В Беларуси проводится системная работа по оптимизации налоговых льгот
31 июля с участием представителей Минэкономики состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы по выработке согласованных предложений об оптимизации льгот по налогам, сборам (пошлинам).
При рассмотрении вопроса сохранения льгот безусловный приоритет отдается социально направленным. К слову, их доля в общем объеме превышает 40 процентов, составляя порядка 3,4 млрд рублей (по данным прошлого года).
Льготы стимулирующего характера подвергаются детальной «ревизии» на предмет эффективности. При этом анализируются как бюджетно-финансовые результаты льгот, так и их социальная эффективность. Решения принимаются с участием госорганов – инициаторов соответствующих льгот.
Обсуждения результатов оценки эффективности проводятся на системной основе ежегодно начиная с 2020 года (тогда Правительство в рамках постановления № 735 от 30.10.2019 определило порядок такой оценки). Предложения межведомственной рабочей группы по сохранению/отмене или трансформации учитываются при подготовке проекта Закона о корректировке Налогового кодекса.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Министр экономики Юрий Чеботарь рассказал журналистам, за счет каких направлений будет обеспечен рост ВВП в 2026 году, комментируя подписанный Президентом Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год, передает корреспондент БЕЛТА.
Сегодня Президент утвердил основные задачи социально-экономического развития страны на 2026 год. По словам Юрия Чеботаря, при прогнозировании учитывалось несколько условий: динамика внешних рынков, включая рынок основного торгового партнера – России, а также внутренние условия и задачи, которые были поставлены. Этот документ полностью связан с программой социально-экономического развития и государственными программами, что делает принятие указа завершающим этапом планирования и прогнозирования развития Беларуси, подчеркнул Министр.
Ключевой задачей является обеспечение темпа роста ВВП на уровне 102,8 % к уровню 2025 года, который будет обеспечиваться за счет нескольких направлений. «Первое – развитие производственно-экспортной программы с целью увеличения экспорта товаров и услуг на 3,7 % (что также утверждено указом на 2026 год). Министерствам, концернам и областным исполкомам поставлена задача расширять присутствие на других рынках, особенно в странах дальней дуги, Азии, при этом сохраняя устойчивость на российском рынке. Предприятиям необходимо в кратчайшие сроки подготовить бизнес-планы для выполнения этих задач», – обратил внимание глава ведомства.
Второе направление – инвестиционная программа, в рамках которой увеличиваются объемы строительства жилья с приоритетом на арендное жилье для нуждающихся и востребованных специалистов, которые местные власти устанавливают в своих регионах.
Также планируется развитие инфраструктуры и коммерческих проектов. «По коммерческим проектам мы ожидаем основной рост, том числе в этом году, с учетом «Региональной инициативы». Прошел месяц, и прирост по этой инициативе составил Br300 млн. Если так пойдет и дальше, то рост коммерческих инвестиций ожидается почти на 20 %. За счет всей этой общей работы реальные доходы населения должны вырасти в следующем году на более чем 4 %», – добавил Юрий Чеботарь. По его словам, ключевое здесь – рост производительности труда за счет внедрения современных методов автоматизации и роботизации.
В планах также предусмотрены новые финансовые продукты и механизмы поддержки для приоритетных сфер, включая туризм и роботизацию.
Прогноз развития страны тесно связан с пятилетней программой социально-экономического развития Беларуси, но остается сложным из-за рисков мировой экономики и умеренного роста России, прогнозируемого на уровне 101,3 %. «С этими условиями нам в следующем году надо будет работать. Для этого мы и отрабатываем механизмы поддержки наших экспортеров», – подчеркнул Министр.
По словам Юрия Чеботаря, главным ответом на эти вызовы становится расширение присутствия на других рынках. «Многие эксперты отмечают, что лидером по интенсивности роста и потенциалу потребления с учетом численности населения является Африка. Этот рынок оценивается с темпом роста экономики около 4 %. Азиатский рынок также остается одним из самых динамично развивающихся. Именно в этих двух направлениях нам нужно активно увеличивать свое присутствие, – уверен глава ведомства. – Кроме того, важное значение имеют страны СНГ, с которыми у нас связано общее прошлое. Здесь ключевая задача – нарастить присутствие, поскольку нас там уже знают, нашей продукции доверяют. Рекламировать бренды особо не требуется, нужно просто расширять влияние».
По информации БЕЛТА
Начальник главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Дмитрий Клименков в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказал, за счет чего прирастают инвестиции в основной капитал Беларуси.
В этом году сохранена положительная динамика, начавшаяся в 2023 году, отметил Дмитрий Клименков. «Уже третий год подряд наблюдается устойчивый рост инвестиций в основной капитал. Рост значительный – более 10 %. В текущем году он составляет около 15 %, или, точнее, темп роста составляет 115,3 %. Такой прирост обеспечен за счет увеличения инвестиций во всех ключевых направлениях: жилищное строительство, создание социальной и транспортной инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения, а также национальной безопасности», – рассказал он.
Основное внимание уделяется развитию реального сектора экономики – того, что создает продукцию, добавленную стоимость, обеспечивает экспорт и выплату заработной платы. В этом году наблюдается рост по всем трем направлениям инвестиций. «В денежном выражении рост к прошлому году составляет примерно Br9 млрд, а к плану – более Br3 млрд. Годовой план уже выполнен: задание на год было 107,8 %, – подчеркнул начальник главного управления. – По нашим прогнозам, позитивная динамика сохранится. Если какое-то замедление и будет, то оно окажется незначительным».
То, что инвестиционная активность в Беларуси стала улучшаться в 2023 году, связано с совокупностью многих факторов. Во-первых, прошло время «осознания» первых санкций, которые оказали серьезное влияние. «Были введены более жесткие ограничения поверх уже существующих, что привело к блокировке рынков сбыта продукции и поставок оборудования. Естественно, предприятиям потребовалось время на перестройку. Благодаря принятым решениям и усилиям начался постепенный восстановительный рост. Это первое направление», – обозначил Дмитрий Клименков.
Кроме того, внимание было уделено развитию инфраструктуры, в том числе социальной, что обеспечило повышение качества жизни. «Именно эти факторы стали основой для роста. Хотя результаты не всегда заметны в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе происходит устойчивое улучшение. Важными шагами стали редакции закона об инвестициях, создание новых преференций и кредитных продуктов. Общая работа по этим направлениям дала положительный результат», – пояснил представитель Минэкономики.
Он добавил, что не стоит забывать и о роли реального сектора экономики и банковской сферы. «В итоге мы запустили механизм, который сейчас работает на достаточно высоком уровне», – резюмировал он.
По информации БЕЛТА
До конца года в Беларуси будет реализовано еще 60 проектов по инициативе «Один район – один проект». Об этом рассказал начальник главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Дмитрий Клименков в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Инициатива «Один район – один проект» – это один из основных элементов организационной работы, который помог ускорить инвестиционное развитие в Беларуси. «Если говорить о результатах, то у нас порядка двухсот проектов в рамках этой программы. В стране 129 административных территориальных единиц, а проектов – 218. Значит, у некоторых районов по два и более проекта. На сегодня примерно по 100 проектам завершена инвестиционная стадия, 86 районов уже ввели их в эксплуатацию – инвестиционный этап завершен, подписан акт ввода, начинается этап выхода на проектные мощности, когда оборудование работает на полную мощность и выпускает продукцию в полном объеме», – отметил Дмитрий Клименков.
Таким образом, две трети районов, 86 из 129, уже завершили проекты. По словам начальника главного управления, до конца года ожидается завершение еще порядка 60 проектов. «Есть в регионах крупные проекты, например, в Могилеве – производство карбона, в Минской области – деревообработка и пищевая промышленность. Я не хочу выделять отдельные проекты, потому что сравнивать их по объему инвестиций может быть некорректно. Для какого-то района проект на Br1 млн с созданием 10 рабочих мест может иметь большое значение. Мы понимаем, что в небольших районах не может появиться крупный проект – все зависит от компетенций, кадров, возможностей и инфраструктуры, – пояснил он. – У всех разные условия. Главное в этой инициативе – чтобы в каждом районе был хотя бы один проект».
По информации БЕЛТА
Проект указа «О мерах поддержки молодежи», предусматривающий формирование условий для привлечения и сохранения молодых кадров на предприятиях, обсудили на совещании у Президента Беларуси с руководством Совета Министров. Говорили о мерах, которые в основном касались бы нанимателей при распределении и заключении договоров о целевом обучении. Итог обсуждения – излишнего регулирования в этом плане быть не должно, рассказала журналистам Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко, сообщает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Мы говорили о мерах, которые больше касались бы нанимателей при распределении, заключении договоров о целевом обучении. Там, где мы излишне опекать не должны, излишних мер регулирования на правовом уровне быть не должно, – отметила Министр. – Сегодня мы мониторим, работаем в этом русле, продолжаем говорить о том, что эти меры должны быть системными в первую очередь».
В этой связи предложения проекта указа были рассмотрены, но не поддержаны. «Меры стимулирования и предложения по стимулированию молодых специалистов не ограничиваются обсуждавшимся проектом указа. Мы будем вырабатывать и предлагать новые предложения. А в рамках тех, которые сегодня рассматривали, – здесь излишнего регулирования быть не должно. Поэтому эти меры мы пока откладываем», – заявила Наталия Павлюченко.
Она рассказала, что уже сейчас в Беларуси действует серьезная система мер поддержки молодых специалистов, которые приходят на первое рабочее место. Это и единовременная выплата, и ежемесячные выплаты (надбавки). Отдельные меры предусмотрены коллективными договорами организаций и предприятий.
Например, на днях Александр Лукашенко подписал указ о доплатах отдельным категориям работников агропромышленного комплекса. Документом предусматривается увеличение размера ежемесячных доплат молодым специалистам сельхозорганизаций с 0,46 до 1 базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров для оплаты труда работников бюджетных организаций. Такие доплаты полагаются в течение двух лет со дня заключения трудового договора (контракта). Дополнительно введены ежемесячные доплаты в размере 0,81 базовой ставки молодым специалистам этих организаций, отработавшим два года и продолжающим работать в течение последующих трех лет.
Предусмотрены законодательством для молодых специалистов и фискальные меры поддержки. Они имеют право на получение стандартного налогового вычета.
Кроме того, в договор о целевом обучении могут включаться пункты о доплатах к стипендии со стороны организаций-заказчиков.
«Все эти меры системные», – подчеркнула Наталия Павлюченко.
По информации БЕЛТА
Крайний срок уплаты имущественных налогов в Беларуси наступит всего через месяц. Белорусам не позднее 17 ноября 2025 г. нужно уплатить три вида имущественных налогов – транспортный, земельный и на недвижимость. Кому положены льготы, какие есть способы уплаты и поменялись ли ставки налогов в этом году, рассказал на вебинаре НЦЗПИ заместитель начальника управления налогообложения доходов и имущества физических лиц главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Денис Терешков, сообщает БЕЛТА.
Налог на недвижимость
«Традиционно с приближением осени для граждан становится важной задачей уплата имущественных налогов. Установленный срок уплаты – не позднее 15 ноября. Но так как в текущем году это выходной, то срок переносится на ближайший рабочий день, а именно понедельник, 17 ноября», – пояснил Денис Терешков. Важно помнить, что налоги уплачиваются за прошлый год – 2024-й.
Всего имущественных налогов три. Первый из них – налог на недвижимость. «Граждане нашей страны уплачивают налог в отношении всех капитальных строений, зданий и сооружений, которые им принадлежат на праве собственности, как зарегистрированных в органах государственной регистрации, так и незарегистрированных, принятых ими по наследству. К ним относят квартиры, жилые дома, садовые домики, дачные домики, гаражи, машиноместа, а также иное недвижимое имущество, которое есть в распоряжении физических лиц», – отметил представитель МНС.
Налоговым законодательством предусмотрен ряд льгот по уплате налога на недвижимость, которые в первую очередь связаны с отнесением плательщиков к той или иной социально уязвимой категории населения. Конечно же, льготы имеют граждане, которые относятся к членам многодетной семьи, то есть на воспитании у них находятся три и более несовершеннолетних ребенка.
Льготы есть и у пенсионеров по возрасту либо граждан, которые имеют право на пенсию со снижением общеустановленного возраста. «Данная категория граждан не уплачивает налог на недвижимость в отношении одной квартиры, одного жилого дома, всех садовых домиков, всех дач, всех гаражей и всех машиномест. В случае, если пенсионеру по возрасту принадлежат две квартиры либо же два дома, то от налога освобождается один дом либо же одна квартира, стоимость которой больше. То есть наиболее дорогой объект налогообложения льготируется, а за более дешевый необходимо будет произвести уплату», – уточнил заместитель начальника управления.
То же самое касается и граждан, которые имеют инвалидность I и II группы, признаны недееспособными, несовершеннолетних детей, военнослужащих срочной и альтернативной службы. «Они имеют в принципе аналогичные льготы, как и пенсионер по возрасту», – добавил Денис Терешков.
Кроме того, от налога на недвижимость также освобождается имущество, которое расположено в сельской местности, у граждан, которые проживают и работают на селе в организациях сельхозпроизводства, социального обслуживания, образования, медицинских организациях. Данные граждане не уплачивают налог на недвижимость в отношении имущества на селе, к которому относятся квартиры, дома, гаражи, машиноместа, дачи, садовые домики.
Кроме этого, налоговым законодательством также предусмотрено освобождение от налога на недвижимость в отношении объектов, которые признаны историко-культурной ценностью.
Земельный налог
Данный вид налога уплачивается гражданами в отношении всех земельных участков, которые принадлежат им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, временного пользования, получены ими по наследству, а также самовольно занятых участков. «В принципе, налоговые льготы по земельному налогу очень схожи с льготами по налогу на недвижимость. Они также предоставляются в зависимости от отнесения граждан к той или иной наиболее социально незащищенной категории населения. В первую очередь у нас идут многодетные семьи. Они освобождаются от уплаты земельного налога в отношении всех земельных участков, которые предоставлены для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. К ним относятся земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома либо же квартиры в блокированном жилом доме, для огородничества, выпаса животных, сенокошения, для дачного строительства, садоводства, размещения и строительства гаражей. Все эти земельные участки освобождаются от уплаты земельного налога у членов многодетной семьи вне зависимости от количества», – констатировал представитель МНС.
Что касается пенсионеров, а также инвалидов I и II группы, недееспособных, несовершеннолетних, то их права на льготы по уплате земельного налога очень схожи с многодетными. Однако от налога освобождается только один земельный участок, предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома. Все остальные земельные участки освобождаются от уплаты налога вне зависимости от количества.
В случае, если пенсионеру принадлежат два земельных участка для строительства и обслуживания жилого дома, то льгота предоставляется в отношении земельного участка, который для целей налогообложения является наиболее дорогим. То есть сумма налога по которому выше, чем по остальным земельным участкам.
Как правило, налоговые органы самостоятельно предоставляют льготы. «Еще на стадии расчета и предъявления к уплате сумм к нам стекается информация от всех заинтересованных государственных органов о том, какие основания для льгот имеются у граждан. Есть ли у него инвалидность, является ли семья многодетной, получает ли гражданин пенсию по возрасту – и на основании этой информации льготы предоставляются гражданам. Поэтому в случае, если пенсионеру направлено извещение на уплату налога и там указан один жилой дом, значит, у него где-то есть еще один, который уже прольготирован и в извещении не указывается. В извещении упоминается только то имущество, за которое необходимо произвести уплату», – сделал акцент Денис Терешков.
Транспортный налог
Третий вид налога уплачивается в отношении транспортных средств, которые зарегистрированы за физическим лицом в ГАИ. Льготы по уплате транспортного налога предоставляются физическим лицам не совсем так, как по земельному налогу и налогу на недвижимость, а в виде снижения ставки на 50 % либо же на 25 %.
На 50 % ставка снижается для физических лиц, которые достигли пенсионного возраста либо же имеют право на пенсию со снижением общеустановленного возраста, многодетных семей, инвалидов I и II группы. Эти граждане имеют право на льготу при условии наличия действительного водительского удостоверения соответствующей категории. То есть если у пенсионера имеется легковой автомобиль, он зарегистрирован за ним в ГАИ, и есть действительное водительское удостоверение категории В, то льгота будет предоставлена.
Для инвалидов III группы по транспортному налогу предусмотрено снижение ставки на 25 %, опять-таки при условии наличия действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
«Что касается налогообложения прицепов, то льгота предоставляется вне зависимости от категории водительского удостоверения. Главное, чтобы оно было и было действительным», – уточнил представитель МНС.
Как уплачивать налоги?
«По сравнению с прошлым годом порядок уплаты налогов особо не поменялся. Ставки незначительно подросли на 5–7 % по отношению к уровню прошлого года, это связано с тем, что они были проиндексированы на уровень инфляции. Однако по автомобилям повышенного уровня комфортности, включенным в перечень Совета Министров, ставки транспортного налога увеличены в 10 раз», – отметил Денис Терешков.
Ежегодно имущественные налоги уплачиваются на основании извещений налоговых органов, которые не позднее 1 октября вручаются физическим лицам. «Извещения уже должны быть у граждан либо уже на руках, либо в почтовых ящиках, либо в личном кабинете плательщика. Не позднее 17 ноября необходимо произвести уплату имущественных налогов. Самый простой способ уплаты – по QR-коду в извещении, который можно сканировать при помощи камеры телефона. Если такой возможности у вас нет, то можно с извещением прийти в любое банковское отделение либо отделение «Белпочты», – обозначил представитель МНС.
Имущественные налоги с прошлого года в Беларуси уплачиваются единым имущественным платежом. «Это не новый налог, это просто удобный способ уплаты. Если у гражданина несколько объектов, которые расположены в разных районах нашей страны, то раньше ему приходило несколько извещений, в каждом были свои реквизиты на уплату, и ему нужно было произвести определенное количество платежей. А сейчас эти налоги приходят в одном извещении, где они указаны общей суммой и с едиными реквизитами на уплату», – пояснил преимущества заместитель начальника управления.
Чтобы было понятно, за что люди платят налоги, расписан каждый объект налогообложения, за который необходимо произвести уплату. По каждому объекту также имеется подробный расчет, как сумма налога получилась именно такой. Обозначены суммы льгот, которые были применены. Также указаны номера телефонов районных налоговых инспекций и их наименования на случай, если возникнут вопросы по порядку исчисления налогов.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА
