22 декабря состоялось очередное заседание Палаты представителей
22 декабря 2023 года состоялось очередное заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.
В двух чтениях парламентарии приняли проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг», который представили первый заместитель Министра экономики Республики Беларусь Чеботарь Ю.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бычкова Н.Г.
В Законе «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» была внедрена норма о приостановлении действия по 1 января 2024 года права арендодателя определять в договоре размер арендной платы за пользование имуществом в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.
В целях продолжения работы по девалютизации экономики, исключения возможности использования при заключении договоров аренды денежных единиц иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Республики Беларусь, проектом Закона предлагается продлить мораторий на 2024 год.
В первом чтении депутатский корпус рассмотрел четыре законопроекта.
Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Богданов А.И. представил проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Боболович А.C.).
Законопроект подготовлен в целях совершенствования законодательства о торговле и общественном питании с учетом правоприменительной практики, в том числе для упрощения требований к ведению бизнеса и снижения административной нагрузки в этой сфере, и мероприятий Союзной программы по унификации требований к организации и осуществлению торговой деятельности.
В частности, проектом Закона предлагается:
- установить запрет на возмещение поставщиками (производителями) продовольственных товаров субъектам торговли затрат на утилизацию (уничтожение) нереализованных товаров;
- запретить возврат субъектами торговли нереализованных продовольственных товаров со сроком годности не более 30 дней их поставщикам (производителям);
- закрепить полномочия Совета Министров Республики Беларусь на определение порядка расчетов за поставленные товары, а также на установление ограничений и запретов на выплату поставщиками (производителями) любых видов вознаграждений субъектам торговли;
- установить обязанность субъектов хозяйствования осуществлять торговлю, общественное питание, деятельность торговых центров и рынков только после включения сведений о соответствующих объектах в Торговый реестр. Совету Министров Республики Беларусь предоставляется право устанавливать основания для отказа во внесении сведений в Торговый реестр;
- ввести обязанность субъектов розничной торговли согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте. Порядок согласования такого перечня будет определяться Советом Министров Республики Беларусь.
В рамках реализации Союзной программы исключаются обязанности субъектов торговли и общественного питания:
- согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами режим работы торговых объектов и объектов общественного питания в ночное время. В случае реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива требование о согласовании режима работы в ночное время сохраняется;
- представлять в местные исполнительные и распорядительные органы уведомление о начале осуществления оптовой, розничной торговли, общественного питания.
А.И.Богданов также выступил с докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». С содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Струневский А.Н.
Проектом Закона совершенствуется терминологический аппарат, в частности, предусмотрена корректировка таких терминов, как «конкуренты», «государственные органы», «недобросовестная конкуренция», «закупка товаров».
Предусматриваются изменения в части подходов к установлению доминирующего положения к выдаче предостережения антимонопольного органа.
Предполагается, что изъятия для группы лиц, предусмотренные законопроектом, не будут распространяться на ограничивающие конкуренцию соглашения между участниками закупки товаров. Особое внимание будет уделено картельным соглашениям, в частности, при проведении закупок.
Предусмотрена корректировка статьи по экономической концентрации в целях установления конкретных и однозначно понимаемых критериев. Планируется освобождение от получения согласия антимонопольного органа при исполнительном производстве и банкротстве.
Предлагается повысить пороговые значения, определяющие необходимость обращения за осуществлением административных процедур в рамках экономической концентрации в целях снижения количества организаций, на которых будет лежать обязанность получения согласия Министерства антимонопольного регулирования и торговли на экономическую концентрацию.
Предусматривается введение возможности отзыва заявителем своего заявления (в части недобросовестной конкуренции). Также предлагается увеличить срок для обжалования решения антимонопольного органа.
С докладами о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» выступили Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Шипуло А.В.
Проектом Закона предлагается внесение изменений в ряд законодательных актов, при этом основные корректировки касаются Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В частности, проектом Закона:
- дополняется перечень категорий несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;
- увеличивается срок, в течение которого органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, начинают проводить индивидуальную профилактическую работу;
- расширяется перечень оснований для прекращения индивидуальной профилактической работы;
- уточняются условия помещения несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения и условия пребывания в них воспитанников;
- определяются условия приема несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения по заявлениям их родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей.
С докладом о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам регулирования брачных и семейных отношений» выступил Министр юстиции Республики Беларусь Хоменко С.Н., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Тавтын И.П.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства, регламентирующего государственную защиту детей в неблагополучных семьях, посредством имплементации норм Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в законы и кодексы Республики Беларусь с учетом правоприменительной практики. Проект Закона также направлен на совершенствование подходов регулирования брачных и семейных отношений.
Проектом Закона предлагается внесение соответствующих изменений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Трудовой и Жилищный кодексы Республики Беларусь, предусматривается корректировка законов Республики Беларусь «О здравоохранении», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», «О занятости населения», «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», «Об исполнительном производстве». Результатом принятия данного проекта Закона станут законодательное закрепление правовых норм, устанавливающих:
- особенности проведения медицинского освидетельствования лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
- возможность отчуждения принадлежащих обязанным лицам жилых помещений (доли в праве собственности на жилое помещение) с согласия органа опеки и попечительства в интересах несовершеннолетних детей либо на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа в интересах совершеннолетних детей обязанных лиц;
- поэтапный порядок обжалования решения комиссии по делам несовершеннолетних в случае, когда родители (единственный родитель) не согласны с ним;
- полномочия Правительства Республики Беларусь на утверждение положения о трудоустройстве обязанных лиц, на определение формы и содержания решения об отобрании ребенка из неблагополучной семьи и др.
Кроме того, проектом Закона изменяются подходы к предоставлению трудового отпуска обязанным лицам, определению организаций, в которые такие лица будут трудоустраиваться, а также конкретизируются основания увольнения обязанных лиц.
В целях обеспечения совершенствования законодательства в сфере брачных и семейных отношений проектом Закона определены порядок получения органами ЗАГСа сведений, необходимых для осуществления административных процедур, урегулирован вопрос выдачи повторных свидетельств, уточняется порядок внесения изменений в отдельные записи актов гражданского состояния, а также порядок их аннулирования.
Парламентарии также приняли ряд законопроектов во втором чтении.
Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» представила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Любецкая С.А.
Законопроект разработан в целях приведения норм Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.
В частности, законопроект содержит положения, направленные на:
- закрепление конституционных требований к кандидату на пост Президента Республики Беларусь;
- уточнение правового статуса Президента Республики Беларусь;
- оптимизацию полномочий Главы государства, в том числе по вопросам охраны государственного суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения функционирования высших судебных органов и Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь, обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь.
Законопроектом также обеспечивается согласование Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» с нормами Избирательного кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, законов Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О Всебелорусском народном собрании», «О государственной службе».
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Лагунова Г.Н. выступила с докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях».
Законопроектом закрепляется комплекс мер, направленных на расширение инвестиционной активности субъектов хозяйствования за счет увеличения вариативности государственных инструментов поддержки инвестиционной деятельности, в том числе, введения дополнительных гарантий и преференций, снижения рисков для добросовестных инвесторов, упрощения условий работы с инвесторами, желающими реализовать инвестиционные проекты в регионах.
В числе новаций законопроекта:
- закрепление права юридических лиц на оказание поддержки в виде бюджетных трансфертов;
- введение механизма специальных инвестиционных договоров, предусматривающего возможность государственной закупки из одного источника определенного объема произведенной инвестором новой или усовершенствованной продукции (наряду со льготами, предоставляемыми, как и при обычном инвестиционном договоре) после завершения организации производства;
- возможность заключения инвестиционных договоров с предоставлением расширенного перечня льгот (гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства, возмещение затрат на строительство инфраструктуры, освобождение от налога на прибыль и др.);
- закрепление механизма реализации преференциальных инвестиционных проектов в рамках приоритетных видов деятельности без заключения договора (на основании решения исполкома) с предоставлением базового перечня льгот (освобождение от ввозных таможенных пошлин, земельного налога, платы за право аренды земельного участка и др.);
- установление в качестве обязательного условия инвестиционного договора наличие положений об обстоятельствах непреодолимой силы, при которых инвестору, нарушившему срок реализации инвестиционного проекта и иные условия инвестиционного договора, не может быть предъявлено требование об уплате неустойки (штрафа, пени) (к таким обстоятельствам отнесено также введение иностранными государствами ограничительных мер).
В соответствии с законопроектом основными механизмами реализации инвестиционных проектов с предоставлением льгот и преференций будут являться инвестиционный договор, специальный инвестиционный договор и преференциальный инвестиционный проект.
Инвестиционные договоры планируется заключать преимущественно для реализации крупных инвестиционных проектов. Такие проекты должны будут соответствовать приоритетным видам деятельности (секторам экономики), определяемым Правительством, с учетом требования о минимальном объеме инвестиций. Основа привлекательности механизма – расширенный пакет предоставляемых льгот.
Механизм специального инвестиционного договора предусматривает реализацию проектов по организации производства товаров. Для заключения специальных инвестиционных договоров необходимо соответствие инвестиционного проекта приоритетным видам деятельности (сектора экономики) для осуществления инвестиций без учета требований по минимальному объему инвестиций.
Преференциальный инвестиционный проект предполагает упрощение условий работы с инвесторами, желающими реализовать инвестиционные проекты в регионах (за исключением г. Минска), а также наделение более широкими полномочиями местных органов власти.
Областные исполнительные комитеты наделяются правом определять (на основании перечня, установленного Правительством) приоритетные виды деятельности (секторы экономики), развитие которых наиболее важно для конкретного района.
Преференциальный инвестиционный проект может реализовываться юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на основании решения исполкома соответствующего уровня (за исключением Минского горисполкома). Решение будет приниматься на основании предпроектной (прединвестиционной) документации.
В законопроекте также сохраняется право Президента Республики Беларусь устанавливать дополнительные льготы и иные меры поддержки для реализации инвестпроектов.
О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» доложила член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Креч О.З.
Законопроект, в частности, содержит положения, направленные на:
- дальнейшее внедрение в нотариальную деятельность информационных технологий, в том числе закрепление возможности совершения наиболее востребованных нотариальных действий удаленно, т.е. без личной явки к нотариусу лица, обратившегося за совершением нотариального действия;
- корректировку видов нотариальных действий, совершаемых дипломатическими агентами дипломатических представительств Республики Беларусь и консульскими должностными лицами консульских учреждений Республики Беларусь;
- повышение ответственности нотариусов за соблюдение установленных законодательством требований к осуществлению нотариальной деятельности;
- консолидацию в одном акте (в виде приложения к Закону) бесспорных требований, для удовлетворения которых совершаются исполнительные надписи.
Проектом Закона также предусматривается возможность совершения исполнительной надписи по бесспорным требованиям о взыскании с владельцев (пользователей) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств платы за проезд таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.
В целом предлагаемые законопроектом изменения Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» создадут комфортные условия для населения в сфере нотариального обслуживания, повысят доступность такого обслуживания.
С докладом о проекте Закона «Об изменении Воздушного кодекса Республики Беларусь» выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Комаровский И.С.
Законопроект подготовлен в целях совершенствования правового регулирования использования воздушного пространства Республики Беларусь и отношений в области авиации с учетом практики применения Воздушного кодекса Республики Беларусь, приведения его норм в соответствие с другими законами Республики Беларусь, а также с положениями Конвенции о международной гражданской авиации.
Законопроектом уточняется понятийный аппарат. В частности, беспилотным летательным аппаратом признается летательный аппарат без экипажа на борту под управлением оператора беспилотного летального аппарата c пункта управления, в том числе без его визуального контакта с данным летательным аппаратом, или в заданном автономном режиме либо путем сочетания указанных способов.
Вводится ряд новых терминов: «аэроузел», «внешний пилот», «орнитологическое обеспечение полетов», «посадочная площадка», «эксплуатант аэродрома (вертодрома)». В целях четкого разделения беспилотных летательных аппаратов, используемых в различных видах авиации, законопроект дополнен такими определениями, как «государственный беспилотный летательный аппарат», «экспериментальный беспилотный летательный аппарат», «гражданский беспилотный летательный аппарат». При этом в терминах уточнено, что государственные и экспериментальные беспилотные летательные аппараты являются воздушными судами. В текст Воздушного кодекса внесены корректировки в части конкретизации вида беспилотного летательного аппарата.
Законопроект содержит положения, закрепляющие перечень общественных отношений, которые регулируются авиационными правилами, в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Документом скорректированы сферы сертификации в области гражданской авиации в соответствии с требованиями приложений 1 – 19 к Конвенции о международной гражданской авиации. Определено, что перечень объектов сертификации в экспериментальной авиации будет включать экспериментальные воздушные суда, беспилотные авиационные комплексы, включающие беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой семь и более килограммов, авиационные двигатели, воздушные винты.
Проект Закона устанавливает новый порядок государственного учета гражданских беспилотных летательных аппаратов. При этом эксплуатация неучтенных гражданских беспилотных летательных аппаратов запрещается. Порядок государственного учета, а также требования к эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов будут определяться Советом Министров Республики Беларусь.
В целях обеспечения конкурентоспособности национальных авиаперевозчиков в формировании тарифной политики на рынке авиаперевозок в Республике Беларусь и за ее пределами проект Закона содержит положения, дающие право авиаперевозчику формировать тариф, который не предусматривает норму бесплатного провоза багажа.
Еще одним нововведением является введение ограничений на перелеты для отдельных граждан. Так, предполагается дополнить Воздушный кодекс статьей, регламентирующей отказ в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр (базу данных) лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком. Ведение такого реестра, а также принятие решения о включении в него пассажиров возлагается непосредственно на авиаперевозчика. При этом установлен широкий перечень случаев, когда пассажиру не может быть отказано в воздушной перевозке.
В заключении своего доклада И.С.Комаровский отметил, что принятие проекта Закона обеспечит системность и комплексность правового регулирования общественных отношений в области авиации и обеспечения безопасности использования воздушного пространства, а также будет способствовать созданию оптимальных условий осуществления деятельности национальными авиаперевозчиками.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам производства и оборота алкогольной продукции» представил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Демидович В.Н.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений при осуществлении оптовой и розничной торговли алкогольными напитками.
Документом предусматривается комплексная корректировка Закона «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта», а также внесение изменений в законы «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» «О лицензировании».
В частности, законопроектом предлагается:
- закрепить за государством исключительное право на осуществление импорта алкогольной продукции и определить случаи, когда такое право не распространяется на алкогольную продукцию, ввозимую на территорию Республики Беларусь;
- привязать к базовым величинам минимальный размер уставного фонда юридических лиц, при достижении которого предоставляется право на импорт алкогольной продукции (не менее 24 000 базовых величин. В настоящее время – не менее 250 000 евро);
- предоставить Правительству право определять условия и порядок исключения организаций из перечня юридических лиц, осуществляющих производство оригинальных алкогольных напитков, и внесения в этот перечень изменений;
- закрепить право оптовой продажи алкогольных напитков государственным органам для использования при проведении официальных мероприятий;
- разрешить любые способы расчетов за алкогольную продукцию с лицами, находящимися в процедуре ликвидационного производства по делу о банкротстве, а также с лицами, привлеченными судом к субсидиарной ответственности после открытия ликвидационного производства.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мамайко И.А. представил проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности».
Законопроект предусматривает корректировку Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Беларусь.
В частности, законопроектом предусматриваются:
- обязанность лиц, находящихся под превентивным надзором, письменно уведомлять территориальный орган внутренних дел о перемене места жительства, работать по трудовому договору (обучаться) или осуществлять иной вид деятельности, предусмотренный законодательством о занятости населения;
- оптимизация рассмотрения судами ходатайств о снятии судимости (такие ходатайства предлагается рассматривать по месту жительства осужденного без участия представителя органа, ведающего исполнением наказания или осуществляющего учет судимых лиц);
- расширение средств достижения целей уголовной ответственности за счет создания возможностей для осуществления осужденным учебной, творческой, спортивной и другой деятельности, направленной на приобретение значимых для социальной адаптации компетенций и преодоление негативных черт личности;
- возможность оказания психологической помощи осужденным, не только отбывающим наказание в исправительных учреждениях, но и состоящим на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях;
- наделение правом применять меры поощрения и взыскания к осужденным к ограничению свободы заместителей начальников территориальных органов внутренних дел;
- установление порядка направления к месту отбывания наказания лиц, осужденных к аресту;
- возможность замены очередного положенного краткосрочного свидания телефонным разговором с использованием систем видеосвязи продолжительностью до шестидесяти минут;
- возможность создания в исправительных учреждениях реабилитационных центров для работы с лицами с алкогольной (наркотической) зависимостью;
- возможность привлечения для проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы представителей государственных и общественных организаций, иных лиц, способных оказывать воспитательное воздействие на осужденных;
- возможность задержания с санкции прокурора на срок до тридцати суток и помещения в изолятор временного содержания лиц, уклоняющихся от превентивного надзора, взыскания с них денежной суммы, израсходованной в связи с их розыском.
Кроме того, при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении в проект Закона внесены положения, направленные на совершенствование правоотношений в сфере назначения и исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности, профилактику преступлений против половой неприкосновенности, совершенных в отношении малолетних и приведение норм Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Беларусь в соответствие с Конституцией.
В частности, законопроектом предусматриваются:
- расширение возможностей осужденных по приобретению значимых для социальной адаптации компетенций (знаний, умений, навыков) и преодолению негативных черт личности (привычек, склонностей, зависимостей);
- установление возможности и определение порядка осуществления профилактического наблюдения и контроля за лицами, освобожденными от наказания условно на основании акта помилования;
- возможность установления превентивного надзора за лицами, совершившими в отношении малолетних преступления против половой неприкосновенности, до погашения или снятия судимости, назначения судом в отношении таких лиц, страдающих педофилией, принудительных мер безопасности и лечения наряду с наказанием;
- возможность оказания психологической помощи осужденным, состоящим на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях;
- установление порядка направления к месту отбывания наказания лиц, осужденных к аресту.
Кроме того, в ходе заседания были рассмотрены два проекта законов о ратификации международных соглашений.
С докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок» выступил Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Богданов А.И. с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А.
Соглашение нормативно закрепляет механизм участия белорусских банков в госзакупках на территории России на постоянной основе, что позволит создать прочный фундамент для дальнейшего построения единого финансового рынка двух стран в рамках Союзного государства.
Главная цель Соглашения – беспрепятственный доступ к участию в государственных (муниципальных) закупках как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь.
Предметом Соглашения является обеспечение взаимного признания банковских гарантий, выдаваемых гарантами, зарегистрированными на территории заключивших Соглашение государств, для целей государственных (муниципальных) закупок.
Действие соглашения не будет распространяться на закупки:
- сведения о которых составляют государственную тайну (государственные секреты);
- осуществляемые национальными (центральными) банками государств договаривающихся сторон.
Банк-гарант должен соответствовать следующим требованиям:
- отсутствие примененных к нему мер по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению в течение 6 последних месяцев;
- наличие кредитного рейтинга, требование к уровню которого предусмотрено законодательством соответствующего государства в сфере госзакупок.
Банк-гарант должен быть включен в перечень организаций, имеющих право предоставлять банковские гарантии в рамках госзакупок.
Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ляхнович А.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Карась Д.Н. доложили о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о международных автомобильных перевозках».
Соглашение заключено в целях отмены разрешительной системы на международные автомобильные перевозки грузов в третьи страны и из них. Переход на безразрешительную систему будет осуществляться поэтапно, начиная с 1 января 2024 года. Полная отмена разрешений на осуществление перевозок грузов с территории или на территорию всех государств планируется с 1 января 2030 года.
Соглашением устанавливается перечень случаев, при которых перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении между Республикой Беларусь и Российской Федерацией и транзитом по их территориям осуществляются без разрешений.
Документ также предусматривает возможность выполнения каботажных автомобильных перевозок грузов при обязательном соблюдении ряда условий. При этом от перевозчика требуется предварительное информирование органа транспортного контроля о совершении такой перевозки и получение подтверждения на ее выполнение.
При перевозках пассажиров и грузов, осуществляемых в рамках Соглашения, транспортные средства на взаимной основе освобождаются от налогов, сборов и платежей, связанных с их владением или использованием, за исключением сборов и платежей, взимаемых в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, за проезд по платным автомобильным дорогам, мостам и тоннелям.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)