04.08.2023
О перспективах развития административных процедур
В Палате представителей продолжается работа над проектом Закона «Об изменении закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур». Документ готовится ко второму чтению и будет вынесен в Овальный зал на очередной сессии. О новациях законопроекта корреспонденту БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Наталья Тарасенко.
«Беларусь – социальное государство, одной из важнейших задач которого является защита прав и законных интересов каждого гражданина. Решение этой задачи будет способствовать повышению качества жизни людей, созданию наиболее благоприятных условий для развития личности во всех сферах жизни», – сказала Наталья Тарасенко.
По ее словам, за годы существования суверенной Беларуси выстроена четкая система взаимодействия между гражданами, организациями и исполнительной властью, постоянно совершенствуются механизмы работы с населением при реализации ими своих прав и законных интересов. «Развитие общества, повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий диктует необходимость этих изменений. В государственные органы исполнительной власти и, в частности, в службу «одно окно» ежегодно обращается большое количество граждан за осуществлением административных процедур. Однако нередко они сталкиваются с рядом проблем, препятствующих разрешению вопросов их интересующих, – отметила депутат. – Проблема совершенствования осуществления административных процедур в сфере деятельности органов исполнительной власти в их взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами неразрывно связана с решением актуальных вопросов реализации конституционных прав граждан, совершенствования работы госаппарата, борьбы с бюрократизмом, продвижения принципов ответственности и информационной прозрачности в работе государственных служб, повышения ответственности государственных служащих за реализацию возложенных на них задач и функций».
Правовое регулирование при осуществлении административных процедур в Беларуси определяется Законом «Об основах административных процедур», принятым в 2008 году, Директивой «О дебюрократизации государственного аппарата и повышения качества обеспечения жизнедеятельности населения», иными нормативно-правовыми актами, подчеркнула Наталья Тарасенко.
«В основе нынешней корректировки закона – анализ практики его применения, необходимость согласования с нормами обновленной Конституции и другими законодательными актами, а также масштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни. Проведена большая работа по уточнению перечня административных процедур: проанализировано, какие процедуры не востребованы, дублируют друг друга, требуют совмещения. В законопроекте определено, что перечень административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении граждан, за исключением индивидуальных предпринимателей, утверждается Президентом. Перечень административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждается Советом Министров. Осуществление иных административных процедур, не включенных в вышеуказанные перечни, не допускается», – сказала она.
«В настоящее время активизирована работа всех государственных органов по переводу административных процедур в электронную форму. Планируется, что до 2025 года будет оцифровано еще около 450 административных процедур. Именно широкое применение информационных технологий обеспечит максимальное удобство, оперативность и доступность административных процедур для граждан и субъектов хозяйствования. Осуществление административной процедуры в электронном виде через личный кабинет гражданина на едином портале электронных услуг позволит гражданам, не выходя из дома, не только подать заявление, но и получить административное решение. Причем электронный документ будет иметь такую же юридическую силу, как и его бумажный вариант», – пояснила Наталья Тарасенко.
Проектом закона предусмотрена корректировка и уточнение понятийного аппарата, связанного с осуществлением административных процедур. В частности таких понятий, как «административная процедура», «орган-регулятор», «осуществление административной процедуры в электронной форме», «цифровизация административной процедуры».
Кроме того, в законопроекте предлагается уточнить сферу действия закона, определить полномочия органа-регулятора, требования к регламентам административных процедур. Устанавливаются требования к использованию информационно-коммуникационных технологий при осуществлении административных процедур. Конкретизирован механизм платы за осуществление административных процедур. Закреплен экстерриториальный принцип совершения отдельных административных процедур. Предусмотрена возможность реализации проактивного формата при обращении гражданина за осуществлением административной процедуры. «Предполагается, что внедрение проактивного формата при осуществлении административных процедур позволит максимально сократить необходимость личного участия заинтересованного лица в процессе сбора и подачи требуемых сведений, а также будет напрямую увязано с изменением социального статуса заявителя, факта наступления определенной жизненной ситуации», – подчеркнула парламентарий.
«Сейчас идет активная работа над подготовкой проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» ко второму чтению. Каждая статья закона подвергается тщательному анализу и проработке. Итогом такой целенаправленной работы должен стать документ, который будет способствовать выстраиванию эффективного взаимодействия между государственными органами, гражданами и субъектами хозяйствования», – дополнила Наталья Тарасенко.
По информации
БЕЛТА
Изменения коснутся исключительно физических лиц. Какие корректировки планируются в Налоговый кодекс
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации
БЕЛТА
Новые админпроцедуры по получению и изменению лицензий доступны онлайн на портале «Е-Паслуга»
Новые административные процедуры стали доступны на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга». Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
С 11 июля на «Е-Паслуга» доступны к заказу новые административные процедуры в сфере лицензирования: 200.17-1.1 «Получение лицензии на осуществление адвокатской деятельности», 200.17-1.2 «Изменение лицензии на осуществление адвокатской деятельности», 548.10.2.1 «Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности», 548.10.2.2 «Изменение лицензии на осуществление образовательной деятельности», 548.12.2.1 «Получение лицензии на оказание юридических услуг», 548.12.2.2 «Изменение лицензии на оказание юридических услуг», 548.12.2-1.1 «Получение лицензии на осуществление риелторской деятельности», 548.12.2-1.2 «Изменение лицензии на осуществление риелторской деятельности», 548.17.1.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов», 548.17.1.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов».
Кроме того, онлайн стали доступны процедуры 548.22.2.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов», 548.22.2.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов», 548.12.3.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности по проведению судебных экспертиз», 548.4.4.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности в области связи», 548.4.4.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности в области связи», 548.6.4.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду», 548.6.4.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду», 548.8.10.1 «Получение лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами», 548.8.10.2 «Изменение лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами», 548.7.11.1 «Получение лицензии на осуществление ветеринарной деятельности» и 548.7.11.2 «Изменение лицензии на осуществление ветеринарной деятельности».
Административные процедуры доступны для заказа со строгой аутентификацией (с использованием личной электронной цифровой подписи или ID-карты).
По информации
БЕЛТА
Корректируются 48 статей. Какие изменения затронут Водный кодекс Республики Беларусь
В Палате представителей идет работа над законопроектом об изменении Водного кодекса Республики Беларусь. Он внесен 8 июля Советом Министров и готовится к рассмотрению в первом чтении. Законопроект нацелен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса и его приведения в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров в феврале 2022 года. О новациях проекта закона корреспонденту
БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей Владимир Бабичев.
По его словам, корректировка Водного кодекса основана на результатах научных исследований и правоприменительной практики. «С учетом десятилетней практики применения Водного кодекса концептуальные изменения затрагивают 48 статей, в том числе 22 статьи предлагается изложить в новой редакции, – рассказал Владимир Бабичев. – В целях обеспечения единства терминологии понятийный аппарат дополнен 19 новыми терминами и их определениями, что позволяет усовершенствовать терминологический словарь, который представлен новой редакцией Водного кодекса».
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
«Вносятся изменения по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройства. На сегодняшний день на практике их обеспечить в полной мере не предоставляется возможным, так как отсутствуют правовые основания для принятия местными исполнительными и распорядительными органами таких решений. Также будет уточнен порядок установления запретов и ограничений на осуществление общего водопользования. Пересмотрен перечень поверхностных водных объектов, на которые распространяется обособленное водопользование, – уточнил депутат. – Принятие закона позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, внесет комплексность в правовое регулирование соответствующей сферы общественных отношений».
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей. 12 июля состоится ее заседание. «Как ожидается в этот день разработчик – Министерство природных ресурсов и окружающей среды – представит депутатам ключевые положения документа, мы определим дальнейшие шаги по работе с ними и по взаимодействию с заинтересованными структурами», – отметил Владимир Бабичев.
Новации коснутся достаточно большого круга лиц. «Если мы говорим о нормативно-правовой базе, то, например, при переработке Водного кодекса затрагивается Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», но понятное дело, основной закон – «Об охране окружающей среды». По этим подзаконным документам работают многие отраслевые организации, предприятия, сферы и т.д. Например, это будет очень интересно для предпринимателей, для тех, кто ведет и развивает сегодня туристический бизнес, где есть лодочные станции, пирсы для купания и так далее. Сегодня люди обращаются с этими вопросами к нам в ходе проведения личных приемов, – пояснил парламентарий. – Конечно, также законопроект затрагивает Закон «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» – будут нормы статей, которые позволяют самостоятельно принимать решения на местах. Будет пересмотрен состав бассейновых советов, которые возглавляют руководители областных исполкомов».
Комплексная переработка Водного кодекса Республики Беларусь продиктована временем, основана на результатах научных исследований и обоснована десятилетней правоприменительной практикой.
«Предлагается более четкое разграничение существующих сфер регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. По результатам инвентаризации поверхностных водных объектов будут изменены подходы к присвоению водным объектам соответствующей классификации. Также уточняется перечень поверхностных водных объектов, в отношении которых не требуется проведение оценки экологического состояния», – пояснил депутат
Владимир Бабичев дополнил, что изменения также обусловлены изменениями климата и природной среды, строительством новых объектов и совершенствованием поверхностных и глубоководных водных ресурсов. Прогресс требует обновления законодательства, и именно поэтому Водный кодекс будет совершенствоваться, что будет способствовать упорядочению законодательных актов в данной области и позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, в том числе комплексность правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По информации
БЕЛТА
«Найти оптимальные решения». Корректировку земельного законодательства обсудили в Парламенте
Корректировку земельного законодательства в рамках работы над проектом Закона «Об изменении законов по вопросам регулирования земельных отношений» обсудили на расширенном заседании Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей, передает корреспондент
БЕЛТА.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер и представители Министерства юстиции.
Особую значимость мероприятию придал тот факт, что депутаты принесли с собой актуальные вопросы и конкретные предложения своих избирателей, собранные во время работы в округах.
«Работа над законопроектом по совершенствованию земельного законодательства и Земельным кодексом является в настоящее время актуальной. И, конечно же, проведение таких совещаний с депутатами для нас существенно повышает эффективность в этой работе, – отметил заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер. – Предложения поступают с мест от избирателей, которые непосредственно пользуются землей. Как следствие, они хотят, чтобы совершенствование законодательства было направлено на улучшение условий использования земельных участков. Поэтому и эффективность данной встречи в том, что мы смогли на сегодняшний день конструктивно обсудить достаточно широкий круг вопросов, касающихся различных направлений совершенствования земельного законодательства, и принять соответствующие решения, которые будут положены в корректировку кодекса».
Как добавил заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Андрей Балыш, в скором времени законопроект поступит в парламент. «Но уже сегодня комиссия со всеми заинтересованными депутатами прорабатывает данные вопросы. И все вопросы, которые обозначаются депутатами, идут от земли, от наших избирателей. И это немаловажно, потому что на сегодняшний день каждый депутат Палаты представителей, работая в округе, слышит и слушает своего избирателя», – подчеркнул парламентарий.
Дискуссия прошла активно и содержательно. Были обсуждены такие вопросы, как процедура изъятия земель при ликвидации юридических лиц, виды прав на землю, предоставляемую в рамках государственно-частного партнерства, установление минимального порога платежа при приобретении земельного участка в рассрочку.
«Подобные расширенные заседания, где депутаты представляют реальные вопросы и предложения от избирателей, являются жизненно важными для создания по-настоящему эффективного и справедливого законодательства. Именно здесь, в открытой дискуссии с профильными экспертами, мы можем найти оптимальные решения, отвечающие потребностям людей и развитию страны», – констатировал председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Иван Маркевич.
По информации
БЕЛТА
Какие новации предусмотрены в законопроекте о госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования». Документ внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая 2025 г. и подготовлен в целях обеспечения комплексного правового регулирования процедур государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Какие новации предусмотрены законопроектом – узнавал наш корреспондент.
Эволюционное развитие
Для начала отметим, что данный законопроект долгое время разрабатывался на площадке Министерства юстиции во взаимодействии с представителями бизнес-сообщества. Его главная цель – комплексное совершенствование отношений в сфере создания, реорганизации и прекращения бизнеса. Законопроект также сменит действующий на протяжении долгого времени декрет Главы государства по указанному вопросу. Это связано с ранее внесенными в Конституцию нашей страны изменениями, согласно которым последующие корректировки декретов не осуществляются, а взамен декретов Президента готовятся другие акты законодательства. Сам законопроект направлен на ускорение процесса вхождения в бизнес, на максимальную цифровизацию отношений, которые в этой сфере имеют место, и конечно же, на создание дополнительных мер по защите интересов государства, общества и граждан.
По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Виктора Николайкина, законопроект подготовлен качественно:
– Приятно отметить, что разработчики до внесения в Палату представителей провели несколько публичных обсуждений данного законопроекта. И я знаю, что они включили в него около 40 предложений, которые были высказаны на общественном обсуждении. Это тоже нормально, это связь с практикой.
Ключевые новеллы
В законопроекте предусмотрен ряд новаций. Так, устанавливается возможность государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в рамках информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Предусматривается снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
Кроме того, исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Расширяются и способы возмездного предоставления информации из ЕГР, что удовлетворит потребности бизнеса в оперативном получении необходимой информации.
– Устанавливается единый срок предоставления информации из ЕГР для граждан и юридических лиц (пять календарных дней вместо установленных в настоящее время семи), закрепляется создание электронного архива. Повышаются требования к верификации и актуализации информации о субъектах хозяйствования, в том числе информации о бенефициарной собственности. Сокращается количество регистрирующих органов за счет исключения из их числа администраций свободных экономических зон. Основным принципом при определении регистрирующего органа будет являться его местонахождение, – отметил Виктор Николайкин.
Законопроектом также закрепляется норма, предусматривающая включение адреса электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя в ЕГР, а также обязанность информирования регистрирующего органа в случае его изменения. Официальному адресу электронной почты придается юридическое значение. Он будет столь же обязательным, как и юридический адрес, и будет использоваться для направления субъектам хозяйствования официальных уведомлений, и получение уведомлений на этот электронный адрес будет порождать правовые последствия. Кроме того, закладываются механизмы дополнительного сопряжения государственных информационных систем, чтобы в наиболее короткие сроки вся информация о деятельности субъекта хозяйствования была доступна к использованию в рамках Единого государственного регистра юридических лиц.
– В целях исключения рисков, связанных с деструктивной и финансируемой из-за рубежа деятельностью, законопроект предусматривает направление запросов в государственный орган, уполномоченный на осуществление мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, о наличии (отсутствии) информации о том, что деятельность собственника имущества частного учреждения, учредителей ассоциации (союза), представивших документы для государственной регистрации данных субъектов хозяйствования, создает угрозу национальной безопасности. В случае положительного ответа на запрос регистрирующий орган будет отказывать в государственной регистрации субъекта хозяйствования, – сообщил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
Практический подход
Законопроектом предлагается и новый механизм актуализации содержащихся в ЕГР сведений об участниках хозяйственного общества в случае выхода участника. В частности, в Законе «О хозяйственных обществах» планируется установить, что заявление участника о выходе из хозяйственного общества подается не обществу, а нотариусу, который будет информировать о данном факте общество и регистрирующий орган. Такой подход позволит участнику общества в полной мере реализовать свое право на выход, исключит возникающие на практике проблемы, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением обществом изменений в устав.
– Законопроектом также предусматриваются изменения порядка постановки субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрации в РУП «Белгосстрах». Срок постановки субъектов хозяйствования на учет предлагается сократить с пяти до трех рабочих дней. Также исключается необходимость получения субъектом хозяйствования извещения о постановке на учет. Сведения, подтверждающие его постановку на учет, по истечении трех рабочих дней со дня государственной регистрации будут размещаться на веб-портале ЕГР в открытом доступе, – отметил парламентарий.
Кроме того, предлагается установить возможность вынесения запрета судом, судебным исполнителем на принятие решения о ликвидации юридического лица, что будет содействовать решению проблемы принудительного взыскания долгов. Устанавливается запрет на внесение в ЕГР более одного раза записи о прекращении процедуры ликвидации юридического лица, а также предусматривается увеличение с двух до трех месяцев срока приостановления кредитором процедуры ликвидации. Предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества и председателя ликвидационной комиссии по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов в случае нарушения ими законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, повлекшего неудовлетворение требований кредиторов в установленном порядке при наличии возможности их удовлетворения.
– Для защиты прав кредиторов определяется право регистрирующего органа отказать в государственной регистрации или реорганизации юридического лица при наличии письменной информации кредитора об имеющемся у данного юридического лица неисполненном требовании, связанном с его реорганизацией с учетом устанавливаемых условий, – подчеркнул Виктор Николайкин.
В целом законопроект предусматривает значительный ряд мер, обеспечивающих системное и комплексное регулирование сферы государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, актуализацию и оптимизацию регламентируемых процедур, сокращение временных издержек государственных органов и бизнеса, а также стимулирование добросовестного поведения субъектов хозяйствования при их совершении.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 10 июля 2025 г.