Наталья Кочанова провела совещание о совершенствовании системы регулирования цен в Беларуси
Председатель Совета Республики Наталья Кочанова провела совещание по вопросам совершенствования системы регулирования цен в Беларуси. Об этом БЕЛТАсообщили в пресс-службе верхней палаты парламента.
«Есть поручение главы государства о комплексной и объективной оценке внесенных изменений в постановление правительства от 19 октября 2022 года № 713 «О системе регулирования цен». Необходимо выработать согласованные предложения, которые позволят удержать темп инфляции в пределах прогнозных значений, обеспечат сбалансированность потребительского рынка и дальнейшее развитие торговых организаций», – отметила спикер верхней палаты Парламента.
В совещании приняли участие члены рабочей группы, созданной в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 6 октября 2022 года № 10 «О недопустимости роста цен», первый заместитель Премьер-Министра Николай Снопков, председатель Минского облисполкома Александр Турчин, председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев и Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов.
По информации БЕЛТА
Министерство по налогам и сборам в связи с возникающими вопросами, связанными с включением в 2025 году расходов на мероприятия в рамках Года благоустройства, в состав затрат, учитываемых при налогообложении, разъясняет следующее.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) расходы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест, расходы по поддержанию санитарного состояния земель общего пользования включаются в состав прочих затрат независимо от того связаны они с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав или нет.
В совокупности с другими прочими затратами их размер не может превышать 1 % выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов с учетом налога на добавленную стоимость (для банков – от суммы доходов, определяемой в соответствии со статьей 176 НК, за вычетом доходов, относящихся в соответствии с НК ко внереализационным доходам).
Порядок благоустройства и содержания населенных пунктов определены:
- Правилами благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 1087;
- Правилами благоустройства и содержания города Минска, утвержденными решением Минского городского Совета депутатов от 16 ноября 2016 г. № 252.
Кроме этого, согласно Указу Президента Республики Беларусь «Об объявлении 2025 года Годом благоустройства» от 3 января 2025 г. № 1 (далее – Указ № 1) в Республике Беларусь 2025 год объявлен Годом благоустройства и под благоустройством для целей Указа № 1 понимается комплекс мероприятий, осуществляемых государством совместно с организациями и гражданами, направленный на создание и поддержание удобной, безопасной, современной и эстетически организованной среды жизнедеятельности людей.
На основании подпункта 5.1 пункта 5 Указа № 1 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2025 г. № 97 «О проведении Года благоустройства» утвержден республиканский план мероприятий по проведению в 2025 году Года благоустройства, который содержит детальный перечень работ, подлежащих выполнению в течение текущего года (конкретные наименования мероприятий, источники их финансирования, возможные исполнители).
Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2025 г. № 74 «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня в развитии регионов» (далее – Указ № 74) установлено, что в целях дальнейшего повышения эффективности деятельности органов местного управления, реализации мероприятий в рамках Года благоустройства в 2025 году предоставлено право председателям исполнительных комитетов базового уровня привлекать, в частности, юридических лиц к выполнению собственными силами и (или) за счет собственных средств работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния, благоустройству и содержанию территорий земель общего пользования населенных пунктов, в том числе территорий, прилегающих к предоставленным им (находящимся у них) земельным участкам (абзац третий подпункта 1.2 пункта 1 Указа № 74).
Таким образом, Указом № 1, Указом № 74 регламентируются отдельные вопросы реализации мероприятий в рамках Года благоустройства и не регулируются вопросы учета расходов, связанных с реализацией таких мероприятий, при налогообложении прибыли.
С учетом изложенного, организации, привлекаемые в рамках Указа № 1, Указа № 74, к выполнению и (или) финансированию мероприятий в рамках Года благоустройства, вправе включать в 2025 году расходы на выполнение и (или) финансирование таких мероприятий, удовлетворяющие положениям подпункта 2.2 пункта 2 статьи 171 НК, в состав прочих затрат и учитывать их при налогообложении с учетом ограничения, установленного пунктом 3 статьи 171 НК.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Государственный комитет по стандартизации разработал и принял программу стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года, сообщили БЕЛТА в пресс-службе комитета.
(фото – БЕЛТА)
Документ направлен на совершенствование государственной политики в области технического регулирования, поддержание и постоянное улучшение национальной инфраструктуры качества для инновационного развития страны, улучшения ее глобальной конкурентоспособности и обеспечения технологического суверенитета, повышения качества жизни.
Программа содержит цели, приоритеты, ключевые задачи и условия их реализации по следующим направлениям: обеспечение единства измерений, техническое нормирование и стандартизация, аккредитация в Национальной системе аккредитации, оценка соответствия техническим требованиям, повышение качества продукции и эффективный менеджмент, конкурсное движение. Документ также учитывает вектор государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов и технических нормативных правовых актов, законодательства об оценке соответствия и государственного метрологического надзора и направление международного сотрудничества в сферах стандартизации, метрологии, оценки соответствия, аккредитации.
«Созданная в Беларуси инфраструктура качества и система технического регулирования является ключевым элементом, направленным на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и снятие технических барьеров при ее допуске на внешние рынки, – прокомментировали в Госстандарте. – Постоянное системное и целостное развитие данной инфраструктуры, проводимое под эгидой Госстандарта, доказало ее востребованность в решении актуальных задач социально-экономического развития».
Было замечено, что в нынешних условиях для формирования эффективной национальной инновационной системы, повышения экспортного потенциала производителей и импортонезависимости страны использование возможностей технического регулирования должно быть усилено. Это, как подчеркнули в Госстандарте, и потребовало определения стратегических приоритетов развития на ближайшую перспективу с активным применением инициатив по интеллектуализации и цифровизации национальной структуры качества и технического регулирования.
«Задачи, поставленные в стратегии, в полной мере соответствуют тенденциям экономического и социального развития Беларуси и позволяют сформировать благоприятную правовую среду, стимулирующую производство качественной конкурентоспособной продукции, с современными требованиями к продукции, услугам, системам менеджмента, соответствующим новому технологическому укладу глобальной экономики», – заверили в Госстандарте.
Специалисты рассчитывают на то, что реализация обозначенных задач позволит к 2030 году обеспечить эффективное развитие национальной инфраструктуры качества, поспособствует созданию системы цифровизации технического регулирования, станет причиной повышения эффективности контроля качества через внедрение принципов и практики менеджмента качества в процесс цифровой трансформации производства «Качество 6.0».
«Национальная инфраструктура качества и технического регулирования призвана вовлечь отрасли экономики в приоритетное внедрение опережающей стандартизации, эффективного комплаенса, результативного энергосбережения, оптимальной цифровизации для повышения качества жизни», – подытожили в Госстандарте.
Изучить пункты программы стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года можно на сайте Госстандарта в разделе «О комитете».
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 апреля принял ряд кадровых решений.
Глава государства назначил:
Неверу Виталия Иосифовича – Председателем Государственного комитета по имуществу;
Бурака Константина Викторовича – помощником Президента Республики Беларусь – инспектором по Гродненской области.
Президент дал согласие на назначение:
Пачко Сергея Николаевича – председателем Дрогичинского районного исполнительного комитета;
Пачко Александра Николаевича – председателем Столинского районного исполнительного комитета;
Мойсеюка Александра Владимировича – председателем Кобринского районного исполнительного комитета;
Щековича Александра Владимировича – главой администрации Советского района г. Минска;
Страхара Руслана Борисовича – генеральным директором ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения»;
Конюшко Андрея Васильевича – первым заместителем Министра промышленности;
Печень Елены Николаевны – первым заместителем Министра финансов;
Шевцовой Натальи Петровны – заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия;
Бердниковой Юлии Николаевны – заместителем Министра труда и социальной защиты;
Машарского Кирилла Геннадьевича – заместителем Министра экономики;
Головко Константина Анатольевича – генеральным консулом Республики Беларусь в г. Гуанчжоу (КНР);
Якимова Петра Николаевича – генеральным консулом Республики Беларусь в г.Шанхае (КНР).
Согласовывая назначение Александра Пачко, который до настоящего времени занимал должность председателя Кобринского райисполкома, Президент поинтересовался, в связи с чем было решено перевести его из Кобрина в Столин.
«Мне предложили – я согласился. Тем более Столинщина – это моя родина, – пояснил Александр Пачко. – Десять лет назад я из Столинского района ушел работать в Лунинецкий район. Семь лет отработал в Лунинецком райисполкоме. За это время были почти удвоены показатели по району. Без малого три года работаю председателем Кобринского райисполкома. За три года тоже есть положительные результаты. Если брать сельское хозяйство, то добавили более тонны молока удоя на одну корову. По валовому производству добавлено более 100 т в день. На сегодняшний день район производит более 500 т молока. По промышленности и остальным направлениям тоже есть результаты».
Как было отмечено, в Столинском районе сейчас 17 хозяйств, три из них – частной формы собственности. «Работает на селе более 3,5 тыс. человек. Без малого 92 тыс. га сельхозугодий. Содержится 87 тыс. голов скота, 24,3 тыс. коров. Удой за прошлый год – 7,6 тыс. литров молока. Произведено зерна более 106 тыс. т», – подробно проинформировал Главу государства председатель райисполкома.
Президент уточнил, реализуется ли в районе новая программа по возрождению Полесья. Как проинформировали Главу государства, такая работа в Столинском районе ведется. «Очень много было сделано за первую программу по мелиорации. А сейчас – вторая», – сказал Александр Пачко.
Его брат Сергей Пачко согласован на должность председателя Дрогичинского райисполкома. Ранее он занимал должность директора на местном предприятии «Алексеевичи-Агро». «36 лет я на разных должностях тружусь в Дрогичинском районе. Это, скажем, не вторая, но моя большая родина уже», – заявил Сергей Пачко.
На должность председателя Кобринского районного исполнительного комитета согласован Александр Мойсеюк. Ранее он возглавлял Кобринский районный Совет депутатов.
Главой администрации Советского района Минска согласован Александр Щекович, который до настоящего времени был заместителем председателя Федерации профсоюзов Беларуси.
«Интересное у нас передвижение из профсоюзов в Советский район», – заметил Александр Лукашенко.
Александр Щекович рассказал, что несколько лет работал членом Минского горисполкома и хорошо знаком с экономикой города. В Советском районе столицы, в частности, расположены предприятия «АМКОДОР-Белвар» и «Промсвязь».
«Я очень буду ждать твоего подключения. С «АМКОДОРом» у нас большие проблемы», – подчеркнул белорусский лидер.
«В целом», – уточнил Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой.
«Поэтому надо приводить это предприятие в чувство. И ни в коем случае нельзя загубить. «АМКОДОР» – это очень перспективное для нас и для России предприятие. На нашем общем рынке очень важное, – обратил внимание Александр Лукашенко. – Поэтому вникай. Потому что в ближайшее время придется очень сильно работать на «АМКОДОРе».
Президент, принимая кадровые решения, заявил, что Могилев нужно привести в порядок.
«Надо, чтобы Могилев был настоящим красивым и уютным городом», – обратил внимание Глава государства. Пока этот областной центр отстает от других, считает он.
«Нехорошо будет, если город не приведем в порядок», – сказал Александр Лукашенко. В качестве примера того, как можно провести благоустройство, Президент упомянул зону отдыха в парке Подниколье, которую обновили, реконструировали, благодаря чему это место стало очень востребованным у жителей и гостей Могилева. «Зону отдыха сделали – все люди там, и молодежь особенно. Люди хорошо отзываются», – отметил Президент.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
16 апреля 2025 г. в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялся Международный семинар на тему «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в работе которого приняли участие представители министерств юстиции и других заинтересованных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Семинар стал очередным международным мероприятием, организованным в соответствии с Планом работы Совета министров юстиции государств – участников СНГ на 2025 год.
Открывая семинар, ответственный секретарь Совета министров юстиции государств – участников СНГ Ирина Целиковец отметила, что под эгидой Совета на постоянной основе проходит экспертный обмен опытом, что позволяет проводить системный анализ проблемных вопросов, вносить предложения по развитию конкретных направлений сотрудничества в сфере юстиции и разрабатывать необходимые проекты документов.
С инициативой обсуждения вопросов взаимодействия органов юстиции и юридической службы органов государственной власти выступило Министерство юстиции Кыргызской Республики.
В своем приветствии первый заместитель Министра юстиции Кыргызской Республики Зарема Аскарова справедливо обозначила, что тема семинара актуальна для всего юридического сообщества государств – участников СНГ. В современных условиях эффективная юридическая служба – это неотъемлемая часть сильной государственной власти.
Представитель председательствующей стороны в Совете министров юстиции – заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Валентина Якимович подчеркнула значимость обмена наработанным опытом, теоретическими и практическими подходами министерств юстиции государств – участников СНГ к организации взаимодействия юридических служб.
В рамках состоявшейся дискуссии была представлена модель нормотворчества Кыргызской Республики, в том числе освещено направление методического руководства и правовой координации деятельности юридических служб. Особое внимание было уделено работе Института нормотворчества и верховенства права при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, деятельность которого направлена на институционализацию правового анализа, формирование единых подходов в нормотворческой практике, а также развитие экспертной поддержки органов государственной власти.
В ходе семинара обсужден порядок осуществления юридической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь, проводимой Министерством юстиции, а также территориальными органами юстиции. В частности, участие представителей главных управлений юстиции Минского облисполкома и Минского горисполкома позволило затронуть вопрос повышения качества юридической службы как на республиканском, так и на местном уровнях.
Вниманию участников международного семинара был представлен опыт обеспечения Минюстом России и его территориальными органами единства правового пространства Российской Федерации. В выступлениях спикеров были затронуты особенности ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также представлены разработанные Минюстом России в рамках оказания помощи правовым службам регионов и органам местного самоуправления муниципальных образований Методические рекомендации по подготовке проектов нормативных правовых актов, которые в свободном доступе размещены на официальном сайте Минюста России.
В рамках обсуждения Министерством юстиции Республики Узбекистан были продемонстрированы основные направления деятельности органов юстиции в налаживании и координации системы оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам посредством электронного взаимодействия. Представлена работа правовых консультативных бюро, где наряду с бесплатными консультациями для граждан осуществляется подготовка необходимых процессуальных документов. Детально раскрыт и продемонстрирован цифровой путь юридических служб Республики Узбекистан по электронному согласованию проектов нормативных правовых актов.
Опыт взаимодействия органов юстиции с общественными объединениями Республики Беларусь осветили представители Белорусского республиканского союза юристов. Отмечен ряд мероприятий, проводимых с участием юридического сообщества, в том числе обозначено ежегодное проведение Белорусского юридического форума «Право в современном мире», ключевая цель которого – в условиях открытого диалога между представителями государственных органов, гражданского общества и бизнеса обсудить текущее состояние правовой системы, проблемные вопросы применения правовых норм для учета при последующем совершенствовании законодательства.
Представители Белорусской нотариальной палаты, которая является базовой организацией государств – участников СНГ в сфере нотариальной деятельности, обозначили опыт сотрудничества нотариата с уполномоченными должностными лицами по организации нотариального обслуживания жителей агрогородков и оказанию методической помощи в вопросах совершения нотариальных действий, а также совместного участия в мероприятиях по повышению правовой культуры граждан. Отдельно подчеркнули, что данное сотрудничество – пример практической реализации роли органов юстиции во взаимодействии с местными исполнительными органами власти.
В целом стороны обменялись национальным опытом взаимодействия органов юстиции с юридическими службами государственных органов различных уровней, включая вопросы проведения правовых реформ, инвентаризации законодательства, осуществления различного рода экспертиз, методического обеспечения подготовки проектов ведомственных нормативных правовых актов, обучения специалистов. Материалы семинара будут размещены на специальной странице Совета министров юстиции на интернет-ресурсах Исполнительного комитета СНГ.
Итоги проведения Международного семинара «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в том числе предложения по дальнейшему укреплению сотрудничества в правовой сфере, будут представлены на девятнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников СНГ, которое состоится 25 июня 2025 г. в городе Минске под председательством Министра юстиции Республики Беларусь Коваленко Е.И.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации БЕЛТА