Республиканский совет по исторической политике обсудил новые учебные программы и культурное импортозамещение
Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко 5 декабря принял участие в заседании Республиканского совета по исторической политике, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
С первых дней деятельность совета была нацелена на совершенствование исторического образования. Эти вопросы были включены в повестку и нынешнего заседания. Члены совета обсудили разработку учебных программ по истории белорусской государственности для среднего специального образования и по истории Беларуси в контексте всемирной истории для 10-х классов.
Министр образования Андрей Иванец также проинформировал участников заседания о подходах к развитию исторических журналов, которые находятся в его ведомстве. В частности, министерство предлагает обновить концепцию журнала «Гісторыя і грамадазнаўства» – издание возьмет курс на научно-популярный формат, чтобы привлечь более широкую аудиторию. При этом журнал, скорее всего, получит другое название.
Отдельным пунктом совет рассмотрел вопросы издательской деятельности. Обсуждены подходы Министерства информации к исключению из продажи изданий, искажающих историческую правду, и алгоритм межведомственного взаимодействия по изъятию из библиотечных фондов экстремистских изданий.
При этом Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко пояснил журналистам, что в Беларуси уже давно работает комиссия, которая признает те или иные издания экстремистскими или содержащими экстремистские призывы. Поэтому на заседании состоялось промежуточное подведение итогов. «И, может быть, назрела необходимость выработать несколько иные механизмы. Речь не идет о физическом уничтожении тех или иных изданий», – добавил он.
Министр культуры Анатолий Маркевич рассказал о выработке единых подходов к реализации культурного импортозамещения. По его словам, подготовлен проект соответствующей концепции на 2024–2026 годы, она будет направлена на все сферы жизни общества. «Целью является обеспечение культурной безопасности Беларуси», – сказал Министр.
Особое внимание в документе уделено сохранению историко-культурного наследия и национальных традиций, развитию национальной художественной культуры. Отдельные направления касаются культуры быта, общественных отношений и производства.
«Мы говорим о том, как культивировать, пропагандировать и внедрять в жизнь наше», – отметил Игорь Сергеенко.
Как рассказала председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина, торговые объекты в этом году стали тесно сотрудничать с ремесленниками, и их продукция с национальным колоритом пользуется популярностью.
Первое заседание Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента прошло на базе Национальной академии наук в марте 2022 года. Совет был создан по распоряжению Главы государства и работает на постоянной основе, в нем действуют 4 комиссии: по концептуальным основам отечественной истории, по научно-методическому сопровождению исторической политики, по информационно-просветительской работе и по внешнеполитическому сопровождению исторической политики.
Подводя итоги работы совета за это время, Глава Администрации Президента Беларуси Игорь Сергеенко отметил, что в прошлом году удалось сдвинуть с места тему преподавания истории Беларуси в вузах и усовершенствовать школьное историческое образование. В этом году были организованы на более высоком уровне научные конференции по вопросам сохранения исторической памяти, налажено тесное взаимодействие с российскими коллегами.
По информации БЕЛТА
В качестве приложения к Программе социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы будет подготовлена «инвестиционная карта». Об этом по итогам совещания у Главы государства, где обсуждалась доработка соответствующей программы, заявил журналистам Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Важный элемент, кроме внешней торговли, – это инвестиции. Найти ресурсы на инвестиционные проекты тоже непросто с учетом необходимости погашения в следующей пятилетке наших финансовых обязательств, которые были взяты под предыдущие инвестиционные проекты. Не наращивая общий уровень и государственного, и внешнего валового долга. Сегодня была внесена идея, она поддержана – к программе пятилетки будет сделано большое инвестиционное приложение. Его можно назвать «инвестиционная карта», – сказал Глава Администрации Президента.
Дмитрий Крутой пояснил, что в этой «инвестиционной карте» будет по каждому региону информация о планируемых к реализации проектах. «Президент попросил, чтобы жители каждого района видели, какие инвестиционные и инфраструктурные проекты будут реализованы именно у них на территории. Желательно с фиксированием конкретных сумм и стоимости, которая не должна меняться на протяжении пяти лет, не взирая на какие-то «объективные» обстоятельства, – рассказал Глава Администрации. – Граждане будут видеть, какие дороги, социальные объекты или промышленные предприятия будут строиться в конкретной местности».
«Мы совершенно по-другому начнем планировать размещение наших производительных сил. И, может быть, тот негативный тренд по внутренней миграции между нашими регионами сможем переломить и создавать высокопроизводительные рабочие места равномерно по всей территории Беларуси», – добавил Дмитрий Крутой.
По информации БЕЛТА
Программа социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы согласована в части ключевых макроэкономических и финансовых показателей. Об этом по итогам совещания у Главы государства заявил Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой, передает корреспондент БЕЛТА.
Президенту фактически были представлены два проекта программы. Один был выработан Советом Министров, второй – рабочей группой во главе с руководителем Нацбанка.
«На совещании было отмечено, что два документа очень близки. Все-таки правительство учло много наработок рабочей группы в своей версии документа. Одним из фундаментальных базовых достижений сегодняшнего совещания стало то, что по целевым индикаторам, по показателям нет разногласий ни у кого. Это касается и валового внутреннего продукта, инвестиций, экспорта, роста реальной заработной платы, контроля за ценами и инфляцией. То есть по ключевым макроэкономическим и финансовым показателям программа, можно сказать, сбалансирована и согласована», – рассказал Глава Администрации.
По его словам, относительно приоритетов дискуссия еще будет продолжена какое-то время, но не долго. Потому что к заседанию Президиума Всебелорусского народного собрания на столе у Александра Лукашенко должен быть согласованный текст документа.
«Президент еще раз прокомментировал те направления, которые обозначены в его предвыборной программе. Это касается и арендного жилья, и туристического потенциала, темы обороноспособности Беларуси», – рассказал Дмитрий Крутой.
Он подтвердил, что требование Президента по выработке реалистичного, но напряженного сценария развития на предстоящий год применим и в целом к вырабатываемой программе пятилетки.
«Уровень роста нашей экономики заложен на уровне среднемирового роста», – сказал Дмитрий Крутой.
По информации БЕЛТА
Требовательность к кадрам за реализацию программы предстоящей пятилетки 2026–2030 годов будет увеличена многократно. Об этом заявил журналистам Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой по итогам совещания у Президента, где обсуждалась доработка соответствующей программы, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Президент еще раз сегодня это подчеркнул: требовательность к кадрам за выполнение тех мероприятий и проектов, которые будут заложены и приняты делегатами Всебелорусского народного собрания, будет увеличена многократно, – сказал Глава Администрации Президента. – Особенность следующего нашего цикла в том, что программа ежегодно, а не один раз в пять лет, будет выноситься на такой представительный форум. Поэтому ошибки, недоработки фактически будут публичными. Будут рассматриваться, можно сказать, всей страной. Поэтому здесь спрос, естественно, будет совершенно иным. По настроению и поручениям Президента вы чувствуете, что уже система начинает трансформироваться, и буквально с января будут совершенно другие подходы».
Глава Администрации Президента подчеркнул, что основа основ – это развитие регионов, о чем также на совещании напомнил Александр Лукашенко. «Вы видите, что график Главы государства непосредственно до проведения заседания ВНС строится таким образом, чтобы он лично в каждом регионе провел совещание с активом, еще раз довел мысли и свои требования, которые касаются перспектив развития на следующую пятилетку», – отметил Дмитрий Крутой.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 ноября собрал совещание о доработке Программы социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы.
В начале совещания Глава государства высказался о ситуации на белорусско-литовской границе.
«Хочу заявить: мы готовы к открытию границы давно. Мы ее не закрывали. В течение нескольких часов она с нашей стороны может возобновить свою работу. Пограничники в целом к этому готовы», – отметил Президент.
Глава государства рассказал, что в ходе состоявшегося на днях доклада Председателя Госпогранкомитета было доложено о ситуации и о том, что Литва хотела бы разрядить сложившуюся ситуацию. «На что я ему ответил: если Литва хочет – мяч на ее стороне. Пожалуйста, открывайте границу, будем работать и сотрудничать, как это было до сих пор», – заявил Президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что народ Литвы не имеет никакого отношения к решению властей своей страны о закрытии границы с Беларусью. «Даже не хочу говорить, по каким причинам. Сегодня мы знаем реакцию литовского народа – граждан Литвы, бизнеса – на эти действия. Естественно, властям Литвы пришлось шевелиться и предпринимать какие-то меры, – сказал Президент. – Как обычно, они решили мышковать и еще раз попытаться нас наклонить и обвинить в этих не то «шариках» (запуске метеорологических зондов с контрабандой сигарет. – Прим.), не то еще чем-то. Хотя исчерпывающий ответ на этот вопрос был дан. И расследованием наших органов, да и Литвы подтверждается, кто занимается этим сигаретным бизнесом, кто эти «шарики» перекидывает и так далее».
«Понимая, что вокруг закрытия границы сложилась непростая ситуация, они (литовская сторона. – Прим.) попытались с межгосударственного уровня перенести решение вопроса на уровень пограничной заставы. Они, я это называю мышкованием, обратились в Лидский пограничный отряд (не в государственный орган, не в МИД, не в Правительство) с не то просьбой, не то требованием открыть границу. На участке там два погранперехода у нас работают. На одном из участков открыть границу. «Мы (литовская сторона. – Прим.) якобы будем эвакуировать какие-то автомобили…» – рассказал Глава государства.
«Я даже не дослушал этот доклад. Сказал: хорошо, как только будут готовы эвакуировать, договорятся с нашей стороной… У нас же там ни таможенников фактически на пункте пропуска, ни пограничников. Закрыли – закрыли. Наши службы перераспределены на другие участки – это было мое решение. Будут готовы (в Литве. – Прим.) – будем договариваться. Хотите эвакуировать – эвакуируйте», – заявил белорусский лидер.
В связи с этим органы внутренних дел на протяжении всего предыдущего дня по заданию Александра Лукашенко и под руководством Госсекретаря Совбеза все литовские автомобили собрали на пунктах перехода и взяли их под охрану. «Чтобы нас потом не обвинили, что мы там что-то плохое сделали. Взяли их под охрану. Хотят эвакуировать, что же, будем договариваться», – сказал Президент.
«Автомобили собраны, стоят под охраной. Те, кто их охраняет, попросили, по-моему, 120 евро за сутки. Заплатили за охрану. Сколько суток будут стоять – умножить на 120 евро, – платите, забирайте автомобили с грузом. Если в ближайшие несколько дней этого не будет сделано, мы примем решение, как МИД заявил, в соответствии с нашими законами. Вплоть до конфискации этих автомобилей. Они не могут болтаться на дорогах – 1100 или 1200 огромных фур, которые стояли где-то там на дороге», – обратил внимание Глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что дал отдельное поручение в отношении водителей большегрузов. «Люди мучились, водители мучились. Я дал указание, чтобы водителей не обижали. Они ни в чем не виноваты. Грузополучатели в Литве тоже ни в чем не виноваты. Пусть обращаются к своим властям в Литве для решения этих вопросов. Поэтому водителей мы доставим прямо в пункт пропуска на границу. Посмотрите, чтобы там не обидели водителей, – поручил Президент. – Не хотят они уезжать – могут ночевать в своих автомобилях, как они это делали на дороге, или же в гостиницах. Мы обеспечить водителей должны всех – 1100 или 1500 человек – всех надо обеспечить всем необходимым. Чтобы люди были накормлены, могли умыться и прочие надобности».
«Будут эвакуировать – пусть эвакуируют. Это не наши вопросы. И вообще-то мы, наверное, почти ничего не возим через эту границу в связи с санкциями. Только какие-то виды товаров, которые очень-очень нужны тем же литовцам или полякам. Очень-очень нужны – заказали, мы отвезли. Не заказали – мы туда не везем. А с казахами, россиянами, китайцами, другими странами им (Литве. – Прим.) придется очень серьезно не просто объясняться, а разбираться. Потому что так никто не поступает», – подчеркнул белорусский лидер.
«Обо всем остальном мы еще поговорим в ближайшее время на переговорах с делегацией Соединенных Штатов Америки. Чувствую, что без них тут не обошлось», – добавил Александр Лукашенко.
Переходя к теме совещания, Глава государства заявил: «Нам надо подготовить качественную и действительно рабочую программу! Без прожектерства. Исходя из жизни, нашего опыта и имеющихся ресурсов».
Александр Лукашенко напомнил, что еще летом Правительством была разработана концепция программы на предстоящую пятилетку. Предложен ряд приоритетов, запрос на которые неоднократно звучал в обществе, они были заложены в предвыборную программу Президента. В том числе цифровизация экономики, сильные регионы, дороги и транспортная инфраструктура, доступное жилье, качество мобильной связи, туризм, повышенные стандарты комфорта.
«Кроме того, у нас хватает насущных вопросов в экономической сфере, причем в таких направлениях, которые имеют высокий потенциал развития и могут стать драйвером экономического роста: повышение уровня технологичности производств, инвестиционной активности предприятий, снижение всех видов затрат, рост производительности труда и многие другие», – сказал Президент.
Глава государства отметил, что буквально через месяц документ должен быть внесен на рассмотрение Всебелорусского народного собрания: «Это вопрос нашей стратегии, прежде всего социально-экономического развития. Хотя все там вопросы отражены. Поэтому делегаты ВНС должны рассмотреть эту программу и принять ее согласно Конституции».
«Сейчас крайне важно принять верные проектные решения и представить их на рассмотрение делегатам ВНС. После обсуждения, возможной доработки и утверждения программа пятилетки станет законом для дальнейшей работы всех государственных органов и организаций. Значит, то, что мы пропишем и что будет принято на ВНС, должно неукоснительно исполняться, – сказал Глава государства. – Государственные и региональные программы, а также ежегодные прогнозные и иные документы должны после принятия полностью соответствовать решениям ВНС. Скорректировать их, внести изменения в направления развития страны станет возможно только через решение этого представительного собрания».
Президенту представили два проекта программы социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы.
Советом Министров с заинтересованными представлен проект программы пятилетки, который содержит пять приоритетов. «Далее, как докладывает Правительство, он развернут, конкретизирован в соответствующих проектах госпрограмм, региональных планов и целевых индикаторов», – отметил Глава государства.
«Но, как говорится, одна голова хорошо, а две – лучше. Делегаты Всебелорусского народного собрания выразили желание активно поучаствовать в доработке документа. Я такую инициативу поддержал, поручил привлечь к этой работе наших ведущих экономистов и людей, которые выскажут свое мнение. Рабочая группа из числа делегатов, имеющих значительный опыт и компетенции в различных сферах, создана. Ее возглавил Председатель Правления Национального банка, вчерашний Премьер-министр (Роман Головченко. – Прим.)», – сказал Александр Лукашенко.
Как было доложено Главе государства, рабочая группа во взаимодействии с Правительством сформировала обновленный проект программы, но уже из восьми приоритетов.
Александр Лукашенко обозначил ряд вопросов к актуализированной версии.
О содержательности разделов
Глава государства отметил, что предлагаемые индикаторы (задания) – это своего рода обязательства перед людьми. Значит, они должны быть подкреплены конкретными действиями (задачами) и, самое главное, финансированием.
«Например, существенный миграционный прирост (где-то мы аж записали цифру 100 тыс. человек). Говорит ли это о том, что мы не в состоянии развить внутренний трудовой потенциал и взять наконец-то под контроль рациональное размещение производительных сил равномерно по всей стране? А это надо делать. И начинать, я уже много раз говорил, надо с жилья – строить жилье там, где это нужно для экономики», – сказал Глава государства.
«Более того, какие категории мигрантов входят в это число? Напоминаю, у нас принято очень жесткое законодательство об их привлечении в страну. Этого требовали наши люди, обещая, что производительность труда будет гораздо выше», – заметил Александр Лукашенко.
Во время совещания Президент упомянул о сельскохозяйственной тематике и обозначил перед аграриями вопросы, которые надо обязательно решить в течение ноября.
Глава государства сделал акцент на наведении порядка, хозяйском подходе в обработке земель и соблюдении необходимых технологий в животноводстве. Все эти вопросы подробно обсуждались на недавнем совещании с Президентом в Витебске по развитию северного региона Беларуси, но многие задачи актуальны и в разрезе страны в целом.
Александр Лукашенко констатировал наличие позитивных сдвигов. «Скажу вам откровенно, пролетев полстраны за эти праздничные дни, я увидел, что наши люди умеют работать. Даже в Гомельской области (не перехвалить бы Ивана Крупко) придраться не к чему, – отметил Президент. – Я уже не говорю по Минской области. Кое-где еще в рулонах солома есть. Но, думаю, свезем. Главное, чтобы не на подсевах трав это было, чтобы не угробить. По Брестской, Гродненской области – в ближайшие пару недель я побуду, посмотрю, что там творится на западе. Думаю, что к этому времени там уже полевые работы будут прекращены».
В числе задач, которые еще стоят перед аграриями, Александр Лукашенко назвал завершение уборки кукурузы на зерно. «У нас еще 2–3 % кукурузного зерна не собрано. Не вижу катастрофы. Подсохнет – уберете», – сказал он.
Глава государства обратил внимание, что в животноводстве надо иметь запас кормов и с борта вертолета видно, что в целом этим вопросам уделили внимание. «Приятно смотреть с воздуха, когда возле каждого комплекса практически белые рукава. Это значит, вы туда законсервировали кукурузное зерно. Может, еще что-то», – поделился наблюдениями Президент.
Еще одна важная задача нынешнего периода – вспашка. «Не откладывайте на весну! Весной надо сеять, а не пахать. Пахать надо осенью. Пока стоит погода и прогноз вроде неплохой, где только можно, надо пахать, поднимать зябь», – требует Александр Лукашенко.
В этом плане он призвал обратить внимание и на те сравнительно небольшие участки земли, куда аграрии из-за высокой влажности почвы не смогли ранее влезть на тракторе. При наличии хороших погодных условий их тоже надо приводить в порядок.
Напомнил Президент и о необходимости вовлекать в сельхозоборот неиспользуемые ныне приусадебные участки в деревнях. Он подчеркнул, что эта проблема «вопиет». «Маленький тракторок – все должно быть распахано – 30–40 соток. Если это 10 приусадебных участков в деревне, посчитайте, что это уже превращается в гектары».
«Вопрос даже не в этом. Мы героически сегодня ведем мелиорацию. Я уже говорил, что в ближайшее время надо мне запланировать – послушать, как идет эта мелиорация и вторая программа развития Полесья. Чтобы это не было как раньше: «Дайте деньги, мы трактора купим!» Если мы взялись за Полесье, его надо привести в нормальное состояние, как это в лучших хозяйствах у полешуков. Неплохо работают. Это говорит о том, что поняли, что лучше работать на тракторе, чем воевать, как в соседней Украине, – сказал Александр Лукашенко. – Но надо все это довести до ума, чтобы в зимовку мы вошли с нормальным состоянием на полях. Надо поднять зябь. Ну и подготовить молочно-товарные комплексы и прочие животноводческие помещения к зиме».
«Вот буквально несколько проблем, которые надо решить в течение ноября. В декабре это будет уже поздно делать. Комитет госконтроля, соответствующие структуры, не только в Витебской области, получили задание капитальнейшим образом проверить эти направления деятельности, принять соответствующие решения и доложить. Это хорошо, что они там (на сельхозпредприятиях Витебской области, где необходимо навести порядок. – Прим.) красить начали, навоз наконец-то убирать. Это неплохо. Но еще надо вникнуть в технологии: чем кормить, как кормить, как содержать, как обслуживать этих животных. Но дожимайте. Мы сейчас контролируем этот процесс, как там все получается. Люди зашевелились. Это хорошо. Даже в Гомельской области вынуждены были отреагировать на вашу работу на Витебщине», – заявил Александр Лукашенко.
Президент напомнил, что недавно обращал внимание на совещании по прогнозу развития на 2026 год, что если кто-то предлагает более напряженные целевые задания, то он за это. «Но грамотно обоснуйте подходы. Не просто: «Вот, мало, давайте больше!». Все должно быть обосновано и финансово просчитано. Но и занижать нельзя», – ориентирует Глава государства.
Об обоснованности и взаимосвязанности оцифрованных заданий
Говоря про цифровизацию, Президент отметил, что к этому вопросу нужно подходить разумно, не переводя всю информацию в цифру: «Не потому, что я консерватор. Вы знаете, что мне приходилось принимать решения по IT-технологиям. Почти никто в мире не занимался (этими вопросами. – Прим.). Я принимал эти решения, в более решительном плане действовал. Не надо уже так сильно забегать вперед. И не надо нам все переводить в цифру».
Президент пояснил, что не следует прибегать к цифровизации там, где без нее можно обойтись. «Там, где надо, давайте. Там, где можем без этого обойтись, давайте туда лезть не будем. Обеспечим эту кибербезопасность», – подчеркнул он.
Затрагивая тему кибербезопасности, Глава государства предложил, как и прежде, хранить некоторые вещи на бумажных носителях. Такое решение позволит сохранить информацию и избежать ее утечек. «Давайте на бумажных носителях, как это было раньше, некоторые вещи будем определять. И народу слишком париться не надо: «Ах, персональные данные – номер телефона, еще что-то, адрес...» – предложил Александр Лукашенко.
В этой связи Президент не обошел вниманием и такую тему, как рациональное использование мобильных телефонов. Особенно это касается чиновников: «Никакого секрета, если у вас телефон, чем вы занимаетесь, куда вы ходите... Никакого секрета».
Несмотря на развитие мобильной связи, Глава государства выразил уверенность, что необходимо сохранить проводную телефонную сеть. «Это точно на серверах в Канаде или США не будет ваш разговор. В противном случае: ваш телефон лежит рядом – спецслужбы знают все, что у вас происходит. Включен, отключен – неважно», – добавил Александр Лукашенко.
О включении в проект программы приоритета по укреплению обороноспособности
Александр Лукашенко заявил, что при всей архиважности данная тема имеет свою специфику, относится к военной политике, стратегии и обороне. Это связано в том числе с наличием закрытых вопросов, которые не следует афишировать. Один из них – ядерное оружие, которое размещено на территории Беларуси.
«До сих пор американцы заявляют, что они не знают, есть у нас (ядерное. – Прим.) оружие или нет. Ну и хорошо, пусть они так думают. Мы их предупредили. Мы не говорим сколько, где, как... Это мое дело. Оно лежит в надежном месте. Я даже больше сказал: мы его еще раз обслужили – отвезли в Россию, обслужили и вернули самый современный вариант тактического ядерного оружия. Мы не можем это все раскрывать, и не столько для наших людей, сколько для них (за рубежом. – Прим.) это показывать», – подчеркнул Глава государства.
То же самое, добавил Александр Лукашенко, касается комплекса «Орешник», который в декабре поступит на боевое дежурство: «Детали раскрывать мы не будем. Это мобильный комплекс, он никогда не будет находиться в одном месте. Он будет барражировать по определенным точкам и из определенной точки (сможет при необходимости. – Прим.) нанести удар».
«По сути, это про необходимый контур безопасности, обеспечивающий мирное и спокойное социально-экономическое развитие страны», – сказал Президент.
«Если человек не будет чувствовать за спиной военную мощь, трудно будет говорить об экономике. Поэтому логика вроде в связи с событиями, которые развиваются за пределами нашей страны, есть. Но при этом надо учитывать, что это отдельный вопрос – вопрос национальной безопасности, который мы рассматривали», – заметил белорусский лидер.
«Люди должны понимать, что мы реагируем на ту сложную обстановку, которая складывается вокруг границ, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Люди, которые определяют направление нашего развития, будут понимать, что надо реагировать на складывающуюся обстановку, особенно в вопросах безопасности».
Глава государства привел в пример Польшу, которая выделяет огромные суммы денег на оборону: «Не хочу демонизировать поляков, но зачем миллиарды и миллиарды злотых тратить на оборону? Зачем? Просто чтобы закопать. Так они тоже не дураки. Закапывать они не станут. Ну, наверное, для чего-то делают. А мы?»
В этой связи Президент напомнил, что Беларусь благодаря хорошим отношениям с Россией сегодня располагает тактическим ядерным оружием, а уже в декабре на боевое дежурство поступит комплекс «Орешник». «Сегодня у нас хорошие отношения с братской Россией, с братским государством. «Орешник», ядерное вооружение... «Буревестник», «Посейдон» нам не нужен, конечно. Потому что этот «Буревестник» летает сутки, можно запустить с Владивостока – он любую точку поразит. Зачем его тащить на передовую? Или, допустим, «Посейдон». Что мы, на Нарочи будем «Посейдон» запускать?» – заметил Александр Лукашенко.
Тем не менее, убежден Глава государства, когда речь идет об обороноспособности страны, полагаться только на такие виды вооружения, как «Орешник» и тактическое ядерное оружие, нельзя.
«Да, действительно, россияне помогали, помогают и будут помогать в силу той политики, которую мы проводим в отношении России. Но основные вооружения нам надо иметь свои, – заявил Александр Лукашенко. – Еще раз подчеркиваю: ракеты – это хорошо. Но воевать будут люди. И те вооружения, которые людям нужны, мы должны создавать. Не будут так эффективны беспилотники у нас, как в степи и так далее. У нас лесной массив, не так просто беспилотниками воевать».
Президент пояснил, что речь идет о таких видах вооружения, как автоматы, пулеметы и пистолеты, а также о военной технике. Тем более, опыт конфликта в Украине показывает актуальность использования малых мобильных групп. «Приехала военная техника (десять солдат – отделение) – конфликт в Украине показывает это – мобильные группы нанесли удар и сбежали. На этой же машине уехали быстро. Мы имеем такие машины. Да и китайцы нам предлагают, россияне. Но у нас свои очень хорошие – «Волат» – выпускаем автомобили, – подчеркнул он. – Все равно этот род войск (в случае военного конфликта. – Прим.) будет решать эти проблемы на нашей территории. На других территориях мы не собираемся воевать. Нам не надо захватывать Литву, Латвию, Польшу. Нам своей земли достаточно, поэтому мы строим свою оборону».
Об отсутствии консенсуса
Александр Лукашенко назвал этот пункт важным, констатировав отсутствие консенсуса между рабочей группой и Правительством.
«В результате сегодня на моем столе два варианта программы. Совет Министров докладывает, что включил в свою версию все свежие и полезные предложения группы. Ее содержание на 90 % такое же, только форма другая – это мнение Правительства, – сказал Президент. – В свою очередь Национальный банк (основу этой рабочей группы специалисты Нацбанка составляют) уверяет, что он готов сближаться с Правительством только на базе своей версии документа».
«С одной стороны, хорошо, что есть несколько мнений в целом по документу. С другой, надо подходить к единому варианту. Не будем же мы выносить на ВНС два документа и требовать от делегатов: «Давайте, выскажите свое мнение!». Они будут высказывать, неделю будем сидеть, слушать… Может быть, в областях соберутся, выработают единую точку зрения. Но все-таки желательно иметь единую программу. Людям нужен реалистичный, конкретный, понятный для каждого не только делегата, но и гражданина нашей страны документ», – подчеркнул Глава государства.
Уже проведен ряд подготовительных мероприятий, обсуждений, были запущены площадки для сбора народных предложений. Получено 70 тыс. откликов. «Поэтому надо ответить на вопрос, какими себя видят белорусы и какой белорусы видят свою страну», – сказал Александр Лукашенко.
Планируется, что по итогам совещания с учетом общего мнения Правительство доработает проект программы, чтобы его представить на рассмотрение делегатов Всебелорусского народного собрания.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
31 октября состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию.
В мероприятии приняли участие представители парламентов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а также эксперты из стран Содружества.
Председателем комиссии переизбрали председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по науке, образованию и культуре Лилию Гумерову.
«Даже в самых сложных вопросах мы находим точки соприкосновения и не боимся браться за новые задачи и вызовы. Уверена, что и дальше мы будем работать дружной и единой командой. Этот командный дух, без сомнения, станет надежным фундаментом для востребованных и верных законотворческих решений», – отметила сенатор.
Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий поздравил председателя с избранием. «Убежден, что ваши опыт, знания и профессиональный авторитет будут способствовать дальнейшей эффективной работе комиссии», – сказал Генеральный секретарь.
Парламентарии одобрили проект Рекомендаций по нормативному регулированию академической мобильности.
Документ предлагает комплексную, многоуровневую систему поддержки, сочетающую цифровые технологии, гибкие образовательные форматы, финансовые инструменты и социальную адаптацию. Это позволит сделать академическую мобильность доступной, безопасной и эффективной для всех участников.
Рекомендации дают практические примеры того, как может выглядеть академическая мобильность в реальности: от студента, проходящего практику в технопарке, до профессора, читающего лекции в другом государстве, и волонтера, чей опыт засчитывается как учебная практика.
Также на заседании рассмотрели и одобрили проект Рекомендаций по нормативно-правовому регулированию системы развития и поддержки молодых талантов для стран СНГ.
Среди других рассмотренных документов – проекты Рекомендаций по профессиональной ориентации детей и молодежи для государств СНГ и модельного закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».
На заседании подвели итоги конкурса дипломных студенческих проектов, посвященного модельному законотворчеству МПА СНГ.
Участие в интеллектуальном состязании приняли студенты, обучавшиеся юриспруденции и защитившие дипломы в прошлом учебном году.
Как отметил Дмитрий Кобицкий, работы убедительно показали, что тема правотворчества в рамках СНГ остается живой и востребованной среди нового поколения юристов.
«Мы внимательно ознакомились со всеми представленными исследованиями. В них – немало глубоких наблюдений, нестандартных решений и свежих подходов. Такие работы заставляют по-новому взглянуть на привычные вопросы даже тех, кто давно занимается этой темой. За каждой из них чувствуется серьезная подготовка, интерес к праву и стремление понять, как создаются правовые основы взаимодействия между нашими странами», – сказал Генеральный секретарь.
Лауреатами конкурса стали Александра Тараненко, Ислам Шамсиев, Ульяна Яндульская, Залина Дикаева, Полина Яндульская, Анастасия Жильченко, Арина Вавилонская.
Следующее заседание комиссии запланировано провести весной 2026 года.
По сообщению официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
