В СНГ на экспертном уровне согласован проект Соглашения об образовании Координационного совета в сфере судебно-экспертной деятельности
7 февраля 2023 года в Минске прошло дополнительное заседание экспертной группы по согласованию проекта Соглашения об образовании Координационного совета государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере судебно-экспертной деятельности и Решения Совета министров иностранных дел СНГ по данному вопросу.
В режиме видеоконференцсвязи в заседании приняли участие представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Исполнительного комитета СНГ.
С учетом замечаний, поступивших по результатам внутригосударственного согласования, участники встречи доработали и согласовали на экспертном уровне проекты документов. Исполнительному комитету СНГ предложено направить материалы дополнительного заседания экспертной группы в государства – участники Содружества для завершения внутригосударственного согласования.
Напомним, что основной целью развития партнерских отношений в сфере судебно-экспертной деятельности в государствах – участниках СНГ является дальнейшее решение задач по защите прав и свобод граждан и интересов своих государств посредством проведения объективных научно обоснованных экспертиз и экспертных исследований.
Проект Соглашения об образовании Координационного совета в сфере судебно-экспертной деятельности предусматривает утверждение Положения о Совете, который как орган отраслевого сотрудничества СНГ предназначен в рамках своей компетенции для обеспечения организации и координации взаимодействия органов судебных экспертиз в судебно-экспертной деятельности и конструктивного сотрудничества с международными организациями и их структурами.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве состоялось заседание экспертной группы по согласованию проекта Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров государств – участников СНГ. Об этом БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ.
Проект стратегии разработан Министерством транспорта Таджикистана при сотрудничестве с Экономической и социальной комиссией ООН для стран Азии и Тихого океана и Европейской экономической комиссией ООН в рамках реализации концепции председательства Таджикистана в Содружестве Независимых Государств в 2025 году и определяет цели и тенденции развития транспортной системы на пространстве СНГ.
В мероприятии приняли участие представители профильных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, полномочные представители Казахстана и Кыргызстана в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также представители Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств СНГ, Дирекции Совета по железнодорожному транспорту стран Содружества и Исполнительного комитета СНГ.
По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания полностью одобрили проект стратегии, доработанный с учетом поступивших замечаний стран СНГ, и приняли решение внести проект документа на рассмотрение высших органов СНГ в установленном порядке.
По информации БЕЛТА
В Минске недавно состоялись два знаковых события: IV Евразийский экономический форум и заседание Высшего Евразийского экономического совета. В них участвовали главы всех пяти государств, входящих в союз (Армении – в онлайн-режиме), около трех тысяч высших должностных лиц, руководителей бизнеса, ученых-экономистов из трех десятков стран. Подвели итоги исполнения Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, наметили новые рубежи взаимодействия.
Показатели единого рынка
Как отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко, за время существования ЕАЭС более чем в два раза увеличился товарооборот стран-участниц и на 37 % объем внешней торговли. Совокупный ВВП вырос почти на 18 %, промышленное производство – на 30 %, объем продукции сельского хозяйства – на 25 %, грузооборот – на 10 %, объем инвестиций – более чем на 40 %. Во многом это следствие беспошлинной трансграничной торговли, применения единых норм права, беспрепятственных взаиморасчетов в национальных валютах, свободного трудоустройства граждан, признания документов об образовании и других интеграционных инициатив.
ЕАЭС сегодня вместе с государствами-партнерами – это пятая часть населения мира и самое большое объединение по территории, где сосредоточена четверть разведанных полезных ископаемых. А по добыче нефти союз занимает первое место в мире, природного газа – второе.
Владимир Путин добавил, что утверждена концепция формирования общего финансового рынка союза. Созданы Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Заметные успехи достигнуты в сопряжении национальных систем платежей и банковских карт.
Однако вклад ЕАЭС в мировой ВВП еще невелик, что требует существенно интенсифицировать сотрудничество.
Поезда и спутники
План дальнейшего развития под девизом ЕАЭС 2.0 предложила Беларусь. В нем обозначены основные направления развития интеграционного объединения. Их диапазон – от космических и информационных технологий до повышения уровня жизни граждан. Эта программа является продолжением инициативы, изложенной в начале года в обращении Александра Лукашенко к главам государств ЕАЭС в качестве председателя экономического союза. Беларусь заявила о необходимости кооперации по базовым направлениям, таким как электротранспорт, микроэлектроника, робототехника, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы, чтобы создать уникальный евразийский продукт, от самолетов и поездов до цифровых решений и искусственного интеллекта. Важнейшим преимуществом является единый рынок, доставшийся странам «пятерки» в наследство от СССР, и этот рынок ни в коем случае нельзя потерять.
Каждому – свою нишу
Что же нового предполагается в развитие достигнутого? Вместо конкуренции в производстве одних и тех же товаров логичнее сосредоточиться на взаимодополнении национальных экономик, встраивании в производственные цепочки, формируя общие товарные предложения для рынка ЕАЭС и экспорта.
Типичный пример – производство широкой гаммы колесных тракторов, карьерной техники в Беларуси. Это создавалось в расчете на рынок всего СССР и вполне способно удовлетворить запросы стран «пятерки». Так надо ли создавать где-то дублирующие мощности?
В числе реальных катализаторов роста национальных экономик и союзного потенциала – сфера услуг, на которую приходится половина совокупного валового внутреннего продукта ЕАЭС. Это и развитие интегрированных евразийских транспортно-логистических коридоров, и формирование общего финансового рынка. В версии ЕАЭС 2.0 неизбежно создание единой цифровой платформы для бизнеса, развитие электронной торговли, использование больших данных – эти направления помогут повысить эффективность экономик. Предполагается создание новых рабочих мест, условий для управляемой трудовой миграции, получения образования и медпомощи, развития взаимного туризма.
По примеру Союзного государства
В ряде случаев потребуется объединить научный, инженерный, финансовый потенциалы, как это делается в Союзном государстве, где в течение 25 лет реализуются совместные программы научно-технического развития, отметил на форуме в Минске Госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев. Благодаря программам созданы новые сферы деятельности и отрасли экономики. Возможности экономического роста в ЕАЭС также огромные, заявил Госсекретарь. Наличие общего рынка, отсутствие торговых и таможенных барьеров позволяют сконцентрироваться на вопросах развития. У государств ЕАЭС близкие экономические приоритеты, общее понимание конкурентных преимуществ. Сергей Глазьев высказал убеждение, что стратегия опережающего развития, которую год назад было предложено положить в основу ключевых направлений экономического развития ЕАЭС до 2035 года, вполне реалистична. Она предполагает выход единого евразийского экономического пространства на темпы роста не ниже, чем в Китае и Индии.
Торговля и услуги по единым правилам
Многое из того, что обсуждали участники форума, нашло отражение в принятых документах. Так, отмечено, что позиции Евразийского экономического союза на международной арене значительно укрепились. Об этом говорит и подписание в Минске соглашений об экономическом сотрудничестве с Объединенными Арабскими Эмиратами и Монголией.
Также лидеры стран ЕАЭС проинформированы о развитии маркировки товаров, принят доклад о реализации планов либерализации по отдельным секторам услуг в ЕАЭС, определены основные направления экономического сотрудничества в сфере спорта, подведены итоги соблюдения Правил регулирования торговли услугами за 2023–2024 годы, одобрены меры по совершенствованию правового регулирования в различных отраслях.
Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета пройдет в декабре в Санкт-Петербурге. Предполагается, что там представят план мероприятий дальнейшего развития интеграции в рамках ЕАЭС.
ДОСЛОВНО
Александр Лукашенко:
– Наступает время ЕАЭС 2.0. Нам нужно ставить перед собой новые, более серьезные задачи и их реализовывать, создавать условия для спокойной жизни наших народов.
Владимир Путин:
– Евразийскому союзу исполнилось десять лет. За это время он по праву утвердился в числе одного из ключевых центров глобального развития.
Владимир Яковлев, « Союз. Беларусь-Россия», 11 июля 2025 г.
Заседание экспертной группы по разработке проекта протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения состоялось в штаб-квартире Содружества Независимых Государств. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ.
В заседании участвовали представители Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Исполнительного комитета Содружества и Секретариата МПА СНГ.
Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения было принято в 1992 году и является основополагающим международным договором межгосударственного сотрудничества в области здравоохранения в рамках Содружества Независимых Государств. Практика применения соглашения в течение более 30 лет показала, что ряд его норм требует изменений и дополнений с учетом современных реалий и прогресса в развитии систем здравоохранения.
В ходе встречи эксперты рассмотрели замечания и предложения к проекту протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение, поступившие от ряда государств.
С учетом представленных поправок, которые составляют более половины текста действующего документа, эксперты пришли к пониманию о целесообразности разработки новой редакции соглашения и в целом согласовали его текст. Вместе с тем ряд положений проекта документа требует дополнительного обсуждения с учетом мнений государств – участников СНГ, которое было решено провести в четвертом квартале этого года.
По информации БЕЛТА
Целевики – это гарантия для регионов и подготовки высококвалифицированных кадров. Таким мнением с журналистами поделилась вице-премьер Наталья Петкевич во время посещения Витебского государственного медицинского университета, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
Отвечая на вопрос о повышенной доле целевой подготовки в медицинских вузах, Наталья Петкевич подчеркнула важность этого механизма как инструмента связи практики и образования.
«Целевая подготовка – достаточно интересный и очень важный инструмент с точки зрения подготовки кадров, потому что это реализация той непосредственной задачи, когда есть связь уже сразу, на этапе подготовки будущего специалиста, между практикой и образованием, – отметила вице-премьер. – Организация, заинтересованная в том или ином специалисте, направляет своего представителя, понимая, что параллельно это будет и практико-ориентированное образование, и человек получит гарантированное рабочее место».
По ее словам, в медицинской сфере целевая подготовка особенно востребована по двум причинам: практикоориентированность и постоянная потребность в кадрах.
«Во-первых, это один из тех видов специальностей, где практикоориентированность нужна более чем. Люди, приходящие сюда, должны четко понимать, что они к этому готовы и смогут реализоваться как специалисты, которые на практике применяют полученные знания. Во-вторых, в этой сфере практически всегда существуют вопросы нехватки кадров из-за старения населения, углубления каких-то видов заболеваний и так далее», – пояснила Наталья Петкевич.
Она также опровергла распространенное мнение о том, что целевики – это абитуриенты с низкими баллами.
«Есть определенное предубеждение, что целевики – это те, кто по общему конкурсу не проходит. На самом деле требования высоки: для участия в конкурсе нужен средний балл не ниже 7. Мы проанализировали состав абитуриентов, и это ребята с баллами 9,1–9,2. Есть и с баллами 8. Это очень высокоподготовленные абитуриенты, которые осознанно идут в специальность», – подчеркнула она.
Вице-премьер добавила, что конкурс на целевые места высок: по стране их в этом году более 6,6 тыс., а соотношение количества мест к количеству поданных заявлений составляет 1 к 10. При этом государственная комиссия строго следит за соблюдением всех процедур и недопущением нарушений. «Сегодня законодательные основания, которые созданы для целевиков, дают уверенность, что это будут хорошо подготовленные специалисты. Обязательно введен конкурс. Если нет конкурсной основы, место передается для распределения на общих основаниях. Целевая подготовка – это подготовка высококвалифицированных специалистов, даже, наверное, более определенных в своем выборе», – заявила Наталья Петкевич.
По информации БЕЛТА
Заседание экспертной группы по доработке и согласованию проекта Положения о международных туристических мероприятиях государств – участников Содружества Независимых Государств состоялось 9 июля.
В заседании участвовали представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Исполнительного комитета СНГ.
В ходе встречи эксперты доработали и согласовали документ. Было решено внести его в установленном порядке на рассмотрение Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств.
Проектом Положения предусмотрено, что Международные туристические мероприятия стран СНГ будут проводиться в форме выставок (ярмарок), конкурсов, форумов, семинаров, конференций, в том числе научной (научно-практической), образовательной направленности в области туризма и гостеприимства.
Их организаторами могут выступать органы государственной власти в области туризма государств – участников Содружества. Они будут обеспечивать проведение Международных туристических мероприятий самостоятельно либо привлекать для этих целей соорганизаторов.
Организаторы будут формировать программу мероприятия, определять объекты его проведения, категории участников, условия их участия, а также принимать меры по распространению информации о нем.
В проекте Положения также прописан порядок организации Международных туристических мероприятий и участия в них представителей стран СНГ.
По информации БЕЛТА