Первый урок в школах пройдет по теме «Беларусь и Я – диалог мира и созидания»
Тема первого урока в школах в новом учебном году будет звучать «Беларусь и Я – диалог мира и созидания», сообщила журналистам заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова, передает БЕЛТА.
«1 сентября во всех учреждениях образования пройдут торжественные мероприятия, приуроченные ко Дню знаний и началу учебного года. Тема первого урока «Беларусь и Я – диалог мира и созидания». В торжественных мероприятиях примут участие высшие должностные лица, руководители министерств и ведомств», – сказала Ирина Каржова.
Планируется, что с 1 сентября свои двери распахнут 2865 государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования. За парты сядут свыше 1 млн учащихся, из них 110 тыс. первоклассников.
По информации БЕЛТА
Заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по науке и образованию состоялось 28 февраля в Москве, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Собрания.
«Парламентариям была представлена информация об итогах реализации программ и мероприятий Союзного государства по вопросам ведения комиссии в 2024 году. Также был рассмотрен ход подготовки к реализации новых программ и мероприятий Союзного государства, предусмотренных к финансированию в 2025 году», – рассказали в пресс-службе.
Так, всего в 2024 году бюджетом Союзного государства на реализацию мероприятий по линии науки было запланировано 400 млн российских рублей, по линии образования – более 145 млн российских рублей. В 2025 году по вопросам ведения Комиссии Парламентского Собрания по науке и образованию бюджетом Союзного государства предусмотрено финансирование одной программы и семи мероприятий: программа «Разработка перспективных базовых технологических процессов получения функциональных материалов, структур, компонентов и модулей для высокоэффективных изделий фотоники в Союзном государстве»; премия Союзного государства в области науки и техники; Форум вузов инженерно-технологического профиля; олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»; конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века»; гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Союзного государства «За честь Отчизны»; форум Союзного государства «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба»; участие в культурно-образовательной патриотической акции «Поезд Памяти».
«Парламентарии отметили, что в соответствии с постановлением Высшего госсовета Союзного государства от 6 декабря 2024 года № 15 «Об организации и проведении мероприятий по празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне» все мероприятия, предусмотренные бюджетом Союзного государства, в 2025 году должны проводиться с обязательным включением в свои программы военно-патриотической тематики и гражданско-патриотических акций, посвященных 80-летию Победы», – подчеркнули в Парламентском Собрании.
Кроме того, парламентарии рекомендовали повысить эффективность белорусско-российского сотрудничества в сфере науки и образования, в первую очередь на направлениях, поддерживающих импортозамещение и развитие инновационных технологий. Также предложено считать приоритетными мероприятия, направленные на противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны, патриотическое воспитание и единение молодежи Союзного государства, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей.
Помимо союзных парламентариев в заседании приняли участие представители Министерства образования Беларуси, Министерства науки и высшего образования России, Министерства просвещения РФ, Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Прием документов для проставления апостиля, предварительного засвидетельствования для консульской легализации, а также выдача ранее оформленных документов осуществляется Департаментом контроля качества образования Министерства образования по адресу: г. Минск, ул. Козлова, д. 28, кабинет 201.
С 3 марта вводится электронная предварительная запись для подачи документов для проставления апостиля на официальных документах, исходящих из учреждений образования Беларуси.
Запись можно будет осуществить на официальном сайте Министерства образования.
Для предварительной записи необходимо указать вид документа и его номер. Выбор даты и времени посещения осуществляется самостоятельно из доступных дат с учетом графика приема документов. По электронной записи будут приниматься документы только от владельца документа и только те документы, которые указаны в форме предварительной записи. Несоответствие номера документа, указанного в форме предварительной записи, номеру предоставляемого документа для проставления апостиля влечет отказ в приеме документов.
До 31 марта включительно предварительная запись на проставление апостиля будет возможна и в прежнем формате – на базе Департамента в дни и часы, определенные для предварительной записи.
Запись по телефону или электронной почте не осуществляется.о вопросам введения электронной предварительной записи для проставления апостиля с 26 февраля по 7 марта будет организована работа горячей линии с 11.00 до 13.00 по тел. +375 (17) 320 08 24.
По сообщению
официального сайта Министерства образования Республики Беларусь
Министр образования Андрей Иванец во время итоговой коллегии Министерства образования рассказал о задачах, которые стоят перед системой образования в 2025 году, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
«Во-первых, в воспитании и идеологической работе с молодежью мы отходим от количества мероприятий и процента охвата общественными объединениями. Формирование гражданской позиции, результативность профилактической работы и сохранение жизни наших детей должно стать главным критерием эффективности этой работы. Во-вторых, демографические прогнозы и тенденция снижения числа воспитанников в детских садах за последние годы неминуемо приводит к необходимости оптимизации сети. Эта работа должна осуществляться не только за счет присоединения в сельской местности детских садов к близлежащим школам, организации перевозки, но и за счет объединения незаполненных групп, приведения норм наполняемости в них к верхней границе, установленной Кодексом об образовании. Органам управления образованием работу в этом направлении необходимо завершить до 1 сентября, а высвободившиеся средства направить на развитие образовательной среды и зарплаты работников», – рассказал Андрей Иванец.
Также должна быть продолжена работа по повышению эффективности профильных классов профессиональной направленности, в которых в этом учебном году обучаются уже более 28 тыс. учащихся 10-11-х классов. «В 2025 году функционирование профильных классов профессиональной направленности должно выйти на новый уровень. Мероприятия на предприятиях и региональных учреждениях высшего образования должны стать системными для учащихся. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник профессионального класса продолжил обучение по своему профилю», – добавил Министр образования.
Еще из задач – работа с детьми с особенностями развития, чтобы они смогли влиться в общество, стать полезными и найти свое призвание в жизни. Отмечено, что равный доступ к образованию для всех – один из главных столпов для системы образования страны. В связи с этим начата работа по обновлению нормативно-правовой базы с учетом реальных потребностей родителей и детей с особенностями психофизического развития. Также предстоит большая работа по изданию линейки учебных пособий для детей этой категории.
Следующая задача – чтобы система профессионального образования и в дальнейшем выступала гарантом подготовки высокопрофессионального уровня специалистов, обеспечивала ускоренную адаптацию молодых профессионалов к реальному производству, формировала у них стремление к постоянному развитию. «В 2025 году нам необходимо активно приступить к созданию учебных мастерских (участков, цехов) на базе предприятий легкой промышленности, сельского хозяйства, машиностроения, строительства, энергетики и иных организаций реального сектора экономики и социальной сферы. В 11 организациях уже действуют такие классы, до конца года необходимо обеспечить открытие не менее 50. Еще из задач – качество подготовки инженерных кадров. Оно является основополагающим фактором устойчивого экономического роста и развития нашей страны, обеспечения ее научно-технологического суверенитета. Проект концепции развития инженерного образования в Беларуси был рассмотрен на совещании у Премьер-министра Романа Головченко. Итоговый документ должен быть принят до 1 апреля, он будет отражать конкретные мероприятия, начиная с содержания учебных планов, кадрового обеспечения, заканчивая развитием материально-технической базы. Взаимодействие с предприятиями должно быть обеспечено, в том числе за счет создания центров компетенций во всех вузах, осуществляющих подготовку инженерного профиля», – отметил Андрей Иванец.
В сфере научно-технической деятельности в 2025 году вузы совместно с заинтересованными предприятиями и областными исполнительными комитетами должны принять активное участие в разработке региональных научно-технических программ на 2026–2030 годы. Это участие позволит вузам органично интегрироваться в реализацию региональной инновационной политики.
Что касается экспорта образовательных услуг, в 2024 году доведенный показатель экспорта услуг в области образования значительно перевыполнен – 124,9 %, он составил рекордные $115 млн. «Но это не позволяет нам спокойно почивать на лаврах. Для развития достигнутого уровня международной кооперации в 2025 году требуется дальнейшее расширение сотрудничества с Китаем, наращивание экспорта в страны Африки, с учетом высокого уровня политических взаимоотношений, продолжение расширения привлечения абитуриентов из стран СНГ, а также принятие мер по диверсификации экспорта в страны дальней дуги, в том числе за счет расширения англоязычной подготовки. Актуальным остается вопрос обеспеченности образовательного процесса педагогическими кадрами, особенно физико-математического профиля. Всего за период с 2020 по 2024 год было принято на работу более 24 тыс. молодых специалистов, из них продолжают работать порядка 70 %. Из этого следует, что более 7 тыс. специалистов, подготовленных только за последние пять лет, могут быть привлечены в профессию. Все необходимые меры по расширению набора на педагогические специальности уже приняты. В этом году расширяем подготовку учителей естественно-научного профиля на базе БГУ. Задача главных управлений по образованию облисполкомов и комитета по образованию Минского горисполкома – принять меры по созданию благоприятных условий для работы молодых специалистов как с использованием нематериальных мер стимулирования (присвоение квалификационных категорий, привлечение к участию в конкурсе профмастерства), так и материальных (арендное жилье, надбавки)», – проинформировал Министр образования.
По информации БЕЛТА
В Минске проходит заседание коллегии Министерства образования «Об итогах работы Министерства образования Республики Беларусь за 2024 год и задачах на 2025 год», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
В мероприятии принимает участие Заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко. «У нас все направления, которые касаются сферы образования, являются приоритетными. Сегодня мы подробно обсуждаем, где в системе еще есть резервы, которые позволяют совершенствовать все уровни образования. Будем говорить о дошкольном образовании, то есть о подготовке наших детишек к тому, чтобы они качественно усваивали учебную программу. Ведь существуют определенные особенности, в том числе и дети с особенностями. Мы плотно помогаем и родителям, и педагогам адаптировать этих детей для того, чтобы они могли в полной мере усваивать учебную программу. В центре внимания также вопросы, связанные с общим средним образованием, – это наши школы. Говорим обо всем, начиная с учебников, заканчивая качеством преподавания, а также излишним количеством бюрократической документации в школах. Обсудим вопросы, связанные с питанием наших детей в школе, здесь мы внедрили качественно новые подходы, которые в том числе учитывают ассортиментные предпочтения детей», – рассказал Игорь Петришенко.
Большое внимание будет уделено и патриотическому воспитанию молодежи. «Это краеугольный камень, если хотите, особенность белорусского образования: мы занимаемся и воспитательной, и патриотической составляющей обучения. Это важно для того, чтобы мы формировали настоящих полноценных граждан, которые станут специалистами своей страны. Что касается высшего образования, здесь мы обсудим и профориентационные аспекты, и целевую подготовку, ведь человек уже со школьной скамьи должен знать, кем он хочет быть, и мы должны ему в этом помочь. Поговорим о вопросах, связанных с качеством высшего образования, с новыми методиками, практикоориентированностью образования, возможностью реализации творческих способностей нашей молодежи. Рассмотрим, как используется банк данных талантливой и одаренной молодежи. Во внимании также вопросы целевого набора, проведения практик. Для нас очень важно сформировать ядро одаренных и талантливых ребят, которые могли бы развивать и прикладную, и фундаментальную научную школу, чтобы наше общество становилось в этом плане более крепким и более мощным. Это вся наша проблематика: что получилось, что не получилось, что необходимо сделать для того, чтобы система образования функционировала без потрясений, как отметил глава нашего государства. Ведь все реформирования мы уже сделали. Сейчас мы осуществляем точную практическую донастройку и адаптацию тех решений, которые приняли», – подчеркнул Заместитель Премьер-министра.
На заседании коллегии присутствуют представители республиканских органов госуправления, госорганизаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, заместители председателей облисполкомов, Мингорисполкома, курирующих сферу образования, руководители и педагогические работники учреждений образования всех уровней, представители республиканских общественных объединений, руководители структурных подразделений аппарата Министерства образования.
По информации БЕЛТА
Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь Ольга Рыбаключева рассказала журналистам об актуальных задачах подразделения на 2025 год, передает корреспондент БЕЛТА.
«В 2025 году основной акцент в своей деятельности мы будем делать, во-первых, на цифровизации административных процедур, осуществляемых департаментом в части лицензирования образовательной деятельности. Она будет касаться не только нашей работы, но и работы райисполкомов. Также сконцентрируемся на цифровизации административных процедур государственной аккредитации учреждений образования и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Основной посыл – снижение нагрузки на субъекты хозяйствования, упрощение административной процедуры, предоставление возможности ее осуществления в электронном формате», – рассказала Ольга Рыбаключева.
Что же касается контрольно-надзорной деятельности, то основной упор будет сделан на профилактику. «Второе направление, которое мы планируем реализовать, – более активное использование информационно-коммуникационных технологий в осуществлении контрольно-надзорной деятельности, то есть создание так называемой системы удаленного контроля, дабы, не отвлекая учреждения образования и иные организации, подсказывать им, где и в каком месте их деятельности возможно нарушение законодательства, с целью их предотвращения. Третье – это более широкая практика внедрения контрольно-диагностических измерений на уровнях высшего, среднего специального, профессионально-технического, а также дополнительного образования взрослых, то есть разработка унифицированных контрольно-диагностических инструментариев с принятием конкретных мер, направленных на повышение качества образования», – проинформировала директор департамента.
По информации БЕЛТА