В Беларуси приняты меры, чтобы защитить производителей скоропортящихся товаров от допзатрат
В Беларуси приняты меры, чтобы защитить производителей скоропортящихся товаров от дополнительных затрат. Это предусмотрено законопроектом «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания», который принят сегодня депутатами в первом чтении, передает корреспондент БЕЛТА.
Один из блоков новаций направлен на оказание поддержки отечественным производителям, насыщение потребительского рынка качественными отечественными товарами. Так, предлагается установить запрет на возмещение поставщиками (производителями) субъектам торговли затрат на утилизацию нереализованных продовольственных товаров, а также на возврат субъектами торговли нереализованных продтоваров со сроком годности не более 30 дней их поставщикам (производителям).
«Это защитная мера для отечественных производителей скоропортящейся продукции, чтобы торговые организации не понуждали их к дополнительным затратам. В целом глобальной проблемы не было, но по хлебобулочным изделиям вопросы имелись», – пояснил Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов.
Законопроектом закрепляются полномочия Совета Министров на установление ограничений и запретов на выплату поставщиками (производителями) любых видов вознаграждений субъектам торговли, а также на определение порядка расчетов за поставку отдельных видов товаров. «Таким образом, в случае возникновения на потребительском рынке дисбаланса с поставкой каких-то товаров при необходимости на уровне правительства можно будет оперативно принимать меры, установив порядок расчетов за такие товары», – уточнил Министр.
Субъекты розничной торговли также будут обязаны разрабатывать и согласовывать с гор- и райисполкомами перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте. Порядок согласования такого перечня будет определяться Советом Министров.
По информации БЕЛТА
24 апреля 2025 года в г. Москве состоялось 58-е заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП).
В заседании приняли участие представители Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также представители Исполнительного комитета СНГ, Регионального содружества в области связи и Евразийской экономической комиссии.
Председателем МСАП на очередной срок был избран Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Карпович Артур Борисович.
С приветственным словом выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы (Российская Федерация) Шаскольский Максим Алексеевич, который поблагодарил членов МСАП и коллег из антимонопольных органов государств – участников СНГ за совместную работу в период своего председательства и рассказал о достигнутых результатах.
Участники заседания проинформировали о наиболее заметных событиях, произошедших в государствах – участниках СНГ в области антимонопольной политики в текущем периоде, отметив, что в государствах Содружества проводится активная работа по совершенствованию законодательной базы, практики применения антимонопольного законодательства и структуры антимонопольных органов СНГ в целях повышения эффективности рыночных преобразований в экономике и обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства на социально значимых рынках.
Директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Мыскин Михаил Евгеньевич проинформировал участников заседания об основных мероприятиях, состоявшихся в рамках Содружества.
В ходе заседания МСАП была заслушана информация о деятельности Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ.
В рамках заседания были утверждены Модельные практики взаимодействия маркетплейсов с правообладателями и продавцами в рамках предотвращения реализации неоригинальных товаров. Принято решение направить указанный документ в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
По завершении мероприятия состоялась церемония вручения знаков отличия МСАП представителей антимонопольных органов государств – участников СНГ, внесших большой личный вклад в развитие сотрудничества в области конкурентной политики.
По всем вопросам повестки дня решения приняты единогласно.
Очередное заседание МСАП намечено провести в октябре 2025 года в г. Бресте, Республика Беларусь.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
Какие изменения в Законе «Об охране труда» готовит Министерство труда и социальной защиты, рассказал на пресс-конференции «Меры по снижению профессиональных рисков и предупреждению травматизма на производстве» заместитель Министра труда и социальной защиты Игорь Старовойтов, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Игорь Старовойтов отметил, что в этом году ведомство планирует подготовить проект закона, который внесет изменения в Закон «Об охране труда». «Мы делаем это в соответствии с планом подготовки законопроектов на 2025 год. Создали уже рабочую группу, которая включает широкую группу представителей: бизнес, предприятия, профсоюзы, объединения нанимателей и республиканские органы госуправления. Рабочая группа уже начала свою работу. У нас достаточно много предложений, которые мы постараемся реализовать в этом новом проекте», – отметил замминистра.
Он подчеркнул, что закон будет включать вопросы управления, организации и полномочий. «Очень много предложений связано с тем, как урегулировать вопросы, связанные с появлением новых форм организаций. Например, мы сейчас очень часто упоминаем работу холдингов. Здесь появились управляющие организации, и необходимо разобраться в их полномочиях и в том, как они должны управлять охраной труда в организациях, которыми они руководят», – рассказал Игорь Старовойтов.
Замминистра добавил, что внимание будет уделено и усилению роли системы управления охраной труда в организациях, действующей терминологии и дистанционным работникам. «Мы предполагаем включить отдельную статью Закона «Об охране труда», где уточним обязанности нанимателя и работника в отношении охраны труда дистанционных работников», – добавил он.
Игорь Старовойтов подчеркнул, что цель работы над законопроектом – дать возможность предупредить нарушения, предотвратить риски и достичь баланса в защите работников.
По информации БЕЛТА
23 апреля 2025 г. состоялось совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Перед парламентариями выступил Председатель Комитета государственного контроля Беларуси Герасимов В.Н. с информацией о результатах деятельности Комитета в 2024 году.
Руководитель Госконтроля отметил, что работа Комитета была сосредоточена на обеспечении экономической безопасности государства.
Основное внимание было уделено контролю за исполнением бюджета, использованием государственных средств, в том числе выделенных в рамках государственных программ, функционированием промышленного комплекса страны, выявлением резервов увеличения объемов производства, загрузки мощностей и освоения выпуска новой продукции, востребованной на внешних рынках либо обеспечивающей эффективное импортозамещение, реализацией инвестиционных проектов, в первую очередь производственной направленности, устранением проблемных вопросов в животноводстве, растениеводстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительной отрасли, ситуацией на потребительском рынке, в том числе ценовой, эффективным использованием стабилизационных фондов, деятельностью банковского и страхового сектора, финансовых рынков и иным направлениям.
Он сообщил, что по результатам контрольных мероприятий внесены предложения по оптимизации расходов и снижению затрат в различных отраслях экономики, повышению качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, предотвращению необоснованного посредничества, изменению правового регулирования закупок, ценообразования и иным вопросам.
По словам В.Н.Герасимова, деятельность входящих в систему Комитета департаментов финансовых расследований и финансового мониторинга была направлена на обеспечение защиты интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств в экономической сфере, предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, противодействие деструктивным структурам, усилия которых направлены на дестабилизацию внутриполитической обстановки.
Приоритетное направление работы органов Комитета в текущем году – добиваться максимального исполнения поручений Главы государства, сообщил Председатель Комитета государственного контроля.
В частности, продолжится контроль расходования бюджетных средств. При этом упор будет сделан на анализе эффективности госпрограмм, поиске резервов и жесткой экономии государственных средств на всех уровнях и в различных отраслях. Особое внимание будет уделено использованию средств в социальной сфере.
В сфере материального производства на особом контроле с учетом пятилетки качества находится обеспечение качества во всех отраслях экономики и социальной сферы.
Самое пристальное внимание будет уделено рынку высокомаржинальных услуг, развитию перспективных отраслей промышленности (электронное и оптическое оборудование, продукция для нефтехимического и энергетического комплексов и иные), а также своевременности реализации инвестпроектов с участием иностранного капитала.
Контролем будут охвачены экспортные поставки промышленных предприятий и работа зарубежной товаропроводящей сети.
Планируется провести анализ эффективность деятельности организаций нефтехимического и энергетического комплексов, работу транспортного комплекса.
Будет усилен контроль за привлечением инвестиций в экономику страны, реализацией важнейших инвестиционных и импортозамещающих проектов, ходом реализации импортозамещающих проектов, проектов по принципу «один район – один проект», обеспечением технологического суверенитета и импортонезависимости страны в целом. При этом особое внимание будет уделено выявлению на предприятиях реального сектора экономики резервов увеличения объемов производства, загрузки мощностей и освоения выпуска новой продукции, что будет способствовать повышению производительности труда и качества.
В агропромышленном комплексе в числе первоочередных мероприятий – контроль за устранением имеющихся проблемных вопросов в животноводстве, мелиорации и эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на эту сферу.
В сфере переработки сельхозпродукции продолжится контроль за неукоснительным выполнением поручений Главы государства по углубленной переработке сырья мясоперерабатывающими предприятиями и производству продукции с высокой степенью обработки, максимальной загрузке мощностей, ликвидации преступных схем при ее реализации.
На контроль будет также взято обеспечение и проведение Минприроды геологического картирования территории Беларуси с целью получения полного обновления цифровыми картами нового поколения, а также новых сведений геологического строения территории страны.
Первоочередная задача на потребительском рынке – недопущение необоснованного роста цен. Особое внимание будет уделено социально значимым товарам. Также усилия Госконтроля будут сосредоточены на эффективности функционирования потребкооперации, контроле за ситуацией с магазинами шаговой доступности, обеспечением внутреннего рынка качественной и доступной по цене отечественной плодоовощной продукцией, а также производстве и обороте алкогольной продукции.
Контролем будет охвачена работа по наведению порядка на земле, благоустройству населенных пунктов, в том числе с привлечением средств граждан, а также ход выполнения республиканского плана мероприятий по проведению в 2025 году Года благоустройства.
Продолжится работа по выявлению резервов для удешевления товаров в сфере строительства, контроль за принимаемыми мерами по наведению порядка с долгостроями, вовлечением в хозяйственный оборот пустующих жилых домов и земельных участков, соблюдением земельного и природоохранного законодательства.
В сфере контроля банковской системы и финансовых рынков основное внимание будет уделено вопросам поддержки банками реального сектора экономики, ситуации с организацией трансграничных платежей, отдельным направлениям функционирования сферы криптовалют.
Важнейшими направлениями деятельности Комитета останутся выявление и пресечение противоправных действий в экономической сфере – неуплата налогов, посредничество, коррупция, выплата заработной платы «в конвертах», выявление источников финансирования деструктивных процессов, направленных на подрыв государственности.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения», передает корреспондент БЕЛТА.
Законопроект разработан в целях обеспечения однозначности понимания положений статьи Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения», а также приведения их в соответствие с требованиями Закона «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности».
Законопроект предусматривает конкретизацию периода, в течение которого гражданин не вправе продолжать деятельность в статусе индивидуального предпринимателя, если размер его доходов и (или) выручки в течение календарного года превысил Br500 тыс. Этот период устанавливается на три календарных года.
Действие законопроекта распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2025 г.
По информации БЕЛТА
Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов Беларуси и России перенесено на 1 января 2027 года, заявила заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва, передает корреспондент БЕЛТА.
«С нашим стратегическим партнером – Российской Федерацией – мы ведем постоянный диалог в части движения по треку формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов. Работа эта поэтапная, в каждом государстве сложилась своя система работы на рынке нефти и нефтепродуктов, она требует взвешенного и тщательного подхода, осмысления. Обсуждая все эти вопросы в рамках ранее разработанных союзных программ, стороны пришли к пониманию, что процесс по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов требует тщательной проработки, и срок его формирования перенесен на 1 января 2027 года», – рассказала Светлана Гурина.
Сегодня депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г.». Законопроект представила зампредседателя концерна «Белнефтехим».
Протокол о внесении изменений в соглашение между Правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 года подписан в г. Минске 6 декабря 2024 года. Протоколом предусматривается продление срока действия соглашения до 31 декабря 2026 года и при этом его автоматическое продление после 31 декабря 2026 года на последующие годичные периоды, если ни одна из сторон не уведомит за три месяца до истечения очередного годичного периода другую сторону о своем намерении прекратить действие соглашения. Предусматривается отмена конкретного срока действия нормы о ежегодном включении в индикативные балансы нефти сырой, предназначенной для Республики Беларусь в объеме 24 млн тонн, поставляемой трубопроводным и иными видами транспорта (т.е. теперь эта норма действует на период действия соглашения).
Как пояснила Светлана Гурина, планами формирования общего нефтяного рынка с 2027 года и объясняются те даты, которые были зафиксированы в протоколе как изменение в соглашение.
«Но в то же время тот механизм, который мы в протоколе предусматриваем, гибкий и предполагает, что если стороны в 2027 году примут решение какие-то еще моменты отработать и чуть сместить этот срок, то уже нам не потребуются какие-то изменения. Мы будем работать в рамках соглашения и далее спокойно, последовательно двигаться, отстаивая интересы Республики Беларусь в этом вопросе», – пояснила она.
По информации БЕЛТА