Ограничения на посещение лесов введены в 60 районах Беларуси
Ограничения на посещение лесов действуют в 60 районах Беларуси. Это следует из интерактивной карты запретов и ограничений на посещение лесов в районах Беларуси Министерства лесного хозяйства, сообщает БЕЛТА.
По состоянию на 9.00 7 августа, Гродненская область полностью свободна от ограничений и запретов на посещение лесной местности.
В Минской области ограничен к посещению один район – Мядельский. В Могилевской области ограничены 19 районов – все, кроме Осиповичского и Глусского. В Витебской области ограничено 20 районов – это также все районы области, кроме Браславского.
В Брестской области ограничено пять районов – Ивановский, Пинский, Ганцевичский, Лунинецкий и Столинский. В Гомельской области есть ограничения на посещение 15 районов. Свободными от запретов на посещение остаются Житковичский, Лельчицкий, Петриковский, Октябрьский, Светлогорский и Жлобинский.
Карта обновляется в режиме реального времени, данные могут меняться в течение дня.
По информации БЕЛТА
Какие новые требования к упаковке предлагается ввести в ЕАЭС, рассказала на пресс-конференции «Экологическая безопасность: новые решения для борьбы с загрязнением пластиком» начальник управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ольга Сазонова, передает корреспондент БЕЛТА.
Ольга Сазонова назвала техническое регулирование сферы обращения с отходами одним из важных направлений работы. Разработано более 40 государственных стандартов по установлению требований к экологически безопасной, в том числе биоразлагаемой, упаковке и методам ее испытания.
«Часто под понятием «биоразлагаемый» может скрываться традиционный полимер с добавками, которые позволяют всего лишь сократить срок разложения отходов. А конечным продуктом является микропластик, который также загрязняет окружающую среду, – пояснила Ольга Сазонова. – В 2024 году начата работа по разработке межгосударственных стандартов в области установления требований к экологически безопасной упаковке, включая определение способности биоразложения пластмассовых материалов и бумажной упаковки».
Предусмотрена корректировка техрегламента Таможенного союза «О безопасности упаковки». По инициативе Беларуси в проект изменений включен запрет на использование этикеток из поливинилхлорида на упаковке из полиэтилентерефталата. «Запрет инициирован в связи с тем, что нанесение такой этикетки не позволяет в дальнейшем переработать ПЭТ-бутылку», – добавила специалист.
Проект изменений в техрегламент проходит процедуру внутригосударственного согласования. Также ведется работа (под эгидой ЮНЕП) по подготовке имеющего обязательную юридическую силу проекта международного договора по борьбе с загрязнением окружающей среды, в том числе морской, пластиковым мусором. Кроме того, Республика Беларусь, являясь стороной Базельской конвенции, продвигает на площадке ЕЭК инициативу по введению единой меры нетарифного регулирования в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС отходов пластмасс.
«Планируется, что будет введен разрешительный порядок для ввоза таких отходов», – рассказала Ольга Сазонова.
По информации БЕЛТА
Экологическое благополучие – неотъемлемый элемент устойчивого развития страны и обеспечения высоких жизненных стандартов ее населения. Неизменным приоритетом государственной политики является снижение негативного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, максимально возможное сохранение экологических систем и биологического разнообразия, рациональное использование природных богатств, энерго- и ресурсосбережение. В последнее время все большую актуальность также приобретают вопросы адаптации к изменению климата, обеспечения биологической, химической, водной безопасности.
Для решения указанных задач в стране выстроена комплексная система государственного управления, в основу которой положены программные и стратегические документы, определяющие в качестве приоритета государственной политики предотвращение экологических рисков и повсеместное внедрение принципов зеленой экономики. Так, например, у нас приняты Национальный план действий по развитию зеленой экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы (кстати, уже второй по счету), Национальная стратегия управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года. В мае 2024-го была утверждена Национальная стратегия развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Республики Беларусь на период до 2035 года.
Наша республика стала одной из первых стран СНГ, где был законодательно закреплен принцип расширенной ответственности производителей. Это произошло в 2012 году. Прогрессивные нормы законодательства у нас также установлены по таким вопросам, как экоупаковка, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, энергосбережение, и ряду других.
О высокой эффективности проводимой в стране экологической политики ярко свидетельствуют достигнутые результаты. Так, объем сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты в 2023-м сократился более чем в 3,7 раза по сравнению с уровнем 2015 года. За последнее десятилетие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников на душу населения сократились в 1,9 раза, восстановлен водный режим на 60 тысячах гектаров нарушенных и неэффективно осушенных болот.
Положительные тенденции также наблюдаются в сфере ресурсоэффективности. Энергоемкость ВВП за 2010–2022 годы уменьшилась с 423,8 килограмма условного топлива / миллиона рублей (ВВП в ценах 2005-го) до 367 килограммов условного топлива. Уровень использования твердых коммунальных отходов в 2015–2023 годах вырос с 15,6 до 35,5 процента, потери воды при транспортировке сократились на 42 процента.
Подготовленная в стране Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года, которая формирует фундамент всей системы государственного планирования на средне- и краткосрочную перспективу, свидетельствует о том, что вопросы экологической безопасности и ресурсной эффективности сохраняют свою актуальность и значимость для общества и государства. Принцип проактивных (предупреждающих) действий по-прежнему лежит в основе всей государственной экологической политики.
Приоритетные задачи для государства – формирование экологической культуры населения, переход к рациональным моделям производства и потребления, внедрение зеленых технологий, цифровизация в сфере экологического мониторинга и управления, образование и подготовка кадров и др.
Александр Шушкевич, заведующий отделом природопользования и развития зеленой экономики Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики, « Рэспубліка», 24 января 2025 г.
На Pravo.by размещена тематическая инфографика «Охрана окружающей среды – дело каждого гражданина», из которой можно получить доступ к основным актам законодательства по теме
В Беларуси скорректирована Государственная программа «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2021–2025 годы. Соответствующее постановление Совета Министров от 20 декабря 2024 г. № 979 опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
Уточнены объемы и источники финансирования, а также методика оценки эффективности реализации мероприятий. Обновлены перспективный план закупки НПЦ по геологии современной техники и оборудования, количество переданных под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов, мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Беларуси и др.
Также программа дополнена пунктами по комплексному геологическому доизучению и актуализации баз данных для составления государственных геологических карт нового поколения по определенным территориям (с оценкой полезных ископаемых), подготовке представлений о преобразовании заказников (в соответствии со схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения до 1 января 2035 года), пересмотру подходов к нормативам допустимой нагрузки на них и др.
Постановление вступает в силу после официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2024 года.
По информации БЕЛТА
6 июля 2024 г. вступили в силу статьи 1-2 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2023 г. № 332-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране озонового слоя».
В рамках работы по приведению законодательства к указанному Закону приняты следующие нормативные правовые акты:
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2024 г. № 387 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;
- постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 мая 2024 г. № 34 «Об изменении постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 122 и от 8 декабря 2014 г. № 42»;
- постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 июня 2024 г. № 35 «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 января 2022 г. № 9».
Изменения законодательства направлены на выполнение Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года, предусматривающей регулирование потребления гидрофторуглеродов.
Справочно
Гидрофторуглероды широко применяются в качестве хладагентов в системах охлаждения и кондиционирования воздуха, также используются в системах газового пожаротушения и для получения пористой продукции.
Согласно Монреальскому протоколу потребление = импорт + производство – экспорт.
С учетом отсутствия производства гидрофторуглеродов в Республике Беларусь, наше потребление полностью определяется их импортом.
В этой связи ратификация Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу в Республике Беларусь рассматривалась как одно из направлений импортозамещения в целях поэтапного отказа от синтетических фреонов и перехода на природные хладагенты (вещества, которые существуют в природе или получаются из природного сырья, например, природного газа).
К природным хладагентам относят неорганические хладагенты: аммиак, диоксид углерода, вода и воздух, а также органические хладагенты: бутан, изобутан, изопентан, метан, пропан, пропилен, этан, этилен и др.
Согласно Кигалийской поправке к Монреальскому протоколу к 2036 году потребление ГФУ в Беларуси должно быть сокращено на 85 % или до уровня не более 0,762 млн. тонн CO2 экв в год.
Потребление гидрофторуглеродов в нашей стране в 2022 году составило 3,514 млн. тонн CO2 экв.
Ввоз в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ (включая гидрофторуглероды), а также их смесей возможен в пределах допустимых объемов потребления, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2023 г. № 170 «О мерах по охране озонового слоя и климата» (далее – постановление № 170) в соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, 16 сентября 1987 г.
С учетом ранее выданных лицензий на ввоз озоноразрушающих веществ расчетный уровень потребления гидрофторуглеродов на 2024 год, указанный в абзаце втором подпункта 1.2 пункта 1 постановления № 170, достигнут.
В связи с вышеизложенным, в соответствии с абзацем вторым пункта 14 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества (приложение № 20 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»), Минприроды прекращает согласование выдачи лицензий на импорт озоноразрушающих веществ в 2024 году.
Одновременно информируем, что в соответствии с абзацем вторым части девятой статьи 16 Закона Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 56-З «Об охране озонового слоя» и подпункта 1.3 пункта 1 постановления № 170 согласование выдачи лицензий на импорт озоноразрушающих веществ в 2025 году будет осуществляться с учетом количественных ограничений на ввоз озоноразрушающих веществ в Республику Беларусь, установленных в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 постановления № 170, которые будут распределяться в соответствии с Положением о порядке распределения количественных ограничений на ввоз в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ, утвержденным в соответствии с пунктом 11 постановления № 170.
О формах запроса о распределении количественных ограничений на 2025 год и представления необходимой для осуществления распределения количественных ограничений информации будет сообщено дополнительно.
По сообщению официального сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
18 июня состоялось расширенное выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по экологии и природопользованию на тему «Рациональное использование и охрана недр как инструмент обеспечения экономической и экологической безопасности» на базе РУП «Научно-производственный центр по геологии».
В ходе заседания депутаты совместно с представителями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, РУП «Научно-производственный центр по геологии», РУП «Белорусский государственный геологический центр» обсудили вопросы рационального использования и охраны недр, развития и расширения использования минерально-сырьевой базы страны в целях выполнения поручений Главы государства по импортозамещению ввозимого минерального сырья.
Также парламентарии ознакомились с инновационными технологиями, используемыми при разработке и освоении месторождений стратегических полезных ископаемых.
Полученная информация будет использована членами Постоянной комиссии по экологии и природопользованию при подготовке проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Кодекса Республики Беларусь о недрах», который разрабатывается в настоящее время.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь