Новый глава Минсельхозпрода рассказал, каково это – вступать в должность в самое горячее для АПК время
Сергей Бартош, назначенный 8 августа Министром сельского хозяйства и продовольствия, рад возможности продолжить работу в отрасли, которой посвятил всю трудовую деятельность и которую очень любит. В этом он признался в беседе с журналистами сразу после своего назначения, передает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Вступать в эту должность… Наверное, гордость какая-то есть. Сельское хозяйство – это моя отрасль, которую я всегда любил, в которой всегда работал. Это мое», – сказал Сергей Бартош.
На вопрос, каково этот – стать главой Минсельхозпрода в самую горячую для отрасли пору, во время уборочной кампании, он заметил: «В какое время вступать (в должность. – Прим. БЕЛТА), разницы нет. Сегодня уборка зерновых в активной фазе. Завтра начнется сев озимых культур, озимых рапса и ячменя. Далее – уборка, заготовка кормов, кукурузы. И этот процесс не останавливается. Он идет круглый год».
Сергей Бартош убежден, что отечественный агропромышленный комплекс имеет значительный потенциал для наращивания объемов производства и повышения его качества. «Это не тот уровень производства, который должен быть. Мы имеем значительно выше (потенциал. – Прим. БЕЛТА)», – уверен он. Первоочередное внимание, по его словам, нужно уделить сфере животноводства и в ближайшую пятилетку выполнить задачу по завершению строительства молочно-товарных комплексов и переводу скота на содержание именно в таких условиях. На особом контроле будет повышение качества производимого молока и снижение затрат. Также следует активно развивать растениеводство, которое позволит обеспечить скот достаточной кормовой базой.
«Ни для кого не секрет, что сегодня сельское хозяйство дает возможность работать всем отраслям», – подчеркнул Сергей Бартош. Развивая это утверждение, он пояснил, что именно АПК дает сырье для перерабатывающей отрасли страны, закупает сельхозтехнику у отечественных производителей, давая тем самым толчок к развитию машиностроения, использует калийные удобрения, содействуя продажам калийного комбината. «От успеха работы сельского хозяйства зависит успех всего в целом в республике», – резюмировал глава Минсельхозпрода.
По информации БЕЛТА
Накануне важнейшего государственного праздника – Дня Конституции – состоялся актуальный разговор о сути и значении этого события. Какие преобразования в государственной власти вызвал обновленный три года назад Основной Закон? Насколько Беларусь приблизилась к созданию общества справедливости? Пользуются ли люди правом конституционной жалобы? На эти и другие вопросы в уже традиционном мартовском интервью для «СБ. Беларусь сегодня» отвечал Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич.
– Петр Петрович, как вы сегодня оцениваете состояние конституционной законности в стране?
– Ежегодно состояние конституционной законности на основе рассмотренных дел и других материалов оценивает Конституционный Суд в специальном документе – Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которое направляется Президенту и палатам Национального собрания.
Буквально на днях, 12 марта 2025 года, Конституционный Суд принял Послание, в котором указано, что в нашей стране, тут я процитирую этот документ, «осуществляется системная согласованная деятельность государственных органов по обеспечению незыблемости конституционного строя, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, утверждению верховенства Конституции и ее прямого действия при надлежащем соблюдении баланса конституционных функций государственных органов и их самостоятельности в пределах своих полномочий в соответствии с конституционным принципом разделения властей».
Конституционный Суд констатирует, что режим конституционной законности соблюдается всеми субъектами конституционных отношений, которые действуют в соответствии со своими конституционными полномочиями, правами и обязанностями, поддерживая надлежащий конституционный правопорядок в стране.
– Уже три года, с 27 февраля 2022-го, Беларусь живет с учетом новой конституционной основы. Как отразились на жизни государства принятые тогда дополнения и изменения в Конституцию?
– В соответствии с обновленной Конституцией произошел ряд важных преобразований в системе государственной власти. Так, 25 февраля 2024 года, в единый день голосования, прошли выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов. 25 апреля 2024-го состоялось первое заседание Всебелорусского народного собрания в конституционном статусе высшего представительного органа народовластия, на котором утверждены Концепция национальной безопасности и Военная доктрина Республики Беларусь. 26 января 2025 года в соответствии с положениями обновленной Конституции состоялись выборы Президента.
Формирование на новой конституционной основе органов представительной власти показало, что внесенные изменения и дополнения в Конституцию обеспечивают устойчивость политической системы, легитимность и демократичность институтов власти, выражающих волю и интересы народа.
– К слову, о недавних выборах Президента. Как вы оцениваете их значимость, избирательный процесс, организацию процедуры голосования?
– В обновленной Конституции сохранена президентская форма правления. В соответствии с конституционными положениями Президент является Главой государства, Главнокомандующим Вооруженными Силами, обладает значительными полномочиями в системе государственной власти. Сильный Президент в течение 30 лет обеспечивает устойчивое динамичное развитие нашей страны. В современных условиях объективно необходимо, чтобы государство возглавлял всесторонне подготовленный человек, способный эффективно использовать президентские полномочия в интересах белорусского народа, конкретными делами обеспечивать стабильность и благополучие, мир и безопасность в стране.
В Беларуси в соответствии с конституционными принципами сформирована избирательная система, наше избирательное законодательство соответствует международным стандартам демократических выборов.
Установленный конституционно-правовой механизм по обеспечению избирательного процесса, принятые Центральной избирательной комиссией организационные меры дали возможность нашим гражданам свободно выразить свое волеизъявление на выборах Президента Республики Беларусь.
Активное участие людей в голосовании и его результаты – свидетельство проявления единства и сплоченности по дальнейшему обеспечению поступательного развития Республики Беларусь как демократического социального правового государства во главе с сильным Президентом Александром Григорьевичем Лукашенко.
– Что имеется в виду, когда говорится о создании общества справедливости и равных возможностей? Кстати, недавно на площадке «Марафона единства» об этом же говорил Президент.
– Об этом сказано и в преамбуле обновленной Конституции. Там определена важнейшая цель развития общества на современном этапе – утверждение социально справедливого общества. В статье 21 Конституции установлено, что каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства. Это означает, что общее благо создается при участии всех членов общества. И принцип справедливости реализуется не путем уравнительного распределения общественных благ, а в зависимости от реального вклада в социально-экономическое развитие страны.
При этом государство создает равные возможности каждому для получения образования, медицинской помощи, культурно-духовного развития, чтобы каждый человек в дальнейшем самостоятельно реализовывал свой потенциал в различных сферах жизнедеятельности. Именно об этом говорил Президент на площадке «Марафона единства». Поэтому, безусловно, задача органов власти, институтов гражданского общества, граждан – последовательно формировать современное социально справедливое общество.
– Заработала ли такая новация, как возможность для граждан обращаться с жалобами в Конституционный Суд? С чем приходят белорусы, есть ли уже примеры такого диалога людей и государства?
– Да, граждане достаточно активно реализуют свое право на обращение с конституционной жалобой. В 2024 году в Конституционный Суд поступили 103 конституционные жалобы, а за два месяца 2025-го – более 10 таких жалоб.
В конституционных жалобах ставятся вопросы о проверке конституционности законов, регулирующих трудовые, жилищные, земельные, пенсионные, налоговые, административно-деликтные, процессуальные и иные правоотношения.
Так, по результатам рассмотрения конституционной жалобы гражданина 30 января 2025 года Конституционный Суд признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании наложения административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность. Национальному собранию предложено устранить выявленный пробел с соблюдением принципов справедливости и разумности.
Конституционный Суд в ходе рассмотрения жалоб сформулировал правовую позицию о том, что граждане вправе обращаться с конституционной жалобой за защитой своих нарушенных конституционных прав и свобод в том числе при осуществлении ими индивидуальной предпринимательской деятельности.
В настоящее время в Конституционном Суде рассматриваются некоторые конституционные жалобы, в ближайшее время по ним будут вынесены соответствующие решения. Тут же отмечу, что практика показала: для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы.
В целях повышения результативности реализации права на судебную защиту конституционных прав и свобод организуется разъяснительная работа с использованием различных информационных ресурсов. Судьями Конституционного Суда проводятся встречи в трудовых коллективах, вузах, в ходе которых освещается порядок обращения и рассмотрения жалобы в Конституционном Суде.
Для оказания гражданам действенной юридической помощи с участием судей Конституционного Суда организовано повышение квалификации адвокатов в сфере конституционного судопроизводства.
– В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне нельзя оставить без внимания вопрос о важности сохранения исторической правды…
– Больше скажу: установление на конституционном уровне обязанности государства и долга граждан по сохранению исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны является конституционно ценностной скрепой предыдущих и нынешних поколений белорусского общества.
Это конституционный ориентир осуществления системной целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию молодежи.
В преддверии 80-летия Великой Победы можно констатировать, что в современных условиях граждане нашей страны проявляют единство, сплоченность и патриотизм по защите конституционного строя, суверенитета и независимости Республики Беларусь.
– Что скажете людям в связи с наступающим праздником?
– Сердечно поздравляю граждан нашей страны с Днем Конституции! Желаю каждому активно реализовывать свои конституционные права и выполнять обязанности, проявлять ответственное участие в управлении делами общества и государства, вносить свой вклад в дальнейшее процветание Беларуси.
Роман Рудь, « СБ. Беларусь сегодня», 14 марта 2025 г.
В начале года Президент подписал Указ, которым 2025–2029 годы объявлены пятилеткой качества. Она охватит все сферы жизнедеятельности государства и общества. Как будут решаться поставленные задачи и каких успехов добилась Беларусь в повышении качества своей продукции, спросили у Председателя Государственного комитета по стандартизации Елены Моргуновой.
Качественный подход
– Елена Михайловна, прежде чем поговорим о задачах и приоритетах, хотелось бы узнать, что в вашем понимании «качество»?
– Вообще, качество – термин, имеющий множество значений. Часто его используют для обозначения того, нравится ли потребителю то, что он приобрел. Качество во многом определяет ценность продукции и готовность потребителя за нее платить.
Вследствие этого справедливо правило: требуемое качество по разумной цене. Бизнес, у которого есть продукция и услуги, превосходящие по характеристикам и стоимости продукцию и услуги конкурентов, будет превосходить тех, у кого такого качества нет.
– 2024-й был провозглашен в Беларуси Годом качества. Каких успехов удалось достичь в стране в этом вопросе?
– Действительно, Указом Президента Республики Беларусь 2024 год в стране был объявлен Годом качества, а постановлением Совета Министров утвержден Республиканский план мероприятий по его проведению. Госстандарт находился на острие этой работы, координировал ее выполнение по стране. Всего план предусматривал 69 мероприятий.
По итогу Год качества, считаю, стал дополнительным стимулом в работе по повышению качества. Государственными органами и предприятиями были разработаны соответствующие планы с целевыми показателями и индикаторами качества выпускаемой продукции и услуг, обеспечивалось их выполнение и корректировка при необходимости. То есть практически каждая организация таким образом увидела и свои возможности, и слабые места, и перспективы. В этом в том числе состояла основная суть Года качества. Проведенная «сверка» станет основой для дальнейшей работы в рамках пятилетки качества.
В числе показательных итогов можно отметить развитие законодательной базы в различных сферах деятельности, рост экспортных возможностей, экономию топливно-энергетических ресурсов. Достойный пример – внедрение рационализаторских идей на предприятиях республики, практики персонализации высококомпетентного персонала личным клеймом качества и знаком «Отличник качества». И конечно, присвоение впервые в нашей суверенной истории Государственного знака качества как высшей награды и признания качества продукции.
Одним из значимых результатов можно отметить подписание дорожной карты по внедрению принципов бережливого производства на государственных предприятиях. Данный документ утвержден Госстандартом совместно с Минэкономики Беларуси и предусматривает целый комплекс мер, которые помогут нашим предприятиям применять прогрессивные техники и практики, сделают их еще более конкурентоспособными.
Система бережливого производства – это комплекс мер, направленных на ускорение и качественное улучшение работы организации за счет выявления и устранения неэффективных процессов. Его можно представить так: в продукте должно быть только то, что нужно потребителю, и ничего лишнего. Применение методов бережливого производства позволяет снизить затраты, повысить качество продукции и удовлетворенность потребителей. Однако их внедрение требует значительных усилий и времени, активного участия всего персонала организации, предполагая трансформацию не только ее менеджмента, но и культуры на самом глубинном уровне. И эти изменения должны активно поддерживаться как лидерами, так и персоналом организаций, быть быстрыми и целенаправленными.
В контексте реализации Года качества Госстандартом и БелГИСС разработаны методические рекомендации по оценке качества для отраслей и организаций в целях использования при подготовке программ повышения качества, по самоконтролю на рабочем месте за качеством производимой продукции и оказываемых услуг и по типовой методологии бережливого менеджмента. Эти методические рекомендации востребованы промышленностью республики и предназначены для применения организациями всех отраслей экономики.
Сделав качество неотъемлемой частью имиджа Беларуси как страны, заниматься им необходимо постоянно и на всех уровнях.
Приоритетные задачи
– А на чем будут сконцентрированы усилия Госстандарта в пятилетку качества?
– Современные глобальные экономические и социальные изменения ставят перед Беларусью задачи, которые не могут быть решены без новых технологий и знаний, без инновационной экономики.
Обществу нужна современная национальная инфраструктура качества, включающая инструменты опережающей стандартизации, обеспечения единства измерений, комплаенса, цифровизации и системного менеджмента. Эти направления нашли свое отражение в проекте Стратегии развития Госстандарта до 2029 года, который разработан и в ближайшее время будет направлен на согласование. Свою миссию Госстандарт коллегиально сформулировал так: «Передовая инфраструктура качества – фундамент устойчивого национального развития».
Одновременно начнется наработка приоритетов деятельности в рамках программы «Качество» на 2026–2030 годы.
Получит развитие метрологическая деятельность в рамках утвержденных Концепции развития государственной метрологической службы до 2030 года и Концепции развития эталонной базы Республики Беларусь до 2030 года. При этом особое внимание уделено работам для перспективных областей измерений, включая нанотехнологии и квантовые измерения, а также для обеспечения цифровой трансформации промышленности.
Сейчас в нашей стране разработано и эксплуатируется 68 национальных эталонов единиц величин. В 2024 году в результате выполнения подпрограммы «Эталоны Беларуси» создано три новых национальных эталона и один модернизирован.
Повышению уровня подготовки и конкурентоспособности кадров для работы в условиях современных экономических вызовов будет способствовать деятельность образовательного центра «Академия качества» в Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации.
Наша задача – быть эффективным помощником в реализации актуальных направлений экономики и общественных интересов: содействовать технологическому суверенитету страны и импортозамещению, инновационному развитию отраслей, конкурентоспособности организаций, продукции и услуг и повышению уровня качества жизни граждан.
В пятилетку качества, и в 2025 году особенно, большое внимание будет уделено работам в рамках ЕАЭС, в частности по выполнению Комплекса мер по реализации Программы председательства Беларуси в органах ЕАЭС, которым предусмотрен ряд мероприятий, направленных на формирование полного комплекса технических требований к продукции.
Для этого планируется задействовать механизмы Совета руководителей национальных органов по стандартизации и Совета руководителей органов по аккредитации государств – членов ЕАЭС, в которых Госстандарт председательствует в этом году.
С учетом национальных интересов и получения нашей республикой статуса полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества и страны – партнера БРИКС Госстандарт планирует активизировать сотрудничество с государствами, входящими в данные объединения, в целях создания условий для минимизации технических барьеров и обмена опытом по наилучшим практикам.
Повод для гордости
– Если сравнивать Беларусь с другими странами в плане стандартов в области качества, как мы выглядим?
– С момента образования Госстандарта в 1992 году был взят курс на разработку стандартов, востребованных изготовителями и потребителями, помогающих развиваться промышленности, укреплять экономику, формировать имидж страны как производителя качественной продукции.
Приходить на любой рынок можно только с качественными товарами по конкурентной цене. Это соотношение по многим видам белорусской продукции сегодня в нашу пользу. Потребитель доверяет продукции, изготовленной по государственным стандартам. Наши производители сохранили уровень технической культуры, дорожат доверием потребителей.
В отдельных сферах белорусские стандарты превосходят международные. Например, международные стандарты ISO на пищевую продукцию – это в основном методы испытаний для подтверждения ее безопасности и качества. Наши же стандарты уникальны, так как содержат требования в комплексе, включая именно те качественные характеристики, которые делают белорусскую продукцию узнаваемой. В первую очередь это стандарты на молочную продукцию, кондитерские изделия, в том числе шоколад, изделия легкой промышленности. Наши оригинальные разработки и помогают сохранять белорусское качество. При этом методы испытаний продукции устанавливаем гармонизированные с международными.
В нашей стране действует около 32 тысяч стандартов в сфере машиностроения, электротехники и радиоэлектроники, сельского хозяйства и продовольствия, легкой и химической промышленности.
Стандарты обновляются ежегодно. Например, в 2024-м утверждено и введено в действие 848 новых государственных стандартов. Свыше 65 процентов из них гармонизированы с международными требованиями, что способствует развитию экспорта, так как у нас экспортно ориентированная экономика. Кроме того, упор делается на принцип опережающей стандартизации.
План государственной стандартизации на 2025 год подготовлен на основе предложений предприятий промышленности, технических комитетов по стандартизации.
Он включает 841 тему, в том числе по разработке 326 стандартов и изменений к ним, проверке научно-технического уровня 513 государственных стандартов.
Это стандарты в сферах транспорта, строительства, в том числе дорожного, машиностроения, электротехники, робототехники, сельхозтехники, мебели, легкой промышленности, энергетики, пожарной безопасности, парфюмерно-косметической, пищевой промышленности, связи, услуг на транспорте, туристических услуг, бережливого производства, системы менеджмента качества и другие. 217 государственных стандартов будут разработаны на основе международных и европейских.
– В какой сфере в стране больше всего уделяется внимание качеству?
– По количеству стандартов в отраслях можно судить о структуре и развитии нашей промышленности.
Лидерами в стандартизации являются такие отрасли, как машиностроение, электротехника, радиоэлектроника и связь, сельское хозяйство и продовольствие, а также легкая и химическая промышленность.
Например, ведущую позицию по установлению технических требований, в том числе обязательных, занимает машиностроение. Это обусловлено фундаментальной важностью промышленного комплекса для развития экономики Беларуси.
Появляются новые отрасли или развиваются традиционные с применением современных технологий, например искусственного интеллекта. Стандарты обеспечивают безопасность внедрения новых технологий для людей и окружающей среды.
В этой связи можно отметить значимые достижения опережающей стандартизации в 2024 году. Это разрабатываемые стандарты на беспилотный транспорт, струнные транспортные системы, системы искусственного интеллекта.
Если рассматривать технические аспекты, то внимание к достижению требуемого уровня качества будет определяться развитием национальной инфраструктуры качества, к которой предъявляют требования вновь создаваемые, развивающиеся и расширяющиеся сектора промышленности и новые технологии. Наша задача – спрогнозировать области роста на несколько лет вперед и опережающими темпами развивать эти направления. Данные направления сейчас формируются и будут указаны в Стратегии развития Госстандарта до 2029 года.
На страже интересов
– Насколько добросовестно белорусские предприятия выполняют стандарты качества?
– Добросовестность определяется требованиями потребителя, а также ответственностью, которую бизнес понесет за несоответствие требованиям безопасности и качества. Белорусские предприятия имеют позитивный имидж высокого уровня качества как на внутреннем, так и на внешних рынках.
По моему мнению, именно добросовестный бизнес играет ключевую роль в формировании рынка качественной продукции. Ответственный бизнес, который дорожит своей репутацией, не предложит к реализации некачественный продукт и без документа об оценке соответствия.
И сегодня особенно важно, чтобы бизнес делал это, руководствуясь не только ценой, но и высокой культурой производства и знаниями.
– Как защищен внутренний рынок от небезопасной продукции?
– В Беларуси выстроена комплексная и действенная система обеспечения и контроля качества и безопасности продукции на всех этапах ее жизненного цикла.
К процессам производства и самой продукции на каждом этапе, начиная с разработки, постановки на производство, производства, хранения и заканчивая реализацией, предъявляются и контролируются обязательные требования, обеспечивающие ее безопасность и качество. Кроме того, вся продукция, производимая и реализуемая в Беларуси, до выпуска в обращение подлежит оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям технических регламентов ЕАЭС.
Контроль соблюдения требований осуществляется как непосредственным изготовителем в ходе производственного контроля, так и контролирующими (надзорными) органами в ходе государственного контроля (надзора).
В Беларуси государственный контроль требований технических регламентов союза осуществляют четыре контролирующих (надзорных) органа: Госстандарт, Минздрав, Минсельхозпрод, МЧС.
Выявленная государственным контролем (надзором) опасная продукция запрещается к реализации, изымается из обращения, импортируемая продукция запрещается к ввозу на территорию Республики Беларусь. Принимаются меры по прекращению действия на территории страны документов об оценке соответствия, сопровождающих опасную продукцию. Юридические и физические лица, осуществившие выпуск в обращение такой продукции, привлекаются к административной ответственности.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных инспекциями Госстандарта в 2024 году, выявлялись нарушения по показателям безопасности, обязательному подтверждению соответствия, информации для потребителя, маркировке. Лидерами антирейтинга являются товары для детей и подростков – 29 процентов в общем объеме запрещенной к ввозу и обращению на территории Беларуси продукции. На втором месте находятся игрушки – 24 процента. Замыкает тройку электротехническая продукция – 17 процентов.
Всего было запрещено к ввозу и изъято из обращения на территории Беларуси 1974 наименования опасной продукции, что на 98 наименований меньше, чем в 2023 году. Прекращено 676 документов об оценке соответствия, сопровождавших эту продукцию.
Пять граней качества
– В этом году впервые был вручен Государственный знак качества. Насколько трудно получить его предприятиям и кто может претендовать на столь высокую награду?
– Популярность, престиж и имидж любой награды зависят от того, насколько сложно ее получить. Для нас важно было создать прозрачные и всесторонние критерии оценки, обеспечить, чтобы любая организация могла получить Знак качества, но потрудиться для этого. Знак качества должны были получить лучшие из лучших. Ответственность очень высокая: это те предприятия, продукция которых – это, по сути, наша страна.
Знак был учрежден Президентом в Год качества впервые в истории Беларуси как суверенного государства. Все эти факторы, конечно, серьезно мотивировали промышленность страны принять участие в процедуре присвоения Государственного знака качества. Отсюда такое большое количество претендентов и серьезнейшая борьба.
Всего желание доказать, что их продукция достойна самой высокой оценки, выразили почти 220 предприятий страны всех форм собственности. Ими было представлено 660 наименований товаров. Многие, особенно предприятия пищевой промышленности, представляли по несколько образцов.
Критерии, порядок и этапы присуждения были открыты для всех участников. Они установлены в постановлении Правительства.
Государственный знак качества может присуждаться продовольственным товарам, промышленным товарам для населения, продукции производственно-технического назначения.
Прежде чем попасть на рассмотрение республиканской аттестационной комиссией, товар-претендент прошел несколько этапов оценки, включая анализ показателей его качества самим изготовителем, далее заявка попадала на региональный уровень, затем направлялась в несколько компетентных органов госуправления. Имеется в виду оценка по пяти граням знака: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности. Пятый критерий – эстетичность – оценивали потребители. Те, для кого предназначены товары и по чьим запросам они и производятся. Почти 50 тысяч потребителей приняли участие в голосовании. Наибольшую активность проявили потребители в номинации «Продовольственные товары».
Конечно, выбрать лучших из лучших было совсем непросто. Для всех нас – и участников, и экспертов, и потребителей – это был первый опыт.
В результате обладателями Государственного знака качества стали 17 наименований товаров. Производитель получает знак на два года. Затем его нужно подтверждать, соответственно проходя все этапы оценки вновь. Это очень серьезное конкурентное преимущество и высокое доверие к продукции. Но награды можно и лишиться. В случае выявления несоответствия продукции, которой присвоен знак, требованиям к безопасности и качеству.
Кстати, отсутствие претензий со стороны органов государственного надзора в течение года, предшествующего году подачи заявки, – одно из условий допуска продукции к борьбе за присвоение Государственного знака качества.
Что касается преференций, то важна в первую очередь имиджевая составляющая. Предприятия торговли обязаны выкладывать такую продукцию в местах, где она будет визуально наиболее заметна. Сведения о продукции со Знаком качества размещаются на сайтах госорганов, что, безусловно, способствует имиджу производителей и информированию потребителей. Преференции также предусмотрены и в продвижении продукции, в первую очередь на новые рынки сбыта – в страны Африки, Азии и Латинской Америки, а также присутствии белорусских производителей на международных торговых электронных площадках.
Думаю, новая красивая церемония, появившаяся в нашей стране и призванная стать традиционной, вдохновила на участие очень многие предприятия. Кстати, второй по счету конкурс уже объявлен. До 1 апреля предприятия-претенденты должны направить свои заявки в областные исполнительные комитеты или Минский горисполком.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 13 марта 2025 г.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 марта рассмотрел кадровые вопросы.
Глава государства назначил:
- Александра Турчина – Премьер-министром Беларуси;
- Романа Головченко – Председателем Правления Нацбанка Беларуси;
- Руслана Пархамовича – помощником Президента – инспектором по Гомельской области.
Согласно Конституции Беларуси, Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с предварительного согласия Палаты представителей. Данная процедура была проведена.
«Я специально, вы заметили, целыми блоками представил наших вице-премьеров и тех министров, которые будут с ними работать. Я хочу, чтобы вы всегда помнили – у вас есть такие президентские склонности, как у меня. Вы можете резко крутануть. Но тут вам придется с Романом Александровичем (экс-премьером и новым руководителем Нацбанка. – Прим.) советоваться. Вы – председатель в Правительстве. И если бы я сказал, что у нас будет в Правительстве диктатура, то, наверное, губернаторов я бы не подтянул в Правительство, – сказал Глава государства. – Они понимают, что и ответственность будет солидная, и вот его блок, и он будет управлять этим блоком. Будь то экономика, строительство, сельское хозяйство или весь социальный блок. Наверное, это выгодно будет и для вас».
До настоящего времени Александр Турчин занимал пост председателя Минского облисполкома. Президент поручил внести кандидатуру того, кто мог бы исполнять эти обязанности, посоветовавшись и в экономическом блоке, и с парламентариями. «Чтобы у меня были разные точки зрения», – отметил Глава государства.
«Вы заметили, наверное, что на этой пирамиде экономической у нас оказались четыре или даже пять экономистов», – отметил Глава государства.
Правительство теперь возглавил человек, который работал в Правительстве и хорошо знает эту сферу. Экс-премьер Роман Головченко возглавил Нацбанк. «Экономист. Вы организатор хороший. Вас жизнь научила экономике больше, чем кого-нибудь», – сказал о нем Александр Лукашенко.
Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой также экономист.
«Николай Геннадьевич (первый вице-премьер Николай Снопков. – Прим.) у нас вообще экономист от экономистов», – отметил белорусский лидер.
«Думаю, что Василий Николаевич (Председатель Комитета госконтроля Василий Герасимов. – Прим.) будет прислушиваться к мнению этого экономического блока, принимая те или иные решения или предлагая Президенту те или иные решения. Они будут более продуманными, глубокими. И я тоже на мелочи постараюсь вас не бросать. Ну а что делать… У вас самая подготовленная команда, которая может оценить те или иные проекты, объекты. И, думаю, что вы будете и подстегивать наших экономистов, и хорошим таким исполнительским блоком будете у нашей экономики. Вот такой замысел – чтобы экономисты управляли этими процессами», – подчеркнул Президент.
«Но еще раз хочу повторить, это касается прежде всего Александра Генриховича: вы видите, у нас вице-премьеры, таких еще не было. Это аксакалы-аксакалы», – добавил Александр Лукашенко.
«Выстраивайте отношения. Знайте, что впереди у нас страна. Основная нагрузка в Правительстве – на вице-премьерах. Пусть друг с другом выстраивают контакты, и вперед. Не надо ничего делить. Я буду внимательно наблюдать, чтобы вы на чужую поляну не заходили, потому что тогда начинаются столкновения, – напутствовал Александр Лукашенко руководство Правительства. – Надо спокойно, без шума разворачиваться и работать».
Президент также обратил внимание на регионы – Минскую и Гродненскую области, руководители которых перешли на работу в Правительство: «Это основные наши области. Я не унижаю ни в коем случае Брестскую область. Но все-таки Минская область – большая, центральная. Гродненская – очень эффективная. Понаблюдайте, Владимир Степанович (новый вице-премьер Владимир Караник. – Прим.), там. А вы (Александр Турчин. – Прим.) – здесь. Пока не войдут в курс дела новые люди, новые губернаторы».
Президент назначил Романа Головченко, который до настоящего времени руководил Правительством, Председателем Правления Нацбанка Беларуси.
«Это назначение связано с тем, что Роман Александрович всегда хотел большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику. Опытный человек. Очень важное назначение. Я полагаю, что они с Александром Генриховичем (Турчиным. – Прим.) найдут общий язык и наконец-то поставят с ног на голову некоторые вопросы нашей экономики, которые касаются ее финансирования», – сказал Глава государства.
Президент поблагодарил Романа Головченко за то, что он согласился на эту должность.
«Абсолютно искренне хочу публично сказать, чтобы не было кривотолков. Вы туда не идете отдыхать. Но я полагаю, что отдых – это не то, что лег и лежу на диване. Это смена обстановки. Я так живу. И, думаю, у вас тоже такая жизнь. Поэтому после этого жуткого периода вашей работы председателем Правительства, сменив обстановку, вы немножко хоть расслабитесь. Может, не отдохнете. Но по моему замыслу вы точно не отдохнете, – отметил Александр Лукашенко. – Я хочу, чтобы у нас в этой пятилетке как минимум экономикой занимались очень опытные, крепкие люди, организаторы и экономисты. Вы отлично знаете экономику на самом высоком уровне, работая председателем Правительства».
Во-вторых, опыт и знания будут только на пользу Роману Головченко на новом посту, заметил Президент.
«Не может человек на этой горячей сковородке (речь о должности Премьер-министра. – Прим.) долго сидеть – сгорит. Поэтому немножко отойдя в сторону, но нагрузку не уменьшив, я думаю, он нам не испортит картину», – добавил Александр Лукашенко.
Глава государства назначил Руслана Пархамовича, который до недавнего времени руководил Минстройархитектуры, помощником Президента – инспектором по Гомельской области.
«Человек опытный. Говорят, характер тот, не тот. Ну как раз нам и нужен такой характер, как меня информировали, для помощника по Гомельской области», – сказал Президент.
«Возьмите и посмотрите состав Правительства. Начиная от Премьер-министра, и особенно министров. Вы увидите, что я свое обещание выполнил. Пришли совершенно новые люди. Не сразу, постепенно. Некоторых мы вводили в состав Правительства до выборов. Для того, чтобы показать людям, с кем будем работать. И самим же надо было посмотреть – втянутся в работу, будут тащить этот воз или нет и так далее», – сказал Глава государства.
«Вы видели, что некоторых пришлось заменить. Не потому, что они не тянули. Потому, что, наверное, мы ошиблись, и Администрация, и я, назначая их. Есть такие люди, которые умеют копать-копать или бурить. Как Трамп говорит: «Бури, детка, бури!» Вот они копают, бурят, а эта чиновничья работа им никак не подходит», – отметил Александр Лукашенко.
Часть кадровых решений связана с необходимостью ротации: «Сегодняшние и прежние назначения или освобождения меньше всего касаются вопросов профессионализма. Все люди профессиональные. Ошибок почти мы не допустили в кадровом отношении. Это связано с перестановкой».
«Новое поколение, как было обещано, сегодня управляет страной, – подчеркнул Президент. – Действительно пришло к управлению страной, главным блоком (в Правительстве. – Прим.) новое поколение. Абсолютно новое. Это люди, которым чуть за 40, 50. Это то поколение, которые сегодня должно, получив опыт, научившись кое-чему у старшего поколения, двигать нашу страну вперед».
Конечно, во власти при этом остаются и представители более старшего поколения. «Ну так и должно быть. Потихоньку, потихоньку и мы отойдем», – заметил белорусский лидер.
Преемственность и ставка управленцев с большим опытом, наряду с обновлением кадров, имеет место и при формировании Правительства. Например, среди вице-премьеров в этом плане Александр Лукашенко выделил первого вице-премьера Николая Снопкова и вице-премьера Анатолия Сивака.
«Анатолий Александрович, вы совсем молодой человек. Вам придется еще побегать, и прилично. Может быть, и полегче какую-то надо было бы работу. Но пока у нас некем заменить вас. Нет специалиста в этой сфере (он курирует сферы транспорта, строительства и ЖКХ. – Прим.) сильнее, чем Сивак. Это искренне я вам говорю. Когда мне предложили несколько вариантов, я вижу, что вы будете значительно сильнее. Ну и вы понимаете, что нельзя обновить весь состав вице-премьеров. Поэтому Николай Геннадьевич и вы с очень серьезными нагрузками остаетесь в Правительстве, и я на вас очень-очень рассчитываю», – заявил Александр Лукашенко.
Тем не менее Президент указал на необходимость и для этих топ-чиновников думать о том, чтобы со временем подготовить себе смену. «Вся ваша беда в том, что вы неплохо выполняете свои функции и не подготовили себе замену, чтобы вас двигать дальше, – сказал Александр Лукашенко. – Вы не выжигайте вокруг себя поле или делайте так, чтобы оно не выжигалось. Растите достойных, толковых экономистов, людей».
Президент подчеркнул, что подготовить достойную смену важно для будущего страны. «Им надо будет взять страну и вести дальше. Ну а мы уже с внуками будем наблюдать, как вы будете дальше работать. Не волнуйтесь, не сегодня, а когда скажете, мы в сторону уйдем, а вам карты в руки», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко при назначении Премьер-министра и нового главы Нацбанка напомнил о задаче по ряду вопросов самостоятельно принимать решения на местах, а не вносить их на рассмотрение Главы государства.
«Часто вы мне вносите предложения о том, чтобы что-то строить без согласования, отвода и прочее. Я с этим согласен. Пускай губернаторы и мэр Минска принимают решения. Надо – посоветуются с Премьер-министром и примут решение. Ну зачем ко мне обращаться… Василий Николаевич (Председатель Комитета госконтроля Василий Герасимов. – Прим.), а мы проверим, какие решения принимаются, – сказал Президент. – Я это говорю еще и потому, что часто эти документы подписываю автоматически. Посмотрел, какие вносятся предложения, и подписал. Ну а зачем этот формализм? Пусть губернаторы принимают. Но земля, участки земельные – это святое. Это остается за Президентом. Вы понимаете, в чем вопрос».
Александр Лукашенко уверен, что такой подход будет способствовать тому, что «мы меньше будем разводить бюрократию».
Глава государства во время мероприятия обратился к вице-премьеру Юрию Шулейко, который курирует деятельность агропромышленного комплекса, и отметил особые для марта климатические условия, задавшись вопросом, как это повлияет на сроки и ход сельскохозяйственных работ. «Погода хорошая. Вроде, надо сеять. А с другой стороны… Может, рановато? Чтобы не замерзло. Все-таки, середина марта, – сказал Александр Лукашенко. – В Бресте 18–19 градусов. Что делать? Надо сеять».
На это профильный вице-премьер пояснил, что посевные работы в некоторых регионах уже начались в соответствии с ранее определенными и согласованными структурами посевов различных культур. Кроме того, по словам Юрия Шулейко, в этом году более динамичными темпами идет подготовка техники и заготовка минеральных удобрений. Во многих хозяйствах заблаговременно проведены работы по подготовке почвы для будущего весеннего сева. «Запахали 300 тыс. га земли дополнительно зимой. То есть сегодня работы на весну аграриям, кто был разворотливым, меньше», – заметил вице-премьер. Что касается зимовки крупного рогатого скота, то в этот раз она прошла нормально, в том числе благодаря отсутствию сильных морозов.
В качестве положительного факта в работе АПК был отмечен наметившийся с начала года рост объемов производства сельскохозяйственной продукции. В январе 2025 они увеличились на 3,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2024-го.
«К той базе, что у них есть, это неплохой рост», – заметил Президент.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 4 марта продолжил формирование нового состава Правительства.
Накануне Александр Лукашенко назначил первым вице-премьером Николая Снопкова, который в новом составе Правительства продолжит курировать экономический блок Правительства. А руководить социальным блоком на посту вице-премьера назначен Владимир Караник. Президент накануне также произвел назначения министров в эти блоки.
Теперь же Глава государства сформировал в новом составе Правительства блоки, которые отвечают за промышленность, энергетику, АПК, транспорт, строительство и ЖКХ.
Глава государства назначил:
Каранкевича Виктора Михайловича – Заместителем Премьер-министра
Сивака Анатолия Александровича – Заместителем Премьер-министра;
Шулейко Юрия Витольдовича – Заместителем Премьер-министра;
Студнева Александра Викторовича – Министром архитектуры и строительства;
Трубило Геннадия Алексеевича – Министром жилищно-коммунального хозяйства;
Кулика Александра Антоновича – Министром лесного хозяйства;
Масляка Сергея Михайловича – Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды;
Ефимова Александра Владимировича – Министром промышленности;
Горлова Юрия Николаевича – Министром сельского хозяйства и продовольствия;
Ляхновича Алексея Алексеевича – Министром транспорта и коммуникаций;
Кушнаренко Алексея Ивановича – Министром энергетики;
Пантуса Дмитрия Александровича – Председателем Государственного военно-промышленного комитета;
Шлычкова Сергея Владимировича – Председателем Государственного комитета по науке и технологиям;
Моргунову Елену Михайловну – Председателем Государственного комитета по стандартизации.
Приняты также решения об освобождении от должности прежнего Министра архитектуры и строительства Руслана Пархамовича в связи с его переводом на другую работу. «Человек способный. Еще может работать. И притом хорошо может работать», – отметил Александр Лукашенко.
Теперь уже экс-глава Минсельхозпрода Анатолий Линевич также освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу. «Об этом вы узнаете в ближайшее время», – пообещал Глава государства.
«Основные министры были назначены еще до выборов, чтобы люди это видели. Но мы должны по Конституции сформировать Правительство, назначить членов Правительства. Кроме руководства Правительства (Премьер-министра. – Прим.), мы фактически этим завершаем формирование Правительства», – отметил Глава государства.
Он заявил, что в целом не имеет претензий к работе Совета Министров. «Правительство работает. Тем не менее мы должны были юридически прежде всего это оформить», – сказал Александр Лукашенко.
Президент повторил сказанный еще накануне тезис о том, что роль заместителей Премьер-министра возрастет неимоверно. «Думаю, это оправдано. Потому что вице-премьер погружен в работу министерств. А министерства находятся фактически на предприятиях. Это приближает структуру Правительства и всех вас к тем проблемам, которые надо решать», – заявил Глава государства.
Он предупредил всех, что спрос с каждого по направлениям работы будет очень серьезный, а исполнительская дисциплина должна быть высочайшая.
«Сегодняшние назначения – это не значит «индульгенция» или окончательное решение. В ближайшее время надо спланировать заседание Правительства. Все новые, старые министры войдут в курс дела, готовы будут отвечать. Там определить конкретно еще раз задачи для Правительства. Никто за вами бегать не будет, как это было в предыдущие времена. Вы по всем направлениям знаете, что делать. Вы знаете это лучше меня, потому что вы – специалисты, у вас более узкая сфера. А я знаю, за что с вас спросить и по каким направлениям», – подчеркнул белорусский лидер.
Он также призвал чиновников не искать каких-то путей удержаться на должности и как-то себя преподнести в хорошем свете: «Не надо это делать. Я специально вас приглашаю во главе с вашим непосредственным руководителем – вице-премьером. Не надо ко мне бежать. Я все равно у него спрошу его мнение. Или предприятиям вашим через вашу голову ко мне не надо обращаться. Ну если я там на месте бываю, с ними разговариваю, они мне, конечно, скажут. Но вы знаете, о чем я говорю. Я вижу всех, кого я назначаю».
Александр Лукашенко поздравил всех с назначением и призвал работать. «Впрягайтесь, вертитесь, крутитесь как хотите. Но не в ущерб стране, народу, внутреннему рынку делайте все, чтобы государство было государством. В конце концов, не только у меня дети. У всех у вас. Им придется жить с тем, что мы сегодня с вами создаем. Успехов вам!» – напутствовал белорусский лидер.
Во время принятия кадровых решений по промышленному блоку Правительства, который на посту вице-премьера продолжит курировать Виктор Каранкевич, Глава государства поставил задачи для промкомплекса.
«Нам нужно решать прежде всего вопросы инвестиций. Есть инвестиции – есть развитие страны. Нужны крупные инвестиционные проекты. Об этом я также говорил в вашем присутствии. Пускай это будет 2–3 крупных инвестиционных проекта. Типа второй АЭС. Возможно, какой-то завод по переработке древесины – сырье свое есть – получение целлюлозы и товара из целлюлозы с конечной добавленной стоимостью и так далее. И второе направление – надо развивать и те производства, те школы, где мы что-то умеем делать. Наша промышленность экспортно ориентирована. Поэтому предприятия должны быть исключительно конкурентоспособны. Но без качества мы не можем ни конкурировать, ни двигаться вперед», – заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко также обратил внимание на наличие определенной закредитованности крупных промышленных предприятий. «Этот вопрос нужно решать», – сказал он.
«Что касается перерабатывающих производств, с увеличением рубок леса нам точно нужен второй целлюлозно-бумажный комбинат. Надо принимать решение. Точно так и по второй атомной электростанции», – заявил Президент.
Глава государства также дал поручение в отношении товаропроводящей сети за рубежом и сборочных производств. «Сборочные производства за границей встряхнуть таким образом, чтобы вся прибыль от них поступала в страну», – сказал он.
«Что касается промышленности, экспорт должен быть не менее $6 млрд, на 5,5 % мы должны вырасти к уровню прошлого года. И, естественно, диверсификация», – сказал Глава государства, обращаясь к вновь назначенному Министру промышленности Александру Ефимову.
Александр Лукашенко напомнил о своем недавнем визите в Оман, договоренностях и поручениях Министру промышленности. «Вы видели все своими глазами, и я вам тогда говорил: хотя бы по одному-двум направлениям, желательно трем, мы должны там зацепиться», – отметил Глава государства.
Президент обратил внимание, что в дилерских центрах находится немало техники, и предостерег от повторения прежних негативных фактов. «Когда там техника была-была, а потом исчезла и мы не нашли, с кого деньги забрать. И это миллионы долларов. Это немалые были деньги. Поэтому это недопустимо. И рост дебиторской задолженности – проблема», – заметил он.
Глава государства также напомнил о задаче обеспечить качественное сервисное обслуживание техники во всех российских регионах.
«Высокотехнологичные отрасли – микроэлектроника, станкостроение – спрос колоссальный в Российской Федерации. Когда мы были на заводах по производству самолетов, они просто просили. Их устраивают наши станки. Надо здесь развиваться», – отметил Глава государства.
В завершение Александр Лукашенко еще раз напомнил о необходимости повышения качества выпускаемой продукции. «Без этого никуда. Я далек от того, что там пописывают в интернете. Но вот недавно я прочитал замечание одно. Кто-то там выехал с территории МАЗа, и у него неуправляемый автомобиль – крутится, разворачивается... Короче, он даже не собран был, как надо. Дыма без огня не бывает. Я понимаю, что это преувеличение. Такого просто не может быть. Но надо серьезнейшим образом требовать с руководителей предприятий», – сказал он.
Обращаясь к вновь назначенному Министру энергетики Алексею Кушнаренко, Президент поручил развивать в стране майнинг криптовалют.
«Посмотрите по этому майнингу. Все больше людей ко мне обращаются. Если нам это выгодно, давайте будем делать. У нас избыток электричества есть. Пускай делают они эту криптовалюту и так далее. Тем более, вы видите, каким путем мир идет. И особенно крупнейшая экономика мира. Они вчера объявили, что в резерве будут держать (криптовалюту. – Прим.)», – сказал Глава государства.
«Поэтому спрос на них будет. Ну, может быть, и нам самим это делать. Что ж мы привлекаем каких-то инвесторов, продаем им электроэнергию, хотя я не исключаю это. Но надо самим делать. Предложения такие есть. Думаю, что вы перешагнете эту бюрократию и доложите, что надо делать», – добавил Александр Лукашенко.
«Нам надо продолжить мероприятия по подготовке к строительству республиканского пункта захоронения радиоактивных отходов. Мы об этом не единожды говорили. Не буду конкретизировать. Самое главное – обновлять электросетевую инфраструктуру с учетом возрастающего спроса населения и реального сектора экономики на электроэнергию. Это 5700 км электросетей. Это важнейшее направление. Это связано с людьми, это электромобили, это наше все», – заявил Глава государства, ставя очередную задачу Министру энергетики.
Александр Лукашенко отметил, что если высоковольтные сети более-менее в порядке, то на остальные сети надо обратить более пристальное внимание. «Чтобы не произошло с этими сетями пониже, как это было в Гомельской области после урагана, – сказал он. – Поэтому нам надо эти 5700 км электросетей и полторы тысячи населенных пунктов – там надо подать нормальное электричество».
Президент обратил внимание, что после ряда решений по тарифам на электроэнергию со стороны населения сформировался хороший спрос на ее использование для обогрева домов. «Это чудо для людей. Но если мы вторую станцию (речь о строительстве второй АЭС. – Прим.) построим, почему людям не помочь в этом плане. Они будут нам многие поколения благодарны, – подчеркнул белорусский лидер. – Но если вы не сделаете, никто потом (не сделает. – Прим.) – будет «спрос и предложение», и все. Надо отвечать на запросы людей. Нам надо это сделать. Это – будущее».
Во время принятия кадровых решений по новому составу Правительства Александр Лукашенко обозначил важнейший вопрос для отечественного военно-промышленного комплекса.
«Для обороны и безопасности техника эта каждый день становится все нужнее. И вам надо смелее вникать в эту сферу и управлять ею, как и той сферой, в которую вы хорошо были погружены, – электроэнергетикой», – сказал Глава государства, обращаясь к вновь назначенному вице-премьеру Виктору Каранкевичу, курирующему промсектор.
«Диверсификация, наращивание экспорта, в том числе в страны дальней дуги, – это важнейший вопрос для Госкомвоенпрома», – заявил Александр Лукашенко.
Он рассказал о планах посетить выставку беспилотных летательных аппаратов. «У себя надо активнее разворачиваться. Спрос большой. Ну а также на боеприпасы», – отметил белорусский лидер.
Новая отрасль для Беларуси – авиастроение. «Вот одна из точек приложения. Россия в этом очень заинтересована и готова инвестировать в том числе», – заметил Президент.
Александр Лукашенко также обозначил задачи, стоящие перед Государственным комитетом по науке и технологиям (ГКНТ). На посту руководителя этого ведомства остался Сергей Шлычков.
«Что касается ГКНТ. Нужны программы на пятилетку. Я пока этой структуры не вижу. Мы уже об этом говорили. Желательно, чтобы в этом направлении мы начинали действовать», – сказал Глава государства.
«Нам эта структура очень нужна в том плане, что без науки никуда. Наука, инновации – мы об этом говорим, но пока еще не много делаем», – добавил Александр Лукашенко.
Принимая кадровые решения по новому составу Правительства, Александр Лукашенко поставил задачу Государственному комитету по стандартизации обеспечить новые требования и защиту внутреннего рынка. Во главе Госстандарта осталась Елена Моргунова.
«Что касается Госстандарта. Нужны современные требования к продукции, услугам, инструментам, стандартизации. Нужны новые требования. Вы знаете, как это делать. Если можете – делайте, – сказал Александр Лукашенко. – Защита внутреннего рынка должна быть обеспечена. Важнейший вопрос. Мы не должны упускать свой рынок, каким бы он ни был – большой, малый и так далее. Нужно содействовать экспорту, обеспечить импортозамещение посредством инструментов стандартизации».
Президент также напомнил о задаче в меру необходимости заниматься вопросами цифровой трансформации.
На встрече с промышленным блоком Правительства Глава государства обратился к председателю Белорусского государственного концерна по нефти и химии (концерн «Белнефтехим») Илье Икану. «Ты знаешь, что делать. У тебя наиважнейший вопрос – два предприятия (речь о НПЗ в Новополоцке и Мозыре. – Прим.), которые должны крутиться, вертеться, – сказал Александр Лукашенко. – Поэтому нужно эффективно загружать мощности, наращивать объемы производства. До 5 % задача ежегодно».
Президент отметил, что важно в ходе нефтепереработки производить не только продукцию топливной группы - бензины, мазуты и прочее. «Но у нефтепереработки есть еще нефтехимическая составляющая. Это будущее. Особенно развитие малотоннажной химии. В 2030 году достань и положи 40 новых видов продукции по этому направлению», – поставил задачу Глава государства.
Он также напомнил о вопросах модернизации ряда предприятий, таких как «Могилевхимволокно», «Белшина». «Об этом мы также немало говорили, и это жесточайшая ответственность вице-премьера. Он должен контролировать и спрашивать руководителей и министров за эту программу», – подчеркнул Президент.
Глава государства также обратился к председателю концерна «Беллегпром» Татьяне Лугиной.
«Это и ПХБО, и «Камволь», «Белвест», МПКО и другие предприятия кожевенной и обувной отрасли. На многих я бывал, и не единожды. Там мы обсуждали, ставили определенные задачи. Оршанский льнокомбинат – надо расширять работу. Как говорят, лен – это золото. Надо активнее здесь работать. И запасы. Упаси вас господь – на складе будут запасы. А еще хуже – если вы перевезете на какой-то другой склад и не получите денег. Это преступление», – сказал Глава государства.
На встрече с промышленным блоком Правительства присутствовал и председатель концерна «Беллесбумпром» Александр Пшенный.
«Здесь у нас есть все, поэтому действуйте. Мы говорили о деревообработке – мебель, глубокая переработка. У нас очень много в лесу всякого хлама. Мы договорились: пеллеты и еще раз пеллеты. Это – топливо. Мы обнаглели до крайней степени: дешевый природный газ – поэтому дрова и прочее нам не нужны. Не знаю, как сейчас ситуация у вас с этими пеллетами, но это ваша наиважнейшая проблема. Мы ведь построили 7 или 8 заводов в прошлом году, чтобы этот мусор, хлам перерабатывать, которого в лесу достаточно, и делать прекраснейший товар. Ищите другие рынки, кроме Европы. Да и Европа никуда не денется», – сказал Глава государства.
«Бумага, мебель, картон, упаковка, обои – это конечный товар, который мы умеем делать. В основе – деревопереработка. Но это конечный товар, высокая добавленная стоимость. Поэтому на это надо обращать внимание», – добавил Президент.
Назначая Анатолия Сивака Заместителем Премьер-министра, в ведении которого остаются вопросы строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, Александр Лукашенко напомнил, что задачи всем хорошо известны. «Вы знаете, что делать. И по строительству, и по ЖКХ, и по другим направлениям. Очень вас прошу: активней, меньше согласований, меньше нормативки, а больше дела», – подчеркнул Президент.
Прежде всего он напомнил вице-премьеру о проблеме переработки мусора: «Золото» под ногами: отходы, мусор и прочее. 70 % – железобетонная цель – мы должны перерабатывать».
В команде Анатолия Сивака новый министр. Александр Студнев, который до настоящего времени работал председателем Могилевского горисполкома, теперь будет руководить Министерством архитектуры и строительства.
«Мы за ним наблюдали в Могилеве – немало сделал. Крутой так вообще восхищен (Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой. – Прим.), что он в Могилеве сделал. Наверное, потому что он уполномоченный там. Могилев я знаю до каждого метра. Где-то летом поедем, посмотрим, что там сделано», – отметил Александр Лукашенко.
«Хотелось бы, чтобы вы помогли ему вникнуть в дело, потому что там махровых бюрократов и мздоимцев было достаточно. Не знаю, как сейчас. Наверное, никуда они не делись, – сказал Глава государства. – Мы много принимали решений по строительству – и дорог, и жилья. Начиная от деревень, арендного жилья и заканчивая Минском. С Минска надо уходить, строить только в крайнем случае. Надо строить там, где мы разворачиваем производства, и особенно в регионах».
Особое внимание Александр Лукашенко потребовал уделить строительству и ремонту дорог: «Без дорог никто не поедет на село и даже не купит эту дешевенькую халупину, как мы ее называем, домик небольшой с приусадебным участком в полгектара. Будут дороги – люди поедут».
Касаясь сферы ЖКХ, Президент напомнил, что именно на нее поступает больше всего жалоб от граждан. «Жалобы жалобами, и жалобщики разные. Но дыма без огня не бывает. Поэтому управляй. Так, как в советские времена это делали: не жди каких-то указаний и каких-то нормативных правовых актов. И не говори, что это там губернаторы или местная власть за что-то отвечают. Ты министр – ты и управляй», – обратился Глава государства к Министру жилищно-коммунального хозяйства Геннадию Трубило.
Говоря в целом о том, как налажена работа в регионах, Александр Лукашенко поручил подготовить проект указа, который бы передал часть его полномочий местным органам власти.
«Надо подготовить проект указа, чтобы ко мне губернаторы не обращались: из одного источника там, потом параллельное проектирование, строительство и прочее. Пускай они принимают решение на местах. В крайнем случае пусть согласовывают у отраслевиков - вице-премьеров, коль мы повысили их уровень. Согласовали с ними, а мы будем контролировать. Кроме отвода земель, потому что земельные вопросы – это святое и остаются пока за Президентом. А все остальное пусть решают», – подчеркнул Глава государства.
«Здесь много формальностей. Подписываю в основном, поддерживаю просьбы местных органов власти. Пусть они и принимают решения. С точки зрения переноса полномочий вниз нам надо посмотреть и освободить Президента от этих ненужных функций. В крайнем случае министр, вице-премьер по каким-то вопросам. И то – в течение суток согласовали, пусть губернаторы и местные органы власти сами разбираются и строят», – добавил белорусский лидер.
Александр Лукашенко, принимая кадровые решения, обозначил ключевые задачи для профильного блока в Правительстве, который курирует вице-премьер Юрий Шулейко.
Глава государства озвучил основные вопросы, которые предстоит решать лично вице-премьеру и всем руководителям профильных министерств. Речь, в частности, о таких сферах, как агропромышленный комплекс, лесное хозяйство, природные ресурсы, потребкооперация.
Говоря про развитие АПК, Президент в качестве первоочередных задач подчеркнул необходимость повышения продуктивности сельскохозяйственного производства. В этой связи, по его словам, важно существенно повысить производительность труда. Причем эта задача стоит не только перед АПК, но и перед другими отраслями. «Мы сегодня производительность труда в стране имеем в три раза ниже, чем в Европейском союзе, в Европе. О чем это говорит? Что у нас ту работу, которую делает европеец, делают три человека. Этим все сказано, – заметил Александр Лукашенко. – Тот, кто хочет большую зарплату, должен больше работать. Другого пути для нас просто нет».
Отдельно Глава государства затронул тему молочного производства. Он обратил внимание Юрия Шулейко на существенное отставание трех областей, в том числе Витебской, по показателям продуктивности дойного стада. Проще говоря, с одной коровы там получают молока гораздо меньше, чем в других регионах страны. И эту проблему надо решать, уверен Президент, ведь в обозначенных областях есть достаточная кормовая база и потенциал для увеличения производства молока тоже есть. Спрос за решение этого вопроса будет очень серьезный, заверил Александр Лукашенко.
Еще одна проблема, связанная с молочным производством, касается условий содержания крупного рогатого скота. «Мы должны уйти от мелких молочно-товарных ферм. А если и останутся мелкие, они должны быть идеальными и приспособленными по технологии к молочно-товарным комплексам», – поставил задачу Президент. На ее реализацию Глава государства отвел пятилетку, в течение которой все комплексы в стране должны стать современными. «Как их делать, по какой цене – все определено. Мы знаем, где нам построить надо эти животноводческие комплексы. Не затягивайте с этим», – добавил он.
В числе важных вопросов, требующих внимания, Глава государства обозначил также деятельность таких флагманов отрасли, как, например, БНБК, работу товаропроводящих сетей за пределами страны и в целом работу на внешних рынках. «Вся прибыль должна поступать в страну. В противном случае зачем мы в России или других странах работаем, создаем там разного рода производства, начиная от сборочного, локализуемся и производим там товар, как в Беларуси? Зачем мы это там делаем? Да, рабочие места, технологии передаем, но прибыль-то мы должны получить, – обратил внимание Александр Лукашенко. – Поэтому надо начинать вертеться-крутиться и давать отдачу».
Тем более что в сельскохозяйственной сфере государством сделано немало, созданы условия для наращивания производства продукции АПК. И делать это предстоит довольно быстрыми темпами – около 105–106 % ежегодно. Задача, можно сказать, напряженная, если учитывать нынешний значительный уровень производства сельхозпродукции.
«Мы должны ежегодно получать 11 млн т зерновых. 11 млн т достань и положи, – сказал Глава государства. – 11 млн т зерна вы должны ежегодно получать. Имеются в виду зерновые, зернобобовые, рапс, кукуруза и так далее».
Кроме того, стоит задача в 2025 году произвести более 9 млн т молока и более 2 млн т мяса, также в обязательном порядке обеспечить сохранность и продажу этой продукции.
Объем экспорта продовольственной продукции по итогам нынешнего года должен составить $9 млрд. «Больше не прошу», – отметил Президент, уточнив, что Беларусь уже достигла этого показателя и надо удерживать позиции.
Помимо разговора о глобальных задачах и перспективах в АПК, Александр Лукашенко не обошел вниманием и текущую ситуацию, в частности состояние полей и озимых. «Надо посмотреть внимательно на перезимовку озимых. Сегодня-завтра снега уже не будет. Я не тороплю вас начинать сельскохозяйственные работы. Надо их начинать и проводить с учетом того, что еще морозы могут быть, – ориентировал Президент. – Вы разбирайтесь, что надо делать. Работа есть на полях. Ее надо вести, особенно на юге страны».
Отдельно прозвучала тема сохранения плодородия почв, которую Александр Лукашенко назвал одной из основных государственных задач. В Беларуси, как известно, нет таких площадей чернозема, как, например, в соседней Украине, и почвы в основном не легкие. «С ними надо работать. Плодородие – вопрос вопросов», – подчеркнул Глава государства. Он также напомнил о стоящих перед отраслью задачах по мелиорации.
Обращаясь к новому Министру сельского хозяйства и продовольствия Юрию Горлову, Президент отметил, что его ожидает непростая, напряженная работа: «Вы понимаете, что как в здравоохранении, так и в сельском хозяйстве, – это тяжелейшая работа. Там не отдохнешь. Хотя везде министерствам и присутствующим министрам работы хватает, но тем не менее…».
Говоря о сфере ответственности Министра лесного хозяйства Александра Кулика и задачах, которые стоят перед отраслью, Президент в первую очередь спросил, как обстоят дела с разбором завалов после разгула стихии летом 2024 года и переработкой полученного сырья. «Успеваешь бурелом убрать (в установленные сроки. – Прим.)?» – уточнил Глава государства.
«Так точно», – ответил Министр.
Александр Лукашенко предупредил, что отсрочек в этой работе больше не будет, а контроль за выполнением поставленных задач будет серьезнейший, в том числе со стороны Комитета государственного контроля. «Смотри, чтобы там было сделано все, что ты обещал», – сказал Президент.
Глава государства обратил внимание на необходимость увеличения глубины переработки древесного сырья, объемы которого в Беларуси постепенно будут нарастать. «Мы очень мало перерабатываем древесины. Я летаю над страной и вижу, что в некоторых местах столько бурелома!.. Надо быстро убирать и в дело пускать. Надо успевать», – подчеркнул Александр Лукашенко.
В числе первоочередных задач для Минлесхоза Президент обозначил восстановление лесов. «Я очень на тебя надеюсь, поскольку ты настоящий лесник. Я очень надеюсь, что ты любишь лес не меньше меня, – обратился Глава государства к Александру Кулику. – Это действительно богатство, это здоровье людей. Это спасение всей страны. Тот, кто обладает такими насаждениями лесов, – это действительно богатый во всех смыслах человек. Лес – это все».
Что касается Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, то здесь Глава государства сделал акцент на геологоразведке.
«Актуальнейшая тема», – подчеркнул Александр Лукашенко. В силу известных обстоятельств сейчас у всего мира на слуху тема добычи редкоземельных материалов. «Говорят, что у нас в отвалах есть редкоземельные минералы. Надо разведать и остальное: и химия, и нефть, и газ, и прочее. Я ставил соответствующую задачу перед соответствующим министром», – сказал Глава государства.
Президент обратил внимание, что геологоразведка в стране развита недостаточно, находится на низком уровне. А тематика поиска редкоземельных металлов выпадает из поля зрения отечественных специалистов. «Редкоземельные металлы выговаривает только Трамп в Соединенных Штатах Америки. Вы над этим пока не задумывались. Их много не бывает в земле. Может, у нас не меньше, чем у других?» – поставил вопрос перед специалистами Глава государства.
Обращаясь к профильному вице-премьеру, Президент продолжил: «Поэтому Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды упираться вместе с вами придется прилично. Это будущее. Надо копать, надо смотреть, что есть у нас в земле».
Во время разговора с блоком Правительства, который курирует вице-премьер Юрий Шулейко, речь также шла о работе Белкоопсоюза, председателем правления которого в феврале 2024 года была избрана Инесса Короткевич.
«Надо запланировать, посмотреть, какой «героизм» свершился с приходом нового руководителя», – сказал Александр Лукашенко. Он обратил внимание, что за деятельность Белкоопсоюза в Правительстве всегда отвечал Премьер-министр, и так должно оставаться и впредь.
Особое внимание Глава государства обратил на работу потребкооперации в отдаленных малонаселенных деревнях. Он подчеркнул, что ни в коем случае нельзя забывать о тех людях, которые там живут. «Им нужна поддержка. Особенно в населенных пунктах, как их называют, неперспективных. От этого нам никуда не деться. Это и нравственная проблема для любой власти, любого государства. Мы этих людей должны обеспечить не только продовольствием, но и образованием, здравоохранением», – заявил Президент.
Отдельное направление деятельности Белкоопсоюза – звероводческая отрасль. По словам Александра Лукашенко, на нее надо обратить отдельное внимание и встряхнуть. «Она должна приносить прибыль. Но там у нас полный бардак, в том числе и в собственности», – заметил он.
Еще одна организация, о работе которой высказался Президент, – Белгоспищепром. «Модернизируйтесь, углубляйтесь, – поставил задачу Глава государства. – Многое для вас сделали. Вы должны дать результат. За пятилетие надо повысить эффективность работы ваших организаций и выйти на рентабельность не ниже 15 %. Вот наша задача при всех наших контрольных проверках по ценообразованию. Надо – и все».
Александр Лукашенко в ходе принятия кадровых решений по новому составу Правительства расставил акценты в вопросах обязательств государства и самих граждан за их благополучие.
«Надо иметь в виду, что государство свои функции выполняет и выполнит. Вся вертикаль власти – от Президента до председателя сельского совета. Я прошу всегда от людей одно – то, что они и должны делать, – обеспечьте, пожалуйста, себя и свою семью. Мы вас будем лечить, мы вам дадим образование – вы за это не платите (речь о налогах в бюджет. – Прим.). Детишкам будем маленьким в детских садах, школах помогать и прочее. Будем помогать. Но вы обеспечьте хотя бы свою семью и себя. И не рассчитывайте, что завтра Лукашенко, Дед Мороз или кто-то придет и принесет эти деньги и вам раздаст или с вертолета сбросит, – заявил Глава государства. – Этого не будет. Мы это не можем сделать. У нас нет, как в Америке, станка, который печатает доллары, на которые население всегда бросается как на свежие пирожки. Обеспечить нужно каждому человеку себя и свою семью. Все остальное – за нами».
Глава государства также коснулся темы работы с кадрами, что где-то кого-то не хватает. В этом плане он заметил, что производительность труда во многих случаях в Беларуси пока еще значительно ниже, чем, например, в некоторых странах Европы. «Поэтому в три раза больше надо нагружаться, загружаться. А не ныть, что у нас не хватает кого-то. У нас всего хватает. Просто шевелиться надо, чтобы заработную плату нормальную иметь», – сказал он.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко дал согласие на назначение Игоря Петришенко на должность первого заместителя Генерального секретаря Содружества Независимых Государств.
До настоящего времени Игорь Петришенко занимал пост Заместителя Премьер-министра, курирующего социальную сферу.