07.02.2023
Служба «одно окно» – итоги 2022 года
Приоритетами в деятельности любого государства являются защита прав и законных интересов граждан, повышение качества их жизни.
Одной из принятых мер для достижения данных задач является создание служб «одно окно», деятельность которых направлена на создание более доступной и понятной для граждан процедуры взаимодействия с государственными органами.
Основными задачами службы «одно окно» являются:
- прием заявлений от граждан и юридических лиц;
- консультирование по административным процедурам;
- направление запросов и оформление пакета документов, необходимых для подготовки проектов решений;
- выдача справок из имеющихся баз данных, уведомление граждан и юридических лиц о принятых решениях.
В 2022 г. в республике были организованы две новые службы (г.г. Фаниполь и Заславль), администрацией Московского района г. Минска открыт филиал в ТЦ «Столица». Во многих службах оборудованы детские уголки, сделан ремонт в помещениях, в которых располагаются, а некоторые размещаются в новых зданиях или помещениях. Эти меры принимаются местными исполнительными и распорядительными органами в целях создания комфортных условий для граждан.
Как свидетельствует статистика, за 2022 г. в службы «одно окно» подано 1 126 220 заявлений, что на 57 281 заявлений больше, чем в 2021 г.
Министерством юстиции, главными управлениями юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов осуществляется общая координация деятельности служб «одно окно», в том числе на постоянной основе:
-
проводятся мониторинги в службах «одно окно» регионов, в том числе с применением формата «тайный посетитель», по результатам которых в адрес местных исполнительных и распорядительных органов направляются рекомендации по совершенствованию деятельности служб. Мониторинги служб «одно окно» регионов проводятся выборочно.
В 2022 г. представителями Министерства юстиции проведен мониторинг 44 служб «одно окно» (Брестская область – 9, Витебская область – 4, Гомельская область – 6, Гродненская область – 5, Минская область – 12, Могилевская область – 8).
-
организовываются областные и республиканские семинары по вопросам деятельности служб «одно окно, проводятся обучающие мероприятия в целях повышения квалификации работников служб «одно окно», для обсуждений наиболее острых вопросов, возникающих на практике.
Следить за деятельностью служб «одно окно» можно на официальных сайтах исполкомов, в средствах массовой информации (газеты, телевидение), социальных сетях (Facebook, Одноклассники, Instagram) и в мессенджере Telegram главных управлений юстиций.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
(фото – официальный портал Министерства юстиции)
Министерство юстиции Республики Беларусь обеспечило подписание «IV Большого» Протокола в рамках Высшего Евразийского экономического совета
27 июня 2025 г. в Минске состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием глав государств – членов Евразийского экономического союза.
В 2025 году Республика Беларусь приняла эстафету председательства в органах ЕАЭС уже в третий раз.
Высший Евразийский экономический совет – это высший орган ЕАЭС. Он состоит из глав государств – членов ЕАЭС: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация.
Заседания Высшего Евразийского экономического совета проводятся не реже одного раза в год, его решения принимаются консенсусом.
На заседании Высшего Евразийского экономического совета главами государств – членов Евразийского экономического союза был подписан «IV Большой» Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
«IV Большой» Протокол – это результат кропотливой работы Сводной рабочей группы по совершенствованию положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Координатором работы всех государственных органов Беларуси по подготовке текста «IV Большого» Протокола в рамках деятельности Сводной рабочей группы выступило Министерство юстиции Беларуси.
В IV Большом» Протоколе раскрываются вопросы технического регулирования, обеспечения единства измерений, конкурентной политики, регулирования государственных закупок.
Главные цели документа – устранение пробелов в правовом регулировании и техническая корректировка положений Договора о Евразийском экономическом союзе.
Подписание «IV Большого» Протокола знаменует собой важный шаг на пути к динамичному и перспективному развитию системы права ЕАЭС в целом и является показателем высокой оценки той деятельности, которая проводится в рамках Сводной рабочей группы.
Впереди также предстоит большая работа по реализации положений «IV Большого» Протокола, но уже сейчас можно констатировать, что ЕАЭС сделал очередной большой шаг на пути к главной цели – созданию мощного и эффективного экономического союза.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Цифровизация, электронная система обмена информацией. Что обсуждал Совет министров юстиции стран СНГ
В Минске прошло 19-е заседание Совета министров юстиции государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ), передает корреспондент
БЕЛТА.
Перед началом заседания участники мероприятия возложили венок и цветы к монументу Победы. «Сегодня было рассмотрено значительное количество вопросов, среди которых обновление правовой основы для взаимодействия между министерствами юстиции стран содружества, новое соглашение о взаимодействии между нашими ведомствами, обсуждались вопросы цифровизации, вопросы, связанные с безбумажным взаимодействием между нашими органами – упрощение процедур оказания правовой помощи между государствами, оказания правовой помощи гражданам и субъектам хозяйствования из наших стран. Важным вопросом в контексте 80-летия Победы в Великой Отечественной войне явилось сохранение исторической правды и памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны», – рассказал Министр юстиции Евгений Коваленко.
Разработан также ряд проектов, работу над которыми ведомства продолжат в последующие годы. «Сегодня речь шла об активной работе по цифровизации деятельности органов загса – это и оцифровка старых записей, и создание новых информационных систем, и взаимодействие между различными системами для того, чтобы граждане в наиболее удобном формате получали соответствующие государственные услуги, начиная, например, с регистрации рождения ребенка до постановки его на учет в сад или получения пособий. Это все должно проходить в удаленном интерактивном режиме с применением самых новых и современных информационных технологий. Каждое государство из наших участников имеет свои интересные наработки. Сегодня, в частности, говорилось о проводимой в Беларуси правовой политике, политике в сфере подготовки нормативных правовых актов. Мы представляли белорусский опыт по урегулированию этих отношении, говорили о подготовленном проекте Закона «О внесении изменений в Закон о нормативных правовых актах Республики Беларусь», об утвержденной главой нашего государства концепции правовой политики. Эти наработки представляют значительный интерес для наших коллег-нормотворцев из министерств юстиции других государств – участников СНГ», – проинформировал руководитель ведомства.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко отметил эффективную работу Совета министров юстиции. «В этом году мы отмечаем юбилей – на протяжении 20 лет этим Советом рассматриваются абсолютно предметные вопросы, которые позволяют осуществлять слаженную работу в плане оказания юридической помощи нашим гражданам, обменяться опытом и оптимизировать процедурные аспекты, которые идут во благо правового сотрудничества между нашими странами. Очень важно, что юбилейное заседание проходит в знаковый для всех наших стран год – Год 80-летия Великой победы, которую одержала наша большая страна в этой страшной войне. В повестке дня заседания был вопрос, где министры юстиции поделились, как в их странах отметили этот великий праздник, соответственно, мы наметили конкретные совместные пути по борьбе с фальсификацией истории для того, чтобы нам отстоять правовое наследие Великой Победы, отстоять не только в нынешнем ключе, но и перед будущими поколениями, это важнейший элемент правовой работы. Страны видят это и будут проводить в этом направлении соответствующую деятельность», – подчеркнул первый заместитель генсека.
Он отметил, что созданная базовая организация действительно объединила адвокатское сообщество в рамках Содружества Независимых Государств. «Ведется четкая методичная работа по налаживанию необходимой правовой помощи, которая оказывается в странах, внедряются в деятельность лучшие практики. На заседании мы обсуждали также вопросы, связанные с цифровизацией работы всей системы юстиции в странах. Одни страны более продвинулись в этом направлении, другие еще наверстывают, но вместе с тем намечен конкретный план действий по цифровизации и, самое главное, по цифровизации нашего взаимодействия в плане реализации конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, т.е. в конкретных прикладных аспектах, которые позволят облегчить и создать необходимую правовую помощь гражданам наших стран. В рамках встречи было рассмотрено 13 абсолютно прикладных и конкретных вопросов, которые позволят в дальнейшем развивать наше взаимодействие», – констатировал Игорь Петришенко.
По итогам заседания совета была подписана концепция создания Единой электронной системы обмена информацией между министерствами юстиции государств – участников СНГ и дорожной карты по ее реализации.
По информации
БЕЛТА
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
Законом скорректирован субъектный состав лиц, оказывающих риелторские услуги от имени риелторской организации. Упраздняется институт агентов по операциям с недвижимостью и закрепляется, что оказывать такие услуги вправе исключительно риелторы.
Замминистра отметил, что этот вопрос очень горячо обсуждался, дискутировался. «Мы считаем, что позиция, которая была предложена Министерством юстиции, регулятором, является обоснованной и правильной. Данные изменения вызваны тем, что действующая система оказания услуг требует коренной перестройки», – отметил он.
Причиной этого видится формальное закрепление риелторов за договорами оказания риелторских услуг и самоустранение этих специалистов от выполнения своих обязанностей. Об этом говорят результаты рассмотрения письменных и устных обращений граждан, заметил Николай Старовойтов. «Вместо риелтора, к сожалению, потребителя на всех этапах сделки сопровождали агенты, игнорируя законодательство, причем превышая свои полномочия. Многие агенты не владеют знаниями в полной мере и предоставляют некомпетентные разъяснения, используют в работе практику понуждения к оплате риелторских услуг и т.п.», – пояснил он.
В Минюсте уверены, что это существенно влияет на имидж агентств, снижает уровень доверия населения. В связи с этим нормы закона, закрепляющие полномочия по оказанию риелторских услуг, можно оценить как обоснованную необходимость, направленную на повышение качества риелторских услуг. Уже сейчас агенты по операциям с недвижимостью активно и успешно сдают экзамены в Министерстве юстиции, пополняя ряды аттестованных специалистов. Впереди еще год переходного периода, в течение которого агенты, желающие стать или приобрести статус риелтора, имеют право это сделать.
Для повышения персональной ответственности риелторов за качество выполняемой работы предусматривается обязанность прохождения аттестации для подтверждения своей квалификации. Процедура аттестации не предполагает собой сдачу экзамена, а будет проводиться в форме собеседования, отметил замминистра. Для лиц, которые добросовестно выполняют свои обязанности, это не станет препятствием для дальнейшей работы. С тех риелторов, которые нарушают закон, конечно же, на аттестации будет серьезный спрос.
Кроме того, расширены полномочия риелторской организации по получению необходимой для оказания услуг информации, что позволит повысить уровень защищенности имущественных интересов потребителей.
По информации
БЕЛТА