В Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам государств – участников СНГ
15 апреля в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
В рамках заседания рассмотрена информация об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год, подготовленная Статкомитетом СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 года (с изменениями от 30 октября 2015 года и 8 июня 2023 года). По итогам проведенного анализа отмечено, что в 2024 году государства – участники СНГ, подписавшие указанное Решение, в целом придерживались рекомендованных значений показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность.
Совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) государств – участников СНГ в 2024 году, по предварительной оценке, возрос в реальном исчислении на 4,5 % (в 2023 году – увеличился на 4,3 %). Общая численность безработных в государствах – участниках СНГ в 2024 году снизилась по сравнению с 2023 годом на 14 % и составила 3,1 млн человек, или 3,1 % численности рабочей силы (уровень безработицы). Сальдо торгового баланса государств – участников СНГ в 2024 году сложилось положительным в размере 134,5 млрд долларов США, что на 0,1 % выше уровня 2023 года.
Результаты анализа предполагается использовать при подготовке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение положительных темпов экономического роста, устойчивости государственных финансов и финансовых рынков в рамках Содружества, а также укрепление внешнеторговых связей.
Члены Комиссии были проинформированы о деятельности Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств в 2018–2024 годах. Отмечена эффективная деятельность Совета, направленная на координацию и развитие сотрудничества государств – участников СНГ в области селекции, сортоиспытания, сертификации, семеноводства, питомниководства, производства, межгосударственных поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда.
Рассмотрен проект Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года, разработанный Исполнительным комитетом СНГ на основе предложений государств – участников СНГ. Документ содержит информацию о состоянии и перспективах развития лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах – участниках СНГ, цели, принципы и основные задачи сотрудничества в этой области, важнейшие механизмы их решения.
Кроме того, были рассмотрены проекты Концепции ценообразования в строительной деятельности государств – участников СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Целью Концепции является повышение экономического потенциала и конкурентоспособности государств – участников СНГ посредством гармонизации ценообразования на реализацию инвестиционных проектов в строительстве. Планом основных мероприятий по реализации Концепции предусмотрен комплекс мер, направленных на выполнение конкретных задач, определены их исполнители и сроки выполнения.
Членами Комиссии рассмотрены проекты документов по проведению Международного конкурса «Лучший молодой метролог СНГ».
Проведение Конкурса направлено на поддержку и поощрение молодых метрологов к участию в деятельности по развитию метрологии, обмену данными о результатах исследований, будет способствовать более тесным профессиональным контактам и активному сотрудничеству между государствами – участниками СНГ, а также в масштабах глобального метрологического сообщества.
Членам Комиссии также была предложена для рассмотрения информация об итогах реализации Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года. Задачи, определенные Комплексом совместных действий, успешно реализовываются. В государствах – участниках СНГ разрабатываются программы по профилактике и борьбе с бешенством, проводятся диагностические исследования диких и домашних животных, оценка эпизоотической ситуации, осуществляются профилактическая иммунизация животных и мониторинг иммунного статуса, проводится оценка эффективности действующих мероприятий.
Рассмотрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2030 года. Комплекс разработан с учетом предложений ветеринарных служб государств – участников СНГ, рекомендаций международных организаций и опыта реализации программ по борьбе с бешенством животных в странах Европейского союза, США и Канаде и направлен на ликвидацию бешенства, передаваемого собаками, и распространения на территориях государств – участников СНГ вспышек бешенства, сведение к минимуму экономического ущерба от заболевания и угрозы здоровью человека. Документ сохраняет преемственность в целях, задачах, направлениях и формах международного сотрудничества, определенных в Комплексе совместных действий на период до 2025 года.
В рамках заседания представлена информация об итогах реализации Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2025 года. В Информации отмечено, что в государствах проводится оценка состояния ветеринарных служб, имеются национальные нормативные базы, регламентирующие перечень мероприятий, направленных на борьбу с ящуром, национальные планы по проведению мониторинговых исследований касательно распространения ящура, а также система профилактических мероприятий, которые успешно реализуются.
Члены Комиссии одобрили проект Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2030 года. Реализация Комплекса направлена на обеспечение благополучия по ящуру каждого государства и Содружества в целом, минимизацию экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура, осуществление координации, гармонизации и оптимизации совместных действий ветеринарных служб государств – участников СНГ в этих направлениях. Выполнение запланированных мероприятий позволит снизить ущерб от эпизоотий ящура, поражающего животных разных видов и вызывающего чрезвычайные ситуации в животноводстве, повысить продуктивность животноводства и рентабельность агропромышленного комплекса.
Членами Комиссии одобрены проекты решений Экономического совета СНГ, касающиеся придания статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств:
-
по вопросам развития национальных ядерных инфраструктур частному учреждению «Росатом – Международная сеть» (Российская Федерация). Эта компания имеет зарубежные офисы в пяти государствах – участниках СНГ, что позволит обеспечить оперативное содействие решению консультативных и практических задач в данной сфере, и обладает необходимыми компетенциями для поддержки институциональной, правовой, организационной, научно-технической и информационной поддержки для эффективной реализации программ по развитию мирных ядерных технологий;
-
по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров хлебопекарной отрасли федеральному государственному автономному научному учреждению «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности» (Российская Федерация). Институт является ведущим научным отраслевым центром, проводит научные исследования, создает и совершенствует методическую и нормативно-техническую базу, распространяет знания в области биотехнологии, микробиологии, биохимии, техники, экономики, экологии и реологии хлебопекарного производства.
В рамках заседания рассмотрена информация о выполнении в 2024 году Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. План охватывает 28 направлений сотрудничества и насчитывает 286 мероприятий, которые направлены на развитие и углубление экономического сотрудничества стран Содружества.
Согласно представленным материалам от государств – участников СНГ все мероприятия Плана находятся в стадии выполнения или уже выполнены. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о повышении активности государств – участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества в таких сферах, как торговля и инвестиции, промышленность, транспорт, энергетика, информационно-коммуникационные услуги и связь, цифровизация экономики.
Вниманию членов Комиссии представлен Обзор торговой политики Республики Армения. Обзор содержит информацию о режиме торговой политики и мерах регулирования экспорта и импорта, развитии важнейших секторов экономики, товарно-денежной политике, финансово-кредитной сфере, а также статистическую информацию об основных социально-экономических показателях экономики Республики Армения в 2024 году.
Членами Комиссии одобрен проект повестки дня 106-го заседания Экономического совета СНГ.
Очередного заседание Комиссии состоится 20 мая 2025 г.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Госстандарт назвал главные приоритеты в сотрудничестве с бизнесом
Инициативность и тесное взаимодействие, будь то работа в технических комитетах по стандартизации с отстаиванием своих интересов или по созданию новых эффективных производств и внедрению бережливого менеджмента, должны лежать в основе сотрудничества Госстандарта и бизнеса. На этом во время круглого стола в Молодечненском центре стандартизации, метрологии и сертификации сделал акцент первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак, сообщили
БЕЛТА в комитете.
Знать потребности регионов, слышать друг друга, открыто говорить о проблемах и решать их сообща, видеть перспективу – основные задачи круглых столов, которые проводятся Госстандартом. Очередное такое мероприятие прошло на площадке Молодечненского центра стандартизации, метрологии и сертификации и собрало более 60 представителей организаций промышленности и бизнеса региона.
«Госстандарт чутко реагирует на запросы предприятий, совершенствуя техническую нормативную базу, которая затрагивает сферы технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, аккредитации, и готов к активному диалогу с промышленностью для работы на результат», – подчеркнул Александр Бурак.
Так, уже утверждена дорожная карта по стандартизации, направленная на разработку новых современных требований к продукции, услугам, инструментам стандартизации в целях содействия экспорту и обеспечению импортозамещения до 2030 года, и завершена разработка программы стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года, где отражены приоритеты развития инфраструктуры качества по всем направлениям. В прошлом году были, кроме того, утверждены концепции развития государственной метрологической службы и эталонной базы Беларуси до 2030-го. Эти концептуальные документы в сфере метрологического обеспечения разработаны с учетом текущих вызовов и потребностей экономики.
Вместе с тем одна из глобальных задач, которая поставлена перед Госстандартом в рамках пятилетки качества, – организация подготовки проекта программы «Качество» до 2030 года. В этой связи важный посыл первого заместителя председателя Госстандарта бизнесу – инициативность и тесное взаимодействие, будь то работа в технических комитетах по стандартизации с отстаиванием своих интересов или по созданию новых эффективных производств, внедрению бережливого менеджмента.
При этом Александр Бурак отметил достойную инфраструктуру испытательных и измерительных возможностей Молодечненского ЦСМС, подчеркнув ее значимость для региона с учетом его экспортно ориентированного и инновационного развития.
По информации
БЕЛТА
НАИП: проекты в сфере туризма в Беларуси получат поддержку наравне с производственными
Туризм в Беларуси – одно из приоритетных направлений для инвестирования. Такие проекты получат поддержку наравне с производственными. Об этом заявил журналистам директор Национального агентства инвестиций и приватизации Дмитрий Красовский на пресс-конференции, приуроченной к проведению III Белорусско-российского туристического конгресса, передает корреспондент
БЕЛТА.
Дмитрий Красовский рассказал, что Национальное агентство инвестиций и приватизации можно назвать «одним окном для инвестора». Здесь в том числе работают с потенциальными финансовыми партнерами на стадии бизнес-идеи. «Сегодня на сопровождении находятся 74 инвестора из 21 страны с потенциалом инвестирования в полмиллиарда долларов и созданием 2 тыс. рабочих мест. Туризм для нас является одним из приоритетных направлений деятельности», – подчеркнул он.
Вместе с тем пока количество проектов, которые касаются индустрии гостеприимства, незначительное. В их числе руководитель НАИП назвал строительство многофункционального отеля и установку смотровых биноклей в Минске, создание спа-комплекса и площадки для размещения палаточного городка.
Дмитрий Красовский подчеркнул, что в республике готовы поддержать региональные инициативы в рамках программы Банка развития. «Туризм, по сути, по важности приравнен к промышленному производству в регионах, – отметил он. – Уже несколько проектов отобраны. Это небольшие гостиницы, комплексы, парк-отели».
По информации
БЕЛТА
Контуры социально-экономического развития формируем сообща: уникальное социсследование стартовало в Беларуси
С 4 по 21 апреля 2025 г. в Беларуси проводится не имеющее аналогов масштабное социсследование «Ожидания общества и приоритеты развития на будущую пятилетку» с использованием различных методик, включая традиционный опрос населения силами БГЭУ и онлайн-опрос на сайте «меркаванне.бел». А также обобщение предложений граждан, поступающих на онлайн-платформу «Народная пятилетка».
Белорусская традиция формулы власти
Как подчеркнул на пресс-конференции в Минске директор Белорусского института стратегических исследований Олег Макаров, национальная традиция нашей страны – все значимые государственные решения принимать с учетом общественного мнения:
– Оперативно и решительно реагировать на волнующие общество вопросы, опережать возросший социальный запрос к открытости власти и степени вовлеченности граждан в управление страной, владеть информацией о состоянии дел в каждом регионе, своевременно выявлять узкие места и вырабатывать конкретные механизмы разрешения возникающих проблем – именно на это всегда ориентирует Глава государства. Слушать и слышать людей – выверенная временем формула работы власти на всех уровнях.
Поэтому закономерным и востребованным обществом шагом стало решение Премьер-министра Александра Турчина о проведении в рамках подготовки концепции Программы социально-экономического развития на 2026 – 2030 годы масштабного социологического исследования, добавил директор БИСИ.
Как будет проходить исследование
Принять участие в исследовании и поделиться своим мнением, идеями и предложениями относительно развития страны в ближайшие пять лет может каждый гражданин Беларуси. Для этого необходимо отсканировать QR-код, размещенный на сайте БИСИ, или перейти по имеющейся там же гиперссылке.
По словам директора Центра социально-гуманитарных исследований БГЭУ Ирины Лашук, опрос будет проводиться методом поквартирного интервью среди населения в возрасте 18 лет и старше:
– С использованием случайной республиканской многоступенчатой стратифицированной выборки с контролем квот по полу и возрасту. Выборочная совокупность – 1500 респондентов, репрезентативная по полу, возрасту и региону проживания.
«Народная пятилетка»
Задействована и онлайн-платформа «Народная пятилетка». Как пояснила аналитик БИСИ, руководитель Центра анализа гражданских инициатив «Народная пятилетка» Екатерина Речиц, создание одноименной онлайн-платформы было инициировано Штабом патриотических сил Беларуси 28 октября 2024 г. С тех пор ее работа осуществляется при аналитическом сопровождении БИСИ.
Результаты исследования «Ожидания общества и приоритеты развития на будущую пятилетку» после аналитической обработки будут доведены до широкой общественности.
Максим Осипов, «
СБ. Беларусь сегодня», 5 апреля 2025 г.
МНС о правомерности осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями после 31 декабря 2025 г.
Обращаем внимание, что после 31 декабря 2025 г. вправе продолжить свое функционирование в том же статусе только те индивидуальные предприниматели, виды деятельности которых включены в перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя (далее – перечень ИП), определенный в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457.
С учетом изложенного рекомендуется сопоставить осуществляемый вид экономической деятельности с перечнем ИП. В случае его отсутствия в названном перечне – заблаговременно принять решение о работе в новом статусе.
Сообщаем, что Законом Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» индивидуальному предпринимателю предоставлена возможность продолжить свою деятельность путем создания коммерческой организации, учреждаемой одним лицом, в особом порядке без приостановления деятельности, с переходом всех прав и обязанностей к созданной им коммерческой организации.
Подробная информация, а также примерный алгоритм действий при переходе индивидуального предпринимателя в статус юридического лица размещены на официальных сайтах Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
За получением дополнительной информации по вопросам, касающимся предпринимательской деятельности и не связанным с налогообложением, необходимо обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь