/ / Общественно-политические
07.12.2023

Итоги заседания Палаты представителей 7 декабря

7 декабря состоялось очередное заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.

Заседание

В ходе заседания в двух чтениях был принят проект Закона «Об изменении законов по вопросам борьбы с терроризмом», о котором доложили первый заместитель Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Теребов С.Е. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Маркевич А.И.

Проект Закона направлен на повышение эффективности мер по предупреждению, выявлению и пресечению актов терроризма.

В частности, законопроектом предусматриваются:

  • наделение органов государственной безопасности компетенцией по координации деятельности субъектов, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом (за исключением Службы безопасности Президента Республики Беларусь), других государственных органов и иных организаций в части реализации ими своих полномочий в области борьбы с терроризмом;
  • возможность привлечения службы инкассации к охране объектов, сопровождению и обеспечению безопасности физических лиц и транспортных средств в зоне проведения контртеррористической операции;
  • предоставление права работникам службы инкассации, привлеченным для охраны объектов, сопровождения и обеспечения безопасности физических лиц и транспортных средств в зоне проведения контртеррористической операции, на применение физической силы, применение и использование оружия в порядке и на условиях, установленных для работников военизированной охраны;
  • определение единых подходов по вопросам возмещения субъектам борьбы с терроризмом материального ущерба, причиненного их имуществу в ходе проведения контртеррористической операции;
  • уточнение правил применения оружия сотрудниками органов государственной безопасности.

Депутатский корпус также рассмотрел четыре законопроекта в первом чтении.

В первом чтении депутатский корпус рассмотрел проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь».

Документ разработан в целях приведения норм Закона «О Президенте Республики Беларусь» в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

В частности, законопроект содержит положения, направленные на:

  • закрепление конституционных требований к кандидату на пост Президента Республики Беларусь;
  • уточнение правового статуса Президента Республики Беларусь;
  • оптимизацию полномочий Главы государства, в том числе по вопросам охраны государственного суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения функционирования высших судебных органов и Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь, обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь.

Законопроектом также обеспечивается согласование Закона «О Президенте Республики Беларусь» с нормами Избирательного кодекса, Кодекса о судоустройстве и статусе судей, законов «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О Всебелорусском народном собрании», «О государственной службе».

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» доложили первый заместитель Министра экономики Республики Беларусь Чеботарь Ю.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Лагунова Г.Н.

Законопроектом закрепляется комплекс мер, направленных на расширение инвестиционной активности субъектов хозяйствования путем увеличения вариативности государственных инструментов поддержки инвестиционной деятельности, в том числе введения дополнительных гарантий и преференций, снижения рисков для добросовестных инвесторов, упрощения условий работы с инвесторами, желающими реализовать инвестиционные проекты в регионах.

В законопроекте объединены нормы действующего Закона «Об инвестициях» и положения рассмотренного 22 июня 2023 г. на совещании у Главы государства проекта Закона «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь». Нормы действующего законодательного акта также приведены в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

С учетом предложенных в законопроекте мер по совершенствованию реализации инвестиционных проектов предусматриваются следующие основные механизмы реализации инвестиционных проектов с предоставлением льгот и преференций.

Инвестиционный договор. Его планируется заключать для реализации преимущественно крупных инвестиционных проектов, которые будут соответствовать критерию минимального объема инвестиций.

Для инвестиционного договора сохраняются ранее предоставляемые льготы в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь». Также устанавливаются новые льготы: освобождение от налога на прибыль от реализации товаров собственного производства, произведенных на созданных объектах недвижимого имущества, в течение 5 календарных лет после прекращения инвестиционного договора; гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства для инвесторов в период действия инвестиционного договора, но не более 5 лет с даты регистрации договора; возможность возмещения инвестору затрат (части затрат), связанных с созданием объектов (их частей) инфраструктуры (магистральной инженерной, распределительной инженерной и транспортной) и их благоустройством в пределах отдельных регионов, определенных Правительством.

Специальный инвестиционный договор. Он представляет собой новый механизм, особый правовой режим инвестиционных договоров, предусматривающих реализацию инвестиционного проекта по организации производства на территории Республики Беларусь новой или усовершенствованной продукции с возможностью ее реализации в рамках государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника.

Специальный инвестиционный договор будет заключаться по конкурсу либо без его проведения в пределах отдельных регионов, определяемых Правительством.

При использовании данного механизма устанавливается возможность государственной закупки из одного источника определенного объема товара (наряду со льготами, предоставляемыми, как и при обычном инвестиционном договоре) после завершения организации производства.

Преференциальный инвестиционный проект. Этот механизм позволит фокусироваться на проектах, важных для конкретного региона. Облисполкомы наделяются правом определять (исходя из перечня, установленного Правительством) приоритетные виды деятельности (секторы экономики), развитие которых наиболее важно для конкретного района и по которым возможна реализация рассматриваемых проектов без заключения инвестиционных договоров.

Определяется, что преференциальный инвестиционный проект реализуется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на основании решения исполкома соответствующего уровня (за исключением Минского горисполкома). Решение будет приниматься на основании предпроектной (предынвестиционной) документации.

Наряду с этим, в законопроекте предусмотрены меры, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств и упорядочение подходов к оказанию государственной финансовой поддержки при реализации инвестиционных проектов:

  • на системной основе предлагается внедрить механизм бюджетных трансфертов для компенсации части затрат по результатам реализации инвестиционного проекта. Порядок предоставления этих трансфертов будет определяться Правительством;
  • закрепляются нормы, касающиеся условий оказания государственной финансовой поддержки в виде предоставления бюджетных займов, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» (планируется отменить), и не определенные в Бюджетном кодексе Республики Беларусь.

В законопроекте также сохраняется право Главы государства устанавливать дополнительные льготы и иные меры поддержки для реализации инвестпроектов.

В целом положения проекта Закона призваны стать действенным стимулом для повышения инвестиционной привлекательности страны, активизации инвестиций в производственный сектор, созданию условий для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, имеющих большое значение для Республики Беларусь, для более активного инвестирования в экономику регионов.

Ю.А.Чеботарь также выступил с докладом о проекте Закона «Об изменении законов» (по вопросам урегулирования неплатежеспособности) (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Машкаров А.В.).

Законопроектом вносятся изменения редакционно-технического и терминологического характера в ряд законов в целях их приведения в соответствие с Законом «Об урегулировании неплатежеспособности». В частности, корректируются законы «О хозяйственных обществах», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О поддержке малого и среднего предпринимательства», «О коммерческой тайне», «О рынке ценных бумаг», «О государственно-частном партнерстве», «Об инвестиционных фондах».

Кроме того, законопроектом осуществлены дополнительные корректировки Закона о хозяйственных обществах в части:

  • уточнения названия книги учета доходов и расходов – из ее названия исключены индивидуальные предприниматели, в качестве субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • ограничений хозяйственных обществ в праве принятия решения о выплате дивидендов (распределении прибыли среди участников) и приобретении собственных акций, если в отношении общества возможна подача в установленном порядке заявления кредитора о банкротстве либо такое право у кредитора появится в результате таких выплат, приобретения акций. Это позволит сохранить денежные средства должника для расчетов с кредиторами и реализовать положения Закона «Об урегулировании неплатежеспособности».

В целях комплексности правового регулирования законопроектом осуществлены дополнительные корректировки Закона об инвестфондах:

  • предусматривается обращение взыскания на денежные средства, переданные в оплату инвестиционных паев и формирующие паевой инвестиционный фонд, а также обращение взыскания по долгам управляющей организации, специализированного депозитария, владельцев инвестиционных паев не только в рамках процедур несостоятельности или банкротства, но и при ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом и осуществлении инвестиционным фондом своей хозяйственной деятельности;
  • урегулирован порядок и срок возврата имущества, не входящего в конкурсную (ликвидационную) массу должника – управляющей организации или специализированного депозитария паевого инвестиционного фонда, собственникам этого имущества (вверителям).

О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам производства и оборота алкогольной продукции» с докладом выступила заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Емельянова Н.А., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Демидович В.Н.

Документом предусматривается комплексная корректировка Закона «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта», а также внесение изменений в законы «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» и «О лицензировании».

В частности, законопроектом предлагается:

  • закрепить за государством исключительное право на осуществление импорта алкогольной продукции и определить случаи, когда такое право не распространяется на алкогольную продукцию, ввозимую на территорию Республики Беларусь;
  • привязать к базовым величинам минимальный размер уставного фонда юридических лиц, при достижении которого предоставляется право на импорт алкогольной продукции (не менее 24 000 базовых величин. В настоящее время – не менее 250 000 евро);
  • предоставить Правительству право определять условия и порядок исключения организаций из перечня юридических лиц, осуществляющих производство оригинальных алкогольных напитков, и внесения в этот перечень изменений;
  • закрепить право оптовой продажи алкогольных напитков государственным органам для использования при проведении официальных мероприятий;
  • разрешить любые способы расчетов за алкогольную продукцию с лицами, находящимися в процедуре ликвидационного производства по делу о банкротстве, а также с лицами, привлеченными судом к субсидиарной ответственности после открытия ликвидационного производства.

Кроме того, законопроектом корректируется терминологический аппарат Закона.

Во втором чтении парламентарии приняли три проекта законов.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Горваль С.А. представила законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Законопроект разработан в целях совершенствования порядка осуществления закупок с учетом практики правоприменения действующего Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

В частности, законопроектом уточняются и расширяются полномочия Совета Министров Республики Беларусь, в том числе в части применения преференциальной поправки, закрепляются нормы, направленные на дальнейшую цифровизацию, совершенствование и оптимизацию процедур государственных закупок, а также на исключение недобросовестного посредничества, злоупотреблений при участии в закупках.

С целью повышения эффективного расходования бюджетных средств Министерство антимонопольного регулирования и торговли наделяется полномочиями по определению порядка расчета предельной стоимости предмета государственной закупки, закрепляется возможность заказчиков заключать договоры на срок более года, регламентируются вопросы размещения информации об исполнении договоров, определяется механизм действия заказчика при непредставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения своих обязательств.

В целях оптимизации и сокращения сроков осуществления государственных закупок, а также для обеспечения своевременного получения необходимых товаров (работ, услуг) государственным органам и организациям предоставляется право воспользоваться процедурой закупки из одного источника в случаях, когда проведение конкурентных процедур закупок по экономическим причинам невозможно. Кроме того, увеличивается порог для проведения процедуры закупки из одного источника с 300 до 500 базовых величин.

Законопроектом сокращаются сроки обжалования при проведении процедур закупок и сроки рассмотрения заявлений о нарушениях порядка их осуществления, предусматривается электронный формат подачи жалоб.

Законопроектом также корректируется порядок гарантированного участия в государственных закупках субъектов малого и среднего предпринимательства, вносится целый ряд изменений, направленных на обеспечение приведения действующего Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» в соответствие с иными законодательными актами, а также редакционных правок.

Принятие законопроекта позволит усовершенствовать систему государственных закупок, расширит возможности хозяйствующих субъектов по защите своих прав и законных интересов в данной сфере, а также будет способствовать обеспечению своевременного удовлетворения потребности заказчиков в товарах (работах, услугах), повышению прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств, создаст дополнительные стимулы для развития конкуренции.

С докладом о проекте Закона «О страховой деятельности» выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бартош С.В.

«Страхование затрагивает практически все аспекты деятельности общества, – отметила С.В.Бартош, – и относится к важнейшим государственным приоритетам, поскольку призвано способствовать обеспечению стабильного развития экономики и социальной сферы».

В настоящее время страховые общественные отношения в Республике Беларусь регулируют Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» и другие правовые акты.

В целях комплексного закрепления основ страховой деятельности подготовлен данный проект Закона. Он включает в себя основы организации страховой деятельности, права и обязанности участников страхового рынка, полномочия по регулированию отношений в этой сфере.

В проекте Закона закреплены:

  • основные термины и их определения;
  • государственное регулирование страховой деятельности;
  • особенности государственной регистрации, реорганизации, ликвидации страховых организаций;
  • отдельные вопросы, связанные с особенностями деятельности страховых организаций, страховых брокеров и страховых агентов;
  • особенности обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций;
  • полномочия Министерства финансов, в том числе направленные на возможность оперативно пресекать негативные тенденции в деятельности страховых организаций, страховых брокеров;
  • формирование страховых историй, предоставление страховых отчетов и другие положения.

Предусмотренные законопроектом нормы должны обеспечить выравнивание деятельности страховых организаций независимо от форм собственности, введение новой формы страхования «вмененное страхование», расширить объекты страхования, создать условия для дальнейшего развития страховой отрасли.

За Главой государства сохраняются полномочия по определению основных направлений государственной политики по установлению особенности регулирования в сфере страхования. С этой целью пакетным принципом разработан проект Указа Президента Республики Беларусь.

В ходе доработки ко второму чтению в текст законопроекта Постоянной комиссией включены следующие новации:

  • законопроект дополнен нормами Гражданского кодекса, регулирующими страховую деятельность;
  • уточнен круг лиц, обязанных предоставлять документы и информацию по запросу страховой организации, и порядок предоставления страховщиком сведений, составляющих тайну сведений о страховании, государственным органам и организациям;
  • конкретизированы полномочия Правительства и Министерства финансов в сфере контроля за страховой деятельностью.

О положениях проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» проинформировал член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Левчук А.Г.

Законопроект подготовлен в целях приведения Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» в соответствие с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом практики его применения.

Проектом Закона дополняется терминология, термины «ветеринарные препараты», «фальсифицированный ветеринарный препарат», «ветеринарно-санитарные правила» и другие приводятся в соответствие с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

В Законе закрепляется, что термины «ветеринарная аптека», «ветеринарное лекарственное средство», «ветеринарный лекарственный препарат», «биологический ветеринарный лекарственный препарат», «фармацевтическая субстанция» используются в значениях, определенных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в области ветеринарии.

Полномочия Президента Республики Беларусь дополняются положениями об учреждении форменной одежды и знаков различия государственных ветеринарных инспекторов, установлении перечня предметов форменной одежды государственных ветеринарных инспекторов и утверждении описания знаков различия государственных ветеринарных инспекторов.

Проектом Закона предлагается наделить Правительство полномочиями по установлению порядка проведения аттестации фармацевтических инспекторов, порядка и условий выдачи документа, подтверждающего соответствие промышленного производства ветеринарных препаратов требованиям, установленным Законом, актами законодательства в области ветеринарной деятельности, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Предусматривается наделение Министерства сельского хозяйства и продовольствия дополнительными полномочиями в части:

  • определения перечня ветеринарных лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту специалиста в области ветеринарии;
  • установления порядка проведения фармацевтических инспекций мест производства ветеринарных препаратов и мест торговли ими;
  • установления порядка надлежащей аптечной практики;
  • утверждения правил ношения, описания предметов форменной одежды государственных ветеринарных инспекторов и соответствующих знаков их различия с учетом перечня должностей.

Излагаются в новой редакции статьи, касающиеся лабораторных исследований (испытаний) в области ветеринарной деятельности, проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, ветеринарно-санитарного осмотра и требований к обращению ветеринарных препаратов.

Кроме того, Закон дополняется положениями, отражающими требования к обращению фармацевтических субстанций и вопросов проведения фармацевтической инспекции соответственно.

Кроме того, в ходе заседания был принят проект Закона «О ратификации Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций», с докладами по которому выступили первый заместитель Министра экономики Республики Беларусь Чеботарь Ю.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Адаменко Е.Б.

Соглашением предусматривается создание в рамках СНГ зоны свободной торговли услугами и осуществления инвестиций, закрепление принципа равенства и недискриминации участников экономических отношений независимо от гражданства, места регистрации и формы собственности, формирование предсказуемых и понятных условий доступа на рынки финансовых, транспортных, строительных, туристических, образовательных и других секторов услуг стран СНГ.

Предлагаемые Соглашением положения направлены на упрощение международной торговли, увеличение товарооборота, развитие промышленной кооперации, внедрение инноваций, либерализацию условий инвестиционной деятельности, укрепление сотрудничества между государствами – участниками СНГ, создание благоприятных условий для дальнейшего роста экономик стран Содружества.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)