17.08.2023
Постановлением главного государственного санитарного врача введен запрет на ввоз продукции, содержащей ядовитые грибы. Комментарий Минздрава
Принято постановление заместителя министра – главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 16 августа 2023 г. № 18. Документ принят в связи с выявлением в сети Интернет фактов предложений по реализации в качестве пищевых добавок продукции, содержащей ядовитые грибы.
Документом предусмотрен запрет ввоза на территорию Республики Беларусь, реализацию, хранение, транспортировку, использование пищевой продукции, содержащей мухоморы.
Постановлением № 18 определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие указанную продукцию, обязаны не допустить обращения данной продукции на территории страны с момента вступления постановления в силу, а также обеспечить возврат такой продукции производителю либо ее утилизацию.
Указанное постановление доведено до сведения всех заинтересованных для использования в работе.
На сегодняшний день нет ни одного научного доказательства о положительном влиянии мухоморов, включая микродозы, на организм человека!
Важно понимать:
- вещества, содержащиеся в мухоморах, являются психоактивными и ведут к появлению у человека измененных состояний сознания;
- при длительном употреблении токсичное вещество гриба накапливается в организме человека и может негативно сказаться на работе сердца и вызвать проблемы с дыханием, а также повлиять на репродуктивную функцию и генетику;
- мухомор – очень опасная вещь для головного мозга, не исключены угнетение сознания до уровня комы или наступление летального исхода;
- требованиями национального законодательства запрещен оборот (включая реализацию через-интернет магазины) мухоморов, в том числе в виде порошка измельченных шляпок красного, пантерного мухоморов, для использования в пищевых целях.
В соответствии с санитарными нормами и правилами «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих заготовку, переработку и продажу грибов», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.04.2013 № 27, мухоморы (белый, поганковидный, желто-зеленый, порфировый, пантерный, красный) Amanita virosa Seer. A. citrina S.F. Gray (A. mappa Lasch Quel.) A. pantherina (Fr.) Secr. A. muscaria (Fr.) Hooker) включены в перечень ядовитых и несъедобных грибов.
Если ранее отравления мухоморами встречались крайне редко (в основном среди детей дошкольного возраста), то сейчас такие случаи не единичны и связаны с преднамеренным употреблением главным образом лицами молодого возраста в сыром и сушеном виде, а также в результате случайного употребления в виде настойки.
Отравление красным мухомором развивается быстро – спустя 0,5-2 часа. Признаками отравления являются повышенное слюноотделение, слезотечение, усиленное потоотделение, сужение зрачка, выраженная одышка, снижение артериального давления, судороги, нарушение сознания (галлюцинации, бред, кома).
Для отравления пантерным мухомором характерны наоборот – сухость слизистых и кожных покровов, учащение пульса, расширение зрачка. Если пострадавшему от отравления мухоморами не оказать помощь, его состояние будет быстро ухудшаться и может закончиться смертельным исходом.
Важно: при появлении первых симптомов отравления грибами следует немедленно обращаться за медицинский помощью.
Следует обратить внимание, что возможность использования грибов рода Мухомор (лат. Amanita) семейства Аманитовые (лат. Amanitaceae) в качестве традиционных пищевых продуктов и продовольственного сырья, альтернативных источников идентичных традиционным источникам пищевых и биологически активных веществ в составе биологически активных добавок к пище НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ.
В связи с этим должны вызывать настороженность любые заверения недобросовестных «продавцов», подкрепляемые разного рода «сертификатами», о положительном влиянии на организм человека «инновационных продуктов», в состав которых входят мухоморы, включая их микродозы.
Обращение биологически активных добавок к пище на территории нашей страны осуществляется исключительно при наличии свидетельства о государственной регистрации, оформленного по Единой форме, подтверждающего безопасность продукции (товаров) и разрешающее свободное обращение продукции. Сведения о продукции, прошедшей государственную регистрацию, включаются в единый реестр свидетельств о государственной регистрации и находятся в свободном доступе на официальном сайте Евразийской экономической комиссии.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Указом Президента изменен порядок направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 марта подписал Указ № 104, который приводит в соответствие с принятыми законами ряд указов Главы государства.
Документом предусмотрено внесение изменений в несколько указов: от 26 июня 2001 года № 355 «Об общевоинских уставах Вооруженных Сил Республики Беларусь», от 28 августа 2006 года № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения», от 21 июля 2021 года № 281 «О выплате ежегодной материальной помощи отдельным категориям граждан ко Дню Победы».
С учетом правоприменительной практики также внесены изменения в Положение о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденное Указом № 542. При выделении путевки с использованием бюджетных средств ребенку на совместное санаторно-курортное лечение с родителем исключаются неоднозначные трактовки права ее повторного получения в текущем году в нескольких местах (работы и жительства), а также регулируются вопросы уступки (передачи) полученной и оплаченной путевки другому лицу.
Как решается вопрос о равном доступе к медуслугам в малых населенных пунктах, рассказал Владимир Караник
Решение вопроса о равном доступе граждан к социальным услугам решается разными путями, по нескольким направлениям. Об этом в эфире телеканала
«Беларусь 1» рассказал Заместитель Премьер-министра Владимир Караник, сообщает
БЕЛТА.
«Когда я говорил про равный доступ (к социальным услугам независимо от места проживания в стране. – Прим. БЕЛТА), нужно понимать, что это решается разными путями, по нескольким направлениям. Если это касается медицины, мы должны обеспечить предоставление базовых медицинских услуг по месту жительства человека и возможность получения специализированной помощи в часовой доступности. Поэтому здесь идет работа по направлению специалистов первичного звена, по их обучению и работе непосредственно, начиная от районных центров и заканчивая ФАПами», – отметил Владимир Караник.
Еще одним направлением вице-премьер назвал переоснащение и укомплектование специалистами межрайонных центров и опорных клиник. «Где бы ни проживал гражданин, в радиусе 70 км от его места жительства был бы магнитно-резонансный томограф и ангиограф, в радиусе 50–60 км – компьютерный томограф. Но при этом задача государства – выстроить еще и логистику доставки пациентов к этим диагностическим возможностям. То есть фактически для него ничего не поменяется. Что для жителя Минска надо будет добраться в ближайшие, скажем так, многопрофильные больницы или поликлиники, что для жителя небольшого района добраться к районному центру. Дальше логистика уже будет обеспечена силами системы здравоохранения», – подчеркнул он.
То же самое касается и образования, добавил Владимир Караник: «Это подвоз учащихся и повышение материально-технической базы школ».
Говоря о положительном опыте работы в Гродно (ранее Владимир Караник возглавлял Гродненский облисполком), который вице-премьер хотел бы предложить другим регионам, он отметил, что в Гродненской области был построен хороший уровень взаимодействия. «Решение социальных вопросов, социальных проблем проводилось совместными усилиями, с привлечением средств республиканского, областного и местных бюджетов. Такая консолидированная работа позволяла многие инфраструктурные проекты реализовывать гораздо быстрее, чем если бы мы ждали финансирование в полной мере из республики. Либо решали бы эти проблемы чисто за счет области, не привлекая местные ресурсы», – констатировал он.
По информации
БЕЛТА
Минздрав о совершенствовании подходов по регулированию тарифов на платные медуслуги по лабораторной и инструментальной диагностике
В целях совершенствования подходов по регулированию тарифов на платные медицинские услуги по лабораторной и инструментальной диагностике приняты следующие постановления Министерства здравоохранения:
от 28 января 2025 г. № 13 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
С целью совершенствования действующих нормативных документов для расчета тарифов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике, а также в связи с изменениями, связанными с внедрением новых методов лабораторной диагностики с использованием современного оборудования и материалов, исключения из практики устаревших методов исследования, изменения структуры документа в сторону оптимизации, упрощения, постановлением устанавливаются переработанные (актуализированные) нормы времени и нормы расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике, оказываемые юридическими лицами независимо от их формы собственности и подчиненности и индивидуальными предпринимателями;
от 28 января 2025 г. № 14 «О предельных максимальных тарифах на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
Постановление предусматривает введение обновленной номенклатуры услуг по лабораторной диагностике идентичной постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 января 2025 г. № 13 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
Постановление включает в себя 237 предельных максимальных тарифов.
Тарифы установлены с учетом внедрения новых методов, не учтенных ранее, автоматизации ряда исследований, исключения из практики устаревших методов;
от 19 февраля 2025 г. № 22 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 129».
Постановлением вводится обязанность субъектов хозяйствования снижать нормы расхода материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг по инструментальной диагностике, в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности, оказания услуг в комплексе, фактического расхода и других факторов.
Постановлением исключаются нормы времени и нормы расхода материалов на платные медицинские услуги по ультразвуковой диагностике на черно-белых ультразвуковых аппаратах с учетом исключения практики их использования;
от 19 февраля 2025 г. № 23 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 13».
Постановлением исключаются из постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 13 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лучевой и ультразвуковой диагностике» предельные максимальные тарифы на услуги по ультразвуковой диагностике на черно-белых ультразвуковых аппаратах с учетом исключения практики их использования.
Официальный комментарий: принятые документы Министерства здравоохранения актуализированы по ряду вопросов. Так, установлены новые нормы времени, расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной и инструментальной диагностике, предельные максимальные тарифы на новые услуги по лабораторной диагностике с учетом внедрения новых методов. Ряд внедренных в практику методов в предыдущих документах не был учтен. Так же, как и введение автоматизации ряда исследований. Исключены из практики устаревшие методы. Изменена структура документа в сторону оптимизации и упрощения.
В документах вводится обязанность субъектов хозяйствования снижать нормы расхода материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг по лабораторной и инструментальной диагностике, в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности, оказания услуг в комплексе, фактического расхода и других факторов.
В связи с необходимостью приведения прейскурантов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике в соответствие с установленными нормами, постановления вступают в силу через 3 месяца после официального опубликования.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Что стоит знать о больничных? Минтруда разъяснило основные моменты
Министерство труда и социальной защиты разъяснило основные моменты, которые следует знать о назначении больничных, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
(фото – БЕЛТА)
Минимальный размер больничных рассчитывается из размера минимальной заработной платы (МЗП). Сейчас МЗП – Br726.
Если стаж работы с уплатой взносов в бюджет фонда 10 лет и более – вернется 100 % утраченного заработка. Менее 10 лет – больничный с первого дня болезни будет оплачиваться в размере 80 % утраченного заработка.
В расчет включаются все выплаты, на которые начисляются обязательные страховые взносы в бюджет ФСЗН на социальное страхование по всем работодателям (в том числе бывшим) в расчетном периоде.
Больничные назначаются только по основному месту работы с учетом заработка у всех работодателей. По месту работы по совместительству больничные назначаются только при отсутствии основного места работы. При этом назначение производится только по одному из мест работы по совместительству (по выбору работника). Работодатель на основании данных, предоставленных ФСЗН, рассчитает и выплатит пособие с учетом заработной платы со всех мест работы.
Право на больничные определяется при условии нетрудоспособности по всем местам работы. До 1 июля 2024 года пособие назначалось только по тем местам работы, по которым работник предоставил документ, подтверждающий временную нетрудоспособность.
По информации
БЕЛТА
Замминистра здравоохранения: граждане смогут заказывать услуги на единой информационной платформе
Доступность медицинской помощи, цифровизация, внедрение современных методов лечения – так заместитель Министра здравоохранения Беларуси Борис Андросюк обозначил задачи, стоящие перед сферой здравоохранения в пятилетку качества, перед началом коллегии главного управления здравоохранения Гродненского облисполкома, на которой рассмотрены итоги работы в 2024-м и намечены основные направления развития сферы на 2025 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Задачи на пятилетку качества определены Президентом Беларуси. Для здравоохранения это в первую очередь доступность медицинской помощи. При этом особый акцент делается на медобслуживании сельского населения. Горожанину сегодня гораздо проще обратиться в поликлинику, тогда как для жителя села есть факторы транспорта, расстояния и, соответственно, времени. Также упор делается на современные методы лечения, сокращение его сроков, оптимизацию», – отметил Борис Андросюк.
Замминистра также подчеркнул, что одна из первейших задач, поставленных перед медициной, – информатизация, создающая максимальные удобства для населения при получении медицинской помощи, необходимых документов.
«Для этого создается центральная информационная платформа, на которой наши граждане смогут заказать услуги, от визита врача до просмотра своей амбулаторной карты. То есть, максимальное удобство для населения. Мы работаем над этим общими усилиями: Минздрав, все регионы, учреждения здравоохранения подключаются к этой системе в ходе работы по выполнению поручений Президента», – сказал Борис Андросюк.
По информации
БЕЛТА