяч физических и юридических лиц. По требованиям прокуроров виновные лица во внесудебном порядке возместили причиненный ими ущерб в сумме свыше 21 млн рублей.
Особое внимание уделено предупреждению гибели граждан от внешних причин.
В частности, совместная работа прокуратуры, органов МЧС и местной власти дала свой эффект: в 2022 году количество пожаров снизилось почти на 5 %, а число погибших в них граждан – на 7 %.
Основными причинами пожаров названы неосторожное обращение с огнем, нарушение правил эксплуатации электрооборудования и печного отопления.
Распространенными причинами гибели граждан на пожарах стали злоупотребление ими спиртными напитками, а также собственная беспечность. В 2022 году по вине лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, произошло 756 пожаров, в 381 из которых погибли люди.
«Результаты прокурорских проверок показали, что значительное количество пожаров и случаев гибели на них людей были следствием формализма и отсутствия должного взаимодействия местных исполнительных и распорядительных органов, иных субъектов профилактики», – сказал Андрей Швед.
По итогам прокурорских проверок о выявленных недостатках при организации работы по предупреждению гибели и травмирования граждан в результате пожаров Генеральная прокуратура неоднократно информировала Совет Министров.
Генеральная прокуратура также обращала внимание Правительства и местных органов управления на упущения в работе по профилактике гибели и травмирования граждан на водных объектах.
Прокуроры систематически выявляли грубые нарушения, связанные с ненадлежащим оборудованием мест отдыха, отсутствием информационных знаков о запрете на купание, необеспечением мест отдыха спасательными постами и спасательными станциями, бесконтрольностью за соблюдением правопорядка в местах отдыха.
Реализация требований прокуроров способствовала улучшению ситуации. «В итоге в 2022 году число граждан, погибших на водоемах, сократилось на 20 %. Удалось снизить гибель несовершеннолетних на воде почти в 2 раза. Снизился и уровень производственного травматизма на 5,5 %, при этом количество погибших на производстве осталось прежним. Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий сократилось на 6 %. Уменьшилось количество раненых и погибших в результате ДТП», – поделился подробными данными Андрей Швед.
«В прошлом году снизилось число детей, погибших от внешних причин на 18 %. В большинстве случаев гибель детей обусловлена их неосторожностью и беспечностью, ненадлежащим выполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Однако и должностными лицами государственных учреждений и организаций не приняты все возможные меры по обеспечению безопасных условий их жизнедеятельности, реализации мер профилактики», – констатировал Генеральный прокурор.
После изучения проблематики образовательного процесса и информирования об этом Совета Министров организована комплексная доработка учебных программ и пособий для общего среднего образования.
По инициативе Генеральной прокуратуры в 2022 году Правительством увеличены денежные нормы расходов на питание обучающихся.
По поручению Главы государства проведена проверка сферы здравоохранения – вскрыты системные недостатки на всех уровнях: от сельских фельдшерско-акушерских пунктов до областных больниц и республиканских центров.
Имелись факты непосещения медработниками детей в возрасте до одного года, непроведения обязательных обследований детей. Не были созданы условия для реализации мероприятий по раннему выявлению онкологических заболеваний. Не обеспечивалась диспансеризация пациентов, страдающих заболеваниями крупных суставов и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Выявлены длительные сроки ожидания операций по эндопротезированию крупных суставов – на учете нуждающихся в их проведении состояло свыше 27 тысяч человек. Не обеспечены должный учет пациентов и очередность проведения операций. В целом прокуроры выявили 736 случаев проведения внеочередных операций без наличия соответствующих оснований. Нередко приоритет отдавался гражданам, у которых были деньги для покупки импортного протеза.
Установлены иные нарушения, среди которых – факты длительного непринятия мер по вовлечению пустующих помещений в хозяйственный оборот; необеспечение своевременных обслуживания и ремонта медицинского оборудования; нарушения в ходе процедур закупок, при этом не исключено участие в закупках необоснованных посредников.
Соблюдение законности в сфере агропромышленного комплекса осталось одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
«Прокурорские работники сделали акцент на выявление реального положения дел, его оперативное доведение до исполнительной власти всех уровней, а также пресечение нарушений и обеспечение неотвратимости ответственности виновных», – проинформировал Андрей Швед.
Органы прокуратуры в 2022 году продолжили мероприятия, направленные на повышение эффективности надзора за исполнением законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, соблюдением их прав и законных интересов, законностью судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.
В истекшем году в сравнении с 2021 годом количество обращений граждан и юридических лиц, поступивших в прокуратуру, уменьшилось на 6,6 %. Прокуроры рассмотрели по существу более 30 тысяч обращений.
Органы прокуратуры чаще всего рассматривали жалобы на действия и решения органов дознания, следователей Следственного комитета, судебные решения по гражданским и уголовным делам.
Полностью или частично удовлетворено каждое третье из рассмотренных обращений. В большинстве таких обращений содержалось несогласие с действиями и решениями органов дознания, судебными постановлениями по гражданским делам, процессуальными действиями и решениями следователей Следственного комитета.
Прокуроры на личном приеме приняли больше 33 тысяч граждан, что на 4 тысячи больше, чем в 2021 году.
Генеральный прокурор сообщил о результатах расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа.
Ведя речь о деятельности созданной распоряжением Премьер-министра по инициативе Генеральной прокуратуры Межведомственной рабочей группы, Андрей Швед сообщил о перерасчете ущерба, причиненного нацистскими преступниками: «Произведенные расчеты показали, что нашей стране в ценах сегодняшнего дня причинен ущерб в сумме свыше 2,3 триллиона долларов США или 43 тысячи тонн золота. И это мы говорим о минимальной сумме ущерба».
В завершение руководитель надзорного ведомства отметил, что в прошлом году органы прокуратуры выполнили поставленные перед нами задачи и нацелены на повышение эффективности своей деятельности.
После выступления Андрей Швед ответил на вопросы парламентариев относительно: приемки в эксплуатацию объектов строительства, своевременности и в полном объеме выплаты гражданам заработной платы, декларирования доходов и имущества государственных служащих, приписок в сфере животноводства, привлечения к ответственности организаторов схем «телефонного» мошенничества, противодействия экстремизму и разжиганию ненависти и розни в стране.
По сообщению
официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
(фото – Генеральная прокуратура)
Об основных аспектах деятельности прокуратуры – в интервью Генерального прокурора Республики Беларусь Андрея Шведа
Накануне Дня работников прокуратуры, который отмечается в нашей стране сегодня, Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед дал большое интервью издательскому дому «Беларусь сегодня». Разговор получился серьезным и откровенным, в нем затронуты все основные аспекты деятельности прокуратуры и отмечены опасные тенденции, складывающиеся в современном мире.
За каждой цифрой – людские судьбы
– Андрей Иванович, более чем за четыре года расследования уголовного дела о геноциде следственная группа Генеральной прокуратуры установила ранее неизвестные факты массового уничтожения нацистскими преступниками населения Беларуси. Расскажите нашим читателям о результатах этой работы.
– За период расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа нам удалось установить многочисленные факты истребления нацистскими палачами граждан Беларуси, о которых раньше никто не знал. На территории страны было организовано 578 концентрационных лагерей и иных мест принудительного содержания граждан. Или другими словами – лагерей смерти. Там путем создания невыносимых условий было истреблено значительное количество соотечественников. Только в лагере смерти Тростенец под Минском, самом крупном на всей захваченной советской территории, фашисты убили не менее 546 тысяч человек.
Стандартным сценарием, который нацистские военные преступники и их пособники взяли на вооружение, стало сожжение деревень вместе с жителями в рамках так называемых усмирительных акций. Конечным результатом становилось создание «мертвых зон».
Они расстреливали мирных людей, вешали, уничтожали их в газовых камерах, сжигали, подвергали голоду и эпидемическим заболеваниям. При этом для них не имело особого значения, был кто-то замечен в помощи партизанам или нет. Это должно было навести страх и подавить попытки сопротивления.
Все мы знаем трагическую судьбу Хатыни и ее жителей – таких сел и деревень в Беларуси установлено уже 290. В каждой области – свои леденящие душу факты. Всего же полностью либо частично враг уничтожил 12 868 сельских населенных пунктов. А ведь за каждой цифрой – людские судьбы и поломанные жизни.
Каждое злодеяние врага мы фиксируем, получая ценную информацию из архивных данных, в том числе в рамках правовой помощи из Российской Федерации, а также сведения от самих очевидцев тех событий и их родственников. В ходе предварительного следствия допрошено более 19,9 тысячи человек, из них около половины – бывшие узники концлагерей.
За последние два года мы направили в Верховный Суд три уголовных дела по обвинению нацистских палачей – Катрюка, Смовского и Серафимовича – в геноциде белорусского народа – в отношении их постановлены обвинительные приговоры. Это необходимо было для того, чтобы такие катрюки с подачи наших западных соседей не рассматривались как борцы за национальную идею. На конкретных примерах мы показали общественности звериную сущность этих убийц, которые не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей. В скором времени в суд будет направлен еще ряд аналогичных уголовных дел.
Мы продолжим работу по сбору объективных и бесспорных доказательств геноцида белорусского народа. В условиях искажения информации о войне на Западе люди должны знать правду.
Проверки показали
– Неизменно в поле зрения прокуроров находятся вопросы соблюдения социальных прав граждан, включая жилищные. Каковы результаты работы органов прокуратуры в этой сфере?
– Значительное внимание уделено вопросам арендного жилья, предоставляемого лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Внесен ряд предложений по обеспечению эффективного учета невостребованного арендного жилья и его вовлечению в оборот, которые поддержаны Главой государства и в настоящее время реализуются.
По поручению Президента проведена масштабная проверка в сфере здравоохранения. Проверены вопросы целевого использования бюджетных средств при закупке оборудования и медикаментов, а также качества оказания медицинской помощи населению. Результаты проверки способствовали совершенствованию медпомощи в стране, в том числе повышению ее доступности для жителей сельской местности. В ряде случаев предотвращено необдуманное закрытие фельдшерско-акушерских пунктов.
Наведен порядок с очередью пациентов, нуждающихся в замене суставов, увеличено количество операций и расширен штат квалифицированных врачей.
По результатам проведенной в текущем году проверки соблюдения органами опеки и попечительства законодательства о защите прав граждан, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, органы прокуратуры установили ряд нарушений, которые влекли неоказание помощи со стороны опекунов и попечителей.
Детям – особое внимание
– Какую работу провели органы прокуратуры, чтобы обеспечить более эффективную защиту молодого поколения? И с какими законодательными инициативами выступает Генеральная прокуратура в этой сфере?
– Что касается защиты прав несовершеннолетних, то здесь нет незначительных для прокурора вопросов. Изучается буквально все: аспекты образования, воспитания, занятости и труда несовершеннолетних.
Наше внимание сфокусировано на защите социальных прав детей-сирот и детей-инвалидов, детей из многодетных и малообеспеченных семей, профилактике семейного неблагополучия, правонарушений и гибели несовершеннолетних от внешних причин.
В частности, в текущем году органы прокуратуры проверили соблюдение законодательства о социальной защите прав детей-инвалидов. Оказалось, что ответственные государственные органы и подведомственные им организации ненадлежащим образом проводили мероприятия по их реабилитации.
Говоря о законодательных инициативах ведомства по данной линии, отмечу, что только за последние четыре года их было несколько десятков. Среди них – нормативные правовые акты, регулирующие профилактику семейного неблагополучия, организацию летнего оздоровительного отдыха детей, комплексную реабилитацию наркозависимых подростков в специальных воспитательных учреждениях, в том числе по заявлению родителей, минимизацию деструктивного влияния интернета на подрастающее поколение и иные.
Так, анализ подростковой преступности показал, что требовали корректировки вопросы вовлечения несовершеннолетних в трудовую занятость и предложения им доступного и легального способа заработать деньги.
Инициированные нами изменения законодательства направлены на создание дополнительных условий для трудоустройства подростков в свободное от учебы время.
В Парламенте также обсуждаются предложенные нами поправки в Закон «О правах ребенка» – они призваны минимизировать деструктивное влияние интернета на детей и использование его возможностей для вовлечения подростков в противоправные действия. В частности, планируется возложить на родителей обязанность защищать своих детей от информации в сети, причиняющей вред их здоровью и развитию. При этом важно разъяснять детям вред от такой информации и контролировать, как они используют ее ресурсы.
Уровень коррупции снижается
– В нашей стране делается все, чтобы минимизировать возможные коррупционные риски и снизить привлекательность коррупции. Как органы прокуратуры противостоят этому социальному явлению?
– Борьба с коррупцией – это один из приоритетов внутренней политики нашего государства.
Президент Республики Беларусь неоднократно обращал внимание на недопустимость коррупции, борьбу с ней, невзирая на чины и звания.
В стране развивается законодательство и совершенствуется правоприменительная практика, ведется диалог с деловым сообществом и гражданами. Самое главное – не допущено системного проникновения криминала в госаппарат.
Вместе с тем все еще имеются проблемы. Необходимо уделить повышенное внимание вопросам подбора и расстановки кадров, совершенствования законодательства о закупках, ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, а также работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений.
Примеры коррупционных преступлений свидетельствуют, что некоторые управленцы в погоне за наживой не боятся ни разоблачения, ни строгого наказания. Практически каждый пятый коррупционер из числа осужденных – это руководитель, который сам должен был заниматься профилактикой злоупотреблений. Такие факты наносят серьезный урон авторитету государства.
На состоявшемся 24 июня 2025 года в Генеральной прокуратуре республиканском координационном совещании с участием Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь рассмотрены вопросы противодействия коррупции, запланирована реализация конкретных мероприятий по повышению эффективности этой работы.
Инициативы поддержаны
– Киберпреступность бросила вызов всему миру. Какова ситуация в нашей стране и что делается, чтобы защитить наших граждан от таких преступлений?
– Генеральная прокуратура проделала значительную работу по предупреждению киберпреступлений, содействовала ускорению обмена данными между правоохранителями и банковским сектором.
В частности, по нашей инициативе все банки установили «период охлаждения», то есть заключение кредитного договора не ранее рабочего дня, следующего за днем обращения заявителя. Эта мера помогает противостоять мошенникам, вынуждающим граждан под различными предлогами оформлять на себя кредиты.
На основе Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям» в 2024 году начала функционировать автоматизированная система обработки инцидентов Национального банка, которая за непродолжительный период оказала существенное влияние на сроки рассмотрения заявлений и сообщений о киберпреступлениях.
При участии Генеральной прокуратуры разработано законодательство, направленное на повышение защищенности граждан при совершении сделок с токенами, исключение возможности использования криптовалюты в мошеннической и другой противоправной деятельности.
– И в завершение, что бы вы хотели пожелать прокурорским работникам и ветеранам ведомства в профессиональный праздник?
– Прежде всего хочу сказать ветеранам спасибо за их бесценный опыт, волю, твердость духа и наставничество. Хочу выразить признательность и действующим работникам ведомства за инициативу, решительность, готовность брать на себя ответственность, а также принципиальность при отстаивании интересов общества и государства. Желаю всем коллегам мирного неба над головой, крепкого здоровья и благополучия в семьях.
Инна Горбатенко, «
СБ. Беларусь сегодня», 26 июня 2025 г.
В Генеральной прокуратуре состоялось республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией
Под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Андрея Шведа состоялось заседание республиканского координационного совещания, на котором рассмотрены вопросы эффективности принимаемых государственными органами и иными организациями мер по борьбе с коррупцией.
В работе совещания приняли участие Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Валентин Сукало, Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Чуприс, Заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Александр Рахманов, руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь Валерий Вакульчик, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь Дмитрий Гора, Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Алексей Волков, Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Владимир Орловский, Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Вадим Синявский, начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь Андрей Павлюченко, Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Юрий Горлов, председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев, заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Геннадий Казакевич, первый заместитель Министра промышленности Республики Беларусь Андрей Конюшко, заместители Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроры областей и города Минска, начальники областных и города Минска управлений внутренних дел, иные должностные лица.
Открывая заседание, Андрей Швед отметил, что в Республике Беларусь последовательно проводится государственная политика в сфере борьбы с коррупцией. Реализуется комплекс мероприятий, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных правонарушений, устранение причин и условий, им способствующих. Принятые правоохранительными органами меры позволили вскрыть криминальные схемы в наиболее значимых сферах экономической деятельности.
Справочно. На протяжении последних лет количество регистрируемых коррупционных преступлений постепенно снижается (с 1 603 в 2015 году до 1 031 в 2024 году). К уголовной ответственности ежегодно привлекается порядка 850 должностных лиц. Не единичны случаи совершения таких преступлений лицами, занимающими ответственное положение.
В структуре коррупционной преступности преобладают взяточничество (48 %) и хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (34 %). Более 70 % таких преступлений совершены при проведении закупок, исполнении договоров, оказании покровительства коммерческим структурам, а также распоряжении республиканской и коммунальной собственностью.
Причиненный коррупцией ущерб превысил 163 млн рублей.
В ходе совещания отмечено, что высокий уровень коррупционной преступности в отдельных сферах и отраслях экономики свидетельствуют о неполноте принимаемых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами мер по предупреждению коррупции и выполнению требований антикоррупционного законодательства.
Прокуроры выявляют многочисленные нарушения порядка проведения процедур закупок, предотвращения и урегулирования конфликта интересов, истребования письменных обязательств, декларирования, факты нерационального расходования бюджетных средств, получения незаконных вознаграждений, несоблюдения антикоррупционных ограничений.
На заседании отмечено, что работа созданных в организациях антикоррупционных комиссий районного уровня в ряде случаев является формальной и неэффективной. Решения таких комиссий основываются преимущественно на поступающей от правоохранительных органов информации. Выявлению и устранению причин и условий, способствующих коррупции, должного внимания не уделяется. Принимаемые меры нередко ограничиваются привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Ненадлежащим образом решаются вопросы подбора и расстановки руководящих кадров: каждое пятое коррупционное преступление совершено руководителем государственного органа или иной организации, обязанным лично принимать меры, направленные на борьбу с коррупцией.
Местными исполнительными и распорядительными органами не обеспечен должный контроль за соблюдением ограничений на трудоустройство лиц, уволенных по дискредитирующим основаниям.
Недостаточное внимание уделяется вопросам соблюдения законодательства о закупках за счет собственных средств.
Не в полной мере работает механизм ограничения участия в государственных закупках юридических лиц, привлекавшихся к ответственности за подкуп.
Отсутствие правового ограничения позволяет юридическим лицам, уличенным в коррупции, иной противоправной деятельности, участвовать в государственных закупках на биржевых торгах.
В завершение Генеральный прокурор Республики Беларусь ориентировал следователей на возможность проведения с 1 сентября 2025 г. по уголовным делам криминологических экспертиз специалистами НПЦ Генеральной прокуратуры по фактам совершения должностными лицами коррупционных преступлений в случае, если имеются признаки того, что причины и условия, способствовавшие совершению преступления, могли быть обусловлены недостатками правового регулирования. Наряду с другими предложениями поручил изучить вопрос подготовки нормативного правового акта, устанавливающего единый порядок (механизм) информирования правоохранительных органов руководителями государственных органов и организаций о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений и иных деяний, создающих условия для коррупции, а также направления информации, связанной с фактами, свидетельствующими о коррупции.
По итогам совещания выработан комплекс конкретных организационно-практических мер, призванных повысить эффективность борьбы с коррупцией.
В рамках мероприятия Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед ответил на вопросы представителей СМИ.
По сообщению
официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь)
Благоприятная деловая среда. Андрей Швед на ПМЭФ представил белорусский опыт правового сопровождения экономики
Белорусский опыт правового сопровождения предпринимательства представил Генпрокурор Беларуси Андрей Швед на сессии «Снижение регуляторной и административной нагрузки как условие свободы предпринимательства, привлечения инвестиций и взаимовыгодного сотрудничества» Петербургского международного экономического форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В Беларуси уделяется постоянное и очень серьезное внимание вопросам создания благоприятного делового климата, снижению регуляторной и административной нагрузки в целях создания дополнительных точек роста экономики. Упрощены условия регистрации новых субъектов хозяйствования, лицензирования, налогообложения, административных процедур, приняты меры по исключению необоснованного вмешательства в их деятельность», – сказал Андрей Швед.
По его словам, значительные усилия принимаются по предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений и преступлений в сфере экономики. «Можно уверенно сказать, что наша страна, Республика Беларусь, не допустила системной коррупции, в том числе в сфере экономики», – подчеркнул Генпрокурор.
Для создания благоприятных условий для разработок современных технологий, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций созданы территории со специальным правовым режимом – это Парк высоких технологий, а также Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».
Недавно Президент Беларуси был в Китае. Принято принципиальное решение о том, что все ведущие белорусские предприятия будут в ближайшие годы модернизированы по самому высокому стандарту, отметил Андрей Швед.
Минимизировано контролирующее воздействие госорганов
Генпрокурор напомнил, что в Беларуси минимизировано контролирующее воздействие государственных органов в экономической сфере, их деятельности придан преимущественно упредительный характер. Очередным шагом в обеспечении защиты прав предпринимателей стало принятие буквально неделю назад Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
При подготовке этого документа Генпрокуратура учла все современные подходы в этом вопросе. В новом Указе прописаны нормы, направленные на снижение уровня бюрократизма, повышение цифровизации надзорных и контрольных процессов. Главная цель Указа – помочь предприятиям и организациям не допускать впредь выявленных нарушений и повысить эффективность их деятельности.
В частности, значительное внимание уделяется проведению мониторингов. Если по итогам мониторинга выявлено нарушение, предприятию предлагается самостоятельно их устранить. И ответственность наступает только за невыполнение данного требования, пояснил Андрей Швед.
Вместе с тем оптимизация регулирования не должна привести к отказу государства от реализации своих функций, особенно в сферах обеспечения безопасности населения, защиты прав граждан, интересов общества и государства.
Продолжая тему, генпрокурор отметил, что в Беларуси координация государственной и частной экономической деятельности обеспечивается государством, в первую очередь в социальных целях. Реализуется принцип ответственности бизнеса перед государством, обществом и гражданами. В связи с этим перед органами прокуратуры при осуществлении надзора в сфере экономики стоит задача одновременно обеспечить защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности и исполнение ими требований законодательства.
Надзор за реализацией контрсанкционных мер
Ввиду давления недружественных стран в последнее время одним из основных направлений прокурорской работы стал надзор за реализацией контрсанкционных мер. Прокуроры проверяют соблюдение ограничений на выплату дивидендов участникам хозяйственных обществ из недружественных государств, продажу недвижимости и вывоз материальных ценностей за пределы страны. По словам Андрея Шведа, именно мерами прокурорского надзора в этом важном направлении сегодня поставлен прочный заслон.
Кроме того, законодательством Беларуси предусмотрена возможность введения внешнего управления организациями для недопущения прекращения их деятельности и причинения ущерба, в первую очередь трудовым коллективам.
Заслон мошенничеству
«Нами совместно с иными государственными органами осуществляется контроль за ценообразованием для обеспечения экономически обоснованного уровня цен и доступности социально значимых товаров. По инициативе Генеральной прокуратуры нормативно установлены ограничения микрофинансовой деятельности. Прокуроры защитили сотни граждан, получивших займы под кабальные проценты или под залог единственного жилья. Такие сделки признаются недействительными в судебном порядке», – сказал Генпрокурор.
Одной из проблем является восстановление права граждан, пострадавших от преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, в первую очередь мошенничества. В настоящее время реализуется принятый правительством Беларуси комплексный план дополнительных мер по противодействию киберпреступлениям.
В частности, начата эксплуатация автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка. Ее внедрение, безусловно, способствует оперативному приостановлению движения по счетам, через которые перемещаются похищенные денежные средства. Указанная система уже сегодня позволила значительно снизить количество хищений, связанных с выманиванием денег путем телефонных звонков под видом работников банков, сотрудников правоохранительных органов и так далее.
«Кроме того, по нашей инициативе в Уголовно-процессуальный кодекс Беларуси внесены изменения, позволяющие налагать арест на электронные деньги и криптовалюту, являющиеся предметом преступления. Также закреплен порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам», – отметил Андрей Швед.
Органами прокуратуры Беларуси проводится значительное количество проверок по обеспечению сохранности госсобственности, устранению фактов бесхозяйственности, других нарушений закона. В необходимых случаях прокуроры немедленно предъявляют иски в интересах предприятия. «Только в прошлом году нами удовлетворено более 1 тыс. обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или фактически каждое второе обращение бизнеса и предпринимательства», – заметил Генпрокурор.
В результате принятых всеми государственными органами мер в Беларуси создана в целом благоприятная деловая среда, позволяющая эффективно и безопасно осуществлять предпринимательскую деятельность, инвестировать средства на выгодных условиях.
По информации
БЕЛТА
«Контролеры и проверяемые – в одинаковом правовом статусе». Андрей Швед о новациях в контрольной деятельности
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации
БЕЛТА
Проверок и мониторингов станет меньше. Генпрокурор рассказал подробности нового проекта указа о контрольной деятельности
В случае подписания Главой государства доработанного проекта Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности, проверок и мониторингов субъектов хозяйствования станет меньше. Об этом сообщил журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед по итогам совещания Президента Беларуси Александра Лукашенко с руководством Совета Министров, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Контрольных мероприятий будет меньше. Мы ужесточили в проекте (указа. – Прим. БЕЛТА) требования к обоснованию начала проверочных мероприятий. То есть очень четко прописано, что те, кто приходит проверять, должны обосновать, почему приходят. Если они это не обосновывают, тогда отвечают уже контролеры по всей строгости закона. Поэтому проверок будет меньше, но они должны быть более эффективными. Потому что контролеры в соответствии с указом, если он будет подписан, будут приходить только туда, где есть достоверная информация о нарушениях», – пояснил Генпрокурор.
То же самое, по его словам, касается и проведения мониторингов. «Если раньше были замечания со стороны субъектов хозяйствования, предпринимателей по поводу того, что под видом мониторинга, как они говорят, «кошмарили нас» – этого уже не будет. Процедура примерно такая же, как и проверка: очень жесткие требования и по срокам, и по обоснованию, по результатам. Если пришел (проверяющий. – Прим. БЕЛТА), просто так уже оттуда не уйдешь. Ты должен оставить документ: что делал, с какой целью, почему туда пришел. С этим документом будет работать руководитель субъекта хозяйствования, предприниматель и тогда давать оценку уже действиям контролеров», – сказал Андрей Швед.
Как сообщалось, на совещании 29 мая Главе государства был повторно представлен доработанный проект Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности. Данный документ ранее уже обсуждался на уровне Президента – совещание по этой тематике состоялось 28 марта. Тогда Главе государства представили проект Указа о повышении эффективности контрольно-надзорной деятельности, доработанный с учетом замечаний и предложений, высказанных на совещании в мае прошлого года. Александр Лукашенко отправил документ на доработку. Одно из главных его требований касалось удобства использования норм документа, изменения стиля и методов работы контролирующих органов с акцентом на повышение эффективности работы. Заинтересованным госорганам ставилась задача найти компромисс, пересмотреть подходы и выдать документ надлежащего качества. Ведь принятый в 2009 году Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», который пока продолжает действовать, уже все-таки устарел, да и сама сфера нуждается в определенных корректировках, причем не только в технических.
По информации
БЕЛТА