Ограничения на посещение лесов введены в 60 районах Беларуси
Ограничения на посещение лесов действуют в 60 районах Беларуси. Это следует из интерактивной карты запретов и ограничений на посещение лесов в районах Беларуси Министерства лесного хозяйства, сообщает БЕЛТА.
По состоянию на 9.00 7 августа, Гродненская область полностью свободна от ограничений и запретов на посещение лесной местности.
В Минской области ограничен к посещению один район – Мядельский. В Могилевской области ограничены 19 районов – все, кроме Осиповичского и Глусского. В Витебской области ограничено 20 районов – это также все районы области, кроме Браславского.
В Брестской области ограничено пять районов – Ивановский, Пинский, Ганцевичский, Лунинецкий и Столинский. В Гомельской области есть ограничения на посещение 15 районов. Свободными от запретов на посещение остаются Житковичский, Лельчицкий, Петриковский, Октябрьский, Светлогорский и Жлобинский.
Карта обновляется в режиме реального времени, данные могут меняться в течение дня.
По информации БЕЛТА
В 2025 году предусмотрена разработка для реализации Целей устойчивого развития 42 стандартов в области охраны окружающей среды, качества воды, переработки вторичного сырья и не только. Такое заявление сделал директор Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Александр Скуратов, выступая на полях первой конференции ШОС по сотрудничеству в области стандартизации, которая проходит в китайском Циндао, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
В мероприятии участвуют представители восьми стран – Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Китая, Монголии, России, Таджикистана и Узбекистана. Госстандарт представляют директор БелГИСС Александр Скуратов и его заместитель Ольга Ильянкова. Руководители делегаций презентуют потенциал своих стран в области стандартизации, участники также обсудят проект декларации по укреплению отношений между национальными органами по стандартизации Шанхайской организации сотрудничества. 9 и 10 июля белорусская делегация примет участие в V Циндаоском форуме по международной стандартизации.
К слову, в Беларуси Главой государства 2024-й был объявлен Годом качества, а 2025–2029 годы – пятилеткой качества, что существенно повышает значимость всех направлений работы Госстандарта, формирующих национальную инфраструктуру качества.
Александр Скуратов подробно охарактеризовал принципы технической политики, ее основные цели и механизмы, позволяющие обеспечивать современный уровень безопасности и качества выпускаемой и обращаемой на рынке продукции и не создавать излишних барьеров в торговле. В частности, Госстандарт реализует Стратегию развития стандартизации Беларуси до 2030 года, в числе ключевых направлений которой опережающая стандартизация, содействие экспорту продукции и применению стандартов, цифровизация, стандартизация в интеграционных образованиях, вовлечение организаций в работы по стандартизации.
Было отмечено, что эффективной и соответствующей международной практике разработке стандартов содействует функционирование 44 национальных технических комитетов по стандартизации, участие отечественных специалистов в аналогичных работах на межгосударственном и международном уровнях. Для выполнения поставленных на уровне республики задач Госстандарт ежегодно утверждает план государственной стандартизации, а также отдельные целевые программы стандартизации. Среди актуальных разработок директор БелГИСС назвал стандарты в области электротранспорта, цифровой экономики, инновационного менеджмента, туристической инфраструктуры. Высокую социальную значимость имеют стандарты на оборудование и услуги в плавательных бассейнах и аквапарках, доступную среду для людей с ограниченными возможностями, товары и услуги для детей. Кроме того, в этом году предусмотрена разработка для достижения Целей устойчивого развития 42 стандартов в области охраны окружающей среды, качества воды, переработки вторичного сырья и не только.
«Стандартизация – стержень инфраструктуры качества нашей республики. Разработка и применение современных стандартов рассматривается как инновационное направление, реализуемое с учетом международного опыта», – подытожил Александр Скуратов.
Беларусь участвует в ШОС в разных статусах с 2010 года, а 4 июля прошлого года на саммите организации в Астане наша страна стала десятым по счету полноправным членом семьи ШОС.
По информации БЕЛТА
Департаментом по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси (Госатомнадзором) проводится плановая работа по актуализации перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, сообщили БЕЛТА в департаменте.
Согласно законодательству, перечень пересматривается один раз в пять лет и корректируется в зависимости от изменения радиационной обстановки, в том числе с учетом данных уточняющего радиологического обследования территории населенных пунктов. Действующий перечень утвержден в 2021 году.
Работы по уточнению радиационной обстановки включают экспедиционные выезды с отбором проб почвы и последующим определением содержания радионуклидов цезия-137, стронция-90 и изотопов плутония. Уполномоченной организацией на проведение таких работ является Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды (Белгидромет).
Госатомнадзором была сформирована рабочая группа из представителей Белгидромета, Гомельского облисполкома, Гомельского горисполкома, Института радиобиологии НАН и иных заинтересованных с целью дополнительного обследования Гомеля. Разработана поэтапная программа обследования, включающая определение уровней радиоактивного загрязнения отдельных участков населенного пункта, включенных в 2000–2016 годах в городскую черту. Состоялся экспедиционный выезд представителей Госатомнадзора и Белгидромета в Гомель, где на месте с участием членов рабочей группы проведен отбор проб почвы в 14 точках города. В соответствии с принятыми методиками пробы отбирались в местах массового пребывания людей – в непосредственной близости от детских садов, школ, больниц, других общественных мест.
Проведение измерений и интерпретация полученных результатов будут выполнены аккредитованными лабораториями Белгидромета и Института радиобиологии НАН Беларуси. Обоснованное решение об отнесении территории Гомеля к зоне проживания с периодическим радиационным контролем будет принято с учетом анализа банка данных Белгидромета, содержащего информацию о более чем 750 пробах по всем зонирующим радионуклидам.
Госатомнадзор и далее будет информировать о проводимых работах по уточнению радиационной обстановки с целью мониторинга и оценки динамики радиоактивного загрязнения, а также для принятия мер по защите населения.
По информации БЕЛТА
В Беларуси планируется принять новую стратегию обращения с отходами. Глава государства Александр Лукашенко ставит задачу зафиксировать конкретные цели и их достижение в более сжатые сроки. Об этом шла речь на совещании у Президента по вопросам обращения с отходами и использования вторичных материальных ресурсов, передает корреспондент БЕЛТА.
Про разработку единой стратегии обращения с отходами производства и потребления Главе государства доложил Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк. Александр Лукашенко заявил о необходимости закрепить в документе более напряженные задачи и предупредил, что затягивать со сроками реализации нельзя.
По словам Министра, проект стратегии разработан и вынесен на обсуждение. При Минприроды был создан координационный совет по обращению с отходами, в который вошли представители науки, бизнеса, местных органов власти, заинтересованных организаций. «Мы учли все возможные замечания, – сказал он. – Стратегия вынесена на общественное обсуждение. Поступают определенные вопросы, в том числе и от граждан, которые мы учитываем. И в ближайшее время, после определенной доработки, стратегия будет внесена на рассмотрение в правительство».
Как пояснил Сергей Масляк, в новом документе планируется объединить другие документы по этой тематике. «Сегодня в стране вопросы обращения с отходами отражены в шести стратегиях и четырех концепциях. Надо аккумулировать это все в единый документ и дать возможность определить единый орган в лице Минприроды, – объяснил он необходимость разработки и принятия новой стратегии. – Это даст свои результаты в ближайшее время. Я за эти вопросы буду головой отвечать».
Одной из основных, глобальных целей стратегии Министр назвал достижение уровня использования отходов не менее 90 % к 2040 году.
Однако Президент посчитал обозначенный период слишком долгим. «Эти сроки не подходят. Это же наши ресурсы, и это та грязь, которая засоряет природу. Так надо эту грязь взять, переработать и сделать ресурсами. Так что, мы будем до 2040 года в грязи телепаться?» – критически отозвался Глава государства.
На этот счет Премьер-министр Александр Турчин пояснил, что задачи по наращиванию объемов переработки отходов будут решаться более динамично. И в первую очередь предстоит сосредоточить основные усилия на том, чтобы сортировать весь мусор до того, как он попадет на полигоны, извлекая оттуда все ресурсы, которые подлежат переработке. «Если мы возьмем все отходы за 100 %, то процентов 40 можно сдать на переработку, вторичные материальные ресурсы. Процентов 30, чуть больше, – это органика. Остается процентов 20–25 тех отходов, которые сегодня не подлежат переработке. Простая задача (мы это сделаем) – у нас на полигонах не будет никаких вторичных материальных ресурсов. Мы это все сделаем в течение ближайшего времени», – сказал Премьер-министр.
«В ближайшее время – это 2040 год?» – уточнил Александр Лукашенко.
«В ближайшие несколько лет», – заверил Александр Турчин.
В качестве примера обсуждалась работа Брестского мусороперерабатывающего завода. Предприятие обеспечивает сбор и сортировку отходов из Бреста, Брестского и Жабинковского районов, извлекая около 14 видов вторсырья, включая пластик, стекло, макулатуру, а также органические отходы, из которых получают биогаз, используемый для выработки электроэнергии для нужд завода.
Решить поставленную задачу позволит в том числе новый мусороперерабатывающий завод, который строится под Минском и начнет работать в июле этого года. Объем переработки составит около 600 тыс. т отходов в год.
Этот завод, как ожидается, станет крупнейшим в стране производителем RDF-топлива (от англ. refuse-derived fuel – «топливо, полученное из отходов») – гранул, полученных из горючих отходов. Объемы запланированы на уровне 113 тыс. т в год, что, по словам специалистов, позволяет в значительной степени обеспечить потребности в энергоресурсах для цементных заводов. Однако последние пока без энтузиазма относятся к перспективе использования RDF-топлива, ссылаясь на разного рода сложности, в том числе технологические и по обслуживанию оборудования.
Президент в этой связи потребовал ставить перед цементными заводами более жесткие задачи и требовать от них использовать RDF-топливо, поскольку это важно для государства и позволяет одновременно решать вопросы как с переработкой отходов, так и с обеспечением цементной отрасли местными энергоресурсами.
«Если это топливо (RDF-топливо. – Прим. БЕЛТА) нормально сгорает и должно сгорать, так пускай берут, – сказал Александр Лукашенко. – Установите цену и объемы, которые должны забирать эти заводы. Что вы с ними возитесь? Государственное предприятие (да неважно какое – в стране порядок). Чтобы прекратить эти разговоры: надо, не надо».
По информации БЕЛТА
Какие новые требования к упаковке предлагается ввести в ЕАЭС, рассказала на пресс-конференции «Экологическая безопасность: новые решения для борьбы с загрязнением пластиком» начальник управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ольга Сазонова, передает корреспондент БЕЛТА.
Ольга Сазонова назвала техническое регулирование сферы обращения с отходами одним из важных направлений работы. Разработано более 40 государственных стандартов по установлению требований к экологически безопасной, в том числе биоразлагаемой, упаковке и методам ее испытания.
«Часто под понятием «биоразлагаемый» может скрываться традиционный полимер с добавками, которые позволяют всего лишь сократить срок разложения отходов. А конечным продуктом является микропластик, который также загрязняет окружающую среду, – пояснила Ольга Сазонова. – В 2024 году начата работа по разработке межгосударственных стандартов в области установления требований к экологически безопасной упаковке, включая определение способности биоразложения пластмассовых материалов и бумажной упаковки».
Предусмотрена корректировка техрегламента Таможенного союза «О безопасности упаковки». По инициативе Беларуси в проект изменений включен запрет на использование этикеток из поливинилхлорида на упаковке из полиэтилентерефталата. «Запрет инициирован в связи с тем, что нанесение такой этикетки не позволяет в дальнейшем переработать ПЭТ-бутылку», – добавила специалист.
Проект изменений в техрегламент проходит процедуру внутригосударственного согласования. Также ведется работа (под эгидой ЮНЕП) по подготовке имеющего обязательную юридическую силу проекта международного договора по борьбе с загрязнением окружающей среды, в том числе морской, пластиковым мусором. Кроме того, Республика Беларусь, являясь стороной Базельской конвенции, продвигает на площадке ЕЭК инициативу по введению единой меры нетарифного регулирования в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС отходов пластмасс.
«Планируется, что будет введен разрешительный порядок для ввоза таких отходов», – рассказала Ольга Сазонова.
По информации БЕЛТА
Экологическое благополучие – неотъемлемый элемент устойчивого развития страны и обеспечения высоких жизненных стандартов ее населения. Неизменным приоритетом государственной политики является снижение негативного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, максимально возможное сохранение экологических систем и биологического разнообразия, рациональное использование природных богатств, энерго- и ресурсосбережение. В последнее время все большую актуальность также приобретают вопросы адаптации к изменению климата, обеспечения биологической, химической, водной безопасности.
Для решения указанных задач в стране выстроена комплексная система государственного управления, в основу которой положены программные и стратегические документы, определяющие в качестве приоритета государственной политики предотвращение экологических рисков и повсеместное внедрение принципов зеленой экономики. Так, например, у нас приняты Национальный план действий по развитию зеленой экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы (кстати, уже второй по счету), Национальная стратегия управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года. В мае 2024-го была утверждена Национальная стратегия развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Республики Беларусь на период до 2035 года.
Наша республика стала одной из первых стран СНГ, где был законодательно закреплен принцип расширенной ответственности производителей. Это произошло в 2012 году. Прогрессивные нормы законодательства у нас также установлены по таким вопросам, как экоупаковка, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, энергосбережение, и ряду других.
О высокой эффективности проводимой в стране экологической политики ярко свидетельствуют достигнутые результаты. Так, объем сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты в 2023-м сократился более чем в 3,7 раза по сравнению с уровнем 2015 года. За последнее десятилетие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников на душу населения сократились в 1,9 раза, восстановлен водный режим на 60 тысячах гектаров нарушенных и неэффективно осушенных болот.
Положительные тенденции также наблюдаются в сфере ресурсоэффективности. Энергоемкость ВВП за 2010–2022 годы уменьшилась с 423,8 килограмма условного топлива / миллиона рублей (ВВП в ценах 2005-го) до 367 килограммов условного топлива. Уровень использования твердых коммунальных отходов в 2015–2023 годах вырос с 15,6 до 35,5 процента, потери воды при транспортировке сократились на 42 процента.
Подготовленная в стране Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года, которая формирует фундамент всей системы государственного планирования на средне- и краткосрочную перспективу, свидетельствует о том, что вопросы экологической безопасности и ресурсной эффективности сохраняют свою актуальность и значимость для общества и государства. Принцип проактивных (предупреждающих) действий по-прежнему лежит в основе всей государственной экологической политики.
Приоритетные задачи для государства – формирование экологической культуры населения, переход к рациональным моделям производства и потребления, внедрение зеленых технологий, цифровизация в сфере экологического мониторинга и управления, образование и подготовка кадров и др.
Александр Шушкевич, заведующий отделом природопользования и развития зеленой экономики Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики, « Рэспубліка», 24 января 2025 г.
На Pravo.by размещена тематическая инфографика «Охрана окружающей среды – дело каждого гражданина», из которой можно получить доступ к основным актам законодательства по теме