Александр Лукашенко подписал Указ о повышении пенсий с 1 сентября
Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 августа подписал Указ №259 «О повышении пенсий».
Указом предусматривается перерасчет трудовых пенсий и их повышение с 1 сентября 2023 года в среднем на 5 %.
В сентябре на выплату пенсий будет направлено Br1,7 млрд, из которых Br72 млн - дополнительные расходы в связи с повышением согласно указу.
С 1 апреля в Беларуси появится базовый тариф на мобильную связь – он будет доступен у всех операторов страны. Что в него входит и во сколько он обойдется, рассказал начальник управления электросвязи и регулирования радиочастотного спектра Министерства связи и информатизации Дмитрий Корзун, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Подключить базовый социальный тариф можно будет у любого мобильного оператора Беларуси, так как его введение будет обязательным для всех. В ближайшее время подробности появятся на официальных сайтах и можно будет ознакомиться с порядком подключения более детально. Воспользоваться тарифом белорусы смогут с 1 апреля, а стоимость будет контролироваться государством. Ранее в Министерстве связи и информатизации сообщалось, что он может составить около Br12.
В месяц по базовому социальному тарифу абонент получит 200 минут голосового трафика во все сети электросвязи на территории Беларуси, 2 Гб трафика передачи данных и 50 СМС-сообщений.
По словам Дмитрия Корзуна, для определения оптимального количества данных был проведен анализ поведения абонентов. В целом этот тариф скорее не для студентов, а для более зрелого поколения, потому что этого количества интернет-трафика вполне достаточно, чтобы читать новости, но уже для просмотра видеороликов будет маловато. «В будущем мы будем анализировать, насколько этот тариф востребован. Думаю, что где-то к 1 июля мы уже получим определенную статистику и, если будет необходимость, мы, конечно, будем вносить изменения», – подчеркнул он.
Что касается формирования цены, то государство определило порядок формирования и рентабельность на уровне 25 %. «Оператор может занести туда только свои обоснованные затраты. Цена будет адекватной», – акцентировал начальник управления.
В августе прошлого года был принят Указ Президента № 335 «Об оказании услуг сотовой подвижной электросвязи», который определил требования к качеству связи, к покрытию и в том числе к финансовой стороне вопроса (каждый оператор будет тратить не менее 20 % прибыли на развитие сети).
По информации БЕЛТА
Совместное заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества (СППП) и Комиссии по экономическим вопросам (КЭВ) при Экономическом совете СНГ состоялось 26 марта 2025 г.
Участники встречи сформировали проект повестки дня заседания Совета глав правительств СНГ, которое планируется провести в начале июня. Ожидается, что члены СГП в узком формате обменяются мнениями по актуальным темам экономического взаимодействия в Содружестве. В расширенном формате главы правительств примут ряд документов, регламентирующих взаимодействие в сферах промышленности, охраны здоровья, межрегионального и приграничного сотрудничества, обороны, туризма охраны труда и кинопроизводства.
Члены СППП и КЭВ обсудили подготовку к очередному заседанию Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств. Проведение мероприятия запланировано на 11 апреля 2025 г. в Алматы. В проект повестки дня встречи глав внешнеполитических ведомств включены 15 вопросов, касающихся текущей международной повестки дня и укрепления внешнеполитической координации государств Содружества, создания базовых организаций, анализа деятельности органов отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств.
Об итогах деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ в 2024 году участников встречи ознакомил директор организационного департамента Исполнительного комитета СНГ Игорь Граховский.
Он рассказал, что на сегодняшний день в рамках СНГ созданы 67 органов отраслевого сотрудничества: в экономической сфере – 36, в сфере безопасности – 17, в гуманитарной сфере – 10, в информационной и правовой – по 2. Государства – участники СНГ участвуют в деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ в рамках заинтересованности.
В минувшем году отраслевые советы провели 82 заседания, на которых рассмотрены более 900 вопросов по различным направлениям сотрудничества.
Так, органы отраслевого сотрудничества СНГ рассмотрели на заседаниях вопросы организации исполнения решений, принятых высшими органами Содружества, а также ход реализации наиболее значимых документов концептуального, стратегического, перспективного и долгосрочного характера. Значительное внимание было уделено вопросам деятельности отраслей в период продолжающейся перестройки глобальных финансовых, логистических и производственных систем, роста геополитической и экономической нестабильности, применения политических и экономических санкций, новых вызовов и угроз международной и национальной безопасности, обострившихся гуманитарных проблем.
С информацией о выполнении Дорожной карты по реализации инициатив (в части экономического сотрудничества), высказанных главами делегаций в ходе предыдущих заседаний СГГ, СГП, СМИД и Экономсовета, выступил директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Михаил Мыскин.
Он отметил, что дорожная карта разрабатывается как долгосрочный документ, позволяющий осуществлять качественный мониторинг выполнения инициатив и их своевременное снятие с контроля.
Таких инициатив, предложенных на заседаниях высших органов СНГ, немало и они охватывают различные аспекты экономического взаимодействия – формирование полноценной зоны свободной торговли на пространстве Содружества, устранение препятствий во взаимной торговле, развитие взаимодействия в инвестиционной, инновационной, научно-технической и валютно-финансовой сферах, в области цифровизации и «зеленой» экономики, а также поддержку малого и среднего предпринимательства, углубление межрегионального и приграничного сотрудничества.
«Дорожная карта в части экономического сотрудничества успешно выполняется. К настоящему времени большинство мероприятий, предусмотренных инициативами глав делегаций, находятся в стадии выполнения или уже выполнены. Вместе с тем предстоит еще немало сделать в рамках реализации инициатив по развитию сотрудничества в сферах устранения препятствий во взаимной торговле, государственных закупок, «зеленой» экономики, технического регулирования, малого и среднего предпринимательства, в валютно-финансовой области», – резюмировал Михаил Мыскин.
Ответственный секретарь Комиссии государств – участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях Евгений Соболев проинформировал постпредов и членов КЭВ о ее деятельности в 2021–2024 годах.
Комиссия создана в 1997 году и ее основными направлениями деятельности являются выработка согласованных рекомендаций и решений по проблемам многостороннего сотрудничества в области развития атомной энергетики, содействие формированию согласованной политики государств СНГ в области развития мирных ядерных технологий и содействие в организации и координации исполнений решений в области использования атомной энергии в мирных целях, принятых Советом глав правительств и Экономическим советом СНГ.
Также участники совместного заседания обсудили выполнение Плана мероприятий на 2023–2025 годы по реализации Меморандума об углублении взаимодействия между Исполнительным комитетом СНГ и Евразийской экономической комиссией. Выступавший с докладом на эту тему директор департамента экономического сотрудничества Исполкома Михаил Мыскин подчеркнул, что документ содержит 84 мероприятия и нацелен на дальнейшее углубление диалога между различными структурами СНГ и ЕЭК по конкретным направлениям сотрудничества, таким как цифровая экономика, торговля, агропромышленный комплекс, энергетика, транспорт, санитарные, фитосанитарные и ветеринарные меры, техническое регулирование, интеллектуальная собственность, защита прав потребителей и много другое.
Важными совместными задачами являются выявление и устранение существующих барьеров во взаимной торговле, в том числе в области технического регулирования, развитие сотрудничества в сферах транспортно-логистической инфраструктуры, промышленной и научно-технологической кооперации, взаимодействие в части реализации высокотехнологических проектов.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
Он будет обязательным для всех операторов. Воспользоваться им белорусы смогут с 1 апреля. Стоимость будет контролироваться государством.
Напомним, что в августе прошлого года был принят Указ Президента № 335 «Об оказании услуг сотовой подвижной электросвязи», который определил требования к качеству связи, к покрытию и в том числе к финансовой стороне вопроса (каждый оператор будет тратить не менее 20 % прибыли на развитие сети).
Система государственных социальных стандартов в области связи дополнена и предусматривает установление тарифного плана с базовым объемом услуг сотовой связи в течение календарного месяца, а именно:
- 200 минут голосового трафика во все сети электросвязи на территории Республики Беларусь;
- 2 Гб трафика передачи данных;
- 50 СМС-сообщений.
Данное изменение вступает в силу с 1 апреля 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Государственное стимулирование инновационной деятельности – залог высоких темпов экономического роста. Об основных итогах реализации научно-технической политики в Беларуси «Р» рассказал Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Сергей Шлычков.
Инновации для результата
– Сергей Владимирович, какой, на ваш взгляд, результат инновационной деятельности в стране за минувший год?
– В Беларуси реализуется Государственная программа инновационного развития (ГПИР) на 2021–2025 годы, куда, по данным за прошлый год, входило почти сто инновационных проектов. Причем около половины из них основаны на инновациях V–VI технологических укладов. В 2024 году в рамках ГПИР внедрено 68 проектов. В этой работе задействованы практически все министерства, ведомства страны. Так, только организациями Минпрома реализовывалось 17 таких проектов, Минским облисполкомом – 12, НАН Беларуси – 5.
Об успехах применения проектов, наверное, лучше всего скажут цифры. Так, при общем объеме финансирования почти в 490 млн рублей объем реализованной продукции (работ, услуг) составил более 5,5 млрд рублей. Это 11,2 рубля на 1 рубль инвестиций. Экспорт – более 46 процентов от общего объема реализации.
Производство инновационной продукции всегда связано с вводом новых рабочих мест. Так, только в минувшем году было создано около 300 и модернизировано 65 рабочих мест. В эксплуатацию введены объекты по 12 проектам, по 19 мы вышли на проектную мощность. Речь о производствах самой разной направленности. Например, по изготовлению современных автокомпонентов, микроэлектроники, использованию инновационных технологий в выпуске обуви, ветеринарных препаратов, санитарно-керамических изделий и другого.
– Итогом такой работы стал внушительный перечень наукоемкой продукции. Расскажите об этом подробнее.
– Действительно, только за минувший год созданы и доведены до внедрения в гражданский оборот 660 новшеств, что в сравнении с 2023 годом больше фактически вдвое. Наибольшее их количество разработано при выполнении заданий в рамках научно-технических программ (НТП), госзаказчиком которых выступили Минобразования и Минздрав.
В рамках научно-технических программ разрабатываются десятки видов продукции, которая имеет большой потенциал для коммерциализации как внутри страны, так и за рубежом. В их числе, например, аппаратно-программный комплекс с мобильным клиентом для контрольных (надзорных) органов, подразделений и организаций системы МЧС, разработанный НИИ ТЗИ совместно с НИИ ПБ и ЧС МЧС. Комплекс предназначен для повышения мобильности и эффективности деятельности работников контрольных (надзорных) органов, подразделений и организаций системы МЧС с помощью создания отдельных автоматизированных рабочих мест, позволяющих повысить эффективность работы специалистов профильных организаций.
Институтом микробиологии НАН Беларуси совместно с Гродненским государственным аграрным университетом разработана опытно-промышленная технология получения кормовой добавки на основе продуктов метаболизма пробиотических молочнокислых бактерий, предназначенной для улучшения усвояемости кормов и повышения продуктивности животных. ИОНХ НАН Беларуси разработана уникальная грунт-эмаль для покрытия металлических и бетонных поверхностей, защищающая от атмосферной и химической коррозии и обеспечивающая изделиям срок эксплуатации не менее десяти лет.
«БЕЛДЖИ» выпустило более 15,5 тысячи автомобилей Geely Coolray и Emgrand на сумму более 900 млн рублей, холдинг «Белкоммунмаш» произвел более 40 полностью низкопольных трамвайных вагонов с низкопольными тележками на сумму более 75 млн рублей. И список таких примеров достаточно велик.
В целом объем реализованной продукции, произведенной в рамках программ, по сравнению с 2023 годом вырос на 7,5 процента, экспорта – почти на 20 процентов. Коэффициент экономической эффективности НТП (отношение стоимости реализованной продукции к бюджетным затратам) в 2024 году составил 24,1.
Проводники технологий
– В стране растет число технопарков и других инновационных организаций. Как вы оцениваете темпы развития инновационной инфраструктуры?
– Госпрограммой предусмотрена не только реализация инновационных проектов, но и выполнение мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры Беларуси. При этом на развитие материально-технической базы научно-технологических парков в 2024 году направлено около 134 млн рублей бюджетных средств.
Идет расширение филиальной сети действующих технопарков, в том числе в регионах. Так, ООО «ИнКата» обеспечено функционирование филиалов в Бобруйске и Молодечно, ЗАО «БНТП» осуществляется работа по организации филиала в Барановичах.
По данным на декабрь 2024-го, количество резидентов технопарков составило 275, что на 11 больше, чем на начало года. Общая численность работников резидентов технопарков возросла более чем на тысячу, или на 20 процентов от уровня 2023 года, и составила 6390 человек.
На более чем 20 процентов в сравнении с 2023 годом вырос объем выпуска продукции (товаров и услуг) резидентами технопарков и составил около 1 млрд рублей. На экспорт отгружено продукции (товаров и услуг) на сумму около 460 млн рублей, что составляет 46 процентов от общего объема выпущенной продукции (по сравнению с 2023 годом этот показатель вырос на 29 процентов). При этом на один рубль бюджетного финансирования приходится 7,4 рубля произведенной резидентами технопарков продукции.
– В минувшем году Президент поручил изменить подходы по регулированию деятельности технопарков. Что изменилось?
– ГКНТ успешно выполнил это поручение и разработал ряд нормативно-правовых документов. Так, разработаны Методические рекомендации по подтверждению осуществления инновационной деятельности резидентами технопарков; примерная форма договора на осуществление инновационной деятельности и форма отчета об использовании средств фонда инновационного развития.
В нынешнем году работа продолжится. В 2025-м ГКНТ планирует в соответствии с поручением Правительства ввести квартальную отчетность более чем по 20 показателям для технопарков и их резидентов, утвердить Методические рекомендации по разработке бизнес-проектов центров трансфера технологий, регулирующих их деятельность; оказывать содействие продвижению разработок резидентов технопарков на выставочных мероприятиях ГКНТ (у нас есть выработанные подходы к отбору полученных экспонатов); обеспечить организацию участия резидентов научно-технологических парков в рамках экспозиций Беларуси и сопутствующих им мероприятий в стране и за рубежом.
Будущее рождается сегодня
– Для обеспечения технологического суверенитета Беларуси, повышения эффективности взаимодействия отраслей экономики и научной сферы перед ГКНТ стоит задача составления прогнозов на будущее. В прошлом году был разработан Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2026–2030 годы и на период до 2045 года (КП НТП). В чем его особенность?
– Это один из основных структурных документов системы государственного прогнозирования социально-экономического развития Беларуси, определяющий перспективные технологии, товарные группы и товары для первоочередной реализации и на перспективу. В минувшем году прогноз сформирован для 15 отраслей экономики с учетом их вклада в ВВП Беларуси.
На основании результатов КП НТП подготовлен перечень перспективных технологий и товаров на 2026–2030 годы в форме технологических атласов областей и Минска для их реализации. Атласы доведены до региональных властей. Подготовлен проект Указа Президента «О приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2026–2030 годы». В целях повышения эффективности взаимодействия отраслей экономики и научной сферы подготовлен проект постановления Совета Министров «О Стратегии технологической безопасности Республики Беларусь на 2026–2030 годы и на период до 2035 года». Проектом стратегии предусматривается комплексное вовлечение отраслевых регуляторов в научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Подготовлены и проходят согласование ряд других нормативно-правовых актов в сфере регулирования научно-технической деятельности, и самое главное – готовится новая система НТП и ГПИР.
– Какие проекты будущего уже реализуются в Беларуси?
– Их шесть: «Национальный электротранспорт», «Биотехнологии в агропромышленном комплексе», «Точное земледелие», «Инновационное здравоохранение», «Биотехнологии для фармацевтики», «Умные города Беларуси». Эти проекты должны стать точками роста экономики. Они предусматривают организацию уникальных производств с высоким экономическим потенциалом, создание и развитие новых научных и инженерных школ.
В минувшем году выполнялись мероприятия, направленные на стимулирование развития электротранспорта. Итогом стал ряд результатов. Например, ОАО «БЕЛАЗ» разработало карьерный самосвал грузоподъемностью 220 тонн в дизель-троллейвозном исполнении, а также изготовило опытный образец карьерного самосвала грузоподъемностью 120 тонн на аккумуляторных батареях. ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» выпустило более 110 электробусов. Планируется выпуск грузового электромобиля грузоподъемностью до 10 тонн. ОАО «МТЗ» осуществляет поставку льдозаливочных машин «Беларус КЛ-418». ОАО «Приборостроительный завод «Оптрон» проведена сертификация электроскутера Green Line 051. Разработан опытный образец электромотоцикла на базе бензинового МINSK D4 125 с новой компоновкой аккумуляторных батарей. Продолжается развитие государственной зарядной инфраструктуры. Собственные зарядные сети созданы ОАО «Витязь», ООО «Энергометсистем», ООО «Е-Пауэр», ООО «Нэробелстрой».
Продолжено внедрение элементов системы точного земледелия в сельскохозяйственных организациях нашей страны. Так, в 2021–2023 годах в каждой области республики определены базовые сельскохозяйственные организации, в которых будет проведена апробация разрабатываемой информационно-аналитической системы «Цифровая платформа точного земледелия». Базовыми сельскохозяйственными организациями завершена работа по формированию цифровых карт пахотных и улучшенных луговых земель организаций с точностью от 1 м до 10 см с обозначением естественных (природных) и антропогенных преград.
В рамках проекта будущего «Инновационное здравоохранение» введен в эксплуатацию в РНПЦ «Кардиология» новый корпус гибридной кардиохирургии, благодаря чему в нашей стране станут возможными гибридные кардиохирургические вмешательства.
Многое сделано в области реализации проекта «Умный город». В частности, создана типовая региональная государственная цифровая платформа «Умный город». Ее опытная эксплуатация проводится в Минске, областных центрах и 11 городах.
Число патентов растет
– Важное место в нашей стране отводится защите интеллектуальной собственности. Увеличилось ли число патентов за последнее время?
– Мы наблюдаем устойчивый рост по целому ряду патентов. Например, в прошлом году было подано почти 300 заявок на полезные модели, что на 8,5 процента больше по сравнению с предыдущим годом. Поступило 138 заявок на промышленные образцы. Здесь мы наблюдаем увеличение на 6,2 процента в сравнении с тем же периодом. Мы имеем 47 заявок на сорта растений. Рост в этой области составил почти 70 (!) процентов. Получили 28 заявок на топологии интегральных микросхем (против 5 заявок в 2023 году).
В НЦИС как ведомство для пересылки евразийских заявок в Евразийское патентное ведомство Евразийской патентной организации подано 85 заявок на выдачу евразийского патента на изобретение (92,4 процента к 2023 году) и 33 заявки на выдачу евразийского патента на промышленные образцы (126,9 процента к 2023 году). Для пересылки заявок в бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности подано 14 заявок (140 процентов к 2023 году).
В 2024 году общее количество поступивших заявок на регистрацию товарных знаков составило 7384, что на 6,2 процента больше, чем в 2023-м.
– Возможно, таким результатам поспособствовало принятие ряда важных изменений в законодательство?
– Действительно, в минувшем году в сфере интеллектуальной собственности приняты изменения в Налоговый кодекс. В частности, они позволили обнулить пошлины по ряду административных процедур по охране и поддержанию в силе в течение первых пяти лет патентов на результаты интеллектуальной деятельности, созданных полностью или частично за счет бюджетных средств, отменены пошлины за патентование методов лечения.
К таким юридически значимым действиям относятся подача и проведение экспертизы заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений и топологии интегральных микросхем, регистрация указанных объектов в соответствующих государственных реестрах, продление и восстановление срока действия патентов и другие.
Кроме того, плательщики-организации, аккредитованные в соответствии с законодательством в качестве научных, и резиденты научно-технологических парков уплачивают 25 процентов от установленного размера патентных пошлин, связанных с правовой охраной объектов права промышленной собственности (за исключением товарных знаков и географических указаний).
Несмотря на снижение налогового бремени, доходы в бюджет Беларуси от этих мер только выросли. Так, НЦИС обеспечено поступление около 26 млн рублей патентных пошлин. В 2025 году планируется, что в сфере цифровизации НЦИС станет одним из первых в стране, кто завершит автоматизацию всех 55 административных процедур, связанных с охраной прав на объекты промышленной собственности.
Ставка на кооперацию
– Как сегодня строится международное сотрудничество в сфере науки и инноваций?
– В условиях санкционных мер, реализуемых отдельными государствами, ГКНТ выстраивает системную работу и координирует деятельность госорганов по развитию международного сотрудничества с акцентом на ключевые направления, обозначенные Главой государства. А это углубление взаимодействия в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, а также активизация сотрудничества со странами дальней дуги и выход на новые рынки.
Так, в минувшем году ГКНТ организовал и провел заседания межправительственных комиссий с Китаем, Сербией, Монголией и российским Санкт-Петербургом. Вопросы научно-технического взаимодействия рассмотрены на очередных заседаниях совместных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с Венесуэлой, Кубой и Пакистаном.
Комитетом обеспечено финансирование и реализация 91 научно-технического проекта, выполняемого белорусскими организациями с партнерами из семи стран (Азербайджан, Индия, Китай, Сербия, Молдова, Россия и Узбекистан), по таким направлениям, как информационно-коммуникационные технологии, машиностроение, микроэлектроника, медицина и биотехнологии, новые материалы, агротехнологии и другие.
В результате работы с Минобрнауки России и другими заинтересованными постановлением Высшего государственного совета Союзного государства от 29 января 2024 года утверждена Стратегия научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года. Новый подход изменит роль науки и технологий, обеспечит готовность Союзного государства к существующим и возникающим большим вызовам на основе генерации и применения новых знаний.
– Будем ли мы выстраивать научную кооперацию со странами ШОС?
– После присоединения Беларуси к Шанхайской организации сотрудничества начато взаимодействие в рамках Соглашения между правительствами государств – членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве. Договор содержит широкий перечень направлений взаимодействия и форм его реализации. Это будет способствовать углублению кооперации государств в сфере науки и технологий в многостороннем формате. Стратегические решения, принятые на уровне высшего руководства наших стран, придали импульс взаимодействию во всех сферах – экономике, политике, социально-культурной, а также в области науки и технологий.
– Какие задачи ГКНТ ставит в работе на будущее?
– Ключевой из них является окончание подготовки к новому пятилетнему циклу. А значит, мы должны завершить рассмотрение и согласование совместно с Минэкономики отраслевых стратегий министерств и ведомств с учетом научно-технологической компоненты, сформировать систему научно-технических программ на 2026–2030 годы, а также ГПИР на этот период.
Нам необходимо продолжить формирование и актуализацию на постоянной основе перечня критических технологий и товаров, работы по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере научно-технической деятельности.
Вера Артеага, « Рэспубліка», 26 марта 2025 г.
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).
Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь