Совещание о доработке Программы социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы
Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 ноября собрал совещание о доработке Программы социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы.
В начале совещания Глава государства высказался о ситуации на белорусско-литовской границе.
«Хочу заявить: мы готовы к открытию границы давно. Мы ее не закрывали. В течение нескольких часов она с нашей стороны может возобновить свою работу. Пограничники в целом к этому готовы», – отметил Президент.
Глава государства рассказал, что в ходе состоявшегося на днях доклада Председателя Госпогранкомитета было доложено о ситуации и о том, что Литва хотела бы разрядить сложившуюся ситуацию. «На что я ему ответил: если Литва хочет – мяч на ее стороне. Пожалуйста, открывайте границу, будем работать и сотрудничать, как это было до сих пор», – заявил Президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что народ Литвы не имеет никакого отношения к решению властей своей страны о закрытии границы с Беларусью. «Даже не хочу говорить, по каким причинам. Сегодня мы знаем реакцию литовского народа – граждан Литвы, бизнеса – на эти действия. Естественно, властям Литвы пришлось шевелиться и предпринимать какие-то меры, – сказал Президент. – Как обычно, они решили мышковать и еще раз попытаться нас наклонить и обвинить в этих не то «шариках» (запуске метеорологических зондов с контрабандой сигарет. – Прим.), не то еще чем-то. Хотя исчерпывающий ответ на этот вопрос был дан. И расследованием наших органов, да и Литвы подтверждается, кто занимается этим сигаретным бизнесом, кто эти «шарики» перекидывает и так далее».
«Понимая, что вокруг закрытия границы сложилась непростая ситуация, они (литовская сторона. – Прим.) попытались с межгосударственного уровня перенести решение вопроса на уровень пограничной заставы. Они, я это называю мышкованием, обратились в Лидский пограничный отряд (не в государственный орган, не в МИД, не в Правительство) с не то просьбой, не то требованием открыть границу. На участке там два погранперехода у нас работают. На одном из участков открыть границу. «Мы (литовская сторона. – Прим.) якобы будем эвакуировать какие-то автомобили…» – рассказал Глава государства.
«Я даже не дослушал этот доклад. Сказал: хорошо, как только будут готовы эвакуировать, договорятся с нашей стороной… У нас же там ни таможенников фактически на пункте пропуска, ни пограничников. Закрыли – закрыли. Наши службы перераспределены на другие участки – это было мое решение. Будут готовы (в Литве. – Прим.) – будем договариваться. Хотите эвакуировать – эвакуируйте», – заявил белорусский лидер.
В связи с этим органы внутренних дел на протяжении всего предыдущего дня по заданию Александра Лукашенко и под руководством Госсекретаря Совбеза все литовские автомобили собрали на пунктах перехода и взяли их под охрану. «Чтобы нас потом не обвинили, что мы там что-то плохое сделали. Взяли их под охрану. Хотят эвакуировать, что же, будем договариваться», – сказал Президент.
«Автомобили собраны, стоят под охраной. Те, кто их охраняет, попросили, по-моему, 120 евро за сутки. Заплатили за охрану. Сколько суток будут стоять – умножить на 120 евро, – платите, забирайте автомобили с грузом. Если в ближайшие несколько дней этого не будет сделано, мы примем решение, как МИД заявил, в соответствии с нашими законами. Вплоть до конфискации этих автомобилей. Они не могут болтаться на дорогах – 1100 или 1200 огромных фур, которые стояли где-то там на дороге», – обратил внимание Глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что дал отдельное поручение в отношении водителей большегрузов. «Люди мучились, водители мучились. Я дал указание, чтобы водителей не обижали. Они ни в чем не виноваты. Грузополучатели в Литве тоже ни в чем не виноваты. Пусть обращаются к своим властям в Литве для решения этих вопросов. Поэтому водителей мы доставим прямо в пункт пропуска на границу. Посмотрите, чтобы там не обидели водителей, – поручил Президент. – Не хотят они уезжать – могут ночевать в своих автомобилях, как они это делали на дороге, или же в гостиницах. Мы обеспечить водителей должны всех – 1100 или 1500 человек – всех надо обеспечить всем необходимым. Чтобы люди были накормлены, могли умыться и прочие надобности».
«Будут эвакуировать – пусть эвакуируют. Это не наши вопросы. И вообще-то мы, наверное, почти ничего не возим через эту границу в связи с санкциями. Только какие-то виды товаров, которые очень-очень нужны тем же литовцам или полякам. Очень-очень нужны – заказали, мы отвезли. Не заказали – мы туда не везем. А с казахами, россиянами, китайцами, другими странами им (Литве. – Прим.) придется очень серьезно не просто объясняться, а разбираться. Потому что так никто не поступает», – подчеркнул белорусский лидер.
«Обо всем остальном мы еще поговорим в ближайшее время на переговорах с делегацией Соединенных Штатов Америки. Чувствую, что без них тут не обошлось», – добавил Александр Лукашенко.
На совещании Президенту представили два проекта программы социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы.
Советом Министров с заинтересованными представлен проект программы пятилетки, который содержит пять приоритетов. «Далее, как докладывает Правительство, он развернут, конкретизирован в соответствующих проектах госпрограмм, региональных планов и целевых индикаторов», – отметил Глава государства.
«Но, как говорится, одна голова хорошо, а две – лучше. Делегаты Всебелорусского народного собрания выразили желание активно поучаствовать в доработке документа. Я такую инициативу поддержал, поручил привлечь к этой работе наших ведущих экономистов и людей, которые выскажут свое мнение. Рабочая группа из числа делегатов, имеющих значительный опыт и компетенции в различных сферах, создана. Ее возглавил Председатель Правления Национального банка, вчерашний Премьер-министр (Роман Головченко. – Прим.)», – сказал Александр Лукашенко.
Как было доложено Главе государства, рабочая группа во взаимодействии с Правительством сформировала обновленный проект программы, но уже из восьми приоритетов.
Александр Лукашенко обозначил ряд вопросов к актуализированной версии.
О содержательности разделов
Глава государства отметил, что предлагаемые индикаторы (задания) – это своего рода обязательства перед людьми. Значит, они должны быть подкреплены конкретными действиями (задачами) и, самое главное, финансированием.
Об обоснованности и взаимосвязанности оцифрованных заданий
«Например, существенный миграционный прирост (где-то мы аж записали цифру 100 тыс. человек). Говорит ли это о том, что мы не в состоянии развить внутренний трудовой потенциал и взять наконец-то под контроль рациональное размещение производительных сил равномерно по всей стране? А это надо делать. И начинать, я уже много раз говорил, надо с жилья – строить жилье там, где это нужно для экономики», – сказал Глава государства.
«Более того, какие категории мигрантов входят в это число? Напоминаю, у нас принято очень жесткое законодательство об их привлечении в страну. Этого требовали наши люди, обещая, что производительность труда будет гораздо выше», – заметил Александр Лукашенко.
«Но, скажу вам откровенно, пролетев полстраны за эти праздничные дни, я увидел, что наши люди умеют работать. Даже в Гомельской области (не перехвалить бы Ивана Крупко) придраться не к чему, – отметил Президент. – Если мы взялись за Полесье, его надо привести в нормальное состояние, как это в лучших хозяйствах у полешуков. Неплохо работают. Это говорит о том, что поняли, что лучше работать на тракторе, чем воевать, как в соседней Украине. Но надо все это довести до ума».
Президент напомнил, что недавно обращал внимание на совещании по прогнозу развития на 2026 год, что если кто-то предлагает более напряженные целевые задания, то он за это. «Но грамотно обоснуйте подходы. Не просто: «Вот, мало, давайте больше!». Все должно быть обосновано и финансово просчитано. Но и занижать нельзя», – ориентирует Глава государства.
О включении в проект программы приоритета по укреплению обороноспособности
Александр Лукашенко заявил, что при всей архиважности данная тема имеет свою специфику, относится к военной политике, стратегии и обороне: «По сути, это про необходимый контур безопасности, обеспечивающий мирное и спокойное социально-экономическое развитие страны».
«Если человек не будет чувствовать за спиной военную мощь, трудно будет говорить об экономике. Поэтому логика вроде в связи с событиями, которые развиваются за пределами нашей страны, есть. Но при этом надо учитывать, что это отдельный вопрос – вопрос национальной безопасности, который мы рассматривали», – заметил белорусский лидер.
Об отсутствии консенсуса
Александр Лукашенко назвал этот пункт важным, констатировав отсутствие консенсуса между рабочей группой и Правительством.
«В результате сегодня на моем столе два варианта программы. Совет Министров докладывает, что включил в свою версию все свежие и полезные предложения группы. Ее содержание на 90 % такое же, только форма другая – это мнение Правительства, – сказал Президент. – В свою очередь Национальный банк (основу этой рабочей группы специалисты Нацбанка составляют) уверяет, что он готов сближаться с Правительством только на базе своей версии документа».
«С одной стороны, хорошо, что есть несколько мнений в целом по документу. С другой, надо подходить к единому варианту. Не будем же мы выносить на ВНС два документа и требовать от делегатов: «Давайте, выскажите свое мнение!». Они будут высказывать, неделю будем сидеть, слушать… Может быть, в областях соберутся, выработают единую точку зрения. Но все-таки желательно иметь единую программу. Людям нужен реалистичный, конкретный, понятный для каждого не только делегата, но и гражданина нашей страны документ», – подчеркнул Глава государства.
Уже проведен ряд подготовительных мероприятий, обсуждений, были запущены площадки для сбора народных предложений. Получено 70 тыс. откликов. «Поэтому надо ответить на вопрос, какими себя видят белорусы и какой белорусы видят свою страну», – сказал Александр Лукашенко.
Планируется, что по итогам совещания с учетом общего мнения Правительство доработает проект программы, чтобы его представить на рассмотрение делегатов Всебелорусского народного собрания.
Александр Турчин: прогнозные параметры развития страны на 2026 год сверхнапряженные
Премьер-министр Александр Турчин считает задачу по выполнению важнейших прогнозных параметров развития страны на 2026 год сверхнапряженной. Об этом он заявил журналистам, комментируя утвержденные Президентом Беларуси Александром Лукашенко 3 ноября документы, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Когда мы начинали разрабатывать прогнозные документы, эти параметры были, скажем так, умеренно напряженными. Сегодня эти параметры выглядят сверхнапряженно», – сказал руководитель Правительства. Он объяснил это тем, что ситуация в стране и на внешнем контуре очень динамично меняется. «И, конечно, те параметры, которые утверждены Президентом, очень напряженные. Для того чтобы их выполнить, потребуется слаженная работа всех заинтересованных в нашей стране, начиная от руководителей предприятий и заканчивая государственным аппаратом», – обратил внимание Премьер-министр.
В то же время Правительство, по его словам, благодарно Главе государства за то, что он поддержал предложения по ключевым показателям социально-экономического развития страны. «Документы подписаны в том виде, в котором их вносило Правительство», – сказал Александр Турчин, добавив, что этому предшествовала огромная подготовительная работа. Она включала согласование всех цифр с заинтересованными структурами – не только членами Правительства, но и госорганами, КГК, а также обеими палатами Ппарламента. «Поверьте, что цифры, которые мы предлагаем Президенту, выверены. Но я еще раз хочу сказать, в сегодняшних реалиях они выглядят весьма и весьма напряженно», – заявил Премьер-министр.
Он обратил внимание, что в развитие утвержденных Президентом важнейших прогнозных параметров правительство готовит еще целый ряд нормативных правовых актов, которые «должны позволить, не раскачиваясь, уже с 1 января 2026 года, приступить к реализации намеченных планов».
Как сообщалось, Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год. Основополагающая цель – обеспечение устойчивости экономики и повышение благосостояния населения.
Рост валового внутреннего продукта определен на уровне 102,8 % к уровню 2025 года, чему будут способствовать наращивание инвестиций в основной капитал, опережающий рост экспорта товаров и услуг и стимулирующий рост доходов населения.
Соответствующие прогнозные параметры также устанавливаются указом. Планируется, что на инвестиционные цели в следующем году за счет всех источников финансирования будет направлено на 3,1 % больше, чем в текущем году. Экспорт товаров и услуг увеличится на 3,7 % с преимущественным наращиванием его физических объемов. Для этого намечено расширение сотрудничества с опорными точками в странах дальней дуги и восстановление присутствия на традиционных рынках сбыта стран СНГ.
Целенаправленная работа над качественным развитием и расширение экспортного потенциала позволит обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,8 %.
Для Национального банка и Правительства устанавливается целевая задача по ограничению инфляции на уровне, не превышающем 7 %.
Указом устанавливается требование по утверждению правительством плана социально-экономического развития на 2026 год, который выступит инструментом достижения обозначенных ориентиров.
Перед утверждением всех ключевых параметров они детально обсуждались на совещании у Президента 16 октября этого года. «В отношении прогнозных показателей на 2026 год: нужен реалистичный, но напряженный сценарий», – подчеркнул тогда Глава государства.
Александр Лукашенко не исключил того, что кто-то может предложить темпы выше оценочного роста в 2,8 %. «Кто-то предложит 3–3,5 % – пожалуйста. Где, за счет чего и как сам впряжется в повышение этой динамики. Если кто-то ниже – пусть объяснит, как это будет воспринято нашим обществом и как будет жить Беларусь. А не просто встать и сказать: «Вот, сейчас мало планируем, надо больше». За счет чего?» – обозначил подход Глава государства.
Он констатировал, что российская экономика сжимается, и вообще не учитывать эту ситуацию нельзя, ведь около 67 % экспорта и 56 % импорта приходится на Россию. «Значит, тем более нам нужны подробные оцифрованные товарные планы (матрицы): что и в каких объемах производим, куда продаем и сколько валюты привезем в страну», – отметил Глава государства.
По информации
БЕЛТА
На первом месте – человек. Глава Нацбанка о ключевых приоритетах программы соцэкономразвития до 2030 года
Председатель Правления Национального банка и руководитель рабочей группы по доработке проекта программы социально-экономического развития до 2030 года Роман Головченко рассказал в эфире телеканала
«Беларусь 1» о ключевых приоритетах программы соцэкономразвития до 2030 года, сообщает
БЕЛТА.
«Одна из самых сложных задач в любом прогнозировании – сделать так, чтобы программа была вертикализирована, или, как говорят, каскадирована, чтобы верхнеуровневые приоритеты раскрывались через задачи, цели и механизмы их реализации и завершались системой оценки достижимости того или иного параметра. Здесь на первое место мы все-таки ставим человека. Это, во-первых, улучшение демографической ситуации, которая является серьезным вызовом для экономики. Второе направление – развитие человеческого потенциала», – отметил Роман Головченко.
Демографический блок связан со здоровьем населения, рождаемостью, планированием. «Поддержка семей с детьми, на наш взгляд, должна играть ключевую роль. Потому что главная наша ценность – это трудовые ресурсы. Перелом складывающихся негативных демографических тенденций, на наш взгляд, должен стать одной из ключевых задач», – подчеркнул глава Нацбанка.
Мир вокруг очень быстро меняется, и новые технологии появляются крайне быстро, обратил внимание он. «Взять тот же самый искусственный интеллект, насколько быстро он развивается и насколько быстрыми темпами развивается цифровая экономика и ее вклад в общеэкономическое развитие. Все это невозможно делать без подготовки человека не только к жизни, но и к работе в этом мире. Поэтому фокус на практико-ориентированное образование, повышение профессиональной компоненты в образовании тоже очень важен. Об этом говорили многие члены рабочей группы. Модернизация нашей системы образования тоже заложена в программе», – поделился Роман Головченко.
Руководитель рабочей группы подчеркнул, что никуда не уйти от повышения конкурентоспособности и уровня технологичности нашей экономики. «Я вижу ключевым приоритетом рост затрат на науку и разработки. К сожалению, пока мы еще не достигли оптимального уровня, и здесь речь не только о бюджетных инвестициях в науку, здесь речь о выращивании, взращивании инновационно активных предприятий. То есть тех, которые непосредственно на производстве делают инновации, внедряют их в производство и получают добавленную стоимость, – сказал он. – Государство должно не просто поставить такие задачи, но и должно сделать привлекательным саму модель такой работы и создать необходимые стимулы».
По информации
БЕЛТА