Почему в Беларуси решили обновить Концепцию нацбезопасности
Концепция национальной безопасности Беларуси объективно требовала корректировки и адаптации к современным реалиям. Об этом заявил Государственный секретарь Совета Безопасности Александр Вольфович на заседании Совбеза 20 февраля, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Члены Совета Безопасности во время заседания обсудили проект обновленной Концепции национальной безопасности. Документ был подготовлен межведомственной рабочей группой по поручению Президента, которое было дано им два года назад на VI Всебелорусском народном собрании. В рабочую группу, работавшую над новой концепцией, вошли представители 34 органов и организаций.
«Данный документ объективно требовал корректировки и адаптации к современным реалиям. Это вызвано процессами и тенденциями в системе международных отношений, которые сформировались более чем за 12 лет ее действия», – отметил Александр Вольфович.
Среди ключевых факторов, ставших основанием для модернизации Концепции национальной безопасности, госсекретарь в первую очередь назвал фактическое переформатирование существующей модели мироустройства. «Сегодня мы видим отчетливые предпосылки к формированию многополярного мира. И это порождает все больше противоречий и кризов. Соединенные Штаты Америки не справляются с ролью мирового жандарма и уже не являются доминантами в глобальной политике, хотя их влияние сегодня так же велико», – заявил он.
Бегство США из Афганистана, их неудавшиеся попытки развалить Сирию, утрата влияния на государства ОПЕК (организация стран – экспортеров нефти) стали катализатором по изменению баланса сил, добавил Александр Вольфович.
Как подчеркнул во время заседания Президент Беларуси Александр Лукашенко, обновленная Концепция национальной безопасности должна быть абсолютно открытым документом. По его словам, в отличие от ряда стран, в том числе постсоветского пространства, где подобные документы носят закрытый характер, в Беларуси ничего прятать не будут.
«Это мое принципиальное требование вы также знаете. Мы прямо и открыто должны заявить о приоритетах, показать мировому сообществу транспарентность нашей политики, надежность Беларуси как ответственного партнера. Но наши партнеры при этом должны знать, что белорусское миролюбие не синоним жертвенности. В случае любой агрессии, как я уже не раз говорил, ответ будет быстрым, жестким и адекватным», – подчеркнул белорусский лидер.
По информации БЕЛТА
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 12 июля 2025 г.
В рамках подготовки к очередному заседанию Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ состоялось совещание экспертов министерств внутренних дел стран Содружества, которые обсудили проекты документов, вносимых на рассмотрение очередного заседания совета. Об этом БЕЛТА сообщили в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ.
В мероприятии приняли участие делегации министерств внутренних дел Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
По результатам работы эксперты обсудили и согласовали проекты документов, в частности, о повышении эффективности сотрудничества МВД стран Содружества в сфере экспертно-криминалистической деятельности, о формировании Межгосударственного информационного банка и путях совершенствования информационного взаимодействия, о проекте Концепции развития информационного взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием (в сфере) информационно-коммуникационных технологий, а также о проекте рекомендаций по нормативному регулированию отношений, связанных с использованием участниками дорожного движения средств индивидуальной мобильности.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 июля заслушал доклад Управляющего делами Президента Юрия Назарова о ходе строительства и реконструкции объектов в Шкловском районе, которые Глава государства посещал в апреле в ходе рабочей поездки в регион.
Речь в первую очередь о строительстве современного агросервиса, реконструкции комбикормового завода и возведении в райцентре нового молокоперерабатывающего предприятия.
Александр Лукашенко ознакомился с ходом строительных работ с борта вертолета, а затем заслушал доклад Юрия Назарова.
«Президенту было доложено о состоянии дел на этих объектах. Завтра мы там проводим большое совещание совместно с облисполкомом. В принципе Президент остался доволен докладом. Потому что мы по тому, что обещали, идем в графиках и сроках», – заявил Управляющий делами Президента журналистам по итогам доклада.
Ранее Александр Лукашенко в ходе рабочей поездки в Шклов ставил задачу сделать там образцово-показательные как отдельно взятые объекты, так и район в целом. Выбор именно на этот район пал потому, что Глава государства лично на протяжении многих лет знает обстановку на данной территории и по каждому отдельному предприятию или объекту. Задача – создать образец для тиражирования в масштабах всей страны. «Мы постоянно говорим, что Беларусь будет развиваться за счет регионов», – подчеркивал Президент, будучи в Шклове.
Управление делами Президента совместно с местными властями в целом ведет работу над восстановлением и развитием в районе целого ряда базовых организаций, наличие и эффективную работу которых Александр Лукашенко требует обеспечить фактически в каждом районе. Например, в сфере ответственности облисполкома такие организации, как сельхозхимия и строительная ПМК. Последняя как раз привлечена к реконструкции комбикормового завода.
Юрий Назаров доложил о том, как Управление делами ведет работу на объектах, которые сформируют базу для создания образцово-показательного района.
Новый агросервис создается практически с нуля. Часть прежних зданий на имеющейся площадке были снесены, чтобы создать современные условия для обслуживания и ремонта сельхозтехники.
Комбикормовый завод после реконструкции будет готов принимать сырье уже в ближайшее время, когда начнется массовая уборка зерновых. «Мы модернизировали оборудование. Самое главное, что мы сделали там - восстановили емкости для хранения зерна, – рассказал Юрий Назаров. – Сегодня этот объект будет работать не только на наши предприятия, входящие в состав холдинга (речь о холдинге «Купаловское». – Прим.). Этот объект по сути будет работать на Шкловский район – обеспечивать кормами поголовье животных».
Что касается строящегося молокоперерабатывающего завода, это будет абсолютно новое производство. Уже проведена предоплата за оборудование для завода и есть уверенность, что оно будет поступать в те сроки, когда под него будут готовы соответствующие площадки. Для обеспечения полной загрузки предприятия сейчас ведутся работы над повышением продуктивности молочного стада.
11 июля 2025 г. Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Наталья Кочанова провела встречу с председателями местных Советов депутатов областного, базового и первичного территориальных уровней Брестской и Гродненской областей.
На повестке дня – вопросы торгового обслуживания населения в поселках и деревнях, функционирование детских садов и школ за пределами больших городов, соблюдение антикоррупционного законодательства в регионах.
В мероприятии также приняли участие председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Леонид Заяц и заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству, председатель Брестского областного Совета депутатов Игорь Брилевич.
В преддверии мероприятия спикер в беседе с журналистами отметила: «Такие встречи с депутатами всех уровней в нашей стране для Совета Республики стали традиционными. Это наша функциональная обязанность в соответствии с Конституцией, законом о Национальном собрании и Директивой Президента № 11, согласно которой мы должны координировать работу депутатского корпуса. С председателями районных и городских Советов депутатов мы договорились о том, что они будут проводиться раз в квартал, и тогда мы сможем обмениваться мнениями о событиях, происходящих в каждом регионе, там могут быть озвучены вопросы, касающиеся деятельности республиканских органов управления, чтобы получить квалифицированные ответы и абсолютно правильно донести их до населения».
Наталья Кочанова акцентировала, что Гродненская и Брестская области выбраны для более детального рассмотрения вопросов, которые касаются торгового обеспечения этих регионов. «Также важно обсудить ситуацию в системе дошкольного и среднего образования, потому что это очень важно, особенно в сфере функционирования в сельской местности. Кроме того, поднимем вопросы, касающиеся правоохранительных органов. На встречу приглашены руководители республиканских органов управления в этих сферах деятельности, которые компетентны в этих вопросах. Депутаты в свою очередь смогут задать вопросы, касающиеся своих районов, городов, деревень. Важность таких встреч состоит также в решении одной из основных задач, которую поставил перед нами Президент, – это региональное развитие нашей страны. Мы органы территориального представительства. Члены Совета Республики работают во всех регионах, поэтому для нас очень важно, чтобы каждый уголок в нашей стране был благоустроен, чтобы людям здесь жилось комфортно, чтобы были все возможности для реализации самых первостепенных потребностей. Прежде всего это медицинское и торговое обеспечение, состояние дорог и всё то, что касается жизнедеятельности человека. И если раньше раз в квартал мы собирали депутатов в Минске, то сейчас мы приняли совместное решение проводить вот такие выездные заседания. Конечно, пригласить всех сразу не представляется возможным, так как в стране порядка 12 600 депутатов, поэтому мы делаем это вот в таком формате», – пояснила Председатель Совета Республики.
В ходе встречи Наталья Кочанова подчеркнула важность развития регионов, отметив: «Мы должны развивать регионы. Это ключевое». Спикер акцентировала внимание на том, что в Зельве царят красота, чистота и уют, и добавила: «Нам надо достичь того, чтобы люди сюда хотели ехать, чтобы приехали по распределению и здесь остались».
Наталья Кочанова также рассказала о достигнутых результатах в решении вопросов, касающихся жилья: «Те решения, которые мы с вами когда-то обсуждали по жилью, сегодня решены. Глава государства поддержал инициативы по предоставлению преференций при строительстве жилья в населенных пунктах с численностью 20 тысяч и менее, возможности выкупа арендного жилья. И эта тенденция будет продолжаться. В этих вопросах мы должны с вами двигаться дальше».
В ходе обсуждения были рассмотрены и другие актуальные вопросы, такие как торговое обеспечение, система образования и деятельность правоохранительных органов. Участники встречи выслушали доклады заместителя Министра антимонопольного регулирования и торговли Светланы Короткевич, председателя Белорусского республиканского союза потребительских обществ Инессы Короткевич, заместителя Министра образования Александра Кадлубая, заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь, генерал-майора юстиции Сергея Хмарука.
«В следующий раз мы пригласим Министра архитектуры и строительства, Министра транспорта, Министра здравоохранения, что очень важно для нас – функционирование фельдшерско-акушерских пунктов и медицинское обслуживание населения», – добавила Наталья Кочанова.
Председатель Совета Республики заверила депутатов: «Мы делали и будем делать все для того, чтобы создать нормальные условия для жизни людей». Спикер напомнила о задаче, поставленной Президентом: «Один район – один проект». Кроме того, Наталья Кочанова подчеркнула, что нельзя забывать о социальных гарантиях для граждан: получение качественных медицинских услуг, образования, обеспечение всеми товарами, необходимыми для жизнедеятельности.
Таким образом, работа над развитием регионов остается приоритетом, и члены Совета Республики готовы к дальнейшим шагам в этом направлении.
По окончании встречи Председатель Совета Республики Наталья Кочанова возложила цветы к мемориалу в деревне Сынковичи на Аллее сожженных деревень. Участники мероприятия почтили память более 5 тысяч мирных жителей, зверски уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны.
По сообщению
официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 июля заслушал доклад Министра по чрезвычайным ситуациям Вадима Синявского о ходе работ по устранению последствий стихии, прошедшей по стране 9 и 10 июля, и восстановлению нормальной жизнедеятельности в наиболее пострадавших регионах.
К таким регионам, по данным МЧС, относятся Могилев (там были обесточены 5 линий электропередач напряжением 110 кВт из-за чего вышла из строя Могилевская ТЭЦ-2 и временно приостановило работу «Могилевхимволокно»), Городокский и Оршанский районы Витебской области, Смолевичский и частично Борисовский районы Минской области.
Министр подробно и обстоятельно проинформировал Главу государства о проведенной работе и сложившейся на данный момент оперативной обстановке. В частности, были проведены работы по расчистке улично-дорожной сети, устранению подтоплений, обеспечению работы транспортной инфраструктуры, восстановлению домов.
Президент, заслушав доклад, поручил МЧС во взаимодействии с министерствами энергетики, ЖКХ, другими заинтересованными оперативно решить вопросы, связанные с восстановление нормальной жизнедеятельности в пострадавших регионах. В первую очередь это касается восстановления электроснабжения, прежде всего – в Могилеве. Кроме того, необходимо сосредоточить усилия на оперативной ликвидации последствий в лесном хозяйстве и в домовладениях, обеспечив, где это надо, возмещение гражданам имущественного ущерба.
Вадим Синявский подчеркнул, что все ветви власти работают в тесной связке по ликвидации последствий стихии. Силовые и военизированные структуры выделяли для этого дополнительные силы. Налажено межведомственное взаимодействие, работа с местными органами власти и предприятиями. На уровне облисполкомов действуют комиссии по чрезвычайным ситуациям, которые уполномочены принимать в том числе финансовые и экономические решения. На уровне райисполкомов принимаются решения по привлечению населения, техники, субъектов хозяйствования для своевременного выполнения задач на местах. «Никаких вопросов, связанных с обеспечением стройматериалами и другим имуществом для оперативного решения вопросов по ликвидации последствий стихии, нет», – заверил Министр.