Ограничения на посещение лесов введены во всех районах Беларуси
Ограничения на посещение лесов введены во всех районах Беларуси. Такие данные размещены на интерактивной карте запретов и ограничений на посещение лесов на сайте Министерства лесного хозяйства, сообщает БЕЛТА.
По состоянию на 17.20 17 августа, ограничения действуют во всех 118 районах Беларуси. Запретов на посещение лесной местности пока нет ни в одной области страны. «Не въезжайте в лесной фонд на транспортном средстве в период действия ограничения на посещение лесов», – предупредили граждан в пресс-службе ведомства.
Ограничения и запреты на посещение лесов вводятся из-за повышенной температуры воздуха. Благодаря интерактивной карте Минлесхоза можно оперативно отследить актуальную информацию по режиму посещения лесов в каждом административном районе, она обновляется в режиме реального времени.
По информации БЕЛТА
Как в Беларуси совершенствуется система обращения с отходами, рассказал заместитель начальника управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Максим Тарасов на пресс-конференции «Государственная политика в сфере обращения с коммунальными отходами: принятие технических и организационных мер» в БЕЛТА.
«Проблема в современном мире становится все более острой. Урбанизация и развитие промышленного производства, потребления приводит к увеличению объемов отходов. Неправильное обращение с ними вызывает загрязнение окружающей среды, ухудшение качества воды, воздуха, почвы, негативно сказывается на здоровье человека. При этом некоторые отходы могут повторно вовлекаться в оборот, переработку», – рассказал Максим Тарасов.
В 2024 году в стране образовалось 4,3 млн т твердых коммунальных отходов, из которых использовались 39,8 %. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с другими ведомствами подготовило стратегию по обращению с отходами производства и потребления до 2040 года, цель которой – использовать не менее 90 % твердых коммунальных отходов. Проект утвержден постановлением правительства в августе текущего года.
План разделен на три этапа: до 2030, до 2035 и до 2040 года. Предусмотрены целевые показатели по основным группам отходов. Уже к 2030 году планируется достигнуть уровня использования ТКО не менее 70 %. В числе мер – определение единого государственного органа для регулирования и контроля системы обращения с отходами, ограничение чрезмерного использования упаковки в производстве, стимулирование использования перерабатываемых материалов и др. Продолжится развитие комплексов по переработке и сортировке отходов, поэтапное закрытие мусоропроводов, создание в средних и крупных городах центров по раздельному сбору ТКО.
Некоторые меры уже реализуются. Подготовлен проект закона, которым вносятся корректировки в сферу обращения с отходами. Он сейчас находится на рассмотрении в правительстве. Предусмотрены и другие законодательные новации, направленные на более широкое использование вторичных материалов в производстве, контроль за эксплуатацией полигонов, предотвращение несанкционированных свалок.
Минприроды усилило контроль в сфере обращения отходов. В ходе проверок выявлены нарушения, проводится работа по их устранению. В результате большинство предписаний выполнены. Предприятия, допускавшие нарушения, были временно лишены лицензий для исправления недоработок.
По информации БЕЛТА
6 октября 2025 г. в Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по экологии и природопользованию состоялось заседание рабочей группы по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь».
В ходе заседания были обсуждены вопросы:
- использования поверхностных водных объектов для рекреации, физической культуры, спорта и туризма, а также для лечебных (курортных, оздоровительных) нужд;
- осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах;
- ведения государственного водного реестра и государственного водного кадастра и др.
По обсуждаемым вопросам выработаны конкретные предложения.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
В Беларуси планируют определить порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Об этом сообщил заместитель начальника управления координации контрольной деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Степан Дубницкий в пресс-центре БЕЛТА.
Одним из нововведений проекта Экологического кодекса является определение порядка ликвидации накопленного вреда окружающей среде. «Это комплекс мероприятий по устранению вреда окружающей среде, возникшего в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности юридических или физических лиц, обязанности по устранению которого не были выполнены либо выполнены не в полном объеме. В проекте определены объекты накопленного вреда окружающей среде, компетенции органов госуправления на установление порядка выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда, ведение государственного реестра таких объектов, а также организация работ по ликвидации вреда», – рассказал Степан Дубницкий.
Кроме того, в проекте Экологического кодекса определены основные цели контроля в области охраны окружающей среды, перечень государственных органов, производящие его в соответствии с действующей системой и актами законодательства контрольной деятельности. Также в проекте кодекса установлен порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде, аналогичный тому, который определен действующим законодательством.
По информации БЕЛТА
В Беларуси дорабатывают проект Экологического кодекса. Об этом сообщил начальник управления экологической политики, науки и информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Роман Лабазнов в пресс-центре БЕЛТА.
Для разработки проекта Экологического кодекса Минприроды сформирована рабочая группа, в состав которой включены представители практически всех органов государственного управления, научного и экспертного сообщества, эксперты Минприроды. Он включает в себя те правовые институты и механизмы, которые сегодня заложены в законах «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя», «Об обращении с отходами», «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране и использовании торфяников», «О гидрометеорологической деятельности».
В отношении охраны компонентов природной среды и природных комплексов в проект включены отдельные положения кодексов о земле, недрах, лесного и водного кодексов, законов «О растительном мире» и «О животном мире». Структура проекта документа состоит из 10 разделов, 43 глав и 349 статей.
«Поскольку документ включает в себя положения восьми законов и шести законодательных актов по вопросам охраны компонентов природной среды, в нем объединен массив существующего понятийного аппарата. Это более 200 терминов и их определений. Также в ходе проводимой работы по консолидации и кодификации законодательства об охране окружающей среды в проект кодекса включены нормы 12 положений, утвержденных постановлениями правительства. Это применено в отношении Национальной системы мониторинга окружающей среды и всех видов мониторинга, экологического аудита, реестра торфяников и их инвентаризации, перечня должностных лиц Минприроды и его территориальных органов, имеющих право контролировать области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, общественной экологической экспертизы», – рассказал Роман Лабазнов.
Проект документа уже прошел первый этап согласования с органами госуправления. «Мы собрали большой массив предложений с учетом практики применения действующих законов. В настоящее время происходит его доработка. Готовимся к повторному согласованию, и после него документ будет вынесен на общественное обсуждение, мы будем рады услышать мнение широкой общественности. Проектом кодекса значительных изменений в действующее законодательство не предусматривается. Это обусловлено двумя факторами: устоявшейся и стабильной системой законодательных актов, регулирующих данные вопросы, и комплексной переработкой законов», – отметил Роман Лабазнов.
В проект Экологического кодекса заложены нормы о вступлении его в силу через 12 месяцев после принятия.
По информации БЕЛТА
В Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды напомнили об основных лицензионных требованиях к юрлицам и ИП по эксплуатации полигонов твердых коммунальных отходов, сообщили БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
В ведомстве отметили, что захоронение отходов допускается только при наличии актуальных технологических регламентов, в которых предусмотрены требования к технологическим процессам, обеспечивающие предотвращение оказания вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество. Технологический регламент захоронения отходов разрабатывается на пять лет. В случае истечения срока его действия, а также возникновения необходимости внесения изменений и (или) дополнений разрабатывается и утверждается новый взамен предыдущего.
Также в Минприроды обратили внимание на то, что на полигонах ТКО нельзя захоранивать трупы животных и продукты животного происхождения, биологически опасные, необезвреженные (необеззараженные) медицинские отходы, отходы, загрязненные радиоактивными веществами, содержащие взрывоопасные компоненты, отходы производства, содержащие тяжелые металлы, жидкие отходы, вторичные материальные ресурсы, отходы первого и второго классов опасности.
«Необходимо обеспечивать взвешивание, учет отходов, поступающих на захоронение, проведение локального мониторинга состояния окружающей среды в порядке, установленном законодательством Беларуси. В период эксплуатации полигонов ежегодно до 1 декабря юрлицом или ИП, эксплуатирующим полигон, разрабатывается план мероприятий по предотвращению загрязнения компонентов природной среды отходами, продуктами их взаимодействия и разложения на следующий календарный год. После вывода из эксплуатации полигона в течение месяца собственником разрабатывается план мероприятий по предотвращению загрязнения компонентов природной среды отходами, продуктами их взаимодействия и разложения до момента рекультивации», – пояснили в Минприроды.
«Ежегодно до 1 декабря собственником составляется график эксплуатации полигона, в котором исходя из его мощности планируется помесячно количество отходов, принимаемых для захоронения, и количество изолирующего материала. Должен быть обеспечен визуальный контроль состава отходов, поступающих на захоронение и изоляцию, а также контроль за недопущением захоронения вторичных материальных ресурсов, учет отходов, поступающих на захоронение и изоляцию, по массе в тоннах. Также необходим запас изолирующих материалов на специально отведенных площадках», – добавили в Минприроды.
Исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к юрлицам или ИП, эксплуатирующим объекты захоронения коммунальных отходов, изложен в ТКП 17.11-02-2024 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Эксплуатация объектов захоронения коммунальных отходов».
По информации БЕЛТА
