Как распределяется арендное жилье и у кого преимущество при получении, пояснили в МЖКХ
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент
БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации
БЕЛТА
На публичной кадастровой карте обновлен слой «Цитадели мужества»
В целях увековечения и сохранения исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, а также патриотического воспитания населения Президентом Беларуси Александром Лукашенко 8 апреля 2025 г. подписан Указ № 144 «Аб узнагароджанні вымпелам «За мужнасць і стойкасць у гады Вялікай Айчыннай вайны».
Вымпелом награждены шесть городов Беларуси, которые являются примером подвига и всенародного сопротивления, проявленных в годы Великой Отечественной войны:
-
г. Кобрин;
-
г. Речица;
-
г. Славгород;
-
г. Слоним;
-
г. Смолевичи;
-
г. Сенно.
Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь на публичной кадастровой карте (ПКК) обновлен информационный слой «Цитадели Мужества», который теперь содержит информацию о 42 населенных пунктах нашей страны.
Подробнее изучить обновленный слой можно на
публичной кадастровой карте.
По сообщению
официального сайта Национального кадастрового агентства
Единый реестр пустующих домов содержит информацию почти о 26 тыс. объектов
С 1 января 2023 года в единый реестр пустующих домов внесена информация примерно о 40 тыс. объектов, часть из них вовлекли в хозоборот, актуальной остается информация о приблизительно 26 тыс. домов. О востребованности ресурса в интервью телеканалу
«Первый информационный» рассказала заместитель начальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра Госкомимущества Виктория Верина, сообщает
БЕЛТА.
Работу с пустующими жилыми домами в Беларуси начали в 2006 году. С тех пор законодательство в области земельных отношений корректировалось не раз. В частности, последние правки, как заметила представитель комитета, вносились в 2021 году. Введенные тогда новшества остаются актуальными по сей день. Так, теперь пустующие жилые дома можно продавать со снижением цены вплоть до одной базовой величины либо со стартовой ценой, равной базовой. Кроме того, упрощен порядок сноса подобных домов – отныне для этого не требуется разработка проектной документации. Еще одним новшеством стало создание единого реестра пустующих домов, функционирующего с 1 января 2023 г.
«Ресурс пользуется достаточно большой популярностью и аккумулирует информацию о жилых домах, соответствующих признакам пустующих. Если ранее такие данные были разрозненными, велись в каждом районном исполнительном комитете, где составлялись отдельные списки пустующих и ветхих домов, то сегодня вся информация по стране собрана на одном ресурсе, – обратила внимание Виктория Верина. – Любой желающий может зайти на портал, просмотреть перечень и выбрать интересующий его дом, который уже продается или находится в стадии признания его пустующим и в последующем будет продан».
С начала функционирования на ресурсе была собрана информация примерно о 40 тыс. пустующих жилых домов. По словам замначальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра, часть из них продана или вовлечена в хозяйственный оборот другим способом. Актуальной же остается информация о 26 тыс. объектов. В течение 2024 года выявлено более 15 тыс. жилых домов, которые соответствуют критериям пустующих, а вовлечено в хозоборот 5340 жилых домов, из них снесено 3945, продано – 1369.
Согласно последним данным Госкомимущества, за три месяца 2025 года вовлечено в хозяйственный оборот и не только почти 1,1 тыс. пустующих домов, что на 34 % выше показателя первого квартала 2024-го. Вовлечено за это время и 247 га земель – плюс 38 % к аналогичному периоду прошлого года. Всего в 2025 году планируется вовлечь 5,5 тыс. пустующих домов и порядка 1180 га земель. С учетом проведения Года благоустройства в сравнении с 2024 годом плановые показатели увеличены на четверть.
По информации
БЕЛТА
Адвокаты и руководители территориальных коллегий бесплатно проконсультируют малообеспеченных в дистанционном режиме
Завтра, 2 апреля, адвокаты и руководители территориальных коллегий адвокатов дадут бесплатные консультации малообеспеченным в дистанционном режиме (по телефону) по случаю Дня единения Беларуси и России.
Председатель Минской областной коллегии Т.В.Бочарова проконсультирует с 10.00 до 12.00 по тел.: (8017)-336-64-04.
Председатель и заместитель председателя Гомельской областной коллегии адвокатов А.А. Артюхович и И.Ф.Тозик – с 10.00 до 12.00 по номерам: 8 (0232) 27-22-38 и 8 (0232) 56-29-63.
Председатель Брестской областной коллегии адвокатов Т.А.Шатликова – с 11.00 до 13.00 по тел: +375162239710.
Председатель Гродненской областной коллегии адвокатов В.В.Черепица – с 10.00 до 12.00 по тел.: +375152611180.
Председатель и заместитель председателя Витебской областной коллегии Е.М.Барашкова и В.В.Шлома с 10.00 до 12.00 – по тел.: +375212675330 и +375212675329.
Председатель Могилевской областной коллегии адвокатов Е.Н.Ковалев – с 10.00 до 12.00 по тел.: +375222414681.
Адвокаты Минской городской коллегии с 9.00 до 13.00 дадут бесплатные консультации в дистанционном режиме:
Прибыльский Алексей Леонидович +375 17 342 58 02;
Будник Надежда Петровна +375296270758;
Данилов Валериан Николаевич +375296518729;
Довыдовская Надежда Валерьевна +375296812250;
Корзубова Елена Григорьевна +375296468968;
Маслыко Лариса Александровна +375293828493;
Немченко Анастасия Алексеевна +375291145488;
Печерская Жанна Анатольевна +375296679556;
Терех Елена Георгиевна +375291249999.
По сообщению
официального сайта Белорусской республиканской коллегии адвокатов
Нотариальное обслуживание населения становится лучше. Какие новшества впереди?
Как нотариат улучшает качество жизни жителей агрогородков, рассказала журналистам председатель Белорусской нотариальной палаты (БНП) Наталья Борисенко, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
Жители агрогородков смогут обращаться к нотариусам для регистрации недвижимого имущества. Новация вступит в силу с 11 июня этого года.
Количество выездов нотариусов в агрогородки из года в год увеличивается, растет и количество нотариальных действий, которые там совершаются, отметила Наталья Борисенко. «Тем самым мы вовлечены в решение государственной задачи – сделать жизнь сельских жителей такой же комфортной, как и горожан. Я бы сказала, что нотариус чаще может приехать к сельскому жителю, чем к городскому», – сказала она.
Председатель БНП отметила, что информация о выездах нотариусов в конкретный населенный пункт доводится до жителей различными удобными средствами. Она есть даже на жировках об оплате коммунальных услуг. Записаться можно как через сайт Белорусской нотариальной палаты, так и через сельский исполком.
«Новелла по предоставлению нотариусу полномочий по направлению нотариальных актов, связанных с недвижимостью, напрямую в регистрирующие органы, еще больше улучшит качество нотариального обслуживания населения», – отметила Наталья Борисенко. Она пояснила, что жителям сельских населенных пунктов не придется ездить даже в районные центры. Вопросы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним будут решаться за одно обращение к нотариусу на месте.
В БНП рассчитывают, что регистрация перехода права собственности на недвижимость будет осуществляться практически день в день. Будет выдаваться такое же свидетельство по статусу, по правовой природе, как и в случае обращения в регистрационные службы. То есть, добавила Наталья Борисенко, не нужно будет обращаться в территориальные организации по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Вместе с тем новация будет интересна не только жителям сельских населенных пунктов, считает председатель БНП. Она пояснила это на примере. Допустим, жителю Молодечно по наследству перешла квартира в Витебске. Ранее ему нужно было получить свидетельство о праве на наследство, съездить в Витебск, получить свидетельство о госрегистрации, зарегистрировать переход права собственности. Теперь этого делать не нужно. Документ о государственной регистрации можно будет получить после обращения к нотариусу. Экономия и времени, и денежных средств граждан очевидна.
«Нотариат качественно и определенно точно с соблюдением требований законодательства оформляет наследственные права. Мне кажется, что завершение этого цикла (с вовлечением нотариусов в вопросы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. – Прим. БЕЛТА) будет соответствовать той концепции, которая есть вообще в правовом поле: однократное обращение в соответствующий компетентный орган и получение непосредственно там услуги, за которой обратился гражданин либо представитель юрлица», – отметила Наталья Борисенко.
Председатель БНП добавила, что правовое поле уже сформировано. Сейчас важно, чтобы нотариальная практика формировалась довольно естественно, без перегрузки самого нотариуса. Начиная с 10 апреля нотариусов будут обучать работе с новым программным оборудованием.
По информации
БЕЛТА