Председатель суда – о наиболее частой схеме телефонного мошенничества и ответственности за эти действия
Миллионы рублей доверчивых белорусов оказались в руках телефонных мошенников. На нехитрую схему обмана ведутся, как правило, пожилые люди. Готовые помочь «родственникам», которые якобы попали в беду, они отдают курьерам порой все свои сбережения. Об одной из самых частых схем телефонного мошенничества, ответственности за эти действия и возможности возмещения морального вреда потерпевшим корреспондент БЕЛТА побеседовал с председателем суда Октябрьского района Минска Дмитрием Остапенко.
– Дмитрий Андреевич, расскажите, какой механизм совершения этого вида мошенничества?
– В ходе телефонного звонка мошенники зачастую представляются сотрудниками правоохранительных органов, сообщают, что близкий родственник потерпевшего совершил ДТП или сбил человека, после чего под предлогом избежания ответственности просят передать денежную сумму. В некоторых случаях с потерпевшим беседуют от имени «родственника», который заявляет: «Я попал в ДТП, помоги!», после чего трубку передают якобы сотрудникам милиции. Если у потерпевшего возникают вопросы, что с голосом, отвечают, что «родственник» повредил челюсть, губы либо называют другие причины. Если потерпевший согласен передать деньги, к нему приезжает курьер и забирает их. Сумма иногда исчисляется в десятках тысяч долларов США.
– Как мошенникам удается обманывать наших граждан, на что рассчитывают эти люди?
– В первую очередь мошенники рассчитывают на человеческое доверие, а также на шок, который испытывают потерпевшие при сообщении им таких сведений о «родственнике». Используя психологические приемы, не дают им опомниться, надлежащим образом осмыслить происходящее, перезвонить своим близким лично, убедиться, что с ними все в порядке. Помимо прочего, потерпевшими в подавляющем большинстве случаев становятся пожилые люди.
– Какая ответственность предусмотрена за указанные действия?
– За завладение имуществом путем обмана или злоупотребление доверием предусмотрена уголовная ответственность по ст. 209 УК. В зависимости от суммы причиненного ущерба действия виновных могут быть квалифицированы по ч. 3 ст. 209 УК в случае причинения ущерба от 250 до 1 тыс. базовых величин (1 БВ – Br37), по ч. 4 ст. 209 УК – при ущербе более 1 тыс. базовых величин и предусматривать наказание в виде лишения свободы вплоть до 10 лет со штрафом.
Необходимо отметить, что этот вид мошенничества совершается двумя и более лицами в составе организованной преступной группы. Те, кто ведет телефонные переговоры, как правило, остаются безнаказанными, поскольку находятся за пределами Беларуси. На скамье подсудимых оказываются курьеры, непосредственно получающие от потерпевших денежные средства, а также люди, которые по цепочке получают от курьеров похищенные денежные средства для дальнейшего их перевода на счета организаторов преступления.
– Каков социальный портрет мошенников?
– В суде Октябрьского района Минска в 2022 году за указанные действия осуждено 11 человек, с начала 2023 года – 13 человек. Анализ рассмотренных уголовных дел в суде свидетельствует, что курьерами в подавляющем большинстве выступают молодые люди от 20 до 25 лет, холостые, неработающие, имеющие общее среднее образование.
Так, по приговору суда Октябрьского района Минска осужден П., 1999 года рождения, который с 12 по 21 июля 2022 года, действуя в составе организованной преступной группы, мошенническим путем завладел денежными средствами девятерых потерпевших на общую сумму Br157 тыс., то есть в особо крупном размере. Приговором суда на основании ч. 4 ст. 209 УК ему назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы со штрафом в сумме Br3,7 тыс.
– Имеют ли в этом случае потерпевшие право на возмещение морального вреда, причиненного преступлением?
– В соответствии с ч. 3 ст. 44 УК осуждение лица, совершившего преступление, является основанием для взыскания с него как имущественного ущерба, так и материального возмещения морального вреда. При определении размера морального вреда суд учитывает характер и общественную опасность совершенного преступления, степень перенесенных нравственных страданий потерпевшего, материальное положение виновного и исходит из принципов разумности, справедливости и соразмерности. С учетом изложенного определение размера материальной компенсации морального вреда – вопрос оценочный, но исходя из анализа вынесенных судом приговоров с осужденных в пользу потерпевших взыскивались суммы до Br2 тыс.
– Как избежать попадания в сети мошенников и как нужно вести себя при поступлении таких звонков?
– Поскольку потерпевшими чаще всего являются пожилые люди, то в первую очередь нужно побеседовать со своими родными, близкими, рассказать о такого рода мошенничествах, разъяснить, что не стоит передавать денежные средства незнакомым лицам, нужно любым способом связаться со своими близкими и убедиться, что с ними все в порядке. Другой способ – обратиться в правоохранительные органы и с их помощью задержать предполагаемого мошенника.
По информации БЕЛТА
Главная задача Союзного государства – создание комфортных условий для жизни наших народов, сообщил на пресс-конференции, приуроченной ко Дню единения народов Беларуси и России, на тему «Беларусь и Россия. Развитие общего социально-экономического пространства» председатель комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Беларуси Виктор Николайкин, передает корреспондент БЕЛТА.
«25 лет Союзному государству. Это, казалось бы, небольшой срок, но в то же время я не встречал в мировой практике таких объединений, которые бы за 25 лет своего существования смогли добиться таких результатов», – сказал Виктор Николайкин.
Главная задача Союзного государства – создание комфортных условий для жизни наших народов, – отметил депутат. «Президент нашей страны Александр Григорьевич Лукашенко недавно в Совете Федерации назвал такие цифры, что за 25 лет существования Союзного государства ВВП в Беларуси увеличился в 6 раз, в Российской Федерации – в 10 раз. Если брать ВВП на душу населения, то у нас эта цифра увеличилась в 7 раз, в Российской федерации – в 11 раз. Это очень весомые достижения», – подчеркнул он.
«Я вам сегодня хочу привести цифры и посмотреть динамику, как сегодня развивается товарооборот Беларуси с Российской Федерацией. Наш товарооборот в 2019 году – $35 млрд, 2021-м – $40 млрд, 2022-м – $45 млрд, 2023-м – $48,5 млрд и уже в 2024 году мы приблизились к $60 млрд. Вот вам результат нашего совместного труда», – дополнил Виктор Николайкин.
По информации БЕЛТА
Сегодня Конституционный Суд рассмотрел в судебном заседании дело о конституционности частей 9-12 пункта 19 статьи 208 «Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц» Налогового кодекса Республики Беларусь по жалобе гражданина, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Гражданин обратился с конституционной жалобой о проверке конституционности этих частей статьи Налогового кодекса, примененных при рассмотрении гражданского дела с его участием. Заявитель указал, что действовавшее с 2012 по 2017 год налоговое законодательство предусматривало освобождение доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, от подоходного налога с физических лиц без ограничения суммы дохода. Вместе с тем по итогам проведения инспекцией Министерства по налогам и сборам в отношении него камеральной проверки соответствия расходов доходам за период с 1 января 2012 г. по 30 апреля 2022 г. налоговый орган исчислил подоходный налог в отношении его доходов в размере 10 % от суммы заявленных доходов, превышающей 200 базовых величин, распространив введенные в действие с 1 января 2022 г. изменения в п. 19 ст. 208 Налогового кодекса на предшествующий период.
По мнению заявителя, внесенные законом от 31 декабря 2021 г. № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» дополнения в п. 19 ст. 208 Налогового кодекса нарушают его конституционные права, поскольку установили для него как плательщика, правомерно применявшего льготу по подоходному налогу с физических лиц, дополнительную обязанность по уплате подоходного налога с доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, в случае указания таковых в качестве источника дохода при проведении налоговым органом камеральной проверки в порядке ст. 73-1 Налогового кодекса. Гражданин считает, что обжалуемые положения этого закона, связанные с изменением порядка налогообложения, не должны иметь обратную силу.
По результатам исследования всех материалов дела Конституционный Суд в принятом решении признал взаимосвязанные положения частей 9-12 пункта 19 статьи 208 и статьи 73-1 Налогового кодекса не соответствующими статьям 7, 13, 44, 56, 58, 104 Конституции Республики Беларусь в той мере, в какой они в нарушение принципов верховенства права и справедливости допускают в случае проведения камеральной проверки соответствия расходов доходам возложение на физическое лицо обязанности по уплате подоходного налога с доходов, полученных от реализации продукции растениеводства до 1 января 2022 г. в течение налоговых периодов, в которых указанные доходы были в установленном законом порядке освобождены от подоходного налога.
В соответствии с решением Конституционного Суда Совету Министров Республики Беларусь надлежит не позднее трех месяцев после вынесения этого решения внести в Палату представителей Национального собрания проект закона о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс, руководствуясь положениями Конституции Республики Беларусь и с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в решении.
Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс при применении взаимосвязанных положений частей 9-12 пункта 19 ст. 208 и ст. 73-1 Налогового кодекса следует обеспечить соблюдение принципов верховенства права и справедливости.
Судебные постановления, вынесенные в отношении заявителя на основании частей 9-12 пункта 19 статьи 208 и статьи 73-1 Налогового кодекса в той мере, в какой содержащиеся в них положения признаны решением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Республики Беларусь, подлежат пересмотру в установленном порядке.
По информации БЕЛТА
Новации в уголовном законодательстве, вступившие в силу с 3 марта 2025 года, уже исполняются судами. Об этом сообщил Председатель Верховного Суда Валентин Сукало на заседании Пленума ВС, посвященном рассмотрению судами уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также по делам о преступлениях, совершенных в составе организованных групп, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«Концепция правовой политики Республики Беларусь утверждена Указом Президента Республики Беларусь 28 июня 2023 г. Она предусматривает очень серьезные изменения действующего уголовного законодательства. Такие изменения уже приняты, они вступили в законную силу 3 марта этого года и, по существу, уже реально исполняются нами», – сказал Валентин Сукало.
Речь идет о Законе от 17 февраля 2025 г. № 61-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», который вступил в силу с 3 марта нынешнего года.
При работе над этими изменениями Верховному Суду было предложено актуализировать и некоторые постановления Пленума ВС, адаптировать их к существующим реалиям, отметил Валентин Сукало. По его словам, было предложено совместно с Генеральной прокуратурой провести обобщения судебной практики по нескольким категориям уголовных дел и при необходимости внести их на рассмотрение пленума. Результаты двух обобщений сегодня рассматривают на заседании пленума.
Председатель ВС отметил, что представленные проекты постановлений обсуждались на Научно-консультативном совете при Верховном Суде. Кроме этого, был проведен ряд рабочих совещаний и консультаций с представителями Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Министерства внутренних дел. В целом же эти проекты стали результатом согласований и консультаций.
В ходе подготовки обсуждался и вопрос о возможности принятия новых постановлений Пленума по соответствующим категориям дел, заметил Валентин Сукало. Однако с точки зрения законодательной техники количество вносимых изменений не предполагает новых постановлений. Необходима новая редакция двух соответствующих постановлений.
«Необходимо учитывать (и об этом нам говорили ученые), что базовые положения Общей части Уголовного кодекса за эти 20 лет не претерпели изменения», – отметил Председатель ВС, добавив, что это касается многих фундаментальных позиций. Пленум Верховного Суда достаточно ограничен в этой части, не может выходить за пределы базовых положений Общей части УК, обратил он внимание.
Реализация государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики их потребления и социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, позволила стабилизировать ситуацию в этой сфере. Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом запрещенных веществ, сократилось. Вместе с тем общественная опасность таких деяний не исчезла. Статистикой отмечается увеличение объемов изымаемых в стране наркотических средств, возросло на 3,6 % количество установленных лиц, совершающих их сбыт, в том числе несовершеннолетних, вовлекаемых в их незаконный оборот. Это свидетельствует о сохраняющейся наркоугрозе и требует принятия действенных комплексных мер по ее искоренению.
Пленум обратит особое внимание судов на значимость правильного применения законодательства и постановления законных, обоснованных и справедливых приговоров, которые должны быть направлены на защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение общественной безопасности и предупреждение преступных посягательств. Суды будут ориентированы при назначении наказаний за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе в составе организованных групп, на неукоснительное соблюдение требований закона об индивидуализации ответственности, поскольку законность и справедливость – это два тех ключевых признака, которые неразрывно должны следовать как при рассмотрении дела, так и при назначении наказания.
По информации БЕЛТА
Государственное стимулирование инновационной деятельности – залог высоких темпов экономического роста. Об основных итогах реализации научно-технической политики в Беларуси «Р» рассказал Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Сергей Шлычков.
Инновации для результата
– Сергей Владимирович, какой, на ваш взгляд, результат инновационной деятельности в стране за минувший год?
– В Беларуси реализуется Государственная программа инновационного развития (ГПИР) на 2021–2025 годы, куда, по данным за прошлый год, входило почти сто инновационных проектов. Причем около половины из них основаны на инновациях V–VI технологических укладов. В 2024 году в рамках ГПИР внедрено 68 проектов. В этой работе задействованы практически все министерства, ведомства страны. Так, только организациями Минпрома реализовывалось 17 таких проектов, Минским облисполкомом – 12, НАН Беларуси – 5.
Об успехах применения проектов, наверное, лучше всего скажут цифры. Так, при общем объеме финансирования почти в 490 млн рублей объем реализованной продукции (работ, услуг) составил более 5,5 млрд рублей. Это 11,2 рубля на 1 рубль инвестиций. Экспорт – более 46 процентов от общего объема реализации.
Производство инновационной продукции всегда связано с вводом новых рабочих мест. Так, только в минувшем году было создано около 300 и модернизировано 65 рабочих мест. В эксплуатацию введены объекты по 12 проектам, по 19 мы вышли на проектную мощность. Речь о производствах самой разной направленности. Например, по изготовлению современных автокомпонентов, микроэлектроники, использованию инновационных технологий в выпуске обуви, ветеринарных препаратов, санитарно-керамических изделий и другого.
– Итогом такой работы стал внушительный перечень наукоемкой продукции. Расскажите об этом подробнее.
– Действительно, только за минувший год созданы и доведены до внедрения в гражданский оборот 660 новшеств, что в сравнении с 2023 годом больше фактически вдвое. Наибольшее их количество разработано при выполнении заданий в рамках научно-технических программ (НТП), госзаказчиком которых выступили Минобразования и Минздрав.
В рамках научно-технических программ разрабатываются десятки видов продукции, которая имеет большой потенциал для коммерциализации как внутри страны, так и за рубежом. В их числе, например, аппаратно-программный комплекс с мобильным клиентом для контрольных (надзорных) органов, подразделений и организаций системы МЧС, разработанный НИИ ТЗИ совместно с НИИ ПБ и ЧС МЧС. Комплекс предназначен для повышения мобильности и эффективности деятельности работников контрольных (надзорных) органов, подразделений и организаций системы МЧС с помощью создания отдельных автоматизированных рабочих мест, позволяющих повысить эффективность работы специалистов профильных организаций.
Институтом микробиологии НАН Беларуси совместно с Гродненским государственным аграрным университетом разработана опытно-промышленная технология получения кормовой добавки на основе продуктов метаболизма пробиотических молочнокислых бактерий, предназначенной для улучшения усвояемости кормов и повышения продуктивности животных. ИОНХ НАН Беларуси разработана уникальная грунт-эмаль для покрытия металлических и бетонных поверхностей, защищающая от атмосферной и химической коррозии и обеспечивающая изделиям срок эксплуатации не менее десяти лет.
«БЕЛДЖИ» выпустило более 15,5 тысячи автомобилей Geely Coolray и Emgrand на сумму более 900 млн рублей, холдинг «Белкоммунмаш» произвел более 40 полностью низкопольных трамвайных вагонов с низкопольными тележками на сумму более 75 млн рублей. И список таких примеров достаточно велик.
В целом объем реализованной продукции, произведенной в рамках программ, по сравнению с 2023 годом вырос на 7,5 процента, экспорта – почти на 20 процентов. Коэффициент экономической эффективности НТП (отношение стоимости реализованной продукции к бюджетным затратам) в 2024 году составил 24,1.
Проводники технологий
– В стране растет число технопарков и других инновационных организаций. Как вы оцениваете темпы развития инновационной инфраструктуры?
– Госпрограммой предусмотрена не только реализация инновационных проектов, но и выполнение мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры Беларуси. При этом на развитие материально-технической базы научно-технологических парков в 2024 году направлено около 134 млн рублей бюджетных средств.
Идет расширение филиальной сети действующих технопарков, в том числе в регионах. Так, ООО «ИнКата» обеспечено функционирование филиалов в Бобруйске и Молодечно, ЗАО «БНТП» осуществляется работа по организации филиала в Барановичах.
По данным на декабрь 2024-го, количество резидентов технопарков составило 275, что на 11 больше, чем на начало года. Общая численность работников резидентов технопарков возросла более чем на тысячу, или на 20 процентов от уровня 2023 года, и составила 6390 человек.
На более чем 20 процентов в сравнении с 2023 годом вырос объем выпуска продукции (товаров и услуг) резидентами технопарков и составил около 1 млрд рублей. На экспорт отгружено продукции (товаров и услуг) на сумму около 460 млн рублей, что составляет 46 процентов от общего объема выпущенной продукции (по сравнению с 2023 годом этот показатель вырос на 29 процентов). При этом на один рубль бюджетного финансирования приходится 7,4 рубля произведенной резидентами технопарков продукции.
– В минувшем году Президент поручил изменить подходы по регулированию деятельности технопарков. Что изменилось?
– ГКНТ успешно выполнил это поручение и разработал ряд нормативно-правовых документов. Так, разработаны Методические рекомендации по подтверждению осуществления инновационной деятельности резидентами технопарков; примерная форма договора на осуществление инновационной деятельности и форма отчета об использовании средств фонда инновационного развития.
В нынешнем году работа продолжится. В 2025-м ГКНТ планирует в соответствии с поручением Правительства ввести квартальную отчетность более чем по 20 показателям для технопарков и их резидентов, утвердить Методические рекомендации по разработке бизнес-проектов центров трансфера технологий, регулирующих их деятельность; оказывать содействие продвижению разработок резидентов технопарков на выставочных мероприятиях ГКНТ (у нас есть выработанные подходы к отбору полученных экспонатов); обеспечить организацию участия резидентов научно-технологических парков в рамках экспозиций Беларуси и сопутствующих им мероприятий в стране и за рубежом.
Будущее рождается сегодня
– Для обеспечения технологического суверенитета Беларуси, повышения эффективности взаимодействия отраслей экономики и научной сферы перед ГКНТ стоит задача составления прогнозов на будущее. В прошлом году был разработан Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2026–2030 годы и на период до 2045 года (КП НТП). В чем его особенность?
– Это один из основных структурных документов системы государственного прогнозирования социально-экономического развития Беларуси, определяющий перспективные технологии, товарные группы и товары для первоочередной реализации и на перспективу. В минувшем году прогноз сформирован для 15 отраслей экономики с учетом их вклада в ВВП Беларуси.
На основании результатов КП НТП подготовлен перечень перспективных технологий и товаров на 2026–2030 годы в форме технологических атласов областей и Минска для их реализации. Атласы доведены до региональных властей. Подготовлен проект Указа Президента «О приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2026–2030 годы». В целях повышения эффективности взаимодействия отраслей экономики и научной сферы подготовлен проект постановления Совета Министров «О Стратегии технологической безопасности Республики Беларусь на 2026–2030 годы и на период до 2035 года». Проектом стратегии предусматривается комплексное вовлечение отраслевых регуляторов в научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Подготовлены и проходят согласование ряд других нормативно-правовых актов в сфере регулирования научно-технической деятельности, и самое главное – готовится новая система НТП и ГПИР.
– Какие проекты будущего уже реализуются в Беларуси?
– Их шесть: «Национальный электротранспорт», «Биотехнологии в агропромышленном комплексе», «Точное земледелие», «Инновационное здравоохранение», «Биотехнологии для фармацевтики», «Умные города Беларуси». Эти проекты должны стать точками роста экономики. Они предусматривают организацию уникальных производств с высоким экономическим потенциалом, создание и развитие новых научных и инженерных школ.
В минувшем году выполнялись мероприятия, направленные на стимулирование развития электротранспорта. Итогом стал ряд результатов. Например, ОАО «БЕЛАЗ» разработало карьерный самосвал грузоподъемностью 220 тонн в дизель-троллейвозном исполнении, а также изготовило опытный образец карьерного самосвала грузоподъемностью 120 тонн на аккумуляторных батареях. ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» выпустило более 110 электробусов. Планируется выпуск грузового электромобиля грузоподъемностью до 10 тонн. ОАО «МТЗ» осуществляет поставку льдозаливочных машин «Беларус КЛ-418». ОАО «Приборостроительный завод «Оптрон» проведена сертификация электроскутера Green Line 051. Разработан опытный образец электромотоцикла на базе бензинового МINSK D4 125 с новой компоновкой аккумуляторных батарей. Продолжается развитие государственной зарядной инфраструктуры. Собственные зарядные сети созданы ОАО «Витязь», ООО «Энергометсистем», ООО «Е-Пауэр», ООО «Нэробелстрой».
Продолжено внедрение элементов системы точного земледелия в сельскохозяйственных организациях нашей страны. Так, в 2021–2023 годах в каждой области республики определены базовые сельскохозяйственные организации, в которых будет проведена апробация разрабатываемой информационно-аналитической системы «Цифровая платформа точного земледелия». Базовыми сельскохозяйственными организациями завершена работа по формированию цифровых карт пахотных и улучшенных луговых земель организаций с точностью от 1 м до 10 см с обозначением естественных (природных) и антропогенных преград.
В рамках проекта будущего «Инновационное здравоохранение» введен в эксплуатацию в РНПЦ «Кардиология» новый корпус гибридной кардиохирургии, благодаря чему в нашей стране станут возможными гибридные кардиохирургические вмешательства.
Многое сделано в области реализации проекта «Умный город». В частности, создана типовая региональная государственная цифровая платформа «Умный город». Ее опытная эксплуатация проводится в Минске, областных центрах и 11 городах.
Число патентов растет
– Важное место в нашей стране отводится защите интеллектуальной собственности. Увеличилось ли число патентов за последнее время?
– Мы наблюдаем устойчивый рост по целому ряду патентов. Например, в прошлом году было подано почти 300 заявок на полезные модели, что на 8,5 процента больше по сравнению с предыдущим годом. Поступило 138 заявок на промышленные образцы. Здесь мы наблюдаем увеличение на 6,2 процента в сравнении с тем же периодом. Мы имеем 47 заявок на сорта растений. Рост в этой области составил почти 70 (!) процентов. Получили 28 заявок на топологии интегральных микросхем (против 5 заявок в 2023 году).
В НЦИС как ведомство для пересылки евразийских заявок в Евразийское патентное ведомство Евразийской патентной организации подано 85 заявок на выдачу евразийского патента на изобретение (92,4 процента к 2023 году) и 33 заявки на выдачу евразийского патента на промышленные образцы (126,9 процента к 2023 году). Для пересылки заявок в бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности подано 14 заявок (140 процентов к 2023 году).
В 2024 году общее количество поступивших заявок на регистрацию товарных знаков составило 7384, что на 6,2 процента больше, чем в 2023-м.
– Возможно, таким результатам поспособствовало принятие ряда важных изменений в законодательство?
– Действительно, в минувшем году в сфере интеллектуальной собственности приняты изменения в Налоговый кодекс. В частности, они позволили обнулить пошлины по ряду административных процедур по охране и поддержанию в силе в течение первых пяти лет патентов на результаты интеллектуальной деятельности, созданных полностью или частично за счет бюджетных средств, отменены пошлины за патентование методов лечения.
К таким юридически значимым действиям относятся подача и проведение экспертизы заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений и топологии интегральных микросхем, регистрация указанных объектов в соответствующих государственных реестрах, продление и восстановление срока действия патентов и другие.
Кроме того, плательщики-организации, аккредитованные в соответствии с законодательством в качестве научных, и резиденты научно-технологических парков уплачивают 25 процентов от установленного размера патентных пошлин, связанных с правовой охраной объектов права промышленной собственности (за исключением товарных знаков и географических указаний).
Несмотря на снижение налогового бремени, доходы в бюджет Беларуси от этих мер только выросли. Так, НЦИС обеспечено поступление около 26 млн рублей патентных пошлин. В 2025 году планируется, что в сфере цифровизации НЦИС станет одним из первых в стране, кто завершит автоматизацию всех 55 административных процедур, связанных с охраной прав на объекты промышленной собственности.
Ставка на кооперацию
– Как сегодня строится международное сотрудничество в сфере науки и инноваций?
– В условиях санкционных мер, реализуемых отдельными государствами, ГКНТ выстраивает системную работу и координирует деятельность госорганов по развитию международного сотрудничества с акцентом на ключевые направления, обозначенные Главой государства. А это углубление взаимодействия в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, а также активизация сотрудничества со странами дальней дуги и выход на новые рынки.
Так, в минувшем году ГКНТ организовал и провел заседания межправительственных комиссий с Китаем, Сербией, Монголией и российским Санкт-Петербургом. Вопросы научно-технического взаимодействия рассмотрены на очередных заседаниях совместных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с Венесуэлой, Кубой и Пакистаном.
Комитетом обеспечено финансирование и реализация 91 научно-технического проекта, выполняемого белорусскими организациями с партнерами из семи стран (Азербайджан, Индия, Китай, Сербия, Молдова, Россия и Узбекистан), по таким направлениям, как информационно-коммуникационные технологии, машиностроение, микроэлектроника, медицина и биотехнологии, новые материалы, агротехнологии и другие.
В результате работы с Минобрнауки России и другими заинтересованными постановлением Высшего государственного совета Союзного государства от 29 января 2024 года утверждена Стратегия научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года. Новый подход изменит роль науки и технологий, обеспечит готовность Союзного государства к существующим и возникающим большим вызовам на основе генерации и применения новых знаний.
– Будем ли мы выстраивать научную кооперацию со странами ШОС?
– После присоединения Беларуси к Шанхайской организации сотрудничества начато взаимодействие в рамках Соглашения между правительствами государств – членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве. Договор содержит широкий перечень направлений взаимодействия и форм его реализации. Это будет способствовать углублению кооперации государств в сфере науки и технологий в многостороннем формате. Стратегические решения, принятые на уровне высшего руководства наших стран, придали импульс взаимодействию во всех сферах – экономике, политике, социально-культурной, а также в области науки и технологий.
– Какие задачи ГКНТ ставит в работе на будущее?
– Ключевой из них является окончание подготовки к новому пятилетнему циклу. А значит, мы должны завершить рассмотрение и согласование совместно с Минэкономики отраслевых стратегий министерств и ведомств с учетом научно-технологической компоненты, сформировать систему научно-технических программ на 2026–2030 годы, а также ГПИР на этот период.
Нам необходимо продолжить формирование и актуализацию на постоянной основе перечня критических технологий и товаров, работы по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере научно-технической деятельности.
Вера Артеага, « Рэспубліка», 26 марта 2025 г.
25 марта 2005 года Президент подписал Указ № 150 «О Государственной программе возрождения и развития села на 2005–2010 годы». Разработанная по инициативе Президента комплексная Программа возрождения и социально-экономического развития белорусской деревни требовала огромных, ранее невиданных вложений. Речь шла о десятках триллионов рублей – на то время огромные средства...
За 20 лет по инициативе Главы государства в Беларуси реализована серия госпрограмм по развитию сельских территорий, агропромышленного комплекса. Основу же для эффективных комплексных преобразований заложила реализованная в 2005–2010 годах госпрограмма возрождения и развития села.
Программу называли важнейшим долгосрочным инвестиционным проектом государства. Обращали внимание, что это не ведомственный, как это было раньше, не отраслевой документ, а комплексный, более того, масштабный общегосударственный. Президент на выездном республиканском семинаре в Дрогичине акцентировал, что село – это не только продовольственный цех страны, но и родник национальных традиций, фольклора, народного творчества. Сохранить и развить этот источник – важнейшая государственная задача.
Уникальный по масштабам проект
Идея создания всеобъемлющего документа была предложена Президентом еще в 2003 году. В 2004-м Правительство, Администрация Президента и заинтересованные ведомства начали «обкатку» на практике направлений и методов возрождения белорусской деревни. Параллельно велась работа по подготовке проекта документа. По требованию Главы государства во главу угла был поставлен человек и его интересы. Определили два направления: социально‑экономическое развитие сельских территорий и совершенствование системы хозяйствования в новых рыночных условиях.
В 2005 году популярность нового слова «агрогородок» в газетных заголовках прирастала день ото дня, о грядущем масштабном обновлении говорила вся страна. «Белорусская нива» (так в то время называлась «Сельская газета») принимала в этом диалоге важную роль. Интерес был высок, ведь никто не знал точно, каким должен быть тот самый агрогородок, сколько денег на его создание следует потратить и что будет дальше по окончании программы…
28 января газета опубликовала спецвыпуск: проект предлагаемой госпрограммы и приглашение всем желающим высказать предложения. В республике развернулось широкое обсуждение. Спустя два месяца в статье «Уверенный старт в новое тысячелетие» газета писала о том, что за это время поступило немало откликов: «Авторы поступивших пожеланий были самых разных возрастов – от учащихся до пенсионеров. Анализ писем показал, что общество конструктивно восприняло предложенную концепцию возрождения села: отзывы носят положительный характер». Проект получил отклики и за пределами страны, в особенности в Российской Федерации.
В разработке госпрограммы приняли участие все министерства и ведомства, многие научные организации, специалисты-аграрии. На этом акцентировал внимание в своем комментарии («Белорусская нива» за 28 января) Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Русак: «Без преувеличения можно сказать: документ уникальный по своей масштабности, ориентирован на глубинные преобразования почти в одной трети нашего общества и национальной экономики».
Благодаря госпрограмме возрождения и развития села, вложенным инвестициям в развитие АПК удалось не только преодолеть серьезное падение отрасли в постперестроечные годы, но и добиться ее динамичного роста, обеспечить продовольственную безопасность страны. Перед сельским хозяйством стояла задача за пятилетку увеличить совокупный объем валовой продукции на 45 процентов. Реконструировали, построили десятки молочно-товарных ферм, значительно обновили машинно-тракторный парк. Масштабная работа касалась также повышения плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель, развития растениеводства и животноводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, перерабатывающей промышленности, расширения внешнеторговой деятельности АПК, совершенствования господдержки АПК, техпереоснащения производства. Четко, конкретно были прописаны задачи и сроки их выполнения.
В одной из февральских статей «Белорусской нивы» за 2005-й размещена интересная статистика от начальника главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Ивана Карсеко: в 1963 году в среднем от коровы в общественном секторе Беларуси надоено 1040 килограммов молока, а валовой надой – 1,4 миллиона тонн. В 1990-м в сельхозорганизациях насчитывалось почти 1,7 миллиона коров со средней продуктивностью 3220 килограммов, что позволило увеличить валовое производство молока до 5,7 миллиона тонн. А дальше произошел спад: в 2003 году поголовье дойного стада в хозяйствах сократилось почти до 1,2 миллиона коров, а надои – до 2611 килограммов. Это падение, по словам специалиста, в значительной степени обусловлено и убыточностью производства молочной отрасли для подавляющего большинства хозяйств.
Одна из главных причин – низкая материально‑техническая база отрасли, которая устарела и морально, и физически. «Из 14,7 тысячи эксплуатируемых теперь в республике доильных установок около 70 процентов выработали свой ресурс, а более 4 тысяч подлежат срочной замене. Поэтому в программе предусмотрены конкретные меры по техническому перевооружению молочно‑товарных ферм. Уже в нынешнем 2005-м новое, современное оборудование будет установлено на 192 из них. По итогам года надои от коровы в 236 хозяйствах, включенных в программу, должны составить 5250, а в 464 – 4293 килограмма молока», – дополнил начальник главка.
Программа возрождения и развития села, учитывая ее масштабность, сумела дать мощный толчок, и спустя 20 лет мы можем с восхищением говорить о достижениях молочной отрасли. Ныне в Беларуси на душу населения производится более 900 килограммов молока – один из самых высоких показателей в мире. На внутреннем рынке потребляется менее трети. Остальное поставляется за рубеж, что позволяет стране быть одним из крупнейших мировых экспортеров по многим видам молочки. В 2024‑м рост в отрасли продолжился. Валовое производство молока составило 105,2 процента к показателю предыдущего года. Средний надой от коровы впервые превысил 6 тысяч килограммов. На 1 января 2025 года общее количество современных МТК возросло до 1683.
Качественно новые социальные стандарты
Но вернемся к программе. В ней производственный блок, хоть на него было направлено значительное финансирование, уходил на второй план. Приоритетное внимание – социальной сфере. За основу для создания около 1,5 тысячи агрогородков взяли центральные усадьбы агропредприятий, центры сельсоветов, в которых на тот момент проживало около 60 процентов сельчан. Это были качественно новые типы сельских поселков. Только к концу 2005 года их должно было насчитываться 164.
Речь шла о создании социальной инфраструктуры. Особый контроль уделялся вопросам здравоохранения, образования, культуры, торговли, благоустройству сел. В программе прописывалось строительство нескольких десятков тысяч жилых домов, реконструкция, ремонт 4,3 тысячи километров местных автомобильных дорог и многое другое.
В феврале «Белорусская нива» организовала выездную редколлегию в Каменецкий район. Вместе со специалистами говорили о будущем агрогородков, перспективах, кадровом вопросе и в целом о развитии аграрной отрасли. Подобные встречи позже прошли и в других регионах. Но ОАО «Беловежский» первым в этом списке был не случайно. В тот момент это уже многопрофильный агропромышленный гигант, в ходе реформирования объединивший производственные мощности и сельхозугодия нескольких колхозов. Прирастали показатели, создавались новые рабочие места, строилось для молодых семей благоустроенное жилье, обеспечивались необходимые условия для труда и отдыха. Это был один из примеров для создания в дальнейшем успешных агрогородков.
Участники редколлегии пришли к единому мнению: в любом деле нужны люди грамотные, влюбленные в свое дело. А для них нужно создавать оптимальные условия.
1 декабря 2005-го «Белорусская нива» опубликовала материал «Добро пожаловать в агрогородок Можейково». И, что примечательно, незадолго до 500-летия Можейково. Директор одноименного сельхозпредприятия, член Совета Республики Казимир Рахатко тогда подчеркнул, что база для агрогородка создана основательная, построен современный молочно-товарный комплекс, обеспечены отличные условия для труда и отдыха сельчан.
– Сохранили и приумножили все это. Можейково остается привлекательным сегодня. В 2023-м у нас прошли районные «Дажынкi». Агрогородок стал еще краше, например обновили асфальтное покрытие на сельских улицах. В этом году завершается реконструкция здания врачебной амбулатории, – отмечает председатель Можейковского сельсовета Алексей Гайко. – Особую атмосферу придают музыкальные башенные часы, установленные на административном здании. Ежедневно играет гимн страны. Сельчане любят малую родину, гордятся ею – это и формирует будущее как агрогородка, так и всей нашей республики.
В марте 2011-го подвели итоги реализованной госпрограммы по возрождению и развитию села. В частности, сообщили, что существенно удалось улучшить жизнь в белорусской деревне. Созданная сеть из равномерно распределенных по стране агрогородков позволила обеспечить социальные стандарты не только проживающему в них населению, но и жителям прилегающих территорий. Беларусь обеспечила свою продовольственную безопасность, стала заметным экспортером продуктов питания, созданы новые конкурентные преимущества республики в международной торговле.
Госпрограмма заложила основу дальнейших эффективных преобразований. В частности, на республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли в апреле 2018 года Александр Лукашенко поручил Правительству совместно с регионами выработать действенный механизм реализации концепции «Деревня будущего» с учетом региональных особенностей.
Во время рабочей поездки в сентябре 2023 года в Белыничский район Александр Лукашенко акцентировал, что в будущем сельское население процентов на 80–85 будет жить именно в агрогородках, остальные – в крупных деревнях. А значит, их развитие должно продолжаться день ото дня. К слову, в агрогородке Вишов Белыничского района реализован пилотный проект по ремонту улично-дорожной сети, а агрогородок Великий Бор Хойникского района первым в стране в конце 2023-го перевел на электроотопление все жилые дома...
СПРАВКА «СГ»
Сегодня в стране насчитывается 1426 агрогородков, в которых проживают около 900 тысяч человек. В разрезе регионов складывается следующая картина: на Брестчине – 214 агрогородков, на Витебщине – 245, Гомельщине – 230, Гродненщине – 226, Минщине – 307, Могилевщине – 204.
В списке наиболее известных агрогородков страны – Остромечево, Парахонск, Федоры Брестской области; Лясковичи, Тихиничи Гомельской, Вертелишки, Жировичи Гродненской; Александрия, Вишов Могилевской, Снов, Сорочи Минской, Ахремовцы и Добромысли Витебской.
Диана Берникович, « Сельская газета», 25 марта 2025 г.